№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1151 | Образование пожилых людей связано с развитием национальной проблемы старения, что является четким требованием и надеждой, выдвинутой на национальном уровне для низового открытого университета, чтобы сделать работу в области образования пожилых людей. Как важная часть системы пожизненного образования, энергичное развитие высококачественного образования для пожилых людей и гарантия права пожилых людей на получение образования на том же уровне являются важными путями к развитию и совершенствованию системы образования на протяжении всей жизни, а также важной мерой по активному преодолению старения общества. В идеале система образования, которая служит пожизненному обучению для всех, должна представлять собой органическое целое с четкой иерархией, соответствующей структурой и упорядоченной связью, объединяющей семейное, школьное и социальное образование. Внутри системы различные формы образования интегрированы и связаны между собой, а все виды образовательных ресурсов находятся в открытом доступе, что не только удовлетворяет образовательные потребности групп разных возрастов, но и формирует сильную образовательную синергию на службе обществу; внешне эта система может взаимодействовать и координировать свои действия с развитием времени, корректируя свою внутреннюю структуру в соответствии с изменениями социальных потребностей и тем самым поддерживая постоянный импульс развития и образуя благотворный круг. Внешне эта система может взаимодействовать и координировать свои действия с развитием времени, корректируя свою внутреннюю структуру в соответствии с изменениями общественных потребностей, тем самым поддерживая постоянный импульс развития и формируя добродетельный круг. С углублением процесса старения и непрерывным продвижением рыночного образования образование для пожилых людей превратилось в новую отрасль. Университет для пожилых людей используется как опора для реформирования традиционного способа обучения пожилых людей, реализации многомерного и разностороннего обучения, установления эффективных и надежных долгосрочных связей, создания дружественной атмосферы любви, уважения и заботы о пожилых людях со стороны всех людей. Формирование новой бизнес-модели взаимосвязи и совместных инноваций различных отделов, реализация чувства радости, чувства безопасности и чувства достоинства для пожилых людей, одновременно расширяя развитие услуг в индустрии образования для пожилых людей и повышая устойчивое, эффективное и здоровое развитие индустрии ухода за пожилыми людьми в Китае. Ключевые слова: новая эпоха, образование пожилых людей, характеристика, путь развития | 384 | |||||
1152 | На основе трудов отечественных ученых (искусствоведов, педагогов, IT-специалистов) рассмотрены основные задачи современного дизайн-образования, направленного на подготовку компетентного, креативного выпускника, способного применять этнокультурный материал в профессиональной сфере, в том числе средствами цифровых технологий. В основе исследования – механизмы внедрения в содержательный компонент подготовки будущих дизайнеров материала традиционного русского костюма. Важным подтверждением значимости включения материала традиционного русского костюма в дизайн-образование является качество и новизна проектных разработок и результативность участия проектов студентов в конкурсно-выставочной деятельности. В ходе исследования была доказана высокая эффективность использования материала традиционного русского костюма в современном дизайн-образовании в формировании профессиональных компетенций, направленных на совершенствование будущего специалиста, и универсальных, способствующих воспитанию личности в традиции своей культуры. Показателем высокого уровня освоения студентами материала традиционного русского костюма стал рост числа выполненных проектов коллекций одежды в этностиле, что является успешным использованием материала традиционного русского костюма в современном дизайн-образовании. Ключевые слова: традиционный русский костюм, дизайн костюма, дизайн-образование, источник творчества, проект, цифровые технологии в дизайне | 382 | |||||
1153 | Рассматриваются модели «Я», созданные в зарубежной психологии. Учитывается их место в теориях более широкого порядка. Методологические основания конструкта «Я» не рассматриваются, а берутся как предпосылки и основания, важные для понимания концептуальных истоков психологических моделей «Я». Предлагается классифицировать модели «Я» по их месту в теориях более широкого порядка. В связи с этим выделяются и различаются психодинамические, бихевиоральные, когнитивные, социально-психологические, нарративные, экзистенциально-гуманистические модели «Я». В психодинамических моделях «Я» относится к областям сознания и подсознания, рассматривая их совместно. При этом «Я» дифференцируется и расщепляется в результате дивергенции и фрагментации или, наоборот, характеризуется конвергенцией и возникновением целостного «Я». В бихевиоральных моделях показывается поведенческий взгляд на «Я». Оно определяет «Я» как текущие активности, включая внешнее поведение, вербальное поведение и висцеральную активность. Когнитивные модели содержат описания, предписания и ожидания об атрибутах и целях, относящихся к самосознанию человека. Когнитивное «Я» понимается как фильтр входящей информации. Социально-психологические модели рассматривают «Я» как субъекта и объекта, отношения, которым оно отделяет себя от самого себя. В нарративных моделях «Я» касается жизненных историй, которые реконструируют прошлое, обращаются к настоящему и воображаемому будущему в единстве. Это рассказы людей о себе. Экзистенциально-гуманистические модели имеют дело с «Я», которое склонно актуализировать себя. Это приводит к дифференциации, символизации опыта и переживания. Общей особенностью всех моделей «Я» является их фрагментация. Перспективу их интеграции можно отнести к отдаленному будущему. Ключевые слова: зарубежные модели «Я», дифференциация «Я», психодинамическое «Я», поведенческое «Я», когнитивное «Я», социально-психологическое «Я», нарративное «Я», экзистенциально-гуманистическое «Я» | 381 | |||||
1154 | Представлен теоретический анализ проблемы исследования домашнего насилия. Описана разработанная схема исследования, в основе которой лежит концепция жизненных моделей и два ключевых компонента – экзистенциальная вина и потерянные Возможные Я. Показаны эмпирические данные пилотажного исследования в качестве иллюстрации предложенной схемы. В пилотажном исследовании приняли участие 20 человек, критерием отбора респондентов был факт пережитого опыта домашнего насилия со стороны сиблинга. Результаты основывались на выбранных методах: «Методика определения общей и социальной самоэффективности», «Диагностика межличностных отношений», «Опросник межличностных отношений», опросник «Жизненные ориентиры», а также «Методика диагностики Возможных Я». Данные были обработаны с помощью сравнительного, корреляционного, дискриминантного и регрессионного анализов. Исследование показало высокую чувствительность к разработанной схеме исследования и позволило выделить группу респондентов с опытом домашнего насилия через специфику их жизненных моделей, которые отличаются от группы респондентов без опыта насилия. Так, например, у респондентов, переживших опыт домашнего насилия, в большей степени выражена потребность в эмоциональной и психологической поддержке от семьи, социальных групп и сообществ по сравнению с респондентами без такого опыта, у которых выражена тенденция к независимости. Ключевые слова: жизненные модели, домашнее насилие, сиблинг, переживание, экзистенциальная вина, Возможные Я | 373 | |||||
