№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
251 | Представлен краткий обзор состава проблематики, которой занимаются современные зарубежные исследователи по вопросам образования в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. В современном мире происходит постепенный отход от представлений о лидирующем характере образовательных систем Западной Европы и Северной Америки, во всяком случае в сфере высшего образования. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии активно модернизируют высшее образование, творчески перенимая и видоизменяя наработки, выполненные в других регионах. При этом образцом для подражания служат не только и не столько Западная Европа и Северная Америка, сколько достижения образования в странах Латинской Америки. Экономические достижения стран Восточной Азии, в особенности Китая и Японии, позволяют создавать структуры, которые активно конкурируют с образовательными системами в других регионах планеты. Ключевые слова: Восточная Азия, Япония, Китай, Вьетнам, Индонезия, образование, университет, факультет, интеграция | 1276 | |||||
252 | Рассматриваются ключевые подходы к концептуализации понятия «цифровая грамотность» в зарубежном и российском исследовательском дискурсе. Отмечается дефицит подходов к анализу компетенций, связанных с эффективной коммуникацией и адаптацией к социально-сетевой коммуникативной культуре молодежи. Предлагается новая концептуализация социально-сетевой цифровой грамотности как элемента сетевой цифровой культуры и общей цифровой грамотности поколения Z. На основании оценок и мнений представителей цифрового поколения, выявленных в результате проведения серии полевых исследований в рамках исследовательского проекта, посвященного изучению сетевой культуры поколения Z, описывается содержательное наполнение комплекса следующих лингвистических, коммуникативных и прагматических компетенций, образующих социально-сетевую цифровую грамотность: лингвистической компетенции по продуцированию разножанрового социально-сетевого контента и эффективной обратной связи; коммуникативной компетенции по организации контекстов социально-сетевой коммуникации с различными аудиториями пользователей; практиконормативной компетенции по соблюдению этических норм и требований этикета и поддержанию бесконфликтного социально-сетевого общения; компетенции социальносетевой самопрезентации. Ключевые слова: цифровая грамотность, социально-сетевая коммуникативная культура, цифровые компетенции, цифровая трансформация образования, поколение Z | 1275 | |||||
253 | Обозначена основополагающая тенденция в обучении иностранному языку – коммуникативная. Ставится проблема поиска эффективных методов обучения студентов неязыковых специальностей навыкам говорения на иностранном языке. В качестве решения поставленной задачи предлагается рассмотреть целесообразность применения ассоциативно-проектного метода на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап предполагал опрос студентов неязыковых специальностей об основных трудностях при говорении на английском языке. В опросе приняли участие 97 студентов Тюменского государственного университета. Второй этап базировался на проведении экспериментальной серии занятий с применением ассоциативно-проектного метода. На данном этапе было задействовано 44 студента трех групп с языковыми уровнями Elementary (элементарный), Pre-Intermediate (ниже среднего) и Intermediate Low (средний низкий). На заключительном этапе эти же студенты прошли финальный опрос об эффективности применения данного метода в преодолении основных трудностей при говорении на английском языке. Анкетирование студентов неязыковых специальностей с последующим ранжированием полученных данных позволило на первом этапе исследования установить три основные трудности при говорении. Эти коммуникативные барьеры носят как лингвистический, так и экстралингвистический характер. Применение ассоциативно-проектного метода на занятиях по английскому языку позволило, как показал финальный опрос студентов, в значительной степени преодолеть эти трудности. Ассоциативно-проектный метод представляет собой сочетание двух достаточно новых и актуальных методов (ассоциативного и проектного), применяемых в обучении иностранному языку. Он удовлетворяет современным требованиям образования, способствует формированию ключевых компонентов коммуникативной компетенции (языкового, речевого, социолингвистического и социокультурного) и позволяет справиться с основными барьерами при говорении на иностранном языке. Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативные барьеры, ассоциативно-проектный метод, ассоциация, анкетирование | 1275 | |||||
254 | Ставится проблема поиска преемственных связей в формировании универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную. Эта проблема актуализирована введением ФГОС основного общего образования и поиском педагогамипрактиками эффективных способов формирования и диагностирования универсальных учебных действий (УУД) на разных возрастных ступенях. Авторы анализируют опыт школы совместной деятельности в этом направлении, в частности описывают проведение общешкольного семинара, цель которого состояла в проявлении специфики и приращений разных групп УУД при переходе из начальной школы в основную. Приведены примеры экспертных карт, позволяющих выделять на уроке разные группы УУД, уровень их сформированности (знакомство, формирование, пользование); обобщенный портрет выпускника начальной и основной школы, преемственные линии в содержании разных групп УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных. Ключевые слова: метапредметные результаты, совместная деятельность, экспертиза сформированности универсальных учебных действий, портрет выпускника, преемственность | 1274 | |||||
255 | С практической точки зрения рассматривается проблема общения подростков с киноискусством, обосновывается актуальность формирования зрительской культуры у подрастающего поколения на занятиях школьного киноклуба. Определяются возрастные особенности подростков, доказывающие необходимость и целесообразность формирования у них зрительской культуры: склонность подражать героям произведения искусства, стремление к общению в жизни и в искусстве, важность социального характера деятельности. Выделяется важный компонент зрительской культуры – эстетическое отношение к киноискусству, которое трактуется как целостное восприятие фильма в единстве его содержания и формы. Для планирования и организации дальнейшей работы с подростками в школьном киноклубе проводится анкетирование, целью которого является определение проблем общения школьников с киноискусством. Вопросы анкеты направлены на выявление знаний подростков о киноискусстве, потребности общения с лучшими образцами киноискусства, на определение характера обращения к кинофильмам (познавательный, развлекательный и др.). На основании анализа анкет подростков сформулирован ряд вопросов и задач, которые необходимо учитывать при разработке учебно-тематического плана занятий киноклуба, выборе кинофильмов для восприятия школьниками, тематики лекционных занятий (формирование устойчивой потребности общения с высокохудожественными образцами киноискусства; знаний о специфике кино, его видах и жанрах; исключение поверхностного восприятия произведений киноискусства, преимущественного обращения к развлекательным жанрам кино и др.). Ключевые слова: проблемы общения с киноискусством, зрительская культура, подростки, анкетирование, эстетическое отношение к киноискусству | 1274 | |||||
