№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
101 | Рассматривается проблема саморазрушающего поведения старших подростков. Всестороннее исследование данного вопроса в достаточной мере соответствует настоятельным потребностям широкой аудитории педагогов и психологов, а также социальным запросам общества. Представлены результаты собственного исследования. Дан анализ мотива в процессе самоопределения в старшем подростковом возрасте и проблемы характерологического склада подростка как сочетанного влияния двух факторов, принимающих участие в его формировании, – социально-психологического и биологического. Ключевые слова: саморазрушающее поведение, самоопределение, старшие подростки, мотивация, социальное окружение | 1638 | |||||
102 | Анализируются взаимосвязи понятия «ценностное отношение» с основными категориями педагогической аксиологии: «ценностная ориентация», «установка», «профессиональная направленность». Показано, что ценностное отношение является основой и продуктом процесса ценностной ориентации. На основании теории ценностной ориентации личности А. В. Кирьяковой выделены такие механизмы формирования ценностного отношения, как поиск, оценка, выбор и проекция ценностей. Ставится вопрос о включении категории «ценностное отношение» в ценностную структуру личности. Ключевые слова: педагогическая аксиология, ценностное отношение, ценностная ориентация, установка, профессиональная направленность | 1637 | |||||
103 | Рассматриваются возможности образовательной технологии «веб-квест» для развития иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров. Иноязычная коммуникативная компетенция определяется как способность и готовность студента выступать в роли вторичной языковой личности в разнообразных ситуациях общения, т. е. участвовать в межкультурной коммуникации. Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя целый набор компонентов. Российский вариант включает такие компоненты, как языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебнопознавательная компетенции. В свою очередь, общеевропейский вариант состоит из таких компонентов, как лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, дискурсивная, стратегическая и социальная компетенции. Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают студенты, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные дисциплины на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебную дисциплину, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной и длительной работы. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучаемых с ним находится на различных веб-сайтах. Эффективное использование веб-квестов в процессе обучения иностранным языкам возможно, когда веб-квест является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы; сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Представленная поэтапная работа с веб-квестом позволила констатировать успешность использования данной образовательной технологии для развития иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров. Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, компоненты иноязычной коммуникативной компетенции, веб-квест, образовательная технология «веб-квест», филологическая подготовка бакалавров | 1636 | |||||
104 | Статья является результатом теоретического осмысления проблем этнокультурного образования. Рассмотрены вопросы наполнения содержания этнокультурного образования и его воспитательное влияние на подрастающее поколение. Ключевые слова: этнокультурное образование, народная педагогика, традиционная русская культура, образовательная политика государства | 1632 | |||||
105 | Описывается просветительская деятельность смоленского педагога, основателя школы для крестьянских детей в селе Татево Смоленской губернии, автора сборника статей «Сельская школа» С. А. Рачинского (1833–1902 гг.). Основное внимание уделяется вопросам организации учебно-воспитательной работы в Татевской школе, а также проблемам создания общества трезвости среди населения татевского имения. Ключевые слова: педагогическое пространство школы, Татевская школа, религиозно-нравственное воспитание | 1630 | |||||
106 | Запрос на исследование возможностей и особенностей пространства современного высшего учебного заведения является весьма актуальным. Важно понимать, существует ли взаимосвязь между специально организованным пространством и возможностью для студентов приобрести дополнительные общекультурные и профессиональные компетенции, такие как способность к коммуникации в межкультурной среде, к самоорганизации и самообучению. Восприятие и познание среды вуза, ее психологическая интерпретация определяют смысл и характер профессионального развития и саморазвития участников образовательного процесса, детерминирует действия студентов и преподавателей в ней. В статье представлены результаты исследования инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса, дан анализ особенностей восприятия среды университета студентами и преподавателями, определена динамика восприятия среды вуза на разных этапах профессионального обучения студентов. Результаты исследования положены в основу разработки концепции универсальной среды современного городского университета. Общие положения концепции универсальной среды городского университета строятся на базе образовательных потребностей студентов и преподавателей в обучении, в общении, в ресурсах. Исходя из этого универсальная среда городского университета предполагает: среду для сотрудничества, активного пространства для неформального общения; социальное пространство для поддержки студенческого сообщества; активное проживание студенческой жизни в пределах инфраструктуры университета; инновационные обучающие пространства; создание условий для личностно ориентированного обучения и взаимодействия, повышения у участников образовательного процесса образовательной, социальной, интеллектуальной мотивации. Основными направлениями инфраструктурных преобразований университета является входная зона, внутренние помещения общего пользования (рекреации, коридоры, лестничные марши), аудиторные и административные помещения. Ключевые слова: индивидные места поведения, личностно ориентированные места, представления об университетской среде, среда вуза, субъектно-деятельностные места, характеристики мест в вузе | 1628 | |||||