1155 | Успешная реализация совместных международных образовательных программ требует от иностранных учащихся высокого уровня владения русским языком не столько в социально-бытовой и социально-культурной, сколько в учебно-научной сфере общения. Следовательно, возникает запрос на создание профессионально ориентированных узкоспециализированных средств обучения. Совместный инженерный институт – это проект Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Цзянсуского педагогического университета, реализуемый при поддержке Министерства образования Китая. Специально для студентов данного института преподаватели Центра русского языка как иностранного Высшей школы международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разработали учебные пособия по языку специальности по каждому направлению подготовки. «Русский язык как иностранный. Язык специальности. Дизайн» – учебное пособие, разработанное для китайских студентов Совместного инженерного института, обучающихся по направлению «Дизайн». Инновационная система упражнений, представленных в пособии, построена на материале аутентичных текстов по специальности и позволяет вне языковой среды подготовить китайских студентов к обучению на третьем курсе в России. Ключевые слова: совместная образовательная программа, русский язык как иностранный, язык специальности, цветоведение, первый сертификационный уровень владения русским языком | 372 | |||||
1156 | Преобразования, происходящие в современном обществе, с каждым годом все больше усложняют содержание любой профессиональной деятельности, что приводит к изменениям в деловой среде организации, и прежде всего в межличностном общении и взаимоотношении между ее сотрудниками. Формирование навыков эффективного общения на сегодняшний день является важным и необходимым условием развития каждого сотрудника организации. Те сотрудники, которые смогут развить у себя на высоком уровне эмоциональный интеллект, т. е. научатся регулировать свои эмоциональные состояния, понимать эмоции и чувства окружающих и ориентироваться на них в процессе взаимодействия, смогут эффективно достигать поставленные перед ними цели и быть успешными в своей сфере деятельности. Поэтому можно предположить, что у представителей разных типов профессий эмоциональный интеллект имеет свои особенности, а специфика профессиональной деятельности человека будет оказывать воздействие на характер связей между показателями эмоционального интеллекта и самоотношения. Исследование проводилось на базе центров, оказывающих психологическую помощь, дизайнерских агентств и компаний в области продвижения современных информационных технологий г. Белгорода. В качестве диагностического инструментария применялся Опросник эмоционального интеллекта К. Барчард (адаптация Г. Г. Князева и др.) и Тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева. В тестировании участвовали 32 психолога, занимающихся частной практикой, 27 дизайнеров интерьеров, создающих дизайн-проекты жилых и офисных помещений, и 34 IT-специалиста, разрабатывающих и внедряющих программные продукты. Полученные в ходе исследования данные и их анализ позволили сделать вывод о том, что уровень развития эмоционального интеллекта и практически всех его показателей преобладает у психологов. Установлено, что на характер связей между показателями эмоционального интеллекта и самоотношения оказывает воздействие специфика профессиональной деятельности каждой рассматриваемой выборки. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, самоотношение, психологи, дизайнеры интерьеров, IT-специалисты, экспрессивность, эмпатия, сопереживание, аутосимпатия, самоинтерес, самопринятие, самообвинение | 301 | |||||
1157 | Рассматривается вопрос, раскрывающий связь детско-родительских отношений и психологического благополучия подростков. Показано, что психологическое благополучие представляет собой сложный личностный конструкт, включающий в себя несколько важных факторов, влияющих на успешное или проблемное прохождение кризисного этапа в развитии. Дана характеристика психологического благополучия и его основных компонентов – автономия, самопринятие, управление средой, личностный рост, наличие цели в жизни. Приведены результаты эмпирического исследования, которое позволило определить факторы, влияющие на психологическое благополучие подростка, и определены стили родительского взаимодействия, способствующие его проявлению. Показано, что недостаточное внимание со стороны родителей, низкий уровень эмоциональной поддержки, сочетание авторитарного и индифферентного стиля руководства негативно влияют на психологическое благополучие подростка. Подростки с высоким уровнем психологического благополучия воспитываются в семьях с преобладанием авторитетного стиля взаимодействия. В качестве наиболее существенных особенностей взаимоотношений в семье, оказывающих позитивное влияние на психологическое благополучие подростка, выступают эмоциональная близость, принятие, сотрудничество, согласие, последовательность воспитания и удовлетворенность отношениями. Материалы исследования могут быть полезны психологам, работающим с семьями, воспитывающими подростков. Ключевые слова: детско-родительские отношения, стили семейного воспитания, психологическое благополучие подростка | 299 | |||||
1158 | Работа посвящена анализу тенденций развития педагогического образования в России. Средствами историко-педагогического анализа систематизированы ведущие тенденции развития высшего образования (глобальные, актуальные и перспективные). Описаны отдельные направления развития современного педагогического образования (интеграция технологий, компетентностный подход, междисциплинарность, индивидуализация, профессиональное развитие преподавателей, оценка качества образования, реформирование высшего педагогического образования, развитие сетевого взаимодействия, поддержка инновационных образовательных программ, эмоциональное и социальное обучение, педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта, устойчивое развитие, становление цифровой экосистемы, трансдисциплинарность) и педагогического университета, в том числе процессы регионализации педагогического образования; становления цифровой экосреды педагогического вуза; развития его техносферы; формирования на базе педагогического вуза полисетевых образовательных объединений; развития системы непрерывного педагогического образования; использования партисипативных, персонализированных моделей сопровождения участников процесса в педагогическом вузе; управления подготовкой и профессиональным развитием педагогических кадров, в том числе в области организации социального партнерства; обновления содержания педагогического образования, в том числе на основании принципа трансдисциплинарности. Ключевые слова: тенденции, направления развития высшего образования, направления развития педагогического образования, современное педагогическое образование, педагогический университет | 295 | |||||