256 | Актуальноcть иcследования данной проблемы обусловлена запросом общества, ростом инклюзивного образования в стране. Анализируются понятия «адаптация», «школьная адаптация», «социальная адаптация», «личностная адаптация», «психологическая адаптация» и обосновываются педагогические условия, обеспечивающие результативность адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к учебной деятельности. Были использованы следующие методики: опросник для учителя по изучению школьной адаптации учащихся (методика Л. М. Ковалевой), проективная методика «Что мне нравится в школе?» (Н. Г. Лусканова), «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова), «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор), «Адаптация» (Т. А. Немчин). Выявлены своеобразие взаимодействия обучающихся, личностная устойчивость, индивидуально-психологические особенности, школьная тревожность в период адаптации. Результативность исследуемого явления достигается путем реализации педагогической технологии, педагогического сопровождения, средствами субъектразвивающего образования. Исследование позволяет сделать заключение, что успешность адаптации младшего школьника с ОВЗ к учебной деятельности обеспечивается специально созданными педагогическими условиями, в число которых входят: активизация познавательной активности детей, организация сотрудничества как трехстороннего аспекта взаимодействия, обеспечение инклюзивного диалогического общения с учетом возрастных особенностей развития психических процессов, создание положительного микроклимата социального окружения. Ключевые слова: младший школьник, адаптация, школьная адаптация, факторы адаптации, инклюзивное образование, учебная деятельность | 1274 | |||||
257 | Обосновывается необходимость подготовки компетентных экономистов в области международных экономических отношений и международных торговых перевозок в системе отраслевого профессионального образования вообще и повышения эффективности иноязычной подготовки экономистов в транспортном вузе в частности. Предлагается собственная трактовка понятия «контекстная иноязычная подготовка», а так-же организационно-педагогические условия повышения ее эффективности. Ключевые слова: отраслевое профессиональное образование, контекстная иноязычная подготовка, повышение эффективности контекстной иноязычной подготовки экономистов | 1273 | |||||
258 | Предпринята попытка осмысления изменений психологических состояний человека, связанных со сменой жизненной среды. Рассматривается проблема изучения жизнестойкости лиц, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся в реабилитационных центрах. Формулируются актуальные вопросы, связанные с поиском психолого-педагогических путей оказания постпенитенциарной помощи бывшим осужденным. Констатируется факт негативных для человека последствий отбывания уголовного наказания, снижающих уровень жизнестойкости и способствующих маргинализации и стигматизации личности в современном обществе. С учетом происходящих переломных событий в жизни человека акцентируется внимание на необходимости изучения жизнестойкости как значимого ресурса личности, способствующего преодолению трудных жизненных ситуаций. Прослеживается взаимосвязь между уровнем психологической готовности к жизни после освобождения из мест лишения свободы и преодолением препятствий как объективного, так и субъективного характера, что будет являться одной из характеристик жизнестойкости личности. Подтверждается важность исследования проблемы жизнестойкости личности в постпенитенциарный период в контексте построения человеком своего дальнейшего жизненного пути и решения жизненных ситуаций социального характера. Предлагаются дальнейшие шаги, направленные на решение комплекса исследовательских задач в теоретической и практической плоскостях в рамках выбранной для изучения темы. Ключевые слова: ресоциализация, жизнестойкость, бывший осужденный, по- стпенитенциарная адаптация, реабилитационный центр | 1272 | |||||
259 | Несмотря на то, что креативность нередко связывают с психопатологией и отклонениями в психическом здоровье, существует и противоположное направление, подчеркивающее созидательную функцию творчества, а именно концепция самоактуализации – способности личности выйти за рамки физиологического, психологического и социального уровней потребностей, для того чтобы достичь высшей ступени пирамиды, связанной с реализацией собственных возможностей. Рассматриваются особенности связи креативности и самоактуализации в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Регрессионная модель креативности имеет лишь два значимых предиктора – проникающая способность в эмпатии и спонтанность. Модель самоактуализации, напротив, может быть с высокой степенью вероятности описана через параметры смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Результаты обсуждаются через призму личностных особенностей, характерных для творческих и само-актуализирующихся людей. Ключевые слова: креативность, самоактуализация, смысложизненные ориентации, эмпатия, самооценка | 1271 | |||||
260 | Представлен способ организации образовательного процесса по освоению учащимися начальной школы регулятивного учебного действия оценки как пример реализации деятельностной модели формирования умственного действия (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. С. Лазарев). Определены общие подходы к организации образовательного процесса: разработка программы формирования УУД, построение метапредметного содержания, проектирование учебного занятия. Новизна работы связана с построением содержания осваиваемого понятия, которое определяется ориентировочной основой соответствующего ему действия. Ключевым моментом предлагаемой технологии является принятие учащимися учебных целей через построение нормы на результат, на способ осваиваемого действия и создание условий для осуществления школьниками содержательной рефлексии по результатам решения учебной задачи. Представлено описание урока по формированию действия оценки. Ключевые слова: метапредметные понятия, универсальные учебные действия, умственное действие, ориентировочная основа действия, программа формирования УУД, субъект учебной деятельности, действие оценки | 1271 | |||||
261 | Раскрыт ресурс дополнительного профессионального образования, в частности программ профессиональной подготовки, в решении задач развития кадрового потенциала сферы дошкольного образования на региональном уровне. Обоснована необходимость развития профессиональной Я-концепции педагогов дошкольного образования в процессе профессиональной переподготовки в контексте достижения такой характеристики ее качества как акме-направленность. Показан соответствующий образовательный опыт ТГПУ. Приведены и проинтерпретированы эмпирические данные, связанные с развитием профессиональной Я-концепции педагогов сферы дошкольной педагогики г. Томска, полученные на основе использования метода опроса (анкетирования, интервьюирования) и метода анализа продуктов деятельности (эссе). Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, педагог дошкольного образования, профессиональная Я-концепция, профессиональная переподготовка, акме-эффекты андрагогических программ | 1270 | |||||
