№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
501 | Рассматривается модель формирования лингвокультурной подготовки студентов бакалавриата. Определены теоретико-методологические подходы, принципы и компоненты модели. Представлена информация о блоках и составляющих модели формирования лингвокультурной компетентности студентов вуза. Основной детерминантой современного развития образования является переход от просветительной парадигмы образования к культуротворческой, в результате чего выдвигается требование соответствия педагогической деятельности характеристикам современного поликультурного социума, а также учета специфики разных культур и культурной толерантности в модели современного педагогического образования. В материалах рекомендаций Комитета министров Совета Европы говорится о необходимости развития разнообразных языков и культур, предотвращении взаимного непонимания и языковых барьеров в межкультурной коммуникации, принятия широкого диалога сотрудничества в качестве приоритета. Нормативно-правовая база российского образования также отражает современные требования общества и фиксирует задачи, которые должны решаться в системе образования и профессионально-педагогической подготовки в языковой сфере. Одной из основных целей подготовки будущих специалистов является формирование у них способности эффективно участвовать в профессионально ориентированной межкультурной коммуникации, а у будущих педагогов – эффективно обучать такой коммуникации. Указанная модель является условием создания внутреннего фактора интернационализации в вузе, представляя собой лингвокультурную среду. Ключевые слова: лингвокультурная подготовка, лингвокультурная компетентность, формирование лингвокультурной компетентности, модель формирования лингвокультурной компетентности бакалавров, интернационализация образовательной деятельности | 1336 | |||||
502 | Анализируется опыт Томского государственного педагогического университета по проведению экскурсий на религиоведческую тематику. Обосновывается необходимость экскурсий в культовые сооржения различных конфессий в рамках религиоведческих дисциплин, представляется опыт презентации религий через подобные мероприятия. Рассматриваются специфика аудитории экскурсии, особенности реакции на религиозную культуру, характер полученных знаний, их влияние на формирование профессионального педагога. На основе опыта проведения экскурсий анализируются изменения в восприятии религиозной культуры, которые происходят у слушателей. Ключевые слова: экскурсия, религия, феноменологический подход, религиозная конфессия, религиозная культура, религиоведческие дисциплины, преподавание в высшем учебном заведении | 1336 | |||||
503 | Рассматриваются некоторые аспекты развития познавательной самостоятельности студентов средствами информационных технологий обучения. Ключевые слова: познавательная самостоятельность, информационные технологии обучения | 1335 | |||||
504 | Рассматривается опыт физико-математического факультета ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» по разработке примерных основных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» в контексте требований ФГОС ВО 3++. Представлены примерные основные образовательные программы, особенности их проектирования и реализации. Программы имеют модульную структуру. Описаны дидактические особенности модулей. Основной акцент сделан на особенности конструирования методического и предметно-содержательного модуля по профилям. Материалы статьи могут быть использованы при разработке основных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по стандартам ФГОС ВО 3++. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», примерная основная образовательная программа, профессиональный стандарт | 1334 | |||||
505 | Исследование посвящено концептуализации, экспертизе содержания деятельности в сетевом образовательном проекте вуза и школы «Формирование профессиональной культуры педагогов в современной образовательной ситуации: взаимодействие вуза и школы в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты для среднего (общего) и высшего профессионального образования». Представлена реконструкция проведения проектного семинара «Использование личностно ориентированных технологий для развития текстовой деятельности обучающихся в процессе их подготовки к итоговой аттестации по русскому языку». Организаторами, участниками семинара (бакалаврами, магистрантами историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета, обучающимися 11-го класса средней школы, учителями-филологами г. Томска) осмыслен опыт развития текстовой деятельности с использованием педагогического ресурса личностно ориентированных технологий. Показано, как в пространстве семинара проявляется разное образовательное содержание совместной деятельности. Для формирования знаниевого ресурса обучающихся – нормативно-фукнкциональное, реализующееся на уроке-задании. Обеспечение деятельностного компонента развития текстовой деятельности участников семинара происходит за счет использования ценностно-соподчинительных связей, возникающих в контексте урока-проблематизации. Смысловая составляющая образовательного содержания совместной деятельности формируется в диалоге, в контексте взаимодополнительных связей. Диалог в этом контексте выступает катализатором, запускающим развитие текстовой деятельности, которое происходит за счет использования других форм совместной деятельности: нормативной и проектной. Изменение содержания образования происходит в логике сюжета смыслодеятельности: появления, развития и оформления в культурную норму смыслов участников. Методическим инструментом, позволяющим использовать в совместной деятельности разные формы ее организации, может являться технология развития критического мышления через чтение и письмо. Использование таких ее приемов, как «синквейн», «направляющий текст», обеспечивает развитие компетенций текстовой деятельности, необходимых обучающимся для написания сочинений в соответствии с требованиями итоговой аттестации по русскому языку. Содержание совместной деятельности, спроектированной и организованной таким образом, позволяет реализовывать компетентностный подход в образовании. Формируется проектно-деятельностный ресурс участников семинара, представляющих вуз, осуществляется развитие универсальных учебных действий обучающихся школы. Ключевые слова: сетевой проект, образовательное проектирование, совместная деятельность, диалог, смыслодеятельность | 1334 | |||||
506 | В новом стандарте одним из важных формируемых действий является решение проблем. Решение любой проблемы начинается с вопроса, поставленного себе исследователем или школьником, у которого возникло затруднение. Обучение учащихся младшей школы умению решать сначала самые простые проблемы выявило необходимость обучения их задавать вопросы, поскольку сама проблема формулируется в виде вопроса. В образовательной культуре выделены разные типы вопросов. Не все типы вопросов вызывают у учеников потребность решить проблему. Но разные типы вопросов необходимы для ее решения. Они служат для понимания текста, ситуации, проблемы, вследствие чего так важно еще в начальной школе обучить школьников работать с вопросами. Наиболее эффективны шесть типов вопросов, разработанные Б. Блумом. Предлагаются способы обучения учащихся начальной школы пониманию смысла вопросов, постановке разных вопросов и грамотным и полным ответам на вопросы. Как модель типов вопросов используется прием «Ромашка Блума». Ключевые слова: «Ромашка Блума», узнавание значения разных вопросов, вопросы к разным текстам, вопросы на разных этапах решения проблемы, результативность вопросов в обучении | 1333 | |||||
