№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
851 | Для осуществления психолого-педагогической поддержки в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста были проанализированы запросы родителей в Центр консультативной помощи, которые затрагивали вопросы воспитания и развития ребенка без явных отклонений в развитии. В качестве эмпирического метода использовался контент-анализ обращений. Были выделены две условные группы запросов. В первую группу вошли обращения, где родители хотели получить совет о том, как правильно воспитывать (развивать) ребенка. Во вторую группу вошли обращения, где родители хотели «исправить» сложившиеся неприемлемые формы поведения, общения, деятельности ребенка. Результаты позволили выявить наиболее востребованные запросы, проанализировать трудности родителей в воспитании, соотнести эти трудности с возрастными периодами и особенностями развития детей. Было выявлено, что основная доля обращений обусловлена следующим: а) родители не имеют представлений о возрастных особенностях детей; б) родители используют неадекватные приемы воспитания, которые приводят к негативным последствиям. Анкетирование родителей позволило установить их желание повысить компетентность в вопросах семейного воспитания, определить предпочтительные формы консультирования, выявить дефицит представлений о возможностях и функциях центров психологического консультирования. Полученные сведения позволили сформировать рекомендательные меры по совершенствованию родительских компетенций посредством организации психолого-педагогического просвещения. Ключевые слова: психологическое консультирование, родители, дети раннего и дошкольного возраста, родительская компетентность, трудности в воспитании детей, формы консультирования, психолого-педагогическое просвещение | 907 | |||||
852 | В рамках инклюзивного подхода освещаются ведущие нормативно-правовые документы РФ, целью которых является предоставление возможностей качественного образования каждому ребенку. Особенно отмечаются инновационные образовательные процессы, связанные с появлением детей с особыми образовательными потребностями в среде типично развивающихся сверстников. Используя сравнительно-исторический подход, исследуются развитие и трансформация метода М. Монтессори в России: от активного пропагандизма и принятия до полного отрицания. Описаны изменения в понимании метода Монтессори в России, его критическое осмысление ведущими русскими педагогами. Представлены результаты методологического изучения ключевых принципов и подходов педагогики Монтессори. Дана характеристика системы основных тенденций развития современных монтессори-образовательных учреждений за рубежом. Рассматривается актуальный опыт монтессори-пространства Нидерландов, Германии, США. Выделяется общий образовательный вектор современной монтессори-педагогики: от закрытой системы специальных школ к открытой системе образования, отвечающей нормам цивилизованного общества, с включением людей с особенностями в развитии. Приведены примеры комплексных образовательных монтессори-учреждений, уникальной системы подготовки и повышения квалификации монтессори-педагогов, монтессори-программ, решающих проблемы толерантного отношения к людям с особенностями в развитии. В рамках системы мировых тенденций обозначается специфика возрождения монтессори-педагогики в современной России. В фокусе российского образования значимым становится функционирование человека, каждый ребенок важен. Следовательно, выделяется идея совместного обучения детей, обладающих различными уровнями развития, идея инклюзивного подхода. Трансформация метода Монтессори представлена как уход от специальной педагогики для умственно отсталых детей к полноценной инклюзии через создание подготовленной среды, совместное обучение и формирование особого мировоззрения педагога. Ключевые слова: монтессори-педагогика, гуманистическая педагогика, саморазвитие, свободное воспитание, совместное обучение, инклюзия | 906 | |||||
853 | Современная ситуация характеризуется изменениями в различных сферах жизни человека, приводит к существенной перестройке его активности, деятельности, состояния. В условиях транзитивности, растущей неопределенности становится актуальным определение психологических ресурсов личностной готовности к деятельности молодежи. В исследовании приняли участие студенты университетов г. Томска (N = 263). В нем был использован регрессионный и кластерный анализ. Результаты исследования показали, что в качестве психологических ресурсов личностной готовности к деятельности обучающихся следует рассматривать эмоциональный интеллект, мотивацию, ценности сохранения и открытости, целеполагание и рефлексию. Результаты анализа имеют теоретическую и практическую значимость. Они актуализируют вопрос рассмотрения компетенций будущих специалистов, которым предстоит работать в новых условиях, обращают внимание на то, что образовательный процесс должен быть ориентирован не только на приобретение фундаментальных знаний и профессиональных умений студентами, но и на развитие их личности. Ключевые слова: личностная готовность к деятельности, психологические ресурсы, студенты, транзитивность, мотивация, ценностные ориентации, эмоциональный интеллект, целеполагание, рефлексия | 906 | |||||
