№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
101 | Раскрывается сущность и содержание метапредметного подхода, направленного на обеспечение восхождения предметной познавательной деятельности обучающихся на надпредметный уровень. Метапредметное содержание общего образования является совокупностью надпредметных дидактических единиц («метапредметов», «первосмыслов»), а также методов осуществления метапредметной познавательной деятельности. Метапредметные результаты состоят из метапредметных знаний, метапредметных компетенций и универсальных учебных действий. Метапредметные знания являются знаниями более высокой степени абстракции в сравнении с предметными знаниями, относящимися к одной предметной области, такие знания могут быть получены только на основе сочетания знаний из нескольких предметных областей. Дано собственное определение понятия «метапредметные компетенции» – представляющие собой интегративные способности обучающегося приобретать метапредметные знания с помощью соотнесения знаний из нескольких предметных областей, а также на основе сочетания способов ведения метапредметной познавательной деятельности из нескольких сфер (познавательная, регулятивная, коммуникативная) формировать универсальные учебные действия. Ключевые слова: метапредметный подход, принцип сочетания, метапредметное содержание, метапредметные результаты, метапредметные компетенции | 1383 | |||||
102 | Представлен краткий обзор истории образования детей с нарушением слуха в мире и в Иране от античности до наших дней. Рассказывается о выдающихся педагогах разных стран, внесших большой вклад в развитие образования глухих, представлены их точки зрения, идеологии и методы обучения, отмечены сложившиеся в ходе практики такого образования основные методологические подходы и принципы. Некоторые ученые и исследователи в IV в. полагали, что глухой человек никогда не научится говорить, потому что его язык закрыт, и попытки в этом направлении бессмысленны. В ранние века нашей эры люди верили, что тот, кто родился глухим, естественно, будет и немым, и ему невозможно будет учиться и говорить. Первые исторические свидетельства об образовании глухого восходят к итальянскому филологу Пьетро де Кастро, именно он в 691 г. стал обучать одного глухого ребенка. История образования глухих в Иране относится к первому десятилетию 1300-х гг. Джаббар Багчебан сделал первый шаг в обучении глухих, основав детскую школу для глухих в Тебризе (Иран), зарегистрировав трех детей с нарушением слуха. В заключение представлена история образования глухих в Иране, названы его главные деятели, освещена сложившаяся на сегодняшний момент организационная структура и намечены перспективы развития. Ключевые слова: история образования детей с нарушением слуха, Иран, Европа, Америка | 1379 | |||||
103 | В настоящее время в системе профессионального образования России внедряется научная идея использования кадрового потенциала образовательной организации как основного ресурса плановых изменений системы среднего профессионального образования. Сформулированы основные принципы системных изменений в подготовке специалистов среднего звена (изменение содержания образования, образовательной инфраструктуры). Рассматривается вариант развития кадрового потенциала через управленческий инструмент – стратегическое управление. Проанализирован опыт медицинского колледжа, где стратегическое управление развития кадрового потенциала учреждения помогло достичь новых результатов практического применения и эффективности развития образовательной организации. Описаны также показатели (индексы) качественного анализа развития трудового потенциала по цикловым методическим комиссиям. Ключевые слова: система профессионального образования, кадровый потенциал, стратегическое управление | 1377 | |||||
104 | Раскрыты основные тенденции развития и становления отечественного инженерно-технического образования. Кратко освещена история становления высших учебных учреждений России. Сделаны выводы о том, что с развитием машинной индустрии инженерно-техническая деятельность быстро развивалась, что, в свою очередь, выявило необходимость подготовки специалистов соответствующего профиля. Раскрыта необходимость в получении инженерно-технического образования в России. Представлены требования новых парадигм инженерного образования. Ключевые слова: инженерное образование, инженерно-техническое образование, обучение, система образования, технические вузы, университеты | 1376 | |||||
105 | Разработанная Т. О. Гордеевой с соавторами (2014) на основе теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана методика «Шкала академической мотивации» нашла довольно широкое применение в России в исследованиях детерминации академического поведения студентов. Однако ее психометрические характеристики в условиях аттестационного тестирования ранее не публиковались. С целью получения недостающей информации методика была включена дополнительно в контекст обследования 345 студентов с целью отбора для военного обучения, причем респонденты не информировались о том, что ее результаты не будут учитываться при принятии решения об их пригодности. Надежность шкальных оценок оценивалась путем расчета коэффициентов альфа Кронбаха и средних межпунктовых корреляций; внутренняя структура опросника – с помощью эксплораторного факторного анализа пунктов и шкал опросника, внешняя валидность – путем расчета многометодной-многопризнаковой матрицы корреляций с оценками личностных свойств, индивидуальных ценностей и общей когнитивной способности. Предложенная авторами структура опросника, высокая надежность его шкальных оценок и большинство гипотез относительно их конвергентных корреляций подтвердились. При исследовании связей шкал опросника с внешними психологическими конструктами был установлен ряд заслуживающих внимания конвергентных корреляций, не описанных в известной литературе. Сделан вывод о приемлемых психометрических характеристиках опросника и его пригодности к применению в аттестационном тестировании обучающихся в учебных организациях. Ключевые слова: академическая мотивация, психометрические свойства, надежность, конструктная валидность, теория самодетерминации, индивидуальные ценности, свойства личности | 1374 | |||||
