Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 17.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 4 из 25

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
151

Рудакова Ольга Александровна ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 18-26

Рассматривается психологическое сопровождение обучающихся в высших образовательных учреждениях как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности студента. Психологическое сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического психолога в системе высшего образования, целью которого является полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Объектом психологической практики выступают образовательная система высшего образования и психологическое развитие личности обучающихся в ситуации образовательного взаимодействия, а предметом – социально-психологические условия успешного обучения и развития студентов.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологическая поддержка, обучающиеся, высшее образование

1523
152

Буравлева Наталья Анатольевна, Грицкевич Наталья Константиновна ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 96-101

Развитие ценностно-смысловой сферы студентов вуза в ходе образовательного процесса способствует более успешной подготовке их к профессиональной деятельности, достижению зрелости. Актуальность этого вопроса вызвана изменениями в обществе, качественной перестройкой системы образования страны. Большой потенциал развития ценностно-смысловой сферы личности заложен в самом образовательном процессе. Необходимо учитывать организационные и содержательные факторы психолого-педагогического сопровождения личностного становления студентов вуза. Эффективным средством развития ценностей и смыслов обучающихся является логоанализ.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, профессиональное становление, самопроектирование личности, логоанализ, компетентностный подход

1523
153

Коломиец Оксана Петровна ПРЕПОДАВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧУКОТСКОГО ФИЛИАЛА ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. К. АММОСОВА») // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 37-42

В настоящей работе охарактеризованы гуманитарные дисциплины, преподаваемые в Чукотском филиале Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова с отражением региональной специфики: «Народы и культура циркумполярного мира», «История северо-востока России», «Культура и традиции народов северо-востока России». Дисциплины регионального компонента направлены на более глубокое изучение историко-культурных процессов и социального опыта населения определенного ареала, сохранение культурной идентичности личности, этнической идентификации и общенациональной интеграции. Нами разработаны рабочие программы вышеперечисленных дисциплин, лекционные материалы и практикумы, на основе которых проводятся занятия со студентами. При организации и реализации учебного процесса используются современные образовательные методы и технологии. Навыки, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин с региональным компонентом, будут использованы в дальнейшей профессиональной деятельности, повысят общий культурный уровень студентов.

Ключевые слова: университет, гуманитарные дисциплины, преподавание, региональный компонент, этнокультурное воспитание, современные образовательные технологии, история и культура, народы Арктики, компетенции

1520
154

Подаева Наталия Георгиевна, Подаев Михаил Валерьевич ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 27-38

Теоретически обосновывается технология обучения геометрии младших подростков, ориентированная на освоение ценностного содержания геометрических понятий. С позиций социокультурного подхода рассматривается фаза цикла освоения ценности – коммуникация: формирование понимания и способов действия с геометрическими понятиями. Выделяются этапы коммуникации, содержание которых определяется структурой деятельностной компоненты геометрических понятий, включающей как предметные действия, так и реальные познавательные и формальные операции. Выделяется схема освоения ценностного содержания геометрических понятий: 1) мотивация изучения геометрического материала; 2) пространственный компонент коммуникации (уровень представлений), включающий: а) образ восприятия (перцепт) – представление, натурализацию идеального содержания в знаке в качестве средства преодоления формализма; б) обобщенное представление или предпонятие (образ-концепт). Преодоление знаковой натурализации – так называемая денатурализация, обеспечиваемая психодидактическими задачами осознания, осмысления и обобщения содержания и процесса деятельности; 3) логический компонент коммуникации (вербально-логический уровень). Понятие – система понятий; 4) эмоционально-оценочный компонент. Ценностно-ориентированное обучение, представляющее так называемую контекстную область математического знания и рассматриваемое как постепенное накопление системы ценностных (оценочных) знаний, создающих эффект «личного присутствия» обучающегося в процессе усвоения математики, – сведений о возможном отношении человека к определенным фактам, явлениям, действиям, умозаключениям. Обосновывается экспериментально подтвержденная гипотеза: эффективность социокоммуникативных процессов в ситуации обучения геометрии младших подростков обусловлена целым рядом факторов, среди которых – реализация психодидактических закономерностей осознания, осмысления и обобщения содержания и процесса деятельности; поэтапное развитие целостной психической структуры «образ – представление – предпонятие – понятие – система понятий»; поэтапное развитие деятельностной компоненты геометрических понятий: предметные действия, реальные познавательные операции, формальные операции.

Ключевые слова: социокультурное содержание обучения математике, коммуникация, ценностное содержание геометрических понятий, плоскость содержания понятия, плоскость знаковой формы, целостные операции

1520
155

Тырышкина Ксения Валерьевна ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ Г. ЩЕРБАКОВОЙ «ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ») // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 59-66

Описывается опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников по повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось» во внеурочной работе по литературе. В качестве методической базы была избрана матрица урока-проблематизации в рамках концепции совместной деятельности Г. Н. Прозументовой. Описание этапов проведения занятия сопровождается методическими комментариями и рекомендациями. Вопервых, следует помнить, что исследовательская деятельность состоится, если обучающиеся проявят свою субъектность. Во-вторых, для организации учебно-исследовательской работы школьников необходима конкретная постановка проблемы и (при необходимости) разъяснение инструментария ее решения; важно понимание обучающимися смысла их деятельности. В-третьих, следует учитывать риск недостаточной подготовленности обучающихся (слабое знание текста). Для этой ситуации предлагается метод работы с цитатами, заранее отобранными учителем. Важно, чтобы в этом случае соблюдались этапы учебно-исследовательской деятельности (поиск необходимой информации, ее первичная обработка, систематизация и, наконец, концептуализация). Осмысление разработанного и проведенного занятия позволило сделать вывод о продуктивности избранной тактики организации учебно-исследовательской работы.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, внеурочные занятия, занятие-проблематизация, федеральный государственный образовательный стандарт, детско-юношеская литература, школьная повесть

1520
156

Долгих Алла Алексеевна СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОЗИЦИЯ МАТЕРИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗРЕЛОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 38-45

Рассматривается родительство как неотъемлемая составляющая семейных отношений. Для успешного выполнения родительских функций отцу и матери необходимо обладать родительской зрелостью. В настоящее время в обществе происходит трансформация понимания семьи. Молодежь с серьезностью подходит к построению семьи и к возлагаемой на них ответственности. На основании ответственности базируется родительская зрелость. Стаж родительства может влиять на родительскую зрелость. В процессе воспитания ребенка дошкольного возраста более важна зрелая материнская позиция. Развитие социокультурной позиции матери способствует успешному разностороннему развитию ребенка. Социокультурная позиция матери основывается на ее ценностях, транслируемых современным обществом. В заключении статьи рассмотрены актуальные программы развития «зрелого родительства» в России.

