Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 10.05.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

К ВОПРОСУ О ВЫЯВЛЕНИИ МАРКЕРОВ СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ СТРАТЕГИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 150-156

Рассматриваются результаты эмпирического выявления показателей-маркеров полярных смыслообразующих стратегий. Для первоначального моделирования процессов смысловой регуляции предлагается две полярных стратегии образования личностных смыслов: приспособительная и развивающая. Личностные смыслы находятся во взаимном соответствии со свойствами личности, проявляемыми во взаимодействиях различного порядка. Для эмпирического описания данных стратегий разработан частный семантический дифференциал – девять биполярных шкал личностных свойств. В данных шкалах используются слова, обозначающие соответствующие свойства личности и выступающие индикаторами смысла. Для установления маркеров, индикатирующих данные полярные стратегии, проведено эмпирическое исследование (n = 145) c помощью батареи тестов, в которую вошли: разработанный частный семантический дифференциал, тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, тест М. Куна «Кто Я?», тест множественного интеллекта Г. Гарднера, тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, тест-опросник личностной рефлексии И. А. Стеценко. Выявлено, что стабильное положительное статистически значимое наличие корреляционной связи (р ≤ 0,05) наблюдается только для показателей девяти разработанных шкал частного семантического дифференциала и показателя «осмысленность жизни» теста «Смысложизненные ориентации» по Д. А. Леонтьеву. Этот показатель возможно применять в виде маркера полярных стратегий смыслообразования.

Ключевые слова: смысловая система, стратегия смыслообразования, свойство личности, семантическая шкала

1238
2

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ С МЕЖПАРАДИГМАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 202-208

Представлены результаты теоретического исследования подходов к изучению развития личности и смысловой сферы при наличии нескольких действующих парадигм в психологии. В отличие от категории значения, категории смысла присущи атрибуты междисциплинарного конструкта как философско-лингвистически-психологического понятия. В силу того, что категория смысла своими корнями опирается на разные науки о человеке, то и современные исследования смысловой сферы человека проводятся с позиций различных парадигм. В различных исследовательских парадигмах консолидированы разные взгляды и конвенциональные договоренности научного сообщества. Формирующиеся в таких парадигмах научные картины мира разграничивают поле научного знания психологических феноменов, специализируясь только на выделяемых (как главенствующих) факторах их проявления в жизни человека. Современная психологическая наука развивается в рамках четырех основных исследовательских парадигм. Гносеологическая парадигма рассматривает познание отдельно от человека как познающего субъекта и направлена на получение экспериментально проверенного знания. Феноменологическая парадигма опирается на переживание как вчувственное понимание. Деятельностная парадигма преодолевает противопоставление сознания и мира путем познания деятельности человека в мире. Экзистенциальная парадигма отражает необходимость учета потребностей человеческого духа, игнорирование которых не позволит осуществить неповторимость личности. Все четыре парадигмы, имея свои сильные и слабые стороны, сосуществуют одновременно в современной психологии.

Ключевые слова: смысл, гносеологическая парадигма, феноменологическая парадигма, деятельностная парадигма, экзистенциальная парадигма

1183
3

САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ КАК ОСНОВА ПРЕАДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 185-190

Истинное развитие личности связано с уходом от адаптивности как приспособления во внешне детерминированной действительности к преадаптивному характеру деятельности. Преадаптивность позволяет формировать свойства личности, способствующие прохождению кризисных ситуаций. В основе преадаптивной стратегии образования смыслов жизнедеятельности лежит стремление к самотрансценденции как выходу за границы освоенного бытия человека для поиска и осуществления своего истинного предназначения. Выявляются особенности самотрансценденции, лежащей в основе преадаптивной стратегии смыслообразования. Полученные результаты позволяют сформулировать определение преадаптивной смыслообразующей стратегии.

Ключевые слова: смысл, смысловая сфера, преадаптивность, творчество, самотрансценденция, смыслообразующая стратегия

1211
4

Специфика избегающего поведения студентов в различных ситуациях // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2024. Вып. 2 (54). С. 122-128

Целью статьи является представление результатов исследования стратегии избегания как совладающего поведения, как способа урегулирования конфликтов, как модели принятия решений. В батарею тестов включены тест Дж. Амирхана выявления доминирующих копинг-стратегий, тест Томаса – Килманна предрасположенности к конфликтному поведению, Мельбурнский опросник принятия решений, методика Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации». Объем выборки 70 человек. Тестирование проводилось одновременно среди двух групп юношей-студентов, получающих юридическое образование: 18-летние студенты 1–2-го курсов (34 человека) и 22-летние студенты 4–5-го курсов (36 человек). Установлено, что 22-летние юноши-студенты более склонны к избеганию стрессовых ситуаций. Однако они менее склонны к стратегии избегания в конфликтах, к избеганию при выборе в неопределенных ситуациях. При этом они демонстрируют большую степень гибкости поведения в стрессовых, конфликтных ситуациях и при выборе в условиях неопределенности, а также большую осмысленность системы жизненных целей, чем 18-летние юноши-студенты.

Ключевые слова: избегание, копинг-стратегия, конфликтное поведение, принятие решения, смысложизненные ориентации

570

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