Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 23.08.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17

Страница 13 из 25

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
601

Сергеева Анна Иосифовна ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ВУЗЕ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 84-91

Показана необходимость обновления содержания дефектологической подготовки в период становления инклюзивного образования. Обозначены новые ориентиры профессиональной подготовки педагогов-дефектологов, соответствующие вызовам современного образования. Охарактеризованы современные подходы к профессиональной подготовке педагогов-дефектологов в вузе на уровне бакалавриата. Обоснована целесообразность применения антропологического, средового, компетентностного и системно-деятельностного подходов к реализации инклюзивно ориентированной подготовки педагогов-дефектологов. Выявлено единство антропологической концепции понимания человека и принципов инклюзивного образования. Определены значимые ценностно-смысловые установки педагогов-дефектологов для реализации задач инклюзивного образования. Охарактеризована особая образовательная среда инклюзивно ориентированной подготовки как взаимопроникновение локальных сред, включающих образовательную рефлексивную среду вуза и инклюзивную образовательную среду инклюзивных образовательных организаций. Обозначено значение компетентностного подхода, в рамках которого проектируется инклюзивная компетентность педагогов-дефектологов как результат бакалаврской подготовки. Показано понимание инклюзивно ориентированной подготовки педагогов-дефектологов как динамичной системы взаимосвязанных элементов в профессионально-образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: вызовы инклюзивного образования, обновление подготовки педагогов-дефектологов, антропологический, средовой, системно-деятельностный и компетентностный подходы

1292
602

Кузнецова Татьяна Владимировна РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 197-205

Рассматривается возможность применения технологии поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения детей элементам исследовательской деятельности как средства развития познавательных способностей младших школьников с задержкой психического развития. Материалом исследования послужил теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования: теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина; положения о развитии познавательных способностей младших школьников как результата развивающего обучения В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева; подходы к развитию познавательных способностей детей с задержкой психического развития Н. В. Бабкиной, Л. Н. Блиновой, А. Д. Вильшанской, Г. Н. Пениным, У. В. Ульенковой, Л. М. Шипицыной. Теоретический анализ научно-методической литературы позволил предположить, что технология поэтапного формирования умственных действий может эффективно применяться для обучения младших школьников с ЗПР элементам исследовательской деятельности на разном уровне самостоятельности и сложности и тем самым развивать у обучающихся познавательные способности.

Ключевые слова: задержка психического развития, познавательные способности, учебно-познавательная деятельность, исследовательская деятельность, технология поэтапного формирования умственных действий, ориентировочная основа действий

1292
603

Буравлева Наталья Анатольевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 197-203

Необходимость модернизации общества актуализирует вопросы инновационного поведения личности, развития ее инновационного потенциала. Исследование инновационного поведения человека основывается на деятельностном подходе в психологии. В настоящее время перспективной моделью при подготовке специалистов является модель профессионального саморазвития, где акцент сделан на внутренней активности человека, потребности в самореализации. Необходимым условием для развития инновационного потенциала студентов вузов является образовательная среда, рассматриваемая как социальное пространство, посредством которого человек включается в культурные связи общества. Образовательная среда должна создавать единый и целостный процесс инновационной подготовки специалистов.

Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационное поведение, саморазвитие личности, образовательная среда

1291
604

Морквина Елена Александровна, Логинова Елена Александровна MICROSOFT TEAMS КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 4 (38). С. 108-116

Рассматривается понятие и принципы дистанционного обучения. Определяется значение интернет-технологий для изучения иностранного языка. Характеризуются функциональные возможности онлайн-платформы Microsoft Teams. На основе анкетных данных анализируется опыт дистанционного обучения в Тюменском государственном университете в рамках дисциплины «Иностранный язык» на базе MS Teams. Проводится соотношение между инструментами MS Teams и параметрами занятия по иностранному языку. Определяются значимые для изучения иностранного языка функции платформы, а также возникающие трудности.

Ключевые слова: дистанционное образование, иностранный язык, Microsoft Teams, онлайн-платформа, дистанционные технологии

1289
605

Ожиганова Галина Валентиновна САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 6 (40). С. 190-198

С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования – рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшую способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию, охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности, которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию. Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию, связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию, которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы.

Ключевые слова: характеристики саморазвития, субъект, субъектность, способность к саморазвитию, высшая способность к саморазвитию

1288
606

Тупичкина Елена Александровна, Семенака Светлана Ивановна ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4 (44). С. 37-47

В статье представлены материалы анализа социологических, философских, культурологических, психологических исследований проблемы трансформации ценностных ориентаций у российской молодежи, которая сегодня является индикатором социальных и экономических преобразований в нашей стране за последние 10–20 лет. Сделан вывод о влиянии многочисленных факторов на формирование ценностных ориентаций и их трансформации у российской молодежи в ситуации неопределенности социальных явлений в мировоззрении, их воздействия на становление личности. В статье акцент сделан на влиянии социокультурного фактора, так как отношения между людьми в обществе регулируются и изменяются прежде всего в соответствии с культурными ценностными установками, которые характерны для данного этноса. Также осуществлен анализ феномена культурной глобализации; на основании анализа научных точек зрения обращено внимание на то, что она, с одной стороны, способствовала усилению взаимосвязей между народами и их культурами, а с другой – вытеснению высокой культуры и формированию господства массовой культуры, ведет к разрушению культурного многообразия и традиционных ценностных ориентиров. Дана неоднозначная оценка процессов глобализации для сложившейся системы ценностей в обществе; глобализация и связанная с ней виртуализация общественной жизни могут представлять большую опасность для общества. В связи с этим осуществлен анализ исследований, раскрывающих сущность рационализации отношений в современном мире; обозначена проблема вытеснения духовной и нравственной составляющей в рационально выстраиваемых отношениях; высказана идея акцентирования внимания в воспитании подрастающего поколения на формировании ответственности за свои поступки; обозначена проблема поиска способов оптимального сохранения традиций и создания условий для внедрения инноваций в социокультурную среду.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, молодежь, трансформация, фактор, традиции, культура, культурные системы, межкультурное взаимодействие, социализация, глобализация

1287
607

Долгих Николай Андреевич, Долгих Надежда Николаевна ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦВЕТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 171-179

Рассматривается эволюция лидерства дизайна: от промышленного к графическому и медиадизайну, которая сопровождается расширением зоны влияния дизайна – от решения функциональных и эстетических задач в промышленном дизайне до влияния дизайна на формирование мировоззрения сегодня. Глобализация возможностей дизайна повышает требования к социальной ответственности и профессионализму дизайнера. Одна из значимых составляющих профессионализма художника, дизайнера – колористическая компетентность. Представлена серия заданий по дисциплине «Цветоведение и колористика», направленных на становление колористической компетентности будущих художников, дизайнеров в процессе художественного образования: формирование умений передавать эмоции цветом, пользоваться цветом как средством создания художественного образа.

Ключевые слова: дизайн, колористическая компетентность, коммуникативная, эстетическая, символическая, эмоционально-выразительная функция цвета, художественный образ

1286
608

Костюкова Татьяна Анатольевна, Масленникова Ольга Георгиевна, Отт Марина Александровна СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4 (44). С. 81-90

В статье освещаются вопросы развития качества высшего образования в современных условиях через обеспечение сетевого взаимодействия университетов. В данной статье уточнены понятия «качество образования», «сетевые (совместные) образовательные программы», «академическая мобильность», раскрыта сущность содержания сетевого взаимодействия. Определены основные контексты, обусловливающие актуализацию сетевого взаимодействия университетов в России и за рубежом. Описана практика реализации сетевого взаимодействия Национального исследовательского Томского государственного университета, направленного на обеспечение академической мобильности обучающихся. Представлен анализ научно-педагогической литературы по вопросам развития качества образования. В статье указано, что для достижения качества высшего образования в современных условиях необходимы обоснование потенциала сетевого взаимодействия университетов и обеспечение его понятийного аппарата. Результаты данного исследования могут быть использованы для разработки стратегии сетевого взаимодействия в целях развития качества образования отечественных университетов.

