Поиск
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Профильное обучение является одним из перспективных направлений в решении задач самоопределения молодежи, развития индивидуальных способностей, успешной профессиональной идентификации и самореализации в будущем. Исследование особенностей межличностных отношений старшеклассников позволило выявить различия в структуре отношений и самоаттестации социально-психологических характеристик в классах с социально-гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим профилем обучения, определить проблемные и ресурсные зоны профильного обучения. Ключевые слова: профиль обучения, идентификация, дисгармония межличностных отношений, старшеклассники | 1476 | ||||
2 | В условиях стремительно меняющегося мира усиливается роль междисциплинарных исследований и отмечается рост требований к качеству человеческого капитала, при которых традиционное понимание исследовательских компетенций как набора устойчивых навыков и умений оказывается недостаточным. Более того, с изменением исследовательской повестки меняется и роль исследователя. Предпринята попытка проследить эволюционные изменения в трактовке понятия «исследовательские компетенции» в гуманитарных науках через анализ трансформации фигуры исследователя в историко-культурном контексте. Представлена типология исследователя, включающая образы эмпирика Средневековья, классического ученого эпохи Нового времени, исследователя советского периода и современного исследователя – координатора работы с большими данными. Показано, как менялось содержание исследовательской деятельности и соответствующие ей компетенции в зависимости от научной парадигмы и социальной функции науки. Особое внимание уделено изменению субъектной позиции исследователя, переходящей от модели отстраненного наблюдателя к субъекту, действующему в цифровой и организационно сложной среде. Представленный анализ может быть полезен при осмыслении целей и содержания подготовки исследователей в системе высшего образования и при уточнении компонентов исследовательской компетентности студентов. Ключевые слова: исследовательские компетенции, субъект исследования, высшее образование, гуманитарные науки, методология гуманитарных наук | 12 |