1159 | На основе анализа исследований, посвященных ценностно-смысловым основам подготовки будущих педагогов, обозначено и выявлено, что ценностные ориентиры представляют собой ключевые понятия, являющиеся основаниями для целеполагания и выбора направления деятельности личности, а ценностно-смысловые ориентации – это часть структуры личности, которая включает личностные смыслы, мотивы, интересы. Ценностно-смысловые ориентации определяют направленность деятельности личности и становятся детерминантом ее развития. Представлен результат обзора диссертационных исследований и рецензируемых научных публикаций за последние три года (2022–2024). Выявлено, что исследования позволяют определить ценностную составляющую конкретных частей образовательного процесса, применить ценностно-смысловой подход для анализа и описания образовательных практик или определить условия, влияющие на формирование ценностных отношений обучающихся к чему-либо. Большое количество научных работ посвящено ценностно-смысловым ориентациям действующих и будущих педагогов в контексте непрерывного педагогического образования. Остаются открытыми вопросы о том, как должны быть реализованы такие же единые ценностно-смысловые основы педагогического образования в контексте единого образовательного пространства. Ключевые слова: ценностные ориентиры, ценностные ориентации, ценностно-смысловые ориентации, будущие педагоги, ценности педагогической деятельности | 294 | |||||
1160 | В статье рассматривается роль конкурсов образовательных инноваций как механизма поддержки и сопровождения цифровых инициатив педагогов в условиях цифровизации образования. На примере конкурса инноваций в образовании (КИвО) проанализированы ключевые направления цифровых проектов, ориентированные на трансформацию образовательной практики. Выявлены основные категории представленных проектов, среди которых доминируют интерактивные образовательные платформы и технологии смешанного обучения. Значительная часть проектов нацелена на дополнение традиционных образовательных методов за счет цифровизации. Рассмотрены методики акселерации инновационных проектов, а также их вклад в профессиональное развитие педагогов и формирование инновационного образовательного сообщества. Теоретическая значимость статьи состоит в расширении понимания механизмов поддержки цифровой трансформации в образовании и роли конкурсов в развитии проектного мышления и инновационной культуры среди педагогов. В статье показывается, как конкурсы инноваций стимулируют внедрение низовых образовательных инноваций, предоставляют поддержку в виде ресурсов и экспертизы, а также формируют экосистему взаимодействия между участниками. Ключевые слова: цифровизация образования, конкурсы образовательных инноваций, инновационные проекты, интерактивные образовательные платформы, педагогические инновации, конкурсы инноваций, акселерация проектов, проектное мышление | 289 | |||||
1161 | Актуализируется необходимость построения образовательных программ педагогических направлений и профилей подготовки в вузе в соответствии с их междисциплинарным содержанием в логике реализации нового национального проекта «Кадры». Показывается междисциплинарный характер естественно-научных и гуманитарных дисциплин, преподаваемых в педагогическом университете в соответствии с принципами интеграции и комплексности, учитываемыми при создании единого междисциплинарного пространства взаимодействия, снимающего привычные ограничения (барьеры) в реализации образовательных программ вуза. Целью исследования является переосмысление сущности понятия «междисциплинарность» на примере преподавания естественно-научных дисциплин в педагогическом университете. Реализация принципов интеграции и комплексности рассматривается через междисциплинарное содержание естественно-научных дисциплин при составлении интеграционных и систематизирующих таблиц, сравнении масштабов различных объектов, написании эссе, решении ситуационных задач, эффективно применяемых в высшем педагогическом образовании. Использование таких методов и форм позволяет обучающимся университета выйти за узкие рамки отдельных дисциплин, осуществить интеграцию и продемонстрировать комплексный взгляд на мир, осознавая единство и взаимосвязь человека, природы, науки и искусства. Ключевые слова: междисциплинарность, естественно-научное и гуманитарное знание, принципы интеграции и комплексности, педагогическое образование, высшая школа | 286 | |||||
1162 | Педагогическая категория «развитие» понимается в качестве стержневого остова системы программно-методического обеспечения дошкольного образования (ДО), придающего ему гуманистическую устремленность, ценностно-смысловую обусловленность и функциональное разнообразие. Проблема исследования характеризуется противоречием между непрерывно усложняющимся разнообразием категории «развитие» в текстах программно-методического обеспечения, предъявляемых педагогу, и отсутствием у него необходимых представлений о принципах и методах их преобразования в практическую деятельность. Раскрывается специфика смыслового контекстного анализа категории «развитие». Осуществленная периодизация программно-методического обеспечения ДО за последние 60 лет позволила установить закономерность объективно протекающих изменений в области развития и воспроизводства его содержания. Содержание категории «развитие» представлено совокупностью смысловых контекстов: о развитии как механизме ДО; общем развитии дошкольников (личности, психики, физического, духовно-нравственного и др.); о развитии в разных видах деятельности; о развитии содержания и системы ДО; о профессионально-педагогическом развитии; об условиях и факторах реализации категории развития; о диагностике развивающего образования. Статистически значимый рост степени насыщенности смысловым содержанием категории «развитие» установлен во всех контекстах, начиная со второго периода, главным образом под воздействием созданной «Концепции дошкольного воспитания» (1989), положившей начало переходу на личностно ориентированное образование и повышению в современном периоде его функционирования. Контекст о профессиональном развитии педагога усилился лишь в современном периоде. С позиций глубинного анализа смысловых контекстов категории «развитие», задающих программно-методическое обеспечение содержания ДО (образовательных стандартов прежде всего), заметна тенденция усиления обобщающих значений и уменьшение конкретизаций описательного свойства, которые отдаются на откуп педагогам и воспитателям. Структуру смысловых контекстов категории «развитие» целесообразно считать инвариантом организации и проектирования программно-методического обеспечения содержания дошкольного образования. Работа выполнена на большом объеме научно-практического материала текстовой реальности научных и предметно-методических знаний о ДО. Ключевые слова: категория, контекст, программно-методическое обеспечение, развитие, смысл | 285 | |||||
1163 | Систематизированы ведущие характеристики современной сельской школы, специфические условия ее деятельности. Описаны особенности педагогической деятельности сельского учителя. Представлено содержание индивидуальных педагогических затруднений педагогов данной группы общеобразовательных организаций: отбор учебного материала для работы по «непрофильным» дисциплинам, интеграция учебного материала, психология педагогического общения в разновозрастных группах, система результативных методов, приемов и средств обучения в малочисленных классах, проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, приемы самоорганизации деятельности учителя, самоанализ затруднений в профессиональной деятельности и др. Представлены ведущие компетенции (коммуникативная, проектировочная, рефлексивная), соответствующие компоненты содержания деятельности (интегративно-методологический компонент, информационно-познавательный, личностно-развивающий, рефлексивно-коммуникативный), ведущие принципы подготовки педагога сельской малокомплектной школы. Обоснованы индивидуальные маршруты повышения квалификации, включающие вариативные модели. Ключевые слова: малокомплектная школа, учитель сельской школы, особенности профессиональной деятельности учителя сельской школы, коммуникативная компетентность учителя сельской школы, проектировочная компетентность учителя сельской школы | 282 | |||||