262 | Представлено осмысление психолого-педагогического значения автобиографической прозы для профессиональной подготовки воспитателей и учителей начальных классов. Выявлена и обоснована необходимость интеграции предметов «Психология» и «Детская литература». Интеграция вносит новые формы диалога и общения в учебный процесс вуза, углубляя представления о формировании «Я-концепции» ребенка средствами литературы, средствами «историографии души». Точками пересечения являются возрастные особенности детей, работа с родителями по самовоспитанию, фактор наказания в формировании личности ребенка. Выявлена и обоснована необходимость подготовки будущего воспитателя и учителя начальных классов вдумчивым, умеющим читать и анализировать художественные тексты, интегрирующим приобретенные знания по литературе и психологии. Достоинство интеграции в объяснительной функции психологии: она помогает выявить причины, факторы, играющие важную роль в понимании возрастной группы, дает объяснение поведению героя, погружая средствами литературы в переживания героя, и способствует извлечению опыта, необходимого будущим воспитателям и учителям для работы как с детьми, так и с их родителями. Ключевые слова: нравственное воспитание, развитие, дети дошкольного возраста, интеграция литературы и психологии, родители, метод интроспекции, семья | 1270 | |||||
263 | Представлены результаты исследования процесса профессионального и личностного самоопределения подростков в педагогических классах дореволюционного времени и современного г. Томска. Выяснено, что тема самоопределения рассмотрена в научно-методической литературе не в полном объеме: превалирует интерес к профессиональному, а не личностному самоопределению. Устранение этого пробела в изучении исторического опыта позволило установить специфику корреляции личностного и профессионального самоопределения в подготовке обучающихся, показать определяющие воспитательные эффекты пребывания детей в педагогических классах и проследить влияние отмеченной подготовки на их взрослую жизнь. Ключевые слова: профессиональное и личностное самоопределение, педагогический класс, дополнительное образование детей, педагогика | 1270 | |||||
264 | Показано, что деятельность педагога в инклюзивной среде превращается в объективно действующий фактор проявления им нравственно-этических качеств. На основе профессионального стандарта педагога рассмотрена структура этической компетенции учителя, позволяющей ему работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, приведена методика выявления потребностей педагогического коллектива в развитии профессионально-этических качеств, позволяющих создать комфортную и толерантную среду в образовательной организации. Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогическая этика, профессионально-этические качества, толерантность, принципы инклюзивной этики | 1270 | |||||
265 | Обобщен опыт работы по подготовке учителей к работе по предмету «практическое человекознание». Рассмотрен индивидуальный подход к организации учебного процесса, базирующийся на принципах творческой деятельности. Ключевые слова: психолого-педагогические условия творческой деятельности, система профессиональных качеств, необходимых для работы по предмету «практическое человекознание», разработка технологической карты развития способностей младших школьников | 1269 | |||||
266 | В настоящее время все больше требований предъявляется обществом к студентам высших учебных заведений, в том числе к студентам – будущим педагогам. В этой связи в педагогическом образовании актуализируется понятие «компетентность» будущего педагога. Мы обратили внимание на формирование коммуникативной компетентности в педагогическом образовании. Понятие коммуникативной компетентности напрямую связано с профессиональным мастерством и является средством достижения педагогического мастерства. Формирование коммуникативной компетентностия является важной педагогической проблемой в образовании. Материал основан на информационном поиске и осмыслении сущности компетентностного подхода в педагогическом образовании. В настоящее время актуализируется коммуникативный подход в высшем образовании, поэтому рассмотрены понятия «компетенция», «коммуникативная компетентность». Приведен вариант формирования коммуникативной компетентности будущего педагога вуза по дисциплине «Физическая культура» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / Профиль –математика. В предложенном варианте представлено распределение общекультуроной компетенции – ОК-8 по разделам дисциплины «Физическая культура» и содержательно рассмотрены дескрипторные характеристики данной компетенции, а также предложены формы и методы, способствующие формированию данной компетенции. В соответствии с этим предлагаются уровни сформированности компетенции и их основные признаки, по которым определяется, что должен знать, уметь и чем владеть студент вуза на занятиях по дисциплине «Физическая культура». Приведены пример контролируемого результата обучения и оценочные средства. Ключевые слова: физическая культура, коммуникативная компетентность, компетенция | 1269 | |||||
267 | В условиях увеличивающегося применения обществом средств автоматизации в различных технологиях системы образования стран, заинтересованных в интенсивном развитии, вынуждены обращать внимание на расширение и углубление преподавания робототехники. Сделать это возможно, лишь вводя в школьный учебный процесс дисциплины, призванные обучить детей основам робототехники. Целью данной работы является описание методики обучения робототехнической программно-элементной базе в школе. Подробно описаны этапы изучения программирования, позволяющие легко и быстро добиться возможности школьнику программировать создаваемую робототехнику. Раскрыта необходимая для школьного обучения робототехническая элементная база. Наглядно продемонстрированы результаты использования в школьном образовании авторских предложений. Для этого приведены примеры выполненных в конце школьного обучения устройств. Доказывается, что школьное обучение робототехнике может быть эффективным, а именно углубленным, всеобщим, быстрым, легким и при этом относительно недорогим, представлена авторская система взглядов на то, как это должно делаться. Ключевые слова: технические средства обучения, школьное образование, техническое развитие ребенка, робототехника, программирование | 1267 | |||||
268 | Рассмотрены характерные проявления расстройств аутистического спектра, трудности включения учащихся, страдающих аутизмом, в учебную деятельность. Описана зависимость коэффициента интеллекта от формы аутизма, дезинтегративность когнитивного развития в познавательной сфере. Представлен опыт работы с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра в общеобразовательных школах г. Северска Томской области: индивидуальный учебный план, включающий варианты обучения в классе, индивидуально и дистанционно; практические приемы по созданию условий для ситуаций общения; организация гибкого режима психоэмоциональных нагрузок; способы снятия напряжения. Положительная динамика социального развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра подтверждена результатами анализа учебных планов, портфолио, биографических данных обучающихся. Ключевые слова: младшие школьники, расстройства аутистического спектра, общеобразовательная школа, социализация, гибкий учебный план, создание ситуаций общения, вербализация контактов | 1266 | |||||
