Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 1 из 25

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
1

Плотникова Елена Юрьевна ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 218-226

В процессе изучения научно-теоретической литературы описаны различные подходы к пониманию проблемы по формированию гражданской позиции на современном этапе с указанием ученых, исследующих данную область знаний. Акцентируется внимание на последнем десятилетии в исследовании данной проблемы. Выделяются следующие виды позиций в области психологии и педагогики: жизненная, общественная, внутренняя. Разъясняются объективные и субъективные факторы, под воздействием которых формируется гражданская позиция личности. Исходя из этого, приводятся компоненты, которые наиболее часто выделяются учеными в процессе изучения и обобщения гражданской позиции личности, способствующие ее становлению, – когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный. Выделяются два подхода к толкованию определения «гражданская позиция»: первый – раскрывает сущность гражданской позиции и характеризует ее как интегративную систему установок личности к государству, праву, гражданскому обществу, самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в социально значимой деятельности; второй – морально-ценностные, нравственные, деятельностные, общественные отношения. В итоге уточнено определение понятию «гражданская позиция». Гражданская позиция – это система позитивных ценностных установок личности на государство, право, гражданское общество, на самого себя как активного гражданина, осуществляющего социально значимую деятельность, ориентированную на общественное благо.

Ключевые слова: гражданская позиция, гражданственность, активная гражданская позиция, гражданское воспитание, социальная позиция, жизненная позиция, внутренняя позиция, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный компонент, деятельностный компонент, гражданин

8694
2

Шелехов Игорь Львович СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 9-20

Представлено описание различных аспектов системного структурно-уровневого подхода, рассматриваемого как методологический базис личностно-ориентированных психологических исследований. Приведены общие положения теории систем, охарактеризован системный подход Б. Ф. Ломова, системный структурно-уровневый подход М. С. Роговина, Г. В. Залевского, системный личностно-ориентированный подход. Описанные концепции могут найти применение в исследовании личности, рассмотрении взаимодействия систем «личность» – «социум», а также изучении отдельных, относительно узких тем, таких как психология семейных взаимоотношений, репродуктивное поведение и материнская функция, феномены внутри- и межличностных конфликтов. На основании сопоставления и анализа данных сделаны следующие выводы: Организация научного исследования и психологической практики на базе принципов системного подхода позволяет наиболее полно исследовать отдельные аспекты психики, сопоставить данные эмпирических исследований, интегрировать их в единую гносеологическую систему, понять феноменологию психических процессов, целостно рассмотреть взаимодействие психики и окружающего мира. В отличие от индивидуального подхода системный личностно-ориентированный подход к исследованию и психологической коррекции предполагает обязательную опору на структуру личности (ядро, поверхностные структуры (оболочка), биологический базис), учет направленности личности, обозначение перспектив ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: методология науки, психология, подход, система, структура, уровень, элемент, личность, исследование

4037
3

Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Шелкунова Анна Федоровна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 18-26

Анализируются социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, которые в дальнейшем могут определять направление коррекционно-развивающих мероприятий. На примере дошкольников, имеющих общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, показана специфика отношений в семье, оценена потребность и основной мотив в общении со сверстниками и родителями, выявлены нарушения в поведении при групповом взаимодействии. В ходе исследования обнаружено, что дети с речевой патологией имеют низкую потребность в общении со сверстниками, групповое взаимодействие выстраивают на основе игровой мотивации, часто проявляя агрессивность, эгоцентричность, конфликтность, негативизм. Дети с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие, демонстрируют отвержение самого себя и отдаленность от обоих родителей. Они отмечают низкую собственную значимость в семье, придают большую значимость лицам, не входящим в состав семьи. Для детей с нарушениями речи свойственны нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных эмоций и чувств, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации. В принятии решений они часто руководствуются эгоистическими желаниями, редко делают выбор в пользу другого. Обозначенные позиции свидетельствуют о низком уровне принятия нравственных норм у детей с речевой патологией.

Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, речевые нарушения, межличностные отношения, нарушения поведения

3859
4

Шелехов Игорь Львович, Белозёрова Галина Викторовна, Мартынова Анна Игоревна ЛИЧНОСТЬ И ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В КОНЦЕПЦИЯХ ФРЕЙДИЗМА И КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 9-20

Дается описание концепции З. Фрейда, предложившего структурную теорию личности. Согласно концепциям фрейдизма и классического психоанализа, личность представляет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и взаимоотношения которых обусловливает уникальность личности. Представления З. Фрейда о двойственной (социально-биологической), а следовательно, предрасположенной к конфликту природе психики позволили охарактеризовать психологические механизмы возникновения внутриличностного конфликта и обозначить его динамические характеристики.

Ключевые слова: психология, методология, система, структура, личность, внутриличностный конфликт, фрейдизм, классический психоанализ

3462
5

Шелехов Игорь Львович, Белозёрова Галина Викторовна, Гадельшина Татьяна Геннадьевна СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ФЕНОМЕНЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 179-189

Содержится описание и визуальное представление идеального объекта – структуры психики человека, рассматриваемой в контексте системных исследований. Обоснована актуальность изучения психики человека. Дано определение психики, приведены две антагонистические точки зрения относительно ее природы. Обозначены дисциплинарные уровни изучения феномена психики. Приводятся авторские графические изображения (схемы), наглядно иллюстрирующие структуру психики человека в контексте системных исследований. Идеальная структура психики представлена тремя подсистемами: сознанием, личностью, когнитивной сферой; материальная – биологическим базисом. Описаны как общие системные функции психики, так и функции ее отдельных элементов. Дана характеристика подсистем идеальной структуры психики. Освещены научные концепции, имеющие особую гносеологическую ценность. Обозначены перспективные направления фундаментальных научных исследований. Материалы статьи дополняют существующие научные представления о структуре психики человека и закономерностях ее функционирования.