1164 | Кейс-метод представляет собой инновационный подход в обучении переводу, и создание корпуса кейсов для этой цели является важной задачей для повышения эффективности обучения. В связи с отсутствием корпуса кейсов для обучения русскому языку и отсутствием идеологического и политического обучения переводу на основе кейсов данная работа рассматривает путь создания китайско-русской переводческой прецедентной базы на примере книги «Си Цзиньпин о государственном управлении». Рассматриваются элементы кейса и технологии создания корпуса. Оказалось, что при создании корпуса кейсов на основе текстового материала необходимо проводить нравственное воспитание на протяжении всего процесса написания кейсов и обучения переводу, чтобы достичь эффекта идеологии и политики курса. Ключевые слова: «Си Цзиньпин о государственном управлении», создание корпуса кейсов, обучение переводу | 280 | |||||
1165 | В работе обсуждается широкий спектр вопросов, связанных с разработкой, оценкой и использованием учебников в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена вниманием государства и общества к задаче создания единого образовательного пространства с учетом национальных приоритетов и представлений о безопасности детства, что подчеркнуто в федеральном законе № 371-Ф3. Целью исследования является изучение вопроса соответствия учебников для общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования требованиям безопасности, содержательной актуальности, идейно-ценностного соответствия национальным приоритетам. В статье уделено внимание отечественным и зарубежным исследованиям, методическим материалам, посвященным учебникам, которые проходят периодическую экспертизу согласно национальным программам реформирования образования. Обзор литературы позволил выявить, что в зарубежных исследованиях содержания учебников аспект, связанный с безопасностью детства, практически не актуализирован; в отечественном нормативно-методическом поле он поставлен, но недостаточно изучен. Метод исследования – анализ экспертных мнений, осуществленный по результатам проведения семинара с участием более 50 специалистов, обладающих опытом оценки современных учебников. На основании обобщения и концептуализации мнений участников семинара определены актуальные и дискуссионные вопросы экспертизы современных учебников для школ и среднего профессионального образования. 1. Роль учебников в образовательном процессе, оценка их содержания и методического оснащения с точки зрения соответствия идее унификации образовательных стандартов и программ в стране. 2. Вопросы координации содержания учебных материалов между различными предметами. 3. Задача обеспечения доступности содержания учебников пониманию учащихся. 4. Возможности электронных версий учебников и интеграции интерактивных элементов в печатные версии для повышения эффективности обучения. 5. Проблемы, связанные с соблюдением требований безопасности детства, включая ограничение доступа к недостоверной или популяризирующей деструктивные ценности информации. Результаты исследования являются важным ресурсом для работы учителей, методистов, ученых и законодателей, так как содержат объективный анализ проблем разработки учебников и рекомендации по улучшению качества и повышению эффективности образовательных ресурсов в России. Ключевые слова: учебник, экспертиза, образовательная политика, единое образовательное пространство, безопасность детства | 277 | |||||
1166 | Представлены результаты психосемантического анализа мотивации учебной деятельности студентов психолого-педагогических направлений подготовки. Исследование проведено на выборке из 145 студентов, обучающихся на первом и четвертом курсах Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, направление подготовки «Психолого-педагогическое образование». В исследовании были использованы методика изучения мотивов учебной деятельности (А. А. Реан, В. А. Якунин, И. В. Тихомирова) и универсальный семантический дифференциал, что дало возможность выявить эмоциональную коннотацию и личностную значимость учебных мотивов. Показаны различия в структуре учебных мотивов успевающих и неуспевающих студентов, которые обучаются на начальных и выпускных курсах. Ведущие мотивы у студентов первого курса психолого-педагогических направлений подготовки отражают сниженную личностную значимость обучения. Наиболее значимыми мотивами являются мотивы трудоустройства, что отражает прагматический характер выбора специальности обучения. Студенты первого курса обучения с более высокой успеваемостью демонстрируют большую дифференцированную структуру мотивации, чем студенты с низкой успеваемостью, что является основой их успешности в обучении. В структуре ведущих мотивов студентов четвертого курса присутствуют профессионально ориентированные мотивы, что отражает более высокую готовность к профессиональной деятельности, чем у студентов первого курса. Осуществлен сравнительный анализ учебной мотивации, который показал наличие уплощения мотивационной структуры у успевающих студентов и дифференциацию мотивов обучения у неуспевающих студентов. Выявленные феномены отражают различный вклад мотивации как регуляторного фактора в обеспечение учебной деятельности и влияние культурных и социально-экономических факторов на процесс обучения студентов психолого-педагогических направлений. Ключевые слова: учебная мотивация, учебный мотив, учебная деятельность, динамика учебной мотивации, студенты университета, психосемантический анализ | 272 | |||||
1167 | Представлен обзор научных работ в области подготовки пожарных за последние 20 лет. Установлено наличие сходств в ее организации в России и за рубежом. Одним из отличий является неравнозначность практического и теоретического аспектов такой подготовки. В зарубежных изданиях нередки публикации о применении в обучении пожарных современных технологий и о здоровье-сбережении. В отечественных изданиях активно обсуждается организация данного обучения. В обеих группах исследований прослеживается направленность на модернизацию и совершенствование названной подготовки. Ключевые слова: исследования подготовки пожарных, подготовка пожарных в России, подготовка пожарных за рубежом, пожарные, ГПС МЧС России, пожарная безопасность, педагогические технологии | 272 | |||||
1168 | Адаптация к изменениям среды с физиологической точки зрения представляет собой стрессорную реакцию, активирующую выработку приспособления к этим изменениям. Ключевым фактором, запускающим стрессорную реакцию, является новизна, фактором успешности адаптации – стрессоустойчивость, приспособляемость индивида. Успешность адаптационного процесса первокурсников проявляется в результатах учебной деятельности, сфере социального взаимодействия, показателях здоровья (физического и психологического). Проявлениями дезадаптации являются снижение показателей физического функционирования и психологического благополучия, которые, в свою очередь, отражаются на академической и социальной успешности. Таким образом, показатели здоровья и их изменения можно рассматривать как индикатор успешности адаптивного процесса, а применение соответствующих инструментов диагностики – компактным методом всесторонней оценки адаптации, включающей физиологический и психологический аспекты. Целью исследования является мониторинг психологической адаптации студентов-первокурсников через показатели здоровья (физического и психологического). В 2023 г. в исследовании приняли участие 276 студентов первого курса педагогического вуза, в том числе 22 несовершеннолетних. Половозрастной состав выборки: 240 девушек, 36 юношей (17–22 года). В 2024 г. – 178 студентов, в том числе 9 несовершеннолетних. Половозрастной состав выборки (17–21 года): 145 девушек, 33 юноши. Использованный инструментарий: тестирование при помощи SF-36 – опросника оценки качества жизни. Полученные данные показали, что большинство значений по шкалам в выборке соответствует средним значениям в популяции или превышает популяционные показатели, статистически значимых различий между средними значениями в выборке и в популяции обнаружено не было. Анализ индивидуальных результатов позволил выявить студентов, нуждающихся в психологической помощи. Индивидуальная работа подтверждает информативность и валидность использованного диагностического инструмента, позволяющего выявить проявления дезадаптации и конкретизировать мишени психологической работы. Ключевые слова: психологическая адаптация, первый курс, студент, здоровье | 262 | |||||