Ключевые слова: семья, мать, ребенок, отец, сиблинги, родительская зрелость, социокультурная позиция

1516
157

Колпаков Сергей Николаевич ПОНИМАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 173-177

Рассматривается образовательное содержание акта понимания в контексте педагогики Совместной деятельности. Выделяются функции этого действия: смыслопорождение, познавательная функция и психологическая функция. Выдвигается предположение, что если смыслопорождение рассматривать как базовое значение, то образовательный потенциал действия по пониманию максимален и содержит возможность реализации всех остальных функций. Именно в педагогике Совместной деятельности организация ситуаций понимания как акт смыслопорождения – базовая единица содержания образования, позволяющая решить проблемы формализации образовательной деятельности в школе, снижения ее манипулятивного характера и создания условий становления авторства как результата образования.

Ключевые слова: понимание, совместная деятельность, совместное действие, содержание образования, образовательное содержание, организация ситуаций понимания

1516
158

Чернышева Татьяна Леонидовна СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТУРА С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ MOODLE // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 129-137

На современном этапе важным имиджеобразующим фактором для университета является предложение студентам различных вариантов и способов получения знаний, поэтому в рамках образовательного процесса представляется целесообразным сочетание как традиционных форм обучения, так и инновационных методик. Утверждается тезис о том, что обучение посредством виртуальной системы MOODLE приобретает особую значимость для будущих представителей индустрии туризма, поскольку может способствовать выработке таких необходимых им качеств, как мобильность, коммуникабельность, инициативность, толерантность и т. д. Доказывается, что, сочетая использование данной платформы с очными встречами со студентами курса, размещение графика которых происходит в «Календаре событий», возможно управлять развитием необходимых для сферы туризма навыков. Одним из таких необходимых навыков является способность проектировать тур. С помощью системы дистанционного обучения MOODLE, которая как раз основана на идее конструирования нового контента, идее интерактива и свободе обмена информацией и редактирования, развитие данного навыка представляется перспективным предложением. Цель работы – поделиться опытом решения конкретной образовательной проблемы в рамках учебного курса по проектированию турас помощью модульной виртуальной среды, а также показать, как учебный материал, разбитый на блоки, в каждом из которых применяются карты, атласы, текстовые фрагменты со ссылками на электронные энциклопедии, словари, хрестоматии, научные статьи, публикации научно-популярного характера, становится виртуальным тренажером для конструирования тура.

Ключевые слова: виртуальная обучающая среда MOODLE, дистанционное обучение, интерактивные тематические блоки, экологическое воспитание, дестинация, спелеотуризм, проектирование тура, результаты учебной деятельности

1516
159

Тимошенко Лариса Григорьевна РОЛЬ ПРАЗДНИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 173-178

Рассматриваются вопросы формирования положительной мотивации к труду и трудовой деятельности средствами праздничной культуры. Сохранение жизни общества на протяжении многих веков поддерживалось благодаря традициям трудового воспитания русского народа. В настоящее время проблема формирования положительной мотивации к труду является одной из актуальнейших в вопросах воспитания подрастающего поколения. Уважение и любовь к труду в традиционной русской культуре воспитывались с раннего детства в ритуально-обрядовых традициях и праздничных обрядах календарного года крестьянина. Дана характеристика функций праздничной культуры русского народа, оказывавших влияние на трудовое воспитание. Приведены примеры факторов, повлиявших на трансформацию праздников в современном обществе. Описаны проявления праздничных действий, позволяющих воспитывать ценностное отношение к труду.

Ключевые слова: праздничная культура, традиции русского народа, трудовое воспитание

1516
160

Шубович Марина Михайловна, Фаизова Виктория Борисовна РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В РАМКАХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 43-51

Статья посвящена анализу процесса педагогического сопровождения при формировании у студентов готовности к брачно-семейным отношениям. На основании результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, авторы обозначают актуальность проблемы индивидуальной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям. Авторы полагают, что сотрудничество, субъект-субъектное взаимодействие студентов и педагогов помогут в реализации возможностей ролевой специализации студентов в учебно-воспитательном процессе, взаимоусилении траекторий индивидуального и профессионального становления молодежи.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, готовность к брачно-семейным отношениям, педагогические средства

1514
161

Лямина Анастасия Константиновна, Кевля Фаина Ильинична ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕТЕРОГЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 126-132

Рассматриваются проявления гетерогенных особенностей подростков в конфликтных ситуациях. Представлен анализ научно-исследовательской литературы по изучению гетерогенных групп в отечественной и зарубежной педагогике. Дана характеристика понятий «гетерогенный» и «гетерогенная группа». Внимание акцентируется на сущности понятия «гетерогенный», положенного в основу исследования подростков семей различного социального статуса (с одним, двумя, тремя и более детьми). Анализируется ряд источников по проблеме изучения гетерогенных особенностей подростков. Приведены примеры различных подходов к понятию «конфликт» в философии, социологии, психологии, педагогике. Описаны тенденции к проявлению определенных форм и стилей поведения в конфликтных ситуациях подростков гетерогенной группы, которые возможно использовать в качестве показателей в процессе создания педагогических условий для формирования духовной, гуманной, социально активной личности подростка гетерогенной группы. Представленные результаты исследования отражают специфику стиля поведения подростков с гетерогенными особенностями в конфликтной ситуации.

Ключевые слова: гетерогенные особенности, гетерогенные группы, конфликтная ситуация, подростки, социальный статус

1514
162

Рузиева Сабина Нурмахмадовна, Яковлева Наталья Владимировна ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 48-54

Обосновывается значимость организации исследовательской деятельности школьников для достижения результатов обучения, предусмотренных ФГОС (предметных, метапредметных, личностных). Описаны итоги конкретной работы по организации индивидуальной исследовательской работы обучающихся литературе. Описывается пять этапов осуществления конкретного педагогического сопровождения исследовательской деятельности (ознакомительный, подготовительный, оформление результатов исследования, апробация результатов исследования, анализ итогов), обосновывается характер сотрудничества учителя с учащимся на каждом этапе. То, что учащиеся смогли достойно представить результаты своей работы на научно-практических конференциях, доказывает продуктивность избранной стратегии педагогической поддержки.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, исследовательская работа по литературе, педагогическое сопровождение

1511
163

Корытова Галина Степановна, Корытова Алена Игоревна ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 123-132

Представлен структурно-содержательный анализ основных этапов апробирования и ввода в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в образовательных учреждениях Российской Федерации, осуществленных в период с 2012 по 2019 г. Обозначаются требования недавно утвержденного профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», предъявляемые к психологу, работающему в образовательных учреждениях. Показано, что профессиональным стандартом предъявляются довольно высокие требования к соискателям должностей, связанных с психолого-педагогической деятельностью. Отмечается, что эффективная реализация общетрудовых и трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте, возможна при сформированности у педагога-психолога определенных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, связанных с трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями.