507 | Актуальность и эвристическая ценность статьи заключается в том, что представленные в ней материалы дадут основания исследователям, научным руководителям аспирантов, организаторам науки и самим аспирантам осмыслить то, каким образом обеспечить наибольшую продуктивность подготовки кадров высшей квалификации, повысить престижность научно-исследовательской деятельности. Проблема современного аспиранта состоит не в том, что он не в состоянии обобщить известные материалы, и не в том, что он не может предложить что-то новое в своей области знания, но в том, как проверить эффективность того, что предлагается, как органично «вписать» теорию в экспериментальные конструкции. Проще говоря, как выстроить релевантный эксперимент. Именно в этом видится главная ценность изложенных в статье материалов, которые помогут субъектам данного процесса наиболее обоснованно подойти к выбору подходов к организации аспирантской подготовки, методов и методик экспериментального исследования, выстраиванию его содержания и представлению результатов. Предметом работы являются механизмы (подходы, способы, средства) исследования готовности аспирантов к научно-исследовательской деятельности в условиях сценарно-событийной организации образовательного процесса. Новизна работы состоит в том, что в ней показано, каким образом один из главных компонентов продуктивности аспирантской подготовки – готовность к научно-исследовательской деятельности – может быть квалиметрически оценена посредством измерения трех составляющих: уровня самореализации; мотивации и сформированности соответствующих компетенций. Практическая значимость работы видится в применении моделей сценарного подхода к подготовке аспирантов и встраивании в эти модели различного рода «событийности», в системном построении основных этапов экспериментальной работы и интерпретации его результатов по каждому из измеряемых параметров. Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, готовность к самореализации, мотивация, сформированность научно-исследовательских компетенций, сценарно-событийная организация образовательного процесса в аспирантуре | 1331 | |||||
508 | На сегодняшний день использование аутентичных видеороликов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе является актуальной темой для исследования и изучения. Использование видео на уроках способствует формированию навыков и развитию умений одного из важнейших видов речевой деятельности – говорения. Сопоставляя факты, культурные особенности, поведение людей в социуме, мы формируем положительное отношение к культуре страны изучаемого языка, используя современные техники и приемы работы с видеоматериалами. Описаны критерии отбора аутентичных видеороликов и основные этапы работы с видеоматериалами, которые можно использовать на уроках иностранного языка в средней школе. Представлены результаты исследования по изучению влияния различных аутентичных видеороликов на процесс совершенствования навыков монологической речи. Наглядно показана тенденция эффективности использования аутентичных видео в процессе совершенствования навыков говорения учащихся и положительная динамика отношения учащихся к процессу обучения в целом. Также показана необходимость развития умений говорения посредством использования в учебном процессе аутентичных видео, отмечая, что данному процессу будет посвящено отдельное внимание в следующих научных работах. Полученные результаты исследования позволяют наметить стратегию дальнейшей работы с видеоматериалами. Ключевые слова: совершенствование навыков говорения, аутентичные видеоматериалы, монологическая речь, иностранный язык, средняя общеобразовательная школа | 1329 | |||||
509 | Рассматриваются возможности формирования и реализации образовательного заказа педагога и учащихся в современной школе. Показана специфика работы над заказом участников образовательного процесса в практике Школы совместной деятельности (МБОУ СОШ № 49 г. Томска). Представлен опыт школы по разработке технологии проявления и выполнения образовательного заказа, выделены и охарактеризованы основные этапы этой работы, раскрыта роль совместного портфолио в реализации заказа. Ключевые слова: образовательный заказ педагога и учащихся, открытое совместное портфолио | 1328 | |||||
510 | Рассматривается развитие самостоятельности у младших школьников в контексте решения задач современной школы и в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Представлена система учебных действий контроля и оценки младших школьников. Обращается внимание на то, что современное образование берет ориентир на формирование успешной и саморазвивающейся личности с собственной точкой зрения и умением учиться. В связи с этим большое значение имеет овладение детьми навыками контроля и оценки, лежащими в основе саморегуляции и самоорганизации. Цель статьи – выявление и описание условий к методике формирования действий контроля и оценки при решении учебных задач младшими школьниками. Показаны стадии становления контрольно-оценочной деятельности и действия учителя, которые должны обеспечить субъектную позицию учащегося в освоении оценочной самостоятельности. Ключевые слова: контроль, оценка, самоорганизация, саморегуляция, младшие школьники | 1328 | |||||
511 | Актуальность проблемы выбора коммуникативной стратегии в религиоведческой экскурсии связана с расширением практики данных экскурсий на современном этапе и их существенной спецификой по сравнению с другими видами экскурсий. Объектом анализа, проводимого на основе опыта Томского государственного педагогического университета, являются возможные варианты таких стратегий. Выявлены коммуникативные стратегии проведения религиоведческой экскурсии, формирующиеся в зависимости от субъекта экскурсионного процесса – экскурсовода, показана их специфика с точки зрения общих подходов и методики работы с аудиторией. Традиционная коммуникативная модель проведения экскурсий оценивается как оптимальная для первичного знакомства обучающихся с религиозной культурой, но недостаточная для глубокого знакомства с конфессией. В этой связи необходимо также привлечение представителей религиозной конфессии, работающих в рамках иной коммуникационной модели, совмещающей глубокое погружение в религиозную культуру и коммуникацию с окружающей культурной средой. Сочетание разных коммуникативных стратегий способствует формированию устойчивого познавательного интереса обучающихся. Материалы статьи могут быть использованы в практике проведения экскурсий на религиоведческую тематику, в учебном процессе высших учебных заведений. Ключевые слова: коммуникативная стратегия, экскурсия, религия, феноменологический подход, религиозная культура, религиозная конфессия, экскурсовод, преподаватель, представитель конфессии | 1326 | |||||
512 | Проанализированы затруднения, возникающие у студентов – будущих педагогов в ходе их совместной деятельности во время педагогической практики. Показано, что чаще всего возникают затруднения из-за недостаточной коммуникативной и проектной компетентности студентов, а также из-за нечеткой организации проектной работы со стороны вуза. Рекомендации по преодолению этих затруднений включают целенаправленное развитие проектной компетентности, проектную организацию учебного процесса и особенно – практики, изменение функций преподавателей вуза. Ключевые слова: групповая проектная деятельность, продуктивное профессиональное взаимодействие, профессиональный стандарт | 1325 | |||||
513 | В современных условиях организации школьного математического образования актуальным является вопрос о профессиональной подготовке будущего учителя математики, позволяющей ему осуществить компетентностный подход к решению основных проблем школьного курса математики. Одной из таких проблем является организация повторения учебного материала. Будущие учителя математики должны понимать, что не всякое повторение является продуктивным и обеспечивает преемственные связи между разными ступенями обучения. Если повторение проводить в той же форме, что и изучение материала, то оно становится малоэффективным. В связи с этим среди разных видов повторения выделяется обогащающее повторение. Исследования показывают, что будущие учителя математики должны быть готовы к осуществлению обогащающего повторения, которое заключается в том, что пройденный материал включается в новые связи, он перестраивается и обобщается. Пересмотру подвергаются известные признаки понятий и связи между понятиями. Для подготовки будущих учителей математики к организации обогащающего повторения нужна интеграция их психологических, дидактических и предметных знаний о данной проблеме с приоритетом использования психологических закономерностей развития личности в качестве основы организации учебного процесса. Иными словами, требуется овладение психодидактическим подходом к решению методических задач. Для того чтобы будущие учителя смогли осуществить психодидактический подход, они должны осознать необходимость организации обогащающего повторения, понимать, какие математические и психолого-педагогические знания им необходимы. Особое внимание при этом обращается на рассмотрение психологических закономерностей образования понятий и условий, способствующих их формированию. Выявляется ключевой элемент методической деятельности, создающий условия для компетентностного подхода к организации обогащающего повторения учебного материала, – развитие разных способов кодирования информации (словесно-символический, визуальный, предметно-практический). С помощью специальных интегрированных заданий, включающих постановку проблемы, психолого-педагогическое направление для учебной деятельности, примеры решения проблемы, приглашение к работе, будущие учителя овладевают текстовой компетентностью (на примере повторения натуральных чисел). Итогом этой работы является создание типов учебных текстов и их примеров, способствующих развитию способов кодирования информации о натуральных числах и десятичных дробях. Кроме того, они получают пример профессионального подхода к решению возникающей проблемы при обучении математике. Ключевые слова: обогащающее повторение, способы кодирования информации, преемственность, позиционная запись числа | 1323 | |||||