Ключевые слова: психология, психика, сознание, личность, когнитивная сфера, функции, система, структура, элемент

3396
6

Шелехов Игорь Львович, Белозёрова Галина Викторовна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ «ЛИЧНОСТЬ» – «СОЦИУМ» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 117-126

На основе системной структурно-уровневой концепции психики, сформулированной Б. Ф. Ломовым, М. С. Роговиным и Г. В. Залевским, обозначены социально-психологические механизмы взаимоотношений личности и социума. Приведены определения термина «социум», данные зарубежными и отечественными исследователями. На основании сопоставления и анализа имеющихся в науке определений понятия «социум» предложен авторский взгляд на исследуемую проблематику. Охарактеризованы функционирование личности в социальной среде, структура социума, специфические особенности социума, влияние социума на формирование и развитие личности, интеграция отдельных индивидуумов в социум. В результате анализа литературных источников разработаны авторские графические изображения (схемы), наглядно иллюстрирующие структуру социума в контексте системных исследований и интеграцию отдельных индивидуумов в социум. Приведенные материалы дополняют существующие теоретические представления о личности и ее интеграции в системы микро- и макросоциума; являются теоретическим базисом для разработки оптимальных моделей личностного развития и социализации.

Ключевые слова: психология, социология, личность, социум, методология, система, структура, элемент, уровень

3122
7

Шелехов Игорь Львович СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ МАТЕРИНСТВА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 206-216

Раскрывается содержание термина «девиантное материнство», указываются различные степени выраженности расстройства поведения матери. Выделяются четыре основных режима функционирования системы «мать – ребенок», отражающие основные варианты практической реализации материнства: нормативное и условно нормативное материнство, нарушения материнско-детских взаимоотношений, девиантное материнство (антисоциальная форма), девиантное материнство (протосоциальная форма). Приведена авторская система диагностических критериев и оценки материнско-детских взаимоотношений. Приводятся авторские графические изображения, наглядно иллюстрирующие вариативность материнства и основные варианты его практической реализации. Материалы статьи дополняют существующие гносеологические представления о проблеме определения нормы и отклонений в психологических исследованиях материнства.

Ключевые слова: методология науки, психология, подход, система, личность, исследование, материнство, мать, ребенок, взаимоотношения, оценка, норма, отклонение, девиация

3069
8

Булатова Татьяна Алексеевна, Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СТУДЕНТОВ: ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 33-39

Рассматривается проблема социальной тревожности студентов университета через ее взаимосвязь с механизмами психологических защит, участвующих в сохранении психологического гомеостаза. Содержатся данные самостоятельного эмпирического исследования, проведенного в рамках реализации комплексной программы социально-психологической помощи студентам, оказавшимся в условиях дезадаптации. Результаты исследования свидетельствуют, что студенты с повышенным уровнем социальной тревожности в критических ситуациях применяют как менее зрелые (проективные механизмы защит) – вытеснение, регрессию, так и более зрелые (дефензивные) – проекцию, компенсацию, используя как уровни «перцептивной защиты» с удалением информации из сферы сознания, так и уровень переструктуризации информации. Выбор механизмов защиты зависит от многих факторов, в первую очередь от структуры личности, а также уровня образованности, социального статуса, возраста, пола, что требует дополнительного изучения. В ряде ситуаций мощный стрессовый, кризисный фактор, психическое расстройство, фармакологические девиации могут оп ределять специфичность набора используемых механизмов психологических защит.

Ключевые слова: социальная тревожность, социофобии, психологические защиты, студенты

2828
9

Иванова Вера Семеновна, Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ И РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 48-53

Рассматривается проблема родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Известно, что семья, обладая высоким реабилитирующим потенциалом, может способствовать эффективной социокультурной интеграции данной категории детей. Особый акцент сделан на личностных особенностях матерей, воспитывающих больных детей. Определена связь отдельных личностных качеств со спецификой семейных взаимоотношений. Полученные результаты дополняют уже имеющиеся в литературе, кроме того, могут быть использованы специалистами при проведении мероприятий, направленных на оказание психологической, социальной, педагогической поддержки матерей, имеющих детей-инвалидов с ДЦП.

Ключевые слова: личность, семья, родительско-детские отношения, мать, ребенок-инвалид, детский церебральный паралич (ДЦП).