Ключевые слова: стандартизация, стандарт, профессиональный стандарт, апробация, внедрение профессионального стандарта, должность, педагог-психолог, образовательное учреждение

1510
164

Никитина Елена Сергеевна ТЕХНОЛОГИЯ STEP BY STEP КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 48-58

Рассматривается одна из актуальных проблем на сегодняшний день – проблема развития познавательной активности младших школьников. Активность является обязательной составляющей самостоятельности и инициативности личности, предпосылкой формирования ее умственных качеств. Представлен опыт теоретического и эмпирического исследования процесса развития познавательной активности младших школьников с использованием технологии step by step, охарактеризованы понятия «образовательная технология», «познавательная активность» в педагогическом контексте. Технология step by step способствует активизации учебной мотивации, организации самостоятельной познавательной деятельности, а также оказывает положительное влияние на систематизацию и объективизацию процессов контроля и оценки учебной деятельности. Положительная динамика уровней развития познавательной активности позволяет сделать вывод о высокой эффективности экспериментального воздействия.

Ключевые слова: технология, познавательная активность, сравнительный анализ, step by step, начальная школа

1509
165

Грицкевич Наталья Константиновна, Решотка Юлия Николаевна, Рождественская Алина Николаевна РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 142-149

Представлены особенности организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении с использованием цифровых образовательных ресурсов, развития профессионального самоопределения обучающихся с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей в условиях современной образовательной среды. Знание основ психологического и психофизиологического развития обучающихся позволяет выстраивать профориентационную деятельность с учетом возрастных особенностей контингента школьников как на уровне начального и среднего, так и на уровне старшего звена школы. Современное образовательное пространство отличает наличие большого количества информации, передача которой обеспечивается использованием современных гаджетов и информационно-коммуникационных технологий. Грамотное, целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий обеспечивает расширение возможностей для предоставления обучающимся адресной помощи при определении профессиональных интересов и личностных особенностей, углубленном изучении необходимых для выбранной специальности предметов, проведении профессиональных проб, повышении мотивации к выбранной профессии и трудовой деятельности в целом. Использование цифровых образовательных ресурсов в профориентационной деятельности позволяет вывести эту работу на принципиально новый уровень, учитывающий как тенденции развития современного образования, так и индивидуальные особенности и интересы обучающихся в рамках развития их профессионального самоопределения и личностного потенциала. Использование индивидуальных цифровых профилей в профориентационной деятельности со школьниками обеспечивает высокую эффективность профессионального самоопределения старшеклассников при условии личностно-смысловой вовлеченности каждого учителя, психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех этапах профориентационной деятельности, ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, цифровые образовательные ресурсы, современная образовательная среда, личностный потенциал, информационно-коммуникационные технологии

1507
166

Петроченко Людмила Анатольевна О ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 70-75

Рассматриваются дополнительные средства фор мирования словарного запаса учащихся с учетом совершенствования их языковой и коммуникативной компетенций, проводится анализ материалов, способных помочь в осуществлении названной цели.

Ключевые слова: словарный запас, компетенция, сленг, рифмовка, стихотворение, лимерик

1505
167

Овсянникова Оксана Александровна ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛА В ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 51-58

Рассматривается понятие «педагогический стиль преподавания вокала». Данный термин понимается автором как вокально-педагогический комплекс, включающий в себя: профессионально важные качества, характеризующие вокально-педагогическую деятельность; личностные качества и характер общения преподавателя со студентами; практические методы, отражающие специфику певческой деятельности (кон центрический метод, фонетический метод, объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), метод сравнительного анализа). Описываются ход и анализ диагностики данного понятия в вузе на основе применения различных методов и методик: наблюдения занятий, диагностических методик, анкетирования педагогов и студентов. Наблюдение за деятельностью педагогов вокала представлено в двух взаимосвязанных аспектах: межличностном, отражающем стиль общения со студентами, и функционально-деловом, выявляющем вокальные методы преподавания и особенности организации процесса обучения в классе данного педагога-музыканта. На основе обобщения результатов исследования выявляется наиболее эффективный стиль преподавания вокала в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: педагогический стиль преподавания вокала, диагностика, методы диагностики, методы и приемы преподавания вокала

1504
168

Фуряева Татьяна Васильевна, Фуряев Евгений Адольфович СОПРОВОЖДАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 66-74

Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления социального отчуждения подростков и молодых людей в связи с состоянием их здоровья и ограничениями в жизнедеятельности в контексте инклюзивных тенденций в социальной политике и практике во всем мире. В связи с этим представлены обоснование и поиск стационарзамещающего формата социально-педагогического сопровождения молодых людей с психофизическими нарушениями типа расстройства поведения аутистического спектра (РАС) с целью развития самоутверждения и у детей, и у родителей. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является интегративно-деятельностный, позволяющий комплексно рассмотреть социально-политические, организационно-педагогические, технологические возможности формирования самоутверждения за счет активного включения семей с детьми и подростками с РАС в совместную деятельность в условиях социального поселения. Представлены результаты социологических, психолого-педагогических исследований проблемы социальной инклюзии лиц с рисками исключения из общества, раскрыты различные формы социально-интеграционных практик, структурно-функциональная модель сопровождаемого жизнеустройства, показаны возможности ее реализации силами общественной организации родителей детей с аутизмом в региональном контексте на примере сельского поселения. Исследование представляет практическую ценность для специалистов в области социальной педагогики и работы, а также обучающихся с целью получения конкретных компетенций социального сопровождения семей с детьми-инвалидами. Результаты социально-педагогического проекта могут быть полезными для развития общественного движения родителей.

Ключевые слова: социальное сопровождение лиц с расстройствами поведения аутистического спектра, социальная инклюзия, социальная эксклюзия, структурно-функциональная модель сопровождаемого проживания

1499
169

Петрова Татьяна Адольфовна ФОРМИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИКЕ В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТАКСОНОМИИ БЛУМА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 146-150

В условиях рыночной экономики формирование необходимых экономических и финансовых компетенций у человека должно формироваться в период школьного образования, при этом особое внимание должно быть уделено методике преподавания экономики, которая должна включать как теоретические основы с применением традиционных методов обучения, так и непременно практические задания, сформированные с использованием таксономии Блума, которая основана на ступенчатом обучении и формировании знаний, умений, навыков при обучении экономике в школе. Важным моментом при таком обучении является применение элементов проблемного обучения, где основным результатом обучения является формирование определенных экономических компетенций и повышение уровня самостоятельности при принятии решений, заставляя при этом обучающегося собирать дополнительные данные, анализировать, делать выводы, уметь их аргументировать и доказывать правильность своих суждений. По своей сути применение таких методов обучения позволяет значительно повышать финансовую и экономическую грамотность обучающегося, формируя не только конкретные знания, но и развивая кругозор, создавая должным образом мировоззрение человека. Предложенные примерные задания, сформированные в рамках темы «Государственные финансы», наглядно демонстрируют стратегию таксономии по укреплению знаний, умений, навыков, формируя их постепенным углублением и расширением указанной темы, подводя обучающегося к необходимости порассуждать на тему необходимости бюджета в принципе и возможностям изменения налоговой нагрузки в частности. Данные задания рассчитаны на обучающихся, определенным образом сформировавших необходимые компетенции, которые имеют свое мнение и взгляд на данную тематику, а следовательно, цель педагога на данном этапе можно считать достигнутой.