514 | Деятельность педагога дошкольного образования подразумевает взаимодействие с родителями воспитанников в процессе образовательной деятельности. Рассматриваются методологический и методический компоненты осуществления взаимодействия педагога с родителями воспитанников как реализация наставничества педагогов по отношению к родителям. Методологический компонент данного подхода раскрывается через концепцию совместной деятельности Г. Н. Прозументовой и типологические характеристики совместных действий: закрытое, обращенное, открытое. Развитие этих идей С. И. Поздеевой в описании деятельностных характеристик разных типов наставничества в профессиональной педагогической сфере позволили представить методический компонент рассматриваемого подхода в сфере дошкольного образования. При переходе на позицию наставничества педагог более гибко использует разные модели организации совместной деятельности, оказывая услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, что определено задачей федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Исходя из моделей и типов наставничества, предложенных С. И. Поздеевой, раскрываются характеристики трудовых действий педагога дошкольного образования, выступающего в зависимости от решаемой задачи наставником-методистом, наставником-тьютором, наставником-консультантом, наставником-коучером, наставником-разработчиком, наставником-партнером, наставником-навигатором по отношению к родителям воспитанников. Родители воспитанников в данном случае предстают как участники всех этапов совместной образовательной деятельности. Ключевые слова: наставничество, дошкольное образование, взаимодействие педагога с родителями воспитанников, совместная деятельность, педагог-наставник | 1323 | |||||
515 | Рассматривается вопрос моделирования и апробации индивидуального сопровождения старших дошкольников с задержкой психического развития. Приведены основные принципы психолого-педагогического сопровождения с учетом персонифицированного подхода, представлена концептуальная модель сопровождения на базе частного образовательного учреждения. Изложены результаты комплексной нейропсихологической диагностики на констатирующем и контрольном этапах: описано состояние гностических, праксических и мнестических функций испытуемых, дана уровневая характеристика. Ключевые слова: дошкольники с задержкой психического развития, индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, концептуальная модель сопровождения, нейропсихологическое обследование, персонифицированный подход | 1321 | |||||
516 | Рассматривается использование элементов технологии полного усвоения знаний при проведении занятий по дисциплинам математического цикла в вузе. Приводится структура учебного процесса, организованного на базе данной технологии, с акцентом на выполнение индивидуальных заданий и перечисляются основные требования, предъявляемые к самим заданиям, и положения, на которые следует опираться при построении практических занятий на их основе. Показано, что применение описанной технологии повышает эффективность обучения: активизирует работу студентов во время занятий, вселяет в них уверенность в собственных силах и мотивирует к достижению результатов – получению и усвоению знаний. Ключевые слова: технология полного усвоения знаний, педагогические технологии, организация занятий по математическим дисциплинам, индивидуальные задания по математике | 1321 | |||||
517 | Рассмотрены методические особенности курса «Новая история стран Азии и Африки», читаемого автором для студентов-историков в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ), с опорой на краткий сравнительный анализ учебников по соответствующей проблематике. Обоснованы хронологические рамки курса, базирующиеся на востоковедческом подходе. Предложена авторская версия структуры курса, основанная на концепции «вызов-и-ответ» А. Дж. Тойнби. Охарактеризована теоретическая база курса, включающая цивилизационный подход, элементы марксистской теории и теории модернизации. Ключевые слова: методика преподавания истории в вузе, Новая история стран Азии и Африки | 1319 | |||||
518 | Дистанционное обучение становится одной из основных технологий при работе с магистрантами. Рассмотрены ключевые особенности использования виртуальной обу чающей среды Moodle в обучении магистрантов. Обосновывается выбор технологии, приводятся рекомендации по использованию различных элементов курса в Moodle. Проводится анализ особенностей работы с магистрантами в условиях интенсификации обучения, увеличения роли самостоятельной работы студентов с учебным материалом. Ключевые слова: магистрант, комбинированное обучение, Moodle, интерактивные формы обучения | 1318 | |||||
519 | Рассмотрение проблемы становления музыкально-эстетических чувств позволяет выяснить их функционально-социальную природу. Следуя мнению о различии чувств и эмоций, необходимо проанализировать их в различных направлениях. Целью исследования является уточнение сферы эстетических переживаний с позиций эмоций и чувств авторов музыкальных произведений, исполнителей и слушателей в ракурсе педагогической психологии. Задача исследования – определить роль эмоций и чувств в эстетическом сознании личностного отношения авторов, исполнителей и слушателей на конкретных музыкальных примерах симфонической музыки. Это весьма важно для музыкально-эстетического просвещения и осознанного восприятия симфонических музыкальных произведений широким кругом современных слушателей – от младших школьников до студенческой аудитории. Ключевые слова: эмоции, музыкально-эстетические чувства, осознанное восприятие музыкальных произведений | 1318 | |||||
520 | Представлены результаты анализа вовлеченности педагогов в обсуждение актуальных проблем российского образования – опыта применения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Рассмотрены теоретические подходы к понятию вовлеченности, обоснована методология его изучения на материале высказываний педагогов в процессе мониторинга применения федеральных государственных образовательных стандартов на интернет-портале «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования». Анализ материалов, размещенных на интернет-портале, показал характер и степень вовлеченности педагогов в обсуждение проблем применения стандартов в зависимости от уровня образования, требований соответствующего раздела стандартов, а также позволил выявить ресурсные аспекты вовлеченности, которые педагоги готовы использовать в обсуждении как показатели активности и внутренней мотивации. Ключевые слова: вовлеченность, федеральный государственный образовательный стандарт, интернет-ресурсы, вовлеченность интеллектуальная, инструментальная, экспрессивная, уровни образования | 1313 | |||||
521 | Рассматривается проблема обучения профессиональному иностранному языку студентов неязыковых специальностей в связи с отсутствием аудио- и видеоматериалов к основным учебно-методическим комплексам. Обозначена актуальность обучения аудированию как одному из ведущих видов речевой деятельности, подчеркивается трудность отбора аутентичных аудио- и видеоматериалов, анализируются существующие интернет-ресурсы, их возможности и недостатки при обучении профессиональному иностранному языку. В результате предлагается использовать видеоматериалы открытого образовательного ресурса TED в формате конференций для студентов с высокой начальной языковой подготовкой или TED-Ed в виде коротких анимационных видеоуроков для студентов с низкой языковой подготовкой для повышения интереса и формирования устойчивой мотивации. Приводятся примеры видеоуроков для студентов различных направлений подготовки, описываются этапы работы, условия, виды упражнений, дается обоснование их эффективности при обучении аудированию. Ключевые слова: студенты нелингвистических специальностей, профессиональный иностранный язык, видеоматериалы, TED, аудирование, аутентичный материал, новизна, мотивация, установка | 1313 | |||||