269 | Обосновывается необходимость дальнейшего профессионального развития специалиста, принимая во внимание тот факт, что объем знаний, умений, навыков и компетенций, получаемый в стенах образовательных организаций, удовлетворяет современным требованиям только в течение ограниченного времени. Дальнейшее профессиональное развитие возможно в системе дополнительного профессионального образования. Поскольку главной целью дополнительного профессионального образования специалистов является совершенствование и (или) получение новой компетенции, то выбор методов обучения должен определяться планируемым результатом. Предлагается в качестве одного из инструментов повышения эффективности обучения использовать уровень активности учебно-познавательной деятельности обучающегося. Отмечается, что особенностью обучения в системе дополнительного профессионального образования является необходимость приобрести не только необходимые знания (уяснить, запомнить и воспроизвести), но и сформировать требуемые навыки и умения, то есть развить или приобрести способность применять знания в практической деятельности. Поэтому познавательная деятельность слушателей не должна ограничиваться процессами слушания, восприятия и фиксации образовательного материала. С учетом особенностей и специфики обучаемого контингента слушателей курсов дополнительного профессионального образования проводится анализ основных принципов активизации познавательной деятельности обучающихся: проблемности, максимального соответствия функциональным и практичным задачам, взаимообучения, самообразования, индивидуализации, самообучения, мотивации и творческого характера познавательной деятельности. На основе приведенного анализа вырабатываются рекомендации и предложения по реализации принципов активизации познавательной деятельности в рамках дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, эффективность, познавательная активность, принципы активизации, компетенции | 1265 | |||||
270 | Представлены результаты третьего этапа исследования «Реализация педагогического потенциала социальных центров в социокультурном пространстве стран Содружества Независимых Государств». Социальные центры рассматриваются как временные неформальные объединения гражданских активистов, решающие разноплановые социальные проблемы. Рост гражданских инициатив определил возникновение группы заинтересованных в специальном образовании лиц. Анализ инновационных продуктов социальной сферы, опрос среди активистов позволил выявить элементы образовательного запроса. К ним относятся особенности социальной самоорганизации, способы реализации педагогического потенциала разных социокультурных институтов, эффективное взаимодействие в рамках публично-частного партнерства, менеджмент и социально ориентированный маркетинг. Особо отмечается формирование умения создавать полноценные сервисы для конкретной целевой аудитории. Имеется потребность в подготовке к организационно-координационной, консалтинговой деятельности, адвокатированию в условиях социальной самоорганизации. Наметившаяся тенденция формирования описанного содержания образования повторяет мировой опыт. Социальная работа в широком понимании в странах Азии, Восточной Европы также основывается на компетенциях, связанных с работой в территориальном сообществе, активизации имеющихся общественных ресурсов. Определен актуальный формат образовательного взаимодействия – неформальное образование. Этот факт объясняется максимальной ориентацией данной модели обучения на запросы участников, вариативность в определении места и времени встречи. Сегодня актуальны конференции, семинары, стажировки, виртуальное наставничество. В настоящее время в странах Содружества Независимых Государств имеется корпус тренеров неформального образования, компетенции которых сформированы в гуманитарных проектах Европейского Союза по направлению «Восточное партнерство». Представлены результаты анализа тематических предложений на образовательном рынке. Учреждения формального образования в области социальной работы предлагают обучающие программы, в которых уделяется внимание педагогике, психологии и менеджменту. Определено содержание образовательных программ по трем видам модулей: общекультурных, общепрофессиональных (базовых), специальных профессиональных компетенций. Ключевые слова: социальный центр, образовательное пространство СНГ, неформальное образование, образование взрослых | 1264 | |||||
271 | Рассматривается феномен профессионального образа мира педагога. Показаны содержание и результаты исследования представлений бакалавров, обучающихся по профилю «Дошкольное образование», о достижениях и трудностях, смыслах и ценностях профессиональной деятельности. Выявлена в качестве приоритетных смыслов и ценностей профессиональной деятельности педагога направленность на развитие, воспитание, обучение ребенка-дошкольника. При этом отсутствует тенденция осознания бакалаврами саморазвития и самосовершенствования как важнейших составляющих профессии педагога. Ключевые слова: профессиональный образ мира педагога, смыслы и ценности профессиональной деятельности педагога, дошкольное образование | 1263 | |||||
272 | Представлен анализ публикаций в научных изданиях «Вестник Томского государственного педагогического университета» и «Научно-педагогическое обозрение». Выявлены основные направления изучения учебной исследовательской деятельности: организация исследовательской деятельности при изучении различных дисциплин (физики, математики, литературы); формирование исследовательских компетенций школьников; особенности организации исследовательской деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Кроме определения актуальных направлений в рамках данной проблематики выявлены и пробелы, открывающие возможности для новых психолого-педагогических исследований. Ключевые слова: учебная исследовательская деятельность, исследовательская деятельность при изучении различных дисциплин, исследовательские компетенции школьников, детская исследовательская деятельность | 1263 | |||||
273 | Раскрывается решение проблем формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности в рамках иноязычной подготовки в техническом вузе. Данная компетенция рассматривается как результат интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенций. Критерии сформированности целевой компетентности модифицированы с учетом ее интегративной природы. Рассмотрены этапы ее формирования и механизмы интеграции на каждом из них. Предложены упражнения, которые следует использовать для решения основных задач каждого этапа. Показано, как можно адаптировать традиционные для лингводидактики упражнения к общим задачам современного инженерного образования и развивать с их помощью профессиональные компетенции. Ключевые слова: инженер, иноязычная подготовка, высшее профессиональное образование, компетенция, компетентность | 1263 | |||||
274 | Содержится актуальная информация о современном состоянии исследований проблемы невынашиваемости беременности. Обсуждаются данные исследований, посвященных выявлению рисков сокращения сроков гестации и невынашиваемости беременности, как многокомпонентного процесса, затрагивающего биологический, социальный и психологический уровень. В приведенном обзоре исследований детализируется психологическая сторона мотивационной, эмоциональной, ценностно-смысловой сферы личности беременных. Отдельно рассматривается психологическая сторона личности матери, ее особенности, сказывающиеся на сроках гестации. Содержится информация: об особенностях эмоциональной сферы, ее влиянии на течение и исход беременности, взаимосвязи тревожных расстройств и повышения частоты плацентарной недостаточности; о задержке роста плода, преждевременных родах, рождении детей с низкой массой тела и эмоциональной готовности будущей матери к материнству, оценке психологических установок и адекватности реакций. Дана характеристика мотивационной составляющей процесса беременности и индивидуально-психологических особенностей личности матери, особенностей типа темперамента и акцентуаций характера. Представлено описание проявлений в рамках антропологического подхода формирования ценностно-смысловой компоненты, которая связана с протеканием здоровой беременности. Рассматривается взаимосвязь психологических составляющих как риска сокращения сроков гестации. Ключевые слова: сокращение сроков гестации, невынашиваемость беременности, ценностно-смысловая сфера, психологические аспекты беременности | 1262 | |||||