107 | В настоящее время в системе профессионального образования России внедряется научная идея использования кадрового потенциала образовательной организации как основного ресурса плановых изменений системы среднего профессионального образования. Сформулированы основные принципы системных изменений в подготовке специалистов среднего звена (изменение содержания образования, образовательной инфраструктуры). Рассматривается вариант развития кадрового потенциала через управленческий инструмент – стратегическое управление. Проанализирован опыт медицинского колледжа, где стратегическое управление развития кадрового потенциала учреждения помогло достичь новых результатов практического применения и эффективности развития образовательной организации. Описаны также показатели (индексы) качественного анализа развития трудового потенциала по цикловым методическим комиссиям. Ключевые слова: система профессионального образования, кадровый потенциал, стратегическое управление | 1628 | |||||
108 | С позиции коммуникативно-компетентностного подхода рассмотрена проблема повышения качества иноязычного образования в высшей школе, что требует более эффективных лингводидактических инструментов. Такая проблема может быть эффективно решена, если учебные программы по дисциплине «Иностранный язык» будут содержать компонент, направленный на формирование высокого уровня дискурсивной иноязычной компетенции. Такой инновационный компонент, не нарушая учебный процесс, может быть естественным образом интегрирован в комплекс задач по формированию коммуникативной иноязычной компетенции обучающихся на неязыковых направлениях. Ключевые слова: коммуникативно-компетентностный подход, системные характеристики дискурса, дискурсивные законы, дискурсивная иноязычная компетенция | 1627 | |||||
109 | Раскрыты основные тенденции развития и становления отечественного инженерно-технического образования. Кратко освещена история становления высших учебных учреждений России. Сделаны выводы о том, что с развитием машинной индустрии инженерно-техническая деятельность быстро развивалась, что, в свою очередь, выявило необходимость подготовки специалистов соответствующего профиля. Раскрыта необходимость в получении инженерно-технического образования в России. Представлены требования новых парадигм инженерного образования. Ключевые слова: инженерное образование, инженерно-техническое образование, обучение, система образования, технические вузы, университеты | 1624 | |||||
110 | Разработанная Т. О. Гордеевой с соавторами (2014) на основе теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана методика «Шкала академической мотивации» нашла довольно широкое применение в России в исследованиях детерминации академического поведения студентов. Однако ее психометрические характеристики в условиях аттестационного тестирования ранее не публиковались. С целью получения недостающей информации методика была включена дополнительно в контекст обследования 345 студентов с целью отбора для военного обучения, причем респонденты не информировались о том, что ее результаты не будут учитываться при принятии решения об их пригодности. Надежность шкальных оценок оценивалась путем расчета коэффициентов альфа Кронбаха и средних межпунктовых корреляций; внутренняя структура опросника – с помощью эксплораторного факторного анализа пунктов и шкал опросника, внешняя валидность – путем расчета многометодной-многопризнаковой матрицы корреляций с оценками личностных свойств, индивидуальных ценностей и общей когнитивной способности. Предложенная авторами структура опросника, высокая надежность его шкальных оценок и большинство гипотез относительно их конвергентных корреляций подтвердились. При исследовании связей шкал опросника с внешними психологическими конструктами был установлен ряд заслуживающих внимания конвергентных корреляций, не описанных в известной литературе. Сделан вывод о приемлемых психометрических характеристиках опросника и его пригодности к применению в аттестационном тестировании обучающихся в учебных организациях. Ключевые слова: академическая мотивация, психометрические свойства, надежность, конструктная валидность, теория самодетерминации, индивидуальные ценности, свойства личности | 1623 | |||||
111 | Предлагается авторский подход к проблеме становления девиантного поведения подростков, он рассматривается как совокупность неблагоприятных педагогических условий, которые обнаруживают определенную зависимость от семейного воспитания. В предлагаемом анализе эмпирических данных были использованы материалы бесед и опросов всех обследованных учащихся и их родителей, а также результаты анкетирования и тестирования. Представлены результаты опроса родителей. Отмечены мультифакторные педагогические проблемы в большинстве опрошенных семей: частые семейные конфликты, скандалы, холодность отношений между супругами, разводы и т. д. Отмечено несоответствие между оценкой характера взаимоотношений в семье родителями и детьми. Психоэмоциональное состояние и состояние психического здоровья членов семьи определяется как гармоничность/дисгармоничность семейных отношений. Чем больше в семье стабилизирующих педагогических факторов, тем уровень психического здоровья детей выше. Обосновывается адекватность применения комплексных программ педагогического анализа, диагностики и профилактики, что позволит в существенной степени оптимизировать коррекционно-педагогические, реабилитационные мероприятия и повысить их эффективность. Ключевые слова: девиантное поведение подростков, семейное окружение, педагогические условия, микросоциально-средовые факторы | 1610 | |||||
112 | Анализируется научный вклад известного отечественного ученого, педагога и организатора психологической науки, первого ректора Иркутского государственного университета Моисея Матвеевича Рубинштейна (1878–1953) в становление психолого-педагогического образования в Восточной Сибири. Организаторская, хозяйственная и преподавательская деятельность М. М. Рубинштейна на посту ректора и заведующего кафедрой философии и психологии Иркутского государственного университета проходила в исключительно тяжелых условиях Гражданской войны. Показано, что спустя столетие заложенные М. М. Рубинштейном научные традиции достойно продолжаются преподавателями профильных кафедр и факультетов психологии сибирских вузов. В настоящее время в регионе сложилась организационная макроструктура психологических центров, научно-образовательных подразделений, служб и организаций, позволяющая вести успешную образовательную, практическую и научно-исследовательскую работу в области психологической науки. Ключевые слова: история психологии, педология, Моисей Матвеевич Рубинштейн, психолого-педагогическое образование, педагогическая психология, Восточная Сибирь, Иркутский государственный университет | 1610 | |||||
