Поиск
Warning: Undefined array key "6602//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "6602//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "6602//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "6602//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "6602//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "6602//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Образование педагога в области безопасности жизнедеятельности должно соответствовать и отвечать вызовам, которые современное общество предъявляет педагогическим кадрам. Актуальность темы исследования определяется требованиями современного образования, которое прежде всего должно иметь своей основной целью всестороннее личностное развитие. Оно стимулирует у людей современного общества формирование такого поведенческого типа, который обеспечивает безопасность их поведения в различных сферах. Рассматриваются проблемы подготовки бакалавра в отрасли безопасности жизнедеятельности на основании методологических подходов, используемых в системе уровневого высшего педагогического образования. При выявлении целей и задач образования в сфере безопасности жизнедеятельности учитываются национальные интересы, государственная политика в сфере образования, социальный и экономический потенциал страны. Признается необходимость формирования единого образовательного пространства Российской Федерации в сфере безопасности жизнедеятельности. Подчеркивается, что педагогическое образование в сфере безопасности жизнедеятельности остается важной подсистемой отечественного высшего педагогического образования и, развиваясь, должно соответствовать и отвечать вызовам и условиям, которые диктуются педагогическим кадрам в современных условиях. Отмечается, что проблему подготовки бакалавров в сфере безопасности жизнедеятельности определяет существование множества противоречий в современной педагогической теории и практике вузов. На основании этого выявляется необходимость построения принципиально эффективной системы предметно-профильной подготовки преподавателей в сфере безопасности жизнедеятельности. Проанализированы понятия «экологическая безопасность», «экологическая опасность», «фактор экологической опасности» и «риск», также рассмотрены причины современной экологической нестабильности в России. Доказано, что целью экологического образования с учетом концепции устойчивого развития России является формирование условий для развития культуры экологической безопасности личности, наделенной определенными качествами. На примере реализации образовательных программ в школах города Томска показано, что ежегодная работа, направленная на формирование знаний основ экологической безопасности у школьников и студентов, дает положительную динамику. Ключевые слова: педагогическое образование, высшее образование, бакалавры, экологическая безопасность, непрерывное образование, безопасность жизнедеятельности, студенты | 619 | ||||
2 | В последнее десятилетие доля молодежи среди населения России заметно сократилась. Тем не менее эта социальная группа и ее досуговая деятельность представляют особый интерес для исследований, нацеленных на выявление хобби и увлечений современных молодых людей и их связь с аддиктивным поведением. Рассматривается содержательная составляющая понятия «досуговая деятельность» в молодежной среде. Отмечается наличие противоречий в использовании синонимичных понятий «досуг» и «свободное время». Характеризуются принципиальные различия между понятиями «досуг», «хобби» и «увлечение». Затронут вопрос связи современных хобби и увлечений молодежи с развитием кибераддиктивного поведения. Приводятся результаты исследования, проведенного среди школьников г. Томска, о выявлении интересов современной молодежи и наличии/отсутствии или предрасположенности подростковой группы к интернет-зависимости в связи с их досуговой деятельностью. Выявлено, что практически половина респондентов не имеет конкретного хобби. Установлено, что с более высокой вероятностью появление кибераддикции свойственно тем, у кого нет хобби вовсе, а также тем, чья досуговая деятельность является пассивной. Выявлена широкая распространенность увлечения социальными сетями и компьютерными играми у школьников г. Томска, при этом у более чем половины респондентов отмечена предрасположенность к интернет-зависимому поведению, а у пятой части опрошенных кибераддиктивное поведение уже сформировано. Ключевые слова: досуговая деятельность, хобби, увлечения, молодежь, свободное время, пассивный и активный досуг, кибераддикция | 591 | ||||