Ключевые слова: компетенции, знания, умения, навыки, экономическая и финансовая грамотность, методы обучения, таксономия Блума, проблемное обучение

1499
170

Жукова Яна. Владимировна СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 12-18

Современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего и среднего профессионального образования рекомендуют в процессе подготовки библиотечных специалистов использовать различные современные образовательные и интерактивные технологии. При этом особая роль отводится деловым и ролевым играм, тренингам, технологии кейсов. В данной статье предложены конкретные разработки интерактивных технологий, которые могут быть использованы для подготовки библиотечных специалистов на различной ступени профессионального образования (колледж, бакалавриат, магистратура).

Ключевые слова: интерактивные технологии, образовательные технологии, корпоративная культура, деловая игра, «мозговой штурм», тренинг по формированию команды, кейс-технологии

1496
171

Галактионова Нелли Анатольевна, Горбунов Павел Александрович, Толстоухова Ирина Васильевна КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ГЕОЛОГОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 97-103

Рассмотрена необходимость использования интерактивных методов обучения, в частности внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования. Раскрыта методика подготовки и проведения кейсов, направленных на профессиональную деятельность будущих геологов. Описан кейс-метод, который объединяет педагогические цели и интегрированные возможности вуза и нефтегазовых предприятий с реализацией целевых установок на каждом этапе подготовки студентов-геологов. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные кейсы могут быть использованы при подготовке геологов в других высших учебных заведениях.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, кейс-метод, метод обучения, педагогическая технология, студент-геолог

1495
172

Вековцева Татьяна Александровна СИСТЕМА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 68-72

Обоснована актуальность проблемы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза. Система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза представлена как единство четырех компонентов: объекта содействия, предмета содействия, субъекта содействия, процесса содействия. Обосновано, что данная система содействия включает все основные аспекты, на которые требуется обратить особое внимание при целенаправленной работе над проблемой профессионального саморазвития преподавателя вуза.

Ключевые слова: повышение квалификации, преподаватель вуза, профессиональное саморазвитие, система, содействие

1494
173

Князева Юлия Николаевна ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЕЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 130-136

Рассматриваются современные подходы исследования социально-коммуникативного развития детей 5–7 лет. Проведен содержательный анализ исследуемого феномена с различных научных позиций. На основе проведенного анализа предложена авторская точка зрения на обозначенную проблему. Представлены структурные компоненты социально-коммуникативного развития детей 5–7 лет: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий. Дана характеристика каждого из них на основе представленных показателей. Описан комплекс диагностических методик, позволяющий оценить уровень социально-коммуникативного развития детей 5–7 лет.

Ключевые слова: социализация, социально-коммуникативное развитие старшего дошкольника, уровень социально-коммуникативного развития, дошкольное образование

1493
174

Емельянова Яна. Борисовна РОЛЬ И МЕСТО ПОСЛОВИЦ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕРЕВОДЧИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 80-86

Рассматривается значимость пословиц для изучающих иностранный язык, подробно анализируются факторы, обусловливающие особую важность знания пословиц для переводчика. Анализируется степень представленности пословиц в процессе обучения иностранным языкам и делается вывод о необходимости целенаправленного включения данных языковых средств в процесс иноязычной подготовки переводчиков. Описываются подходы к работе с пословицами и виды упражнений, которые могут быть использованы.

Ключевые слова: перевод, иноязычная подготовка переводчика, пословицы, переключение кода

1492
175

Федорова Ирина Романовна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 65-70

Рассматриваются теоретические аспекты проектирования учебных задач и их систем с целью их дальнейшего применения в процессе формирования общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования, а также диагностики уровня их сформированности. Проанализированы историко-педагогические этапы становления данной категории. Представлен ряд наиболее обсуждаемых в научной литературе аспектов учебных задач, в том числе подходы к их определению, установлению содержания, этапов решения. Предложены определения учебного задания, учебной задачи и системы учебных задач с позиции компетентностного подхода. Названы ключевые методологические и теоретические основания для проектирования учебных задач, а также описаны этапы этого процесса.

Ключевые слова: учебная задача, система учебных задач, диагностика, среднее профессиональное образование, проектирование

1491
176

Большакова Нина Георгиевна, Низкошапкина Ольга Владимировна ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ДОГАДКЕ НА ОСНОВЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 56-65

Освещается актуальная проблема обучения иностранных студентов чтению русских текстов с использованием языковой догадки на основе словообразовательного анализа. Предлагается обучать формированию приемов языковой догадки в соответствии с теорией умственных действий, предполагающей создание у иностранных учащихся проекта самостоятельной деятельности в ходе последовательных операций, ориентирующих обучающихся на правильное понимание незнакомых слов при чтении. При обучении догадке используется морфолого-синтаксический анализ: опознание известной части слова на основе бывшего в опыте языкового материала; выделение на основе имевшихся в опыте аналогичных примеров частей слов; осознание принадлежности слова к определенной части речи; понимание значения слова. Используются словообразующие модели, на которые обучающиеся могут опираться при определении значений незнакомых слов в процессе рецепции быть достаточно наполненными, распространенными и тематически прозрачными. Ведущим методом исследования данной проблемы является педагогический эксперимент, а также метод статистической обработки количественных результатов исследования. Цель – научить студентов-иностранцев особенностям русского словообразования, производить морфемный и словообразовательный анализ для развития языковой догадки. Приведены примеры реализации системы упражнений на развитие языковой догадки. Основные результаты показали, что владение иностранными студентами навыками языковой догадки успешно помогает им в понимании читаемого и овладении русским языком в целом. Для успешного возникновения языковой догадки на основе словообразования иностранным учащимся следует научиться анализировать целый комплекс языковых данных, сопоставлять неизвестное с известным, использовать аналогию и различные виды переноса, научить студентов выделять корень, суффиксы, префиксы, окончания и определять их значения, устанавливать принадлежность слова к определенной части речи, определять род, число, падеж, склонение и выявлять морфолого-синтаксическую функцию. Владение словообразовательными моделями способствует самостоятельной семантизации незнакомых производных слов и тем самым расширению пассивного и потенциального словаря иностранных учащихся.