Ключевые слова: качество образования, сетевое взаимодействие, сетевые (совместные) образовательные программы, академическая мобильность

1283
609

Глухов Андрей Петрович, Камнева Ольга Сергеевна, Соломина Ирина Геннадбевна ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И МОНИТОРИНГ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 5 (45). С. 39-47

Отмечается, что переход на дистанционный формат обучения в период пандемии выявил низкий уровень цифровой грамотности педагогов, что препятствует эффективной организации учебного процесса инструментами онлайн. Акцентируется внимание на недостаточности разработки критериев и индикаторов цифровой грамотности среди педагогов, отсутствии ее мониторинга в организациях общего образования. Анализируются подходы зарубежных и российских исследователей к определению содержания понятия цифровой грамотности как ориентира цифровой трансформации системы образования. На основе самооценки педагогов определяются дефициты в их цифровой подготовке в условиях организации дистанционного обучения в системе общего образования на базе анализа ситуации в Сибирском федеральном округе. Предлагается предварительная сравнительная оценка структуры и уровня цифровой грамотности учителей, полученная на основе самоанализа адаптационных образовательных практик педагогов в период пандемического кризиса.

Ключевые слова: цифровая грамотность, профессиональные цифровые компетенции педагога, цифровая трансформация образования, цифровая образовательная среда

1283
610

Цариценцева Оксана Петровна, Липская Татьяна Алексеевна СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ КО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОПТИМИЗМА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 191-201

Обосновывается социальная значимость решаемой проблемы. Отмечается, что изменения во всех сферах жизни общества меняют отношение людей ко времени, оказывая влияние на их временную ориентацию и восприятие событийной наполненности своей жизни. Особое внимание уделяется студенчеству как чувствительной к переменам группе. Описаны концепции и понятия, с опорой на которые планировалось и проводилось эмпирическое исследование отношения ко времени. В результате эмпирического исследования доказано, что для студентов с высоким уровнем оптимизма характерна ориентация на будущее. По содержанию отношение ко времени выделяется как плотное, яркое, цветное, объемное, широкое. При этом прошлое и настоящее еще непрерывное, настоящее и будущее активное, большое, глубокое и открытое. Группа студентов с низким уровнем оптимизма также ориентирована на будущее. Содержание времени данная группа описала как цветное, прошлое характеризуется глубиной, необратимостью, прошлое и настоящее ощущаемое, но в настоящем добавляется реальность, и как будущее оно открыто. Будущее же время активное, радостное, плотное и объемное, но здесь добавляются и отрицательные характеристики в виде того, что будущее непонятное, изменчивое и широкое. Подведены итоги эмпирического исследования. Обозначены перспективные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: студенчество, отношение ко времени, ориентация на прошлое, ориентация на будущее, ориентация на настоящее, семантические универсалии временных ориентаций, оптимизм

1282
611

Тюлюпо Светлана Владимировна, Дашиева Баирма Антоновна ПРОБЛЕМЫ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ОЦЕНКИ РИСКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 189-200

Обсуждаются психологические причины искажения опросных данных о распространенности поведения подростков, ассоциированного с риском правонарушений. Раскрыты условия подготовки и проведения опросов, мотивирующие или демотивирующие респондентов на участие в анкетировании и предоставлении релевантных данных. Эмпирическим основанием сделанных выводов являются результаты наблюдения поведения респондентов и их родителей в процессе подготовки к опросу и его проведения в 27 общеобразовательных школах. Учет психологических потребностей подростков и их родителей рассматривается как ключевое условие получения валидных данных. Авторы указывают на необходимость учета потребностей респондентов в безопасности, информации и признании социальной ценности их ответов. Они описывают ряд примененных ими мотивирующих приемов и способов дебрифинга возможных негативных последствий опроса. Применение этих приемов позволило поднять уровень сотрудничества подростков в процессе опроса.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, мониторинг, ФЗ № 120, употребление ПАВ, подростки, молодежь, поведение респондента

1281
612

Лебедева Ксения Сергеевна, Рыбина Олеся Евгеньевна ОЛИМПИАДА – РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 130-136

Рассматриваются вопросы организации профессиональной подготовки студентов педагогических направлений с точки зрения использования такого ресурса, как олимпиады. Авторы обращают внимание на существенные признаки предметных и методических олимпиад, выделяемые российскими и зарубежными исследователями. Среди них можно назвать комплексность, практикоориентированность, личную значимость для обучающегося. По результатам проведенного исследования (онлайн-опрос, анализ студенческих текстов) сделаны выводы о необходимости проведения олимпиад разного вида в процессе подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: олимпиада, совместность, образовательная самостоятельность, обучающиеся, профессиональная подготовка

1281
613

Костюкова Татьяна Анатольевна, Игумен Христофор (Казанцев) Дмитрий ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛОВ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 143-150

В условиях констатируемого сегодня духовного кризиса и поиска «инструментов» его преодоления актуализируется качественное обновление системы постдипломного образования через придание большего внимания культурно-гуманитарному плану преподавания учебных предметов. Имея это в виду, предлагается не игнорировать культурное значение религиозного знания, которое органически вплетено в русскую литературу, историю, русскую педагогику. Представлен опыт исследования теологических знаний педагогов в системе постдипломного образования. Проведен анализ литературы в области изучаемой проблемы, показавший попытки исследователей осмыслить роль культурных ценностей, которые несет религия, в педагогическом образовании и предложить технологии их освоения. Рассмотрен онтогенез культурного опыта чтения и понимания религиозных текстов как важной составляющей развития аксиологических основ мировоззрения педагога. Обоснованы причины обращения учителя к теологическому знанию как культурной составляющей русской культуры.

Ключевые слова: культурные ценности религии, теологическое знание, педагогическая рефлексия, теологическая духовно-гуманитарная компетентность педагога

1280
614

Муртазина Ляля Раисовна, Зиннатуллина Алсу Анваровна ПРОВЕДЕНИЕ ЭКЗАМЕНОВ В ТАТАРСКИХ ЖЕНСКИХ ШКОЛАХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ТАТАРСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 178-184

К концу ХIХ века, с реформой системы мусульманского образования татар, по образцу новометодных мужских школ начали бурно развиваться и женские школы. Введение светских предметов и программ приводило к определенным результатам, но и потребовало более совершенных форм оценки качества знаний. Проведение публичных переводных и выпускных экзаменов, которые были схожи по методике и порядку проведения, но отличались целями и задачами, привело к возрастанию интереса со стороны общественности не только к самому процессу, но и к женской проблеме вообще. Во время проведения мероприятий, посвященных экзаменам, пополнялась финансовая база школы, улучшалось материальное положение учениц и преподавателей.

Ключевые слова: женское образование, школы для девочек, оценка качества знаний, экзамены, газеты

1280
615

Бельская Елена Якубовна МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 83-89

Отмечена роль института кураторства в технических вузах в развитии социально-личностных и общекультурных компетенций студентов, а также выделены существующие сложности в организации и реализации кураторской деятельности. Следует констатировать, что деятельность кураторов академических групп в техническом университете нуждается в большей степени в организационно-методическом сопровождении и поддержке. Разработана и обоснована модель организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете. Определены компоненты модели. По результатам реализации модели установлено, что разработанные и реализованные структурно-содержательные компоненты модели позволяют достичь поставленной цели по повышению эффективности деятельности кураторов академических групп и могут успешно использоваться в современном техническом университете.