275 | Рассматривается вопрос формирования готовности бакалавров педагогического образования к реализации инновационных технологий обучения, предполагающих переход от школы, ориентированной на знаниевую модель выпускников, к школе развития у них культурных базовых способностей. Дана характеристика готовности к применению метапредметных технологий как интегративного профессионального качества личности будущего учителя, позволяющего ему осуществлять профильное обучение математике, углубленное формирование знаний и умений, разработку контрольно-измерительных материалов для оценки надпредметных результатов обучения. Представлены структура и содержание элективного курса, ориентированного на подготовку будущих учителей математики к развитию мыслительных умений школьников в процессе обучения геометрии. Раскрыты методические аспекты организации учебно-профессиональной деятельности студентов в рамках данного курса, при этом основное внимание сосредоточено на формировании умений бакалавров проектировать базовые компоненты деятельности школьников на уроках геометрии: мотивационный, деятельностный и контрольно-оценочный. Ключевые слова: метапредметные образовательные технологии, готовность к применению метапредметных технологий обучения, учебно-профессиональная деятельность будущих учителей математики, учебная деятельность школьников, мыслительные умения в области геометрии | 1261 | |||||
276 | Доказывается, что в национальных исследовательских вузах Томска происходит переход от оценки качества преподавания к оценке деятельности преподавателя. Во многих современных вузах, особенно национальных исследовательских, качество преподавания, в том числе и при избрании на должность, вообще не учитывается, акцент делается почти исключительно на показателях научно-исследовательской работы и публикационной активности. Ключевые слова: качество преподавания, оценка преподавательской деятельности, оценка качества преподавания, показатели оценки преподавательской деятельности, национальные исследовательские университеты | 1261 | |||||
277 | Учебная миграция рассматривается как один из инструментов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. На основе интервью со студентами-участниками академического обмена составлена сравнительная таблица образовательных подходов двух стран. Исследуются механизмы адаптации студентов к иной образовательной среде. Ключевые слова: учебная миграция, содержание, формы организации образовательной деятельности, компетенции, социокультурная адаптация | 1260 | |||||
278 | Представлены результаты исследования саморегуляции поведения как критерия психологической готовности к успешному осуществлению научно-исследовательской деятельности. Наиболее выражены у молодых ученых процессы планирования и оценивания результатов в профиле саморегуляции. Выделены два фактора, указывающие на особенности стилей саморегуляции молодых ученых. Установлены гендерные различия в показателях процесса планирования. Выявлено, что аспиранты, в отличие от магистров, более самостоятельно формируют программу собственных действий для реализации задач научно-исследовательской деятельности. Ключевые слова: психологическая готовность, научно-исследовательская деятельность, саморегуляция, молодые ученые | 1260 | |||||
279 | На основе проведенного историко-педагогического анализа выявлено содержание понятий «внешкольная работа», «внеклассная работа», «внеучебная деятельность», «внеурочная работа». Предлагается периодизация этапов становления внеурочной деятельности школьников, описываются особенности организации внеурочной деятельности обучающихся на различных исторических этапах становления данного феномена в России: 1) возникновения феномена «внешкольной работы» в российском образовании, особенности которого связаны с созданием сети внешкольных учреждений «частной и общественной инициативы», направленностью их деятельности на общее развитие детей непривилегированных классов; 2) эволюции форм внешкольной, внеклассной, внеурочной деятельности обучающихся в образовательных организациях, чье своеобразие было обусловлено развитием массовой практики организации внешкольной (внеклассной, внеурочной) деятельности (включая создание «индустрии» досуговой деятельности детей и молодежи по месту жительства), интенсификацией научных исследований, в том числе содержанием данной работы, определением ее оптимальных задач, технологий, форм реализации; 3) становления современных моделей организации внеурочной деятельности, связанном с формированием в рамках системно-деятельностной образовательной парадигмы личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся. Ключевые слова: внеурочная деятельность, внешкольная деятельность, внеклассная деятельность, внеучебная деятельность, этапы становления понятия «внеурочная деятельность» | 1260 | |||||
280 | Повседневная культура занимает значимое место в общей культуре личности и является компонентом общекультурных компетенций выпускника вуза. Именно повседневная культура способствует установлению гармоничных отношений с социумом, позволяет конструктивно взаимодействовать как в процессе межличностного, так и делового общения. Выявленный в результате диагностики недостаточный уровень сформированности повседневной культуры позволяет говорить об актуальности рассматриваемой проблемы и необходимости разработки педагогических условий, способствующих формированию повседневной культуры студентов. Анализируется сущность повседневной культуры и история ее осмысления в социально-гуманитарном знании. Рассматриваются педагогические условия формирования повседневной культуры студентов в современном вузе. Авторы статьи близки к идее опосредованного формирования ценностей повседневной культуры в естественном процессе, сопряженном с размышлением, рефлексией и переживанием. Ключевые слова: повседневная культура студентов, формирование повседневной культуры, студенты, вуз, этический кодекс, среда вуза, средовой подход | 1259 | |||||
281 | Рассматривается зарубежный опыт исследования понятия информационно-коммуникационной компетентности педагога. С интенсивным развитием глобализации и информатизации появляются различные информационно-коммуникационные технологии, которые оказывают влияние на организацию процесса обучения, способы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, на появление новых компетентностей педагога. В связи с этим зарубежный опыт исследования новой компетентности представляет интерес ввиду детальной проработанности на теоретическом и практическом уровнях. Более того, представлены характеристики различных групп исследователей и образовательных организаций, занимающихся вопросами сути понятия и содержательного наполнения информационно-коммуникационной компетентности педагога. Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, зарубежный опыт, информационно-коммуникационные технологии, профессиональное образование | 1258 | |||||
