№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
251 | Представлен способ организации образовательного процесса по освоению учащимися начальной школы регулятивного учебного действия оценки как пример реализации деятельностной модели формирования умственного действия (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. С. Лазарев). Определены общие подходы к организации образовательного процесса: разработка программы формирования УУД, построение метапредметного содержания, проектирование учебного занятия. Новизна работы связана с построением содержания осваиваемого понятия, которое определяется ориентировочной основой соответствующего ему действия. Ключевым моментом предлагаемой технологии является принятие учащимися учебных целей через построение нормы на результат, на способ осваиваемого действия и создание условий для осуществления школьниками содержательной рефлексии по результатам решения учебной задачи. Представлено описание урока по формированию действия оценки. Ключевые слова: метапредметные понятия, универсальные учебные действия, умственное действие, ориентировочная основа действия, программа формирования УУД, субъект учебной деятельности, действие оценки | 1187 | |||||
252 | Специфика работы над созданием художественного образа в вокальном эстрадном произведении имеет во многом схожие черты с особенностями подобного процесса и в других видах искусства. Она подразумевает наличие двух основных аспектов: творческого, воздействующего на творческие способности исполнителя, и технического, обусловленного практическими умениями и навыками в исполнительском искусстве вокального пения. Тем не менее, по мнению музыковедов, как творческий, так и технический аспекты расположены в сегменте основной работы над созданием художественного образа, которому предшествует подготовительный этап, а также заключительный впоследствии. В связи с этим был проанализирован педагогический опыт поэтапного создания художественного образа вокального произведения при работе с детьми в условиях школы искусств. Разработан и апробирован комплекс методов, развивающий исполнительскую технику и включающий работу с текстом произведения, обучение основам актерского мастерства. Результаты апробации могут представлять интерес для педагогов по классу вокала. Ключевые слова: художественный образ, вокальное эстрадное исполнительство, детская школа искусств, музыкальная педагогика | 1186 | |||||
253 | Рассматриваются гендерные аспекты девиантного поведения подростков в личностном становлении современной молодежи. Анализируются различные точки зрения в отношении вопросов гендера, девиантного поведения и личностной идентичности в контексте изменений, происходящих в обществе. Гендерная идентичность, являясь одной из базовых структур самосознания, играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции формирующейся личности. Ключевые слова: гендер, подростковый возраст, девиантное поведение, социализация | 1185 | |||||
254 | Несмотря на то, что креативность нередко связывают с психопатологией и отклонениями в психическом здоровье, существует и противоположное направление, подчеркивающее созидательную функцию творчества, а именно концепция самоактуализации – способности личности выйти за рамки физиологического, психологического и социального уровней потребностей, для того чтобы достичь высшей ступени пирамиды, связанной с реализацией собственных возможностей. Рассматриваются особенности связи креативности и самоактуализации в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Регрессионная модель креативности имеет лишь два значимых предиктора – проникающая способность в эмпатии и спонтанность. Модель самоактуализации, напротив, может быть с высокой степенью вероятности описана через параметры смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Результаты обсуждаются через призму личностных особенностей, характерных для творческих и само-актуализирующихся людей. Ключевые слова: креативность, самоактуализация, смысложизненные ориентации, эмпатия, самооценка | 1185 | |||||
255 | Рассматривается история вопроса развития государственно-общественного управления в отечественной системе образования. Дается обзор взглядов на заявленную проблематику как в дореволюционной России, так и в советский, и в современный период. Исследуются риски и проблемы взаимодействия школы и общества на современном этапе. Предлагается новый эффективный подход к организации данного взаимодействия в виде долговременной проектной деятельности школы совместно с социальными партнерами. Анализируется педагогическая практика конкретного образовательного учреждения Санкт-Петербурга по долговременному взаимодействию школы с социальными партнерами в разнообразных аспектах человеческой деятельности. В качестве примера успешно реализуемых проектов описываются взаимоотношения школы с деятелями науки, культуры, искусства по приобщению детей к вдумчивому чтению, умению видеть прекрасное, находить неожиданные решения сложных проблем. Образовательная среда города рассматривается в качестве ключевого условия, способствующего развитию современного ребенка. Делаются выводы о востребованности в современных условиях существовавших ранее практик взаимодействия семьи и школы, необходимости развития проектных технологий с привлечением социальных партнеров, а также возможности возникновения на основе взаимодействия школы и города детско-взрослых долговременных сообществ по интересам, что способствует самоопределению учащихся. Ключевые слова: социальное партнерство, государственно-общественное управление, взаимодействие школы и общества, проектная деятельность, образовательная среда города, самоуправление, попечительский совет, благотворительность, добровольчество, открытость школы | 1185 | |||||
256 | Рассматриваются ключевые подходы к концептуализации понятия «цифровая грамотность» в зарубежном и российском исследовательском дискурсе. Отмечается дефицит подходов к анализу компетенций, связанных с эффективной коммуникацией и адаптацией к социально-сетевой коммуникативной культуре молодежи. Предлагается новая концептуализация социально-сетевой цифровой грамотности как элемента сетевой цифровой культуры и общей цифровой грамотности поколения Z. На основании оценок и мнений представителей цифрового поколения, выявленных в результате проведения серии полевых исследований в рамках исследовательского проекта, посвященного изучению сетевой культуры поколения Z, описывается содержательное наполнение комплекса следующих лингвистических, коммуникативных и прагматических компетенций, образующих социально-сетевую цифровую грамотность: лингвистической компетенции по продуцированию разножанрового социально-сетевого контента и эффективной обратной связи; коммуникативной компетенции по организации контекстов социально-сетевой коммуникации с различными аудиториями пользователей; практиконормативной компетенции по соблюдению этических норм и требований этикета и поддержанию бесконфликтного социально-сетевого общения; компетенции социальносетевой самопрезентации. Ключевые слова: цифровая грамотность, социально-сетевая коммуникативная культура, цифровые компетенции, цифровая трансформация образования, поколение Z | 1185 | |||||