Ключевые слова: воспитание, институт кураторов, куратор академической группы, модель, деятельность кураторов, сопровождение и поддержка деятельности кураторов

1279
616

Нехороших Наталья Александровна, Люленкова Оксана Юрьевна, Окунева Светлана Евгеньевна ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 27-34

Рассматриваются условия формирования психолого-педагогических условий адаптации детей к школе уже на этапе дошкольного образования. Отмечается большое влияние степени развития психологических факторов у дошкольников на успешность их адаптации к школьному обучению. Особое внимание уделяется проблеме адаптации детей к школе с учетом развития у них звукопроизношения, лексического и грамматического строя речи, фонематических способностей. Обобщены факторы, влияющие на успешную адаптацию первоклассников. Обосновывается добавление в эту группу факторов еще одного – грамотная и выразительная речь ребенка, правильное произношение букв и слогов, развитые фонематические способности. Был проведен анализ соотношения фонематических способностей и последующей адаптации детей к школе. На теоретическом уровне раскрываются особенности проявления фонематических способностей в процессе обучения в первом классе и их влияние на успешность адаптации к школе не только в учебной деятельности, но и во взаимодействии с педагогами и одноклассниками. Рассматриваются основные подходы к формированию фонематических способностей у дошкольников. Выделяются специфические условия организации занятий в детском саду по развитию фонематических способностей с учетом возрастных особенностей детей и особыми требованиями к организации работы с детьми на данном этапе развития согласно ФГОС ДО. Делается вывод о том, что своевременное развитие фонематических способностей будет способствовать правильному произношению, пониманию речи, ее восприятию, а затем и успешному обучению в школе, что приведет к более благоприятной и положительной адаптации первоклассников.

Ключевые слова: фонематические способности, речь, адаптация, дошкольники, дезадаптация, грамматический строй, звукопроизношение

1278
617

Пешков Владимир Федорович, Григорян Артур Ваганович ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПО ПОСТРОЕНИЮ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МИКРОЦИКЛОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО МАКРОЦИКЛА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 154-161

Представлены обоснование, разработка и результаты апробации учебного материала по теме «Планирование восстановительных средств в спорте» для учебных дисциплин восстановительно-профилактической направленности и дисциплин по единоборствам, преподаваемых в университетах и на факультетах физической культуры и спорта. Обос нование содержания учебной темы опирается на научно-методические подходы к планированию восстановительных средств в спорте, на теории и методики восстановительно-профилактических средств, теории и методики спортивной тренировки. Разработан вариант планирования восстановительных микроциклов в структуре соревновательного периода боксеров, тренирующихся на этапе спортивной специализации. Определено место восстановительных микроциклов в структуре соревновательного мезоцикла соревновательного периода у боксеров, процентное соотношение объема общей физической и специальной физической подготовки, технической подготовки и объема применения комплекса педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления для каждого из запланированных восстановительных микроциклов. Представлено соотношение применения педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления в трех запланированных восстановительных микроциклах. Экспериментально доказана эффективность разработанного варианта планирования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, соревновательный микроцикл, соревновательный период, восстановительные микроциклы, восстановительные средства

1278
618

Меньшикова Елена Александровна ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ НА РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 124-128

Рассматривается влияние семейной ситуации на развитие активной познавательной позиции младших школьников. Анализируется семейная ситуация как фактор развития активной познавательной позиции у учащихся, раскрывается понятие активной познавательной позиции ученика, обращается внимание на условия, позитивно влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности в семье. Раскрывается взаимосвязь между чертами характера родителей (сензитивность, аффективность, тревожность, противоречивость личности, доминантность и некоторые др.) и развитием активной познавательной позиции учащихся в начальной школе.

Ключевые слова: семейная ситуация, активная познавательная позиция младших школьников, благоприятная семейная ситуация, неблагоприятная семейная ситуация

1277
619

Костюкова Татьяна Анатольевна, Тишина Ольга Юрьевна, Симакова Татьяна Петровна ВОСПИТАНИЕ ДОВЕРИЯ И СОГЛАСИЯ У МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 62-65

Рассматривается феномен кризисной личности и рост негативной идентичности в специфических условиях переживаемого Россией исторического периода. Представлен анализ ключевой проблемы формирования у молодежи ценностных ориентиров на доверие, согласие, диалог культур. В результате сделан обоснованный вывод о необходимости формирования в системе образования поликультурной компетенции как основы распространения атмосферы доверия и согласия, использования специальных технологий и тренингов.

Ключевые слова: общественное доверие и согласие, светская школа, поликультурная компетентность

1277
620

Дакукина Татьяна Анатольевна К ВОПРОСУ О СТРУКТУРИРОВАНИИ ЗАНЯТИЯ ПО ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 92-99

Рассматривается проблема структурирования учебного занятия при изучении немецкого языка как второго иностранного. Данная проблема актуализирована потребностью современного педагога в умении перерабатывать большой объем информации в процессе подготовки, применяя при этом современные образовательные технологии. В дальнейшем правильное дробление информации и поэтапное ее представление положительно влияют на усвоение материала студентами. Из всего спектра современных образовательных технологий в ходе обучения второму иностранному языку применялись здоровьесберегающая, игровая, технологии модульного обучения, личностно ориентированного обучения и др. Разработанная структура практического занятия экспериментально апробирована и подтверждена. Доказано, что правильно структурированное, поэтапное изучение учебного материала ведет к эффективному его усвоению обучаемыми.

Ключевые слова: структурирование, современные образовательные технологии, второй иностранный язык, высшее учебное заведение, взаимосвязанное обучение

1276
621

Буравлева Наталья Анатольевна РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 137-142

Изменения, происходящие в обществе, усложнение профессиональных задач делают актуальным запрос к высшими учебными заведениями о подготовке специалистов к инновационной деятельности. Для развития инновационного потенциала студентов современный образовательный процесс в высшем учебном заведении должен иметь личностно-профессиональную направленность. Значимым фактором развития инновационного потенциала студентов является образовательная среда и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Ключевые слова: инновационный потенциал, образовательная среда, саморазвитие личности, деятельность, компетенции, психолого-педагогическое сопровождение

1276
622

Голубина Ольга Александровна, Ковалёва Светлана Владимировна, Шабанова Ирина Анатольевна ПРАКТИКУМ ПО АНАЛИЗУ ТОРФОВ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 25-35

Показана актуальность дополнительного естественно-научного образования с использованием экспериментальной работы обучающихся, основанной на региональных особенностях. Приведено понятие «региональный компонент содержания образования». Обоснован выбор тематики практикума по анализу торфов физико-химическими методами, содержание которого связано со специфическими особенностями Томской области по запасам торфа и накопленным опытом научных исследований по функционированию торфяно-болотных экосистем. Приведены цели, задачи практикума и тематика практических занятий. Описана методика проведения практических работ по определению ботанического состава торфов и его физико-химических характеристик. Разработаны вопросы анкетирования для выявления у обучающихся экспериментальных умений и знаний качественных химических реакций до проведения занятий практикума и после их завершения, представлены полученные результаты. На основе анкетирования обучающихся выявлено их отношение к тематике практикума и его содержанию. Результаты анкетирования свидетельствуют об эффективности проведения экспериментальной работы на занятиях.

