№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
701 | Преподавание математики, начиная с начальной школы, должно отражать общемировые тенденции развития математической и педагогической научной мысли и представлять собой проекцию математической науки на школьное обучение. Авторы разрабатывают направления обучения математике в 1-м классе на основании Федерального государственного образовательного стандарта с учетом разбиений на элементы знаний. На основании этого описывается структура и формирование содержания разрабатываемого учебника по главам. Теоретическая часть должна позволять учащимся получать ответы на контрольные вопросы, помогать решать одновариантные и многовариантные тесты, задачи и упражнения. Определяемые авторами концептуальные направления обучения математике в 1-м классе обеспечивают формирование фундамента вертикали математического образования в 11-х классах общеобразовательной школы. Ключевые слова: начальное общее образование, преподавание, математика, элемент знаний | 976 | |||||
702 | Самоактуализация индивидуального потенциала есть условие эффективного достижения педагогом целей развивающейся системы образования. Однозначные представления о сущности потенциала в науке еще не сложились, в большинстве исследований недостаточно учитываются требования деятельности к личности педагога. Отсюда цель работы – выявление сущности индивидуально-личностного потенциала педагога как предмета его самоактуализации в профессиональной деятельности с учетом специфики последней. В результате анализа выявляются сущность и структура индивидуального потенциала. Делается вывод, что потенциал педагога есть индивидуально сложившийся комплекс разнородных профессионально значимых свойств личности, которые находятся на различных качественных уровнях актуализированности. Значимость работы связана с обоснованием потенциала единством личностной и деятельностной составляющих. Результаты могут послужить основой разработки технологического аспекта теории самоактуализации. Ключевые слова: самоактуализация, актуальное и потенциальное, педагог, профессиональная деятельность, педагогическая культура, личность индивидуальность, педагогические ценности | 975 | |||||
703 | Быстрое изменение социально-экономических условий в определенной степени влияет на взаимодействие субъектов образовательной системы в воспитании детей и молодежи, которое проявляется в усложнении ответственности в принятии педагогических решений, вызванной усилением взаимосвязи тех, кто участвует в этом воспитании. Проблема усугубляется тем, что в Кыргызской Республике вопросы взаимодействия школы, семьи и общества изучены недостаточно. Исходя из вышесказанного, определено содержание взаимодействия школы, семьи и общества и выявлены дальнейшие пути реализации рассматриваемого аспекта в подготовке педагогических кадров. Для изучения состояния теории и практики взаимодействия между школой, семьей и обществом в условиях современной социально-экономической и социокультурной ситуации использовались такие методы, как теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, беседа, изучение документации и опыта образовательных организаций Кыргызской Республики, математические методы. В исследовании участвовал 231 студент (Кыргызский национальный университет (КНУ) им. Ж. Баласагына и Кыргызско-Российской академии образования (КРАО)). Из них 114 студентов 1–4-х курсов контрольной группы (КРАО) и 117 студентов 1–4-х курсов экспериментальной группы (КНУ). Для эффективного осуществления взаимосвязи семейного и общественного воспитания предлагаются спецкурс и специальная система подготовки студентов педагогических специальностей вузов. Полученные результаты показывают, что проблема взаимодействия школы, семьи и общества на сегодняшний день остается одним из важных аспектов деятельности вузов, так как она связана с оказанием помощи будущему учителю в руководстве совместной деятельностью школы, семьи и общества с целью объединения усилий сотрудничества субъектов воспитания. Ключевые слова: студенты, подготовка будущих педагогов, семья, школа, общество, социальное партнерство, взаимодействие семейного и общественного воспитания | 974 | |||||
704 | Приводится описание и анализ соотношения различных форм социальной активности и ненормативного поведения молодежи в реальной и виртуальной среде. Выборка составила 160 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. Применение коэффициента корреляции Пирсона в контексте обработки полученных показателей позволило выявить статистически значимые взаимосвязи между различными формами социальной активности молодежи и ненормативного поведения в реальной и виртуальной среде. Делается вывод о том, что ненормативное поведение у молодежи взаимосвязано с различными формами социальной активности. Просоциальная активность нивелирует отклоняющуюся как в реальной, так и виртуальной среде. Совершение девиаций в виртуальной среде посредством интернет-сетевой и досуговой форм социальной активности может быть обусловлено специфическими особенностями коммуникации в киберпространстве. Полученные результаты можно использовать в аспекте профилактической, коррекционной работы с молодежью в условиях консультативных центров, образовательных организаций. Настоящее исследование расширяет фокус имеющихся представлений в контексте изучаемой проблематики в рамках соотношения двух социально-психологических феноменов – ненормативного (девиантного) поведения и социальной активности личности. Ключевые слова: деятельность, социальная активность, взаимосвязь, виртуальная среда, девиации | 974 | |||||
705 | Обобщен и проанализирован опыт построения сюжетной композиции монтажного типа в детской художественной школе, реализованный путем адаптации методических разработок профессора Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) С. П. Лазарева по живописно-графической композиции. Устойчивые законы композиции носят всеобщий характер, а композиционные правила и приемы, с помощью которых строится композиция, можно отнести к менее устойчивым категориям. Создание станковой композиции – это прежде всего построение единого по содержанию художественного произведения, основная идея которого читается четко и убедительно. Преподавание композиции в детской художественной школе имеет некоторое противоречие: с одной стороны, требования к качеству подготовки обучающихся постоянно растут, с другой – подходы в обучении построения станковой сюжетной композиции остаются прежними, представляя собой, как правило, линейную схему развития сюжетного повествования. Событие изображается в системе линейной перспективы и не дает возможности в полной мере использовать потенциал фантазии обучающихся. В настоящее время особую актуальность приобретают методики преподавания станковой композиции, создающие условия для развития творческого мышления обучающихся. Есть множество подходов к созданию сюжетной станковой композиции, изученных, описанных и применяемых художниками: например, монтаж успешно используется в обучении студентов профильных вузов (в том числе ТГПУ). Проблема заключается в том, что нет методики обучения учеников художественных школ станковой сюжетной композиции с использованием монтажного метода. Ключевые слова: линейная схема построения композиции, монтажная схема построения композиции, коллаж, монтаж, станковая сюжетная композиция монтажного типа | 973 | |||||
706 | Ставится проблема коррекции девиантного поведения детей и подростков, вызванного неразвитостью их определенных социальных и индивидуально-личностных свойств, в частности социально-коммуникативных качеств, ценностных ориентаций, способности осваивать социальные роли в процессе взаимодействия. Показано, что такие дети проявляют агрессивность, неискренность, нетерпимость, замкнутость, повышенную обидчивость, нежелание учиться и трудиться. Обосновано, что наличие вредных привычек, отсутствие интереса к знаниям, учебной деятельности, снижение мотивации на достижение успеха ведут к негативному изменению направленности интересов. Обозначается необходимость принятия комплекса правовых, социально-психологических, коррекционно-педагогических мер, требующих особого педагогического подхода к организованным формам досуговой деятельности детей, формированию позитивно и социально ориентированной личности, соответствующих интересов, потребностей, способствующих снижению факторов социального риска. В качестве ресурса успешной социализации детей рассматривается внеурочная деятельность в образовательной организации. Представлена организационно-педагогическая профилактическая модель формирования позитивно и социально ориентированной личности подростка с девиантным поведением посредством внеурочной деятельности, включающая целевой, теоретико-методологический, организационно-процессуальный, содержательный и оценочно-диагностический блоки. Раскрыты содержательные аспекты внеурочной деятельности как важного направления социализации, среды формирования ответственного, социально приемлемого поведения. Определены основные принципы, социально-педагогический, аксиологический, личностно-деятельностный подходы, обеспечивающие реализацию организационно-педагогической модели формирования позитивно и социально ориентированной личности подростка с девиантным поведением. Ключевые слова: организационно-педагогическая модель, девиантное поведение, социализация, внеурочная деятельность, профилактическая работа | 970 | |||||
707 | Рассмотрен вопрос оценки уровня профессионализма и компетенций педагога, а также понятия «профессионализм педагога», «компетенции педагога», «технологии оценки». Представлен обзор технологий оценки профессионализма педагога, обозначены их достоинства и недостатки. Сделан вывод о перспективности необходимости оценивать работу педагога через анализ результатов учеников. Описаны этапы реализации технологии оценки компетенций педагогов через анализ результатов единого государственного экзамена с применением кластерного анализа. Приведены результаты реализации технологии на примере результатов общеобразовательных организаций Томской области по предметам «Русский язык» и «Профильная математика» (с 2015 по 2019 г.). Ключевые слова: технология оценки, компетенции педагога, оценка профессионализма, результаты учеников | 970 | |||||