106 | В настоящее время актуализируется компетентностный подход во всех сферах образования. В связи с этим цель профессионального образования – формирование у обучающихся совокупности определенных компетенций и создание условий для самореализации личности, поэтому рассматривается проблема формирования компетенций у будущих учителей математики на примере изучения курса «Математический анализ». Данный курс играет, как известно, большую роль в фундаментальной подготовке будущего учителя в плане понимания сущности прикладной и практической направленности обучения математике. Формирование компетенций у будущих учителей математики осуществляется путем подробного и поэтапного изучения основных понятий математического анализа, в частности понятия предела функции, которое является первым «новым» и наиболее трудным в курсе математического анализа, посредством формирования навыков самостоятельной работы с текстами и приобщения обучающихся к научно-исследовательской работе через написание рефератов. Представленная организация изучения понятий математического анализа и приобщение обучающихся к самостоятельной научно-исследовательской работе способствуют осознанному применению знаний в других дисциплинах и в будущей профессиональной деятельности, а это и означает новый, компетентностный уровень профессиональной подготовки будущих учителей математики. Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих учителей математики, профессиональные компетенции, математический анализ | 1371 | |||||
107 | В связи с переходом к ФГОС НОО меняется модель образования, а также подходы к диагностированию образовательных результатов. Новый стандарт предполагает формирование предметных и общеучебных (универсальных) действий и личностных умений у младших школьников. Такой подход предусматривает разработку системы управления качеством образования с использованием механизма внешней оценки. На примере опыта работы инновационной школы (МБОУ «СОШ № 49» г. Томска) рассматривается разработка диагностики предметных и метапредметных общеучебных результатов обучения (предмет «Родной язык»), при этом подчеркиваются их взаимосвязь и взаимовлияние. Автор доказывает, что важным условием диагностики образовательных результатов является вовлечение педагогов в совместную деятельность по разработке, корректировке и анализу как самих диагностических материалов, так и результатов их выполнения учащимися. Ключевые слова: образовательные результаты, диагностика сформированности УУД, самоконтроль, внешняя оценка | 1366 | |||||
108 | Стремительное развитие конвергентных технологий привело к широкой популярности нейронауки и, как следствие, к добавлению префикса «нейро-» к названию различных дисциплин. Педагогика не стала исключением. Нейропедагогика должна учитывать специфику эпистемологии нейроэтики, нейроэстетики и нейрофилософии. Вместе с тем префикс «нейро-» фиксирует направленность исследуемых воздействий на головной мозг и телесность, следовательно, фиксирует необходимость учитывать биоэтическую проблематику при реализации этих воздействий. Популярность позиций нейронауки в гуманитарных исследованиях есть символическая реакция на конвергентные технологии, что можно трактовать в качестве воплощений символизма биоэтики в современной культуре. Изложены отдельные методологические результаты выполнения проекта РГНФ № 15-03-00598. Ключевые слова: нейропедагогика, биоэтика, восприятие символизма, визуальный символизм, информационно-синергетический подход, «семиотический аттрактор» | 1363 | |||||
109 | Статья является результатом теоретического осмысления проблем этнокультурного образования. Рассмотрены вопросы наполнения содержания этнокультурного образования и его воспитательное влияние на подрастающее поколение. Ключевые слова: этнокультурное образование, народная педагогика, традиционная русская культура, образовательная политика государства | 1360 | |||||
110 | Рассмотрены различные подходы к понятию «учительство». Авторами представлен терминологический анализ понятия «учительство». Показано, что миссия учительства заключается в гуманистической направленности. Проанализированы позиции и размышления студентов педагогического вуза об учительстве. Ключевые слова: образование, миссия, учительство | 1354 | |||||
111 | Предпринята попытка современного осмысления исторического опыта решения проблемы повышения качества учебной литературы. Рассматриваются основные подходы к подготовке и формированию содержания учебников в России первой половины XIX в. Ключевые слова: учебник, учебная литература, научность, перечень учебной литературы | 1350 | |||||
112 | Проведен сравнительный анализ методики преподавания географии К. Д. Ушинского и современной методики обучения географии. Выявлены черты сходства в изложении географического материала в учебниках по естествознанию XIX в. и современных школьных учебниках географии. В действующей в настоящее время нормативно-правовой документации в сфере образования также отражаются основные дидактические принципы ученого. Доказано, что современная методика обучения географии базируется на основных образовательных идеях К. Д. Ушинского. Ключевые слова: методика обучения географии, К. Д. Ушинский, дидактическая система, дидактические принципы | 1346 | |||||
113 | Представлена новая модель лингвообразовательного процесса, которая может быть реализована в практике преподавания иностранного языка в техническом вузе. Предлагаемая модель учитывает характерные особенности мышления студентов технических специальностей и представляет собой матрицу как модель овладения иностранным языком. Заполненные клетки матрицы в наглядном виде представляют собой структуру содержания знаний об изучаемом языке. Знания о системной организации языка открывают обучающимся возможности осмысления «языка в действии» и, следовательно, адекватного использования в сфере профессиональной коммуникации. Ключевые слова: моделирование, модель лингвообразовательного процесса, матрица, тип мышления, система языка | 1345 | |||||