113 | Обосновывается необходимость обучения студентов навыкам перевода как одного из условий повышения профессиональной компетентности выпускников вуза. Описывается опыт формирования переводческих навыков у студентов нефилологических вузов на примере перевода стандартного международного контракта купли-продажи (языковая пара «русский и английский языки»). Определяются конкретные умения и навыки для достижения адекватности перевода, в том числе применение основных переводческих преобразований при работе над текстом двустороннего контракта. Представлена методика обучения переводу внешнеторгового контракта, а также предложены критерии оценки сформированности переводческих навыков у обучающихся. Ключевые слова: внешнеторговый контракт, предпереводческий анализ, переводческие трансформации, оценка переводческих навыков | 1605 | |||||
114 | Рассмотрены различные подходы к понятию «учительство». Авторами представлен терминологический анализ понятия «учительство». Показано, что миссия учительства заключается в гуманистической направленности. Проанализированы позиции и размышления студентов педагогического вуза об учительстве. Ключевые слова: образование, миссия, учительство | 1597 | |||||
115 | Раскрывается проблема формирования модели развития профессиональной активности специалиста. Отражены аспекты профессиональной активности, критерии и условия, способствующие ее формированию. Ключевые слова: профессиональная активность, специалист, качество образования, профессиональное самоопределение | 1588 | |||||
116 | Актуальность исследования обусловлена новыми требованиями к личности учителя в условиях проведения реформ школьного и высшего образования. Период вхождения выпускника педагогического вуза в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет его профессиональная адаптация, будет зависеть, останется он работать в образовательной организации или будет искать себя в другой сфере. Раскрыты психологические стадии профессиональной адаптации в профессиональном становлении личности, рассмотрены этапы профессионального становления учителя. Цель исследования – выявление проблем в работе молодых учителей, с которыми они сталкиваются в период профессио нальной адаптации. Представлен анализ проблем, связанных с проведением уроков и организацией внеучебной деятельности в городских и сельских школах. Сделан вывод, что выпускники бакалавриата педагогического вуза считают себя наименее подготовленными к обучению детей с низкой учебной мотивацией, детей-инофонов, детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в одном классе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью. Результаты проведенного исследования могут быть использованы молодыми педагогами, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования пр оцесса профессиональной подготовки школьных учителей. Ключевые слова: молодые педагоги, проблемы профессиональной адаптации учителей в школе, проблемы обучения детей-инофонов, проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья | 1585 | |||||
117 | Рассматривается понятие «управление учебной деятельностью». Определены общедидактические и специальные основы управления учебной деятельностью. Дана характеристика средствам управления общением на уроке иностранного языка. Сгруппированы типичные ошибки учителей иностранного языка в управлении иноязычным общением. Представлены задания для 4-х уровней обучения управления учебной деятельностью на уроке иностранного языка: учебное задание, этап урока, урок, серия уроков. Ключевые слова: обучение управлению, управление учебной деятельностью, иностранный язык, иноязычное общение | 1582 | |||||
118 | В связи с переходом к ФГОС НОО меняется модель образования, а также подходы к диагностированию образовательных результатов. Новый стандарт предполагает формирование предметных и общеучебных (универсальных) действий и личностных умений у младших школьников. Такой подход предусматривает разработку системы управления качеством образования с использованием механизма внешней оценки. На примере опыта работы инновационной школы (МБОУ «СОШ № 49» г. Томска) рассматривается разработка диагностики предметных и метапредметных общеучебных результатов обучения (предмет «Родной язык»), при этом подчеркиваются их взаимосвязь и взаимовлияние. Автор доказывает, что важным условием диагностики образовательных результатов является вовлечение педагогов в совместную деятельность по разработке, корректировке и анализу как самих диагностических материалов, так и результатов их выполнения учащимися. Ключевые слова: образовательные результаты, диагностика сформированности УУД, самоконтроль, внешняя оценка | 1581 | |||||
119 | Анализируется роль исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Рассмотрено понимание исследования и его роли педагогами-магистрантами, обучающимися по направлению «Психолого-педагогическое образование». Выделены исследовательские компетенции как компонент профессиональных компетенций и профессионализма современного педагога. Подчеркивается взаимосвязь преподавания и исследования в профессиональной деятельности педагога. Приведены эмпирические данные о том, как магистранты, являющиеся практикующими педагогами, понимают педагогическое исследование и исследовательскую ситуацию. Представлен пример исследовательской ситуации из опыта педагога и ее анализ на занятии с магистрантами. Ключевые слова: исследование, педагогическое исследование, исследовательская ситуация, подготовка магистрантов | 1580 | |||||
120 | Затрагивается вопрос общекультурных компетенций студентов и возможность их развития при изучении иностранного языка. Отмечается высокий потенциал самостоятельной работы студентов в изучении иностранного языка и развитии общекультурных компетенций. Представлены и описаны этапы организации самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется значимости инфокоммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов. Авторы обосновывают их применение, определяют их функции в процессе изучения иностранного языка студентами технических направлений. Предложены систематизация приемов работы с инфокоммуникационными технологиями и примеры заданий, способствующих развитию общекультурных компетенций и изучению иностранного языка. Ключевые слова: общекультурные компетенции, самостоятельная работа студентов, инфокоммуникационные технологии, иностранный язык | 1579 | |||||