708 | Актуализируется проблема поиска новых методологических подходов, концепций, технологий для профессионального становления специалистов, являющаяся одной из важных задач системы высшего профессионального образования. Обращено внимание на необходимость привлечения студентов к участию в предметных олимпиадах как ресурсу профессионализации будущих педагогов. Рассмотрены особенности наставнической деятельности в процессе олимпиадного движения. В соответствии с первой особенностью наставник должен способствовать максимальному раскрытию индивидуальных дарований каждого участника. Вторая особенность связана с тем, что и для самого педагога наставничество является продуктивным способом повышения уровня собственных компетенций, поскольку разнообразные олимпиадные задания требуют высокой квалификации руководителя команды. Сделан акцент, что квалифицированность руководителя-наставника связана не только с эрудицией – знанием конкретных предметов, но и в большей мере соотносится с его ориентацией на общечеловеческие, общекультурные ценности. Данная ориентация указывает на необходимость соответствия определенным профессиональным требованиям и обладания качествами, имеющими общечеловеческие ценности. Отмечены качества наставника, выделенные как приоритетные по результатам опроса студентов – участников олимпиады. Третья особенность наставничества в олимпиадном движении рассмотрена с позиции связанных между собой интересов как минимум трех субъектов взаимодействия: педагога-наставника, студентов и образовательного учреждения. Указаны особенности взаимоотношений этих субъектов в олимпиадном движении. Учет особенностей организации наставнической деятельности при проведении предметных олимпиад позволяет говорить об успешном сопровождении профессионального развития будущих специалистов. Правильно организованная наставническая деятельность задает векторное направление, ориентированное на оказание помощи будущим педагогам в приобретении профессионально значимых качеств уже в студенческие годы. Ключевые слова: предметные олимпиады, наставник, наставническая деятельность, сопровождение, профессиональное развитие студентов | 969 | |||||
709 | Рассмотрена актуальная проблема адаптации маршрута обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями лица, находящегося в условиях инклюзивного учебно-воспитательного континуума. Проанализированы зарубежные концепции возможной адаптации образовательного маршрута для нетипичных лиц: комбинаторно-сигнификационная трактовка создания индивидуальной образовательной траектории и теория адаптивного эмфатического дискурса как компонента целостного образовательного маршрута. Охарактеризована роль адекватных транслятивных техник передачи информации между всеми участниками инклюзивного обучения в вузе при формировании ими механизма сигнификации, предполагающего создание инновационной культуры принятия любых форм нетипичности. Раскрыто значение позитивной эмфатизации как ключевого условия для достижения нетипичным обучающимся положительных академических результатов и становления устойчивой траектории его социализации. Дано авторское понимание термина «нетипичность». Представлен рекомендательный перечень техник адаптации образовательного маршрута с точки зрения междисциплинарного подхода и выделения функциональной роли специалиста по социальной работе в данном процессе. Определены ключевые функции специалиста по социальной работе в ходе построения положительного эмотивного дискурса как ключевого элемента адаптации образовательного маршрута. Ключевые слова: образовательный маршрут, лицо с особыми образовательными потребностями, нетипичность, нетипичный обучающийся, адаптация образовательного маршрута, техники адаптации, инклюзивное образование | 969 | |||||
710 | . | 968 | |||||
711 | Рассматривается современное состояние исследований психологических особенностей у представителей инженерных профессий. Выполнен обзор эмпирических исследований за последние 12 лет, посвященных изучению психологических характеристик профессионалов различных инженерных специальностей и студентов, обучающихся на соответствующих направлениях подготовки. Проведен анализ особенностей организации исследований, предмета исследований и применявшихся методов, на основании этого выделены четыре основных направления исследований: определение факторов, влияющих на параметры профессиональной деятельности; оценка степени выраженности отдельных личностных особенностей; определение особенностей формирования профессионально важных качеств инженера; анализ представлений студентов о требующихся инженерам личностных качествах. Указывается, что преобладают исследования, в которых используется метод экспертной оценки, при этом подробных характеристик оцениваемых качеств нет, а организация исследований не позволяет выявить специфические только для инженеров психологические особенности. Описаны когнитивные, индивидуально-типологические и личностные качества инженеров, выделявшиеся в исследованиях разных лет. Чаще всего к личностным качествам инженеров относят: волевые качества (сдержанность, самоконтроль, упорство и т. п.), качества, в которых проявляется отношение к труду: ответственность, педантичность, добросовестность и т. п. В исследованиях последних лет предметом оценивания становятся лидерские качества, уверенность в себе, смелость, решительность, самостоятельность, профессиональная мобильность, общая культура, духовные потребности, потребность в самообразовании и готовность к нему, стрессоустойчивость. Подчеркивается необходимость формирования социальных качеств личности инженера, развития волевых черт: процессов планирования, моделирования, контроля, оценки собственной активности. Сделан вывод о необходимости организации профессиографических и сравнительных исследований для выделения личностных особенностей современного инженера. Ключевые слова: профессионально важные качества инженеров, когнитивные особенности инженеров, свойства личности инженеров, организация исследования, методы исследования | 968 | |||||
712 | Рассматривается процесс развития отечественной теории управления образованием второй половины ХХ в. Показаны социально-политические предпосылки формирования управленческих идей в образовании. Обозначена зависимость развития отечественной теории управления образованием от задач, поставленных властью перед образованием как социальным институтом. Представлена авторская периодизация развития отечественной теории управления образованием второй половины ХХ в. Четыре выделенных периода описаны с учетом факторов детерминации развития теории управления образованием второй половины ХХ в. В рамках первого периода (1950-е – начало 1960-х гг.) ведущую роль сыграли социально-экономические факторы, определившие курс на повсеместную политехнизацию, что поставило новые управленческие и методические задачи перед образовательными системами разного уровня. Второй период (1964–1985 гг.) отличают концептуальные факторы, оказавшие влияние на трансформацию идейного поля управления образованием. Третий период (1985–1991 гг.) характеризуется повышением влияния социокультурных факторов, обусловленных изменениями эпохи перестройки. Четвертый период (с 1990-х гг. – конец ХХ в.) отражает расширение методологического поля отечественной теории управления образованием, детерминированное междисциплинарными связями управленческой науки. Ключевые слова: система образования, теория управления образованием, факторы развития теории управления образованием | 967 | |||||
713 | Рассматривается психолого-педагогическая проблема возможности электронного контроля – мониторинга динамики развития когнитивных способностей обучающихся. При этом когнитивные способности человека, с психологической точки зрения, понимаются как целостное системное образование. Когнитивная сфера личности, по мнению авторов, не сводится к интеллекту, а является его фундаментальной составляющей, равно как и когнитивные способности, обладая своими специфическими функциями, образуют единую систему, наделенную индивидуально-психологическими особенностями. Такова методологическая позиция авторов исследования. Особенное внимание обращается на понятийный аппарат излагаемого текста. Подчеркивается, что междисциплинарный подход к исследованию может провоцировать терминологическую неточность, в связи с этим обращается пристальное внимание на категориальный аппарат, правильную интерпретацию терминов, обеспечивающих смысловую основу междисциплинарного исследования. Обосновывается необходимость разработки комплексной компьютерной программы. Отмечается, что комплексная компьютерная программа способна обеспечить электронный мониторинг и коррекцию значений интегральных психологических показателей сформированности когнитивных функциональных связей в психологической структуре когнитивной сферы личности обучающегося в режиме текущего времени. Ключевые слова: электронный мониторинг, когнитивная сфера, структура, личность, программное обеспечение | 966 | |||||