257 | Предпринята попытка осмысления изменений психологических состояний человека, связанных со сменой жизненной среды. Рассматривается проблема изучения жизнестойкости лиц, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся в реабилитационных центрах. Формулируются актуальные вопросы, связанные с поиском психолого-педагогических путей оказания постпенитенциарной помощи бывшим осужденным. Констатируется факт негативных для человека последствий отбывания уголовного наказания, снижающих уровень жизнестойкости и способствующих маргинализации и стигматизации личности в современном обществе. С учетом происходящих переломных событий в жизни человека акцентируется внимание на необходимости изучения жизнестойкости как значимого ресурса личности, способствующего преодолению трудных жизненных ситуаций. Прослеживается взаимосвязь между уровнем психологической готовности к жизни после освобождения из мест лишения свободы и преодолением препятствий как объективного, так и субъективного характера, что будет являться одной из характеристик жизнестойкости личности. Подтверждается важность исследования проблемы жизнестойкости личности в постпенитенциарный период в контексте построения человеком своего дальнейшего жизненного пути и решения жизненных ситуаций социального характера. Предлагаются дальнейшие шаги, направленные на решение комплекса исследовательских задач в теоретической и практической плоскостях в рамках выбранной для изучения темы. Ключевые слова: ресоциализация, жизнестойкость, бывший осужденный, по- стпенитенциарная адаптация, реабилитационный центр | 1184 | |||||
258 | Учебная миграция рассматривается как один из инструментов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. На основе интервью со студентами-участниками академического обмена составлена сравнительная таблица образовательных подходов двух стран. Исследуются механизмы адаптации студентов к иной образовательной среде. Ключевые слова: учебная миграция, содержание, формы организации образовательной деятельности, компетенции, социокультурная адаптация | 1183 | |||||
259 | Рассматривается целеполагание как неотъемлемая составляющая эффективной деятельности управленческих кадров. Обосновывается необходимость развития целеполагания как ключевой компетенции современных управленцев. Приведена разработанная автором структура психолого-педагогической деятельности по развитию целеполагания студентов управленческих специальностей. Ключевые слова: целеполагание, компетенция, компетентностный подход | 1182 | |||||
260 | Рассматриваются проблемы взаимодействия школы и вуза как социальных институтов, структур системы непрерывного образования. Цель статьи – обоснование педагогической программы, повышающей уровень информированности о качестве образовательных результатов выпускников школ, раскрывающей возможности их улучшения в совместных сетевых программах сотрудничества учреждений среднего общего и высшего профессионального образования. Возможности педагогической программы рассмотрены на примере взаимоотношений исследовательского университета с общеобразовательными учреждениями-партнерами, описаны совместные исследовательские и методические практики, влияющие на повышение уровня функциональной грамотности, допрофессиональной компетентности выпускников школы как будущих студентов. Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, социальный институт, непрерывное образование, сетевое взаимодействие, педагогическое партнерство образовательных учреждений, качественные результаты образования, портрет абитуриента, допрофессиональная компете | 1181 | |||||
261 | Раскрывается решение проблем формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности в рамках иноязычной подготовки в техническом вузе. Данная компетенция рассматривается как результат интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенций. Критерии сформированности целевой компетентности модифицированы с учетом ее интегративной природы. Рассмотрены этапы ее формирования и механизмы интеграции на каждом из них. Предложены упражнения, которые следует использовать для решения основных задач каждого этапа. Показано, как можно адаптировать традиционные для лингводидактики упражнения к общим задачам современного инженерного образования и развивать с их помощью профессиональные компетенции. Ключевые слова: инженер, иноязычная подготовка, высшее профессиональное образование, компетенция, компетентность | 1180 | |||||
262 | Представлены результаты третьего этапа исследования «Реализация педагогического потенциала социальных центров в социокультурном пространстве стран Содружества Независимых Государств». Социальные центры рассматриваются как временные неформальные объединения гражданских активистов, решающие разноплановые социальные проблемы. Рост гражданских инициатив определил возникновение группы заинтересованных в специальном образовании лиц. Анализ инновационных продуктов социальной сферы, опрос среди активистов позволил выявить элементы образовательного запроса. К ним относятся особенности социальной самоорганизации, способы реализации педагогического потенциала разных социокультурных институтов, эффективное взаимодействие в рамках публично-частного партнерства, менеджмент и социально ориентированный маркетинг. Особо отмечается формирование умения создавать полноценные сервисы для конкретной целевой аудитории. Имеется потребность в подготовке к организационно-координационной, консалтинговой деятельности, адвокатированию в условиях социальной самоорганизации. Наметившаяся тенденция формирования описанного содержания образования повторяет мировой опыт. Социальная работа в широком понимании в странах Азии, Восточной Европы также основывается на компетенциях, связанных с работой в территориальном сообществе, активизации имеющихся общественных ресурсов. Определен актуальный формат образовательного взаимодействия – неформальное образование. Этот факт объясняется максимальной ориентацией данной модели обучения на запросы участников, вариативность в определении места и времени встречи. Сегодня актуальны конференции, семинары, стажировки, виртуальное наставничество. В настоящее время в странах Содружества Независимых Государств имеется корпус тренеров неформального образования, компетенции которых сформированы в гуманитарных проектах Европейского Союза по направлению «Восточное партнерство». Представлены результаты анализа тематических предложений на образовательном рынке. Учреждения формального образования в области социальной работы предлагают обучающие программы, в которых уделяется внимание педагогике, психологии и менеджменту. Определено содержание образовательных программ по трем видам модулей: общекультурных, общепрофессиональных (базовых), специальных профессиональных компетенций. Ключевые слова: социальный центр, образовательное пространство СНГ, неформальное образование, образование взрослых | 1179 | |||||