282 | Исследуется проблема научного обеспечения профессионального образования полицейских кадров как средства оптимизации системы профессиональной подготовки МВД России. Рассматривается позитивный опыт по усилению научной составляющей и профессионализации обучения в системе непрерывного профессионального полицейского образования в Федеративной Республике Германии. Содержатся выводы о том, что успешное выполнение прогностических функций профессионального полицейского образования возможно только при научном обеспечении образовательного процесса, что обеспечивает необходимую реакцию на изменение законодательства, появление новых видов и методов совершения преступлений, вариативность социальных ролей полицейского, в целом на улучшение качества работы полиции. Ключевые слова: профессиональное полицейское образование, научная база образовательного процесса, профессионализация, фундаментальные научные исследования, практико-ориентированные исследования, практическое применение научных знаний, практическая направленность | 1258 | |||||
283 | Рассматриваются значимость и особенности формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в исследованиях, автором представлена технология формирования творческой самостоятельности как совокупность методов, форм, способов, приемов обучения, в которой происходит продуманное взаимодействие участников образовательного процесса. Описываются этапы, организационно-методические аспекты и условия формирования творческой самостоятельности в процессе изучения дисциплины «Основы производственного мастерства». Ключевые слова: творческая самостоятельность дизайнеров, технология формирования, компоненты творческой самостоятельности, этапы формирования | 1257 | |||||
284 | В условиях развития рыночной экономики непременным условием эффективности любого индивида является уровень его экономической культуры, включающий формирование экономического мышления и финансовой грамотности, которое необходимо формировать в рамках образовательного пространства школы от начального уровня до выпуска, обеспечивая системный подход в формировании необходимых экономических компетенций. Системный подход при обучении экономике в школе требует значительного изменения образовательной программы школы, понимания родителей и готовности всех общественных институтов для получения эффективного результата. Ключевые слова: системный подход, формирование компетенций, экономическая культура, экономическая и финансовая грамотность, стратегия повышения финансовой грамотности, комплексная организация образовательного процесса | 1257 | |||||
285 | Рассматриваются проблемы взаимодействия школы и вуза как социальных институтов, структур системы непрерывного образования. Цель статьи – обоснование педагогической программы, повышающей уровень информированности о качестве образовательных результатов выпускников школ, раскрывающей возможности их улучшения в совместных сетевых программах сотрудничества учреждений среднего общего и высшего профессионального образования. Возможности педагогической программы рассмотрены на примере взаимоотношений исследовательского университета с общеобразовательными учреждениями-партнерами, описаны совместные исследовательские и методические практики, влияющие на повышение уровня функциональной грамотности, допрофессиональной компетентности выпускников школы как будущих студентов. Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, социальный институт, непрерывное образование, сетевое взаимодействие, педагогическое партнерство образовательных учреждений, качественные результаты образования, портрет абитуриента, допрофессиональная компете | 1256 | |||||
286 | Рассматривается целеполагание как неотъемлемая составляющая эффективной деятельности управленческих кадров. Обосновывается необходимость развития целеполагания как ключевой компетенции современных управленцев. Приведена разработанная автором структура психолого-педагогической деятельности по развитию целеполагания студентов управленческих специальностей. Ключевые слова: целеполагание, компетенция, компетентностный подход | 1255 | |||||
287 | Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализация. Раскрыты отдельные направления совершенствования университетского образования в подготовке выпускника как компетентного, конкурентоспособного педагога. Определено, что университеты способны оказывать ведущее влияние на социально-культурное развитие образования в регионе. Представлен авторский взгляд на критерии выделения университета как системообразующего компонента в структуре региональной образовательной системы: конкурентоспособность на российском и региональном профессиональном педагогическом пространстве, опорный центр влияния на общеобразовательные школы, способность быть базовым основанием научно-педагогического инновационного образовательного потенциала региона, наличие фундаментальных условий для формирования системы непрерывного педагогического образования. Ключевые слова: региональная образовательная система, университет, общеобразовательная школа, самоопределение, непрерывное профессиональное образование, конкурентоспособность, ценностные ориентации | 1254 | |||||
288 | Рассмотрены вопросы сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся. Определено влияние методов педагогики на психологическое состояние обучающихся. От выбора методов обучения зависит психологическое состояние обучающегося и социальный климат класса. Использован системно-деятельностный подход к проектированию методики преподавания с помощью видеометода. Применялись теоретические методы: изучение и анализ специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методической документации, общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования. Подробно раскрыты функции тестового контроля: дидактическая, воспитательная, диагностико-профилактическая и корректирующая – и их влияние на психологическое состояние обучающихся. Дидактическая функция видеометода напрямую связана с принципом наглядности. Воспитательная функция заключается в том, что с помощью данной технологии можно создать психолого-педагогические условия формирования социально-позитивного поведения. Корректирующая функция направлена на минимизацию рисков, связанных с некорректным использованием видеометода. Диагностикопрофилактическая функция использования видеометода заключается в возможности фиксации явлений и процессов, важных с точки зрения анализа психологического состояния участников образовательных отношений. Выявлены психолого-педагогические условия формирования психического здоровья обучающихся с помощью видеометода. Ключевые слова: видеометод, дидактическая функция, воспитательная функция, корректирующая функция, диагностико-профилактическая функция | 1253 | |||||
289 | Рассматриваются особенности коммерциализации образовательных разработок гуманитарного вуза. Анализируются истории успеха и источники трудностей, с которыми сталкиваются гуманитарные (педагогические) вузы в процессе трансфера разработок. Раскрывается опыт коммерциализации инновационных образовательных разработок офисом коммерциализации образовательных и научно-технических разработок Томского государственного педагогического университета. Представлены модели коммерциализации инновационных образовательных разработок – заключение издательского лицензионного договора на объекты интеллектуальной собственности, прикладные исследования по заказу организаций реального сектора экономики, сделки по лицензионным договорам, создание малого инновационного предприятия на ба зе объектов интеллектуальной собственности вуза. Подчеркивается важность организации в гуманитарном вузе системной работы по обеспечению полного инновационного цикла – от возникновения идеи до ее внедрения. Ключевые слова: коммерциализация, инновации в образовании, инновационные образовательные разработки, объекты интеллектуальной собственности, малое инновационное предприятие, модели коммерциализации | 1252 | |||||