714 | Актуализируется необходимость подготовки педагогов к формированию и оценке функциональной грамотности, в которой выделяется такое направление, как креативное мышление. Утверждается мнение о значимости развития креативного мышления у педагогов. Проводится обзор методов развития креативности у взрослых обучающихся и предлагается использовать возможности обмена знаниями. Ставится цель: описать применение метода обмена знаниями в развитии креативного мышления у педагогов. Выделено пять содержательных линий развития креативного мышления у педагогов на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки: а) актуализация проблемы развития креативного мышления педагогов в соответствии с требованиями государственной образовательной политики; б) содействие в исследовании креативного потенциала педагогических работников; в) анализ психолого-педагогических условий развития креативности личности; г) обсуждение возможностей цифровых образовательных платформ для определения действенных средств развития креативного мышления; д) проведение групповой рефлексии существующих средств развития креативного мышления и способов обмена знаниями между педагогами. Описывается опыт их реализации в учреждении дополнительного профессионального образования педагогов. Приведены подтверждающие результаты эффективности реализации данных содержательных линий. Теоретическая ценность исследования выражена в обогащении андрагогического подхода методом обмена знаниями. Практическая значимость статьи заключается в возможности внедрения данных направлений по развитию креативного мышления педагогов в учреждения дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: метод обмена знаниями, развитие креативного мышления, педагоги, общеобразовательные организации, курсы повышения квалификации, функциональная грамотность, цифровые ресурсы | 966 | |||||
715 | Рассматривается необходимость изучения роли имиджа, влияющего на процесс подготовки студентов – будущих педагогов-хореографов в образовательном процессе на примере вуза культуры и искусств. Профессиональный имидж – важная компетенция каждого педагога-хореографа и востребованное профессиональное качество, непосредственно повышающее эффективность педагогической деятельности. Проблемой выступает соответствие имиджа педагога и качества образования, которое он транслирует обучающимся. Именно имидж педагога оказывает непосредственное влияние на педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, регулирует нормы дозволенности в процессе обучения и определяет в целом степень вовлеченности обучающегося в педагогический процесс. Приведены результаты исследования отношения к имиджу преподавателей хореографических дисциплин, осуществляющих подготовку студентов – будущих педагогов-хореографов. Представлены результаты исследования оценки имиджа преподавателей студентами – будущими педагогами-хореографами. Предложена идея изучения роли имиджа в рамках освоения содержания учебной дисциплины «Психология и педагогика хореографического искусства (Педагогика)». Ключевые слова: имидж, индивидуальный имидж, профессиональный имидж, структура имиджа, компетенция, педагог-хореограф | 964 | |||||
716 | В статье анализируется роль цифровых технологий в современных условиях управления образовательным процессом через призму опыта стран Европы и Азии. Метод сравнительного анализа и синтеза, положенный в основу исследования, проведенного в настоящей статье, позволил выявить актуальные практики и роль использования цифровых технологий в управленческом процессе в сфере образования в ведущих зарубежных странах, которые могут быть использованы для создания единого образовательного пространства в России и странах СНГ. За основу исследования взяты труды Я. де Грофа, С. В. Янкевича, М. К. Шуваловой, Б. Понта, Д. Нуше, Х. Мурман, Л. И. Писаревой, Е. С. Кананыкиной, П. М. Кукарчука, Н. О. Бесшапошникова, А. Г. Леоновой, В. С. Коноплевой, А. О. Пелегрина и С. В. Бронфмана. Показано, что успешный опыт и практика ведущих стран Европы и Азии в области использования цифровых технологий в процессах управления образованием могут быть также имплементированы и в российском образовательном пространстве. Обосновывается, что цифровизация образования является одной из наиболее актуальных тенденций современности. Помимо того что уровень развития технологий в настоящее время позволяет осуществлять образовательный процесс эффективно и качественно, применение цифровых технологий стало жизненно необходимым фактором продолжения образовательной деятельности в эпоху COVID-19 и происходящих трансформаций международной обстановки. Ключевые слова: цифровые технологии, управление образованием, зарубежные страны, технология системы Learning Management System, цифровизация | 964 | |||||
717 | Рассматриваются вопросы реализации проектов в методической подготовке будущих учителей начальных классов. Подчеркивается важность освоения студентами технологии создания проекта и работы над ним. Представлены результаты исследования (онлайн-опрос студентов и анализ программ дисциплин), которые позволили выделить в качестве наиболее часто реализуемых проектов учебные проекты. Обращено внимание на исследовательский проект как один из способов формирования методических знаний. Отмечается особая значимость образовательного проекта, который отличается самостоятельностью, инициативностью студентов, их совместной деятельностью. В качестве примера образовательного проекта рассматривается проект «Дневник чтения на лето», который был инициирован, разработан и апробирован студентами вместе с учениками начальной школы. Ключевые слова: проекты, методическая подготовка, будущие учителя начальных классов | 963 | |||||
718 | Обосновывается необходимость использования возможностей вузовской подготовки для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения с целью создания качественного кадрового потенциала для осуществления модернизации технологических процессов, продвижения и внедрения новых перспективных технологий и обеспечения кастомизации услуг в процессе перехода на модель цифровой экономики будущего России. Выявлена роль образовательных организаций в процессе реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС 3++ к качеству подготовки квалифицированных кадров в соответствии с требованиями работодателей, выраженных в профессиональных стандартах. Рассмотрено содержание представленных в основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», направленность (профиль): Декоративно-прикладное искусство и дизайн обязательных профессиональных компетенций, сформированных на основе профессиональных стандартов, анализа требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, консультаций с ведущими работодателями. Установлены индикаторы достижения обязательных профессиональных компетенций выпускников, рассмотрены возможности их достижения на примерах педагогического взаимодействия с целью организации учебно-исследовательской работы студентов, обучающихся на факультете технологии и предпринимательства по указанному направлению подготовки. Целесообразность подготовки педагогов профессионального обучения для формирующихся сервисных кластеров в экономике Томской области подтверждается с учетом прогностических потребностей в условиях постиндустриальных трансформаций. Ключевые слова: профессиональные компетенции будущего педагога профессионального обучения, индикаторы достижения профессиональных компетенций, дизайн, сервисные кластеры | 963 | |||||
719 | Актуализируется необходимость повышения личностной успешности школьников. Обосновывается значимость формирования личностных образовательных результатов у подростков в процессе обучения. Дается определение «Я-концепции» и выделяется целесообразность формирования положительного образа Я у подростков. Ставится цель – описать эффективность психолого-педагогических условий формирования положительной «Я-концепции» школьников на примере опыта реализации научно-прикладного проекта. Дается характеристика трех психолого-педагогических условий. Они предполагают разработку курсов внеурочной дельности, включение школьников в кадетское движение и содействие педагогам в развитии готовности формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся основной школы. Описывается опыт общеобразовательной организации, реализующей данные условия. Приведены результаты первичной и повторной диагностики сформированности личностных образовательных результатов у обучающихся подросткового возраста. Исходя из выявленной динамики развития школьников, делается вывод об эффективности выдвинутых психолого-педагогических условий. Теоретическая ценность исследования выражена в обогащении научных исследований предложенными психолого-педагогическими условиями. Практическая значимость статьи заключается в возможности внедрения данных условий в практику большинства общеобразовательных организаций Российской Федерации. Ключевые слова: психолого-педагогические условия, положительная «Я-концепция», общеобразовательная организация, курсы внеурочной деятельности, кадетское движение, обучение педагогов | 963 | |||||
720 | Представлено исследование, реализующее коммуникативный подход к диагностике и коррекции коммуникативно-речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями. Приведены результаты теоретико-экспериментального изучения коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи, свидетельствующие о бедности мотивационных побуждений детей в общении с партнером, низком уровне развития вербальных средств общения и неспособности к диалогическому общению. Предложена система коррекционно-развивающих интегрированных занятий с использованием логопсихологического тренинга и кейс-технологии. Обозначена важность использования работы в диадах при организации диалогического общения старших дошкольников. Эффективность реализованной логопсихологической программы подтверждают представленные в статье результаты контрольного среза. Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, коммуникативно-речевые нарушения, коммуникативный подход в логопедии, вербальное взаимодействие, взаимодействие в диадах, интегративные занятия, логопсихологический тренинг, кейс-технологии | 963 | |||||
721 | Анализируется проблема разработки, характеристики и реализации важного условия организации образовательного процесса в университете с применением технологий дистанционного обучения, связанного с созданием в университете качественной цифровой образовательной среды, развития технической инфраструктуры и повышения квалификации вузовских преподавателей с целью эффективного использования ими технологий дистанционного обучения в процессах цифровой трансформации высшей школы. Причем такое условие анализируется не только с позиции повышения эффективности организации исследуемого процесса, но и с позиции обеспечения деятельности вуза, отвечающей требованиям мировых стандартов, что чрезвычайно важно в формате реализуемой государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 гг. Приводятся данные опроса студентов и преподавателей университета, освещающие результаты измерения уровня эффективности реализации проверяемого условия организации образовательного процесса в университете с применением технологий дистанционного обучения. Ключевые слова: высшее образование, образовательный процесс, технологии дистанционного обучения, организация учебной работы | 962 | |||||