2802
10

Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Филимонова Елена Анатольевна МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОСЛОЖНЕННОЙ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 54-63

Межличностные отношения являются необходимым условием, определяющим развитие не только отдельных психических процессов, но и личности в целом. Имеется ряд работ, в которых показана деформация межличностных отношений у подростков с разным видом дизонтогенеза, в том числе и при умственной отсталости. Представлены результаты изучения межличностных отношений подростков, имеющих умственную отсталость, осложненную нарушением зрения. Результаты проведенного исследования позволили констатировать наличие как общих, так и специфических особенностей межличностных отношений у подростков с умственной отсталостью, осложненной нарушением зрения, и у их сверстников с неосложненной умственной отсталостью. В обследуемых группах только треть подростков рассматривают отца и мать как родительскую чету, при этом наблюдается высокая значимость взаимоотношений с матерью и отказ от общения с отцом. Для подростков обеих групп характерны: слабая включенность во взаимодействие со сверстниками; наличие чувственно дефицитного или чувственно чрезмерного типа взаимодействия с преобладанием чувственно дефицитного типа; нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других; отсутствие тенденции к доминированию; частые конфликты со сверстниками и неспособность их конструктивно разрешить. Кроме того, подростки обследуемых групп часто демонстрируют реакции на фрустрацию активно-агрессивного или пассивно-страдательного типа, причем у подростков с неосложненной умственной отсталостью доминируют реакции активно-агрессивного типа, а у подростков с умственной отсталостью, осложненной нарушением зрения, – реакции пассивно-страдательного типа. Примечательно, что подростки с умственной отсталостью, осложненной нарушением зрения, склонны к изоляции от сверстников, проявляют бóльшую привязанность к дому и своей семье.

Ключевые слова: межличностные отношения, подростковый возраст, умственная отсталость, нарушение зрения

2775
11

Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Филимонова Елена Анатольевна ПОНИМАНИЕ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 16-22

Обобщен опыт изучения расстройств аутистического спектра (РАС) с разных позиций. На данный момент аутизм трактуется как сложное нарушение психического развития, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. К сожалению, до настоящего времени этиологическая концепция расстройств аутистического спектра не может считаться завершенной. Одно из ведущих мест среди факторов риска аутизма занимают представления о наследственной отягощенности, хотя генетическая картина аутистической предиспозиции крайне разнообразна и до конца не определена. Учитывая масштабы распространенности и гетерогенности РАС во всем мире, на современном этапе исследования данной патологии важно обратиться к междисциплинарному подходу, который позволит обеспечить более эффективное медико-психологопедагогическое сопровождение ребенка. Следует понять, что сегодня проблема РАС – это проблема не только психиатров, но и других специалистов, в частности биологов, психологов, педагогов и реабилитологов, даже философов.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, психическое развитие, дизонтогенез, междисциплинарный подход

2744
12

Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Лялина Ирина Игоревна МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК МАРКЕР ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 26-30

Предлагаемое исследование посвящено изучению особенностей межличностного общения подростков с задержкой психического развития (ЗПР). В процессе исследования установлено, что подросткам с ЗПР сложно устанавливать контакт. В ученическом коллективе они занимают низкие статусные позиции – «малопопулярные» и «отверженные». Подростки с нормальным психическим развитием не принимают своих сверстников с ЗПР в свой круг общения. Большинство подростков с ЗПР, так же как и подростков с нормальным психическим развитием, имеют нормальный уровень агрессивности. Уровень враждебности у подростков с ЗПР выше по сравнению со сверстниками, имеющими нормальное психическое развитие. У подростков и с нормальным развитием, и с ЗПР имеются проблемы, связанные с отношением к отцу, будущему и нереализованным возможностям. Доля подростков, имеющих указанные проблемы, составляет 5–10 %. Среди подростков с ЗПР данный показатель чуть выше. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подростки с ЗПР имеют особенности межличностного общения, которые затрудняют их пребывание в ученическом коллективе. Психологам и педагогам необходимо знать специфику межличностного общения подростков с ЗПР для обеспечения максимально комфортной и безопасной образовательной среды.

Ключевые слова: межличностное общение, социализация, подростки, задержанное психическое развитие

2692
13

Жарова Дарья Викоровна, Терех Екатерина Юрьевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 79-84

Несмотря на актуальность проблемы травли в школе (буллинга), в России до сих пор представлено минимальное количество исследований по данной теме. Рассматривается вопрос психологических особенностей подросткового буллинга. Представлены результаты теоретического изучения проблемы в зарубежных и отечественных исследованиях. Рассмотрены и проанализированы психологические особенности проявления подросткового буллинга в образовательной среде на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы.

Ключевые слова: агрессор, буллинг, жертва, образовательная среда, подростковый возраст

2632
14

Андреева Ирина Андреевна ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 7-11

Рассматривается социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста согласно основным положениям нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обоснована актуальность коммуникативного развития дошкольников как условие полноценного психического развития ребенка. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования автором предложены уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, а также параметры и методики для исследования уровня социально-коммуникативного развития детей.

Ключевые слова: развитие, дети дошкольного возраста, уровень социально-коммуникативного развития, диагностика

2594
15

Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 204-208

Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение временной перспективы родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью. В ходе исследования у данной категории родителей выявлены три типа временной перспективы – один гармоничный и два деформированных, причем чаще встречались деформированные типы временной перспективы. При гармоничном типе наблюдалось сбалансированное сочетание ориентаций на позитивное прошлое, гедоническое настоящее и будущее. Деформированная временная перспектива 1-го типа характеризовалась сочетанием фаталистического настоящего, негативного прошлого и низкой ориентацией на будущее. Деформированная временная перспектива 2-го типа сочетала негативное прошлое, гедоническое настоящее и низкую ориентацию на будущее. Все родители с гармоничным типом временной перспективы, выполняя графический тест Т. Коттла, показали временную связь между прошлым, настоящим и будущим. У родителей, имеющих деформированную временную перспективу 1-го или 2-го типа, по данному тесту временные зоны были либо автономными, либо взаимосвязанными. Важно отметить, что бо́льшая часть родителей с гармоничным типом временной перспективы имеет возраст от 40 до 45 лет, высшее образование, средний или высокий материальный достаток, высокий воспитательный потенциал. Трудная жизненная ситуация, связанная с присутствием в семье ребенка с умственной отсталостью, в большинстве случаев приводит к временной дезинтеграции родителей.

