СООТНОШЕНИЕ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И НЕНОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-161-166
Приводится описание и анализ соотношения различных форм социальной активности и ненормативного поведения молодежи в реальной и виртуальной среде. Выборка составила 160 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. Применение коэффициента корреляции Пирсона в контексте обработки полученных показателей позволило выявить статистически значимые взаимосвязи между различными формами социальной активности молодежи и ненормативного поведения в реальной и виртуальной среде. Делается вывод о том, что ненормативное поведение у молодежи взаимосвязано с различными формами социальной активности. Просоциальная активность нивелирует отклоняющуюся как в реальной, так и виртуальной среде. Совершение девиаций в виртуальной среде посредством интернет-сетевой и досуговой форм социальной активности может быть обусловлено специфическими особенностями коммуникации в киберпространстве. Полученные результаты можно использовать в аспекте профилактической, коррекционной работы с молодежью в условиях консультативных центров, образовательных организаций. Настоящее исследование расширяет фокус имеющихся представлений в контексте изучаемой проблематики в рамках соотношения двух социально-психологических феноменов – ненормативного (девиантного) поведения и социальной активности личности.
Ключевые слова: деятельность, социальная активность, взаимосвязь, виртуальная среда, девиации
Библиография:
1. Арендачук И. В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодежи // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. С. 287–307. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-287-307
2. Балог А. И. Социальная активность студенческой молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6/2. С. 143–146. DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-143-146
3. Бочарова Е. Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018 Т. 7, № 4. С. 333–345. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345
4. Грунт Е. В., Зайко А. П. Типологический анализ социальной активности студентов колледжей в трансформирующейся России // Дискуссия. 2016. № 1 (64). С. 86–92.
5. Асеева О. В. Виртуализация социальной активности молодежи в сетевых сообществах: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2015. 21 с.
6. Mishna F., Regehr C., Lacombe-Duncan A., Daciuk J., Fearing G., Van Wert M. Social media, cyber-aggression and student mental health on a university campus // Journal of Mental Health. 2018. Vol. 27, № 3. P. 222–229. DOI: 10.1080/09638237.2018.1437607
7. Schoffstall C., Cohen R. Cyber Aggression: The Relation between Online Offenders and Offline Social Competence // Social Development. 2011. Vol. 20, № 3. P. 586–604. DOI.: 10.1111/j.1467-9507.2011.00609
8. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н., Журина М. А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. С. 50–66. DOI: 10.17759/cpp.2015230304
9. Лажинцева Е. М., Бочавер А. А. Интернет как новая среда для девиантного поведения подростка // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 49–58.
10. Шаров А. А. Девиантная активность молодежи: особенности и механизм переноса из реальной среды в виртуальную // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия «Психология». 2019. Т. 28. С. 103–109. DOI: 10.26516/2304-1226.2019.28.103
11. Шаров А. А. Методика изучения девиантной активности в реальной и виртуальной среде // Изв. Сарат. ун-та. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 30–37. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-1-30-37
12. Тончева А. В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости // Науковедение. 2012. № 4 (13). С. 138–143.
13. Акунина Ю. А. Социально-культурные условия профилактики деструктивных протестных настроений среди молодежи // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 4. С. 110–114.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 161 — 166
Скачиваний: 712