263 | Представлен краткий обзор состава проблематики, которой занимаются современные зарубежные исследователи по вопросам образования в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. В современном мире происходит постепенный отход от представлений о лидирующем характере образовательных систем Западной Европы и Северной Америки, во всяком случае в сфере высшего образования. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии активно модернизируют высшее образование, творчески перенимая и видоизменяя наработки, выполненные в других регионах. При этом образцом для подражания служат не только и не столько Западная Европа и Северная Америка, сколько достижения образования в странах Латинской Америки. Экономические достижения стран Восточной Азии, в особенности Китая и Японии, позволяют создавать структуры, которые активно конкурируют с образовательными системами в других регионах планеты. Ключевые слова: Восточная Азия, Япония, Китай, Вьетнам, Индонезия, образование, университет, факультет, интеграция | 1179 | |||||
264 | Представлены результаты исследования процесса профессионального и личностного самоопределения подростков в педагогических классах дореволюционного времени и современного г. Томска. Выяснено, что тема самоопределения рассмотрена в научно-методической литературе не в полном объеме: превалирует интерес к профессиональному, а не личностному самоопределению. Устранение этого пробела в изучении исторического опыта позволило установить специфику корреляции личностного и профессионального самоопределения в подготовке обучающихся, показать определяющие воспитательные эффекты пребывания детей в педагогических классах и проследить влияние отмеченной подготовки на их взрослую жизнь. Ключевые слова: профессиональное и личностное самоопределение, педагогический класс, дополнительное образование детей, педагогика | 1178 | |||||
265 | С практической точки зрения рассматривается проблема общения подростков с киноискусством, обосновывается актуальность формирования зрительской культуры у подрастающего поколения на занятиях школьного киноклуба. Определяются возрастные особенности подростков, доказывающие необходимость и целесообразность формирования у них зрительской культуры: склонность подражать героям произведения искусства, стремление к общению в жизни и в искусстве, важность социального характера деятельности. Выделяется важный компонент зрительской культуры – эстетическое отношение к киноискусству, которое трактуется как целостное восприятие фильма в единстве его содержания и формы. Для планирования и организации дальнейшей работы с подростками в школьном киноклубе проводится анкетирование, целью которого является определение проблем общения школьников с киноискусством. Вопросы анкеты направлены на выявление знаний подростков о киноискусстве, потребности общения с лучшими образцами киноискусства, на определение характера обращения к кинофильмам (познавательный, развлекательный и др.). На основании анализа анкет подростков сформулирован ряд вопросов и задач, которые необходимо учитывать при разработке учебно-тематического плана занятий киноклуба, выборе кинофильмов для восприятия школьниками, тематики лекционных занятий (формирование устойчивой потребности общения с высокохудожественными образцами киноискусства; знаний о специфике кино, его видах и жанрах; исключение поверхностного восприятия произведений киноискусства, преимущественного обращения к развлекательным жанрам кино и др.). Ключевые слова: проблемы общения с киноискусством, зрительская культура, подростки, анкетирование, эстетическое отношение к киноискусству | 1178 | |||||
266 | Культура безопасности дошкольника обеспечивает сохранение его жизни, физического и психического здоровья, гармоничное взаимодействие с окружающим миром. Для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности дошкольника используются разнообразные игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, спортивные. Основным источником игровой активности является уже приобретенные опыт и знания. «Игры-защитники» обеспечивают потребность в безопасности, позволяют ребенку почувствовать себя защищенным, в ходе «игры-взаимодействия» дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, с миром. Исследовательская деятельность позволяет ребенку познавать причинно-следственные связи и осознавать свое место в системе существующих закономерностей. Ключевые слова: культура безопасности, «игры-защитники», «игры-взаимодействия», познавательно-исследовательская деятельност | 1177 | |||||
267 | Обосновывается положение о возрастающем значении социокультурного образования в условиях духовно-нравственного кризиса, кризиса культуры и воспитания в российском обществе и необходимости его модернизации и повышения качества подготовки специалистов, востребованных временем. В поисках решения этой проблемы была разработана и апробирована «Модель преподавателя вуза культуры и искусств в условиях реализации компетентностного подхода». Разработанная модель – педагогическая, компетентностная, которая служит для формирования эталона, характеризующего качества субъекта образовательного процесса, которые должны быть обязательно сформированы для обеспечения успешности его дальнейшей профессиональной деятельности [1]. Ключевые слова: модель, педагогическая модель, компетентность, компетенция, уровни содержания образования, интегративные методы обучения, социально-культурная компетентность, профессионально-педагогическая компетентность | 1175 | |||||
268 | Аргументирована актуальность необходимости оcмысления подходов к воспитательной работе в педагогических вузах. Представлены результаты анализа сайтов российских вузов на предмет обеспеченности воспитательной работы со студентами регламентирующими документами, анализа наиболее распространенных моделей воспитательной работы, студенческого самоуправления, в том числе через студенческие объединения, сообщества. Выделены основные направленности студенческих сообществ в вузах, определена их специфика в педагогических университетах, связанная с ориентированностью их на практическую профессионально-педагогическую деятельность. Обозначены дефициты функционирования моделей воспитательной работы со студентами на факультетском уровне. Обобщен 10-летний опыт организации воспитательной работы и внеурочной деятельности со студентами педагогического факультета Томского государственного педагогического университета посредством включения будущих социальных педагогов в студенческие сообщества. Представлены схемы организации студенческого самоуправления на уровне академической группы, факультетском уровне, взаимодействия студенческих сообществ факультета с другими субъектами воспитательной работы факультета и вуза в целом. Приведены примеры возможных студенческих сообществ на факультете. На примере сопоставления трудовых действий социального педагога и видов деятельности куратора студенческой группы делается вывод о ресурсности развития готовности студентов к выполнению указанных выше типов профессиональной деятельности при включении их в любое студенческое сообщество в соответствии с интересами. Обоснованы условия повышения уровня готовности студентов педвуза к решению задач профессиональной деятельности посредством построения воспитательной работы на факультете на основе моделирования деятельности студенческих сообществ. Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, студенческие сообщества, профессиональные компетенции, включение будущих социальных педагогов в факультетские студенческие сообщества | 1175 | |||||