121 | Рубеж XIX–XX веков, как показывает история, стал временем поиска новых форм, методов и способов работы с учащимися. Сам термин «авторская школа», который появился в научно-педагогической лексике с конца 1980-х годов, означает наличие у конкретного учебного заведения некой оригинальной педагогической методики обучения и воспитания, особой программы развития школы, педагогической концепции, разработанной отдельным педагогом или авторским коллективом. В рассматриваемый период черты новой «авторской» школы были присущи некоторым, как правило, частным учебным заведениям как в столице, так и за ее пределами. Рассматриваются типы таких учебных заведений, характерные черты школ «нового» типа. Движение за «новые» школы стало отправной точкой тех перемен в общественном понимании значения образования, что послужило толчком в гуманизации отечественной педагогики. Ключевые слова: «Новые школы», отечественная педагогика, Западно-Сибирский учебный округ | 1578 | |||||
122 | В настоящее время актуализируется компетентностный подход во всех сферах образования. В связи с этим цель профессионального образования – формирование у обучающихся совокупности определенных компетенций и создание условий для самореализации личности, поэтому рассматривается проблема формирования компетенций у будущих учителей математики на примере изучения курса «Математический анализ». Данный курс играет, как известно, большую роль в фундаментальной подготовке будущего учителя в плане понимания сущности прикладной и практической направленности обучения математике. Формирование компетенций у будущих учителей математики осуществляется путем подробного и поэтапного изучения основных понятий математического анализа, в частности понятия предела функции, которое является первым «новым» и наиболее трудным в курсе математического анализа, посредством формирования навыков самостоятельной работы с текстами и приобщения обучающихся к научно-исследовательской работе через написание рефератов. Представленная организация изучения понятий математического анализа и приобщение обучающихся к самостоятельной научно-исследовательской работе способствуют осознанному применению знаний в других дисциплинах и в будущей профессиональной деятельности, а это и означает новый, компетентностный уровень профессиональной подготовки будущих учителей математики. Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих учителей математики, профессиональные компетенции, математический анализ | 1577 | |||||
123 | Рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для организации эффективной учебной деятельности и формирования навыков самостоятельной работы в вузе в процессе обучения иностранному языку. Анализируются возможности использования такого вида ИКТ, как мобильные приложения. В процессе педагогического эксперимента апробируется процесс обучения студентов грамматике иностранного языка с использованием мобильных приложений в процессе самостоятельной работы в аудитории и в рамках домашней работы. Было установлено, что для повышения уровня мотивации обучающегося необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы влиять не только на умственную деятельность, но и на систему личного отношения к изучаемому языку. Приведены теоретические и практические обоснования того, что использование в процессе обучения инновационных технологий, таких как ИКТ, позволяет студентам развивать различные навыки, такие как способность организовывать и самостоятельно планировать процесс изучения языка, оценивать свою учебную деятельность, корректировать ее, уделяя особое внимание ожидаемому результату обучения. В результате описанного эксперимента были подтверждены преимущества использования мобильных приложений в самостоятельной работе студентов университетов в процессе изучения грамматики иностранного языка. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, обучение иностранному языку, самостоятельная работа, мобильное приложение | 1575 | |||||
124 | Рассматривается проблема выбора современных научных подходов к развитию детей с нарушениями речи, основные принципы педагогического воздействия, учитывающие индивидуальные особенности дошкольника, а также современное осмысление понятия «индивидуализация» и непосредственно принципа индивидуализации обучения, объединяющего отдельные педагогические подходы. Показана связь принципа индивидуализации с современными действующими образовательными подходами, возможность его реализации в образовательной практике логопеда. Представлены особенности целенаправленного, комплексного коррекционно-логопедического воздействия на детей младшего дошкольного возраста с учетом реализации в данной работе принципа индивидуализации и анализа результатов развития речи дошкольников. Ключевые слова: младший дошкольный возраст, развитие речи, предупреждение речевых нарушений, логопедическая работа, принцип индивидуализации | 1572 | |||||
125 | Представлены результаты исследования степени мнемического потенциала концептуальной структуры и ее связи со стилем саморегуляции у начинающих ученых. В исследовании участвовали 122 начинающих ученых (аспиранты и магистры, привлеченные к научно-исследовательской деятельности). Методы исследования: методика «Формулировка проблем» М. А. Холодной, опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). В результате выявлен недостаточно сформированный объем и сложность мнемического потенциала понятийных структур молодых ученых, установлена положительная связь показателей сложности сформулированных проблем с процессом планирования собственной деятельности. Ключевые слова: когнитивные барьеры, ментальный опыт, понятийное мышление, мнемический потенциал, стиль саморегуляции, научно-исследовательская деятельность | 1567 | |||||