Ключевые слова: дополнительное образование, региональный компонент естественно-научного образования, Томская область, торф, физико-химические методы анализа, практические работы, экспериментальные умения и навыки

1275
623

Скачкова Нина Владимировна ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 57-68

Обосновывается необходимость использования возможностей вузовской подготовки для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения с целью создания качественного кадрового потенциала для осуществления модернизации технологических процессов, продвижения и внедрения новых перспективных технологий и обеспечения кастомизации услуг в процессе перехода на модель цифровой экономики будущего России. Выявлена роль образовательных организаций в процессе реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов 3++ к качеству подготовки квалифицированных кадров в соответствии с требованиями работодателей. Рассмотрено содержание представленных в основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», направленность (профиль) «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» обязательных профессиональных компетенций, сформированных на основе профессиональных стандартов, анализа требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, консультаций с ведущими работодателями. Установлены индикаторы достижения обязательных профессиональных компетенций выпускников, рассмотрены возможности их достижения на примерах педагогического взаимодействия с целью организации учебно-исследовательской работы студентов, обучающихся на факультете технологии и предпринимательства по указанному направлению подготовки. Обоснована целесообразность подготовки педагогов профессионального обучения для формирующихся сервисных кластеров в экономике Томской области с учетом прогностических потребностей в условиях постиндустриальных трансформаций.

Ключевые слова: профессиональные компетенции будущего педагога профессионального обучения, индикаторы достижения профессиональных компетенций, дизайн, сервисные кластеры

1275
624

Илакавичус Марина Римантасовна ВНЕДРЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 4 (38). С. 15-24

Предлагаемый обзор проблем внедрения целевой модели наставничества и их решений основан на анализе пилотного этапа в Санкт-Петербурге. Раскрыта основная методологическая и методическая коллизия внедрения. Она состоит в интерпретации наставничества, сущностно относящегося к неформальному образованию как технологии, что определяет риск формализации процесса. Выявлены риски упрощенного понимания педагогическим сообществом идейной основы целевой модели, а также неосведомленности общественности региона о данном проекте. Описаны варианты преодоления проблем формирования баз, наставляемых и наставников, дефицита ресурсов, обеспечения экологичности взаимодействия в наставнической паре или группе. Предложена стратегия оперативного решения проблем в диалоговом пространстве обсуждения новационного и традиционного подходов к организации наставничества.

Ключевые слова: наставничество, целевая модель наставничества, управление рисками, неформальное образование

1275
625

Астраханцев Сергей Викторович МОТИВАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОТИВОПРАВНОГО ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 185-193

Рассматриваются факторы, влияющие на принятие решения о совершении определенного вида противоправного действия. Представлены результаты исследования влияния особенностей интеллекта, направленности и выраженности мотива во взаимосвязи с набором индивидуальных психологических особенностей на совершение того или иного вида противоправного действия. Результаты проведенного эксперимента позволили выявить имеющиеся корреляционные связи между мотивом, интеллектуальными и личностными особенностями в виде соответствующих факторов, в разной степени влияющих на соответствующие категории противоправных поступков. Определены различия в шести факторах, состоящих как из личностных и мотивационных показателей, так и интеллектуально-мотивационных. В результате анализа факторной структуры категорий испытуемых «Аддикция», «Коррупция», «УНД» и «Норма» выявлено, что совершение определенного противоправного действия (или отсутствие такового) происходит под влиянием комплексного действия факторов.

Ключевые слова: мотивационно-интеллектуальные факторы, личностные особенности, противоправное действие, категории с противоправным поведением, полиграф, фактор нормативного поведения

1274
626

Збойкова Надежда Александровна ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 129-135

Рассматривается вопрос взаимовлияния проектной технологии и развития иноязычной коммуникативной компетенции как важного фактора подготовки специалистов различных направлений. Проектная технология включает использование широкого спектра проблемных, исследовательских и поисковых методов, направленных на реальный практический результат, значимый для студентов. Важным фактором является то, что проектная технология расширяет участие и ответственность студентов, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка. Рассматриваются условия организации проектной работы со студентами технического вуза. Приводятся примеры работ над проектами, аргументируются преимущества использования проектной технологии в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: проектная технология, компетентностный подход, образовательные стандарты, обучение иностранному языку в техническом вузе

1270
627

Кольцова Светлана Владимировна ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 6 (34). С. 105-114

Проанализировано понятие «лингвокультурная компетенция» и ее роль в современной межкультурной коммуникации. Проведен краткий обзор научной литературы по проблеме формирования лингвокультурной компетенции. Перечислены национально-культурные единицы, обращение к которым способствует формированию указанной компетенции. Фразеологические единицы (ФЕ) китайского языка чэнъюй рассмотрены как национально-специфичные лексические единицы, транслирующие информацию об эстетике, этике, культуре и истории китайского народа. Предлагается использование интеллект-карт, благодаря которым информация усваивается интегрированным, радиантным, организованным образом, что существенно облегчает и ускоряет процесс усвоения материала. Приведен пример работы с новыми лексическими единицами в рамках темы «Погода» со студентами 3-го курса (китайский язык как второй иностранный): поэтапный лингвокультурный анализ чэнъюй 万里无云 – wànlǐwúyún – безоблачно. Представлен список из 11 наиболее часто употребительных ФЕ по теме «Погода». Перечислены основные достоинства предложенного метода для формирования лингвокультурной компетенции. Сделан вывод о том, что лингвокультурный анализ ФЕ китайского языка чэнъюй и презентация материала в виде интеллект-карт могут служить способом формирования лингвокультурной компетенции как части коммуникативной компетенции, а также способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой исследовательской работы.

Ключевые слова: язык и культура, лингвокультурная компетенция, интеллект-карты, чэнъюй, онлайн-обучение

1270
628

Шабанова Ирина Анатольевна, Ковалёва Светлана Владимировна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТАХ ПО ХИМИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 65-72

Охарактеризован традиционный подход к методике проведения практических работ по химии и выделены его компоненты. Обосновано использование блочно-модульной технологии обучения при проведении химического эксперимента, дана ее характеристика. Описано содержание модульной карты, состоящей из учебных элементов, включающих инструкцию к практической работе, источники учебного материала, вопросы и задания, входной и выходной контроль знаний и умений. Приведен пример модульной карты для практической работы в 11-м классе. Показаны методические возможности использования кейсов и кроссенсов как средств контроля знаний, их особенности для химического эксперимента. Приведены примеры кейса и кроссенса. Представлены результаты анкетирования обучающихся с целью выявления их отношения к работе с модульными картами, кейсами и кроссенсами.

Ключевые слова: методика преподавания химии, ученический химический эксперимент, практические работы по химии, блочно-модульная технология обучения, модульная карта, кейсы, кроссенсы

1270
629

Войтеховская Марина Петровна, Кочурина Светлана Анатольевна ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ в 1918–1922 гг . // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 152-166

В объективных процессах интеграции и унификации в сфере образования каждая национальная система опирается на имеющийся потенциал и накопленный отечественный опыт. Целью данной статьи является реконструкция и обобщение опыта дальневосточных органов власти по реформированию педагогического образования и педагогических учебных заведений в годы Гражданской войны. Основным источником для написания работы послужили архивные материалы, хранящиеся в фондах Российского государственного исторического архива Дальнего Востока. Министерство народного просвещения Временного Сибирского правительства неоднократно поднимало вопросы преобразования системы подготовки учителей, но ни один существенный законопроект принят не был. С 1919 г. вопросами образования на Дальнем Востоке занималось Министерство народного просвещения правительства А. В. Колчака, и этот период связан c усилившейся децентрализацией управления, введением института уполномоченных. С конца 1920 г. на Дальнем Востоке действовали региональные правительства, которые формировали политику в отношении педагогических учебных заведений под влиянием идей Наркомпроса. Региональные органы власти, несмотря на стремление к демократизации институтов управления, не смогли преодолеть инерции накопившихся в сфере образования проблем. Законодательная деятельность Министерства народного просвещения Временного Сибирского правительства была малоэффективной и краткосрочной. С переходом дальневосточных территорий под юрисдикцию местных органов управления региональные отделы народного образования последовали по пути реформирования отдельных педагогических учебных заведений. На пути реформ правительство Дальневосточной республики продвинулось немного дальше, чем Сибирское правительство. За основу реформ были взяты советские принципы построения школы. С усилением общего кризиса местные власти все меньше учитывали мнения профессионального педагогического сообщества, все чаще преобразования носили директивный характер. В результате необдуманных реконструкций учительских институтов и семинарий требовавшая реформ, но слаженная и развивающаяся система педагогического образования была разрушена, заменена на малоэффективные переходные и ограниченные формы, стоящие значительных организационных и финансовых усилий, а запланированные реформы так и не получили достойной реализации.