722 | В современных условиях процесс подготовки педагогов для системы профессионального образования нуждается в новых концептуальных подходах с учетом реального состояния и перспектив развития экономики отрасли и образования на основе мировых требований. Нормативной базой реализации образовательных программ выступает сопряженность образовательных и профессиональных стандартов. Конструкция модульных образовательных программ по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» строится на принципах модульности, вариативности, непрерывности и преемственности профессионального и высшего образования. Содержание каждого модуля отражает компетентностно-деятельностный подход и включает практико-ориентированную теорию с практикумом-тренингом в модельно-лабораторных условиях или пробы в реальной учебной среде профессиональных образовательных организаций и практику (стажировку) на рабочем месте, в том числе на высокотехнологичных предприятиях отрасли. Независимая экспертная оценка профессионально-педагогической и квалификационной компетентностей является допуском к профессии и завершается государственным демонстрационным и (или) квалификационным экзаменом и защитой выпускной квалификационной работы, выполненной по заказу работодателя. Как показала практика совместной деятельности в рамках кластерных образований, интеграция ресурсов научного, образовательного и производственного потенциала вуза, сети ПОО и ведущих предприятий отрасли способствует повышению качества подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих набором компетенций как в профессионально-педагогических, так и профессионально-квалификационных видах деятельности. Реализация образовательных программ в рамках образовательных кластеров позволяет решить острую проблему кадрового голода, в том числе нехватку педагогических кадров, готовых обучать рабочих и специалистов для приоритетных отраслей региона. Ключевые слова: образовательная программа, профессиональное образование, профессиональное обучение (по отраслям), триальность обучения, профессиональный стандарт, социально-экономическое развитие региона, мировые тренды (индустрия 4.0), модульно-компетентностный подход, независимая экспертная оценка | 961 | |||||
723 | Принятая в нашей стране стратегия национального технологического развития (СНТР) оказала влияние на все ступени образования. Ориентация на подготовку кадров для цифровой экономики привела к открытию новых специальностей в университетах, что сказалось на работе ключевых структурных подразделений этих организаций. Изменилась организация учебного процесса, были запущены проекты «цифровая образовательная среда», «цифровой университет». Такие изменения оказали влияние на определяющую структуру любого университета – работу приемной комиссии. Большинство университетов наравне с традиционными способами активно используют альтернативные методы, среди которых особое внимание уделяется сети Интернет. Социальные сети, форумы, контекстная реклама, рассылка по электронной почте и другие средства коммуникации применяются для создания потока посетителей на сайты образовательных организаций. Растущая с каждым годом конкуренция влияет на внешний вид и форму точки входа потенциального слушателя или абитуриента, если раньше пользователи попадали на раздел основного сайта организации, то сегодня это специальные посадочные страницы, созданные по всем правилам дизайна и маркетинга. Отдельную роль в организации набора слушателей через Интернет играет «система управления взаимоотношениями» – база заявок и возможность отслеживать статус их обработки сотрудниками кол-центра. Представлен опыт томских вузов по автоматизации работы приемной комиссии, показан результат использования посадочных страниц для набора студентов на образовательные программы, а также слушателей на программы дополнительного образования. Ключевые слова: посадочная страница, абитуриент, приемная комиссия | 960 | |||||
724 | Рассматриваются процессы развития народной педагогики и формирования этнопедагогики. Изучены ключевые моменты истории становления этнопедагогических принципов обучения и воспитания, способствовавшие формированию этнопедагогики как самостоятельной науки. В настоящий момент в педагогике представлено достаточное количество сведений, свидетельствующих о поэтапном течении этих процессов. В силу анализа узкого аспекта развития народной педагогики и этнопедагогики, чаще применительно к контексту их формирования на территории России, теряется их общий план становления, что подчеркивает актуальность настоящего исследования. Описан процесс формирования этнопедагогики со времен развития дородового общества первобытнообщинного строя (400–35 тыс. лет до н. э.), когда началось становление корневых педагогических принципов. Определены умения, навыки, обучение которым было полезно не только для выживания, но и создания объектов культурного наследия до Нового (конец XVIII – 1917 г.) и Новейшего времен (1917 г. – настоящее время), в которые многие этнопедагогические принципы трансформировались, поскольку произошло понимание необходимости изучения подрастающими поколениями не только родной культуры, но и культур других народов, проживающих на одной территории, с тем что-бы их совместное сосуществование строилось на чувствах уважения и заботе друг о друге. Выделены принципы этнопедагогики (трудовой принцип, принцип семейственности, преемственности воспитания и обучения, традиционности, природосообразности, игровой принцип, принцип нравственности, культуросообразности и др.) и на основе анализа истории их становления сделан вывод о том, что они являются основой успешного функционирования и развития современной отечественной системы просвещения, особенной чертой которой служит ориентация образования на этнокультурное обучение и воспитание. Ключевые слова: народная педагогика, этнопедагогика, принципы обучения и воспитания | 960 | |||||
725 | Развитие личности студентов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности является значимым фактором. Среди личностных характеристик особое место занимают ценности, так как они во многом определяют направленность личности, поведение, взаимоотношения с другими людьми, успешность и эффективность деятельности. В исследовании ценностей студентов по методике Р. Инглхарта выявлено, что среди критериев «традиционность-выживание» у молодых людей преобладает ценность «выживание». Они акцентируют внимание в большей степени на финансовом благополучии, накоплении ресурсов, неприятии маргинальности и чужеродности. По методике «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised – PVQ-R) (модифицированный К. В. Сугоняевым), выявлено, что студены выбирают прежде всего метаценности самоопределения и открытости, связанные с саморазвитием, стремлением освоить новый опыт. Противоречивость в выборе ценностей отражает изменения, происходящие в социуме, транзитивность времени, а также обусловлена возрастным периодом студентов, связанным с постановкой жизненных целей в юности, формированием мировоззренческих позиций, осознанием того, что в социуме важны и социальные стандарты, и общечеловеческие ценности. Ключевые слова: ценности, личность, деятельность, компетенции | 959 | |||||
726 | Анализируются современные требования к сельской общеобразовательной организации, актуализирующие необходимость социокультурной модернизации, а также возможности сельских школ соответствовать этим требованиям. Обозначена потребность в новых способах повышения качества образования в сельских школах с учетом их особенностей. Выявлены и описаны содержание резильентности современных образовательных организаций, а также критерии резильентности (доступность, качество, эффективность). Обосновано понятие технологий формирования резильентности как совокупности механизмов организации образовательного процесса и его ресурсного обеспечения с учетом специфики конкретной школы в целях эффективной реализации качественных и доступных образовательных услуг. Доказана необходимость решения конкретных задач, связанных с модернизацией образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; формированием необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса; созданием кадровых условий реализации образовательного процесса; организацией проектирования и реализации стратегии управления школой и ее взаимодействия с внешней средой. Представлены технологии развития резильентности сельских школ (проектирования и реализации управленческих стратегий и взаимодействия с внешней средой; организации образовательного процесса; формирования управленческо-педагогических команд по развитию кадрового ресурса сельской школы). Ключевые слова: сельская школа, резильентная школа, технологии формирования резильентности, внешние и внутренние факторы влияния, образовательный процесс, управленческо-педагогические команды, вовлеченность участников образовательных отношений, эффективный режим развития школы | 958 | |||||