Ключевые слова: временная перспектива, временная ориентация, умственная отсталость, семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью

2523
16

Игна Ольга Николаевна КНИГА И. А. ГРУЗИНСКОЙ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»: ОТРАЖЕНИЕ РАННЕГО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДИКИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 190-199

Основные статьи и учебные пособия профессора И. А. Грузинской были опубликованы в 30-е гг. XX в., в ранний советский период развития отечественной методики обучения иностранным языкам (ИЯ). Ее книга «Методика преподавания английского языка в средней школе» (1933 г.), высоко оцениваемая отечественными учеными-методистами, представляет особый научный интерес, поскольку является ярким отражением названного периода, характеризующегося значительным вкладом в развитие отечественной методики. В данной статье книга И. А. Грузинской анализируется на предмет содержания, приоритетных задач и метода обучения ИЯ, используемой методической терминологии, признаков идеологической направленности и влияния зарубежной методики на отечественную методику обучения ИЯ в указанный период.

Ключевые слова: методика обучения, иностранный язык, история методики обучения, советский этап развития методики обучения иностранным языкам, учебное пособие

2477
17

Ганина Светлана Александровна ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 34-43

Статья посвящена проблеме исследования детства в отечественной и зарубежной социогуманитарной традиции, в частности обоснованию мира детства как автономной, самоценной реальности, обладающей своим своеобразием в контексте взрослой культуры, проведенной в рамках психолого-педагогических исследований. Анализируются проблемы, которые поднимаются в исследованиях последних лет применительно к изучению феномена детства.

Ключевые слова: детство, ребенок и взрослый, ребенок и культура, ребенок и образование, самоценность детства

2209
18

Соколова Анжела Владимировна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 16-23

Описаны условия психолого-педагогического сопровождения дидактической игры дошкольников, которые могут быть учтены педагогами дошкольных образовательных организаций для повышения эффективности образовательного процесса. Охарактеризовано понятие «дидактическая игра» – это игра, специально создаваемая педагогом в целях воспитания и обучения детей. Выявлены виды дидактических игр по содержанию, виду познавательной деятельности, дидактического материала, характеру игровых действий. Описаны основные структурные компоненты дидактической игры: дидактическая и игровая задачи, игровые действия, игровые правила, результат, дидактический материал, сюжет и роль. Охарактеризованы основные этапы дидактической игры: подготовка к проведению, проведение и анализ игры. Представлена структура конструкта дидактической игры, который включает формулирование целей игры (дидактической и игровой), описание игровых действий, игровых правил и результата игры.

Ключевые слова: дидактическая игра, дидактическая задача, игровая задача, дидактический материал, игровые действия, игровые правила, виды дидактических игр, конструкт дидактической игры

2193
19

Вахитова Галия Хамитовна ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 12-19

В статье говорится о возможностях формирования познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности. Автор рекомендует на этапе предшкольного образования для развития познавательных процессов использовать игры по правилам и метод моделирования сказок с помощью заместителей, что поможет обеспечить успешность формирования учебной деятельности в дальнейшем. Сделан акцент на наиболее интересный и менее разработанный для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. Обращается внимание на практику использования данного метода в предшкольном образовании.

Ключевые слова: предшкольное образование, предпосылки учебной деятельности, познавательная мотивация, игры по правилам, совместная игровая и творческая деятельность, метод моделирования

2130
20

Коногорская Светлана Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 142-152

Ставится проблема развития мышления как в целом, так и отдельных его видов, изучения педагогических условий его формирования, что актуально при переходе к обучению по новым образовательным стандартам. Подчеркивается взаимосвязь учебной успешности школьников с развитием когнитивных процессов, в частности с уровнем развития пространственного мышления. Предложен комплексный подход к исследованию пространственного мышления через изучение его компонентов: пространственно-речевых, графомоторных, конструктивно-пространственных функций и др. Представленные результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что пространственное мышление играет весомую роль в успешности обучения не только по предметам математического, но и естественно-научного, гуманитарного профиля. Установлено, что значимость пространственного мышления в учебной успешности учающихся наиболее высока в младшем школьном возрасте, но постепенно снижается к старшему школьному возрасту. При этом обратно пропорционально, от младших классов к старшим, возрастает роль половозрастных особенностей в пространственном мышлении. Делается вывод о том, что поэтапное развитие несформированных компонентов пространственного мышления младших школьников способствует повышению учебной успешности.

Ключевые слова: пространственное мышление, вербальное мышление, половозрастные особенности, учебная успешность, учебные трудности, предметные способности, поэтапное развитие

2121
21

Стародубцева Ольга Геннадьевна ТИПЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 45-48

Описаны упражнения на основе межпредметных связей для формирования лексических навыков устной речи, а именно типы и виды упражнений, их последовательность как поэтапность активного усвоения лексического материала в рамках определенного тематического раздела.