3 | В данной статье приведен обобщающий анализ авторитетных заключений о преимуществах запуска в системе профессионального образования экспериментальной программы нового уровня образования «Профессионалитет». На основе анализа экспертных мнений заместителя председателя правительства России Татьяны Голиковой, министра просвещения РФ Сергея Кравцова, учредителя и директора Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперта Рособрнадзора Ольги Воронцовой, эксперта, директора НИЦ профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Блинова авторы выявляют существующую проблему отсутствия компетентностной модели подготовки выпускника педагогического вуза, соединяющей в себе как функциональную грамотность, так и мультипрофессиональные навыки. На основании подробного аналитического обзора двухуровневой подготовки студентов в условиях университетского образования Германии предложена конструкторско-компетентностная модель выпускника педагогического вуза в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры профессиональной направленности на основе триального обучения в условиях кластерных образований во взаимодействии вуза, среднего профессионального образования и предприятий отрасли. В частности, на базе проведенного анализа разработаны и представлены новые программы бакалавриата и магистратуры, готовые к реализации в Томском государственном педагогическом университете в 2022/23 учебном году. Конструкторско-компетентностная модель новых бакалаврских программ предусматривает формирование полиуниверсальных навыков, навыков профессионального межкультурного взаимодействия, навыков выполнения общетрудовых функций педагога профессионального обучения по дисциплинам отраслевой специфики, формирование профессиональных навыков в рамках персонализированной траектории параллельного освоения рабочей профессии или специальности отрасли на базе колледжа или техникума и, кроме того, применение демонстрационного экзамена с использованием методик и технологий WorldSkills Russia. Конструкция разработанных программ, как бакалаврских, так и магистерских, позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, что не более двух третей составляет базовая часть и не менее одной трети – вариативная часть, обязательная часть после индивидуального выбора студентом, необходимая для формирования квалификационной компетентности по профилю подготовки. Данные программы позволят подготовить мультипрофессиональных выпускников, а также находятся в соответствии с потребностями действующей образовательной системы. Ключевые слова: профессиональное образование, профессионалитет, конструкторско-компетентностная модель, мастер-педагог, кластерные образования, триальная модель обучения | 446 | ||||
4 | Рассматривается вопрос рискованного поведения в интернет-среде – осуществления травли подростков в онлайн-пространстве. Дана характеристика феномена кибербуллинга и его негативного влияния на психическое и эмоциональное состояние детей и подростков. Отдельное внимание уделяется духовно-нравственным качествам личности – духовности и эмпатии как детерминирующим факторам в процессе киберсоциализации ребенка. Описаны основные диагностические инструменты для исследования феномена буллинга и кибербуллинга в школах г. Томска: методика Е. Г. Норкиной «Наш класс», многофакторный опросник эмпатии М. Дэвиса в адаптации Т. Д. Карягиной, Н. А. Будаговской, С. В. Дубровской и опросник «Духовная личность» А. Хусейна и М. Анаса в адаптации Г. В. Ожигановой. Приведены результаты опроса подростков томских школ. На основании проведенного эмпирического исследования представлена буллинг-структура школьников, определен уровень духовности и эмпатии современных подростков. Результаты продемонстрировали, что показатели духовности и эмпатии современных школьников в целом находятся на допустимом уровне. Также установлено наличие связи между показателями духовности личности, эмпатии и осуществлением кибербуллинга. Выявлено, что недостаточное развитие духовности и эмпатии может быть связано с повышенным риском проявления агрессивного поведения, в частности кибербуллинга. Ключевые слова: кибербуллинг, рискованное поведение подростков, интернет-риски, духовность, эмпатия, буллинг-структура | 317 | ||||
5 | Статья посвящена анализу проблем рецепции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной среде. Исследование основано на модели принятия AIDUA и включает эмпирические данные о цифровом принятии/сопротивлении внедрению ИИ со стороны педагогического сообщества. Авторы выявляют социально-психологические и организационные корни педагогического цифрового сопротивления, предлагая рекомендации по акселерации внедрения ИИ в практику обучения. Результаты эмпирического исследования позволяют описать установки цифрового сопротивления внедрению ИИ-технологий. В основном они связаны с недооценкой социального влияния и ожиданий, возникающих в связи со скоростью распространения технологии, сомнениями в потенциале использования технологий ИИ и возможной замене педагога из-за неантропоморфности цифровых помощников, опасениями потери эмоционально-личностного компонента образования. Также исследуются соответствующие факторы сдерживания на различных уровнях педагогического сообщества, обусловленные недоступностью необходимых ресурсов, отсутствием общих подходов и протоколов использования технологий искусственного интеллекта, сопротивлением со стороны педагогического сообщества, основанным на сохранении традиций и ценностей классического образования. Предложенные стратегии и организационные подходы направлены на снижение сопротивления и создание благоприятного климата, способствующего успешному внедрению новых технологий в образовательный процесс. Подчеркивается важность комплексного подхода и интегрированной стратегии для эффективного использования потенциала искусственного интеллекта в образовании. Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта в образовании, диффузия инноваций, цифровое сопротивление, принятие технологий | 206 |