727 | Рассматривается процесс изменения вектора государственной политики в сфере изучения иностранного языка в 30-е годы ХХ века. Показано, что после революции 1917 г. изучение иностранного языка было прекращено, потому что расценивалось как пережиток прошлого, антагонистического общества с ярко выраженным и непримиримым классовым неравенством. Однако в 1923 г. Н. К. Крупская в статье «О преподавании иностранных языков» доказательно опровергла необходимость изучения эсперанто и четко обосновала свою позицию по поводу изучения иностранных языков, описала практическую значимость, обозначила основную цель и показала приоритетный метод их преподавания, заложив тем самым основы изучения иностранных языков в нашей стране на многие десятилетия. Рассматривается ряд постановлений Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза от 1929 и 1932 гг., направленных на усиление изучения иностранного языка в городских школах второй ступени, техникумах и вузах, фабрично-заводских семилетках. Приводятся размышления общественных и политических деятелей, педагогов, публицистов, филологов о культурологическом потенциале иностранных языков. Показана цель их изучения в 30-е годы ХХ века. Ключевые слова: иностранный язык, культура, советское образование, 30-е годы XX в. | 954 | |||||
728 | Рассматривается вопрос формирования краеведческой компетенции школьников. Исследовательская деятельность определяется в качестве инструмента в формировании данной компетенции. Показан образовательный потенциал исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции обучающихся общеобразовательной школы. Анализируются эмпирические данные, полученные в результате педагогического эксперимента, направленного на выявление образовательного потенциала исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции. Краеведческая компетенция рассматривается как поликомпетенция, соответственно, результат сформированности краеведческой компетенции представляется как сумма комбинаций овладения выделенными компетенциями. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют выявить позитивную тенденцию в формировании краеведческой компетенции обучающихся. Так, количество обучающихся с высоким уровнем сформированности краеведческой компетенции в процессе выполнения исследовательских работ выросло с 10 до 34 %. Ключевые слова: исследовательская деятельность, формирование краеведческой компетенции, краеведческая компетенция, компетенции, краеведение | 953 | |||||
729 | В профессиональной деятельности педагогу необходимо выстраивать эффективную коммуникацию с детьми и родителями, при этом эффективно управлять своими эмоциями, понимать чувства других людей, проявлять рефлексивные навыки. Эмоциональная компетентность является обязательной составляющей профессиональной компетентности педагога. В статье рассмотрены различные подходы к пониманию эмоциональной компетенции и эмоционального интеллекта, его структуры, связи с социальной активностью, когнитивными процессами, академической успеваемостью, успехом в профессиональной деятельности. Целью эмпирического исследования является анализ уровня эмоциональной компетентности педагогов как профессионально важного качества. Выборку составили учителя и педагоги-психологи общеобразовательных организаций г. Иркутска общей численностью 70 человек. В исследовании использована методика оценки рефлексивности А.В. Карпова; тест-опросник Д. Люсина ЭмИн. Результаты эмпирического исследования показали, что большинство педагогов имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта и средний уровень развития рефлексивных способностей. Доля учителей с низким и очень низким уровнями развития эмоционального интеллекта составила 34,2%. Низкий уровень понимания эмоций выявлен у 48,6% педагогов, 34,3% учителей показали низкий и очень низкий уровень контроля над эмоциями. Педагоги, имеющие низкий уровень понимания эмоций, также демонстрируют и низкий уровень рефлексивности эмоционального состояния. 28,6% испытуемых имеют низкий уровень развития рефлексивных способностей. Они имеют сложности с анализом ситуации в целом, и в том числе с восприятием, переработкой и анализом эмоциональных состояний. Низкий уровень эмоционального интеллекта и рефлексивности не позволяет педагогу быть успешным в своей профессиональной деятельности: он не понимает проблем ребенка, его переживаний, не сочувствует его радостям и огорчениям и не может управлять его состоянием. Такие педагоги сами нуждаются в психологической поддержке, организации для них специальных занятий по развитию эмоционального интеллекта, эмпатии и рефлексии. Ключевые слова: эмоциональная компетентность, рефлексивность, эмоциональный интеллект, профессиональная компетентность педагога | 953 | |||||
730 | Проблема агрессивного поведения стала объектом широкого научного и практического обсуждения. Предлагается анализ отдельных аспектов содержания феномена агрессии, выделяются особенности подростковой агрессии. Приводятся результаты длительного изучения уровня агрессивности подростков и молодежи. Отмечается, что нарушения в сфере межличностных отношений подростков играют приоритетную роль в развитии отклоняющегося поведения; общение формирует конкретную модель поведения, оказывая порой влияние на совершение действий не всегда кон структивного характера; развитие навыков позитивного общения находится в поле влияния субъектов образовательной практики и является важнейшим фактором предупреждения агрессии подростков. Педагогически целесообразными действиями в части позитивного личностного становления является оптимизация взаимодействий участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, социальных партнеров). Основными направлениями педагогической профилактической работы, с точки зрения авторов, являются: учет особенностей семьи каждого подростка как необходимое условие эффективной работы педагога; менеджмент классной ситуации и наблюдения за отношениями детей, что дает возможность предотвратить проявление агрессии в группе; обеспечение безопасности в образовательном учреждении посредством формирования социально-психологического комфорта учеников и педагогов; проецирование через СМИ и интернет конструктивных образцов мирного урегулирования конфликтов; интегрирование детей в систему социальных связей как в школе, так и вне, применяя социально-педагогические технологии; целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь и работа с семьей в направлении устойчивых ориентаций на правомерное поведение рассматривается как значимый фактор предупреждения агрессии. Ключевые слова: подростки, агрессия, общение, субъекты образовательной практики | 952 | |||||
731 | Рассматривается разработка нового содержания и нового формата патриотического воспитания подрастающего поколения. На Карте Победы (административная карта Российской Федерации) на территориях 85 субъектов страны будут размещены две цифры (военные потери, потери мирного населения), а также те виды продукции, которую данный регион отправлял на фронт. Создание такой карты позволит не только привлечь к работе над проектом большое количество участников, но и позволит по-новому (с цифрами и фактами) увидеть собственную страну, победившую фашизм. Новизна подхода к содержанию проявляется в возможности и доступности работы с подлинными историческими источниками – рассекреченными документами периода Великой Отечественной войны в региональных архивах. Главной тематикой становится тыловая повседневность мирного населения (в том числе военная продукция для фронта) и выявление количества людских потерь в тылу, которые представляют собой последствия нацистского геноцида в отношении народов Советского Союза. Мегапроект настроен на скоординированную работу региональных команд педагогических вузов России, региональных школьных команд и экспертных команд. При этом командообразование рассматривается как один из эффективных методов реализации патриотического проекта. Что касается нового формата, то в структуру мегапроекта включены два научно-исследовательских архивных проекта, два творческих (конкурс и региональный онлайн-проект) и ряд организационно-педагогических мероприятий. В итоге педагогические перспективы реализации мегапроекта «Карта Победы – 2025» представляются эффективным опытом осуществления долговременного разновозрастного проекта патриотической направленности. Ключевые слова: патриотический проект, комплексный проект, педагогические перспективы воздействия, вклад тыла в победу в Великой Отечественной войне | 952 | |||||
732 | Рассмотрены вопросы адаптации к новым условиям действующих сотрудников, которые проходят первоначальную подготовку в институте МВД. Социальное и психическое созревание личности происходит через призму основных направлений адаптации, которые учитываются как в служебной, так и учебно-воспитательной деятельности. Представлено понятие социально-психологической адаптации слушателей, которая заключается в усвоении системы официальных и неофициальных отношений, формировании активной жизненной позиции учебного заведения, первичного коллектива и профессии. Рассмотрены условия, с которыми сталкиваются слушатели в рамках уставных отношений. Выявлены основные направления оптимизации социально-психологической адаптации в военизированном коллективе: соответствующее развитие у слушателей профессиональной направленности; коррекция мотивационной ориентации на достижение успеха; оптимизация взаимопонимания в отношениях с преподавателями; прогнозирование адаптации слушателей при взаимодействии с органами управления; формирование у слушателей психологической установки на самовоспитание, развитие управленческой деятельности; использование методики мониторинга для развития рефлексивности в общении со слушателями и старшими офицерами. Ключевые слова: адаптация, первоначальная подготовка, психологический комфорт | 951 | |||||
733 | Рассматривается вопрос личностных факторов саморегуляции у педагогических работников. Дана характеристика важнейшей профессиональной компетенции педагога, которой является осознанная саморегуляция психических состояний и поведения, предполагающая изучение, определение и развитие индивидуальных возможностей, осознание своих ресурсов. Представлены результаты исследования личностных особенностей в их взаимоотношениях с индивидуально-стилевой саморегуляцией. Описаны многоуровневые личностные факторы саморегуляции субъекта педагогической деятельности. Определены различия в индивидуально-психологических особенностях с различным уровнем развития осознанной саморегуляции в эмпирической группе и у представителей несоциономических профессий. В результате анализа факторной структуры личностных показателей педагогов выявлено влияние эмоционально-содержательных аспектов личности (раздражительности, уравновешенности, агрессивности, эмоциональной неустойчивости, тревожных реакций, острых стрессовых состояний, связанных с профессиональной педагогической деятельностью) на саморегуляцию педагога. Ключевые слова: саморегуляция, факторы, личностные особенности, эмоциональные состояния, профессиональный стресс, тревожность, субъект педагогической деятельности | 949 | |||||