522 | Рассматриваются основные формы трудового воспитания, а также вопросы влияния труда на исправление женщин, отбывающих наказания в местах лишения свободы Сибирского и Уральского федеральных округов. Приводятся статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний численности женщин, отбывающих наказания в местах лишения свободы, в том числе количество освобожденных из исправительных учреждений за 2018 год. Анализируются результаты проведенного исследования с использованием методов сбора информации, анкетирования и интервьюирования в исправительных колониях общего режима для содержания женщин, ранее отбывавших наказания в местах лишения свободы. Подвергаются анализу нормативные правовые акты уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, федеральная целевая программа по развитию и дальнейшему совершенствованию уголовно-исполнительной системы, в том числе по созданию дополнительных рабочих мест для осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Кроме того, трактуются изменения в целях привлечения к труду осужденных, отбывающих наказания на участках колонии-поселения исправительного учреждения. Рассматриваются вопросы реализации прав и свобод осужденных женщин в исправительных учреждениях, дальнейшего совершенствования механизма по трудовой занятости, особенно для тех, кто имеет исполнительные документы. Даются рекомендации по использованию методов и приемов трудового воспитания женщин, отбывающих наказания в местах лишения свободы, способствующие прежде всего их исправлению и формированию у них уважительного отношения к человеку, труду, обществу, повышению их образовательного уровня. Таким образом, трудовое воспитание укрепляет чувство собственного достоинства, значимости для ближайшего бытового окружения женщин, ранее отбывавших наказания в исправительных учреждениях. Ключевые слова: осужденные женщины, труд, трудовое воспитание, средства исправления, уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, исправительные колонии | 1313 | |||||
523 | Представлен обзор основных исследований, посвященных изучению городских и сельских приемных семей, приводится статистика устройства детей в приемные семьи в крупных городах и сельской местности. Цель исследования заключается в выявлении видов и взаимосвязи жизненных ценностей родителей и подростков в приемных семьях мегаполисов и сельской местности. Экспериментальное исследование направлено на выявление специфики жизненных ценностей, направленности личности приемных родителей мегаполиса и сельской местности. Исследованием было охвачено 156 приемных родителей мегаполиса и 148 приемных родителей сельской местности, 112 подростков, проживающих с приемными родителями мегаполиса, и 98 подростков, проживающих с приемными родителями в сельской местности, в возрасте 14–15 лет. Исследование жизненных ценностей, жизнестойкости приемных родителей и подростков осуществлялось посредством методики М. Рокича. Для изучения взаимосвязей между жизненными ценностями приемных родителей и подростков применялся критерий Спирмена (p). Выявлены предпочитаемые терминальные ценности и инструментальные ценности приемных родителей и подростков мегаполиса и сельской местности. Показаны равнозначные ранги, имеющие значение для приемных родителей и подростков мегаполиса по терминальным ценностям: здоровье, материально обеспеченная жизнь; расхождения обнаружены по таким ценностям, как жизненная мудрость, свобода, наличие хороших и верных друзей, познание. Получено совпадение по инструментальным ценностям – честность и образованность. Отмечено наличие совпадений у приемных родителей и подростков сельской местности по шкалам терминальных ценностей – здоровье, интересная работа, красота природы, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность. Обнаружено совпадение по инструментальным ценностям – терпимость, смелость, эффективность, твердая воля, образованность, широта взглядов. Установлены взаимосвязи между инструментальными ценностями приемных родителей и подростков в приемных семьях мегаполиса и сельской местности, терминальными ценностями родителей и подростков в приемных семьях сельской местности и отсутствие таких связей в приемных семьях мегаполиса. Сделаны выводы о наиболее значимых факторах, влияющих на наличие и отсутствие взаимосвязей между родителями и подростками из приемных семей мегаполиса и сельской местности, таких как образ жизни, семейные традиции. Полученные результаты могут быть применены при отборе, подготовке и сопровождении приемных родителей в Центрах комплексного сопровождения замещающих семей. Ключевые слова: жизненные ценности, жизнестойкость, приемные родители мегаполисов, приемные родители сельской местности, жизненные ценности подростков из приемных семей | 1313 | |||||
524 | Рассматриваются подходы к разработке концептуальных оснований опережающей профессиональной подготовки кадров для социально-экономического развития региона. Выделяются отдельные аспекты регионализации образования в контексте деятельности учреждений среднего профессионального образования. Обосновывается актуальность и востребованность центра опережающей профессиональной подготовки, ориентированного на потребности приоритетных направлений экономического и технологического развития региона и повышение профессиональной занятости разных групп населения. Определяются цели и задачи опережающей профессиональной подготовки, ожидаемые результаты и эффекты ее реализации в практике работы центра опережающей профессиональной подготовки, созданного на базе ГПОУ «Сибирский политехнический техникум» (г. Кемерово). Продемонстрированы некоторые результаты деятельности центра опережающей профессиональной подготовки Кемеровской области за 2019 и 2020 годы. Ключевые слова: среднее профессиональное образование, опережение, регионализация образования, концепция опережающей профессиональной подготовки, результативность опережающего образования | 1313 | |||||
525 | Рассматривается проблема формирования готовности будущего педагога к взаимодействию с семьей. Рассмотрев данную проблему, автор останавливается на обогащении опыта будущего педагога к взаимодействию с семьей в процессе его профессиональной подготовки и практической деятельности. Будущий педагог овладевает способами взаимодействия с семьей посредством практических занятий в виде тренингов, упражнений, решения проблемных ситуаций, ролевых игр, просмотра кинофильмов, дебатов, дискуссий, наблюдений, а также педагогической практики. Анализ состояния подготовленности будущего педагога к взаимодействию с семьей по когнитивному, деятельностному и эмоционально-личностному критериям при создании педагогических условий свидетельствует о повышении уровня профессиональной подготовленности будущего педагога к взаимодействию с семьей. Ключевые слова: подготовка, профессиональная подготовка, взаимодействие с семьей, способы взаимодействия, будущий педагог | 1311 | |||||
526 | Описывается система непрерывного экологического образования на Кольском Севере с учетом климатогеографических особенностей региона. В ней отражен опыт работы Полярно-альпийского ботанического сада по воспитанию экологической культуры и формированию экологических знаний у разных групп населения (дошкольники, школьники, студенты и др.). Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения (детский сад – школа – вуз – постдипломное образование), воспитания и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций и поведения. Отдельное место в статье отводится вопросам, касающимся разработки воспитательно-образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их апробации в условиях ботанического сада. Образовательные учреждения заполярных регионов сталкиваются с целым рядом проблем и противоречий при внедрении дополнительных программ по экологическому воспитанию и образованию. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и уровень соматического здоровья требуют индивидуального подхода к обучению и уменьшения информационной нагрузки в ходе образовательной программы. Формирование здоровьесберегающих технологий на основе взаимодействия с природной средой на сегодняшний день является оптимальным сочетанием системы методик для решения воспитательных и коррекционных задач в рамках сотрудничества образовательных и социальных учреждений с ботаническим садом. Специальная работа, основанная на принципах экологической терапии, обеспечивает многостороннее развитие личности ребенка, а также повышает эффективность коррекционного воздействия. Полярно-альпийский ботанический сад-институт обладает уникальными ресурсами: коллекции растений открытого и закрытого грунта; гербарные образцы; инсектарий; живой уголок (в том числе конюшня), что в свою очередь определяет стратегию и направление развития научной и образовательной базы, а также социальную роль в регионе. Ботанические сады являются специально организованной эколого-образовательной средой, обладающей огромным образовательным потенциалом в сфере биологии и экологии, поэтому должны вести активную эколого-просветительскую деятельность, обращенную ко всему обществу. Ключевые слова: экологическое образование и просвещение, Кольское Заполярье, ботанический сад | 1311 | |||||
