ОТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-178-188
Представлен анализ такого социального феномена, как толерантность к детям и подросткам с нарушениями развития. В исследовании содержится фрагмент исследований, реализованных авторами в период с 2009 по 2017 год. На основании анализа данных ответов представителей трех социально-демографических групп (учащихся общеобразовательных школ, студентов высших учебных заведений, взрослых) на авторские опросники изучено их отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья из четырех категорий: дети с умственной отсталостью, детским церебральным параличом, слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие. Описан сравнительный анализ взаимодействия с ними в различных сферах и ситуациях. В целом для изучаемых групп характерны различия в ответах на вопросы, не предполагающих и предполагающих личную вовлеченность в ситуацию взаимодействия с таким ребенком, более выраженную в ответах взрослых участников опроса. Получены отличия в уровне толерантности как по разным социальным ситуациям взаимодействия, так и по отношению к различным категориям детей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: толерантность, школьники, студенты, взрослые, дети с умственной отсталостью, слабослышащие и глухие дети, дети с детским церебральным параличом, слабовидящие и слепые дети
Библиография:
1. Карауш И. С., Куприянова И. Е. Возможности применения международной классификации функционирования в изучении психического здоровья детей с сенсорными нарушениями // Социальная и клиническая психиатрия. 2014. № 4. С. 62–67.
3. Дашиева Б. А. Этнокультуральные особенности психического здоровья детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями: автореф. дис. … д-ра мед. наук. Томск, 2015. 48 с.
3. Молоткова Н. Ю. Клиническая характеристика и качество жизни детей с умственной отсталостью и психическими расстройствами: автореф. дис. … канд. мед. наук. Томск, 2016. 23 с.
4. Кетриш Е. В. Эволюция отношения общества к детям с нарушениями в развитии // Научный диалог. 2015. Вып. 43, № 7. С. 8–26.
5. Северный А. А., Шевченко Ю. С. Организационные проблемы системы охраны детского психического здоровья // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2013. Вып. 13, № 2. С. 5–11.
6. Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: более 10 000 единиц. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2004. 511 с.
7. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. В 2 т. М.: Рус. яз. 2000. 1209 с.
8. Реут М. Н. Стигмация – процесс выделения индивидов // Власть. 2008. № 5. С. 50–52.
9. Смирнова Ю. С., Вакулик А. М. Аттитюды подростков в отношении инвалидов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Вып. 17, № 4. С. 41–49.
10. Кабанов М. М., Бурковский Г. В. Редукция стигматизации и дискриминации психически больных // Обозрение психиатрии и мед. психол. 2000. № 1. С. 3–8.
11. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of the Spoiled Identity. N.J., Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1963.
12. Ярая Т. А. Стигматизация как механизм формирования проявлений гандикапа // Проблемы современного педагогического образования. 2014. Вып. 1, № 44. С. 327–333.
13. Пасторова А. Ю. Как делятся люди? // Синдром Дауна XXI век. 2013. № 2. C. 42–46.
14. Абрамов В. А., Студзинский О. Г., Абрамов А. В., Грачев Р. А. Общественное мнение как предпосылка стигматизации больных с психическими расстройствами // Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2016. № 1 (35). С. 55–62.
15. Карауш И. С. Психическое здоровье детей с сенсорными нарушениями: автореф. дис. … д-ра мед. наук. Томск, 2016. 49 с.
16. Князькина Н. Х. Отношение к подросткам, страдающим психическими расстройствами, в социокультурной среде // Омский научный вестник. 2010. Вып. 88, № 3. С. 159–163.
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
Страницы: 178 — 188
Скачиваний: 777