1169 | Рассматривается проблема выбора форм промежуточной аттестации в вузе, адекватных задачам высшего образования на современном этапе, прежде всего с учетом компетентностного подхода. Констатируется недостаточность специальной литературы по проблемам именно промежуточной аттестации, в особенности по истории. Описывается авторский опыт проведения промежуточной аттестации по базовым историческим дисциплинам – истории Средних веков и Новой истории стран Азии и Африки – в форме письменной аналитической работы. Раскрывается методика подготовки к написанию данной работы, разъясняются принципы формулирования вопросов для экзаменационных билетов. Анализируется описанный опыт с точки зрения его роли в формировании у студентов-историков профессиональных знаний, умений и навыков. Показывается потенциальная возможность с помощью предлагаемой методики выработки у обучающихся функциональной грамотности, а именно читательской грамотности и глобальной компетентности. Ключевые слова: всеобщая история, методика преподавания истории, промежуточная аттестация, функциональная грамотность, глобальная компетентность, история Средних веков, Новая история стран Азии и Африки | 254 | |||||
1170 | Рассматривается вопрос формирования новых стереотипов профессиональной педагогической деятельности, которые могут заменить негативные и устаревшие, деструктивно влияющие на результат труда сельских учителей, который, по сравнению с городскими, осложняется особенностями функционирования образовательной организации в сельской местности. Доказывается тезис о том, что полифункциональная деятельность сельского педагога способствует формированию особых стереотипов, в первую очередь связанных с организацией образовательного процесса (в том числе о значении малочисленных школ и их реструктуризации, использовании сетевых механизмов, проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и др.). В число таких представлений, сформировавшихся в 60–90-е годы среди педагогов сельских школ (в первую очередь малочисленных), входит твердая уверенность части учителей и руководителей о «второсортности» работников данной группы общеобразовательных организаций, низком качестве их деятельности. Осуществлен анализ понятий «стереотипы», «установки», «предрассудки», «предубеждения» в профессиональной педагогической деятельности сельских учителей. На основе сравнительных характеристик выявлены общие и отличительные черты перечисленных психологических явлений, которые можно использовать при работе по формированию стереотипов профессиональной педагогической деятельности. Ключевые слова: профессиональная педагогическая деятельность, стереотипы, установки, предубеждения, предрассудки, сельские учителя | 241 | |||||
1171 | Профессиональная идентичность является залогом успешной деятельности и максимально эффективного применения потенциала специалиста. Цель исследования – изучить взаимосвязь профессиональной идентичности с креативностью у студентов-психологов. Методологической основой исследования выступили работы отечественных психологов по профессиональной идентичности: Л. Б. Шнейдер, Е. П. Ермолаевой, Д. И. Завалишиной, А. В. Эбича, А. А. Азбель и др. В эмпирическом исследовании был применен комплекс психологических методик: методика креативности Э. Торренса, методика вербальной креативности С. Медник, методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель, тест на определение профессионального типа личности Дж. Холланда. Эмпирическая выборка составила 80 студентов психологического факультета Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) в возрасте от 18 до 21 года, их них 70 девушек и 10 юношей. Результаты исследования показали: почти половина студентов-психологов демонстрируют сформированную профессиональную идентичность, значительное количество испытуемых находятся в кризисе выбора профессиональной идентичности; большинство респондентов относятся преимущественно к социальному и артистическому профессиональным типам личности. Выявлены взаимосвязи между статусом профессиональной идентичности и креативностью. Сформированный статус профессиональной идентичности взаимосвязан со способностью выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных, открытостью новому. В качестве пути преодоления кризиса идентичности для студентов-психологов предложено внедрить в образовательный процесс формы обучения, способствующие развитию креативности, и уделить внимание практической подготовке. Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональный тип личности, креативность | 237 | |||||
1172 | Все более важным становится развитие у современных детей и подростков моральной устойчивости, самостоятельности и ответственности за свои действия, чтобы успевать за быстрыми темпами развития и изменений в современном обществе, для которого также характерен высокий уровень стресса. Все эти качества необходимы для формирования гармоничной личности, способной справляться с любыми жизненными вызовами. Сфера спортивной деятельности является актуальным контекстом формирования позитивных нравственных качеств у детей и молодежи. Цель статьи – описать методику воспитания морально-волевых качеств (смелости, решительности, самостоятельности, настойчивости, ответственности, инициативности) у детей и подростков, занимающихся в спортивной школе олимпийского резерва (на примере юных кикбоксеров). Использовался анализ теоретических источников по проблеме нравственного воспитания, а также практического опыта тренеров-преподавателей Федерации кикбоксинга Томской области. Обнаружено, что методики воспитания морально-волевых качеств юных кикбоксеров 11–12 лет изучены недостаточно. Представлена методика комплексного воспитания смелости, решительности, самостоятельности, настойчивости, ответственности и инициативности, основанная на выполнении упражнений и тренировочных заданий, соответствующих избранному виду спорта. Комплексный подход в воспитании морально-волевых качеств будет способствовать развитию психологической подготовки, технических и тактических навыков и умений кикбоксеров, занимающихся в школе олимпийского резерва. Ключевые слова: методика воспитания, морально-волевые качества, методические средства, тренировочные задания, соревновательный процесс, юные кикбоксеры | 97 | |||||
