Поиск
Warning: Undefined array key "6854//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "6854//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "6854//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В российских вузах из года в год увеличивается контингент студентов из дальнего и ближнего зарубежья. Это свидетельствует не только о престиже российской системы высшего образования, но и о налаживании добрососедских, партнерских отношений. В этой связи проблема успешной адаптации иностранных студентов рассматривается с точки зрения укрепления международного статуса государства в целом. Две стороны адаптации, психологическая и социально-культурная, изучены у 397 иностранных студентов из вузов юга России. Использовалась экспресс-диагностика, разработанная на основе адаптированного варианта методики А. Л. Свенцицкого «Самооценка психологической адаптивности» и шкалы «Социальная приверженность стране», «Культурная приверженность стране» из опросника С. В. Фроловой. Для статистической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Психологическая и социокультурная адаптация рассматривалась в соотношении «изоляция – идентификация» (В. И. Слободчиков). Согласно полученным результатам, студенты из дальнего зарубежья продемонстрировали низкую психологическую адаптивность при высоких притязаниях на успешность социально-культурной адаптации. Помощь в ее достижении со стороны преподавателей университетов будет особенно действенна тогда, когда они будут сочетать академическую работу с решением проблем образовательного и профессионального, а также социального и коммуникативного содержания. Студенты из соседних стран продемонстрировали взаимосвязанный набор требований к успешной социокультурной адаптации, сосредоточив внимание на социальных связях и соблюдая дистанцию в области культуры. В связи с этим особо значима работа педагогов по обеспечению положительной динамики межкультурных отношений с привлечением традиций межнационального добрососедства на территории южного региона России. Материалы проведенного исследования востребованы системой повышения квалификации преподавательского состава, учитывающей разницу в культурной дистанции иностранных студентов. Ключевые слова: академическая адаптация, этнокультурные особенности, зарубежные студенты, психологическая адаптивность, социально-культурная адаптация | 607 | ||||
2 | Публикуемая статья посвящена жизни и научному творчеству создателя новой отрасли знания – этнопедагогики Геннадию Никандровичу Волкову, академику РАО. Проанализировано и осмыслено последнее десятилетие научного творчества Г. Н. Волкова в Республике Калмыкии. Материалом исследования послужили публикации о Г. Н. Волкове в Республике Калмыкии его учеников, единомышленников, сподвижников и видных ученых, а также воспоминания авторов от личных встреч с ним. Использование этого уникального и богатого материала позволило предпринять попытку изучения последнего десятилетия жизни академика в период так называемой Калмыцкой осени. В результате была предпринята попытка проанализировать и раскрыть путь первопроходца в сферу научных знаний, сущность разработанной им концепции, а также инструментарий ее исследования. Этнопедагогика – вселенская наука, раскрывающая достояние любого народа, духовно-нравственный и воспитательный его потенциал, обычаи и традиции – в этом же ключе. Академик из Чувашии – продолжатель дела великих педагогов-классиков Я. Коменского, И. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Г. Н. Волков – создатель новой научной педагогической школы, актуальной и сегодня, имеющей множество учеников и последователей в ближнем и дальнем зарубежье. Великий сын чувашского народа предстает как первопроходец, первооткрыватель; приверженец исторического родства калмыцкого и чувашского народов; как романтик, обожествляющий природу, и как человек публичный. Квинтэссенцию его научных взглядов составляет введенное и раскрытое им понятие «личность-символ» в педагогике и жизни. В публикуемом материале в многостороннем аспекте раскрывается последний период жизни и деятельности академика в Республике Калмыкии. Деятельность Г. Н. Волкова в Калмыкии ознаменована организацией кузницы ученых высшей пробы – кандидатов и докторов педагогических наук, проведением ряда международных научно-практических конференций. При его активном участии в Калмыцком госуниверситете открыта научно-исследовательская лаборатория этнопедагогических инноваций, которая стала центром изысканий с широкой географией – от Беларуси и Казахстана до Якутии. Здесь был подготовлен и издан фундаментальный труд энциклопедического характера «Этнопедагогическая пансофия». В статье выдающийся чувашский ученый рассматривается как ученый-новатор, личность-символ и человек публичный. Ключевые слова: этнопедагогика, Геннадий Никандрович Волков – основатель этнопедагогики, великий сын чувашского народа, калмыцкий и чувашский народы, личность-символ, калмыцкий период академика | 541 |