Ключевые слова: обучение русскому языку как иностранному, языковая догадка, словообразовательный анализ, самостоятельное чтение, поэтапное формирование навыков

1490
177

Шабанова Ирина Анатольевна, Ковалёва Светлана Владимировна, Семибратова Оксана Сергеевна, Ильина Анжелика Михайловна КРОССЕНС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ХИМИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 142-149

Дана характеристика кроссенсу как одной из форм восприятия и осмысления учебной информации. Описаны особенности кроссенсов, их значение при проведении лабораторных занятий по химии в вузе, этапы создания кроссенсов, методика использования кроссенса на примере занятий дисциплины «Школьный химический эксперимент». Приведены задания обучающимся для работы с кроссенсами. Представлены примеры кроссенсов для дисциплин «Школьный химический эксперимент» и «Общая и неорганическая химия». В основе кроссенсов лежат изображения, иллюстрирующие этапы выполнения опытов, и включают химическую посуду, приборы, реагенты, расположенные в ячейках таблицы. Предложено использовать в кроссенсе сочетание графических изображений и текстовой информации по порядку выполнения опытов. Приведены результаты анкетирования обучающихся с целью выявления их отношения к кроссенсам. Установлено, что большинство анкетируемых положительно отнеслись к использованию кроссенсов на лабораторных занятиях по химии и готовы использовать их на педагогической практике и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: формы представления химической информации, лабораторные занятия по химии, кроссенсы, этапы создания кроссенсов, методика использования кроссенсов

1490
178

Чапкович Жанна Альбертовна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 85-91

Рассматривается проблема профессиональной социализации студентов в образовательной среде современного вуза. Представлен анализ научно-методических и педагогических исследований в области профессиональной социализации студентов и оздоровительной физической культуры. Важными компонентами профессиональной компетентности являются культура здорового образа жизни, способность к личностному росту и развитию, коммуникабельность, обучаемость, стремление к самообразованию, креативность, социальная активность. Физическое воспитание в вузе является мощным инструментом формирования культуры здорового образа жизни и профессиональной социализации студентов. Оптимальным и эффективным видом двигательной активности в процессе физического воспитания студентов является оздоровительный фитнес. Изложены преимущества и функции фитнеса как фактора социализации студентов. Интегративный характер спортивно-физкультурной деятельности в процессе занятий фитнесом делает ее эффективным средством профессиональной социализации личности.

Ключевые слова: социализация, образование, профессиональная компетентность, профессиональная социализация, здоровье, здоровый образ жизни, физическое воспитание, физическая культура, фитнес

1489
179

Сулимова Александра Валерьевна, Лобанова Надежда Анатольевна, Верхорубова Оксана Викторовна, Цыбина Елена Афанасьевна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 151-156

В настоящее время все больше требований предъявляется обществом к студентам высших учебных заведений, в том числе к студентам – будущим педагогам. В этой связи в педагогическом образовании актуализируется понятие «компетентность» будущего педагога. Мы обратили внимание на формирование коммуникативной компетентности в педагогическом образовании. Понятие коммуникативной компетентности напрямую связано с профессиональным мастерством и является средством достижения педагогического мастерства. Формирование коммуникативной компетентностия является важной педагогической проблемой в образовании. Материал основан на информационном поиске и осмыслении сущности компетентностного подхода в педагогическом образовании. В настоящее время актуализируется коммуникативный подход в высшем образовании, поэтому рассмотрены понятия «компетенция», «коммуникативная компетентность». Приведен вариант формирования коммуникативной компетентности будущего педагога вуза по дисциплине «Физическая культура» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / Профиль –математика. В предложенном варианте представлено распределение общекультуроной компетенции – ОК-8 по разделам дисциплины «Физическая культура» и содержательно рассмотрены дескрипторные характеристики данной компетенции, а также предложены формы и методы, способствующие формированию данной компетенции. В соответствии с этим предлагаются уровни сформированности компетенции и их основные признаки, по которым определяется, что должен знать, уметь и чем владеть студент вуза на занятиях по дисциплине «Физическая культура». Приведены пример контролируемого результата обучения и оценочные средства.

Ключевые слова: физическая культура, коммуникативная компетентность, компетенция

1489
180

Буланов Максим Владимирович, Россинская Анастасия Николаевна, Асонова Екатерина Андреевна ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УРБАНИСТИКА: ОПЫТ ОПИСАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 6 (40). С. 236-245

Понятия «городская среда», «городской объект», «городской ресурс» традиционно рассматриваются такими науками, как урбанистика, экономика, социология и другими, однако развитие новых направлений в образовании включает их и в педагогические исследования, в частности в области образовательной урбанистики. Возникает необходимость обозначить возможности рассмотреть эти понятия с точки зрения их образовательного потенциала и определить их место в современном образовании. С этой целью проведен обзор источников и сформулированы подходы к определению ключевых терминов образовательной урбанистики. Понятие «среда» определяется обычно двояко: как совокупность физических условий и как окружение человека. Интерпретируя этот подход в образовательном контексте, второе значение может трактоваться как совокупность деятельностных практик горожан, в том числе и образовательных. Городская образовательная среда представляет собой систему из трех уровней: макроуровня, мезоуровня и микроуровня. Наиболее интересны для изучения образовательного потенциала мезо- и микроуровни. В градостроительстве городские объекты как элементы городской среды классифицируются по функциям, принадлежности, оператору. Эти признаки определяют программируемость объекта с точки зрения его образовательного потенциала для горожан. Городской объект становится образовательным, если горожанин наделяет его образовательной ценностью, используя для своих формальных, неформальных и информальных образовательных практик. Образовательная ресурсность определяется не только ресурсами самого объекта, но и ресурсами человека, его использующего. Проводниками к открытию образовательной ресурсности города и организаторами городских образовательных практик могут стать педагоги, владеющие компетенциями городского учителя. Определены понятия «городской образовательный объект», который становится таковым, когда горожанин использует его образовательный потенциал, и «городская образовательная практика» как формула, соединяющая городской объект, образовательные потребности горожанина, методы использования образовательного потенциала городского объекта и непосредственная образовательная деятельность во взаимодействии с объектом. Опираясь на эти формулировки, можно приступать к разработке подходов к включению городской среды в учебный процесс, охватывая оценку образовательного потенциала городской среды.

Ключевые слова: городская среда, городской объект, городской ресурс, городская образовательная среда, городской образовательный потенциал, городской образовательный ресурс, городская образовательная практика

1489
181

Кравченко Светлана Валерьевна ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕРРИТОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 53-59

Важными приоритетами государственной политики сегодня являются привлечение молодежи в техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Задача построения в стране инновационной экономики и достижения технологического уровня не может быть решена без радикального совершенствования системы дополнительного образования детей технической направленности, в том числе через разработку и реализацию индивидуальных образовательных траекторий по приоритетным направлениям, востребованным в современном мире. В данных обстоятельствах возникает необходимость разработки новой образовательной модели, основанной на интеграции современных программ дополнительного образования и позволяющей готовить будущих специалистов научно-технической сферы в постоянно изменяющихся условиях начиная со школьного возраста. Модель формирования компетенций школьников в сфере научно-технического творчества средствами дополнительного образования включает: целевой компонент как матрицу целевых результатов, представляющий собой декомпозицию компетенций на систему действий, которые школьник должен освоить в рамках формирования компетенций; содержательно-операционный компонент модели как совокупность образовательного контента, собранного на образовательной цифровой платформе; операционно-технологический компонент как совокупность вариантов технологий формирования компетенций или совокупность образовательных треков (маршрутов) и способов перехода между ними для выстраивания индивидуальной образовательной траектории; диагностический компонент, обеспечивающий выявление уровня сформированности компетенций школьника при регистрации на цифровой платформе. Для оценки уровня сформированности компетенции были разработаны деятельностные показатели. Полный критериально-диагностический аппарат модели включает в себя матрицы целевых результатов 60 компетенций, которые содержат 960 показателей уровня сформированности и проявления данных компетенций. Реализация модели позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации школьников в научно-технической сфере.