Ключевые слова: история педагогического образования в Сибири, реформы образования, Хабаровский учительский институт, Читинский институт народного образования, Государственная Дальневосточная педагогическая академия им. Ушинского, Хабаровские Педагогические курсы II, Гражданская война на Дальнем Востоке

1270
630

Погодаева Маргарита Викторовна АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 1 (41). С. 155-161

В профессиональной деятельности педагогу необходимо выстраивать эффективную коммуникацию с детьми и родителями, при этом эффективно управлять своими эмоциями, понимать чувства других людей, проявлять рефлексивные навыки. Эмоциональная компетентность является обязательной составляющей профессиональной компетентности педагога. В статье рассмотрены различные подходы к пониманию эмоциональной компетенции и эмоционального интеллекта, его структуры, связи с социальной активностью, когнитивными процессами, академической успеваемостью, успехом в профессиональной деятельности. Целью эмпирического исследования является анализ уровня эмоциональной компетентности педагогов как профессионально важного качества. Выборку составили учителя и педагоги-психологи общеобразовательных организаций г. Иркутска общей численностью 70 человек. В исследовании использована методика оценки рефлексивности А.В. Карпова; тест-опросник Д. Люсина ЭмИн. Результаты эмпирического исследования показали, что большинство педагогов имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта и средний уровень развития рефлексивных способностей. Доля учителей с низким и очень низким уровнями развития эмоционального интеллекта составила 34,2%. Низкий уровень понимания эмоций выявлен у 48,6% педагогов, 34,3% учителей показали низкий и очень низкий уровень контроля над эмоциями. Педагоги, имеющие низкий уровень понимания эмоций, также демонстрируют и низкий уровень рефлексивности эмоционального состояния. 28,6% испытуемых имеют низкий уровень развития рефлексивных способностей. Они имеют сложности с анализом ситуации в целом, и в том числе с восприятием, переработкой и анализом эмоциональных состояний. Низкий уровень эмоционального интеллекта и рефлексивности не позволяет педагогу быть успешным в своей профессиональной деятельности: он не понимает проблем ребенка, его переживаний, не сочувствует его радостям и огорчениям и не может управлять его состоянием. Такие педагоги сами нуждаются в психологической поддержке, организации для них специальных занятий по развитию эмоционального интеллекта, эмпатии и рефлексии.

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, рефлексивность, эмоциональный интеллект, профессиональная компетентность педагога

1270
631

Бондаренко Елена Валерьевна, Вакурин Анатолий Николаевич ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 140-151

На сегодняшний день серьезным вызовом академической среде является вопрос реализации образовательных программ в вузах в условиях вынужденного бесконтактного обучения. Большие трудности вызывает образование студентов, имеющих в учебном плане значительное количество часов практической работы, в частности обучающихся по физкультурно-спортивным профилям. Анализ литературных источников, обобщение и интерпретация позволили выявить возможности применения современных технологий профессионального образования, формирования необходимых компетенций при подготовке бакалавра. Для адаптации занятий под условия электронной среды приведен необходимый алгоритм действий – от особенностей разработки глоссария до создания окончательного цифрового макета дисциплины. Активизировать познавательную деятельность предлагается путем создания видеопроектов с учетом предложенных этапов подготовки, системы контроля и оценки.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, студенты бакалавриата, информационно-коммуникационные технологии, компетенции, видеопроект

1269
632

Забелина Екатерина Вячеславовна ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ГЛОБАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯПОНИИ И РОССИИ) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 180-187

Представлены результаты исследования взаимосвязи жизненных ценностей и компонентов психологического времени у студентов из России и Японии. В ходе глобализации наблюдается процесс активного обмена культурным опытом, который поддерживается высокой динамикой и размыванием культурных ценностей. Именно поэтому становится все более актуальным исследование субъективного (психологического) времени во взаимосвязи с жизненными ценностями. Цель исследования – выявление и сравнение специфики взаимосвязей компонентов психологического времени личности и жизненных ценностей у студентов из России и Японии (N = 540). Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о различной структуре взаимосвязей психологического времени и жизненных ценностей у российских и японских студентов, что, вероятно, обусловлено культурными особенностями. Результаты исследования подтверждают прочную взаимосвязь мотивационно-ценностной сферы личности и психологического времени, несмотря на глобализационные процессы. Чем более выражены у молодых людей стремления к чему-либо, чем более сформирована мотивационно-ценностная сфера (вне зависимости от конкретной направленности мотивов и ценностей), тем более позитивно сбалансированной выглядит временная перспектива. Напротив, фокус на прошлых неудачах негативно сказывается на мотивации молодых людей, фактически блокируя их желания и намерения (особенно это справедливо в отношении российских студентов). Приводятся рекомендации по использованию результатов в процессе обучения.

Ключевые слова: психологическое время личности, жизненные ценности, полихронность, экономическая ценность времени, отношение ко времени, временная перспектива, Россия, Япония

1269
633

Еретнова Евгения Павловна, Сартакова Елена Евгеньевна ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 83-89

Рассматривается выявление особенностей и этапов становления современной сельской школы – ведущего типа общеобразовательных организаций РФ. Проведенный историко-педагогический анализ позволил обосновать процесс становления современных сельских школ, а также их специфику. В условиях глобализации (информатизации, интеграции и интернационализации) общества данная группа образовательных организаций начинает функционировать в новых социально-экономических условиях. Демографическая политика государства создала условия для повышения количества обучающихся в сельских школах. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий (строительство и ремонт школ, их материально-техническое и учебно-методическое обеспечение и др.), а также формирование информационной среды организаций, развитие их кадрового потенциала способствовали нивелированию особенностей российской сельской школы, которые описывались исследователями ХIХ и ХХ вв. В этих условиях возникает вопрос о наличии специфики современной сельской школы. Научная новизна исследования заключается в обосновании отдельных особенностей современной сельской школы, в частности: а) организационная модель школы основана на идее кластерных сетей; б) образовательный процесс носит сетевой характер; его регулирование осуществляется в условиях перехода от «школоцентристской» к смешанной модели обучения, включающей модернизированные занятия в традиционных или разновозрастных сетевых классах, группах, индивидуальные занятия согласно нелинейному расписанию, проектирование и реализацию индивидуальных стратегий обучения по учебным дисциплинам, применение специального программного обеспечения. Теортическая значимость данной работы связана с выявлением и описанием этапов становления современной сельской школы.