114 | В современном мире в связи с социально-экономическими изменениями происходит вполне закономерная трансформация общественных представлений о роли и значении образования в развитии отдельной личности и всего государства. Общество нацелено на формирование активного, внутренне свободного, творческого человека, который будет способен существовать и развиваться в условиях личной свободы, будучи строго сориентированным на общечеловеческие ценности и гармонию с окружающим миром. Эти изменения обуславливают актуальность исследований в области идеологии свободного воспитания в российской и зарубежной практике. Выбор периода обусловлен тем, что рубеж XIX–XX вв. стал переломным моментом в развитии гуманистической парадигмы в образовании. Появились такие понятия, как «педоцентрическая революция» и «педагогика ненасилия». М. Монтессори, Р. Штейнер, А. Нейлл оказали влияние на педагогическую мысль не только в Европе, но также и в США, Скандинавии, Южной Африке. Их работы были хорошо известны, а сами их школы носили интернациональный характер. Этот период характеризовался активным поиском новых форм и методов обучения и воспитания. Что в итоге привело к возникновению экспериментальных школ, впоследствии названных «новыми». В начале XX в. началась более содержательная разработка теоретических основ свободного воспитания. Все школы экспериментального типа были глубоко личностны, субъективны, настроены на обучающегося с его образовательными запросами. Они не были идентичны, но оформили канву свободного воспитания. Ключевые слова: теория свободного воспитания, Западная Европа, «новые школы» | 1343 | |||||
115 | В обучении русскому языку как иностранному речь идет о взаимодействии и взаимосвязи языка и культуры, и чем дальше культуры, тем острее возникает проблема интерференции в межкультурном общении. В настоящее время уделяется наибольшее внимание проблеме рассмотрения языка в контексте культуры. В практике преподавания иностранных языков на современном этапе все более ощущается необходимость обучать не только культуре страны изучаемого языка, но и родной культуре. Обучение культуре страны изучаемого языка целесообразно базировать на сравнительно-сопоставительном анализе с родной культурой обучаемых как одной из форм приобретения фоновых знаний о поведенческой культуре носителей изучаемого языка в социокультурном контексте. На наш взгляд, обучение русскому языку китайских студентов должно быть направлено не только на преодоление межкультурного барьера, постижение культурного наследия страны изучаемого языка, но и на изучение социокультурного пространства своей страны для возможности знакомства с ней носителей русского языка. В большинстве случаев в межкультурной коммуникации китайские студенты не могут познакомить носителей иностранного языка с китайской политикой, экономикой, культурой, историей, традициями и т. д. Это ограничивает не только сферу межличностного общения, но и распространение китайской культуры. В связи с этим правомерно заметить, что универсализация приемов и методов обучения русскому языку китайских студентов без учета родной культуры нередко приводит к неэффективности учебного процесса. Ключевые слова: обучение русскому языку, культура, Китай | 1342 | |||||
116 | Раскрывается содержание и сущность экологического образования и воспитания, приводятся примеры наиболее эффективных методов повышения уровня экологической культуры учащихся г. Томска и Томской области. Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, экология, экологическая культура | 1341 | |||||
117 | Рассматриваются особенности и проблемы физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, а также приводятся данные предварительного исследования их физической подготовленности. Актуализирована значимость физической подготовки в профессиональном становлении будущего сотрудника органов внутренних дел и факторов, влияющих на повышение их физической работоспособности. Констатируется, что на основе проведения активной пропаганды здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса у курсантов и слушателей повышаются значимость физической подготовки, стремление к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и посещению спортивных секций по служебно-прикладным видам спорта. Следовательно, только планомерные и систематические тренировки в спортивных секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями позволяют использовать все многообразие средств и методов физической подготовки для эффективного формирования у курсантов и слушателей профессионально-прикладных навыков и воспитания психологических и нравственных качеств высококвалифицированного специалиста правоохранительных органов. Ключевые слова: курсант, физическая подготовка, физические качества, боевые приемы борьбы, самостоятельная подготовка | 1340 | |||||
118 | Рассматривается понятие «управление учебной деятельностью». Определены общедидактические и специальные основы управления учебной деятельностью. Дана характеристика средствам управления общением на уроке иностранного языка. Сгруппированы типичные ошибки учителей иностранного языка в управлении иноязычным общением. Представлены задания для 4-х уровней обучения управления учебной деятельностью на уроке иностранного языка: учебное задание, этап урока, урок, серия уроков. Ключевые слова: обучение управлению, управление учебной деятельностью, иностранный язык, иноязычное общение | 1338 | |||||
119 | Актуальность исследования обусловлена новыми требованиями к личности учителя в условиях проведения реформ школьного и высшего образования. Период вхождения выпускника педагогического вуза в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет его профессиональная адаптация, будет зависеть, останется он работать в образовательной организации или будет искать себя в другой сфере. Раскрыты психологические стадии профессиональной адаптации в профессиональном становлении личности, рассмотрены этапы профессионального становления учителя. Цель исследования – выявление проблем в работе молодых учителей, с которыми они сталкиваются в период профессио нальной адаптации. Представлен анализ проблем, связанных с проведением уроков и организацией внеучебной деятельности в городских и сельских школах. Сделан вывод, что выпускники бакалавриата педагогического вуза считают себя наименее подготовленными к обучению детей с низкой учебной мотивацией, детей-инофонов, детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в одном классе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью. Результаты проведенного исследования могут быть использованы молодыми педагогами, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования пр оцесса профессиональной подготовки школьных учителей. Ключевые слова: молодые педагоги, проблемы профессиональной адаптации учителей в школе, проблемы обучения детей-инофонов, проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья | 1336 | |||||