854 | Негативные последствия зависимости от смартфона (тревожность, депрессия, стресс, неудовлетворенность жизнью и др.) способствуют психологическому неблагополучию ее жертв. Цель исследования – выявить у студентов, юношей и девушек, предполагаемые связи зависимости от смартфона с импульсивностью, нарциссизмом, неассертивностью, незащищенностью от манипуляций, зависимостью от социальных сетей и ее факторами. У юношей и девушек имеют место статистически значимые связи зависимости от смартфона: положительные – с импульсивностью, зависимостью от социальных сетей и всеми ее факторами («Психологическое состояние», «Коммуникация», «Получение информации) и отрицательная – с ассертивностью. У юношей – положительная связь зависимости от смартфона с проблемами со сном и отрицательные связи с нарциссизмом, настроением, а у девушек – положительная связь с тягой к курению. У девушек зависимость от смартфона статистически значимо выше зависимости от смартфона юношей. В наибольшей степени зависимости от смартфона способствует фактор «Потеря контроля». Положительная связь зависимости от смартфона с импульсивностью и зависимостью от социальных сетей аналогична полученным ранее зарубежным результатам. Установленные связи зависимости от смартфона женщин и мужчин с неассертивностью и со всеми факторами зависимости от социальных сетей являются новыми как для отечественных, так и для зарубежных исследований. Полученные в данном исследовании результаты могут быть использованы кураторами, психологами и социальными педагогами вуза для разъяснительной работы студентам об опасностях чрезмерного увлечения смартфоном. Ключевые слова: зависимость от смартфона, импульсивность, ассертивность, нарциссизм, зависимость от социальных сетей, незащищенность от манипуляций, студенты, юноши, девушки | 905 | |||||
855 | Рассматривается тематика программ повышения квалификации руководителей образовательных учреждений России, Великобритании, Австралии, Швеции, Нидерландов и других стран в контексте требований, поставленных профессиональными стандартами. Выявлено, что функциональный состав этих требований в разных странах во многом совпадает, однако отечественные институты развития образования пока не предлагают полного спектра тематики программ повышения квалификации руководителей, направленных на формирование полного функционала руководителя, отраженного в профессиональных стандартах. Ключевые слова: директор школы, повышение квалификации руководителей образовательных организаций, профессиональный стандарт руководителя образовательной организации, функции директора школы, содержание программ повышения квалификации руководящих работников, компаративный анализ | 904 | |||||
856 | В современном обществе меняются способы получения образования с акцентом на усиление роли интернет-сетей как источника информации. Помимо этого, набирают силу диалоговые методы обучения. В течение последних двух лет вопросы дистанционного обучения стали особенно актуальными. Извлечь информацию из Сети еще не значит приобрести полноценные знания, поэтому приходят на помощь сетевые образовательные сервисы. Авторы предлагают использовать для дистантного изучения физико-математических дисциплин модульную объективно ориентированную динамическую обучающую среду OpenSystem, имеющую ряд возможностей для структурирования материала и управления учебной деятельностью студентов. Существующая потребность дистанционного изучения студентами ряда дисциплин требует разработки соответствующих методических материалов. Примером в нашем случае служит дистантная реализация авторского курса «Физика атомного ядра» для студентов бакалавриата физико-математического факультета педагогического университета. Ключевые слова: дистантное обучение, сетевые образовательные сервисы, подготовка будущих учителей физики, преподавание физики атомного ядра, элементарные частицы | 903 | |||||
857 | . | 902 | |||||
858 | Представлены результаты исследования, затронувшего актуальную проблему системы профессионального юридического образования, – степень соответствия специалиста требованиям рынка труда, а также повышение качества их практической подготовки. Научно обоснована эффективность применения практико-ориентированных технологий в образовательном процессе колледжа с целью успешной адаптации будущих юристов в профессиональной деятельности. В качестве основного метода исследования выступил педагогический эксперимент, целью которого стала апробация практико-ориентированных технологий в процессе обучения. В исследовании использованы методы анализа и обобщения, опрос, тестирование, педагогическое наблюдение и методы математической статистики. Представленные практико-ориентированные технологии направлены на овладение обучающимися профессиональных компетенций и предусматривают поэтапное прохождение студентом трех модулей: целеполагание дидактических циклов, отбор оптимальных средств с учетом особенностей этапа обучения, реализация образовательной деятельности, характеризуемой интеграцией проектной и проблемной технологий при соблюдении условия дифференцированного обучения. Введение в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения студентов колледжа – будущих юристов, предусматривающих поэтапное освоение знаний и умений, позволяет на достоверном уровне сформировать основные профессиональные компетенции у обучающихся с целью их успешной адаптации в будущей профессии юриста. Применение в процессе обучения деятельностных и интерактивных методов, введение имитационного моделирования и проектирования, а также технологии решения ситуационных задач можно рассматривать в качестве эффективного инструмента формирования у студентов профессионально-ориентированных умений и навыков. Ключевые слова: профессиональная деятельность, качество образования, студенты колледжа, образовательный процесс, практико-ориентированные технологии | 901 | |||||