527 | Представлены результаты эмпирического исследования учебных перегрузок у обучающихся основной ступени общеобразовательной школы. Дано теоретико-методологическое обоснование проведенного исследования и показана его объективная актуальность для современной системы общего образования. Психодиагностические данные были подвергнуты математико-статистической обработке (корреляционный анализ, множественный регрессионный анализ), классифицированы, обобщены и интерпретированы. Полученные результаты позволили прийти к выводу о влиянии учебных перегрузок на психологическое самочувствие обучающихся основной ступени общей школы. Приводится обобщающий вывод о том, что учебная перегрузка формируется не за счет основной учебной нагрузки обучающихся, а в результате посещения дополнительных видов учебных занятий. Сделано заключение, согласно которому для предупреждения учебных перегрузок необходимо ориентироваться не только на нормативную регламентацию отдельных видов учебной деятельности, но и на субъективное состояние обучающихся. Приводятся рекомендации возможных направлений превентивной работы с обучающимися по психологической профилактике учебных перегрузок. Ключевые слова: учебная нагрузка, учебные перегрузки, психологические предикторы, факторы риска, основная общая школа, профилактика учебных перегрузок | 1310 | |||||
528 | Представлены результаты эмпирического исследования копинг-стратегий, реализуемых матерями в процессе совладания с жизненными трудностями, эксквизитными ситуациями и проблемами, связанными с организацией ухода, присмотра и воспитания детей первых лет жизни с опережающим, нормативным уровнем социального развития, с легким отставанием и отставанием в социальном развитии. Оценка копинг-стратегий проводилась по следующим показателям: степени выраженности копинг-стратегий в общей структуре совладающего поведения; абсолютным показателям копингстратегий и уровню напряжения копинга; удельному весу каждой копинг-стратегии в общей структуре совладающего поведения; индексу соотношения пассивных и активных копинг-стратегий; степени конструктивности стратегий совладания; общей сумме позитивных и негативных стратегий и оценок. Ключевые слова: копинг; копинг-поведение; копинг-стратегии; совладающее поведение; стратегии совладания; конструктивные стратегии совладания; матери, воспитывающие детей раннего возраста; ранний возраст; социальное развитие | 1309 | |||||
529 | Представлены результаты теоретического исследования подходов к изучению развития личности и смысловой сферы при наличии нескольких действующих парадигм в психологии. В отличие от категории значения, категории смысла присущи атрибуты междисциплинарного конструкта как философско-лингвистически-психологического понятия. В силу того, что категория смысла своими корнями опирается на разные науки о человеке, то и современные исследования смысловой сферы человека проводятся с позиций различных парадигм. В различных исследовательских парадигмах консолидированы разные взгляды и конвенциональные договоренности научного сообщества. Формирующиеся в таких парадигмах научные картины мира разграничивают поле научного знания психологических феноменов, специализируясь только на выделяемых (как главенствующих) факторах их проявления в жизни человека. Современная психологическая наука развивается в рамках четырех основных исследовательских парадигм. Гносеологическая парадигма рассматривает познание отдельно от человека как познающего субъекта и направлена на получение экспериментально проверенного знания. Феноменологическая парадигма опирается на переживание как вчувственное понимание. Деятельностная парадигма преодолевает противопоставление сознания и мира путем познания деятельности человека в мире. Экзистенциальная парадигма отражает необходимость учета потребностей человеческого духа, игнорирование которых не позволит осуществить неповторимость личности. Все четыре парадигмы, имея свои сильные и слабые стороны, сосуществуют одновременно в современной психологии. Ключевые слова: смысл, гносеологическая парадигма, феноменологическая парадигма, деятельностная парадигма, экзистенциальная парадигма | 1306 | |||||
530 | Анализируется процесс формирования у бакалавров педагогического образования готовности к взаимодействию с семьей воспитанника. На основании результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, автор обозначает актуальность проблемы готовности будущих педагогов к взаимодействию с семьей. Автор полагает, что готовность бакалавра-педагога к указанному взаимодействию, сотрудничеству с воспитанниками, коллегами и другими лицами в будущей профессиональной деятельности, является социально значимым показателем педагогической компетентности и профессионализма. Следовательно, проблема формирования готовности бакалавров-педагогов к взаимодействию с семьей становится очевидной. Ключевые слова: педагогические условия, бакалавр-педагог, профессиональная готовность, взаимодействие с семьей, Семьеведение | 1305 | |||||
531 | Рассматриваются формы деятельности куратора и формы сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы. Можно констатировать, что формы деятельности куратора могут быть разнообразными, так как цели, задачи, этапы кураторской деятельности влияют на выбор и применение форм деятельности куратора. Выделены принципы, на которых базируются формы деятельности куратора и формы сопровождения и поддержки. Формы сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы классифицированы по трем основным группам, связанным с методической подготовкой и сопровождением деятельности кураторов, повышением квалификации кураторов, тиражированием опыта кураторской деятельности. Формы деятельности куратора в современном вузе – традиционные и инновационные. Представлены примеры форм, которые реализуются в современном вузе, а также конкретные примеры форм, реализуемые в Томском политехническом университете. Предложены и аргументированы варианты форм для использования в кураторской деятельности в современном техническом университете. Ключевые слова: воспитание, куратор, институт кураторов, формы деятельности куратора, формы сопровождения и поддержки | 1304 | |||||
532 | Представлена проблема применения современных дистанционных технологий в системе непрерывного образования. Рассматриваются аспекты, на которые следует обратить внимание педагогу при использовании дистанционных технологий для создания электронных учебных курсов. Выделены методические, психолого-педагогические отличия – особенности при реализации группового и индивидуального обучения, особенности индивидуальных познавательных стилей в структуре этапов разработки электронных учебных курсов. Педагог должен учитывать индивидуальные познавательные стили в процессе создания учебных электронных курсов. Обучающиеся с разными индивидуальными познавательными стилями должны эффективно осваивать задания в структуре созданного учебного электронного курса. Отмечены этапы для создания учебных курсов и описаны особенности работы педагогов на обозначенных этапах. Важным элементом на этапе подготовки заданий являются особенности индивидуальных и групповых форм обучения. На этапе выполнения заданий необходимо уделять особое внимание для возможности выбора заданий с учетом индивидуальных предпочтений. Коммуникативное творчество становится важным элементом на этапе обсуждения эффективности выполнения всех заданий курса. Ключевые слова: система непрерывного образования, дистанционные технологии, групповое и индивидуальное обучение, индивидуальные познавательные стили, электронные учебные курсы | 1304 | |||||