120 | Анализируется роль исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Рассмотрено понимание исследования и его роли педагогами-магистрантами, обучающимися по направлению «Психолого-педагогическое образование». Выделены исследовательские компетенции как компонент профессиональных компетенций и профессионализма современного педагога. Подчеркивается взаимосвязь преподавания и исследования в профессиональной деятельности педагога. Приведены эмпирические данные о том, как магистранты, являющиеся практикующими педагогами, понимают педагогическое исследование и исследовательскую ситуацию. Представлен пример исследовательской ситуации из опыта педагога и ее анализ на занятии с магистрантами. Ключевые слова: исследование, педагогическое исследование, исследовательская ситуация, подготовка магистрантов | 1333 | |||||
121 | Анализируются некоторые приемы воспитания, существующие в абхазской народной педагогике. Исследование раскрывает идею о том, что хвалебные и поощрительные высказывания и проявление положительных одобряющих эмоций в качестве воспитательных приемовне только активно использовались в семейном воспитании абхазов, но и фиксировались в педагогической практике народа, поскольку дети во все времена нуждаются в реакции на свое поведение, оценке своих игр, труда. Автор рассматривает содержание особенностей таких методов воспитания, как поощрение и наказание. В результате исследования обнаружены характерные особенности форм одобрения детей и осуждения телесных наказаний, свойственные абхазской народной педагогике. Ключевые слова: методы воспитания, прием воспитания, абхазская народная педагогика, поощрение, наказание, семейное воспитание, абхазы, Абхазия, этнопедагогика абхазов, народное воспитание, национальное самосознание | 1333 | |||||
122 | Рассматривается проектно-исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, этапы проектно-исследовательской деятельности, универсальные учебные действия | 1331 | |||||
123 | Рассмотрена технология междисциплинарного проектирования, позволяющая формировать регламентируемые Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования общекультурные и профессиональные компетенции бакалавров по направлению подготовки 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем. Ключевые слова: информатизация высшего профессионального образования, междисциплинарное проектирование, бакалавр-системный администратор | 1328 | |||||
124 | Рассматриваются вопросы формирования положительной мотивации к труду и трудовой деятельности средствами праздничной культуры. Сохранение жизни общества на протяжении многих веков поддерживалось благодаря традициям трудового воспитания русского народа. В настоящее время проблема формирования положительной мотивации к труду является одной из актуальнейших в вопросах воспитания подрастающего поколения. Уважение и любовь к труду в традиционной русской культуре воспитывались с раннего детства в ритуально-обрядовых традициях и праздничных обрядах календарного года крестьянина. Дана характеристика функций праздничной культуры русского народа, оказывавших влияние на трудовое воспитание. Приведены примеры факторов, повлиявших на трансформацию праздников в современном обществе. Описаны проявления праздничных действий, позволяющих воспитывать ценностное отношение к труду. Ключевые слова: праздничная культура, традиции русского народа, трудовое воспитание | 1325 | |||||
125 | Рассмотрена проблема формирования профессиональной компетентности студентов профессиональных колледжей на примере будущих техников автотранспортной отрасли. Раскрыты сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность техника автотранспортной отрасли». Определены содержание и структура контекстного подхода, заключающегося в педагогическом обеспечении на каждом этапе подготовки трансформации учебной деятельности студентов в квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность. Выявлены структурные компоненты профессиональной компетентности техников автотранспортной отрасли (когнитивный, ценностный, деятельностный, информационно-коммуникационный, адаптационный). Представлены результаты экспериментальной проверки эффективности педагогических условий формирования профессиональной компетентности студентов автотранспортного колледжа (г. Уфа). Ключевые слова: профессиональное образование, контекстный подход, компонентный состав профессиональной компетентности, педагогические условия, специалисты автотранспортной отрасли | 1321 | |||||
126 | Обоснована актуальность проблемы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза. Система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза представлена как единство четырех компонентов: объекта содействия, предмета содействия, субъекта содействия, процесса содействия. Обосновано, что данная система содействия включает все основные аспекты, на которые требуется обратить особое внимание при целенаправленной работе над проблемой профессионального саморазвития преподавателя вуза. Ключевые слова: повышение квалификации, преподаватель вуза, профессиональное саморазвитие, система, содействие | 1319 | |||||
127 | Рассматривается потенциал использования письма Деду Морозу на уроках русского языка и литературы. Приводятся результаты исследования ценностных ориентаций учащихся 7-го класса, полученные посредством анализа их писем. Ключевые слова: value orientations, universal learning activities, FSES, epistolary genre, text creativity | 1319 | |||||
128 | Рассматриваются основные проблемы современных подростков. Приводятся данные пилотажного исследования наиболее проблемных областей в жизни подростков. Для этого использовалась методика «Психологические проблемы подростков» Л. A. Регуш и соавторов. Исследование показало, что у респондентов наблюдается превышение тестовой нормы по общему показателю проблемной озабоченности. Проведен анализ, каким образом детский болезненный опыт оказывает воздействие на последующую личностную реализацию и транслируется во взрослую жизнь. Анализируются проблемные зоны подростков 13–14 лет и делается вывод, что существуют личностные ресурсы, позволяющие справляться с напряженной психологической ситуацией, например такое личностное качество, как жизнестойкость. Раскрываются основные подходы к пониманию данного феномена. Анализируется структура жизнестойкости С. Мадди, Л. А. Александровой, Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой и др. Теоретически доказано, что феномен жизнестойкости может рассматриваться как интегральное психологическое свойство личности, которое развивается на основе активного взаимодействия с жизненными ситуациями и является необходимой личностной характеристикой современных подростков. Ключевые слова: подросток, проблемная озабоченность, детская психотравма, жизнестойкость, стрессоустойчивость, совладание, гиперкомпенсация | 1317 | |||||
