РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-7-13
Рассматриваются проблемы, возникающие при использовании формирующего оценивания в средних учебных заведениях, и предлагается их решение. Формирующее оценивание способно решить задачи, стоящие перед системой оценивания, акцентирующей внимание на качестве процесса учебных достижений обучающихся и приобретения умений для «образования на протяжении всей жизни». Формирующее оценивание внедряется медленно и неэффективно на протяжении десятилетия. Выявление и анализ причин трудностей реализации и поиск путей их преодоления являются целью данной работы и обуславливают актуальность темы. Использованные теоретические и практические методы исследования показали большое количество проблем, ряд которых обозначен участвовавшими в исследовании преподавателями. Все упомянутые проблемы разделены на три уровня в зависимости от возможностей их преодоления. Педагоги решают проблемы на первом уровне – уровне «аудитории», но без поддержки на уровнях «школы» и «вне школы» осуществление формирующего оценивания невозможно или носит дискретный и фрагментарный характер. Разработаны ознакомительные семинары-практикумы на «рабочем месте», которые являются первым шагом в программе реализации формирующего оценивания в образовательном процессе, и предлагается их проведение. Семинар разделен на теоретическую и практическую части, вопросы для обсуждения и длительность проведения варьируются в зависимости от аудитории. По окончании семинаров-практикумов педагоги получают первоначальные необходимые знания для начала осуществления практической деятельности по формирующему оцениванию. Подчеркивается необходимость введения разделов (или их расширения) по данному виду оценивания в курсы повышения квалификации и программы дисциплины методики преподавания для выстраивания системы подготовки педагогов, владеющих новой философией оценивания.
Ключевые слова: формирующее оценивание, трудности реализации, уровни решения проблем, подготовка педагогов, семинар-практикум
Библиография:
1. Khairani A. Reviewing the Challenges of Implementing Formative Assessment in Asia: The Need for a Professional Development Program // Journal of Social Science Studies. 2017. Vol. 4, iss. 1. P. 160–177. URL: http://dx.doi.org/10.5296/jsss.v4i1.9728 (дата обращения: 10.12.2018).
2. Black P., William D. Assessment and classroom learning // Assessment in Education: Principals, Policy and Practice. 1998. Vol. 5, iss. 1. P. 7–74.
3. Andrade H., Brookhart S. M. The role of classroom assessment in supporting self-regulated learning // Assessment for Learning: Meeting the Challenge of Implementation / eds by D. Laveault, V. L. Allal. Springer International Publishing, 2016. P. 293–309.
4. Panadero E., Brown G. Teachers’ reasons for using peer assessment: positive experience predicts use // European Journal of Psychology of Education. 2017. Vol. 32, iss. 1. P. 133–156. DOI: 10.1007/s10212-015-0282-5 (дата обращения: 10.12.2018).
5. Voinea L. Formative Assessment As Assessment For Learning // Journal of Pedagogy. 2018. Vol. 1. P. 7–23. URL: https://doi.org/10.26755/RevPed/2018.1/7 (дата обращения: 20.02.2019).
6. Shepard L. A., Penuel W. R., Davidson K. L. Design principles for new systems of assessment // Phi Delta Kappan. 2017. Vol. 98, iss. 6. P. 47–52. URL: https://doi.org/10.1177/003172171696478 (дата обращения: 20.02.2019).
7. Wright C. M., Miller C. M. Revising the Definition of Formative Assessment. The Council of Chief State School Officers (CCSSO). Washington, DC, USA. 2018. 12 p. URL: https://ccsso.org/resource-library/revising-definition-formative-assessment (дата обращения: 20.02.2019).
8. Popham W. J. Transformative assessment in action: An inside look at applying the process. Alexandria, Virginia, USA, 2011. 200 p.
9. Morzano P. J. Formative assessment and standard-based grading. Bloomington, USA: Solution Tree Press, 2009. 184 p. URL: https:/cx-work.gseis.ucla.edu/pli/15/to/rq/fieldwork-portfolio/docs/reading-formative-assessment-and-standards-based.pdf (дата обращения: 20.02.2019).
10. Perrenoud P. From formative evaluation to a controlled regulation of learning processes. Towards a wider conceptual field // Assessment in Education: Principles, Policy and Practice. 1998. Vol. 5, iss. 1. P. 85–102.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ, ИНКЛЮЗИВНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 7 — 13
Скачиваний: 822