Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 14.05.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛУБНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПОИСКОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 6 (34). С. 17-22

На основе историко-педагогического анализа представлено содержание феномена клубного объединения поисковой направленности. Описаны признаки клуба поисковой направленности как формы общественной самоорганизации. Выделены ведущие векторы деятельности данного типа клуба: работа в архивах с документами по поиску карт местности, где велись боевые действия, и проведение поиска останков бойцов Красной армии, погибших и пропавших в годы Великой Отечественной вой ны. Выявлены и охарактеризованы реализуемые клубом поисковой направленности воспитательные практики: создание и поддержание функционирования музея боевой славы; помощь ветеранам войны и труженикам тыла; благоустройство памятников и стел, посвященных Неизвестному солдату; помощь в благоустройстве братских захоронений . Подчеркнута важность обмена опытом между участниками поискового движения, которое объединяет добровольцев из разных уголков России. С целью иллюстрации реализации задач патриотического воспитания школьников, участвующих в поисковых объединениях, описан опыт Д. М. Пыркова – педагога-организатора ОБЖ МАОУ «Школа № 55», ветерана боевых действий на Северном Кавказе (г. Нижний Новгород).

Ключевые слова: клубное объединение, патриотическое воспитание старших школьников, поисковое движение, историческая память

952
2

ОТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ К ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 6 (34). С. 23-30

Рассмотрена проблема, связанная с выявлением особенностей персонифицированного подхода в педагогическом процессе детей и взрослых. На основе историко-педагогического анализа характеризуется феномен персонификации, выявляются его особенности. Доказывается, что персонификация в образовании как педагогический принцип обусловливает возможность самоорганизации личностного образовательного пространства, так как связана, прежде всего, с максимальной активностью обучающегося. Определены основные пути персонификации в дополнительном профессиональном образовании взрослых. Представлены ориентиры организации персонифицированного образовательного процесса: восприятие образовательной ситуации педагогом-слушателем курсовой подготовки как проективной ситуации; обеспечение возможности внесения педагогами корректив в программу повышения своей квалификации; фокус внимания – на персонификацию обучения, саморазвитие, самовоспитание педагогов; обеспечение возможности индивидуального консалтинга преподавателей, экспертов и кураторов курсов в любых форматах; доступность всех учебных онлайн- и офлайн-ресурсов; возможность прохождения учебных курсов и модулей в удобном для обучающегося темпе; организация неформальной образовательной среды и поддержки в информальном образовании; стимулирование мотивации к самообучению; актуализация перехода на проблемно и проектно-ориентированные модели формирования знаний, умений и компетенций; «опредмечивание» (и проявленность) личностных результатов обучения педагогов. Показана взаимообусловленность опыта педагогической персонификации и персонификации обучающегося. Персонифицированный подход в образовании, заложенный в трудах А. В. Петровского и А. Б. Орлова, в настоящее время предполагает смещение акцента на личность обучающегося, его интересы и потребности и построение на этой основе траекторий его развития с опорой на субъектный опыт самого ребенка.

Ключевые слова: персонификация, личность, индивидуальность, повышение квалификации педагогов, саморазвитие, персонализация, субъектность

1313
3

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 6 (40). С. 132-139

Исследован опыт зарубежных стран в части организации методического сопровождения молодых специалистов образовательной сферы. На основании аналитического обзора наработок современных отечественных и зарубежных исследователей определено, что система методического сопровождения является структурным элементом повышения квалификации начинающих свою профессиональную деятельность учителей и должна учитывать новейшие тенденции развития образования, основываться на исследованиях новых педагогических функций, которые возникают в условиях информатизации образования. Внедрение новой концепции в образовательный процесс влечет за собой ряд инновационных преобразований в содержании образования, в переосмыслении новых понятий, категорий, ценностей мышления, изменения ролевых позиций педагога: преподавателя, учителя, воспитателя. Современный учитель – это специалист, который осуществляет педагогическую деятельность с учетом требований времени, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность. Его педагогическая деятельность – это интеллектуальная, творческая деятельность, направленная на обучение, воспитание и развитие личности. Каждый молодой педагог должен быть профессионалом своей деятельности, поскольку продуктом этой деятельности должен стать конкурентоспособный выпускник образовательного учреждения, наделенный ключевыми компетенциями. Именно поэтому молодые педагоги посредством эффективной системы методического сопровождения должны овладеть рядом компетенций, продуцируемых опытом профессионалов с большим стажем практического применения знаний и навыков, для обеспечения эффективной образовательной деятельности.