129 | Описывается опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников по повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось» во внеурочной работе по литературе. В качестве методической базы была избрана матрица урока-проблематизации в рамках концепции совместной деятельности Г. Н. Прозументовой. Описание этапов проведения занятия сопровождается методическими комментариями и рекомендациями. Вопервых, следует помнить, что исследовательская деятельность состоится, если обучающиеся проявят свою субъектность. Во-вторых, для организации учебно-исследовательской работы школьников необходима конкретная постановка проблемы и (при необходимости) разъяснение инструментария ее решения; важно понимание обучающимися смысла их деятельности. В-третьих, следует учитывать риск недостаточной подготовленности обучающихся (слабое знание текста). Для этой ситуации предлагается метод работы с цитатами, заранее отобранными учителем. Важно, чтобы в этом случае соблюдались этапы учебно-исследовательской деятельности (поиск необходимой информации, ее первичная обработка, систематизация и, наконец, концептуализация). Осмысление разработанного и проведенного занятия позволило сделать вывод о продуктивности избранной тактики организации учебно-исследовательской работы. Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, внеурочные занятия, занятие-проблематизация, федеральный государственный образовательный стандарт, детско-юношеская литература, школьная повесть | 1315 | |||||
130 | . | 1313 | |||||
131 | Анализируется роль фундаментализма и специализации в вопросе профилизации образовательной среды. Делается вывод о неоднозначности оценки исследователями роли фундаментальных и специальных дисциплин в вопросе профилизации образовательной среды. Сопоставляются положительные черты фундаментализма и специализации обучения. Рассматриваются идеи универсализма и профессионализма. Дается трактовка понятий «профиль», «профилизация образовательной среды». Выделяются тенденции и закономерности, определяющие предмет профиля подготовки. Рассматриваются ключевые категории, связанные с понятием профилизации: профильная дифференциация, профильная школа, профильная ориентация. Ключевые слова: фундаментализм, специализация, профилизация, профиль, профильная дифференциация, профильная школа, профильная ориентация | 1312 | |||||
132 | Представлены результаты исследования степени мнемического потенциала концептуальной структуры и ее связи со стилем саморегуляции у начинающих ученых. В исследовании участвовали 122 начинающих ученых (аспиранты и магистры, привлеченные к научно-исследовательской деятельности). Методы исследования: методика «Формулировка проблем» М. А. Холодной, опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). В результате выявлен недостаточно сформированный объем и сложность мнемического потенциала понятийных структур молодых ученых, установлена положительная связь показателей сложности сформулированных проблем с процессом планирования собственной деятельности. Ключевые слова: когнитивные барьеры, ментальный опыт, понятийное мышление, мнемический потенциал, стиль саморегуляции, научно-исследовательская деятельность | 1312 | |||||
133 | Рассматривается проблема агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Всестороннее исследование данного вопроса в достаточной мере соответствует настоятельным потребностям широкой аудитории педагогов и психологов, а также социальным запросам общества. Дается подробный анализ видов детской агрессии. Выделены прямая, физическая, вербальная, косвенная и инструментальная агрессии, проявляемые детьми, описаны формы их проявления. Анализируется взаимосвязь видов детской агрессии с типологией родительского отношения к проблеме. Социальные и этические стандарты определяют механизмы личностного реагирования и способствуют превенции девиантного поведения, которое закладывается в раннем возрасте и опосредованно отображает уровень индивидуального, семейного и общественного благосостояния. Представлены характеристика и стиль родительского отношения к проблеме агрессивного поведения ребенка, и дан прогноз возможной коррекции. Расставлены акценты проблем внутрисемейного взаимодействия. Ключевые слова: педагогические условия, воспитание, семья, детская агрессия, социальное окружение | 1312 | |||||
134 | Процесс формирования информационной компетентности будущих специалистов предполагает реализацию пяти компонентов: мотивационного, операционального, содержательного, деятельностного, рефлексивного. Указанный процесс будет эффективным при условии интеграции звуковой, текстовой, графической информации, обеспечения самостоятельности действий при выполнении учебных, а затем профессионально ориентированных задач. Ключевые слова: компетентность, компетенция, информационная компетентность, рефлексия, проект, проектная деятельность | 1310 | |||||