734 | Анализируется проблема организации наставничества как механизм реализации непрерывного образования взрослых, как механизм внутрифирменного обучения работников, позволяющий закрепить и адаптировать их в профессии. Наставничество рассматривается как совместная деятельность опытного педагога и молодого специалиста, направленная на профессионально-личностное развитие всех участников деятельности. Делается сопоставительный анализ организации наставничества с позиции закрытого и открытого профессионализма педагога с учетом таких критериев, как цель, содержание, характер взаимодействия, формы совместной работы, вид профессиональных проб, результаты. Рассматриваются разные варианты реализации практики наставничества: супервизия, менторство, коучинг, тьюторство. С учетом этих вариантов выделены разные типы наставников, которые могут сопровождать молодого специалиста не только с целью адаптации, но и с целью погружения в инновационное пространство образовательной организации. Делается вывод о необходимости исследования эффективности разных практик наставничества и изучения его содержания, форм, результатов и эффектов, в том числе поиск механизмов соорганизации подходов к наставничеству в логике закрытой и открытой профессионализации педагога. Ключевые слова: наставничество, совместная деятельность, открытый и закрытый профессионализм, непрерывное образование взрослых | 949 | |||||
735 | Показаны способы совершенствования профессиональной подготовки художников декоративно-прикладного искусства в системе высшего образования. Определены причины недостаточного усвоения студентами теоретических и практических знаний, среди которых наиболее значимой проблемой является отсутствие межпредметных связей между учебными предметами. Доказано, что разнообразные ассоциативные и диссоциативные связи в видении одного и того же объекта или явления выступают ведущим признаком понимания, формирующего устойчивые системные знания. Выявляются возможности использования методов дискурса и интерпретации в освоении содержания учебного курса «Культурология» и цикла профессиональных дисциплин, направленных на овладение принципами проектирования предметов прикладного искусства и их материализацию. Установлено, что дискурс, как аналитический процесс и метод познания, опосредованный художественно-образным восприятием и интуицией, активизирует речемыслительной диалог, разработку альтернативных вариантов, критический анализ своих действий, формулирует оценочные суждения и авторскую рефлексию, являющихся необходимыми качествами художника-прикладника, способного к самопознанию и саморазвитию. Метод интерпретации углубляет понимание знаков, символов и смыслов в контексте своей профессиональной деятельности. Выявлены и обоснованы условия использования обозначенных методов в образовательном процессе вуза. Делается вывод, что межпредметные связи в обучении декоративно-прикладному искусству стимулируют целостное постижение знаний и увеличивают возможности их применения в новых ситуациях, побуждая к самостоятельности и личностной самореализации. Ключевые слова: методика обучения декоративно-прикладному искусству, межпредметные связи, культурология, методы дискурса и интерпретации | 949 | |||||
736 | Дается определение понятий творческих способностей, приведены методы использования трехмерного моделирования, применяемые в изобразительном искусстве и науке, учитывая последние данные в этой области деятельности. Материалом исследования послужили работы различных авторов в области развития творчества и креативности, а также материалы исследователей в области трехмерного моделирования. Их использование позволило изучить представления и наметить перспективы развития творческих способностей младших школьников. В творческом процессе продуктивные и репродуктивные компоненты мышления имеют непосредственную связь и возможность переходить от одного к другому. Благодаря этому может быть обеспечена эволюционная способность интеллектуальных систем, кроме того, умение воспроизводить, анализировать и конструировать, так как любая сложная система развивается на основе противоречивых свойств. Воображение опирается на несколько факторов, таких как восприятие, мышление и память. Данный психический процесс имеет особенность, которая заключается в том, что воображение свойственно только людям, которые способны модифицировать окружающий их мир, изменять реальность, а также создавать что-то новое. На сегодняшний день использование современных достижений в различных областях компьютерных технологий сильно распространено. Развивая творческое мышление, необходимо активно применять компьютерные технологии, такие как 3D-моделирование. Проанализированы существующие подходы к развитию пространственного мышления обучающихся начальной школы посредством методики формообразования, актуальные для разработки заданий по 3D-моделированию. Проиллюстрированы теоретические выводы на примере конкретных заданий, включающих: вопросы, требующие творческой деятельности; простые творческие задания на репродуктивном уровне; творческие проекты по 3D-моделированию. Задатки к творческим способностям присущи каждому младшему школьнику, поэтому нужно изначально готовить ребенка к поиску новых идей и нестандартных решений. Творческие способности не только развивают креативность, но и расширяют кругозор, формируют личностные качества, такие как инициатива, целеустремленность и настойчивость. Ключевые слова: творческие способности, творческая активность, креативность, 3D-моделирование | 949 | |||||
737 | В связи с многозадачностью современного начального образования, связанного с формированием не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов, особую актуальность приобретает вопрос, связанный с качеством учебных заданий. На сегодняшний день эффективными следует считать учебные задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются универсальные учебные действия всех групп, а значит, младшие школьники усваивают не только предметное, но и метапредметное содержание. Анализ полученных данных показал, что педагоги акцентируют внимание на руководящей позиции учителя, предъявляющего задание как требование, которое надо выполнить, определяют не все существенные признаки учебного задания, не конкретизируют его функционал, тем самым сужают круг возможностей использования учебных заданий в собственной деятельности. Большинство респондентов изменяют и перерабатывают задания из учебника, однако делают это не для увеличения их целевого потенциала, сохраняется центрированность на предметных результатах. В процессе самостоятельного конструирования учебных заданий подавляющее большинство учителей испытывает серьезные трудности в определении целевого ресурса задания, грамотном подборе нужного языкового материала, продумывании организации выполнения, рефлексии и оценки, качественной формулировке самого задания для учащихся. Анкетирование учителей начальных классов позволило выявить наиболее типичные проблемы, связанные с готовностью педагогов к разработке и использованию многоцелевых учебных заданий, что, в свою очередь, позволит определить направления работы по обучению конструированию учебных заданий, направленных на формирование у младших школьников метапредметных результатов. Ключевые слова: учебное задание, младший школьник, универсальные учебные действия, анкетирование, учитель начальных классов | 947 | |||||
738 | Подчеркивается важность развития у детей духовно-нравственных качеств в процессе оздоровительно-развивающего обучения саморегуляции. Сравнивается влияние двух программ развития саморегуляции на физическое и психологическое состояние детей дошкольного и младшего школьного возраста: 1) программа формирования саморегуляционных умений на основе занятий древневосточной оздоровительной практикой ушу (акцент на физическое и духовно-нравственное развитие); 2) программа формирования саморегуляционных умений на основе занятий древневосточной оздоровительной практикой ушу (акцент на физическое развитие). Результаты проведенного исследования показали, что программа 1 – обучение саморегуляции с обращением к актуализации духовно-нравственных качеств – позволила детям прогрессировать гораздо в большей степени, чем программа 2, связанная с развитием саморегуляционных умений только на физическом уровне. В первом случае дети развивались более активно как по физическим характеристикам (сила, выносливость, гибкость, координация), так и личностным параметрам (мотивация к учебе, адаптация к следующему важному жизненному этапу, дисциплинированность, инициативность, чувствительность к воздействиям сверстников, эмоциональный фон). Ключевые слова: саморегуляционные умения, духовно-нравственные качества, оздоровительно-развивающее обучение | 945 | |||||