269 | Возможности музыки позволяют эффективно реализовать процесс формирования нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью. Доказывая влияние музыки на формирование нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью, необходимо организовать экспериментальное исследование. В ходе исследования выявлен первоначальный и итоговый уровни сформированности нравственных представлений детей младшего школьного возраста, развивающихся нормально, и младших школьников, имеющих умственную отсталость. Данный вид исследования организуется до и после реализации экспериментальной программы, направленной на формирование нравственных представлений умственно отсталых младших школьников. Показаны результаты экспериментального исследования первоначального и итогового уровней сформированности нравственных представлений у нормально развивающихся младших школьников и их сверстников с умственной отсталостью и сделан качественный анализ, а также соответствующие выводы. Ключевые слова: нравственные представления, младшие школьники, умственная отсталость, экспериментальное исследование | 1173 | |||||
270 | Ставится проблема поиска преемственных связей в формировании универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную. Эта проблема актуализирована введением ФГОС основного общего образования и поиском педагогамипрактиками эффективных способов формирования и диагностирования универсальных учебных действий (УУД) на разных возрастных ступенях. Авторы анализируют опыт школы совместной деятельности в этом направлении, в частности описывают проведение общешкольного семинара, цель которого состояла в проявлении специфики и приращений разных групп УУД при переходе из начальной школы в основную. Приведены примеры экспертных карт, позволяющих выделять на уроке разные группы УУД, уровень их сформированности (знакомство, формирование, пользование); обобщенный портрет выпускника начальной и основной школы, преемственные линии в содержании разных групп УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных. Ключевые слова: метапредметные результаты, совместная деятельность, экспертиза сформированности универсальных учебных действий, портрет выпускника, преемственность | 1173 | |||||
271 | Обоснована актуальность формирования партнерских отношений детского сада и семьи. Приведены результаты проведенного эмпирического исследования по выявлению отношения и осведомленности родителей об организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, а также их отношение к здоровьесбережению детей. Охарактеризованы формы организации взаимодействия детского сада и семей воспитанников и описаны результаты внедрения и апробирования некоторых из них. Ключевые слова: партнерские отношения, проектная деятельность, взаимодействие, здоровьесбережение, формы организации | 1172 | |||||
272 | Рассмотрена проблема формирования конкурентоспособного студента-дизайнера, выпускника вуза, его готовности к постоянному самообразованию, адекватной реакции на изменяющиеся реалии жизни, смене профессиональной траектории в условиях неопределенности. Уточнены определения понятий «профессиональная компетентность», «фрилансер», «компетентность». Обосновывается важность подготовки выпускника к непрерывному самообразованию в течение всей жизни, усвоения определенного багажа профессиональных дизайнерских знаний. Проводится анализ профессионально важных качеств личности, предложенных экспертами на форсайт-сессиях Агентства стратегических инициатив в процессе определения совокупности вновь появляющихся профессий. На основе сравнительного анализа надпрофессиональных компетенций, предложенных экспертами, и компонентов информационно-коммуникативной компетентности как важного интегративного качества личности выпускника вуза с точки зрения повышения его конкурентоспособности обосновываются изменения процесса преподавания дисциплин профессионального блока. Приводятся результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональной компетентности посредством введения в учебный процесс программы дисциплины «Проектирование» элементов организации проектной работы профессионального дизайнера. Описываются основные отличительные признаки компетентностно-модульной программы учебной дисциплины. Определяется роль формирования профессиональной мобильности информационно-коммуникативной компетентности студентов-дизайнеров студентов вуза в обеспечении их конкурентоспособности. Описаны возможные задачи будущего, которые будут стоять перед профессионалом в области образования. Ключевые слова: креативность, целевая аудитория, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, предпринимательство, непрерывное образование, профессиональная компетентность, конкурентоспособность выпускника вуза | 1172 | |||||
273 | Рассматриваются внеурочные формы занятий по физической культуре в Оренбургском президентском кадетском училище. Одной из проблем системы построения физической подготовки в училище является низкая заинтересованность кадет в занятиях спортом, что влечет низкую посещаемость дополнительных занятий по физической культуре. Это связано с тем, что предлагаемые кадетам формы и методы физкультурно-спортивных мероприятий не отвечают полностью потребностям воспитанников. Определение роли и места внеурочных форм занятий в системе физического воспитания кадет, соответствующих их возрасту и потребностям, будет способствовать формированию мотивации к занятиям спортом, повысит массовость занимающихся и, соответственно, уровень их физической подготовленности. Ключевые слова: кадеты, мотивы, формы занятий, система физического воспитания | 1171 | |||||
274 | Рассматривается вопрос формирования готовности бакалавров педагогического образования к реализации инновационных технологий обучения, предполагающих переход от школы, ориентированной на знаниевую модель выпускников, к школе развития у них культурных базовых способностей. Дана характеристика готовности к применению метапредметных технологий как интегративного профессионального качества личности будущего учителя, позволяющего ему осуществлять профильное обучение математике, углубленное формирование знаний и умений, разработку контрольно-измерительных материалов для оценки надпредметных результатов обучения. Представлены структура и содержание элективного курса, ориентированного на подготовку будущих учителей математики к развитию мыслительных умений школьников в процессе обучения геометрии. Раскрыты методические аспекты организации учебно-профессиональной деятельности студентов в рамках данного курса, при этом основное внимание сосредоточено на формировании умений бакалавров проектировать базовые компоненты деятельности школьников на уроках геометрии: мотивационный, деятельностный и контрольно-оценочный. Ключевые слова: метапредметные образовательные технологии, готовность к применению метапредметных технологий обучения, учебно-профессиональная деятельность будущих учителей математики, учебная деятельность школьников, мыслительные умения в области геометрии | 1169 | |||||
275 | Рассмотрены характерные проявления расстройств аутистического спектра, трудности включения учащихся, страдающих аутизмом, в учебную деятельность. Описана зависимость коэффициента интеллекта от формы аутизма, дезинтегративность когнитивного развития в познавательной сфере. Представлен опыт работы с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра в общеобразовательных школах г. Северска Томской области: индивидуальный учебный план, включающий варианты обучения в классе, индивидуально и дистанционно; практические приемы по созданию условий для ситуаций общения; организация гибкого режима психоэмоциональных нагрузок; способы снятия напряжения. Положительная динамика социального развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра подтверждена результатами анализа учебных планов, портфолио, биографических данных обучающихся. Ключевые слова: младшие школьники, расстройства аутистического спектра, общеобразовательная школа, социализация, гибкий учебный план, создание ситуаций общения, вербализация контактов | 1168 | |||||
