Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 12.05.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 116-123

Впервые представлена деятельность центра дополнительного физико-математического образования как модель интеграции общего и дополнительного образования, реализуемая на базе педагогического университета. Дана схема модели центра, представленная многоуровневыми связями со школами и внешкольными партнерами. Показано, что модель обеспечивает реализацию заказа на внеурочную деятельность, спектр программ дополнительного образования. Доказывается, что важными элементами модели выступают новый подход к организации педагогических практик будущих учителей, курсы повышения квалификации, направленные на разработку развивающих учебных текстов, учебных задач, которые обеспечивают создание вариативного и обогащенного образовательного пространства. Показано, что модель содействует достижению учителями и учащимися значимых результатов в обучении физике и математике, реализации новых сетевых проектов дополнительного физико-математического образования.

Ключевые слова: физико-математическое образование, дополнительное образование, интеграция, школа, центр дополнительного образования

1265
2

НАСТАВНИЧЕСТВО В ПОСТРОЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 16-23

Рассматривается актуальная проблема модернизации процесса подготовки педагогических кадров. Автор использует концептуальное построение процесса подготовки педагогических кадров в условиях интеграции системы высшего педагогического образования с системами общего и дополнительного образования (включающего в себя подвиды: дополнительное профессиональное образование и дополнительное образование детей и взрослых). Приводятся ключевые категории концепции: принцип, метод и подход к реализации концепции. В рамках концепции наставничество определяется как деятельностное педагогическое сопровождение студентов педагогических вузов в решении квазипрофессиональных и профессиональных задач. Приводится схема наставничества, созданная в рамках разрабатываемой педагогической концепции и реализуемая в центре дополнительного образования при педагогическом университете. Приводятся выводы по результатам применения разнообразного наставничества в рамках трех реализуемых в центре образовательных процессов, а именно взаимодействия студентов с детьми, с ведущими специалистами образовательной отрасли и с коллегами (учителями и партнерами в образовательных мероприятиях).

Ключевые слова: наставничество, педагогическая поддержка, концепция, интеграция, педагогическое образование, дополнительное образование, общее образование, деятельностный подход

1524
3

НАСТАВНИЧЕСТВО, ПРАКТИКИ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 215-225

Исследуются потребности и отношение студентов физико-математического факультета Томского государственного педагогического университета к дополнительным образовательным практикам, взаимосвязь личностных интересов студентов с такими практиками, отношение студентов к наставничеству в их учебно-профессиональной деятельности. Приведены результаты анкетирования выборки выпускников рассматриваемого факультета, окончивших бакалавриат и магистратуру. В контексте обозначенных вопросов исследуются степень и характер предоставления вузом для студентов возможностей осваивать на практике педагогическую деятельность различного рода, взаимодействовать с наставниками, в том числе информированность студентов о таких возможностях, реализация их студентами, взаимодействие студентов с профессиональным сообществом и наставниками. Рассматривается соотношение личностных интересов и ценностей студентов с полученным ими образованием, а также исследуются вопросы личного влияния студентов на собственную траекторию учебно-профессионального развития. Выявлен достаточно высокий уровень личностной заинтересованности студентов в дополнительных образовательных практиках и установлении контактов с профессиональными сообществами. При этом удовлетворенность студентов такими практиками, реализованными в период обучения в педагогическом вузе, также достаточно высока, что связано с характером организации образовательного процесса на исследуемом факультете, ориентированным на практическую деятельность, наставничество и интеграцию с профессиональными сообществами.

Ключевые слова: наставничество, профессиональные действия, дополнительные образовательные практики, личностная значимость, профессиональные сообщества, обмен опытом

1334
4

В. М. ЗЕЛИЧЕНКО – УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ОРГАНИЗАТОР СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 9-18

Отражается становление педагога, ученого и успешного управленца в системе педагогического образования, профессора Томского государственного педагогического университета Владимира Михайловича Зеличенко, недавно ушедшего из жизни. Раскрывается его роль в развитии дополнительного физико-математического образования школьников в Томске и значительный вклад в повышение уровня подготовки современного учителя. Отражен собственный рост как ученого-физика в период его работы в Томском государственном университете и Сибирском физико-техническом институте, организаторские успехи в открытии второй в Сибири, после Новосибирска, физико-математической школы для учащихся, педагогические воззрения на подготовку учителя и их воплощение в практику в Томском государственном педагогическом институте, а затем – университете.