Ключевые слова: методическое сопровождение, молодой специалист, учитель, педагог, повышение квалификации педагога

917
4

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4 (44). С. 16-24

Рассматривается вопрос развивающего значения технологий виртуальной реальности, возможностей их применения на уровне начального общего образования. Представлены результаты изучения различных исследований, посвященных философским, психологическим и педагогическим аспектам человеческой активности в виртуальной реальности (virtual reality – VR). Доказывается важность и необходимость внедрения технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности для цифровой трансформации сферы образования. Предложена классификация средств виртуальной реальности, применяемых в образовании, на основе критериев погружения и присутствия. Классификация включает виды технологий виртуальной реальности, различающиеся по степени иммерсивности; видам образовательных задач; графическому пользовательскому интерфейсу; графическому представлению пользователей; возможности взаимодействия; особенностям представления объектов в виртуальной реальности. Приведены примеры реализации иммерсивного подхода в общем образовании: изучение влияния социальных конфигураций на визуальное внимание учащихся и учебный процесс в иммерсивном классе виртуальной реальности; влияния текстовых аннотаций в классе иммерсивной виртуальной реальности на способности припоминания учебной информации и т. п. Описаны достоинства применения VR в младших классах с целью развития учебно-познавательной компетентности школьников: наглядность, возможность визуализации сложных и недоступных для восприятия знаний, абстрактных понятий, вовлеченность и интерактивность, мультимодальность восприятия, совместимость с дистанционным обучением и возможность геймификации образовательного процесса. Выявлены позитивные представления педагогов-практиков по отношению к использованию средств VR. Педагоги готовы внедрять в образовательный процесс средства виртуальной реальности, однако наблюдается недостаточное количество качественных VR-продуктов, отвечающих тематическим запросам учителей-предметников. Разработаны задания для детей по четырем направлениям развития: когнитивному, операционно-деятельностному, рефлексивно-оценочному и ценностно-смысловому.

Ключевые слова: виртуальная реальность, иммерсивный подход в образовании, классификация средств виртуальной реальности

880
5

Образовательные возможности виртуальных образовательных лабораторий: анализ сложившейся практики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 6 (52). С. 134-142

В процессе цифровизации образования накапливается новый опыт, совершенствуется методическое обеспечение образовательного процесса и формируется методологическая основа цифровой дидактики. Включение виртуальных образовательных лабораторий в учебный процесс диктуется особенностями цифровой образовательной среды, но сталкивается с некоторыми проблемами: недостаточной безопасностью виртуальной образовательной среды из-за отсутствия технических регламентов, отсутствием единого методологического подхода, несовершенством нормативной базы. Делается попытка обобщить и систематизировать опыт внедрения виртуальных образовательных лабораторий в систему школьного обучения. Анализируются подходы к определению понятия «виртуальная лаборатория» как средства, так и метода научного познания, основной чертой которого является безопасность интерактивной творческой экспериментальной деятельности. Предложена классификация виртуальных лабораторий по многомерности, имитационности, форме представления информации, свободе познавательного творчества, модальности восприятия. Обозначены требования к визуализации объектов в виртуальных образовательных лабораториях с учетом ведущего (визуального) канала восприятия современных школьников. Рассмотрены образовательные возможности и некоторые риски включения тактильного канала восприятия детей при обучении в виртуальных образовательных лабораториях. Рассмотрены виды процессов, которые можно моделировать в виртуальных лабораториях. Проведено исследование эффективности идентификации графических объектов различной сложности учениками начальных классов. На основе полученных данных разработаны принципы организации обучения в виртуальных образовательных лабораториях: имитации реальности, научности/достоверности данных, ответственного отношения (этики обучения в виртуальных образовательных лабораториях).

Ключевые слова: виртуальная образовательная лаборатория, классификация виртуальных образовательных лабораторий, идентификация графических объектов младшими школьниками, функциональная грамотность

626

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