Ключевые слова: сельская школа, особенности сельской школы, этапы становления сельской школы, организация образовательного процесса, сетевые механизмы

1268
634

Никитин Александр Александрович, Никитина Ольга Александровна КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 1-М КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 172-185

Преподавание математики, начиная с начальной школы, должно отражать общемировые тенденции развития математической и педагогической научной мысли и представлять собой проекцию математической науки на школьное обучение. Авторы разрабатывают направления обучения математике в 1-м классе на основании Федерального государственного образовательного стандарта с учетом разбиений на элементы знаний. На основании этого описывается структура и формирование содержания разрабатываемого учебника по главам. Теоретическая часть должна позволять учащимся получать ответы на контрольные вопросы, помогать решать одновариантные и многовариантные тесты, задачи и упражнения. Определяемые авторами концептуальные направления обучения математике в 1-м классе обеспечивают формирование фундамента вертикали математического образования в 11-х классах общеобразовательной школы.

Ключевые слова: начальное общее образование, преподавание, математика, элемент знаний

1266
635

Дементьева Изабелла Федоровна, Борисова Татьяна Сергеевна, Сартакова Елена Евгеньевна ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ОТЦА И МАТЕРИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ДЕТЕЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 191-200

В последние десятилетия в российской семье происходят глубокие сдвиги в отношениях между родителями и детьми. Существует оправданная практикой точка зрения, что российские дети своим менталитетом никогда не отличались от родителей настолько, как сегодня. Проведенный ретроспективный анализ выполнения семьей своей воспитательной функции в отношении детей, дифференцированных по полу, показывает значимость и место каждого родителя в становлении личности ребенка. Осуществленный опрос школьников в пяти регионах России (2019 г.) и сравнение его результатов с данными аналогичного опроса десятилетней давности (2009 г.) позволяют сделать выводы о тенденциях в семейном воспитании, а также о том, кто из родителей наиболее успешно выполняет свою воспитательную роль в современной российской семье. В ретроспективе последних десяти лет формулируются тревожные выводы о снижении авторитета родителей как советчиков. В динамике указанных лет отмечается снижение установок детей быть похожими на своих родителей. Большинство детей не рассматривают семейную среду как комфортную для совместного проживания с родителями, что свидетельствует о факторах неблагополучия данных семей. Выявлено стремление детей утвердить свою финансовую независимость путем самостоятельного зарабатывания денег на карманные расходы. Отмечается рост числа детей, уклоняющихся от ответа об источниках денежных поступлений, что может свидетельствовать о неправомерных практиках их получения. Приведенные данные сравнительного исследования позволяют сделать вывод о нарастании в семье определенной деформации родительских ролей за прошедшие годы. Задача семьи сегодня – способствовать формированию жизненных ориентиров детей, предлагая им надежные стартовые условия для достижения успехов. Научная новизна исследования заключается в анализе влияния воспитательных действий (бездействий) каждого из родителей на формирование у детей иммунитета от возможных внешних негативных влияний с учетом современных социальных рисков в обществе.

Ключевые слова: отец, мать, семья, дети, воспитание, тенденции семейного воспитания

1264
636

Маралов Владимир Георгиевич ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМ АКТИВАЦИИ И ТОРМОЖЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 3 (43). С. 176-184

Освещается проблема взаимосвязи нейропсихологических систем активации и торможения поведения с отрицательными эмоциональными переживаниями личности у студентов: раздражительностью, обидчивостью, мстительностью и подозрительностью. Всего в исследовании приняло участие 56 студентов – будущих психологов Череповецкого государственного университета, мужчин – 6 чел. (11 %), женщин – 50 чел. (89 %), средний возраст 19 ± 1,3 года. В качестве диагностического инструментария использовались опросник Карвера – Уайта в адаптации Г. Г. Князева, авторский опросник на выявление раздражительности к людям, опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева (шкалы: «Обидчивость», «Мстительность», «Подозрительность»). Обработка проводилась с использованием методов математической статистики, применялся ранговый коэффициент корреляции Спирмена. В результате было установлено, что отрицательные эмоциональные переживания могут возникать и при возбуждении системы активации поведения (раздражительность и мстительность), и при возбуждении системы торможения поведения (раздражительность, мстительность, обидчивость и подозрительность). В первом случае они могут находить выражение в реальном поведении в виде проявления агрессивных действий, во втором случае – в сдержанности или замещении реального поведения воображаемым. Полученные результаты расширяют представления современной психологии о роли нейропсихологических факторов в поведении человека и детерминации его эмоциональных переживаний, могут быть использованы в работе кураторов студенческих групп и в деятельности психологической службы вуза.

Ключевые слова: нейропсихологическая система активации поведения (Behavioral Activation System – BAS), нейропсихологическая система торможения поведения (Behavioral Inhibition System – BIS), раздражительность, обидчивость, мстительность, подозрительность

1263
637

Рудин Илья Владимирович ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ, ВЫЗВАННЫХ ГЕНЕТИЧЕСКИМИ СИНДРОМАМИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 31-42

Рассматривается значение генетических синдромов в этиологии речевых расстройств. Отличительной особенностью российского образования последних лет является значимое увеличение количества детей (как в дошкольных, так и в общеобразовательных учреждениях), имеющих речевые нарушения разной степени тяжести. Поскольку расстройство речевой функции может быть первым и значимым симптомом глобального нарушения онтогенеза, изучение его генетической природы имеет большое значение для адекватной диагностики и своевременного формирования арсенала педагогических средств в разработке коррекционных программ речевых расстройств, вызванных генетическими синдромами, с учетом глобальности нарушения функций детского организма при таких заболеваниях. Представление об этиологии и симптоматике генетических синдромов приобретает большое значение в ранней дифференциальной диагностике речевых расстройств и имеет прогностическую ценность в плане разработки адекватных индивидуальных программ коррекции нарушенной речевой функции и построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося. В то же время, учитывая сложность нарушений, характерных для вышеописанных синдромов, одновременно необходимо разрабатывать коррекционные программы для восстановления других нарушенных функций: двигательных, сенсорных, когнитивных и прочих. Развитие фундаментальной науки на ее современном этапе позволяет в некоторых случаях проводить дифференциальную диагностику речевых расстройств с помощью генетических исследований.

Ключевые слова: речевые расстройства, ранняя диагностика, генетические синдромы, коррекция речевых расстройств

1262
638

Петрова Татьяна Адольфовна ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 121-126

Формирование экономических компетенций является важнейшим фактором в рамках образовательного процесса по специальности «Экономика» профиль «Финансы и кредит». Рассмотрены проблемы формирования компетенции по сбору и анализу исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, которая связана с отсутствием корреляции между теоретическим и практическими блоками, а также действием социальных стереотипов в обществе, обусловливающих отношение к экономике как науке, которая развивается в другой плоскости, отличной от реальной жизни. Считаем необходимым при формировании означенной компетенции в образовательном процессе использовать системный подход, основанный на поступательном формировании знаний, позволяющих развить умения и сформировать навыки, доведенные до автоматизма. Приведенные примеры заданий реально используются в рамках преподавания дисциплины «Банковское дело» в целях формирования экономических компетенций. В рекомендациях по организации образовательного процесса упор сделан на постоянную актуализацию информации, экономических показателей, так как именно при обучении по экономическим специальностям актуальность сведений позволяет достаточно часто коррелировать свои выводы по ситуации в стране, экономической и банковской сферах.

