Использование схем в логопедической работе с младшими школьниками-билингвами
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-3-17-27
В статье представлены результаты прикладного исследования проблемы билингвизма. Ее актуальность обусловлена наблюдаемой миграцией представителей населения, являющихся носителями различных культур в условиях многонационального государства. Это приводит к росту числа детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении школьной программы, в частности при использовании средств неродного языка. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о трудностях в обучении школьников-билингвов, о различном характере этих трудностей и необходимости специальной коррекционной помощи. При этом особенности содержания логопедической работы с билингвами исследуются с позиций учета сходства и различия двух языковых систем, в рамках которых существует и обучается ребенок, понимания механизма трудностей освоения языка, на котором ведется обучение. Педагогически организованное включение детей 3–4-го классов с билингвизмом в систему оказания логопедической помощи через целенаправленное образовательное пространство взаимодействующих субъектов: логопед, педагог и родители – рассматривается в качестве условия преодоления трудностей обучения. Необходимым условием реализации программы логопедической помощи обучающимся-билингвам выступает применение обобщенных моделей, отражающих закономерности двух языковых систем, в качестве средств наглядного моделирования.
Ключевые слова: билингвизм, монолингвы, билингвы, логопедическая программа, обобщенные схемы, русский язык, татарский язык
Библиография:
1. Мясников И. Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1257/846 (дата обращения: 08.11.2022).
2. Медведева Е. Ю., Уромова С. Е. Лингвистический анализ трудностей овладения школьной программой по русскому языку обучающихся с билингвизмом // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 5 (39). С. 58–66. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-58-66
3. Шабанова Т. Л., Уромова С. Е., Настругова М. А. Психолого-педагогические условия развития доминирующей в обучении русской речи у младших школьников-билингвов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 335–338.
4. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Изд-во Мос. ун-та, 1969. 224 с.
5. Бочкарева Т. А. Билингвизм как комплексная научная проблема // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2019. № 12. С. 190–195.
6. Михайлов М. М. О разновидностях двуязычия // Двуязычие и контрастивная грамматика. Чебоксары, 2017. С. 15–23.
7. Цейтлин С. Н., Чиршева Г. Н., Кузьмина Т. В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. СПб.: Златоуст, 2015. 190 с.
8. Бакшиханова С. С. Диагностика дефектов речи в условиях двуязычия: психолингвистический аспект. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2018. 143 с.
9. Гончарова В. А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников при двуязычии // Логопедия. 2017. № 3 (9). С. 22–26.
10. Никифорова Н. Н. Система логопедической работы с обучающимися при двуязычии: методические рекомендации для учителей-логопедов. Челябинск, 2010. 71 с.
11. Козлова О. В. Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом. URL: https://drive.google.com/file/d/1BSC3FrUVnanBxQJclOAhxmXhVOUWPRH6/view (дата обращения: 10.11.2022).
12. Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2015. 240 с.
13. Юсупова З. Ф., Галимуллина А. Ф., Калашникова М. А. Методическое пособие для учителей-предметников (русский язык) с описанием методики преподавания предмета в условиях двуязычной образовательной среды. М., 2016. 81 с.
14. Румега Н. А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом // Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В. С. Кукушина. М.: МарТ, 2014. 228 с.
Выпуск: 3, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 17 — 27
Скачиваний: 336