276 | Внедряемый в настоящее время в систему образования компетентностный подход – это шаг вперед, возможность иначе посмотреть и на цели образования, и на структуру образовательного процесса. Однако налицо проблема неприятия компетентностного подхода педагогическим сообществом. Среди множества причин, приводящих к торможению внедрения компетентностного подхода в реальное образование, необходимо выделить, на взгляд авторов, как главные следующие. Во-первых, отсутствие методов определения степени сформированности компетенций и, во-вторых, отсутствие признанной методологии интерпретации компетентностных оценок. Излагается методика построения предложенной ранее модели специалиста-выпускника педагогического вуза, базирующейся на возможности оперирования численными оценками компетенций. Методика предполагает выполнение следующих этапов: создание набора компетенций, группировка компетенций в блоки, количественная оценка степени сформированности компетенций, построения множества «портретов» специалиста, анализ и интерпретация результатов исследования. Приводятся результаты апробации разработанной модели на примере российских и бразильских студентов и школьников. Ключевые слова: образование, моделирование, формирование обратной связи в образовательных системах, кластерный анализ, компетенции | 1168 | |||||
277 | Раскрыт ресурс дополнительного профессионального образования, в частности программ профессиональной подготовки, в решении задач развития кадрового потенциала сферы дошкольного образования на региональном уровне. Обоснована необходимость развития профессиональной Я-концепции педагогов дошкольного образования в процессе профессиональной переподготовки в контексте достижения такой характеристики ее качества как акме-направленность. Показан соответствующий образовательный опыт ТГПУ. Приведены и проинтерпретированы эмпирические данные, связанные с развитием профессиональной Я-концепции педагогов сферы дошкольной педагогики г. Томска, полученные на основе использования метода опроса (анкетирования, интервьюирования) и метода анализа продуктов деятельности (эссе). Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, педагог дошкольного образования, профессиональная Я-концепция, профессиональная переподготовка, акме-эффекты андрагогических программ | 1167 | |||||
278 | Обобщен опыт работы по подготовке учителей к работе по предмету «практическое человекознание». Рассмотрен индивидуальный подход к организации учебного процесса, базирующийся на принципах творческой деятельности. Ключевые слова: психолого-педагогические условия творческой деятельности, система профессиональных качеств, необходимых для работы по предмету «практическое человекознание», разработка технологической карты развития способностей младших школьников | 1166 | |||||
279 | Рассматриваются способы использования жанрового потенциала эпистолярных текстов на уроках русского языка и словесности в школе. Обосновывается значимость жанроориентированного подхода в методике преподавания русского языка, призванного оптимизировать процессы обучения основам национального речевого этикета, культуре выражения чувств и мыслей, формирования языкового вкуса и интуиции, речевого слуха, способности чувствовать русское слово, развития интеллекта, внимания, памяти, повышения общего уровня грамотности, в целом − совершенствования коммуникативной компетентности учащихся. Ключевые слова: эпистолярный текст, эпистолярный дискурс, коммуникативная компетентность, речевая компетентность, жанр, речевой этикет, письмо как тип текста | 1166 | |||||
280 | На основе проведенного историко-педагогического анализа выявлено содержание понятий «внешкольная работа», «внеклассная работа», «внеучебная деятельность», «внеурочная работа». Предлагается периодизация этапов становления внеурочной деятельности школьников, описываются особенности организации внеурочной деятельности обучающихся на различных исторических этапах становления данного феномена в России: 1) возникновения феномена «внешкольной работы» в российском образовании, особенности которого связаны с созданием сети внешкольных учреждений «частной и общественной инициативы», направленностью их деятельности на общее развитие детей непривилегированных классов; 2) эволюции форм внешкольной, внеклассной, внеурочной деятельности обучающихся в образовательных организациях, чье своеобразие было обусловлено развитием массовой практики организации внешкольной (внеклассной, внеурочной) деятельности (включая создание «индустрии» досуговой деятельности детей и молодежи по месту жительства), интенсификацией научных исследований, в том числе содержанием данной работы, определением ее оптимальных задач, технологий, форм реализации; 3) становления современных моделей организации внеурочной деятельности, связанном с формированием в рамках системно-деятельностной образовательной парадигмы личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся. Ключевые слова: внеурочная деятельность, внешкольная деятельность, внеклассная деятельность, внеучебная деятельность, этапы становления понятия «внеурочная деятельность» | 1166 | |||||
281 | Предложен инновационный формат педагогического взаимодействия – использование массовых открытых онлайн-курсов. Конкретизирована их структура и содержание. Определены приоритетные направления использования массовых открытых онлайнкурсов в педагогической практике в условиях информатизации образования, такие как расширение образовательных возможностей, непрерывность образования, обеспечение доступности и качества реализации образовательных программ, привлечение талантливой творческой молодежи. Обозначены перспективы разработки массового открытого онлайн-курса по вопросам организации исследовательской деятельности магистров. Описана его структура, методика работы с курсом, способы контроля деятельности слушателей курса. Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, дистанционное обучение, педагог | 1165 | |||||
282 | Рассматривается феномен профессионального образа мира педагога. Показаны содержание и результаты исследования представлений бакалавров, обучающихся по профилю «Дошкольное образование», о достижениях и трудностях, смыслах и ценностях профессиональной деятельности. Выявлена в качестве приоритетных смыслов и ценностей профессиональной деятельности педагога направленность на развитие, воспитание, обучение ребенка-дошкольника. При этом отсутствует тенденция осознания бакалаврами саморазвития и самосовершенствования как важнейших составляющих профессии педагога. Ключевые слова: профессиональный образ мира педагога, смыслы и ценности профессиональной деятельности педагога, дошкольное образование | 1163 | |||||