135 | Представлены особенности организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении с использованием цифровых образовательных ресурсов, развития профессионального самоопределения обучающихся с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей в условиях современной образовательной среды. Знание основ психологического и психофизиологического развития обучающихся позволяет выстраивать профориентационную деятельность с учетом возрастных особенностей контингента школьников как на уровне начального и среднего, так и на уровне старшего звена школы. Современное образовательное пространство отличает наличие большого количества информации, передача которой обеспечивается использованием современных гаджетов и информационно-коммуникационных технологий. Грамотное, целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий обеспечивает расширение возможностей для предоставления обучающимся адресной помощи при определении профессиональных интересов и личностных особенностей, углубленном изучении необходимых для выбранной специальности предметов, проведении профессиональных проб, повышении мотивации к выбранной профессии и трудовой деятельности в целом. Использование цифровых образовательных ресурсов в профориентационной деятельности позволяет вывести эту работу на принципиально новый уровень, учитывающий как тенденции развития современного образования, так и индивидуальные особенности и интересы обучающихся в рамках развития их профессионального самоопределения и личностного потенциала. Использование индивидуальных цифровых профилей в профориентационной деятельности со школьниками обеспечивает высокую эффективность профессионального самоопределения старшеклассников при условии личностно-смысловой вовлеченности каждого учителя, психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех этапах профориентационной деятельности, ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, цифровые образовательные ресурсы, современная образовательная среда, личностный потенциал, информационно-коммуникационные технологии | 1310 | |||||
136 | Анализируются ключевые положения теории интуитивной грамотности, разрабатываемой в рамках психолингвистического направления в изучении языка. Речь идет о способах применения в практике школьного преподавания русского языка концепции, апеллирующей к анализу особенностей индивидуальных показателей носителя языка (языковой способности, языкового вкуса, языкового чутья). Важным является установление взаимосвязи между теорией интуитивной грамотности и компетентностным подходом, определяемым в качестве основного в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения. Ключевые слова: языковая компетенция, языковая способность, психолингвистика, интуитивная грамотность, орфографическое письмо, функциональное чтение, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования | 1309 | |||||
137 | Запрос на исследование возможностей и особенностей пространства современного высшего учебного заведения является весьма актуальным. Важно понимать, существует ли взаимосвязь между специально организованным пространством и возможностью для студентов приобрести дополнительные общекультурные и профессиональные компетенции, такие как способность к коммуникации в межкультурной среде, к самоорганизации и самообучению. Восприятие и познание среды вуза, ее психологическая интерпретация определяют смысл и характер профессионального развития и саморазвития участников образовательного процесса, детерминирует действия студентов и преподавателей в ней. В статье представлены результаты исследования инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса, дан анализ особенностей восприятия среды университета студентами и преподавателями, определена динамика восприятия среды вуза на разных этапах профессионального обучения студентов. Результаты исследования положены в основу разработки концепции универсальной среды современного городского университета. Общие положения концепции универсальной среды городского университета строятся на базе образовательных потребностей студентов и преподавателей в обучении, в общении, в ресурсах. Исходя из этого универсальная среда городского университета предполагает: среду для сотрудничества, активного пространства для неформального общения; социальное пространство для поддержки студенческого сообщества; активное проживание студенческой жизни в пределах инфраструктуры университета; инновационные обучающие пространства; создание условий для личностно ориентированного обучения и взаимодействия, повышения у участников образовательного процесса образовательной, социальной, интеллектуальной мотивации. Основными направлениями инфраструктурных преобразований университета является входная зона, внутренние помещения общего пользования (рекреации, коридоры, лестничные марши), аудиторные и административные помещения. Ключевые слова: индивидные места поведения, личностно ориентированные места, представления об университетской среде, среда вуза, субъектно-деятельностные места, характеристики мест в вузе | 1308 | |||||
138 | Рассматриваются проявления гетерогенных особенностей подростков в конфликтных ситуациях. Представлен анализ научно-исследовательской литературы по изучению гетерогенных групп в отечественной и зарубежной педагогике. Дана характеристика понятий «гетерогенный» и «гетерогенная группа». Внимание акцентируется на сущности понятия «гетерогенный», положенного в основу исследования подростков семей различного социального статуса (с одним, двумя, тремя и более детьми). Анализируется ряд источников по проблеме изучения гетерогенных особенностей подростков. Приведены примеры различных подходов к понятию «конфликт» в философии, социологии, психологии, педагогике. Описаны тенденции к проявлению определенных форм и стилей поведения в конфликтных ситуациях подростков гетерогенной группы, которые возможно использовать в качестве показателей в процессе создания педагогических условий для формирования духовной, гуманной, социально активной личности подростка гетерогенной группы. Представленные результаты исследования отражают специфику стиля поведения подростков с гетерогенными особенностями в конфликтной ситуации. Ключевые слова: гетерогенные особенности, гетерогенные группы, конфликтная ситуация, подростки, социальный статус | 1308 | |||||
139 | Рассматривается проблема формирования компетенций у будущих учителей математики на примере изучения курса «Числовые системы» путем построения основных числовых систем методом последовательного их расширения с помощью аксиоматических определений и построения моделей. Ключевые слова: формирование, компетенции, модели, аксиоматика, числовые системы | 1302 | |||||