859 | Рассматривается проблема формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности на примере курса «Инновационная деятельность в предметной области ‘‘Русский язык’’». На основе совокупности описанных и проанализированных авторских трактовок понятия «инновации в образовании» сформирована исследовательская позиция рассмотрения инноваций в качестве важного элемента поддержания образования в состоянии динамичного развития, адекватного требованиям современного общества, как явление коллективной или индивидуальной профессиональной творческой деятельности педагога. Методологической основой исследования выступил анализ научной и программно-методической литературы, комплекс методов системного и личностно ориентированного подходов. Описан опыт формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности на примере курса «Инновационная деятельность в предметной области ‘‘Русский язык’’», в рамках которого осуществляется системная теоретико-методическая и практико-ориентированная подготовка обучающихся, представлены ведущие виды учебной деятельности (специально организованная работа с научными источниками, с практическим материалом, практические зада ния разработческого характера, проектная деятельность). По результатам проведенного исследования делается вывод, что формирование готовности у будущего педагога к инновационной деятельности способствует проявлению концептуальной позиции в предметной области, выявлению в ней ресурса развития и инноваций (в том числе потенциальной) и их критической оценке, созданию условий для поиска инновационных решений в образовательном пространстве; данная компетентность выступает важной составляющей в профессиограмме современного педагога. Ключевые слова: инновации в образовании, готовность к инновационной деятельности, инновационные процессы, образовательный потенциал, критичность | 901 | |||||
860 | Высокая динамика социальных и экономических изменений в стране и в мире порождает необходимость ответа на них в системе профессионального образования, в том числе вузовского. Определение содержания подготовки будущего учителя технологии и создание оптимальных условий для ее эффективного процесса требуют учитывать как общие тенденции развития системы профессионального образования, так и непрерывно происходящие изменения в содержании предметной области «Технология», ее специфику. Для будущего учителя технологии это содержание выступает ориентиром синтеза научных знаний всех учебных предметов в качестве примера их использования в различных направлениях человеческой деятельности. Это означает, что учитель технологии должен быть готов осуществлять экономическое, экологическое, технологическое образование и информационное обеспечение данного процесса, учить решению изобретательских задач, формировать дизайнерские навыки и другие умения. Особенностью образовательной области «Технология» является и то, что программы по этому предмету предусматривают относительную свободу в выборе учебного материала в зависимости от местных и региональных условий, производственного окружения, желаний родителей и детей, квалификации и профессионализма учителя и др. Именно учитель технологии развивает у обучающихся представления о производстве, реализации и потреблении материальных благ; о культуре труда и быта; о необходимости и особенностях профессионального самоопределения каждым гражданином государства, но главное – формирует невербальную сферу человека. Ключевые слова: подготовка будущего учителя технологии, профессиональное становление, образовательный процесс, специфика содержания подготовки | 898 | |||||
861 | Самооценка, являясь компонентом структуры личности, оказывает влияние на всю деятельность субъекта как на процесс, так и на ее результат, в том числе и на учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении. Несмотря на различие подходов к пониманию ее определения, структуры, ученые сходятся в одном, что, выполняя различные функции, будь то регулирующая либо оценочная, контрольная, стимулирующая и др., самооценка мобилизует и раскрывает интеллектуальные, творческие возможности студента гуманитарного института как будущего специалиста, причем конкурентоспособного и инициативного на рынке труда с адекватновысокой самооценкой. На основании применения трех методик по исследованию самооценки личности И. О. Будасси «Тест на самооценку личности», Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн «Диагностика самооценки», В. А. Зобкова «Мотивационно-оценочный опросник», анализа результатов деятельности осуществлено эмпирическое исследование, где сделан ряд выводов по заявленной проблеме. Анализ полученных результатов показал, что студенты разных курсов и направлений гуманитарного института имеют значимо отличную компониальную выраженность самооценки, а также взаимосвязи ее параметров с текущей успеваемостью. Ключевые слова: самооценка, успеваемость, студент, учебно-профессиональная деятельность, выпускник вуза | 898 | |||||
862 | Рассмотрены вопросы необходимости развития у студентов-центениалов профессиональных, надпрофессиональных и самостоятельных навыков. Представлены результаты четырехлетней (с 2017 по 2021 г.) работы со студентами инженерной школы информационных технологий и робототехники в рамках образовательного курса «Предприимчивость». За этот период в исследовании приняло участие более 400 студентов 2-го курса в возрасте 19–20 лет, из них 93 % – мужчины. География респондентов представлена от Калининграда до Благовещенска, включая Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Алтайский и Красноярский края, Республику Алтай и Республику Бурятию, а также в исследовании приняли участие иностранные студенты из Казахстана, Китая и Вьетнама. Предложены возможные модели подготовки специалистов, способствующие формированию профессиональных (твердых), надпрофессиональных (мягких) и самостоятельных навыков у студентов-центениалов. Ключевые слова: профессиональные, надпрофессиональные и самостоятельные навыки студентов, Т-модель, V-модель, W-модель, центениалы, цифровизация | 895 | |||||