Ключевые слова: модель формирования компетенций школьников, сфера научно-технического творчества, дополнительное образование

1488
182

Зудилова Людмила Владимировна, Куровский Василий Николаевич ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 39-47

Рассматривается необходимость формирования специалиста с заданными качествами для современного рынка труда через развитие социально-профессиональной активности студента. Приводится обобщенный образ современного студента колледжа как информационная основа разработки модели развития социально-профессиональной активности студентов многопрофильного колледжа, даются сущностные характеристики модели. Обобщаются итоги работы по развитию социально-профессиональной активности студентов колледжа путем групповой и индивидуальной форм работы, созданию социализирующей среды колледжа, ее насыщению различными видами деятельности. Рассматриваются структура индивидуального плана саморазвития студента, вовлечение студента в различные направления деятельности, взаимосвязь с повышением профессионального мастерства педагогов и уровнем работы колледжа. Описывается стратегическая игра «Траектория успеха» как организационная форма, мотивирующая деятельность студента. Приводятся примеры взаимодействия колледжа и работодателей по участию студентов в корпоративных мероприятиях предприятий. Представлены инициативы колледжа на различных уровнях, в том числе в международном сотрудничестве, способствующие развитию студента, повышению статуса и значимости колледжа на окружном уровне. Раскрываются содержание и ход опытно-экспериментальной работы, процесс непрерывного мониторинга. Даются примеры изменения количественных показателей деятельности колледжа в результате опытно-экспериментальной работы и изменения структуры мониторинга.

Ключевые слова: модель развития социально-профессиональной активности студента, стратегическая игра, групповая работа, индивидуальный подход, развитие, саморазвитие, мониторинг

1486
183

Седых Дина Викторовна ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ФОРМАТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 113-121

Анализируются особенности обучения студентов в полилингвальном формате образовательной среды вуза, что для российских университетов в последнее время является особо актуальным. Обосновано, что исследуемые особенности являются предпосылками разработки педагогических условий для активизации профессионального, социокультурного и личностного развития студентов. В частности, функциональная значимость полилингвальной образовательной среды и особенности процесса обучения в межкультурном взаимодействии представлены как возможность максимального использования дидактического ресурсного потенциала субъектов образовательного процесса в полилингвальном пространстве при организации учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования, подтвержденного экспериментальным путем, сделан вывод, что основной особенностью процесса обучения студентов является то, что процесс обучения в полилингвальной среде вуза должен быть спроецирован не на страноведческий принцип (описание особенностей этнического характера), а на процесс обучения в условиях реального взаимоотношения и взаимодействия с представителями других культур. Таким образом, коммуникативной доминантой учебного процесса является педагогический диалог как составляющая межкультурного полилингвального взаимодействия, а сам педагогический диалог целесообразно рассматривать как реализуемое продуктивное педагогическое сотрудничество всех субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: полилингвальная образовательная среда, особенности обучения студентов при полилингвальном взаимодействии, конструктивный межкультурный диалог, этническая установка

1486
184

Миронова Людмила Ивановна СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-СИСТЕМНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 20-28

Рассмотрена технология междисциплинарного проектирования, позволяющая формировать регламентируемые Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования общекультурные и профессиональные компетенции бакалавров по направлению подготовки 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем.

Ключевые слова: информатизация высшего профессионального образования, междисциплинарное проектирование, бакалавр-системный администратор

1484
185

Смирнова Полина Викторовна ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 84-92

Сегодня наблюдается разнообразие моделей когнитивного развития детей в младшем возрасте благодаря увеличению возможностей семьи разнообразить специфическую среду развития. В ходе лонгитюдного исследования выявлены формы демонстрации ребенком исследовательского поведения. Выделены детерминанты, подталкивающие или тормозящие развитие исследовательской активности в раннем возрасте. Предложен авторский диагностический инструментарий: опорный бланк регистрации исследовательского поведения для проведения наблюдения за деятельностью ребенка в домашней среде; схема проведения психолого-педагогического анализа домашней среды ежедневного пребывания ребенка; опросник для родителей (письменная и устная формы); анализ родительских дневников; составление обобщающей карты развития ребенка. Зафиксированы взаимосвязи уровня проявления исследовательской активности в раннем возрасте и факторов домашней среды. Предпринята попытка выявить особенности организации современной городской домашней среды ребенка. Описанные показатели подтверждают усиление влияния фактора домашней среды на демонстрацию ребенком различных форм исследовательского поведения. Чем больше у ребенка в раннем детстве возможностей проявлять исследовательское поведение, тем больше у него шансов для развития когнитивных и творческих способностей.

Ключевые слова: формы проявления исследовательского поведения, ранний возраст, домашняя среда, когнитивное развитие, уровни развития исследовательского поведения

1484
186

Малиновская Светлана Михайловна, Люрья Надежда Абрамовна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 103-111

Рассматриваются методологические основания и организационно-педагогические условия повышения эффективности общего образования детей мигрантов. Авторы рассматривают системный, аксиологический и антропологический подходы построения образования в поликультурной школе. Установлены организационно-педагогические условия реализации ценностей компетентностного подхода. Предполагается создание гуманизированной образовательной среды, а также форм взаимодействия семьи, школы и социальных институтов, поддерживающих как общее, так и дополнительное образование. Используется интегративный подход, в котором специфические особенности этнических групп служат фундаментом для взаимообогащения различных культур и обеспечения целостности современной культуры.

Ключевые слова: дети мигрантов, поликультурная среда, обучение, интеграция, культуросообразность, гуманизм, диалогичность, толерантность

1483
187

Кривоногова Ольга Анатольевна РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 164-182

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость развития творческих способностей у детей. В связи с этим задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству старших дошкольников приобретает особую актуальность. Существующие многочисленные исследования речевого творчества дошкольников отражают различные теоретические и практико-ориентированные подходы, касающиеся отдельных вопросов обучения детей творческому рассказыванию, но не дают целостного представления о развитии способности ребенка к сочинению сказок. На основе анализа психолого-педагогических исследований и публикаций раскрываются структура, этапы, механизмы и уровни развития способности детей 5–7 лет к сочинению сказок.

Ключевые слова: способность к сочинению сказок, старшие дошкольники, структура, этапы, механизмы, уровни развития

1483
188

Поздеева Светлана Ивановна ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Г. Н. ПРОЗУМЕНТОВОЙ КАК ОРИЕНТИР ДЛЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 7-14

Статья посвящена памяти замечательного ученого и педагога – Галины Николаевны Прозументовой. Цель статьи – обозначить основные линии педагогического наследия великого ученого. Рассмотрены основания педагогики совместной деятельности, концепции гуманитарного управления образовательными инновациями, теории профессионального развития педагога, разработанные Галиной Николаевной. Подчеркнута актуальность выдвинутых ученым положений о личном присутствии человека в образовании, двойственной профессиональной позиции педагога в организации совместной деятельности с учащимися, влиянии участия педагога в инновационной деятельности на его профессиональное развитие, значимости инновационных образовательных программ для развития современной школы. Главный тезис всех публикаций ученого заключается в выделении совместной деятельности педагога и учащихся в качестве основного предмета образования. Именно он, по мнению авторов, определяет перспективы развития педагогической теории и образовательной практики.