140 | Рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для организации эффективной учебной деятельности и формирования навыков самостоятельной работы в вузе в процессе обучения иностранному языку. Анализируются возможности использования такого вида ИКТ, как мобильные приложения. В процессе педагогического эксперимента апробируется процесс обучения студентов грамматике иностранного языка с использованием мобильных приложений в процессе самостоятельной работы в аудитории и в рамках домашней работы. Было установлено, что для повышения уровня мотивации обучающегося необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы влиять не только на умственную деятельность, но и на систему личного отношения к изучаемому языку. Приведены теоретические и практические обоснования того, что использование в процессе обучения инновационных технологий, таких как ИКТ, позволяет студентам развивать различные навыки, такие как способность организовывать и самостоятельно планировать процесс изучения языка, оценивать свою учебную деятельность, корректировать ее, уделяя особое внимание ожидаемому результату обучения. В результате описанного эксперимента были подтверждены преимущества использования мобильных приложений в самостоятельной работе студентов университетов в процессе изучения грамматики иностранного языка. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, обучение иностранному языку, самостоятельная работа, мобильное приложение | 1302 | |||||
141 | Ставится проблема организации эффективного наставничества как сопровождения молодого и нового педагога в инновационной школе. На основе выступлений участников круглого стола фиксируются традиционные формы организации наставничества. Анализируются материалы обучающих семинаров по организации в школе деятельности наставников, которые были проведены в МБОУ СОШ № 49 г. Томска в 2016/17 учебном году. Школа является стажировочной площадкой, в которой реализуется новый подход к наставничеству на основе концепции педагогики совместной деятельности и гуманитарного управления образовательными инновациями. Приведены результаты анкетирования участников семинаров, выделены эффективные формы организации наставничества как совместной деятельности педагогов, отличительные признаки такой деятельности: разные позиции и роли наставников, многообразие и разнообразие наставников, «плавающий» наставник, профессиональное развитие всех участников совместной педагогической деятельности. Показано, что у участников семинара формируется новый взгляд на наставничество, они начинают понимать, что содержанием наставничества является не только методическое, но и деятельностное сопровождение педагогов. Делается вывод о том, что только в инновационной школе складывается особый тип наставничества как гуманитарного управления профессиональным развитием педагога, реализующего образовательные инновации. Ключевые слова: совместная деятельность, наставничество, образовательные инновации, гуманитарное управление, профессиональное развитие | 1299 | |||||
142 | Терминологическая культура учителя является значимым и неотъемлемым компонентом профессионально-педагогической культуры. Тем не менее данная научная проблема пока не получила достаточной полноты конкретизации в научно-педагогической литературе. Применительно к образовательной сфере данное понятие практически не употребляется, предположительно, по причине отсутствия определения и развернутой характеристики сущности терминологической культуры учителя. Уточняется роль терминологической культуры в общей и профессионально-педагогической культуре. Автором обобщены существующие определения терминологической культуры, названы и ранжированы синонимичные ей (тождественные) понятия, выделены основные компоненты терминологической культуры учителя, описана ее научно-практическая значимость. Обоснованы преимущество и правомерность использования понятия «терминологическая культура» перед понятием «терминологическая компетентность». Определены уровни терминологической культуры учителя (осведомленность, грамотность, компетентность, культура). Ключевые слова: терминологическая культура, профессионально-педагогическая культура, определение терминологической культуры, компоненты терминологической культуры, уровни терминологической культуры | 1297 | |||||
143 | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость развития творческих способностей у детей. В связи с этим задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству старших дошкольников приобретает особую актуальность. Существующие многочисленные исследования речевого творчества дошкольников отражают различные теоретические и практико-ориентированные подходы, касающиеся отдельных вопросов обучения детей творческому рассказыванию, но не дают целостного представления о развитии способности ребенка к сочинению сказок. На основе анализа психолого-педагогических исследований и публикаций раскрываются структура, этапы, механизмы и уровни развития способности детей 5–7 лет к сочинению сказок. Ключевые слова: способность к сочинению сказок, старшие дошкольники, структура, этапы, механизмы, уровни развития | 1297 | |||||
144 | Рассматривается актуальная задача в образовании – создание эффективной модели управления социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций. Сосредоточенность исследователей и государственных деятелей на поиске экономической выгоды и обеспечении научно-технического прогресса нередко приводит к недооценке влияния социальных инноваций на общество в целом. Вместе с признанием значения внедрения инноваций в высокотехнологичных секторах экономики акцентируется внимание на социальных инновациях как драйверах формирования социального капитала. Конкретизируется, что включение в сетевое взаимодействие образовательных организаций разного типа является социальной инновацией. Предложенная в статье структурно-функциональная модель состоит из следующих компонентов: целевого, организационного и оценочно-результативного. Фиксируются разные типы результатов, возникающих в сети: исследовательские, продуктовые, профессиональные, учебные, институциональные. Ключевые слова: социальные инновации, модель, управление, сетевое взаимодействие, образовательные организации | 1296 | |||||