863 | В последнее десятилетие доля молодежи среди населения России заметно сократилась. Тем не менее эта социальная группа и ее досуговая деятельность представляют особый интерес для исследований, нацеленных на выявление хобби и увлечений современных молодых людей и их связь с аддиктивным поведением. Рассматривается содержательная составляющая понятия «досуговая деятельность» в молодежной среде. Отмечается наличие противоречий в использовании синонимичных понятий «досуг» и «свободное время». Характеризуются принципиальные различия между понятиями «досуг», «хобби» и «увлечение». Затронут вопрос связи современных хобби и увлечений молодежи с развитием кибераддиктивного поведения. Приводятся результаты исследования, проведенного среди школьников г. Томска, о выявлении интересов современной молодежи и наличии/отсутствии или предрасположенности подростковой группы к интернет-зависимости в связи с их досуговой деятельностью. Выявлено, что практически половина респондентов не имеет конкретного хобби. Установлено, что с более высокой вероятностью появление кибераддикции свойственно тем, у кого нет хобби вовсе, а также тем, чья досуговая деятельность является пассивной. Выявлена широкая распространенность увлечения социальными сетями и компьютерными играми у школьников г. Томска, при этом у более чем половины респондентов отмечена предрасположенность к интернет-зависимому поведению, а у пятой части опрошенных кибераддиктивное поведение уже сформировано. Ключевые слова: досуговая деятельность, хобби, увлечения, молодежь, свободное время, пассивный и активный досуг, кибераддикция | 894 | |||||
864 | Исследуется структурно-функциональная модель развития готовности специалистов защиты информации к профессиональной деятельности в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Выделенные компоненты (нормативно-концептуальный, программно-целевой, профессионально-деятельностный и контрольно-оценочный) позволят развить необходимый уровень, который будет достаточен для совершения профессиональной деятельности в Росгвардии. Методологическую основу разработанной модели составляет компетентностный и системно-деятельностный подходы, позволяющие раскрыть концептуально-ориентирующую функцию процесса обучения будущих специалистов защиты информации. Применение системно-деятельностного подхода в структурно-функциональной модели развития готовности понимается как новое выражение деятельностного подхода, который в настоящее время вызывает большой интерес у большинства ученых и исследователей. Проведенный анализ отзывов, поступающих от командиров воинских частей Росгвардии на выпускников факультета (связи) Пермского военного института войск национальной гвардии, показал необходимость при организации учебного процесса более углубленно рассматривать вопросы обеспечения защиты информации, проведения необходимых мероприятий по аттестации выделенных помещений, развития практической составляющей по отражению хакерских и иных атак на информационное пространство Росгвардии. Основу технологии обучения специалистов защиты информации к профессиональной деятельности составляет реализация специализированного курса проведения «Киберучений», включающего в себя комплекс практических и лабораторных работ. Разработанные в этом же специализированном курсе ситуационные задачи, составленные по основам собственного опыта в обеспечении защиты информации в качестве контролирующего органа, позволят будущим специалистам защиты информации при организации проверок защищенности объектов не допускать шаблонных ошибок и корректировать свою профессиональную деятельность. Ключевые слова: специалист, защита информации, структурно-функциональная модель, системно-деятельностный подход, профессиональная деятельность, развитие, готовность, войска национальной гвардии | 892 | |||||
865 | Анализируются результаты анкетирования преподавателей и студентов по выявлению типичных затруднений и причин их появления в контексте написания выпускной квалификационной работы, которые обусловлены, с одной стороны, отсутствием опыта обращения к письменной речи в процессе изучения дисциплин профессиональной подготовки, с другой – неготовностью обучающихся осуществлять рефлексию процесса речевой деятельности и ее продуктов, а также невладением способами организации самостоятельной работы. Выявлены типичные ошибки в создании текста выпускной работы: отсутствие коммуникативной задачи; несоблюдение логики и взаимосвязи частей текста; включение непереработанных материалов из первоисточников; отсутствие собственного суждения по изучаемой теме. Установлено, что основной причиной их появления выступает невладение текстовыми умениями в построении научного текста. Обозначены направления в обучении письменной научной речи в процессе подготовки в вузе: включение заданий во все дисциплины подготовки, программы педагогических практик, предполагающих написание текста научного стиля, использование образовательных технологий, ориентирующих на использование письменного текста как результата обучения. Делается вывод о том, что обучение написанию текста выпускной квалификационной работы предполагает последовательное вовлечение обучающихся в овладение культурой письменной научной речи, а также опыт исследовательской деятельности преподавателя. Ключевые слова: научная письменная речь, выпускная квалификационная работа, создание письменного текста | 892 | |||||