126 | Рассматривается проблема агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Всестороннее исследование данного вопроса в достаточной мере соответствует настоятельным потребностям широкой аудитории педагогов и психологов, а также социальным запросам общества. Дается подробный анализ видов детской агрессии. Выделены прямая, физическая, вербальная, косвенная и инструментальная агрессии, проявляемые детьми, описаны формы их проявления. Анализируется взаимосвязь видов детской агрессии с типологией родительского отношения к проблеме. Социальные и этические стандарты определяют механизмы личностного реагирования и способствуют превенции девиантного поведения, которое закладывается в раннем возрасте и опосредованно отображает уровень индивидуального, семейного и общественного благосостояния. Представлены характеристика и стиль родительского отношения к проблеме агрессивного поведения ребенка, и дан прогноз возможной коррекции. Расставлены акценты проблем внутрисемейного взаимодействия. Ключевые слова: педагогические условия, воспитание, семья, детская агрессия, социальное окружение | 1565 | |||||
127 | В обучении русскому языку как иностранному речь идет о взаимодействии и взаимосвязи языка и культуры, и чем дальше культуры, тем острее возникает проблема интерференции в межкультурном общении. В настоящее время уделяется наибольшее внимание проблеме рассмотрения языка в контексте культуры. В практике преподавания иностранных языков на современном этапе все более ощущается необходимость обучать не только культуре страны изучаемого языка, но и родной культуре. Обучение культуре страны изучаемого языка целесообразно базировать на сравнительно-сопоставительном анализе с родной культурой обучаемых как одной из форм приобретения фоновых знаний о поведенческой культуре носителей изучаемого языка в социокультурном контексте. На наш взгляд, обучение русскому языку китайских студентов должно быть направлено не только на преодоление межкультурного барьера, постижение культурного наследия страны изучаемого языка, но и на изучение социокультурного пространства своей страны для возможности знакомства с ней носителей русского языка. В большинстве случаев в межкультурной коммуникации китайские студенты не могут познакомить носителей иностранного языка с китайской политикой, экономикой, культурой, историей, традициями и т. д. Это ограничивает не только сферу межличностного общения, но и распространение китайской культуры. В связи с этим правомерно заметить, что универсализация приемов и методов обучения русскому языку китайских студентов без учета родной культуры нередко приводит к неэффективности учебного процесса. Ключевые слова: обучение русскому языку, культура, Китай | 1560 | |||||
128 | . | 1557 | |||||
129 | Анализируются некоторые приемы воспитания, существующие в абхазской народной педагогике. Исследование раскрывает идею о том, что хвалебные и поощрительные высказывания и проявление положительных одобряющих эмоций в качестве воспитательных приемовне только активно использовались в семейном воспитании абхазов, но и фиксировались в педагогической практике народа, поскольку дети во все времена нуждаются в реакции на свое поведение, оценке своих игр, труда. Автор рассматривает содержание особенностей таких методов воспитания, как поощрение и наказание. В результате исследования обнаружены характерные особенности форм одобрения детей и осуждения телесных наказаний, свойственные абхазской народной педагогике. Ключевые слова: методы воспитания, прием воспитания, абхазская народная педагогика, поощрение, наказание, семейное воспитание, абхазы, Абхазия, этнопедагогика абхазов, народное воспитание, национальное самосознание | 1556 | |||||
130 | Рассматриваются основные проблемы современных подростков. Приводятся данные пилотажного исследования наиболее проблемных областей в жизни подростков. Для этого использовалась методика «Психологические проблемы подростков» Л. A. Регуш и соавторов. Исследование показало, что у респондентов наблюдается превышение тестовой нормы по общему показателю проблемной озабоченности. Проведен анализ, каким образом детский болезненный опыт оказывает воздействие на последующую личностную реализацию и транслируется во взрослую жизнь. Анализируются проблемные зоны подростков 13–14 лет и делается вывод, что существуют личностные ресурсы, позволяющие справляться с напряженной психологической ситуацией, например такое личностное качество, как жизнестойкость. Раскрываются основные подходы к пониманию данного феномена. Анализируется структура жизнестойкости С. Мадди, Л. А. Александровой, Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой и др. Теоретически доказано, что феномен жизнестойкости может рассматриваться как интегральное психологическое свойство личности, которое развивается на основе активного взаимодействия с жизненными ситуациями и является необходимой личностной характеристикой современных подростков. Ключевые слова: подросток, проблемная озабоченность, детская психотравма, жизнестойкость, стрессоустойчивость, совладание, гиперкомпенсация | 1554 | |||||
131 | В современном мире в связи с социально-экономическими изменениями происходит вполне закономерная трансформация общественных представлений о роли и значении образования в развитии отдельной личности и всего государства. Общество нацелено на формирование активного, внутренне свободного, творческого человека, который будет способен существовать и развиваться в условиях личной свободы, будучи строго сориентированным на общечеловеческие ценности и гармонию с окружающим миром. Эти изменения обуславливают актуальность исследований в области идеологии свободного воспитания в российской и зарубежной практике. Выбор периода обусловлен тем, что рубеж XIX–XX вв. стал переломным моментом в развитии гуманистической парадигмы в образовании. Появились такие понятия, как «педоцентрическая революция» и «педагогика ненасилия». М. Монтессори, Р. Штейнер, А. Нейлл оказали влияние на педагогическую мысль не только в Европе, но также и в США, Скандинавии, Южной Африке. Их работы были хорошо известны, а сами их школы носили интернациональный характер. Этот период характеризовался активным поиском новых форм и методов обучения и воспитания. Что в итоге привело к возникновению экспериментальных школ, впоследствии названных «новыми». В начале XX в. началась более содержательная разработка теоретических основ свободного воспитания. Все школы экспериментального типа были глубоко личностны, субъективны, настроены на обучающегося с его образовательными запросами. Они не были идентичны, но оформили канву свободного воспитания. Ключевые слова: теория свободного воспитания, Западная Европа, «новые школы» | 1550 | |||||
132 | Рассматривается потенциал использования письма Деду Морозу на уроках русского языка и литературы. Приводятся результаты исследования ценностных ориентаций учащихся 7-го класса, полученные посредством анализа их писем. Ключевые слова: value orientations, universal learning activities, FSES, epistolary genre, text creativity | 1549 | |||||