Ключевые слова: упражнения (языковые, условно-речевые, речевые); лексическая единица; тексты межпредметного характера; лексические навыки; профессионально ориентированная устная речь; межпредметные связи

2108
22

Вершинина Лариса Владимировна, Дурова Татьяна Сергеевна РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 9-15

Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем теории и практики на сегодняшний день. Рассматривается проблема развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в рамках психологической готовности к школьному обучению. Представлены разные трактовки понятия саморегуляции как психологического феномена в современной психологической науке, обозначается авторский подход понимания саморегуляции. Обозначен диагностический инструментарий для определения уровня сформированности саморегуляции старших дошкольников. Представлены результаты диагностики саморегуляции детей старшей группы детского сада. Определяются наиболее эффективные условия формирования саморегуляции у дошкольников, формулируются особенности организации развивающей среды по ее развитию у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Особое внимание уделяется детско-взрослому взаимодействию. Развивающая психолого-педагогическая работа с детьми базируется на принципах индивидуализации и дифференциации методов, приемов и средств.

Ключевые слова: саморегуляция, дошкольное учреждение, воспитатель, родители, дошкольники, культура поведения

2083
23

Фадеев Александр Сергеевич, Змеев Олег Алексеевич, Газизов Тимур Тальгатович МОДЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА 4.0 // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 172-178

В настоящее время в системе образования происходят значительные перемены. Если в дошкольном и общем образовании наконец-то сложился определенный порядок, то высшее образование меняется непрерывно. С одной стороны, происходит весьма болезненный переход на новые образовательные стандарты. В любом высшем учебном заведении сегодня можно слышать понятия «ФГОС третьего поколения», «ФГОС плюс», «ФГОС три плюс плюс», и эти слова часто произносятся с негативным оттенком: имеются сложности с самим процессом перехода, организация не успевает осмыслить и перейти на один стандарт, как на следующий год принимается новый. С другой стороны, происходят качественные изменения в организации образовательного процесса изнутри – наступает время трансформации университетов. Отчасти это происходит из-за влияния развития технологий, информатизации и запросов цифровой экономики. Предпринята попытка обобщить то, что сделано в области преобразования университетов, на основе анализа истории перехода от становления университета версии 1.0 до версии 4.0, или университета будущего, о которой активно говорится среди вузов программы 5-100. К модели университета 4.0 должны прийти в будущем все университеты мира. Данные результаты получены по итогам стратегической сессии по формированию Большего университета, проходившей в Томске со 2 по 6 декабря 2019 г.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, университет 4.0, трансформация университета

2062
24

Седокова Марина Львовна, Низкодубова Светлана Васильевна ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 23-29

Основной целью современного процесса обучения является приобретение студентами знаний, умений, навыков и формирование компетенций. Применение различных видов и методов педагогической деятельности позволяет сформировать у будущего педагога практические навыки по охране и укреплению здоровья, по здоровому образу жизни. Медико-биологический блок общеобразовательных дисциплин составляют «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности» и «Здоровье населения Сибирского региона». Контроль знаний студентов осуществляется с помощью балльно-рейтинговой системы и тестирования. Медико-биологическое образование бакалавров лежит в основе формирования компетенций.

Ключевые слова: медико-биологические дисциплины, студенты, обучение, профилактика заболеваний, междисциплинарные связи, знания, умения, навыки, компетенции

2060
25

Беккер Наталья Владимировна ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 54-62

Рассматриваются условия формирования социальной компетентности обучающихся. На основе подходов к пониманию социализации и социальной компетентности конкретизируется понятие «социальная компетентность», выделяются ее компоненты. Сделана попытка рассмотреть социальную компетентность с позиции социализации как процесса вхождения человека в мир человеческой культуры, человеческих отношений. Социальная компетентность в данном случае определяется как интегральное личное образование, включающее в себя ряд взаимо обусловленных и взаимодополняющих компонентов когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер, позволяющих личности адаптироваться и самореализоваться в условиях современного общества, т. е. успешно пройти социализацию.

Ключевые слова: социальная компетентность, социализация, развитие, подходы, компоненты

2029
26

Курьянович Анна Владимировна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90-101

Aнализируется понятие «языковая компетенция» с учетом научных достижений в этой области и современных требований, предъявляемых к носителям языка. Речь идет о многоаспектной трактовке ключевого термина с психолого-педагогических, лингводидактических и методических позиций, а также с учетом практического применения результатов исследований в школьном и вузовском обучении. Особое внимание уделяется вопросам соотнесения языковой компетенции с рядом смежных разновидностей.

Ключевые слова: компетенция, языковая компетенция, коммуникативно-деятельностный подход, речевая деятельность

1998
27

Шабанова Ирина Анатольевна, Ковалёва Светлана Владимировна, Кец Татьяна Станиславовна СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 79-86

Рассмотрены использование ситуационных задач при изучении курса химии в основной школе и их роль в современном образовании. Проанализированы определения ситуационных задач, на основе чего выделены их существенные признаки, приведена структура, описаны требования к содержанию задач. Предложены примеры ситуационных задач по химии для 8–9-х классов. Разработаны критерии для определения уровней сформированности познавательных умений на примере их отдельных групп: логических умений, умений работать с информацией и специфических умений по химии – знаково-символических. Выявлены уровни сформированности этих умений у школьников при решении ситуационных задач по химии.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, ситуационная задача, требования к содержанию задачи, критерии и уровни сформированности познавательных умений школьников

1997
28

Гуров Виктор Александрович МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 71-76

Рассматриваются методологические основы мониторинга здоровьесберегающей деятельности в школе. Приводятся характеристики основных принципов мониторинга. Даются рекомендации по составлению программы мониторинга и оценки полученных результатов.