866 | Представлено изучение суверенности психологического пространства личности, функции его границы и уровня субъективного контроля у супружеских пар с разным семейным стажем. В основу исследования положены современные методики Т. С. Леви, С. К. Нартовой-Бочавер, используя которые, продолжается изучение феномена личностного пространства, его границ с точки зрения субъектно-средового подхода. Исследование психологической границы личностного пространства человека – тема, актуальная не только в пределах отдельной личности, но и в проблематике семейных отношений. Семья – первичный элемент социального пространства, формирующего содержательные характеристики личностного пространства человека, который в будущем, создавая свою семью, сформирует такое пространство и у своих детей. В исследовании приняли участие супружеские пары с разным стажем семейной жизни: менее 7 лет и более 7 лет, всего 110 человек. Установлены различия в «суверенности социальных связей», нарушения границ физического «Я», территориальной целостности семей с разным стажем жизнедеятельности. Данное исследование продолжает серию работ по изучению специфики психологического пространства личности не только у субъектов образовательной сферы школы, вуза, но и у взрослых респондентов. Ключевые слова: психологическое пространство личности, функции границы, субъективный контроль, стаж семейной жизни | 892 | |||||
867 | Исследован опыт зарубежных стран в части организации методического сопровождения молодых специалистов образовательной сферы. На основании аналитического обзора наработок современных отечественных и зарубежных исследователей определено, что система методического сопровождения является структурным элементом повышения квалификации начинающих свою профессиональную деятельность учителей и должна учитывать новейшие тенденции развития образования, основываться на исследованиях новых педагогических функций, которые возникают в условиях информатизации образования. Внедрение новой концепции в образовательный процесс влечет за собой ряд инновационных преобразований в содержании образования, в переосмыслении новых понятий, категорий, ценностей мышления, изменения ролевых позиций педагога: преподавателя, учителя, воспитателя. Современный учитель – это специалист, который осуществляет педагогическую деятельность с учетом требований времени, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность. Его педагогическая деятельность – это интеллектуальная, творческая деятельность, направленная на обучение, воспитание и развитие личности. Каждый молодой педагог должен быть профессионалом своей деятельности, поскольку продуктом этой деятельности должен стать конкурентоспособный выпускник образовательного учреждения, наделенный ключевыми компетенциями. Именно поэтому молодые педагоги посредством эффективной системы методического сопровождения должны овладеть рядом компетенций, продуцируемых опытом профессионалов с большим стажем практического применения знаний и навыков, для обеспечения эффективной образовательной деятельности. Ключевые слова: методическое сопровождение, молодой специалист, учитель, педагог, повышение квалификации педагога | 892 | |||||
868 | Анализируется современное состояние проблемы абилитации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия число детей, подвергшихся кохлеарной имплантации, значительно выросло. Исследуются методы и приемы работы в системе коррекционного воздействия на глухих детей с кохлеарным имплантом, применяющиеся в Российской Федерации. Целью изучения является анализ представленного в научной литературе опыта сопровождения детей с кохлеарным имплантом, а также обозначение проблемы реализации данного направления в регионах. Приводится информация, подтверждающая специфику развития детей, перенесших кохлеарную имплантацию. Определена на уровне региона проблема, которая затрудняет процесс формирования словесной речи у детей с кохлеарным имплантом. Приводятся данные анкетирования родителей, воспитывающих детей с кохлеарным имплантом, проживающих в городах Томске и Северске, по вопросам абилитации детей данной категории и обозначаются варианты направлений деятельности специалистов. Ключевые слова: дети с кохлеарным имплантом, абилитация, коррекционно-педагогическая помощь, психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарного имплантирования, региональные условия | 889 | |||||
869 | Публикуемая статья посвящена жизни и научному творчеству создателя новой отрасли знания – этнопедагогики Геннадию Никандровичу Волкову, академику РАО. Проанализировано и осмыслено последнее десятилетие научного творчества Г. Н. Волкова в Республике Калмыкии. Материалом исследования послужили публикации о Г. Н. Волкове в Республике Калмыкии его учеников, единомышленников, сподвижников и видных ученых, а также воспоминания авторов от личных встреч с ним. Использование этого уникального и богатого материала позволило предпринять попытку изучения последнего десятилетия жизни академика в период так называемой Калмыцкой осени. В результате была предпринята попытка проанализировать и раскрыть путь первопроходца в сферу научных знаний, сущность разработанной им концепции, а также инструментарий ее исследования. Этнопедагогика – вселенская наука, раскрывающая достояние любого народа, духовно-нравственный и воспитательный его потенциал, обычаи и традиции – в этом же ключе. Академик из Чувашии – продолжатель дела великих педагогов-классиков Я. Коменского, И. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Г. Н. Волков – создатель новой научной педагогической школы, актуальной и сегодня, имеющей множество учеников и последователей в ближнем и дальнем зарубежье. Великий сын чувашского народа предстает как первопроходец, первооткрыватель; приверженец исторического родства калмыцкого и чувашского народов; как романтик, обожествляющий природу, и как человек публичный. Квинтэссенцию его научных взглядов составляет введенное и раскрытое им понятие «личность-символ» в педагогике и жизни. В публикуемом материале в многостороннем аспекте раскрывается последний период жизни и деятельности академика в Республике Калмыкии. Деятельность Г. Н. Волкова в Калмыкии ознаменована организацией кузницы ученых высшей пробы – кандидатов и докторов педагогических наук, проведением ряда международных научно-практических конференций. При его активном участии в Калмыцком госуниверситете открыта научно-исследовательская лаборатория этнопедагогических инноваций, которая стала центром изысканий с широкой географией – от Беларуси и Казахстана до Якутии. Здесь был подготовлен и издан фундаментальный труд энциклопедического характера «Этнопедагогическая пансофия». В статье выдающийся чувашский ученый рассматривается как ученый-новатор, личность-символ и человек публичный. Ключевые слова: этнопедагогика, Геннадий Никандрович Волков – основатель этнопедагогики, великий сын чувашского народа, калмыцкий и чувашский народы, личность-символ, калмыцкий период академика | 889 | |||||
870 | В статье анализируются актуальные проблемы современного состояния подготовки преподавательских кадров высшей научной квалификации в аспирантуре. Выявлены реальные организационные, управленческие, содержательные и мотивационные возможности более эффективного функционирования аспирантуры педагогического профиля. Рассматриваются вопросы определения и использования потенциала интеграции формального и неформального образования с позиции управления развитием педагогической аспирантуры. Актуализируется ситуация дефицита ресурсов формального образования аспирантов в педагогическом университете. Среди недостающих ресурсов подготовки высококвалифицированных научных кадров отмечаются: ослабление исследовательской деятельности вузов, снижение количества поступающих в аспирантуру, разобщенность университетских систем подготовки научно-исследовательских кадров и присуждения ученых степеней. Раскрыты и обоснованы характерные особенности потенциала интеграции обозначенных видов образования через анализ деятельности научной школы педагога-исследователя как актуальной практики неформального образования аспирантов, эффективно дополняющей формальную систему подготовки кадров высшей квалификации. В качестве методологической основы исследования использовались такие методы, как феноменологическое описание, включенное наблюдение, методы гуманитарного исследования, а именно: изучение опыта интеграции двух видов образования, выявление эмпирических признаков интеграции, их обобщение, обоснование потенциала такой интеграции. Предложены реально возможные пути улучшения подготовки научных сотрудников для вузов и исследовательских структур на примере представленного опыта Томского государственного педагогического университета. Ключевые слова: управление развитием образования, научная школа, аспирантура, потенциал интеграции формального и неформального образования | 887 | |||||
871 | Представлены теоретико-методологические подходы к подготовке транспрофессионала в условиях профессионально-педагогического вуза на базе специально подготовленных площадках кафедры. Обоснована специфика подготовки к конкурсу WorldSkills на основе трансдисциплинарного подхода, конкретизирована целевая установка и результат каждого компонента деятельности структурно-содержательной модели. Компонентный состав модели включает примеры модульных заданий, разработанных с применением метода «скиллс-кейс» и направлен на транспрофессиональную подготовку конкурсантов в условиях имитационных площадок кафедры. Применение метода «скиллскейс» позволяет на качественно новом уровне подготовить большее количество конкурсантов чемпионата в процессе обучения, а также в условиях практик не только по выбранной профессии, но и в смежных транспрофессиональных областях. Ключевые слова: транспрофессионал, метод «скиллс-кейс», структурно-содержательная модель, конкурс WorldSkills, ситуативно-производственные задания | 886 | |||||
872 | Представлено исследование по подготовке преподавателей технического вуза к реализации разработанного автором информационно-методического обеспечения дисциплин, предусмотренных учебными программами технического университета. Повышение качества процесса обучения в вузе напрямую зависит от квалификации и качества работы его педагогического состава. Педагогу необходимо ориентироваться на будущую профессиональную деятельность студентов, которых он обучает. Подготовить востребованных на рынке труда специалистов поможет грамотное использование в учебном процессе специально разработанного информационно-методического обеспечения. В аспекте проведенного исследования осуществлялся поиск эффективных методов реализации информационно-методического обеспечения в контексте подготовки преподавателей вуза. Целью же представленной статьи является обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке преподавателей к реализации разработанного автором информационно-методического обеспечения. Научное исследование проводилось с использованием методов и идей академика Г. В. Мухаметзяновой, в работах которой отмечалось существование нескольких идей реализации информационно-методического обеспечения: радикальный путь (полностью обновляется вся система); эволюционный путь (инновации внедряются постепенно). В исследовании представлена идея реализации информационно-методического обеспечения, осуществляемая по эволюционному пути. В заключительной части опытно-экспериментальной работы были определены направления деятельности и маршрут подготовки педагогических работников высшей школы к реализации разработанного информационно-методического обеспечения формирования готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности. Ключевые слова: методическое обеспечение, образовательная деятельность, коммуникативная деятельность, управленческая деятельность, подготовка преподавателей, специалист, инженер | 883 | |||||