1173 | Оптимизация информационного пространства представляет актуальную проблему снижения напряженности учебного процесса на начальных курсах в военных вузах. Организм курсантов начальных курсов находится в стадии формирования, испытывая при этом большие перегрузки по сравнению со школьным учебным процессом. Одним из ключевых решений этой проблемы является трансформация образовательных ресурсов. Целью военного образования является повышение эффективности обучения за счет применения инновационных цифровых технологий. Одной из важных характеристик глобального информационного пространства, в котором все мы ныне находимся, является чрезмерная насыщенность и переизбыток информации, что приводит к необходимости разработки у обучающихся умений отделять главное от второстепенного, извлекать полезные материалы и использовать их для решения текущих задач. Рассмотрены аспекты цифровой трансформации системы военного образования и внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современных высших военных учебных заведениях. Обсуждены вопросы комплексного формирования цифровой грамотности курсантов в военных вузах. Комплексный подход к формированию дистанционных образовательных технологий должен базироваться на принципах диалогового режима работы в электронных образовательных ресурсах. Изучаются особенности использования ИКТ и дистанционных образовательных технологий в военных вузах. Анализируются актуальные проблемы, с которыми сталкиваются вузы, педагогический состав и курсанты в процессе цифровизации системы образования, возможные пути их решения. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к формированию цифровой грамотности курсантов в военных вузах. Ключевые слова: цифровизация, образование, цифровая грамотность, курсанты, военные вузы, комплексный подход | 95 | |||||
1174 | Императив развития Российской Федерации как суверенного государства требует поиска новых точек прорыва в науке, экономике, общественной организации и в образовании. В этом контексте актуальным становится критический анализ традиционных форм организации системы образования и ее отдельных областей. Целью исследования является попытка обоснования нового понимания самообразования по сущностным характеристикам деятельности и определение возможности включения формата самообразования в образовательную практику, в частности в повышение квалификации преподавателей технического университета. Использован метод педагогического эксперимента с фокус-группой преподавателей различной специализации, в котором личностное развитие слушателей предваряло аспекты развития общепрофессионального. Для обеспечения формата самообразования слушателям предоставлялись для выбора средства самотестирования персональных характеристик, база информационных материалов, охватывающих инновационные методы и инструменты преподавания, ставились условия автономной работы в течение определенного временного периода, формы самоотчета и внешней оценки результатов. Анкетирование слушателей, окончивших курс повышения квалификации, показало, что для большей части преподавателей включение формата самообразования в процесс проведения курса является целесообразным, особенно в условиях холистического характера научно-исследовательской, образовательной и организационной деятельности преподавателей высшей школы. Ключевые слова: формы обучения, учебный процесс, повышение квалификации, самообразование, неформальное образование, педагогический эксперимент | 92 | |||||
1175 | Цель исследования заключалась в выявлении особенностей коммуникативных компетенций у детей с опережающим темпом психического развития (ОТПР). Методология исследования выстроена на основе универсальной авторской структурной модели коммуникативной компетентности человека. В общую выборку вошли дошкольники с нормотипичным (N = 75) и опережающим темпом психического развития (N = 75). Методы исследования: коллективная экспертная оценка, невключенное наблюдение, статистическая обработка данных. Методики исследования: «свободная игра», «конструирование по образцу в диаде», «рисунок по образцу в диаде». Установлено, что ОТПР обусловливает выраженную дисгармоническую акселерацию когнитивного и коммуникативного развития детей 6–7 лет. Это проявляется в ускоренном темпе формирования у них речелингвистического компонента и выраженном замедлении темпа формирования оценочно-рефлексивного и социально-поведенческого компонентов коммуникативной компетентности. Полученные результаты позволяют определить «мишени» и технологии процесса целостной деятельности всех субъектов образовательного процесса по развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОТПР. Ключевые слова: структурная модель коммуникативной компетентности, коммуникативные компетенции, опережающий темп психического развития, дети старшего дошкольного возраста, дисгармоническая акселерация | 91 | |||||
1176 | В статье рассматриваются современные тенденции в области развития предпринимательства, значимость молодежного предпринимательства и формирование соответствующих компетенций в условиях университета. Особое внимание уделяется предпринимательству в сфере образования. На примере разворачивания программы бакалавриата «Образовательные проекты: управление и предпринимательство» в Московской высшей школе социальных и экономических наук авторы рассуждают о способности к самоопределению как ключевой для предпринимательской деятельности в образовании. В статье предложены практики развития способности к самоопределению, разработаны критерии диагностики ее становления. Ключевые слова: предпринимательство в образовании, компетенции предпринимателя, способы формирования компетентности в области самоопределения, рефлексия, новые образовательные продукты | 86 | |||||
1177 | В данной статье представлено содержание закономерностей системы физической подготовки лыжников. Обоснована зависимость структуры и содержания физической подготовки от вариативности соревновательной деятельности, формирующейся под воздействием динамичности общественных процессов и условий. Раскрыты причинно-следственные связи тренировочного процесса с факторами, от которых зависит этот процесс. Изложено концептуальное предложение по организации структуры закономерностей системы физической подготовки лыжников-гонщиков. Исследование проведено с помощью теоретических методов, позволивших уточнить и систематизировать научные знания, а также объяснить педагогические явления с точки зрения биологических фактов и установить взаимоотношения между педагогическими понятиями. Упорядочив многочисленную информацию о законах и закономерностях в педагогике и дидактике, мы представили свое концептуальное предложение по структуре закономерностей системы физической подготовки лыжников-гонщиков. Так как тренировочный процесс относится к спортивно-педагогической деятельности, то ряд закономерностей, выявленных многими авторами педагогических теорий, можно адаптировать в процессе физической подготовки. На основании проведенного анализа и обобщения многочисленных литературных источников в статье обоснованы и сформулированы закономерности системы физической подготовки лыжников-гонщиков. Обозначена обусловленность представленных закономерностей от причинно-следственных связей и факторов, от которых зависит физическая подготовленность спортсменов. Проведено дифференцирование закономерностей на внешнюю и внутренние. Особое внимание уделено группе закономерностей выражающих внутренние связи процесса физического развития и результата физической подготовки в системе многолетней подготовки спортсмена. Ключевые слова: закономерности, система физической подготовки, лыжники-гонщики, физическая подготовленность, управление тренировочным процессом | 85 | |||||
1178 | Рассматривается важность изучения жизнеспособности в современном обществе, подчеркивается необходимость исследования жизнеспособности у подростков. Проанализирована проблема буллинга как одна из наиболее актуальных в подростковой среде. Приведены результаты пилотажного исследования специфики жизнеспособности подростков, занимающих различные роли в буллинге. Исследование было проведено на выборке, состоявшей из 88 подростков 15–17 лет, обучающихся в г. Новосибирске. Значимых различий жизнеспособности между группами жертв, наблюдателей и защитников не выявлено. Обнаружено, что содержательные характеристики жизнеспособности у подростков в ситуации буллинга различаются в зависимости от занимаемой роли. Для подростков, проявляющих роль жертвы, в структуре жизнеспособности значимы показатели временной перспективы; для подростков с преобладающей ролью защитника – экстраверсии как индивидуальной характеристики. Ключевые слова: жизнеспособность, жизнеспособность подростков, психологическая устойчивость, буллинг, школьный буллинг | 83 | |||||