533 | В современной России меняется новая образовательная парадигма. Человек, его интересы и потребности, потенциальные возможности и способности оказываются в центре внимания исследователей и педагогов-практиков. Изменение приоритетов российского образования, его структуры и содержания с учетом введения новых образовательных стандартов, в том числе профессионального стандарта «Педагог», направлено на смену роли «транслятора» знаний в профессиональной деятельности педагога – будущего специалиста на роль наставника, партнера, собеседника. В связи с этим обновляется статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Представлены результаты рабочей программы учебной дисциплины «Инновационные технологии в дошкольном образовании» для студентов педагогического вуза. Реализация разделов программы в структуре ее содержания обеспечивает результативность освоения студентами видов инновационной деятельности, ее этапов в ходе лекционных, самостоятельных занятий, использования активных методов обучения, что формирует их уверенность, мобильность, творческий потенциал, позитивное взаимодействие в условиях готовности профессии. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности содержания данной программы, что подтверждается активным участием студентов в ходе педагогических практик на базе дошкольной образовательной организации, их самостоятельной разработкой инновационных проектов, мероприятий, мини-программ для детей дошкольного возраста. Результатом реализации программы является представленный процесс комплексной готовности будущих специалистов дошкольного образования к инновационной деятельности и профессиональному становлению. Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный процесс, профессиональная подготовка, инновации, готовность к инновационной деятельности, будущие педагоги дошкольного образования, профессионально-педагогическое образование | 1304 | |||||
534 | Прогностическая компетентность является необходимым условием профессиональной перспективы и стабильности будущего специалиста системы образования, прогностической ориентации в системе образования, обеспечивающих ее качественную организацию и результативность. Рассматривается структурно-содержательная характеристика прогностической компетентности студентов педагогической магистратуры. Сформулированы три компонента компетентности: знаниевый, деятельностный и мотивационно-ценностный. Разработан критериально-оценочный аппарат прогностической компетентности студентов педагогической магистратуры, включающий показатели и уровни сформированности прогностической компетентности, а также и диагностический инструментарий, позволяющий определять эффективность формирования прогностической компетентности у студентов педагогической магистратуры. Приводится авторская анкета на выявление уровня сформированности знаниевого компонента прогностической компетентности студентов педагогической магистратуры, отражающая полноту владения понятийно-категориальным аппаратом научно-педагогического прогнозирования, терминологией данной проблемы, знание методов и основных форм прогнозирования в педагогике, прочность и полноту усвоения теоретических знаний в области прогнозирования, представлений о современных методах прогнозирования в образовательной системе и возможности их сочетания с традиционными, применения ими умений прогнозировать свою профессиональную деятельность. Результаты исследования могут быть полезны преподавателям высших учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Ключевые слова: педагогическая магистратура, вузовское образование, прогнозирование, прогностическая компетентность, структурно-содержательная характеристика | 1302 | |||||
535 | Выделены профессиональные затруднения педагогов и учебные затруднения младших школьников, актуализированные режимом тотального дистанционного обучения, вызванного распространением COVID-19. Делается вывод о недостаточной сформированности у детей регулятивных и познавательных УУД, что повлекло за собой учебную беспомощность ребенка. Причина этого – отсутствие у педагогов фокусировки на формировании умения учиться и взаимосвязи между предметными и универсальными учебными действиями. Приводятся рассуждения о том, почему дистанционное обучение не может быть базовой формой в начальной школе: вредное влияние на здоровье ребенка, разрушение общекультурных навыков, технологические риски, разрушение живых контактов со взрослыми и другими детьми. Показано, как изменилась дидактическая схема урока и профессиональные функции учителя: с посреднической на организационно-методическую. Выделены главные особенности онлайн-урока и типичные ошибки учителей при его проведении. Раскрывается, как можно привлечь родителей к реализации разных моделей взаимодействия с ребенком в условиях домашнего обучения, как изменится традиционный урок благодаря получению педагогами опыта интенсивного дистанционного обучения в начальной школе, какие дидактические и методические аспекты станут актуальными. Ключевые слова: дистанционное обучение, универсальные учебные действия, урок, начальная школа, взаимодействие | 1301 | |||||
536 | Представлены результаты исследования уровня развития познавательной мотивации и учебно-познавательного интереса младших подростков. Выявлены особенности мотивации учебной деятельности младших подростков, описаны условия обеспечения высокой активности учебно-познавательной деятельности. Авторы отмечают, что мотивация учебной деятельности выступает одним из главных факторов ее успешности и представляет собой многокомпонентное и разноуровневое образование. Мотивация учебной деятельности не формируется сама по себе, ее развитие предполагает длительную, совместную деятельность учащихся и учителя, а для этого в школах необходимо вести постоянную работу по повышению уровня познавательной мотивации к учебной деятельности, активизации учебно-познавательного интереса обучающихся на уроке. Показано, что применение на уроках предложенных универсальных педагогических приемов способствует повышению познавательной мотивации к учебной деятельности у школьников. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей по развитию познавательного интереса младших подростков и устойчивости учебных мотивов. Ключевые слова: учебная деятельность, мотивационная сфера, познавательная мотивация, учебные мотивы, учебно-познавательный интерес, подростки | 1300 | |||||
537 | Рассмотрены проблемы кризиса гуманитарного знания в высшем образовании. Этот кризис сопровождается усилением прагматических мотивов профессионального выбора, когда получение образования сводится к достижению материального благополучия или карьерному росту. Тревожной тенденцией является дегуманизация образования. В то же время перспективы развития высшего образования неотделимы от представлений о приоритетности гуманитарного знания в силу его фундаментальности. Авторами доказывается положение о том, что в высшее образование включены процессы создания культурных и духовно-нравственные ценностей. В исследовании выделено и обобщено несколько признаков, которым соответствуют современные методики преподавания в вузах; также выделены принципы, необходимые при отборе и структурировании содержания гуманитарного образования (принцип историзма и др.). Представлены показатели результативности освоения гуманитарного знания. Сделан вывод о том, что освоение гуманитарного знания предоставляет широкие возможности для всестороннего и продуктивного общения с окружающим миром и созидательной практической работы. Ключевые слова: высшее образование, гуманитарное знание, содержание образования, принципы освоения, методика преподавания, образовательная среда, студент, учебный диалог | 1298 | |||||