Ключевые слова: здоровье школьников, здоровьесберегающая деятельность, методологические основы мониторинга

1996
29

Нефедова Галина Михайловна СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО, НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 127-133

Обоснована целесообразность разработки интеграции формального, неформального и информального образования для реализации принципа «образование в течение жизни». Указаны особенности каждой из данных форм образовательной деятельности с точки зрения их организованности, ключевым компонентом которой выступает целенаправленность (нецеленаправленность) форм. Описано общее и различное в современных исследованиях по вопросам интеграции указанных форм. Представлена специфика интеграции формального, неформального и информального образования. Намечаются перспективы исследований в данной области, связанные с уточнением содержания понятия «интеграция форм образовательной деятельности», характеристик такой интеграции, разработкой моделей интеграции форм, определением образовательных результатов, достижение которых возможно в рамках целостного образовательного процесса на основе формального, неформального и информального образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, личностно-профессиональное развитие, формы образовательной деятельности, интеграция формального, неформального и информального образования

1978
30

Вахитова Галия Хамитовна ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 36-39

Рассматривается организация внеучебной деятельности студентов педагогического вуза как процесс формирования их профессиональных компетенций. Анализируется роль и место предметных олимпиад в образовании и личностном становлении студентов – будущих педагогов.

Ключевые слова: предметные олимпиады студентов, внеаудиторная работа, компетентность, компетенция, профессиональная подготовка будущего учителя

1977
31

Коростелева Наталья Александровна, Краснов А. М. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТУДЕНТАМ-ИНВАЛИДАМ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 24-33

Рассматриваются различные аспекты проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в современном образовательном социуме. На основе экспериментально полученных данных анализируется степень влияния социально-демографических характеристик преподавателей и студентов вуза как основных субъектов интегрированного обучения в высших учебных заведениях на уровень толерантности отношений к студентам-инвалидам.

Ключевые слова: толерантность, интегрированное обучение, студенты-инвалиды, формирование

1969
32

Харина Наталья Васильевна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 8-15

Представлено исследование проблемы профессионального образования в России. Исходя из результатов проведенного анализа, выделены наиболее важные из них; сделан акцент на некоторых подходах к решению обозначенных проблем, связанных с формированием системы непрерывного образования, отвечающего требованиям инновационной экономики, интеграцией российского образования в мировое образовательное пространство.

Ключевые слова: проблемы профессионального образования, интеграция, диверсификация, подготовка и переподготовка кадров

1965
33

Саратовцева Надежда Валентиновна МОЙ УЧИТЕЛЬ – ЕФИМ ГРИГОРЬЕВИЧ ОСОВСКИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 81-86

Статья посвящена памяти учителя и ученого – Ефима Григорьевича Осовского – члена-корреспондента Российской академии образования, академика Международной педагогической академии, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Мордовии, блестящего преподавателя и наставника. Ее автор, ученица ученого, вспоминает о научных и жизненных уроках Ефима Григорьевича. Ценность статьи заключается в обращенности к проблеме личностных образцов в процессе поиска своего пути в жизни и науке. Помимо биографических сведений об Е. Г. Осовском и о направлениях его научной деятельности в статье представлены некоторые идеи и крылатые выражения видного педагога, которые могут быть взяты на вооружение и применимы в работе и жизни будущими или уже состоявшимися учеными.

Ключевые слова: Ефим Григорьевич Осовский, учитель, ученый, человек, личностное становление, наука, значимость личности

1963
34

Стародубцева Ольга Геннадьевна ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 38-42

Статья посвящена вопросам формирования иноязычной лексической компетенции студентов неязыкового вуза, раскрываются основные понятия, относящиеся к лексической стороне обучения иностранному языку. Автор уделяет внимание лексическим навыкам в контексте междисциплинарных связей как структурному компоненту иноязычной лексической компетенции, характеризуя их специфику и условия формирования, обосновывается преимущество структурирования иноязычной лексической компетенции на междисциплинарной основе, что предполагает учет лингвистических особенностей языкового материала, а также учебно-познавательной деятельности студентов.

Ключевые слова: лексическая компетенция, языковая компетенция, лексические навыки, лексика, лексическая единица, междисциплинарные связи

1926
35

Артеменко Надежда Анатольевна ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ С ОПОРОЙ НА ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 53-59

Рассматривается специфика такого приема формирования коммуникативной компетенции школьников, как работа со словарями различных типов. Обозначены возможности идеографического словаря в плане обогащения словарного запаса учеников.

Ключевые слова: языковая личность, коммуникативная компетенция, языковая компетенция, словарный запас, идеографический подход, идеографический словарь

1924
36

Шварева Ольга Васильевна КЕЙС-ТЕСТ: ИННОВАЦИОННОЕ ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 28-32

Уточняется сущность понятий «кейс-тест», «кейс-измерители», представлен вариант конструкции кейс-теста как инновационного оценочного средства бакалавров в рамках компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетентность, кейс-измерители, конструкция кейс-теста, экспертная карта

1919
37

Вершинина Лариса Владимировна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 93-98

Затронута проблема психологической безопасности детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Обозначены зоны психологических рисков, основанные на онтогенетическом принципе развития ребенка, – ранняя адаптация детей к дошкольной образовательной организации, взаимоотношения ребенка с воспитателем, низкий социометрический статус ребенка в группе сверстников; отставание (опережение) в развитии, поведенческие и эмоциональные нарушения в детском возрасте, проблемы отношений ребенка в семье, социально-психологические проблемы в педагогическом коллективе. Раскрыты причины, детерминирующие психологические риски в дошкольном возрасте. Условия психологической безопасности в образовательной среде дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная среда дошкольной образовательной организации, зоны риска детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

1916
38

Мищенко Игорь Евгеньевич, Резанович Ирина Викторовна ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 81-88

Рассматриваются различные структуры отклоняющегося поведения, существующие его виды, их характеристика, которые приводят некоторые авторы. На основе проделанного исследования собственная структура отклоняющегося поведения составлена путем укрупнения групп видов отклоняющегося поведения, что обеспечивает большую четкость и логичность в использовании тех или иных видов отклоняющегося поведения.