Ключевые слова: обучение физике в школе, обучение физике в вузе, подготовка учителя физики, системный подход в образовании

919
5

Педагогическая инициативность: понятие, ключевые компоненты и классификации // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2024. Вып. 5 (57). С. 44-53

Работа посвящена явлению инициативности в профессиональном развитии студента – будущего учителя, изучению теории и практики применения моделей его подготовки на основе проявления профессиональных инициатив. Рассмотрены разные понятия и направленности инициативности студентов – будущих учителей на разных уровнях их обучения. Объектом изучения выступает смыслообразование инициативности в структуре педагогического знания, особенности ее развития в различных условиях. Для определения доминирующих элементов, классификации, выявления устойчивых моделей развития инициативности проведен структурный анализ соответствующих понятий, выделены действующие модели формирования педагогической инициативности. Проведенный структурный анализ многообразия понятия «инициативность», содержащегося в научных работах по психологии и педагогике, показывает, что она рассматривается как многоплановая и широкая категория, а ее структура представляет собой многокомпонентную систему. Инициативность современного учителя входит в систему его базовых компетенций как имманентное профессиональное качество, в то же время определяется его индивидуальными особенностями, в частности обладанием интуицией, способностями импровизировать, лидерскими качествами и др.

Ключевые слова: педагогическая инициатива студента, структура инициативности учителя, модель инициативной подготовки педагога, принципы развития инициативности

577
6

Современные школьные учебники в контексте задач обеспечения единого образовательного пространства и безопасности детства // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2024. Вып. 6 (58). С. 18-28

В работе обсуждается широкий спектр вопросов, связанных с разработкой, оценкой и использованием учебников в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена вниманием государства и общества к задаче создания единого образовательного пространства с учетом национальных приоритетов и представлений о безопасности детства, что подчеркнуто в федеральном законе № 371-Ф3. Целью исследования является изучение вопроса соответствия учебников для общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования требованиям безопасности, содержательной актуальности, идейно-ценностного соответствия национальным приоритетам. В статье уделено внимание отечественным и зарубежным исследованиям, методическим материалам, посвященным учебникам, которые проходят периодическую экспертизу согласно национальным программам реформирования образования. Обзор литературы позволил выявить, что в зарубежных исследованиях содержания учебников аспект, связанный с безопасностью детства, практически не актуализирован; в отечественном нормативно-методическом поле он поставлен, но недостаточно изучен. Метод исследования – анализ экспертных мнений, осуществленный по результатам проведения семинара с участием более 50 специалистов, обладающих опытом оценки современных учебников. На основании обобщения и концептуализации мнений участников семинара определены актуальные и дискуссионные вопросы экспертизы современных учебников для школ и среднего профессионального образования. 1. Роль учебников в образовательном процессе, оценка их содержания и методического оснащения с точки зрения соответствия идее унификации образовательных стандартов и программ в стране. 2. Вопросы координации содержания учебных материалов между различными предметами. 3. Задача обеспечения доступности содержания учебников пониманию учащихся. 4. Возможности электронных версий учебников и интеграции интерактивных элементов в печатные версии для повышения эффективности обучения. 5. Проблемы, связанные с соблюдением требований безопасности детства, включая ограничение доступа к недостоверной или популяризирующей деструктивные ценности информации. Результаты исследования являются важным ресурсом для работы учителей, методистов, ученых и законодателей, так как содержат объективный анализ проблем разработки учебников и рекомендации по улучшению качества и повышению эффективности образовательных ресурсов в России.

Ключевые слова: учебник, экспертиза, образовательная политика, единое образовательное пространство, безопасность детства

404

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