283 | Обосновывается необходимость дальнейшего профессионального развития специалиста, принимая во внимание тот факт, что объем знаний, умений, навыков и компетенций, получаемый в стенах образовательных организаций, удовлетворяет современным требованиям только в течение ограниченного времени. Дальнейшее профессиональное развитие возможно в системе дополнительного профессионального образования. Поскольку главной целью дополнительного профессионального образования специалистов является совершенствование и (или) получение новой компетенции, то выбор методов обучения должен определяться планируемым результатом. Предлагается в качестве одного из инструментов повышения эффективности обучения использовать уровень активности учебно-познавательной деятельности обучающегося. Отмечается, что особенностью обучения в системе дополнительного профессионального образования является необходимость приобрести не только необходимые знания (уяснить, запомнить и воспроизвести), но и сформировать требуемые навыки и умения, то есть развить или приобрести способность применять знания в практической деятельности. Поэтому познавательная деятельность слушателей не должна ограничиваться процессами слушания, восприятия и фиксации образовательного материала. С учетом особенностей и специфики обучаемого контингента слушателей курсов дополнительного профессионального образования проводится анализ основных принципов активизации познавательной деятельности обучающихся: проблемности, максимального соответствия функциональным и практичным задачам, взаимообучения, самообразования, индивидуализации, самообучения, мотивации и творческого характера познавательной деятельности. На основе приведенного анализа вырабатываются рекомендации и предложения по реализации принципов активизации познавательной деятельности в рамках дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, эффективность, познавательная активность, принципы активизации, компетенции | 1163 | |||||
284 | Рассматриваются особенности коммерциализации образовательных разработок гуманитарного вуза. Анализируются истории успеха и источники трудностей, с которыми сталкиваются гуманитарные (педагогические) вузы в процессе трансфера разработок. Раскрывается опыт коммерциализации инновационных образовательных разработок офисом коммерциализации образовательных и научно-технических разработок Томского государственного педагогического университета. Представлены модели коммерциализации инновационных образовательных разработок – заключение издательского лицензионного договора на объекты интеллектуальной собственности, прикладные исследования по заказу организаций реального сектора экономики, сделки по лицензионным договорам, создание малого инновационного предприятия на ба зе объектов интеллектуальной собственности вуза. Подчеркивается важность организации в гуманитарном вузе системной работы по обеспечению полного инновационного цикла – от возникновения идеи до ее внедрения. Ключевые слова: коммерциализация, инновации в образовании, инновационные образовательные разработки, объекты интеллектуальной собственности, малое инновационное предприятие, модели коммерциализации | 1161 | |||||
285 | Повседневная культура занимает значимое место в общей культуре личности и является компонентом общекультурных компетенций выпускника вуза. Именно повседневная культура способствует установлению гармоничных отношений с социумом, позволяет конструктивно взаимодействовать как в процессе межличностного, так и делового общения. Выявленный в результате диагностики недостаточный уровень сформированности повседневной культуры позволяет говорить об актуальности рассматриваемой проблемы и необходимости разработки педагогических условий, способствующих формированию повседневной культуры студентов. Анализируется сущность повседневной культуры и история ее осмысления в социально-гуманитарном знании. Рассматриваются педагогические условия формирования повседневной культуры студентов в современном вузе. Авторы статьи близки к идее опосредованного формирования ценностей повседневной культуры в естественном процессе, сопряженном с размышлением, рефлексией и переживанием. Ключевые слова: повседневная культура студентов, формирование повседневной культуры, студенты, вуз, этический кодекс, среда вуза, средовой подход | 1161 | |||||
286 | В условиях развития рыночной экономики непременным условием эффективности любого индивида является уровень его экономической культуры, включающий формирование экономического мышления и финансовой грамотности, которое необходимо формировать в рамках образовательного пространства школы от начального уровня до выпуска, обеспечивая системный подход в формировании необходимых экономических компетенций. Системный подход при обучении экономике в школе требует значительного изменения образовательной программы школы, понимания родителей и готовности всех общественных институтов для получения эффективного результата. Ключевые слова: системный подход, формирование компетенций, экономическая культура, экономическая и финансовая грамотность, стратегия повышения финансовой грамотности, комплексная организация образовательного процесса | 1160 | |||||
287 | Приведены результаты анкетирования студентов заочного отделения факультета дошкольного и начального образования Томского государственного педагогического университета, в рамках которого выяснялось отношение респондентов к проблеме организации наставничества в образовательных учреждениях. Выясняется, какие факторы влияют на то, чтобы молодой педагог остался в профессии; какие формы работы с молодыми педагогами используются чаще всего; какими профессионально-личностными качествами должен обладать педагог-наставник. Делается вывод, что мнения респондентов о качествах наставника позволяют сгруппировать их в психологический «треугольник противостояния» (эмпатия, коммуникабельность, требовательность) и педагогический «треугольник взаимодополнительности» (опыт, умение учить, исследовательские качества). На основании этого делается вывод о том, что деятельность педагога-наставника представляет соорганизацию разных моделей организации совместной деятельности с подопечным: авторитарной, лидерской, партнерской. Ключевые слова: анкетирование, молодой специалист, наставник, сопровождение, совместная деятельность, качества наставника | 1159 | |||||
288 | Рассмотрены вопросы формирования универсальных компетенций студентов образовательных организаций среднего профессионального образования. Кратко охарактеризованы и уточнены понятия «компетенции», «универсальные компетенции». Представлены результаты апробации интеграции дисциплин «Математика» и «Информатика». Интеграция дисциплин дает возможность не только оптимизировать учебный процесс, но и формировать универсальные компетенции. Изучение и анализ методической и педагогической литературы показывают, что в системе среднего профессионального образования интегративный подход позволяет найти общую платформу предметных знаний для формирования у обучающихся универсальных, общих и профессиональных компетенций. Формирование универсальных компетенций может быть реализовано на основе организации интегрированных занятий и проектно-исследовательской деятельности через решение профессионально ориентированных задач. Интеграция дисциплин способствует не только активизации познавательной деятельности студентов, проявлению устойчивого интереса к будущей профессии, но и формированию универсальных и профессиональных компетенций. Кратко описаны этапы и механизм реализации проекта интеграции дисциплин. Ключевые слова: компетенция, универсальные компетенции, профессиональные компетенции, среднее профессиональное образование, математика, информатика, профессионально ориентированные задачи, проектно-исследовательская деятельность | 1158 | |||||