Ключевые слова: совместная деятельность, образовательные инновации, гуманитарное управление, подготовка педагога, инновационные образовательные программы

1482
189

Минов Владимир Александрович НОМАДИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА: ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ КОЧЕВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 76-80

Рассматривается связь способа школьного обучения и образа жизни обществ. Утверждается, что оседлость и города являются источниками дидактики Я. А. Коменского. Указывается на разрыв между кочевым образом жизни массивов людей и принятым способом их школьного обучения, свойственным для оседлых обществ. Показывается проблемная ситуация кочевых ненцев, вызванная несоответствием способа школьного обучения и их образа жизни. Формулируется комплекс противоречий, который вынуждает проектировать новый облик школьного обучения кочевых ненцев. Вводится новый термин – «номадическая дидактика». Указывается место номадической дидактики в системе дидактических представлений.

Ключевые слова: школьное обучение, образ жизни общества, дидактика, предметно-классно-урочная школа, кочевники, кочевые ненцы, Таймыр, номадическая дидактика, коллективный способ обучения

1481
190

Мирошниченко Алексей Анатольевич, Иванова Наталья Петровна, Штыкова Любовь Александровна НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА «СЕМЕЙНЫЙ ТЬЮТОР» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 5 (33). С. 51-57

Рассматривается вопрос об оказании социально-педагогической помощи ребенку из неблагополучной семьи. Представлены результаты изучения проблемы «ребенок в неблагополучной семье» и сделано заключение о том, что ребенок в такой семье лишен родительского внимания, надзора, заботы, испытывает трудности в отношениях со сверстниками и педагогами. Дан обзор известных моделей деятельности с неблагополучной семьей, названы нетрадиционные формы работы с неблагополучной семьей. Имеющийся опыт показывает, что на сегодня недостаточно разработано направление помощи ребенку из неблагополучной семьи. Ребенку, растущему в неблагополучной семье, недостает значимого взрослого. Таким значимым взрослым может стать студент-наставник, «семейный тьютор». Наличие наставника у ребенка будет способствовать снижению внутрисемейных конфликтов, улучшит детско-родительские отношения и, возможно, предотвратит социальное сиротство. В связи с этим в рамках участия в конкурсе «Курс на семью», организованном фондом Тимченко, был разработан проект «Семейный тьютор». Реализация проекта включала в себя: подбор студентов, заинтересованных в участии в проекте; их обучение; определение группы детей, нуждающихся в наставниках; создание пар «ребенок–тьютор»; заключение договоров с семьями. На сегодняшний день создано 10 пар, работу студентов сопровождают кураторы, авторы проекта. Об актуальности и практической значимости проекта говорит тот факт, что проект «Семейный тьютор» поддержан благотворительным фондом Тимченко на втором этапе конкурса грантов «Курс на семью».

Ключевые слова: неблагополучная семья, ребенок в неблагополучной семье, студент-тьютор, сопровождение, социально-педагогическая помощь

1478
191

Никольская Ольга Лазаревна ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 69-80

На основе анализа статей в «Вестнике ТГПУ» творческая педагогическая деятельность рассматривается как особый предмет исследования многих авторов. При этом обобщены следующие аспекты как предмет исследования авторов: влияние компетентностного, системного подходов на развитие творческих способностей обучающихся; модели актуализации творческой деятельности; методы актуализации творческого потенциала и развития творческих способностей; взаимосвязь профессиональной компетентности педагогов с уровнями развития творческого потенциала.

Ключевые слова: творческая деятельность, творческие способности, методы актуализации творческого потенциала, творческая индивидуальность, профессиональная компетентность

1477
192

Королева Дарья Борисовна СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И СПОСОБОВ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 45-50

Рассматриваются различные взгляды исследователей на природу межкультурной коммуникативной компетенции. Проводится разграничение данного термина и смежных понятий, в частности понятия «межкультурная компетенция». Особое внимание уделяется различным приемам и методам формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Показано, что индивид никогда не будет полностью «межкультурно компетентным», так как развитие данной компетенции – процесс непрерывный и циклический. Выявляются различные факторы, влияющие на формирование межкультурной коммуникативной компетенции, такие как контекст, временной фактор, индивидуальные способности учащихся.

Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, межкультурная коммуникация, взаимодействие, страноведение

1471
193

Куровский Василий Николаевич, Щитов Александр Григорьевич ЭЛЕКТРОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН В РАЗНОРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 54-61

Рассмотрены особенности методического обеспечения гуманитарных дисциплин ресурсами модульной системы обучения и условия укрепления семантических связей инженерных и гуманитарных дисциплин с учетом предметных особенностей в разнородной студенческой среде. Совместное и одновременное обучение российских и иностранных студентов – новая проблема современного образовательного процесса, побуждающая учитывать при разработке дидактических заданий лингвокультурные различия обучающихся (историю, грамматические особенности и культуру представляемых народов). Предлагается создание студии прикладной риторики с целью корректировки и развития коммуникативных компетенций студентов нефилологических специальностей.

Ключевые слова: гуманитарное образование в техническом вузе, разнородная студенческая среда, общеобразовательные и профессиональные компетенции, модульная система обучения, электронные образовательные ресурсы, студия прикладной риторики, личностный рост студента

1468
194

Яркина Татьяна Николаевна, Маркова Наталия Александровна К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВАХ И СВОЙСТВАХ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 54-62

Рассматривается проблема определения профессионально значимых качеств педагога дошкольного профиля в условиях стандартизации профессионально-педагогической деятельности и дошкольного образования. Профессиональная деятельность педагога дошкольного профиля специфична, что обусловлено возрастными особенностями дошкольников и высокой ответственностью за их жизнь и здоровье. Современная ситуация в образовании предъявляет к воспитателю особые требования, чтобы им соответствовать, необходимо обладать определенными профессиональными качествами и свойствами. Обосновываются профессиональные компетенции и профессионально значимые качества педагога в контексте стандартизации профессиональной деятельности, способствующие успешности и результативности педагогического труда.

Ключевые слова: профессионально значимые качества, педагог дошкольного профиля, дошкольное образование, стандартизация, профессионально-педагогическая деятельность, профессиональные компетенции, стандарт

1468
195

Кравчук Людмила Станиславовна О НАУЧНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 16-22

Исследуется проблема научного обеспечения профессионального образования полицейских кадров как средства оптимизации системы профессиональной подготовки МВД России. Рассматривается позитивный опыт по усилению научной составляющей и профессионализации обучения в системе непрерывного профессионального полицейского образования в Федеративной Республике Германии. Содержатся выводы о том, что успешное выполнение прогностических функций профессионального полицейского образования возможно только при научном обеспечении образовательного процесса, что обеспечивает необходимую реакцию на изменение законодательства, появление новых видов и методов совершения преступлений, вариативность социальных ролей полицейского, в целом на улучшение качества работы полиции.