873 | Статья посвящена выявлению эффективных приемов проектной деятельности по патриотической тематике в рамках учебной архивной практики для студентов педагогических вузов. При этом упор делается на отработку приемов анализа письменного делопроизводственного архивного источника. Полифункциональность исторического источника позволяет не только добывать из него социальную информацию своего времени, но и использовать его потенциал для гносеологического познания. Умение определять тип и вид исторического источника, производить внешний и внутренний анализ архивного источника, создавать табличные формы учета исторической информации является необходимой компетенцией студента-историка. Грамотная постановка проектных задач практики позволяет одновременно решать несколько задач по профессионализации будущего учителя истории и обществознания: бережно относиться к историческим источникам как носителям исторической памяти, отрабатывать источниковедческие навыки и умения на достоверных архивных материалах, вникать в суть глобальных социальных последствий Великой Отечественной войны на примере темы «Трудоустройство инвалидов Великой Отечественной войны в г. Томске в 1941–1944 гг.». Актуализация повышенного внимания к этой социальной группе как победителям и жертвам представляется новым форматом патриотического воспитания. Ключевые слова: патриотическое воспитание, проектные технологии, архивная практика, инвалиды Великой Отечественной войны | 882 | |||||
874 | Рассматривается проблема создания персонифицированного подхода к подготовке будущих учителей географии. Дано сравнительное описание понятия «персонализация образования» в контексте педагогики, психологии, социологии. Изучены нормативно-правовые документы, в которых определен особый статус учителя в обществе и профессиональные требования к его личности. Сделан вывод, что персонализация образования позволяет, с одной стороны, развивать индивидуальные особенности обучающихся, с другой – включать в процесс социализации. При подготовке студентов к будущей профессии учителя географии необходимо организовать персонализированный подход, который выражается в тесном взаимодействии преподавателя и студента и обеспечении условий для самообразования обоих сторон. Цель статьи состоит в описании модели персонализированной образовательной среды и опыта по реализации персонализированного подхода в подготовке учителей географии. Результаты выражаются в обосновании необходимости внедрения данной модели в образовательную практику педагогических вузов. Ключевые слова: персонализация, персонализированный подход, профессиональные компетенции, модель персонализированной образовательной среды | 882 | |||||
875 | Рассматривается проблема разработки и апробации комплекса мнемотехнических приемов «Синестет» в рамках внедрения в образовательный процесс школ и вузов учебного курса «Основы мнемотехники». Проблема обучения мнемотехникам является актуальной для отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки и образовательной практики, так как воспроизведение большого количества учебной (научной) информации требует использования ресурсов памяти обучающихся, а на фоне имеющегося дефицита специальных методик и техник запоминания данный процесс становится неэффективным. Теоретической основой исследования являются работы в области нейропсихологии, психофизиологии, нейропедагогики, нейродидактики. Особое внимание уделено изучению феномена синестезии. Результатом внедрения комплекса мнемотехнических приемов «Синестет» является развитие у обучающихся умения и готовности активизировать визуальную, аудиальную и кинестетическую память при восприятии, сохранении, переработке и воспроизведении учебной информации. Высокие результаты достигают обучающиеся, которые проявляют творческую активность и создают персональные системы более рациональной работы памяти на основе учета особенностей функционирования собственной модальности внутреннего опыта (репрезентативной системы). Ключевые слова: нейропсихология, нейродидактика, мнемотехники, синестезия, синестетические способности, модальность внутреннего опыта, обучающиеся | 876 | |||||
876 | Рассмотрена проблема анализа и интерпретации музыкального произведения с точки зрения теоретиков музыки и педагогов-музыкантов. Обоснована вариативность подходов к анализу, обусловленная категорией слушателей музыки, жанром произведения, неповторимостью, уровнем сложности и продолжительностью звучания, уникальностью мировоззрения композитора. Охарактеризованы отдельные виды анализа в зависимости от целевой направленности, указаны трудности и пути их преодоления. Анализ инструментальных произведений с позиций интонационной теории (интонационно-образный анализ) – своего рода социальное, историческое, художественное исследование, при котором необходима организация общения детей с автором и исполнителями сочинения в форме живого диалога, направленного на погружение в художественно-образный мир произведения, выявление смысла и эмоционально-ценностных отношений, воплощенных в образах-интонациях, формирование к нему собственного отношения (В. В. Медушевский). Представленные виды музыковедческого анализа применяются в практике музыкального образования школьников в зависимости от особенностей произведения и предпочтений педагога. Показан пример музыкально-педагогического анализа инструментальной пьесы студентами как один из возможных вариантов для использования в педагогической практике с учащимися общеобразовательной школы. Ключевые слова: анализ, интерпретация, музыкальный язык, педагог-музыкант, дети, произведение, ценности, смысл, интонация, метод | 876 | |||||