133 | Ставится проблема организации эффективного наставничества как сопровождения молодого и нового педагога в инновационной школе. На основе выступлений участников круглого стола фиксируются традиционные формы организации наставничества. Анализируются материалы обучающих семинаров по организации в школе деятельности наставников, которые были проведены в МБОУ СОШ № 49 г. Томска в 2016/17 учебном году. Школа является стажировочной площадкой, в которой реализуется новый подход к наставничеству на основе концепции педагогики совместной деятельности и гуманитарного управления образовательными инновациями. Приведены результаты анкетирования участников семинаров, выделены эффективные формы организации наставничества как совместной деятельности педагогов, отличительные признаки такой деятельности: разные позиции и роли наставников, многообразие и разнообразие наставников, «плавающий» наставник, профессиональное развитие всех участников совместной педагогической деятельности. Показано, что у участников семинара формируется новый взгляд на наставничество, они начинают понимать, что содержанием наставничества является не только методическое, но и деятельностное сопровождение педагогов. Делается вывод о том, что только в инновационной школе складывается особый тип наставничества как гуманитарного управления профессиональным развитием педагога, реализующего образовательные инновации. Ключевые слова: совместная деятельность, наставничество, образовательные инновации, гуманитарное управление, профессиональное развитие | 1547 | |||||
134 | Исследуются проблемы использования педагогических технологий, направленных на профессиональное развитие педагогов. Представлена классификационная характеристика образовательной технологии «Профессионально-педагогическое содействие» как эффективного способа развития профессиональной компетентности преподавателей вуза, рассмотрены варианты ее использования в профессиональной деятельности преподавателей вуза, отражены трудности, с которыми педагогам приходится сталкиваться в процессе ее использования, предложены методические рекомендации по внедрению представленной технологии в образовательный процесс. Ключевые слова: образовательная технология, профессиональное развитие, преподаватель вуза, профессионально-педагогическое содействие | 1543 | |||||
135 | Исследуются проблемы в методической организации совместной деятельности на уроке. С позиции педагогики совместной деятельности Г. Н. Прозументовой рассмотрены способы ее методической организации на уроке: поведенческо-, деятельностно, исследовательско-ориентированные. На основе анализа результатов опроса педагогов выявлены проблемные точки в организации совместной деятельности: отождествление форм учебного сотрудничества и совместной образовательной деятельности (неразличение предмета); сохранение педагогом позиции знающего учителя (исключение инициативы детей на уроке); функциональный подход к анализу результатов методической деятельности учителя на уроке со стороны администрации. Представлен опыт введения курса по выбору в методической подготовке будущего учителя, позволивший студентам открыть в практической деятельности способы методической организации совместной деятельности. Ключевые слова: совместная деятельность, методическая деятельность, методическая организация урока, способы организации урока | 1541 | |||||
136 | Анализируется роль фундаментализма и специализации в вопросе профилизации образовательной среды. Делается вывод о неоднозначности оценки исследователями роли фундаментальных и специальных дисциплин в вопросе профилизации образовательной среды. Сопоставляются положительные черты фундаментализма и специализации обучения. Рассматриваются идеи универсализма и профессионализма. Дается трактовка понятий «профиль», «профилизация образовательной среды». Выделяются тенденции и закономерности, определяющие предмет профиля подготовки. Рассматриваются ключевые категории, связанные с понятием профилизации: профильная дифференциация, профильная школа, профильная ориентация. Ключевые слова: фундаментализм, специализация, профилизация, профиль, профильная дифференциация, профильная школа, профильная ориентация | 1539 | |||||
137 | Рассмотрена проблема формирования профессиональной компетентности студентов профессиональных колледжей на примере будущих техников автотранспортной отрасли. Раскрыты сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность техника автотранспортной отрасли». Определены содержание и структура контекстного подхода, заключающегося в педагогическом обеспечении на каждом этапе подготовки трансформации учебной деятельности студентов в квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность. Выявлены структурные компоненты профессиональной компетентности техников автотранспортной отрасли (когнитивный, ценностный, деятельностный, информационно-коммуникационный, адаптационный). Представлены результаты экспериментальной проверки эффективности педагогических условий формирования профессиональной компетентности студентов автотранспортного колледжа (г. Уфа). Ключевые слова: профессиональное образование, контекстный подход, компонентный состав профессиональной компетентности, педагогические условия, специалисты автотранспортной отрасли | 1538 | |||||
138 | Рассматривается актуальная проблема модернизации процесса подготовки педагогических кадров. Автор использует концептуальное построение процесса подготовки педагогических кадров в условиях интеграции системы высшего педагогического образования с системами общего и дополнительного образования (включающего в себя подвиды: дополнительное профессиональное образование и дополнительное образование детей и взрослых). Приводятся ключевые категории концепции: принцип, метод и подход к реализации концепции. В рамках концепции наставничество определяется как деятельностное педагогическое сопровождение студентов педагогических вузов в решении квазипрофессиональных и профессиональных задач. Приводится схема наставничества, созданная в рамках разрабатываемой педагогической концепции и реализуемая в центре дополнительного образования при педагогическом университете. Приводятся выводы по результатам применения разнообразного наставничества в рамках трех реализуемых в центре образовательных процессов, а именно взаимодействия студентов с детьми, с ведущими специалистами образовательной отрасли и с коллегами (учителями и партнерами в образовательных мероприятиях). Ключевые слова: наставничество, педагогическая поддержка, концепция, интеграция, педагогическое образование, дополнительное образование, общее образование, деятельностный подход | 1538 | |||||