289 | В настоящее время все больше требований предъявляется обществом к студентам высших учебных заведений, в том числе к студентам – будущим педагогам. В этой связи в педагогическом образовании актуализируется понятие «компетентность» будущего педагога. Мы обратили внимание на формирование коммуникативной компетентности в педагогическом образовании. Понятие коммуникативной компетентности напрямую связано с профессиональным мастерством и является средством достижения педагогического мастерства. Формирование коммуникативной компетентностия является важной педагогической проблемой в образовании. Материал основан на информационном поиске и осмыслении сущности компетентностного подхода в педагогическом образовании. В настоящее время актуализируется коммуникативный подход в высшем образовании, поэтому рассмотрены понятия «компетенция», «коммуникативная компетентность». Приведен вариант формирования коммуникативной компетентности будущего педагога вуза по дисциплине «Физическая культура» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / Профиль –математика. В предложенном варианте представлено распределение общекультуроной компетенции – ОК-8 по разделам дисциплины «Физическая культура» и содержательно рассмотрены дескрипторные характеристики данной компетенции, а также предложены формы и методы, способствующие формированию данной компетенции. В соответствии с этим предлагаются уровни сформированности компетенции и их основные признаки, по которым определяется, что должен знать, уметь и чем владеть студент вуза на занятиях по дисциплине «Физическая культура». Приведены пример контролируемого результата обучения и оценочные средства. Ключевые слова: физическая культура, коммуникативная компетентность, компетенция | 1157 | |||||
290 | Рассматривается зарубежный опыт исследования понятия информационно-коммуникационной компетентности педагога. С интенсивным развитием глобализации и информатизации появляются различные информационно-коммуникационные технологии, которые оказывают влияние на организацию процесса обучения, способы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, на появление новых компетентностей педагога. В связи с этим зарубежный опыт исследования новой компетентности представляет интерес ввиду детальной проработанности на теоретическом и практическом уровнях. Более того, представлены характеристики различных групп исследователей и образовательных организаций, занимающихся вопросами сути понятия и содержательного наполнения информационно-коммуникационной компетентности педагога. Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, зарубежный опыт, информационно-коммуникационные технологии, профессиональное образование | 1157 | |||||
291 | Содержится актуальная информация о современном состоянии исследований проблемы невынашиваемости беременности. Обсуждаются данные исследований, посвященных выявлению рисков сокращения сроков гестации и невынашиваемости беременности, как многокомпонентного процесса, затрагивающего биологический, социальный и психологический уровень. В приведенном обзоре исследований детализируется психологическая сторона мотивационной, эмоциональной, ценностно-смысловой сферы личности беременных. Отдельно рассматривается психологическая сторона личности матери, ее особенности, сказывающиеся на сроках гестации. Содержится информация: об особенностях эмоциональной сферы, ее влиянии на течение и исход беременности, взаимосвязи тревожных расстройств и повышения частоты плацентарной недостаточности; о задержке роста плода, преждевременных родах, рождении детей с низкой массой тела и эмоциональной готовности будущей матери к материнству, оценке психологических установок и адекватности реакций. Дана характеристика мотивационной составляющей процесса беременности и индивидуально-психологических особенностей личности матери, особенностей типа темперамента и акцентуаций характера. Представлено описание проявлений в рамках антропологического подхода формирования ценностно-смысловой компоненты, которая связана с протеканием здоровой беременности. Рассматривается взаимосвязь психологических составляющих как риска сокращения сроков гестации. Ключевые слова: сокращение сроков гестации, невынашиваемость беременности, ценностно-смысловая сфера, психологические аспекты беременности | 1156 | |||||
292 | Анализируется понятие «досуг», рассматриваются особенности его содержания на различных этапах научного исследования данной области, обращается внимание на отношение с понятием «свободное время», описываются вероятные противоречия в сфере досуга, указываются способы их разрешения. Обоснована возможность использования досуга в профессиональном воспитании военнослужащих, предложен общий замысел деятельности военного педагога и порядок его реализации с применением средового подхода. Ключевые слова: досуг, профессиональное воспитание военнослужащих, средовой подход | 1156 | |||||
293 | Рассматривается влияние инновационного развития образования на изменение задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе, обусловленное гуманитарным подходом к образованию, выделением в качестве предмета педагогической деятельности на уроке организации совместной деятельности с детьми и ее методического сопровождения, появлением различных образовательных практик в начальной школе, потребностью в учителе, владеющем исследовательской компетентностью и готовом к инновационной деятельности. Ключевые слова: инновационное развитие образования, совместная деятельность, методическая подготовка | 1155 | |||||
294 | Подчеркивается актуальность процесса развития информационной компетенции личности с позиций субъектно-деятельностного подхода. Как субъект деятельности личность в современном smart-обществе приобретает важные компетенции: готовность к сетевому взаимодействию на основе цифровых трендов с обозначением в нем субъект ного опыта, способность порождать и поддерживать онлайн-контент как самостоятельный и активный субъект, способность осуществлять качественную навигацию по информационно-коммуникационным технологиям, основанную на возможности выражения субъектом деятельности опыта их использования. Данные способности характеризуют составляющие информационной компетенции личности. Процесс развития у личности данной компетенции с позиций субъектно-деятельностного подхода заключается в непрерывном сопровождении субъекта деятельности по smart-технологиям в smart-обществе через понимание, рождение собственных смыслов, обогащение субъект ного опыта развития информационной компетенции личности. В контексте smart-общества субъекту деятельности присуща готовность актуализировать личностный потенциал, субъектный опыт, информационную компетенцию, информационную культуру. Под информационной компетенцией личности как субъекта деятельности можно понимать способность умножения природных, духовных, профессиональных, культурных и индивидуально-личностных возможностей в smart-обществе. Ключевые слова: информационная компетенция личности, субъект деятельности, субъектно-деятельностный подход, smart-общество, цифровые тренды | 1155 | |||||