739 | Актуальность исследования связана с тем, что в последнее время проявляется повышенный интерес к теме социально-педагогической адаптации человека в стремительно меняющейся культурной и социально-экономической среде. Сфера образования, несмотря на свою консервативность, также претерпевает сильные изменения и требует новых подходов. В связи с этим изучается роль внеурочной деятельности в социально-педагогической адаптации кадетов, поскольку условия обучения и проживания в кадетской школе-интернате существенно отличаются от обычных общеобразовательных школ. Отмечается, что понятию «внеурочная деятельность» уделяется большое внимание в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Рассматриваются цель, задачи, результат данного вида деятельности, а также место в образовательных программах в разные периоды времени. Большое внимание уделяется построению индивидуальных программ внеурочных занятий. На авторский взгляд, каждая форма внеурочной деятельности соответствует определенным индивидуальным и возрастным особенностям учащихся. Описана комплексная программа, включающая не только анализ портфолио, успеваемости и беседу с родителями, но и рекомендации по полной психолого-педагогической диагностике для выявления способностей школьников, которые будут соответствовать той или иной форме внеурочной деятельности. Как показывают результаты, такой подход способствует более успешному прохождению процесса адаптации. Ключевые слова: адаптация, социально-педагогическая адаптация, кадетская школа, внеурочная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт | 945 | |||||
740 | Зависимость от смартфона стала распространенным явлением, особенно в молодежной среде. В предыдущих исследованиях установлены большая распространенность данной зависимости и то, что жертвы этой зависимости испытывают страдания от плохого качества сна (а то и от бессонницы), депрессии, тревожности, стресса, а также отрицательные эмоции, характеризуются значительным снижением физической активности. Распространенность зависимости от смартфона и ее отрицательные последствия диктуют необходимость ее всестороннего исследования. Изучаются проявления феномена зависимости от смартфонов у учащихся медицинского колледжа. Установлено, что зависимость от смартфона положительно связана с одиночеством, агрессивностью, плохим настроением и отрицательно – с коммуникативной компетентностью, настойчивостью, самообладанием, саморегуляцией, а также с возрастом. В большей степени она проявляется у представителей женского пола. Выявленные корреляции зависимости от смартфонов с одиночеством, агрессивностью, саморегуляцией, коммуникативной компетентностью в целом соответствуют характеру корреляций, установленных в зарубежных исследованиях. Новыми как для отечественных, так и для зарубежных исследований являются установленные авторами отрицательные связи зависимости от смартфона респондентов с настойчивостью и самообладанием. Ключевые слова: зависимость от смартфона, одиночество, агрессивность, саморегуляция, коммуникативная компетентность, настойчивость, самообладание, настроение, пол, возраст | 945 | |||||
741 | Новая реальность образовательных отношений в начале XXI в. обусловлена в первую очередь начавшимся процессом цифровизации, который приобрел глобальный характер. В условиях ломки традиционных парадигм образования новые условия развития этой важнейшей для социума и конкретного индивида сферы обсуждаются и подвергаются отчасти справедливой, но зачастую необоснованной критике. Это говорит о непонимании, неприятии такого социального явления, как цифровизация, есть опасения и страх потери привычных жизненных процессов, включая и образовательные ориентиры. Актуальность изучаемой проблемы вызвала необходимость рассмотрения отношения части населения, охваченного либо связанного с системой общего образования, к факту его цифровизации и детермированной ею трансформации самой системы. Это восприятие населением цифровизации образования проявляется в динамике ценностных ориентаций, появлении новых ожиданий человека, переживаниях личности за свое будущее. Этот фактор играет принципиально важную роль для разработки в дальнейшем практических психолого-педагогических рекомендаций для участников образовательных отношений в условиях цифровизации общего образования. В связи с этим в рамках данного исследования был проведен мониторинг и проанализированы полученные результаты с целью представления качественного содержания возможных ценностных ориентаций, ожиданий, проблем субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации общего образования. Ключевые слова: система общего образования, цифровизация, цифровая трансформация общего образования, ценностные ориентации, ожидания, обучающиеся, педагог, родители, образовательные организации | 943 | |||||
742 | В статье представлены материалы анализа социологических, философских, культурологических, психологических исследований проблемы трансформации ценностных ориентаций у российской молодежи, которая сегодня является индикатором социальных и экономических преобразований в нашей стране за последние 10–20 лет. Сделан вывод о влиянии многочисленных факторов на формирование ценностных ориентаций и их трансформации у российской молодежи в ситуации неопределенности социальных явлений в мировоззрении, их воздействия на становление личности. В статье акцент сделан на влиянии социокультурного фактора, так как отношения между людьми в обществе регулируются и изменяются прежде всего в соответствии с культурными ценностными установками, которые характерны для данного этноса. Также осуществлен анализ феномена культурной глобализации; на основании анализа научных точек зрения обращено внимание на то, что она, с одной стороны, способствовала усилению взаимосвязей между народами и их культурами, а с другой – вытеснению высокой культуры и формированию господства массовой культуры, ведет к разрушению культурного многообразия и традиционных ценностных ориентиров. Дана неоднозначная оценка процессов глобализации для сложившейся системы ценностей в обществе; глобализация и связанная с ней виртуализация общественной жизни могут представлять большую опасность для общества. В связи с этим осуществлен анализ исследований, раскрывающих сущность рационализации отношений в современном мире; обозначена проблема вытеснения духовной и нравственной составляющей в рационально выстраиваемых отношениях; высказана идея акцентирования внимания в воспитании подрастающего поколения на формировании ответственности за свои поступки; обозначена проблема поиска способов оптимального сохранения традиций и создания условий для внедрения инноваций в социокультурную среду. Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, молодежь, трансформация, фактор, традиции, культура, культурные системы, межкультурное взаимодействие, социализация, глобализация | 942 | |||||
743 | Опорой для проведения современных образовательных реформ является исторический опыт, поэтому в современных исторических и историко-педагогических исследованиях проблемы истории образования занимают значительное место. В историографии вопросов развития педагогического образования в России долгие годы сохранялись две независимые исследовательские традиции, первая из которых была обращена к дореволюционной истории образования, вторая – к истории советской школы. Что касается истории образования в период революции и Гражданской войны, то глубоких научных работ, тем более в региональном разрезе, вплоть до конца XX в. практически не было. В первые десятилетия советской власти в историографии отношение к проблемам развития образования было напрямую связано с идеологическими установками. Последние предполагали критичное или исключительно негативное отношение к дореволюционному наследию. Постепенно утверждалось ошибочное мнение, что отечественное педагогическое образование началось с организации в СССР учебных заведений нового типа – педагогических институтов. В 1950–1960-е гг. история педагогического образования нередко рассматривалась как отдельное направление научных исследований, однако ученые акцентировали внимание на достижениях и нововведениях в организации советского образования, совершенно не учитывая объективных данных о многочисленных заимствованиях Наркомпросом политики, методов и приемов управления системой образования, сложившихся в дореволюционный период. Когда с конца 1960-х гг. исследователи получили возможность доступа ко многим ранее закрытым архивам, изучение истории педагогического образования обрело второе дыхание. Но только с 1990-х гг. постепенно исчезает догматическое отношение к историческому материалу 1917 – начала 1930-х гг., чему способствовало изменение общественных умонастроений, свобода слова, доступность исследователям обширных исторических материалов. В постсоветский период особую актуальность приобрел вопрос о преемственности досоветской и советской истории, в том числе и истории образования. В последнее время появилось значительное число публикаций, в которых напрямую или как сопутствующие рассматриваются проблемы подготовки учительских кадров в регионе в первые десятилетия советской власти. Вместе с тем во многих современных публикациях присутствуют неточности формулировок, ошибочные факты, которые кочуют из работы в работу. Подчас авторы пользуются ограниченным подбором источников, излишне вольно интерпретируют данные, что, безусловно, снижает качество научных исследований. Анализ литературы показал, что научных исследований, в комплексе раскрывающих процессы разработки в 1917 – начала 1930-х гг. стратегии модернизации советской системы педагогического образования и ее реализации в регионах, пока недостаточно. Обращает внимание полное отсутствие современных обобщающих работ по истории педагогического образования в условиях введения всеобщего обучения в Сибири и на Дальнем Востоке. Ключевые слова: историография, история педагогического образования, история образования в Сибири и на Дальнем Востоке, анализ исторической литературы, образование в годы революции и Гражданской войны | 940 | |||||
744 | Определяются и теоретически обосновываются факторы подготовки студентов педагогического вуза к проявлению заботы в процессе их будущей профессиональной деятельности. Процесс подготовки будущих учителей к проявлению заботы включает в себя внутренние и внешие факторы. Внутренние факторы связаны с личностными особенностями и субъектным опытом студентов-педагогов, внешние – с содержанием и организацией образовательного процесса в вузе. Обусловлена необходимость определения теоретико-методологических основ подготовки будущих учителей к проявлению заботы, интерпретация которой затрагивает этические, онтологические и экзистенциальные аспекты. Практическая значимость исследования заключается в том, что определенные факторы, с одной стороны, могут выступать в качестве методологической основы для построения современных педагогических исследований, а с другой – быть включены в практику современного образования в высшей школе. В статье использованы аналитический и синтетический методы исследования. Ключевые слова: подготовка, будущие учителя, факторы подготовки, педагогическая забота, профессиональная деятельность | 937 | |||||