139 | Рассматриваются особенности и проблемы физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, а также приводятся данные предварительного исследования их физической подготовленности. Актуализирована значимость физической подготовки в профессиональном становлении будущего сотрудника органов внутренних дел и факторов, влияющих на повышение их физической работоспособности. Констатируется, что на основе проведения активной пропаганды здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса у курсантов и слушателей повышаются значимость физической подготовки, стремление к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и посещению спортивных секций по служебно-прикладным видам спорта. Следовательно, только планомерные и систематические тренировки в спортивных секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями позволяют использовать все многообразие средств и методов физической подготовки для эффективного формирования у курсантов и слушателей профессионально-прикладных навыков и воспитания психологических и нравственных качеств высококвалифицированного специалиста правоохранительных органов. Ключевые слова: курсант, физическая подготовка, физические качества, боевые приемы борьбы, самостоятельная подготовка | 1538 | |||||
140 | Терминологическая культура учителя является значимым и неотъемлемым компонентом профессионально-педагогической культуры. Тем не менее данная научная проблема пока не получила достаточной полноты конкретизации в научно-педагогической литературе. Применительно к образовательной сфере данное понятие практически не употребляется, предположительно, по причине отсутствия определения и развернутой характеристики сущности терминологической культуры учителя. Уточняется роль терминологической культуры в общей и профессионально-педагогической культуре. Автором обобщены существующие определения терминологической культуры, названы и ранжированы синонимичные ей (тождественные) понятия, выделены основные компоненты терминологической культуры учителя, описана ее научно-практическая значимость. Обоснованы преимущество и правомерность использования понятия «терминологическая культура» перед понятием «терминологическая компетентность». Определены уровни терминологической культуры учителя (осведомленность, грамотность, компетентность, культура). Ключевые слова: терминологическая культура, профессионально-педагогическая культура, определение терминологической культуры, компоненты терминологической культуры, уровни терминологической культуры | 1537 | |||||
141 | Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализации. Дается характеристика понятия «регион», включающая в себя структурные компоненты: территория, население, экономика, административно-политическая самоидентификация. Приводится определение термина «регионализация». Выделяются особенности региональной образовательной системы на современном этапе: компьютеризация и телекоммуникация, дополняемые традиционными информационными технологиями; становление и утверждение рыночных механизмов образовательных услуг; глобальность; непрерывное образование человека в течение всей его жизни. Определяя региональную образовательную систему как системный объект, авторы показали ее характерные черты, принципы организации. Авторами обосновываются признаки и требования к устойчивости региональной образовательной системы. Необходимым условием устойчивости и стабильности образовательной системы рассматривается ее разнообразие. Ключевые слова: регион, регионализация, особенности региональных образовательных систем, устойчивость образовательных систем, запас устойчивости, системный подход | 1536 | |||||
142 | Рассматривается актуальная задача в образовании – создание эффективной модели управления социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций. Сосредоточенность исследователей и государственных деятелей на поиске экономической выгоды и обеспечении научно-технического прогресса нередко приводит к недооценке влияния социальных инноваций на общество в целом. Вместе с признанием значения внедрения инноваций в высокотехнологичных секторах экономики акцентируется внимание на социальных инновациях как драйверах формирования социального капитала. Конкретизируется, что включение в сетевое взаимодействие образовательных организаций разного типа является социальной инновацией. Предложенная в статье структурно-функциональная модель состоит из следующих компонентов: целевого, организационного и оценочно-результативного. Фиксируются разные типы результатов, возникающих в сети: исследовательские, продуктовые, профессиональные, учебные, институциональные. Ключевые слова: социальные инновации, модель, управление, сетевое взаимодействие, образовательные организации | 1535 | |||||
143 | Анализируются ключевые положения теории интуитивной грамотности, разрабатываемой в рамках психолингвистического направления в изучении языка. Речь идет о способах применения в практике школьного преподавания русского языка концепции, апеллирующей к анализу особенностей индивидуальных показателей носителя языка (языковой способности, языкового вкуса, языкового чутья). Важным является установление взаимосвязи между теорией интуитивной грамотности и компетентностным подходом, определяемым в качестве основного в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения. Ключевые слова: языковая компетенция, языковая способность, психолингвистика, интуитивная грамотность, орфографическое письмо, функциональное чтение, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования | 1535 | |||||
144 | Раскрывается содержание и сущность экологического образования и воспитания, приводятся примеры наиболее эффективных методов повышения уровня экологической культуры учащихся г. Томска и Томской области. Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, экология, экологическая культура | 1534 | |||||