295 | Рассматриваются теоретические аспекты проектирования учебных задач и их систем с целью их дальнейшего применения в процессе формирования общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования, а также диагностики уровня их сформированности. Проанализированы историко-педагогические этапы становления данной категории. Представлен ряд наиболее обсуждаемых в научной литературе аспектов учебных задач, в том числе подходы к их определению, установлению содержания, этапов решения. Предложены определения учебного задания, учебной задачи и системы учебных задач с позиции компетентностного подхода. Названы ключевые методологические и теоретические основания для проектирования учебных задач, а также описаны этапы этого процесса. Ключевые слова: учебная задача, система учебных задач, диагностика, среднее профессиональное образование, проектирование | 1155 | |||||
296 | Ментальная репрезентация – это субъективный образ какого-либо события или оперативная форма ментального опыта. По мере изменения ситуации изменяется и ментальный опыт. Описан алгоритм подбора учебных задач, а также набор методов психодидактической направленности развития ментальных репрезентаций и репрезентативных способностей: метод подбора задач и метод создания индивидуальных ментальных карт. Метод подбора представлен четырьмя основными типами задач: первый тип выбирается преподавателем для работы с обучающимися с низким уровнем учебно-познавательного опыта и включает в себя тренировочные упражнения, а также приемы развития познавательного интереса и умений саморегуляции с помощью учителя. Второй тип задач представлен учебными текстами, работа с которыми позволяет создавать ментальные репрезентации, а также формирует умение рефлексировать. Третий тип задач предполагает проверку умения дополнить тезаурус новыми способами учебной деятельности. Четвертый тип включает задачи на творческое применение знаний обучающимися. Метод создания индивидуальных ментальных карт предполагает формирование умений на более высоком уровне. В основе этого метода лежит деятельность по созданию ментальных репрезентаций и применению приемов рефлексии в учебной деятельности. Ключевые слова: ментальная репрезентация, индивидуальная ментальная карта, учебный текст, активизация познавательной деятельности, метод подбора задач, метод создания индивидуальных ментальных карт | 1155 | |||||
297 | Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализация. Раскрыты отдельные направления совершенствования университетского образования в подготовке выпускника как компетентного, конкурентоспособного педагога. Определено, что университеты способны оказывать ведущее влияние на социально-культурное развитие образования в регионе. Представлен авторский взгляд на критерии выделения университета как системообразующего компонента в структуре региональной образовательной системы: конкурентоспособность на российском и региональном профессиональном педагогическом пространстве, опорный центр влияния на общеобразовательные школы, способность быть базовым основанием научно-педагогического инновационного образовательного потенциала региона, наличие фундаментальных условий для формирования системы непрерывного педагогического образования. Ключевые слова: региональная образовательная система, университет, общеобразовательная школа, самоопределение, непрерывное профессиональное образование, конкурентоспособность, ценностные ориентации | 1154 | |||||
298 | Аргументирована актуальность необходимости обновления концептуальных подходов к воспитанию подрастающего поколения, развитию соответствующих образовательных практик, включая разработку новых педагогических технологий воспитания, отвечающих особенностям и вызовам современного мира. Описана специфика деятельности детских и молодежных общественных объединений в современной России. Показаны особенности региональной практики детского и молодежного движения в Томской области. Обозначены актуальные направления научных исследований социально-педагогической направленности, связанные с различными аспектами развития практики детского и молодежного движения, выявленные посредством метода теоретического анализа. Обоснованы возможности образовательных программ магистратуры для реализации научно-педагогических исследований в рамках этих направлений. Представлены результаты осмысления и обобщения опыта Томского государственного педагогического университета, связанного с организацией прикладных научно-педагогических исследований (уровня научно-методической разработки) по проблеме развития региональной практики детского и молодежного движения. Ключевые слова: воспитание, социализация, детское движение, молодежное движение, детские и молодежные общественные организации, прикладные научные исследования социально-педагогической направленности | 1154 | |||||
299 | Рассмотрены вопросы сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся. Определено влияние методов педагогики на психологическое состояние обучающихся. От выбора методов обучения зависит психологическое состояние обучающегося и социальный климат класса. Использован системно-деятельностный подход к проектированию методики преподавания с помощью видеометода. Применялись теоретические методы: изучение и анализ специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методической документации, общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования. Подробно раскрыты функции тестового контроля: дидактическая, воспитательная, диагностико-профилактическая и корректирующая – и их влияние на психологическое состояние обучающихся. Дидактическая функция видеометода напрямую связана с принципом наглядности. Воспитательная функция заключается в том, что с помощью данной технологии можно создать психолого-педагогические условия формирования социально-позитивного поведения. Корректирующая функция направлена на минимизацию рисков, связанных с некорректным использованием видеометода. Диагностикопрофилактическая функция использования видеометода заключается в возможности фиксации явлений и процессов, важных с точки зрения анализа психологического состояния участников образовательных отношений. Выявлены психолого-педагогические условия формирования психического здоровья обучающихся с помощью видеометода. Ключевые слова: видеометод, дидактическая функция, воспитательная функция, корректирующая функция, диагностико-профилактическая функция | 1154 | |||||
300 | Предлагается анализ феномена разновозрастного обучения в сельской школе, представлены образовательные задачи, решаемые малокомплектными школами, раскрыто содержание понятий «условие», «педагогические условия». Рассмотрены условия организации образовательного процесса в сельской школе (процессуальные, содержательные, управленческие, психолого-педагогические, дидактические, методические, социокультурные). Охарактеризованы функции обучения детей разного возраста (психологические, социальные, компенсаторные, стимулирующие). Представлено определение разновозрастных групп учащихся на селе. Ключевые слова: образовательные возможности, процесс обучения, разновозрастные сообщества, обучение на селе | 1154 |