Ключевые слова: формирование экономических компетенций, акцент на практической составляющей в обучении, социально-экономические показатели развития субъектов экономики

1262
639

Флаксман Мария Алексеевна, Седёлкина Юлия Георгиевна, Коротаевская Елизавета Александровна ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ОПОЗНАНИЯ ДЕИКОНИЗИРОВАННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СЛОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 122-129

Рассматривается вопрос визуального опознания звукоизобразительных слов английского языка на различных стадиях их деиконизации русскоязычными испытуемыми (N = 106) с подтвержденным уровнем владения этим языком (В2-С1). Психосемантическое исследование проведено методом «Лексическое решение». Дана характеристика стимулов, включающих три типа слов: 32 ЗИ – слова, распределенные на четыре группы по критерию утраты иконичности (по восемь слов в каждой группе), 32 нейтральных слова и 64 не-слова. Стимулы предъявлялись визуально на экране компьютера в случайном порядке в условиях дефицита времени. Описаны полученные результаты – слова с наивысшей степенью звукоизобразительности опознаются медленнее и с большим количеством ошибок, что свидетельствует о когнитивной задержке в опознании этих слов. Проблема опознания также может быть связана с интерференцией параметра экспрессивности и процесса декодирования семантики слова. Результаты исследования приближают нас к пониманию когнитивных механизмов восприятия ЗИ.

Ключевые слова: психолингвистика, звукоизобразительность, иконичность, фоносемантика, английский язык, лексическое решение, визуальное опознание вербальных стимулов

1262
640

Двизова Ольга Владимировна ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ МОНТАЖНОГО ТИПА В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 2 (36). С. 45-56

Обобщен и проанализирован опыт построения сюжетной композиции монтажного типа в детской художественной школе, реализованный путем адаптации методических разработок профессора Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) С. П. Лазарева по живописно-графической композиции. Устойчивые законы композиции носят всеобщий характер, а композиционные правила и приемы, с помощью которых строится композиция, можно отнести к менее устойчивым категориям. Создание станковой композиции – это прежде всего построение единого по содержанию художественного произведения, основная идея которого читается четко и убедительно. Преподавание композиции в детской художественной школе имеет некоторое противоречие: с одной стороны, требования к качеству подготовки обучающихся постоянно растут, с другой – подходы в обучении построения станковой сюжетной композиции остаются прежними, представляя собой, как правило, линейную схему развития сюжетного повествования. Событие изображается в системе линейной перспективы и не дает возможности в полной мере использовать потенциал фантазии обучающихся. В настоящее время особую актуальность приобретают методики преподавания станковой композиции, создающие условия для развития творческого мышления обучающихся. Есть множество подходов к созданию сюжетной станковой композиции, изученных, описанных и применяемых художниками: например, монтаж успешно используется в обучении студентов профильных вузов (в том числе ТГПУ). Проблема заключается в том, что нет методики обучения учеников художественных школ станковой сюжетной композиции с использованием монтажного метода.

Ключевые слова: линейная схема построения композиции, монтажная схема построения композиции, коллаж, монтаж, станковая сюжетная композиция монтажного типа

1261
641

Александрова Екатерина Валентиновна, Барбашёва Светлана Сергеевна СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 75-82

Описано влияние Болонского процесса на систему российского образования. Рассматриваются сложности, возникшие в неязыковых вузах в связи с переходом на двухуровневую систему образования и значительным сокращением количества часов, отводимых на иностранный язык. Предлагаются пути решения данных проблем, позволяющие учащимся овладевать стратегиями, конструировать личностные знания, взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса и с окружающим миром в целом. Внедрение модульного обучения, использование студентами тестов в процессе обучения позволят скоординировать программу обучения иностранным языкам с общей программой обучения, повысить конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений России и уровень их профессиональной подготовки, а также наладить выпуск высококвалифицированных специалистов, обладающих соответствующими компетенциями, и способных обучаться в европейских вузах.

Ключевые слова: языковая подготовка, Болонский процесс, неязыковой вуз, двух-уровневая систем а обучения, модульное обучение, лингводидактический тест

1260
642

Соколов Виктор Юрьевич СОВМЕСТНОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 31-35

Рассматриваются возможности создания особого вида портфолио в рамках концепции и практики педагогики совместной деятельности – совместного портфолио педагога и учащихся. Обращается внимание на преемственность совместной разработки портфолио в начальных, средних и старших классах Школы совместной деятельности (МБОУ «СОШ № 49» г. Томска). Представлены основные сегменты совместного портфолио педагога и учащихся, его структура, посредством которых раскрываются его образовательные возможности.

Ключевые слова: портфолио педагога и учащихся, концепция совместной деятельности, образовательные возможности

1259
643

Абрамов Владимир Иванович, Маланичева Наталья Викторовна, Стрельникова Ирина Александровна ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4 (44). С. 48-61

В статье анализируется роль цифровых технологий в современных условиях управления образовательным процессом через призму опыта стран Европы и Азии. Метод сравнительного анализа и синтеза, положенный в основу исследования, проведенного в настоящей статье, позволил выявить актуальные практики и роль использования цифровых технологий в управленческом процессе в сфере образования в ведущих зарубежных странах, которые могут быть использованы для создания единого образовательного пространства в России и странах СНГ. За основу исследования взяты труды Я. де Грофа, С. В. Янкевича, М. К. Шуваловой, Б. Понта, Д. Нуше, Х. Мурман, Л. И. Писаревой, Е. С. Кананыкиной, П. М. Кукарчука, Н. О. Бесшапошникова, А. Г. Леоновой, В. С. Коноплевой, А. О. Пелегрина и С. В. Бронфмана. Показано, что успешный опыт и практика ведущих стран Европы и Азии в области использования цифровых технологий в процессах управления образованием могут быть также имплементированы и в российском образовательном пространстве. Обосновывается, что цифровизация образования является одной из наиболее актуальных тенденций современности. Помимо того что уровень развития технологий в настоящее время позволяет осуществлять образовательный процесс эффективно и качественно, применение цифровых технологий стало жизненно необходимым фактором продолжения образовательной деятельности в эпоху COVID-19 и происходящих трансформаций международной обстановки.

Ключевые слова: цифровые технологии, управление образованием, зарубежные страны, технология системы Learning Management System, цифровизация

1259
644

Кошкина Елена Анатольевна, Мелкая Лия. Александровна ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В. // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 6 (34). С. 190-198

Рассматривается процесс развития отечественной теории управления образованием второй половины ХХ в. Показаны социально-политические предпосылки формирования управленческих идей в образовании. Обозначена зависимость развития отечественной теории управления образованием от задач, поставленных властью перед образованием как социальным институтом. Представлена авторская периодизация развития отечественной теории управления образованием второй половины ХХ в. Четыре выделенных периода описаны с учетом факторов детерминации развития теории управления образованием второй половины ХХ в. В рамках первого периода (1950-е – начало 1960-х гг.) ведущую роль сыграли социально-экономические факторы, определившие курс на повсеместную политехнизацию, что поставило новые управленческие и методические задачи перед образовательными системами разного уровня. Второй период (1964–1985 гг.) отличают концептуальные факторы, оказавшие влияние на трансформацию идейного поля управления образованием. Третий период (1985–1991 гг.) характеризуется повышением влияния социокультурных факторов, обусловленных изменениями эпохи перестройки. Четвертый период (с 1990-х гг. – конец ХХ в.) отражает расширение методологического поля отечественной теории управления образованием, детерминированное междисциплинарными связями управленческой науки.

