КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЛИЦЕЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-33-42
Раскрываются критерии и показатели определения уровня сформированности ценностного отношения обучающихся к русскому языку в процессе урочной и внеурочной учебной деятельности, которые отражают нравственные позиции обучающихся на основе сформировавшихся ценностных приоритетов и позволяют сделать вывод о степени интериоризации ценностного отношения к русскому языку. Данная система критериев и показателей представляет интерес для преподавателей русского языка и может быть использована в исследованиях, рассматривающих аксиологически ориентированный аспект преподавания русского родного языка. Представлены результаты исследования уровня сформированности ценностного отношения старшеклассников к русскому языку. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения обучающихся к русскому языку осуществляется на основании анализа ценностных приоритетов по следующим критериям: ценностно-мировоззренческому, когнитивно-рефлексивному, деятельностно-поведенческому. Эксперимент проведен на базе Лицея ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», в исследовании приняли участие обучающиеся 8, 9, 10-х классов. В ходе эксперимента использованы такие методы исследования, как методика «Ценностные ориентации» (по М. Рокичу), планинг «50 жизненных целей», методика «Решение ситуаций нравственного выбора», анкетирование, предметная диагностика (сочинения-эссе).
Ключевые слова: педагогическая аксиология, ценности, обучающиеся старшего школьного возраста, ценностное отношение к русскому языку, критерии и показатели определения уровня сформированности ценностного отношения к русскому языку
Библиография:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 326-р от 29 февраля 2016 г. «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71243400/ (дата обращения: 29.03.2021).
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 29.03.2021).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования». URL: http://www.obrasovanie.edusite.ru/DswMedia/prikazminobrnaukirossiiot17052012n413obutverjdeniifederal-nogogosudarstvennogoobrazovatelnogostandartasrednegoobshaegoobrazovaniya.pdf (дата обращения: 29.03.2021).
5. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf (дата обращения: 03.09.2020).
6. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного». URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossiiot-20.12.2018-N-03-510/ (дата обращения: 03.09.2020).
7. Аль-Янаи Е. К. Диагностика ценностного отношения старшеклассников к русскому языку // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30620 (дата обращения: 29.03.2021).
8. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы: основной курс, элективные курсы / авт.-сост. С. И. Львова. 3-е изд., стер., М.: Мнемозина, 2009. 215 с.
9. Rokeach M. The Nature of human values. Free Pr, 1973. 438 p.
10. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 160 с. 65–66.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Страницы: 33 — 42
Скачиваний: 787