Ключевые слова: анализ, структура, поведение, вид поведения, отклоняющееся поведение

1882
39

Вьенне Дени, Поздеева Светлана Ивановна, Безносова Екатерина Дмитриевна, Костина Светлана Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 224-230

Рассмотрены ключевые особенности системы высшего образования во Франции. Страна имеет не только интересные социокультурные, но и образовательные традиции. Анализируется такая особенность, как наличие во Франции двух типов учреждений высшего образования: университетов и высших школ, рассматриваются типы университетов и высших школ. Выделены ступени высшего образования: бакалавриат (степень «лисанс»), магистратура (магистр первого и второго года обучения), докторантура. Показано, как в сфере высшего образования страны проявляется гуманистическая, прогрессивная, социальная традиция. Анализируется опыт лучших университетов и высших элитных школ Франции. Выделены некоторые проблемные точки в практике высшего образования страны: дифференциация типов высших учебных заведений, недостаток финансирования, разделение преподавания и исследования, интенсификация преподавательской деятельности и др. Показано, что на их преодоление направлены реформы, например «Закон о высшем образовании и научных исследованиях».

Ключевые слова: система высшего образования во Франции, университеты, высшие элитные школы, реформы высшего образования

1846
40

Клепач Юлия Владимировна, Рубцова Татьяна Викторовна ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 63-72

Несмотря на большое число научных трудов по мотивации учебной деятельности, учителя по-прежнему сталкиваются с тем, что у школьников не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Особенно остро эта проблема наблюдается у учеников подросткового возраста. В рамках проведенного исследования мотивации учебной деятельности проанализирована структура учебной мотивации подростков, их отношение к учению и учебным предметам, доводы в пользу выбора любимых и нелюбимых предметов, а также внешние и индивидуальные затруднения, с которыми сталкиваются подростки в учебной деятельности, и специфика личностной направленности в преодолении этих затруднений. Представлены результаты анализа как в целом по выборке (школьники восьмых классов), так и в половом аспекте (юноши и девушки) и их интерпретация.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, мотивы учебной деятельности, подростки

1844
41

Емельянова Лилия Алексеевна, Солодкова Марина Ивановна, Борченко Ирина Дмитриевна ТЬЮТОРСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 144-153

Актуализируется проблема индивидуализации на современном этапе развития образования, в том числе с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Рассматривается вопрос индивидуализации образования на уровне начального общего образования в общеобразовательной школе. В рамках реализации инновационных проектов регионального и федерального уровней представлена практика индивидуализации образовательной деятельности в части адаптации и развития обучающихся на основе организации и технологий тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ, маршрутов, проектов. Выделены основные направления деятельности по представлению практического опыта работы образовательных организаций с использованием ресурсов тьюторства, а также представлены некоторые результаты сопоставления трудовых действий тьютора и других категорий педагогов для достижения целей индивидуализации образования обучающихся. Охарактеризованы основные подходы к формированию стратегий тьюторского сопровождения индивидуализации образования в начальной школе. Обозначены и аргументированы условия для освоения функций тьютора педагогами общеобразовательной организации, соблюдение которых позволит решить проблему создания условий для реализации индивидуализации образовательной деятельности.

Ключевые слова: индивидуализация образовательной деятельности, индивидуализация обучения, тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторская система сопровождения

1839
42

Мазепа Елена Валерьевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КНИГИ РАССКАЗОВ-ПЕРЕВЕРТЫШЕЙ Г. Б. ОСТЕРА «ДЕТИ И ЭТИ» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 48-52

Отмечена наметившаяся тенденция выражать воспитательные концепции языком художественной прозы, проанализирован педагогический потенциал рассказов-перевертышей детского писателя Г. Б. Остера из книги для детей и родителей «Дети и эти».

Ключевые слова: педагогический потенциал детской литературы, Г. Остер, жанр перевертыша, ирония, диалог, взаимоотношения детей и родителей

1834
43

Семёнова Наталия Альбертовна ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЕ ВРЕМЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 70-74

Рассматриваются вопросы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе на уроке: различия понятий «проектная деятельность», «проектный метод». Проектная деятельность рассмотрена как интегративная. Указаны возможности организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии, изобразительного искусства и других.

Ключевые слова: проектная деятельность младших школьников, проектная деятельность на уроках в начальной школе, уроки технологии

1833
44

Лыкова-Унковская Екатерина Сергеевна ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 92-97

Начальный этап школьного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи тесно взаимосвязан с проблемами формирования у них социально-бытовой компетентности. Приведены результаты исследования бытовой компетенции, описаны ее особенности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, а также предложен диагностический инструментарий, позволяющий выявить эти особенности. Представленные результаты исследования могут быть использованы при планировании работы, направленной на коррекцию у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи бытовой компетенции, при включении в коррекционную работу модулей, способствующих формированию социально-бытовой компетентности в целом.