1179 | Цели проведенного исследования – выявить взаимосвязи проблемного использования соцсетей с самооценкой, ассертивностью, самоуважением, удовлетворенностью жизнью и застенчивостью. В результате в белорусском социуме выявлены высокозначимые отрицательные взаимосвязи зависимости от соцсетей мужчин и женщин с самооценкой, ассертивностью, самоуважением, удовлетворенностью жизнью и положительные – с застенчивостью и зависимостью от смартфона. Показано, что фактор «уверенность в себе» у мужчин статистически значимо превосходит данный фактор у женщин, а средние значения показателей остальных факторов у женщин больше аналогичных показателей мужчин. Практическое значение результатов настоящего исследования включает их использование в разъяснительной работе об опасности попадания в зависимость от социальных сетей. Ключевые слова: проблемное пользование социальными сетями, ассертивность, удовлетворенность жизнью, самоуважение, самооценка, застенчивость, зависимость от смартфона | 80 | |||||
1180 | В работе представлены современные тренды в профориентации школьников на педагогическую профессию, связанные с технологиями больших данных, искусственным интеллектом и персонификацией карьерных траекторий. Показаны возможности базового источника анализа данных на примере социальной сети «ВКонтакте», который может быть использован для выявления идентификационных признаков педагогического сообщества и прогнозирования склонностей школьников к педагогической профессии. В статье представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого была сформирована организационно-педагогическая модель использования технологий больших данных в региональной системе профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность, основанная на методах предиктивной аналитики. Модель позволяет идентифицировать ключевые факторы, влияющие на выбор педагогической профессии, и формировать персонализированные рекомендации карьерного построения пути для школьников. Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых инструментов и методик профориентации, направленных на повышение эффективности выбора будущей профессии и снижение риска профессиональной дезадаптации. Материалы статьи подготовлены на основе использования методов теоретического и структурного анализа, фокус-группы, экспертного метода и метода моделирования. Ключевые слова: большие данные, профессиональная ориентация, педагогическая деятельность, машинное обучение, прогнозирование, персонализация образования | 79 | |||||
1181 | Рассматриваются вопросы формирования и развития компетенций по решению профессиональных задач с применением алгоритмов виктимного, антивиктимного и рискориентированного видов мышления у студентов вуза. Актуализируется сложившийся в психологической науке подход разделения операций мышления на универсальные (анализ, синтез и т. д.) и дисциплинарные (предметные), специфичные для конкретной научной дисциплины. Показывается, что рискориентированное (или рискованное) и антивиктимное типы мышления занимают особое место в этой сложившейся классификации. Предметные операции, входящие в состав этих видов мышления, могут кардинально отличаться друг от друга, несмотря на то, что оба типа мышления ориентированы на решение задач в условиях неопределенности, отягченных факторами опасности для личности или ее имущества. Предлагается авторская методика по формированию умений различать виктимное, антивиктимное и рискориентированное мышление. Участниками исследования выступили студенты второго курса Елецкого государственного университета в количестве 40 человек. В качестве методов были применены эксперимент и групповое интервью. Было установлено, что студенты в основном с ошибками решали задачи на выявление типа мышления, который использовали люди при решении неоднозначных ситуаций, зафиксированных в учебных кейсах. При этом даже при правильном решении задач студенты не всегда смогли сформулировать критерии отличия одного вида мышления от другого. Ошибки проявились в неразличении рискориентированного мышления и виктимного, антивиктимного и рискориентированного. Чаще всего ошибки были зафиксированы при решении задач, фигурантами которых были пожилые люди. Делается вывод о необходимости включения в образовательные стандарты компетенций по владению антивиктимным мышлением. Ключевые слова: компетенции, рискориентированное мышление, антивиктимное мышление, универсальные операции мышления, предметные операции мышления, пожилой возраст | 79 | |||||
1182 | Обоснована актуальность и необходимость разработки модели педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности обучающихся юношеского возраста в вузе в условиях всеобщей информатизации и погруженности молодежи в открытую интернет-среду. Рассмотрены основные подходы к определению понятия «информационно-психологическая безопасность личности». Уточнено содержание данного понятия. Предложена теоретическая модель процесса формирования информационно-психологической безопасности обучающихся вуза. В проекте модели выделены четыре блока: методологический, содержательный, процессуальный, результативно-целевой. Дана подробная характеристика каждого блока модели. Выделены критерии сформированности информационнопсихологической безопасности личности обучающихся вуза. Представлена характеристика уровней сформированности данного личностного новообразования. Результатом реализации модели является рост уровня сформированности информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе. Это выражается в более осознанном и ответственном отношении к поступающей информации, в развитии умений безопасной работы с различным контентом, размещенным в глобальной сети, в формировании навыков психологической самозащиты в случае негативного информационного воздействия и умения своевременно распознавать манипулятивные приемы в условиях виртуальной и реальной коммуникаций. Предлагаемая модель может быть использована педагогами при составлении программы педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности студентов в образовательных учреждениях высшего образования. Ключевые слова: педагогическая модель, информационно-психологическая безопасность, высшие учебные заведения, интернет | 72 | |||||