745 | Приводятся обоснование, разработка и апробация содержания учебной темы «Восстановительные средства в процессе занятий физической культурой мужчин пожилого возраста», преподаваемой на факультете физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета. Представлен разработанный вариант методики физкультурно-оздоровительных занятий с преимущественным применением силовых упражнений и упражнений на выносливость. Данная направленность физических упражнений учитывает характерные для мужчин пожилого возраста отрицательные инволюционные процессы старения и положительное физиологическое влияние упражнений силовой направленности на органы и функциональные системы организма, уменьшающие эти негативные процессы. Разработана методика применения средств восстановления в процессе физкультурно-оздоровительных занятий мужчин 60–64-летнего возраста, включающая следующие компоненты: средства восстановления; содержание средств; дозировка воздействия; место восстановительных средств в системе физкультурно-оздоровительных занятий в течение недельного цикла. Методика разработана на основе формируемой специфики восстановительных эффектов с применением выбранных средств восстановления и их влияния на замедление процессов старения, а также нагрузочных и постнагрузочных эффектов, вызываемых силовыми упражнениями и упражнениями на силовую выносливость. Доказана эффективность разработанной методики. Ключевые слова: учебная тема, обучающиеcя, методика, восстановительные средства, мужчины пожилого возраста, физкультурно-оздоровительные занятия | 936 | |||||
746 | Современная ситуация отличается все ускоряющейся глобализацией, цифровизацией, массовой коммуникацией и т. д., но проблемы, связанные с познавательной деятельностью, всегда будут в приоритете, поскольку они не только обеспечивают преемственность в передаче знаний, но побуждают к дальнейшему развитию. Однако сама дефиниция понятия «познавательная деятельность» не была представлена в научной литературе. Поэтому авторы в качестве новизны предлагают собственную трактовку: познавательная деятельность представляет собой целенаправленное изучение индивидом окружающей реальности, в котором он приобретает (уточняет, расширяет и пр.) знания, корректирует представления о субъектах и объектах этой реальности, осваивает и развивает умения (навыки), обеспечивающие постижение окружающей действительности и изменение ее. Исходя из логики представленного понятия, авторы изучают риски организации познавательной деятельности у детей дошкольного возраста в процессе использования цифровых гаджетов. Основу материала составляет анализ отечественных и зарубежных публикаций по заявленной проблеме. Ряд исследователей обнаруживает положительное влияние цифровых устройств на процесс развития, в то время как другие видят риски использования гаджетов. Материалы зарубежных исследований, относящиеся к 2016 г., отличаются интересом к данной проблематике, сдержанным оптимизмом и установкой на дальнейшие исследования. Однако к 2018 г. тональность выводов исследователей в отношении использования цифровых приспособлений детьми дошкольного возраста претерпевает изменения от нейтрально заинтересованного к осторожно тревожному (J. H. Graafland, B. Rocha, C. Nunes и др.). Доказывается, что длительное (при этом пассивное в познавательном плане) пребывание дошкольников в цифровой среде чревато снижением способности формировать и оперировать знаниями, что является основой познавательной активности. Однако «цифровой мир» продолжает развиваться, поэтому необходимы дальнейшие исследования с тем, чтобы подготовить подрастающее поколение к познавательной деятельности в окружающей реальности не только «здесь и сейчас», но и в далеком будущем. Ключевые слова: познавательная деятельность, дети дошкольного возраста, цифровая реальность, цифровые аборигены, плюсы и риски использования цифровых гаджетов | 935 | |||||
747 | Рассматриваются понятия «глобальный мир» и «глобальное мышление» в их пространственном и временном (темпоральном) значении. Включение глобальных пространственных и временных аспектов в содержание высшего образования обусловливает концептуальность образования, что положительно влияет на качество высшего образования. Показано, что смысловые образования личности находятся в прямой зависимости от временных аспектов ее существования, и они важны для стержневых структур смысловой сферы личности. Обоснована необходимость более четкого обозначения целей высшего образования с проекцией на временные аспекты развития глобального мира. Отстаивается мысль о формировании глобального мышления у студентов как одной из стратегий высшего образования. Представлены направления формирования глобального мышления с учетом его временного аспекта. Приведены примеры практических решений по выбору стратегий в образовательном процессе высшей школы. Показано, что для устремления образования в будущее и подготовки человека к жизни в его глобальной перспективе, учитывая темпоральный аспект, важно ориентировать студентов на взаимодействие с окружающим миром как соразвитие, на формирование чувственных, волевых, содержательных сторон сознания в их взаимосвязи. Также актуально формирование у субъектов образования эффективных моделей мышления в условиях современной реальности. Обращение к трансдисциплинарному содержанию рассматривается как исследовательская стратегия, позволяющая обучающемуся при решении профессиональных задач, осмысливать природу анализируемых фактов в их целостности и комплексном проникновении в системы других предметных областей. Исследование показало, что формирование культуры трансляции способов познавательной деятельности позволяет студентам обнаружить глобальную, духовную сторону деятельности, благодаря чему укрепляется тенденция более обоснованных ожиданий оптимистического будущего для молодых людей. Ключевые слова: пространственные и темпоральные аспекты глобального мира, глобальное мышление, трансляционные функции преподавателя | 934 | |||||
748 | Представлено исследование мотивационной сферы студентов младших курсов технического вуза. Проведен анализ связи учебных, малоосознаваемых личностных мотивов студентов с группами универсальных компетенций, а также определены дефициты персональных навыков, которые влияют на формирование универсальных компетенций. Были сделаны следующие выводы: изучение и анализ мотивационной сферы студентов младших курсов позволяют своевременно актуализировать дефициты персональных навыков в освоении универсальных компетенций, закрепленных в образовательной программе подготовки специалистов; разработав модель формирования универсальных компетенций на базе полимотивационной структуры учебных мотивов, можно получить инструмент подготовки специалиста, отвечающего современным требованиям профессиональной среды. Ключевые слова: мотивационная сфера студентов вуза, мотивы учебной деятельности, малоосознаваемые личностные мотивы студентов, универсальные компетенции, персональные навыки | 934 | |||||
749 | Рассматривается вопрос педагогических условий развития критического мышления у современных школьников в процессе изучения математики. Представлены результаты изучения подходов к определению сущности понятия «педагогические условия», что позволило определить педагогические условия как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, характера взаимодействия участников педагогического процесса, направленных на решение педагогических задач. Сформулированы современные тенденции нововведений в образовательном процессе. Описана стратегия преподавания и приведены различные этапы формирования для развития критического мышления у современных подростков. Дана характеристика теоретических аспектов, связанных с проблемой развития критического мышления у современных подростков. Приведены примеры реализации педагогических условий для развития критического мышления у подростков. Описаны стратегии формирования опыта критического мышления школьников, в числе которых формирование понятий, интерпретация данных и применение правил и принципов. Ключевые слова: критическое мышление, педагогические стратегии, подростки, математика | 933 | |||||
750 | Системное исследование образовательной среды предоставляет возможность выявления точек роста и дефицитов при проектировании и развитии образовательной среды. Инструменты, предполагающие ее комплексное изучение, могут быть представлены физическими, психодидактическими и социальными компонентами. Рассматриваются результаты исследования образовательной среды в школьных зданиях трех типовых проектов (проект серии МЮ, проект 65-426/1, проект И-1577А) в контексте обогащенности образовательного процесса, разнообразия форм и методов преподавания и содержания образовательного процесса. На основе проведенного исследования было выявлено, что в образовательных целях редко используется пространство рекреаций, школьных музеев и библиотек, отсутствует возможность трансформации учебного пространства, основной ресурс школьной территории заключается в использовании пришкольной территории как спортивной площадки в урочное и внеурочное время, для исследованной выборки характерен кабинетный тип организации, что «диктует» реализацию форматов обучения, характерных для классно-урочной системы, имеются ограничения для организации проектного обучения. Ключевые слова: обогащенность образовательного процесса, образовательная среда, психодидактические параметры образовательной среды, разнообразие форм и методов преподавания, содержание образовательного процесса, школьная инфраструктура | 933 |