Ключевые слова: система образования, теория управления образованием, факторы развития теории управления образованием

1258
645

Селиванова Елена Анатольевна, Тысячная Татьяна Александровна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 4 (38). С. 229-235

Актуализируется необходимость повышения личностной успешности школьников. Обосновывается значимость формирования личностных образовательных результатов у подростков в процессе обучения. Дается определение «Я-концепции» и выделяется целесообразность формирования положительного образа Я у подростков. Ставится цель – описать эффективность психолого-педагогических условий формирования положительной «Я-концепции» школьников на примере опыта реализации научно-прикладного проекта. Дается характеристика трех психолого-педагогических условий. Они предполагают разработку курсов внеурочной дельности, включение школьников в кадетское движение и содействие педагогам в развитии готовности формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся основной школы. Описывается опыт общеобразовательной организации, реализующей данные условия. Приведены результаты первичной и повторной диагностики сформированности личностных образовательных результатов у обучающихся подросткового возраста. Исходя из выявленной динамики развития школьников, делается вывод об эффективности выдвинутых психолого-педагогических условий. Теоретическая ценность исследования выражена в обогащении научных исследований предложенными психолого-педагогическими условиями. Практическая значимость статьи заключается в возможности внедрения данных условий в практику большинства общеобразовательных организаций Российской Федерации.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, положительная «Я-концепция», общеобразовательная организация, курсы внеурочной деятельности, кадетское движение, обучение педагогов

1258
646

Тумашева Ольга Викторовна, Шашкина Мария Борисовна МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 6 (46). С. 28-38

Одной из приоритетных задач, стоящих перед системой отечественного образования на современном этапе развития, является вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Ключевая роль в решении обозначенной задачи принадлежит педагогическим кадрам. Современные образовательные реалии таковы, что учитель, в том числе и учитель математики, должен быть готов к постоянному самосовершенствованию, самообразованию в области профессиональной деятельности. Изменения в содержательном, технологическом, оценочном компонентах образовательного процесса требуют от учителя обновления и актуализации методики обучения предмету, что может вызывать определенные затруднения. Цель исследования состоит в определении перечня методических затруднений учителей математики и причин их возникновения на основе диагностики методических компетенций. В процессе исследования выделен ряд методических компетенций учителя математики – слагаемых его профессиональной компетентности: способность проектировать результаты обучения математике в соответствии с действующими образовательными стандартами, разрабатывать содержание обучения математике, ориентированное на достижение образовательных результатов различными категориями обучающихся, осуществлять проектирование учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения математике в соответствии с современными требованиями и на основе вариативных форм ее организации, объективно оценивать образовательные результаты математической подготовки обучающихся. Проведена диагностика уровня сформированности этих компетенций посредством диагностической работы, самооценки и экспертной оценки деятельности учителя. Выявлен ряд методических затруднений, которые учителя испытывают при реализации процесса обучения математике в современных условиях. Установлены возможные причины выявленных затруднений и обозначены некоторые рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: методические компетенции, учителя математики, профессиональные затруднения учителя, математическая подготовка обучающихся

1258
647

Батакова Наталья Владимировна, Батаков Борис Леонидович К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 69-72

Рассмотрена суть индивидуализации как формы обучения, способствующей реализации потенциальных интеллектуальных и творческих возможностей студентов. Представлены структурные составляющие разработанной авторами информационно-коммуникационной образовательной среды для дисциплины «Информатика», позволяющей выбрать свой образовательный маршрут, организовать самостоятельную деятельность студентов по освоению требуемой дисциплины и обеспечивающей процесс оценки полученных обучающимся знаний. Резюмируется, что адаптированная авторами структурно-функциональная схема педагогического процесса с использованием информационно-коммуникационной образовательной среды для дисциплины «Информатика» позволит студентам индивидуализировать свой образовательный процесс.

Ключевые слова: индивидуализация образовательного процесса, студент вуза, информационно-коммуникационная образовательная среда, образовательный маршрут

1257
648

Ашихмина Елена Анатольевна, Ашихмин Сергей Анатольевич, Петров Евгений Евгеньевич АКТУАЛЬНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 126-132

Дан анализ состояния физико-математической подготовки (ФМП) выпускников образовательных организаций, который свидетельствует о его низком уровне и необходимости налаживания механизмов повышения уровня ФМП, что является необходимым условием для повышения профессиональной компетентности молодых специалистов. Одним из первостепенных аспектов ФМП студентов профессиональных образовательных организаций является подготовка будущих преподавателей физико-математических дисциплин колледжа на этапе их обучения в педагогическом вузе. Указаны возможные пути их решения: уточнение нормативно-правовой базы подготовки будущих преподавателей физико-математических дисциплин с учетом стандартов WorldSkills (WS); изучение профессиональной среды, в которой должны находиться выпускники колледжа, и профессиональных компетенций своих будущих учеников студентами педагогических вузов для предотвращения натаскивания на шаблонный тип решения задач; сопоставление компетенций WS с физико-математическими знаниями, соответствующих данным компетенциям; проведение чемпионатов в формате WS для будущих преподавателей. Учет компетенций выпускников СПО в соответствии с профессиональными стандартами ФГОС СПО топ-50 с учетом требований международных соревнований WS в подготовке в вузах будущих преподавателей для системы СПО, что в принципе позволяет делать стандарт ФГОС 3++ подготовки по педагогическим направлениям системы ВО при формулировке вузом профессиональных компетенций педагога, является залогом успешного развития современной наукоемкой экономики и мирового лидерства России в целом.

Ключевые слова: физико-математическая подготовка, студенты педагогического вуза, среднее профессиональное образование, колледж, модернизация образования, WorldSkills

1257
649

Малышев Владимир Сергеевич ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 146-153

Условия реформирования системы подготовки кадров высшей квалификации характеризуются растущей потребностью обработки больших массивов информации в профессиональной деятельности. На этом фоне выпускник программы подготовки кадров высшей квалификации должен быть готов к самостоятельному выявлению проблемных зон с целью индивидуального или коллективного исследования и получения нового знания, направленного на решение поставленных задач. Отсюда следует, что содержание программы подготовки должно включать формы и виды будущей профессиональной деятельности выпускника. Исследование направлено на выявление средств информационно-коммуникационных технологий, которые могут быть централизованно применены для обеспечения образовательного процесса с целью создания базовых условий, которые позволят обозначить верное направление развития индивидуальной образовательной траектории обучающегося в ходе освоения программы подготовки кадров высшей квалификации. Представлено описание выявления области конкретизации централизованного применения средств информационно-коммуникационных технологий при проектировании информационной образовательной среды в подготовке кадров высшей квалификации на основе теоретико-эмпирического анализа образовательного процесса подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, подготовка кадров высшей квалификации, параметры проектирования, образовательный процесс в аспирантуре

1257
650

Шевелёва Наталья Владимировна, Попов Геннадий Николаевич СОВРЕМЕННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 130-136

Количественный рост детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ежегодно прогрессирует. Примерно 15 % от общего состава школьников имеют те или иные ограничения здоровья, в том числе и инвалидность. Это связано как с биологизаторским (генетическая предрасположенность), так и с социологизаторским (педагогическая запущенность) факторами. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто тяготеют к изоляции от общества. Этому способствует раздельное от здоровых (нормативных) детей нахождение в специальных школах и заведениях, где они получают не только воспитание, но и образование. Несмотря на то, что в настоящее время ситуация частично изменилась, все чаще родители предпочитают отдавать своих «особенных» детей в общеобразовательные учреждения, дети с ОВЗ по-прежнему слабо включаются в нормальный процесс жизнедеятельности школьного коллектива. Задержка психического развития личности ребенка вызывает нарушения в области коммуникации и познания, а также может привести к деформации их социально-бытовых навыков и эмоционально-волевой сферы. У ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, стыда, возникают необоснованные приступы гнева. При этом искажается и самооценка у данной категории детей. Все эти факторы могут способствовать возникновению патологических форм поведения. Тем не менее процесс социальной интеграции (адаптации) детей с ОВЗ, а конкретно с ЗПР, крайне необходим. И самой подходящей социальной средой для этого являются общеобразовательная среда, а также центры социальной адаптации и дополнительного образования.

Ключевые слова: социальная интеграция, дети с задержкой психического здоровья, общеобразовательная среда, инклюзивное образование

1257
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17

Страница 13 из 25

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