1183 | Представлены описание, результаты разработки, валидизации и стандартизации оригинальной методики оценки педагогического консерватизма. В исследовании, направленном на выявление психометрических характеристик новой методики, приняли участие 379 человек в возрасте от 21 до 65 лет. Из них женщин – 204 человека, мужчин – 175 человек (выборка 1); для верификации конвергентной валидности участниками исследования стали 379 респондентов (выборка 2); для оценки тест-ретестевой надежности приняли участие 105 человек (выборка 3). В группе от 25 до 35 лет количество женщин составило 50 человек, мужчин – 41 человек; в группе от 36 до 44 лет количество женщин составило 54 человека, мужчин – 43 человека; в группе от 45 до 55 лет количество женщин составило 51 человек, мужчин – 49 человек; в группе от 56 до 65 лет количество женщин составило 49 человек, мужчин – 42 человека. Разработанная методика включает в себя 7 шкал и 43 вопроса: объективный фактор, субъективный фактор, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, поведенческий компоненты, которые оцениваются на основе представленных в них показателей по пятибалльной шкале, что позволяет определить уровень педагогического консерватизма. В процессе разработки гипотетического конструкта методики проведен теоретический анализ научных подходов к предмету исследования, раскрыто содержание феномена педагогического консерватизма. Продемонстрирован текст методики, ключи, интерпретация результатов, данные о нормировании выборки, на основе которой конструировалось исследование. Полученные результаты исследования подтверждают высокий уровень надежности, достоверности, валидности опросника, что позволяет представить его в качестве обоснованного и пригодного психодиагностического инструмента для изучения психологических характеристик и уровня проявления педагогического консерватизма педагогов высших учебных заведений, средних профессиональных учреждений, общеобразовательных учреждений в процессе психолого-педагогического сопровождения педагогической деятельности. Ключевые слова: педагогический консерватизм, педагог, надежность, конвергентность, валидность, стандартизация | 72 | |||||
1184 | Художественное образование в настоящее время является одним из обязательных направлений начального образования в большинстве стран. В данной статье исследуется влияние культурных традиций на художественное образование школьников в Ираке и России. Цель данной статьи – выявить, как культурные традиции влияют на содержание и методы начального художественного образования. Система художественного образования в России опирается на европейские, а не национальные традиции, старается познакомить детей с культурой и искусством разных стран, а не только России, в то время как художественное образование в Ираке в большей степени подчинено задаче сохранения культурных традиций. Обучение художественным дисциплинам в России опирается на глубокие теоретические разработки в сфере психологии и педагогики. В настоящее время в России принята единая программа по изобразительному искусству, в то время как в Ираке нет единой программы, учителя могут работать по рекомендованным программам или предлагать собственные. Программа художественного образования в России носит светский характер. В Ираке долгое время борются тенденции светского и религиозного образования, влияние Ислама на обучение изобразительному искусству прослеживается во многих школах, где отдается предпочтение традиционным видам искусства, таким как орнаменты и каллиграфия. Ключевые слова: начальное художественное образование, культурные традиции России и Ирака, программы начального художественного образования, дефициты художественного образования | 70 | |||||
1185 | Актуальным вопросом становления будущего специалиста как профессионала, востребованного в рамках новых социально-экономических реалий, является тематика профессионально значимых личностных качеств студентов среднего профессионального образования (СПО), рост подтверждается статистическими данными. В предложенной модели формирования профессионально значимых личностных качеств студентов СПО представлено содержание целевого, методологического, содержательно-технологического, контрольно-оценочного и результативного компонентов. Они служат основаниями для проведения формирующего эксперимента с учетом ранее полученных данных. В статье присутствует схема интерактивной формы обучения, включающая в себя внешнюю среду, контент, преподавателя, обучающегося, группу или класс. Ключевые слова: педагогическая модель, среднее профессиональное образование, инженерное дело, профессионально значимые личностные качества | 69 | |||||
1186 | Навыки эффективной коммуникации являются самыми востребованными не только в современной повседневной жизни, но и в деловой и профессиональной сферах общения. Неумение выбрать стратегию коммуникативного поведения, выстраивание общения на уровне интуиции не позволяют коммуниканту успешно решать сложные умственные задачи. Воспринимая новую информацию, человек производит когнитивную реорганизацию своего опыта, результатом которой становится консонанс или диссонанс. Цель исследования – представить осознанный и контролируемый со стороны индивида процесс эффективного общения в случае возникновения ситуации когнитивного диссонанса. Выявляются причины возникновения диссонанса в коммуникации и пути возврата консонанса, требующие авторефлексивных и аналитических способностей: анализ текста, анализ мотивов собеседника, анализ собственной системы знаний и поступающей информации, выявление пресуппозиций текста и речевой ситуации в целом, восстановление логической структуры, восполнение пробелов знаний. Основным способом воздействия индивида на себя и других людей для устранения диссонанса является влияние, природа которого может быть конструктивной или деструктивной. На примере модели коммуникативного реагирования «Бритва Хэнлона» авторы выявляют две стратегии действий. Первая стратегия может быть представлена в виде алгоритма действий: получение сигнала об угрозе, анализ факторов речевой ситуации и построение психологического портрета собеседника, прогнозирование результатов общения путем анализа и сопоставления возможных последствий, выбор наиболее адекватного варианта и построение на его основе стратегии дальнейшего общения. Вторая логически выстроенная стратегия поведения предполагает на основе анализа ситуации выбор модели реагирования и применение техник противостояния негативным воздействиям в коммуникации либо техник аргументации. Сделан вывод о том, что формирование навыков эффективной коммуникации требует развитого логического мышления, навыков объективного анализа фактов, сравнения и сопоставления в целях поиска различий и противоречий, навыков целеполагания, силы воли и обоснованной уверенности в себе и самообразования. Ключевые слова: коммуникация, модель реагирования, влияние, структурный баланс, когнитивный диссонанс | 67 | |||||
1187 | В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) 13 декабря 2024 г. был проведен круглый стол, посвященный юбилею диссертационного совета. Его участниками стали: доктор педагогических наук Валентина Ивановна Ревякина, доктор педагогических наук Светлана Ивановна Поздеева, доктор педагогических наук Лариса Германовна Смышляева, кандидат педагогических наук Ольга Рамазановна Нерадовская, члены диссертационного совета, аспиранты и соискатели. На круглом столе были подведены итоги работы диссертационного совета: проанализировано количество и качество защищенных за период с 1999 г. диссертаций по педагогическим наукам; выявлена актуальная тематика и проблематика исследований по общей педагогике и педагогике профессионального образования; показана их связь с направлениями модернизации российского образования и развития отечественной педагогической науки. В качестве основных тенденций развития педагогической теории и образовательной практики были обозначены концепции современного детства как социокультурного феномена, изменение содержания и качества педагогической деятельности, образовательные и социальные инновации в разных сферах образования, новые методы исследования. Участники обсуждения пришли к выводу, что в ТГПУ создана экосистема поддержки и развития исследований в сфере образования: диссертационный совет, аспирантура, научно-исследовательская лаборатория качества научно-педагогических исследований и школа педагога-исследователя для аспирантов и соискателей. Ключевые слова: педагогическая наука, диссертационные исследования, тематика диссертаций, направления исследований | 62 |