Ключевые слова: социально-бытовая компетентность, бытовая компетенция, социальная адаптация, младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи

1829
45

Стародубцева Ольга Геннадьевна КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ КАК ОСНОВА ТРЕНИНГА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 7-12

Представлено описание комплекса упражнений на основе межпредметных связей, направленных на формирование лексических навыков профессионально ориентированной устной речи, а именно типы и виды упражнений, их последовательность как поэтапность активного усвоения лексического материала в рамках определенного тематического раздела.

Ключевые слова: языковые упражнения, условно-речевые упражнения, речевые упражнения, лексическая единица, активизация, микротема (тематический раздел), тексты межпредметного характера, лексические навыки, профессионально ориентированная устная речь, межпредметные связи

1824
46

Кириленко Ю. Н. ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 21-27

Цель данной статьи – выявление и анализ основных направлений и тенденций развития системы профессионального образования Германии, а также задач, стоящих перед немецкими законодателями в данной сфере образовательной деятельности. Эксплицированные тренды немецкого профессионального образования позволяют в дальнейшем исследовать возможность переноса и адаптации позитивного немецкого опыта и практик в условия российской образовательной среды.

Ключевые слова: тренды, тенденции, система профессионального образования, Германия

1822
47

Колесникова Елена Владимировна, Шереметьева Ульяна Михайловна, Кобякова Валентина Николаевна, Колесников П. О. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ТГПУ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 16-20

Посвящается 25-летнему юбилею факультета технологии и предпринимательства Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Всесторонний анализ рынка качества подготовки рабочих кадров показывает крайнюю необходимость переосмысления существующего подхода к его регулированию, перехода от пассивной констатации неблагоприятных факторов к формированию целостной системы по регулированию этого рынка в интересах развития территории, вовлечению в этот процесс всех заинтересованных сторон, целенаправленному сближению пониманий и действий всех субъектов рынка труда. Факультет технологии и предпринимательства ТГПУ предлагает принципиально новый подход к организации профессиональной подготовки студентов, в основе которого лежит интеграция трехстороннего взаимодействия НПО, СПО – ВПО – производство по схеме: студент – рабочий – бакалавр – магистр.

Ключевые слова: факультет технологии и предпринимательства ТГПУ: история и современность, непрерывное профессиональное образование, конкурентоспособность выпускника, инновационная деятельность

1820
48

Азбель Анастасия Анатольевна, Илюшин Леонид Сергеевич, Манухина Софья Владимировна ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВЫХ ВИДЕОБЛОГОВ: ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 113-124

Анализируются особенности речевого поведения русскоговорящих подростков-блогеров и проблематика наиболее популярных подростковых видеоблогов. Предложено развернутое определение понятия «видеоблог», дана оценка особенностей устной речи видеоблогеров 14–17 лет и ее соответствия нормам современного русского литературного языка. Авторы прогнозируют рост числа подростковых видеоблогов социокультурной и образовательной проблематики. Социокультурный феномен подросткового видеоблогинга в сочетании с продолжающимся ростом популярности рэп-культуры выводит такие качества личности, как харизма, управление вниманием аудитории, способность понятно формулировать свою позицию, навыки в области риторики и самопрезентации, в число наиболее востребованных в подростковой аудитории. Происходит быстрая и, скорее всего, необратимая коммерциализация сферы подросткового видеоблогинга. Подростковая блогосфера опережает школу в уровне мотивации к использованию навыков устной речи. При этом, учитывая огромную аудиторию зрителей подростковых видеоблогов, можно прогнозировать дальнейшее ухудшение качества устной и письменной речи выпускников школ, а именно речевые и стилистические ошибки, а также использование обсценной лексики.

Ключевые слова: видеоблог, подростковый видеоблог, дискурс-анализ подростковых видеоблогов, русский язык в Интернете, устная речь подростков

1817
49

Путинцева Елена Борисовна, Поздеева Светлана Ивановна ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 85-89

Рассмотрены содержание и структура портфолио ученика начальной школы. Выделены такие его характеристики, как открытость, рефлексивность, свобода. Представлен управленческий аспект в разработке и реализации портфолио педагогами начальной школы.

Ключевые слова: портфолио, портфель достижений, открытость, самооценка, учебные и образовательные результаты

1808
50

Сяопэн Сунь ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 153-162

Расширение масштабов деятельности высшей школы, выход ее на международный рынок образовательных услуг – одна из наиболее характерных черт нынешнего времени для всех стран. Россия имеет давний опыт по подготовке кадров для зарубежных стран, в число ее неизменных и дружественных партнеров входит Китай. В процессе обучения в России иностранные студенты сталкиваются с новым для себя комплексом факторов окружающей среды: иной социокультурной и языковой средой, непривычным климатом, новыми методами и формами обучения, полной сменой режима труда и отдыха и др., что неизбежно создает у них трудности в приспособлении к новым условиям жизни. Поэтому в ходе занятий трудности испытывают и российские преподаватели, обучающие студентов из Китая, и их тьюторы. Это объективно ставит задачу по созданию условий для адаптации иностранных студентов к обучению в России, чем и вызван анализ основных проблем социокультурного характера, с которыми сталкиваются студенты из КНР и их преподаватели при обучении в российских вузах. Рассматриваются вопросы учета в образовании этнокультурной специфики.

Ключевые слова: образование, российская система высшего образования, образование в Китае, преподаватели, студенты, социокультурная адаптация, национально-культурная специфика, психологические особенности студентов

1806
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 1 из 25

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