538 | В условиях увеличивающегося потока учебной информации существует противоречие между ее большим объемом и ограниченным временем на изучение. Соответственно, встает вопрос о структурировании учебной информации для лабораторных работ по неорганической химии на основе особенностей ее восприятия обучающимися. Исследование проводилось на основе определения эффективности разработанных инструкций к лабораторным работам по химии. Оно включало результаты анкетирования обучающихся, определение трудности восприятия ими инструкций в текстовой и структурированной формах, оценку затрат времени на подготовку, выполнение работ и оформление отчета к ним в экспериментальной и контрольной группах. Группы имели одинаковые условия работы и уровень подготовки, но их отличием было использование разных методических материалов. Приведены результаты входного и выходного контроля знаний обучающихся с целью выявления качества усвоения химической информации на лабораторных занятиях. Описаны особенности разработанных инструкций к лабораторным занятиям в вузе, включающие представление их в табличной форме, содержащей отдельные блоки, алгоритмизацию описания выполняемых действий в ходе эксперимента, выделение вопросов и заданий к опытам. Предложена конструкция предложений в алгоритме хода осуществления химического эксперимента. Приведен пример описания содержания опыта к лабораторной работе. Представлены результаты педагогического эксперимента, включающего в себя анализ оценивания трудности восприятия инструкций разных форм, затрат учебного времени на подготовку и проведение химических опытов в работе, тестирования обучающихся контрольной и экспериментальной групп. Проведено анкетирование учителей химии и биологии, результаты которого свидетельствуют об универсальности представленных материалов и возможности их применения в школьной практике преподавания естественно-научных предметов. Использование структурированных инструктивно-методических материалов при проведении лабораторных занятий по неорганической химии способствует экономии учебного времени для подготовки и осуществления опытов, на основе чего совершенствуется методика проведения лабораторных работ, что позволяет обучающимся более осознанно и качественно усвоить химическую информацию. Ключевые слова: лабораторные работы по химии, структурированность учебных материалов, эргономичность в обучении, трудность восприятия текста, учебнометодическое пособие, входной и выходной контроль | 1297 | |||||
539 | Рассматривается проблема становления образовательной самостоятельности обучающихся. Обосновывается необходимость создания условий для становления этого качества в учебном процессе вуза. Одним из них становится совместное проектирование организационно-деятельностной игры «Найди проблему и решение», в основе которой поиск и решение студентами проблемных ситуаций, представленных в фильмах. В ходе игры каждый обучающийся выполняет определенную роль – режиссера, сценариста, актера, что позволяет проявлять и формировать различные образовательные позиции. В результате совместной деятельности студенты развивают умения самоорганизовывать образовательную деятельность, выстраивать смысл собственных образовательных действий, проявлять инициативу, приобретают навыки взаимодействия с другими, и тем самым происходит становление их образовательной самостоятельности. Ключевые слова: образовательная самостоятельность, организационно-деятельностная игра, совместная деятельность, самоорганизация, обучающиеся | 1296 | |||||
540 | Рассматривается проблема моделирования урока словесности в аспекте реализации культурологического подхода в школьном образовании. Среди основных задач конструирования занятия в анализируемом аспекте выделены создание познавательной мотивации школьников, формирование у учащихся читательской компетенции, выстраивание их диалога с автором художественного произведения, построение индивидуальной траектории движения к «человеку культуры», развитие духовно-нравственных и эстетических вкусов, взглядов, потребностей человека через интеграцию дисциплин и технологий. Когнитивный компонент культуроведческого контекста представлен через интеграцию литературы и живописи, музыки, архитектуры, искусства театра и кино. Ключевые слова: культурологический подход, культурологическая компетенция, когнитивный аспект, модель урока, междисциплинарная интеграция | 1295 | |||||
541 | Рассматривается вопрос об актуальности педагогического наследия святителя Феофана Затворника в условиях современного образования. Автором предпринята попытка соотнести основные критерии педагогической системы святителя с целями и задачами образования и воспитания. В результате анализа акцентов воспитательного процесса, расставленных святителем в ходе своей теоретической и практической педагогической деятельности, доказывается возможность опоры на данный опыт в условиях современности. Многочисленные тематические исследования наследия святителя Феофана подтверждают интерес современной педагогики к его концепции. Ключевые слова: педагогика, воспитание, процесс, духовно-нравственное развитие, образование, культура, православие | 1295 | |||||
542 | Раскрываются некоторые особенности формирования межнациональных отношений в условиях поликультурного пространства высшего учебного заведения. Проанализированы современные научные подходы к проблеме межнациональных и межэтнических отношений в обществе и суть процесса формирования межнациональной культуры студентов. Определены основные понятия содержательных аспектов межнациональных отношений: толерантность, межнациональная культура, коммуникативная компетентность, духовно-нравственная культура. В результате анализа было выяснено, что формирование межнациональных отношений является сложным, многоаспектным процессом, который охватывает все стороны жизнедеятельности человека. Вследствие обобщения результатов исследования были выделены и охарактеризованы уровни межнациональной культуры личности как основного компонента формирования межнациональных отношений студентов в условиях поликультурного пространства высшего учебного заведения. Предложены практические формы и методы формирования межнациональных отношений в условиях поликультурного пространства вуза. Ключевые слова: межнациональные отношения, межнациональная культура, высшее учебное заведение, поликультурное пространство, коммуникативная компетентность, толерантность, духовно-нравственная культура, эстетика межличностных отношений | 1294 | |||||
543 | Представлены на основе теоретического анализа феномена мотивационного пространства его содержание, ведущие технологии формирования. Выявлена специфика современных моделей организации образовательного процесса средствами смешанного обучения. Актуализируется необходимость смешанного обучения в подготовке студентов педагогических вузов. Обоснована актуальность проблемы оптимизации применения дистанционного и смешанного обучения студентов вузов. Дана характеристика смешанного обучения, проанализированы теоретические и эмпирические исследования в области дистанционного и смешанного обучения, выявлены и обозначены их положительные аспекты. Мотивационный компонент позволяет определить перспективу программы интеграции различных форм в обучении студентов, в том числе иностранных и с ограниченными возможностями здоровья. Научно обоснованы ключевые мотивационные особенности студентов и преподавателей высшей школы на современном этапе реализации различных форм обучения. Цель исследования – проанализировать специфику мотивационного пространства через средства смешанного обучения. Продемонстрированы потенциальные ресурсы данной формы получения информации и определены тенденции самодетерминации студентов и преподавателей в профессиональной деятельности через средства смешанного обучения. Ключевые слова: мотивация, мотивированное пространство, профессиональные компетенции, средства смешанного обучения, электронная коммуникация | 1294 | |||||
544 | Рассматривается вопрос о значимости кросс-культурной компетентности субъектов образовательной среды. Анализируются социокультурные и языковые барьеры, возникающие в условиях кросс-культурной ситуации, определяются затруднения, которые испытывают коммуниканты, и уровень их готовности к коммуникативному взаимодействию. Отмечается, что кросс-культурная ситуация возникает не только в общении представителей разных национальностей, но и при общении педагогов с детьми мигрантов, обучающимися различных вероисповеданий, детьми с особыми образовательными потребностями. Представляются результаты анкетирования студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» на предмет их готовности к коммуникативному взаимодействию в условиях кросс-культурной ситуации. В университете обучаются студенты марийской, русской, татарской, чувашской, грузинской, армянской, чеченской, удмуртской, башкирской и других национальностей, а также иностранные студенты из Индии, Таджикистана, Туркменистана, Египта, Венгрии, Финляндии и др. Все они исповедуют разную религию (христианство, ислам, буддизм, индуизм, язычество и т. д.), ориентируются на свои правила коммуникации, придерживаются своих ценностных установок. Результаты исследования показывают, что иностранные студенты в качестве основного затруднения называют прежде всего языковой барьер, испытываемый ими при приезде для обучения в другую страну. Отмечаются социокультурные различия, которые также затрудняют коммуникативное взаимодействие. Даются количественные и качественные показатели высокого, среднего и низкого уровней готовности к коммуникативному взаимодействию в условиях кросс-культурной ситуации. Ключевые слова: образовательный процесс, кросс-культурная ситуация, педагог, обучающийся, коммуникация, взаимодействие, этническая группа, иностранные студенты | 1293 | |||||