145 | Дается независимая оценка преимуществам и недостаткам в формировании регулятивных умений младших школьников и умений самоорганизации учителей в дистанционном обучении в период пандемии в 2020 г. Экстренный переход на дистанционное обучение вызвал трудности в преподавании и учении. Во многом эти сложности обусловлены недостаточным уровнем регулятивных умений учеников и учителей. Сопоставляются результаты двух эмпирических исследований, проведенных Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом: диагностики регулятивных умений младших школьников в 2018–2021 гг. и оценки учителями начальных классов проблем самоорганизации в период дистанционного обучения в 2020 г. По итогам независимой оценки предложены рекомендации по развитию профессиональных компетенций учителей начальных классов. Ключевые слова: независимая оценка в образовании, дистанционное образование, высшее образование, начальная школа, функциональная грамотность | 1529 | |||||
146 | Процесс формирования информационной компетентности будущих специалистов предполагает реализацию пяти компонентов: мотивационного, операционального, содержательного, деятельностного, рефлексивного. Указанный процесс будет эффективным при условии интеграции звуковой, текстовой, графической информации, обеспечения самостоятельности действий при выполнении учебных, а затем профессионально ориентированных задач. Ключевые слова: компетентность, компетенция, информационная компетентность, рефлексия, проект, проектная деятельность | 1528 | |||||
147 | Рассматривается проблема формирования компетенций у будущих учителей математики на примере изучения курса «Числовые системы» путем построения основных числовых систем методом последовательного их расширения с помощью аксиоматических определений и построения моделей. Ключевые слова: формирование, компетенции, модели, аксиоматика, числовые системы | 1527 | |||||
148 | Приводятся результаты комплексного исследования, направленного на выявление факторов, влияющих на профессионально-проектную подготовку инженерных кадров в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Внимание акцентируется на описании ключевых факторов, обеспечивающих продуктивное освоение современных технологий проектирования и организации учебно-познавательной деятельности студентов. Уровень образования и подготовки высококвалифицированных инженеров определяется успеваемостью студентов, которая зависит от ряда мотивационных условий – методического обеспечения образовательного процесса, информирования студентов о жизни университета, особенностей психоэмоционального климата в университете, сложившихся отношений с преподавателями и администрацией вуза, степени удовлетворенности обучением в вузе. Анализ данных позволил также установить, что существенным фактором конкурентоспособности выпускников ТУСУР на рынке труда является их предпринимательская активность, соответствие приобретенных знаний реальным запросам экономики. Это напрямую связано с организацией образовательного процесса, выстроенного в логике позиционирования университета как предпринимательского вуза, в связи с чем актуализируется необходимость разработки и применения инновационных педагогических технологий, методик профессионально-проектной подготовки инженерных кадров. В свою очередь использование профессорско-преподавательским составом новых проектных методов и приемов в обучении будущих специалистов в русле заявленной идеологии университета позволяет эффективно привлекать студентов-старшекурсников к дальнейшему обучению в магистратуре и аспирантуре. Ключевые слова: профессионально-проектная подготовка, факторы профессиональной подготовки, проектное обучение, проектная деятельность, предпринимательский вуз, предпринимательская активность студентов, инженерные кадры | 1526 | |||||
149 | Рассматривается проблема постановки целей математической подготовки обучающихся в аспекте требований ФГОС к формированию универсальных учебных действий (УУД). Проведен анализ известных подходов к структурированию и описанию универсальных учебных действий как ожидаемому результату обучения математике. Представлена основанная на списке метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования структурная модель УУД без учета специфики предмета «математика». Показана взаимосвязь метафункционального подхода и требований к предметным результатам при обучении математике. Сформулировано понятие «ключевые универсальные учебные действия», а также их состав. Обоснованы и представлены структурно-содержательные модели универсальных учебных действий «установление аналогий (сравнение)» и «декодирование информации» на основе пооперационного состава мотивационного и ориентировочного компонентов. Определено содержание данных компонентов, базирующихся на когнитивном и праксиологическом элементах действий. Раскрыты характеристики каждого элемента действия. Цель публикации – описание авторского подхода к моделированию ключевых универсальных учебных действий как компоненту математической подготовки обучающихся. Ключевые слова: cистемно-деятельностный подход, совокупность ключевых универсальных учебных действий, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, динамическая структурно-содержательная модель, пооперационный состав действия, мотивац | 1525 | |||||
150 | Рассматривается актуальность использования игрового моделирования на песке при обучении творческому рассказыванию как вариант инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Дана психофизиологическая характеристика связной речи в онтогенезе. Рассмотрены психолого-педагогические особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Приведены результаты экспериментального исследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и моделирования логопедической работы. Игровое моделирование на песке представлено в роли нового стимула, служащего для создания благоприятного эмоционального фона, способствующего включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций в процессе обучения творческому рассказыванию посредством игрового моделирования на песке. Элемент игрового моделирования представляется как отдельный игровой прием или частичное использование дидактической игры в образовательном процессе. Предлагаемая техника предоставляет возможности как для вербальной, так и для невербальной экспрессии с применением разнообразных предметов, песка, воды и прочих материалов. Использование игрового моделирования на песке позволяет стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, развивать навыки общения, связную речь, пространственную ориентацию. Ключевые слова: логопедическая коррекция, дошкольники, инновационные технологии, творческое рассказывание, общее недоразвитие речи, игровое моделирование на песке, коррекционно-развивающие занятия | 1524 |