145 | Приводятся результаты комплексного исследования, направленного на выявление факторов, влияющих на профессионально-проектную подготовку инженерных кадров в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Внимание акцентируется на описании ключевых факторов, обеспечивающих продуктивное освоение современных технологий проектирования и организации учебно-познавательной деятельности студентов. Уровень образования и подготовки высококвалифицированных инженеров определяется успеваемостью студентов, которая зависит от ряда мотивационных условий – методического обеспечения образовательного процесса, информирования студентов о жизни университета, особенностей психоэмоционального климата в университете, сложившихся отношений с преподавателями и администрацией вуза, степени удовлетворенности обучением в вузе. Анализ данных позволил также установить, что существенным фактором конкурентоспособности выпускников ТУСУР на рынке труда является их предпринимательская активность, соответствие приобретенных знаний реальным запросам экономики. Это напрямую связано с организацией образовательного процесса, выстроенного в логике позиционирования университета как предпринимательского вуза, в связи с чем актуализируется необходимость разработки и применения инновационных педагогических технологий, методик профессионально-проектной подготовки инженерных кадров. В свою очередь использование профессорско-преподавательским составом новых проектных методов и приемов в обучении будущих специалистов в русле заявленной идеологии университета позволяет эффективно привлекать студентов-старшекурсников к дальнейшему обучению в магистратуре и аспирантуре. Ключевые слова: профессионально-проектная подготовка, факторы профессиональной подготовки, проектное обучение, проектная деятельность, предпринимательский вуз, предпринимательская активность студентов, инженерные кадры | 1295 | |||||
146 | В условиях рыночной экономики формирование необходимых экономических и финансовых компетенций у человека должно формироваться в период школьного образования, при этом особое внимание должно быть уделено методике преподавания экономики, которая должна включать как теоретические основы с применением традиционных методов обучения, так и непременно практические задания, сформированные с использованием таксономии Блума, которая основана на ступенчатом обучении и формировании знаний, умений, навыков при обучении экономике в школе. Важным моментом при таком обучении является применение элементов проблемного обучения, где основным результатом обучения является формирование определенных экономических компетенций и повышение уровня самостоятельности при принятии решений, заставляя при этом обучающегося собирать дополнительные данные, анализировать, делать выводы, уметь их аргументировать и доказывать правильность своих суждений. По своей сути применение таких методов обучения позволяет значительно повышать финансовую и экономическую грамотность обучающегося, формируя не только конкретные знания, но и развивая кругозор, создавая должным образом мировоззрение человека. Предложенные примерные задания, сформированные в рамках темы «Государственные финансы», наглядно демонстрируют стратегию таксономии по укреплению знаний, умений, навыков, формируя их постепенным углублением и расширением указанной темы, подводя обучающегося к необходимости порассуждать на тему необходимости бюджета в принципе и возможностям изменения налоговой нагрузки в частности. Данные задания рассчитаны на обучающихся, определенным образом сформировавших необходимые компетенции, которые имеют свое мнение и взгляд на данную тематику, а следовательно, цель педагога на данном этапе можно считать достигнутой. Ключевые слова: компетенции, знания, умения, навыки, экономическая и финансовая грамотность, методы обучения, таксономия Блума, проблемное обучение | 1294 | |||||
147 | Обосновывается необходимость обучения студентов навыкам перевода как одного из условий повышения профессиональной компетентности выпускников вуза. Описывается опыт формирования переводческих навыков у студентов нефилологических вузов на примере перевода стандартного международного контракта купли-продажи (языковая пара «русский и английский языки»). Определяются конкретные умения и навыки для достижения адекватности перевода, в том числе применение основных переводческих преобразований при работе над текстом двустороннего контракта. Представлена методика обучения переводу внешнеторгового контракта, а также предложены критерии оценки сформированности переводческих навыков у обучающихся. Ключевые слова: внешнеторговый контракт, предпереводческий анализ, переводческие трансформации, оценка переводческих навыков | 1291 | |||||
148 | Рассматривается типология уроков и занятий в общеобразовательной школе с точки зрения моделей организации совместной деятельности педагога и учащихся. Дается характеристика трех базовых моделей и соответствующих типов уроков: авторитарная модель (урок-задание), лидерская модель (урок-проблематизация), партнерская модель (урок-диалог). Модели сравниваются с учетом таких критериев, как позиции участников, связи между ними, содержание совместной деятельности, педагогический метод, результат. Данная типология уроков может быть использована как один из вариантов классификации уроков, соответствующих требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО в рамках реализации системно-деятельностного подхода. Ключевые слова: совместная деятельность, соорганизация участников, авторитаризм, лидерство, партнерство | 1290 | |||||
149 | Рассматривается психологическое сопровождение обучающихся в высших образовательных учреждениях как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности студента. Психологическое сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического психолога в системе высшего образования, целью которого является полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Объектом психологической практики выступают образовательная система высшего образования и психологическое развитие личности обучающихся в ситуации образовательного взаимодействия, а предметом – социально-психологические условия успешного обучения и развития студентов. Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологическая поддержка, обучающиеся, высшее образование | 1290 | |||||
150 | Развитие ценностно-смысловой сферы студентов вуза в ходе образовательного процесса способствует более успешной подготовке их к профессиональной деятельности, достижению зрелости. Актуальность этого вопроса вызвана изменениями в обществе, качественной перестройкой системы образования страны. Большой потенциал развития ценностно-смысловой сферы личности заложен в самом образовательном процессе. Необходимо учитывать организационные и содержательные факторы психолого-педагогического сопровождения личностного становления студентов вуза. Эффективным средством развития ценностей и смыслов обучающихся является логоанализ. Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, профессиональное становление, самопроектирование личности, логоанализ, компетентностный подход | 1290 |