290 | Формирование нравственной ответственности будущего бакалавра как социальнопрофессионального качества осуществляется в процессе учебно-профессиональной деятельности, представленной совокупностью различных профессионально-культурных практик. Уточнено понятие «нравственная ответственность будущего бакалавра», определены ее структурные элементы – кластеры, в соответствии с которыми разработана педагогическая диагностика изучения сформированности нравственной ответственности будущих бакалавров. Приводится описание оценочно-диагностического инструментария изучения сформированности нравственной ответственности будущего бакалавра в процессе профессионально-культурных практик. В качестве критериев выделены духовный, интерактивный, творческий, регулятивный и описаны уровни сформированности нравственной ответственности будущего бакалавра в положительном модусе их проявления (индифферентный, неустойчивый и устойчивый). Ключевые слова: нравственная ответственность будущего бакалавра, кластеры нравственной ответственности, критерий сформированности, уровень сформированности, оценочно-диагностический инструментарий | 1252 | |||||
291 | Проблема обучения русскому языку как иностранному рассмотрена на материалах российской научной периодики. Выделены требования к формированию языковых курсов, к организации обучения русскому языку, в том числе с учетом национальной языковой специфики студентов. Представлены российские методики и практики обучения русскому языку как иностранному, а именно: дана характеристика работам по рассмотрению русского языка как иностранного в качестве отдельного научного направления (как самостоятельный предмет лингвистики; особенности рассмотрения вторичной языковой личности и специфики ее формирования), описан опыт рассмотрения социокультурного контекста изучения русского языка как иностранного (организация работы с текстами, содержащими информацию о национальной картине мира; использование специально организованных форм визуальной коммуникации); проанализированы общие и частные методические аспекты проблемы изучения русского языка как иностранного (методика обучения русскому языку как иностранному, в том числе современные подходы к формам и методам контроля; использование образности русского языка через различные языковые единицы; анализ сложностей, возникающих у иностранных студентов в процессе изучения русского языка как иностранного). Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика обучения русскому языку как иностранному, языковая личность, типология ошибок, формы и методы контроля | 1252 | |||||
292 | Рассматриваются внеурочные формы занятий по физической культуре в Оренбургском президентском кадетском училище. Одной из проблем системы построения физической подготовки в училище является низкая заинтересованность кадет в занятиях спортом, что влечет низкую посещаемость дополнительных занятий по физической культуре. Это связано с тем, что предлагаемые кадетам формы и методы физкультурно-спортивных мероприятий не отвечают полностью потребностям воспитанников. Определение роли и места внеурочных форм занятий в системе физического воспитания кадет, соответствующих их возрасту и потребностям, будет способствовать формированию мотивации к занятиям спортом, повысит массовость занимающихся и, соответственно, уровень их физической подготовленности. Ключевые слова: кадеты, мотивы, формы занятий, система физического воспитания | 1251 | |||||
293 | Приведены результаты анкетирования студентов заочного отделения факультета дошкольного и начального образования Томского государственного педагогического университета, в рамках которого выяснялось отношение респондентов к проблеме организации наставничества в образовательных учреждениях. Выясняется, какие факторы влияют на то, чтобы молодой педагог остался в профессии; какие формы работы с молодыми педагогами используются чаще всего; какими профессионально-личностными качествами должен обладать педагог-наставник. Делается вывод, что мнения респондентов о качествах наставника позволяют сгруппировать их в психологический «треугольник противостояния» (эмпатия, коммуникабельность, требовательность) и педагогический «треугольник взаимодополнительности» (опыт, умение учить, исследовательские качества). На основании этого делается вывод о том, что деятельность педагога-наставника представляет соорганизацию разных моделей организации совместной деятельности с подопечным: авторитарной, лидерской, партнерской. Ключевые слова: анкетирование, молодой специалист, наставник, сопровождение, совместная деятельность, качества наставника | 1251 | |||||
294 | Ментальная репрезентация – это субъективный образ какого-либо события или оперативная форма ментального опыта. По мере изменения ситуации изменяется и ментальный опыт. Описан алгоритм подбора учебных задач, а также набор методов психодидактической направленности развития ментальных репрезентаций и репрезентативных способностей: метод подбора задач и метод создания индивидуальных ментальных карт. Метод подбора представлен четырьмя основными типами задач: первый тип выбирается преподавателем для работы с обучающимися с низким уровнем учебно-познавательного опыта и включает в себя тренировочные упражнения, а также приемы развития познавательного интереса и умений саморегуляции с помощью учителя. Второй тип задач представлен учебными текстами, работа с которыми позволяет создавать ментальные репрезентации, а также формирует умение рефлексировать. Третий тип задач предполагает проверку умения дополнить тезаурус новыми способами учебной деятельности. Четвертый тип включает задачи на творческое применение знаний обучающимися. Метод создания индивидуальных ментальных карт предполагает формирование умений на более высоком уровне. В основе этого метода лежит деятельность по созданию ментальных репрезентаций и применению приемов рефлексии в учебной деятельности. Ключевые слова: ментальная репрезентация, индивидуальная ментальная карта, учебный текст, активизация познавательной деятельности, метод подбора задач, метод создания индивидуальных ментальных карт | 1251 | |||||