Ключевые слова: профессиональное полицейское образование, научная база образовательного процесса, профессионализация, фундаментальные научные исследования, практико-ориентированные исследования, практическое применение научных знаний, практическая направленность

1467
196

Долгих Николай Андреевич, Долгих Надежда Николаевна КОНСТРУИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОЙ КОМПОЗИЦИИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ГАРМОНИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 151-156

Рассматриваются вопросы конструирования цветовой композиции. Колористика, или цветоведение, обращается к эстетическим характеристикам цвета, гармонии цветовых отношений, красоте колорита в картине. Компетентность в области конструирования цветовых композиций эффективно формируется при развитии гармоничности мышления (на основе изучения теории о гармонии) и закреплении на практике путей приведения цветовых отношений в гармонию (профессиональной деятельности). Взаимосвязь интуиции и научного подхода в художественном творчестве обеспечивается через систематическое развитие образно-творческих способностей, чувства гармонии и освоение понятий о гармонии и ее признаках. Основные признаки гармонии: цельность, единство противоположностей, пропорциональность, равновесие, устойчивость. Творческие способности включают: способность познавать, обогащать свое творчество знаниями того, что уже создано человечеством, опытом творческой деятельности, и способность выйти за рамки привычных способов деятельности, готовность к открытию нового, неизвестного.

Ключевые слова: гармония, цветовая гармония, колористика, признаки гармонии, цельность, контраст, пропорциональность

1467
197

Сухачёва Наталия Игоревна ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 183-197

Представлен анализ работ ученых, педагогов и психологов. Томского государственного педагогического университета, посвященных проблеме профессионального становления развивающейся личности будущего педагога в системе педагогического вуза. На основании многопрофильного анализа делаются следующие выводы: сложный, экзистенциальный процесс личностного и профессионального развития студента неотделим от организации творческого образовательного пространства. Он должен обеспечить на основе концепции профессионального и личностного ориентирования высшего образования: во-первых, согласование всего многообразия подходов, объединяющих показатели качества результатов процесса образования; уровень общей подготовки студента-педагога, многопрофильный показатель профессиональной подготовки выпускника-педагога; личное стремление и способность стать творчески ориентированным профессионалом в системе современного образования. Общей объединяющей идеей анализируемых работ ученых ТГПУ является то, что, помимо преподавания непосредственно академических дисциплин со студентами – будущими педагогами, должна проводится работа, способствующая личностной самореализации и профессиональному самоопределению. Итоговые выводы по проведенному анализу заключаются в том, что на основе многопрофильных экспериментальных подходов проверена достоверность педагогических условий, которые способствуют кристаллизации идентичности профессиональной в частности и развитию личности выпускника-педагога в целом. Повышение качества системы педагогического образования предполагает решение важных методологических проблем управления качеством педагогического знания, которые включают решение психолого-педагогической проблемы профессионального самоопределения и образовательной идентичности. Подходы к решению обозначенных проблем должны фиксироваться в оценках экспертов при анализе технологических методов и направлений управления качеством образования.

Ключевые слова: идентичность, экзистенциальный кризис, развивающаяся личность, педагогическое образование, профессиональное становление

1465
198

Авчинникова Дарья Андреевна, Авчинникова Светлана Олеговна ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 40-46

В контексте гуманизации высшего профессионального образования рассматривается проблема выявления студентов, подверженных дистрессовым состояниям в период сессии. Отмечается, что данных о влиянии межполушарных различий на стрессоустойчивость в науке недостаточно. Обозначена специфика экзаменационного стресса как одной из разновидностей социального, названы основные стрессогенные факторы экзаменационного периода. Дан обзор позиций в отношении психологических различий, приписываемых лицам с доминированием правой и левой руки. Продиагностирован по методике PSM-25 уровень стресса у студентов в межсессионный и экзаменационный периоды, зафиксировано его возрастание до средних значений. Проведено сравнение уровня академического стресса у студентов-правшей и левшей на основе измерения феноменологической структуры его переживания. Сопоставлена когнитивная, соматическая и эмоциональная симптоматика стресса у правшей и левшей на основе их самооценивания. Выявлены различия в их эмоциональных реакциях на стресс. При оценивании экзаменационного волнения в целом левши воспринимают ситуацию более драматично, что подтверждается статистически. Выполнен качественно-содержательный анализ стратегий преодоления стресса студентами с разным типом межполушарной асимметрии. Обнаружены различия в эмоциональном копинге правшей и левшей, у первых преобладают относительно-продуктивные стратегии, у вторых – непродуктивные. Когнитивные и поведенческие стратегии в обеих группах являются относительно-продуктивными. По совокупности показателей установлен более высокий риск экзаменационного стресса для левшей. Полученные данные расширяют психологические представления об индивидуальных различиях индивидов, связанных с мануальностью, и позволяют обеспечить индивидуально-типологический подход к профилактике деструктивных последствий экзаменационного стресса.

Ключевые слова: студенты, стресс, экзаменационный стресс, копинг

1465
199

Кириллова Ирина Олеговна СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 83-91

Рассмотрены возможности учебной деятельности для социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Проведен анализ взаимосвязи понятий, раскрывающий основные подходы к рассмотрению социализации. Представлены методы социализации, интегрирующие целевые, организационные, программно-методические, технологические и диагностические условия учебной деятельности. Приведены результаты проведенного исследования социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебной деятельности, а также выявлены содержательные аспекты академического компонента и компонента жизненной компетенции. Рассмотрены социально-адаптивные возможности условий начального общего образования. Описана структура учебных заданий для индивидуальной и групповой работы, варианты представления индивидуальных учебных достижений учащихся. Представлены методы оценки и уровни социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах эксперимента. Отмечены наблюдаемые в ходе эксперимента воспитательные и учебные эффекты.

Ключевые слова: условия социализации, школьники с ограниченными возможностями здоровья, начальное общее образование, социальная адаптация, индивидуализация, учебная деятельность, структура учебных заданий

1464
200

Чеснокова Наталья Евгеньевна К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА СЛУХ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 162-168

Рассматривается проблема обучения аудированию студентов неязыковых специальностей в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения ++. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются как преподаватели, так и обучающиеся при работе с аудиоматериалами, раскрывается взаимосвязь аудирования с другими видами речевой деятельности, подчеркивается невозможность научиться говорению без тренировки восприятия речи на слух. Приводятся примеры современных интернет-ресурсов, используемых в практике неязыкового вуза, отмечается их преимущество в аутентичности, коммуникативности, познавательности, мотивации студентов. Предлагается адаптировать и использовать упражнения с однократного предъявления для обучения аудированию на начальном этапе с целью снятия трудностей различного характера, приводятся примеры упражнений при работе со студентами разных направлений подготовки, дается обоснование эффективности этих упражнений.

Ключевые слова: иностранные языки, аудирование, слуховой образ, студенты не-языкового вуза, аутентичный материал, запись с однократного предъявления

1463
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 4 из 25

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