545 | Рассматривается состояние современного предшкольного образования в России и Монголии. Указано, что в обеих странах предшкольное образование детей – полноправное и полноценное звено государственной системы общего образования. Отмечается важность понимания современных задач дошкольного детства не с позиции подготовки пяти-, шестилетних детей к систематическому обучению именно в школе, а с точки зрения формирования жизнеспособной личности и самоценности дошкольного возраста. Сделан вывод о том, что система предшкольного образования в дошкольных учреждениях Монголии находится на этапе развития, в то время как в России имеется достаточный опыт для распространения и обогащения образовательной системы в целом. Ключевые слова: дошкольное детство, предшкольное образование, подготовка к школе, дошкольные учреждения Монголии, российская система образования | 1293 | |||||
546 | Характеризуется открытое образовательное портфолио ученика начальной школы как форма комплексной оценки образовательных результатов. Автор описывает опыт разработки и реализации образовательного портфолио (его разделов, страниц), а также технологию проведения учебного занятия «Час портфолио», на котором дети могут по собственной инициативе создавать новые страницы в портфолио. Самостоятельная инициативная деятельность учащихся при работе с портфолио представлена на примере тем «Знакомьтесь, это я!», «Учимся общаться». Приведены рекомендации педагогам для работы с детским открытым образовательным портфолио. Ключевые слова: портфолио, портфель достижений, открытоcть, самооценка, «Час портфолио» | 1292 | |||||
547 | Рассматривается вопрос организации самостоятельной работы будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях системы МВД. Самостоятельная работа определяется как одно из эффективных средств развития мышления и интеллектуальной сферы деятельности. Данный вид работы позволяет научить курсантов и слушателей осмысленно работать с учебным материалом и научной информацией. Готовность понимается авторами как общее психофизиологическое состояние, которое обеспечивает актуализацию потенциальных возможностей личности и выражается в установке самостоятельно выполнять поставленные учебные и профессиональные задачи. Обозначены психолого-педагогические технологии, позволяющие формировать готовность обучающихся к самостоятельной подготовке: определение перспектив саморазвития обучающегося, составление индивидуального плана развития и обучения (преподаватель в данном случае выступает в роли тьютора), метод проектов, организация вебинаров или каких-либо других форм активного взаимодействия для разъяснения методов работы с научными исследованиями, интернет-ресурсами, учебными пособиями. В процессе формирования умения работать с учебным текстом возникает ситуация саморазвития будущего специалиста, когда он совершенно произвольно реализует позиции автора и читателя (зрителя). Реализация указанных позиций позволяет актуализировать репрезентативные способности обучающихся. Ключевые слова: готовность, формирование готовности, самостоятельная подготовка, самоформирование, профессиональное обучение, метод проектов | 1292 | |||||
548 | Проведен опрос преподавателей (130 человек) различных направлений подготовки для выявления сложившихся установок и суждений о реализации и перспективах развития различных форматов высшего образования в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки и меняющихся социально-экономических условий. Авторами предпринята попытка анализа факторов, определивших результаты проведенного опроса, и рассмотрения проблемы создания условий, способных обеспечить оптимальную реализацию различных форматов в современном вузе. Описан успешный опыт сотрудников вуза в ряде проектов в сфере развития цифровой образовательной среды международного и всероссийского уровня. Выявлена более низкая оценка преподавателями результатов учебной деятельности в онлайн-формате в сравнении с очным и смешанным форматом. Опрос показал оптимистическую позицию преподавательского сообщества в отношении перспектив развития смешанного формата. Смешанный и очный формат получили преференции большинства респондентов независимо от стажа работы в вузе. Вопросы об уровне онлайн-образования, эффективных инструментах оценки его качества, мерах поощрения работы в онлайн-формате оказались самыми «чувствительными», что отразилось в массовом выборе неопределенного ответа на вышеперечисленные вопросы. Ключевые слова: высшее образование, образовательный формат, онлайн-обучение, смешанное обучение, оценка результатов учебной деятельности преподавателем, COVID-19 | 1292 | |||||
549 | Рассматриваются проблемы, возникающие при использовании формирующего оценивания в средних учебных заведениях, и предлагается их решение. Формирующее оценивание способно решить задачи, стоящие перед системой оценивания, акцентирующей внимание на качестве процесса учебных достижений обучающихся и приобретения умений для «образования на протяжении всей жизни». Формирующее оценивание внедряется медленно и неэффективно на протяжении десятилетия. Выявление и анализ причин трудностей реализации и поиск путей их преодоления являются целью данной работы и обуславливают актуальность темы. Использованные теоретические и практические методы исследования показали большое количество проблем, ряд которых обозначен участвовавшими в исследовании преподавателями. Все упомянутые проблемы разделены на три уровня в зависимости от возможностей их преодоления. Педагоги решают проблемы на первом уровне – уровне «аудитории», но без поддержки на уровнях «школы» и «вне школы» осуществление формирующего оценивания невозможно или носит дискретный и фрагментарный характер. Разработаны ознакомительные семинары-практикумы на «рабочем месте», которые являются первым шагом в программе реализации формирующего оценивания в образовательном процессе, и предлагается их проведение. Семинар разделен на теоретическую и практическую части, вопросы для обсуждения и длительность проведения варьируются в зависимости от аудитории. По окончании семинаров-практикумов педагоги получают первоначальные необходимые знания для начала осуществления практической деятельности по формирующему оцениванию. Подчеркивается необходимость введения разделов (или их расширения) по данному виду оценивания в курсы повышения квалификации и программы дисциплины методики преподавания для выстраивания системы подготовки педагогов, владеющих новой философией оценивания. Ключевые слова: формирующее оценивание, трудности реализации, уровни решения проблем, подготовка педагогов, семинар-практикум | 1290 | |||||
550 | В статье отмечена значимость института кураторства в технических вузах в развитии профессиональных и универсальных компетенций, личностного роста, самореализации, а также адаптации студентов; выделены существующие проблемы в реализации кураторской деятельности. Определено, что кураторская деятельность в техническом университете нуждается в организационно-методическом сопровождении на уровнях целей, содержания, организации и деятельности для повышения эффективности деятельности кураторов академических групп. Проведена опытно-экспериментальная работа по реализации разработанной системы организационно-методического сопровождения деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете. Представленные итоги проведенной работы подтверждают результативность разработанной системы, реализация которой позволяет повысить эффективность кураторской деятельности. Ключевые слова: деятельность кураторов, куратор академической группы, сопровождение деятельности кураторов, организационно-методическое сопровождение, технический университет | 1290 |