295 | Аргументирована актуальность необходимости оcмысления подходов к воспитательной работе в педагогических вузах. Представлены результаты анализа сайтов российских вузов на предмет обеспеченности воспитательной работы со студентами регламентирующими документами, анализа наиболее распространенных моделей воспитательной работы, студенческого самоуправления, в том числе через студенческие объединения, сообщества. Выделены основные направленности студенческих сообществ в вузах, определена их специфика в педагогических университетах, связанная с ориентированностью их на практическую профессионально-педагогическую деятельность. Обозначены дефициты функционирования моделей воспитательной работы со студентами на факультетском уровне. Обобщен 10-летний опыт организации воспитательной работы и внеурочной деятельности со студентами педагогического факультета Томского государственного педагогического университета посредством включения будущих социальных педагогов в студенческие сообщества. Представлены схемы организации студенческого самоуправления на уровне академической группы, факультетском уровне, взаимодействия студенческих сообществ факультета с другими субъектами воспитательной работы факультета и вуза в целом. Приведены примеры возможных студенческих сообществ на факультете. На примере сопоставления трудовых действий социального педагога и видов деятельности куратора студенческой группы делается вывод о ресурсности развития готовности студентов к выполнению указанных выше типов профессиональной деятельности при включении их в любое студенческое сообщество в соответствии с интересами. Обоснованы условия повышения уровня готовности студентов педвуза к решению задач профессиональной деятельности посредством построения воспитательной работы на факультете на основе моделирования деятельности студенческих сообществ. Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, студенческие сообщества, профессиональные компетенции, включение будущих социальных педагогов в факультетские студенческие сообщества | 1251 | |||||
296 | Рассмотрена проблема формирования конкурентоспособного студента-дизайнера, выпускника вуза, его готовности к постоянному самообразованию, адекватной реакции на изменяющиеся реалии жизни, смене профессиональной траектории в условиях неопределенности. Уточнены определения понятий «профессиональная компетентность», «фрилансер», «компетентность». Обосновывается важность подготовки выпускника к непрерывному самообразованию в течение всей жизни, усвоения определенного багажа профессиональных дизайнерских знаний. Проводится анализ профессионально важных качеств личности, предложенных экспертами на форсайт-сессиях Агентства стратегических инициатив в процессе определения совокупности вновь появляющихся профессий. На основе сравнительного анализа надпрофессиональных компетенций, предложенных экспертами, и компонентов информационно-коммуникативной компетентности как важного интегративного качества личности выпускника вуза с точки зрения повышения его конкурентоспособности обосновываются изменения процесса преподавания дисциплин профессионального блока. Приводятся результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональной компетентности посредством введения в учебный процесс программы дисциплины «Проектирование» элементов организации проектной работы профессионального дизайнера. Описываются основные отличительные признаки компетентностно-модульной программы учебной дисциплины. Определяется роль формирования профессиональной мобильности информационно-коммуникативной компетентности студентов-дизайнеров студентов вуза в обеспечении их конкурентоспособности. Описаны возможные задачи будущего, которые будут стоять перед профессионалом в области образования. Ключевые слова: креативность, целевая аудитория, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, предпринимательство, непрерывное образование, профессиональная компетентность, конкурентоспособность выпускника вуза | 1251 | |||||
297 | Обосновывается положение о возрастающем значении социокультурного образования в условиях духовно-нравственного кризиса, кризиса культуры и воспитания в российском обществе и необходимости его модернизации и повышения качества подготовки специалистов, востребованных временем. В поисках решения этой проблемы была разработана и апробирована «Модель преподавателя вуза культуры и искусств в условиях реализации компетентностного подхода». Разработанная модель – педагогическая, компетентностная, которая служит для формирования эталона, характеризующего качества субъекта образовательного процесса, которые должны быть обязательно сформированы для обеспечения успешности его дальнейшей профессиональной деятельности [1]. Ключевые слова: модель, педагогическая модель, компетентность, компетенция, уровни содержания образования, интегративные методы обучения, социально-культурная компетентность, профессионально-педагогическая компетентность | 1250 | |||||
298 | Подчеркивается актуальность процесса развития информационной компетенции личности с позиций субъектно-деятельностного подхода. Как субъект деятельности личность в современном smart-обществе приобретает важные компетенции: готовность к сетевому взаимодействию на основе цифровых трендов с обозначением в нем субъект ного опыта, способность порождать и поддерживать онлайн-контент как самостоятельный и активный субъект, способность осуществлять качественную навигацию по информационно-коммуникационным технологиям, основанную на возможности выражения субъектом деятельности опыта их использования. Данные способности характеризуют составляющие информационной компетенции личности. Процесс развития у личности данной компетенции с позиций субъектно-деятельностного подхода заключается в непрерывном сопровождении субъекта деятельности по smart-технологиям в smart-обществе через понимание, рождение собственных смыслов, обогащение субъект ного опыта развития информационной компетенции личности. В контексте smart-общества субъекту деятельности присуща готовность актуализировать личностный потенциал, субъектный опыт, информационную компетенцию, информационную культуру. Под информационной компетенцией личности как субъекта деятельности можно понимать способность умножения природных, духовных, профессиональных, культурных и индивидуально-личностных возможностей в smart-обществе. Ключевые слова: информационная компетенция личности, субъект деятельности, субъектно-деятельностный подход, smart-общество, цифровые тренды | 1250 | |||||
299 | Рассматривается вопрос формирования детской хоровой студии на базе как минимум двух образовательных организаций – общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей. Проанализирована значимость хоровых студий с нескольких позиций: для детей – реализация творческих способностей каждого ребенка, развитие его общей культуры, гражданственности, профессиональной ориентации на вокально-хоровую деятельность и с точки зрения образовательных организаций – обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1–4 кл.) в части организации внеурочной деятельности школьников; расширение спектра взаимодействия образовательных структур; профориентация на музыкальную профессию. Дан краткий обзор становления и развития хорового искусства в России и на региональном уровне (на примере города Томска) и проанализирована современная ситуация с детским хоровым образованием. Предложена методика интеграции усилий общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования детей с целью создания детского хорового коллектива, основанная на личном опыте авторов и предусматривающая элементы сетевой формы реализации образовательных программ. Ключевые слова: детская хоровая студия, дополнительное образование детей, общеобразовательная школа, сетевое взаимодействие | 1248 | |||||
300 | Обоснована актуальность формирования партнерских отношений детского сада и семьи. Приведены результаты проведенного эмпирического исследования по выявлению отношения и осведомленности родителей об организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, а также их отношение к здоровьесбережению детей. Охарактеризованы формы организации взаимодействия детского сада и семей воспитанников и описаны результаты внедрения и апробирования некоторых из них. Ключевые слова: партнерские отношения, проектная деятельность, взаимодействие, здоровьесбережение, формы организации | 1247 |