877 | Обозначена проблема сохранения и развития традиций системы массового музыкального воспитания, созданной под руководством Д. Б. Кабалевского. Сформулированы ее достоинства и актуализирована необходимость поддержки музыкального и музыкально-педагогического образования в целях сохранения лучших традиций прошлого и внедрения инновационных технологий, в том числе с использованием цифрового инструментария для стимулирования формирования музыкальной культуры современных школьников средствами интерактивного музицирования. Выделена основополагающая характеристика профессии педагога-музыканта российской общеобразовательной школы – многопрофильность. Помимо общепедагогической подготовки, он обязательно должен владеть игрой на инструменте, четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, профессиональным вокальным показом произведения, предназначенного для разучивания с учащимися; иметь основательную подготовку в области истории и теории музыки. Такую совокупность компетенций учителя музыки не формирует ни одна страна в мире. Данная многопрофильность, с одной стороны, создает трудности при подготовке будущего педагога-музыканта, с другой – обеспечивает возможность быть востребованным на рынке труда в качестве учителя музыки в общеобразовательной и музыкальной школе, музыкальным руководителем в дошкольном учреждении, руководителем хорового коллектива, исполнителем на музыкальном инструменте в оркестре. Ключевые слова: музыкальная культура, музыкально-педагогическое образование, интерактивные методы, цифровой инструментарий | 875 | |||||
878 | В данной статье раскрыто понимание феномена семейной идентичности с педагогической позиции. Семейная идентичность рассматривается как принадлежность человека к семейной группе, отражающая приверженность его семейным ценностям. Обоснована важность организации условий, способствующих развитию семейной идентичности студентов вуза. Описаны элементы опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования семейной идентичности будущих педагогов, в том числе охарактеризовано внедрение в образовательный процесс курсов «Семейная педагогика» и «Взаимодействие семьи и образовательной организации». Ключевые слова: семья, семейная идентичность, семейные ценности, студенческая молодежь, семейная педагогика | 874 | |||||
879 | Представлен теоретический обзор проблемы билингвизма как одного из факторов, определяющих специфические трудности усвоения русского языка обучающимися начальной школы. Рассмотрены лингвистические аспекты двух языковых систем: русского языка и татарского языка, занимающего второе место по степени распространенности в Нижегородской области. Произведена попытка объективно оценить причины трудностей овладения закономерностями русского языка на основе сравнительного анализа состава татарской и русской грамматики. Приведены примеры, касающиеся наличия закона сингармонизма в татарском языке, описаны различия грамматического строя речи в двух языках, проанализированы сходства синтаксической системы, сформулированы выводы. Ключевые слова: обучающиеся, билингвизм, сингармонизм, интерференция, татарский язык, грамматические отношения, словоизменение, словообразование | 873 | |||||
880 | В условиях продолжающейся угрозы коронавируса актуально изучение личностных моделей, во многом определяющих способность предсказывать поведение, ориентированное на сохранение здоровья, а также риск возникновения беспокойства, тревоги, переживания опасности. В статье переживание витальной угрозы анализируется как переживание опасности в отношении ментального Я, тела, мира, окружающих людей, значимого как индивидуальной ценности. Исследование направлено на изучение переживания витальной угрозы в условиях пандемии COVID-19 и его связи с личностными свойствами студентов. В эмпирическом исследовании использовались шкала переживания «Опасность – безопасность», 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, выборка – студенты медицинского колледжа Удмуртской Республики (119 человек). Применялись методы математической обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ, использовалась программа SPSS 11.5 for Windows. Выявлено, что переживания угрозы в условиях пандемии COVID-19 в отношении Я и не-Я дифференцированы, а именно: у студентов более выражено переживание небезопасности в отношении мира и окружающих людей. Составляющие переживания угрозы, диагностированные по шкале «Опасность – безопасность», структурно связаны с коммуникативными, регулятивными, эмоциональными и интеллектуальными свойствами личности. Наибольшее количество связей переживания опасности – безопасности установлено с коммуникативными свойствами личности. У студентов выявлена высокая вовлеченность личностных свойств в переживание опасности – безопасности в отношении ментального Я и в отношении тела. Полученные результаты могут быть востребованы руководителями и преподавателями медицинских колледжей, кураторами студенческих групп. Они могут быть использованы практическими психологами, работающими со студентами медицинских колледжей в аспекте профилактики негативных переживаний и стрессов в условиях пандемии COVID-19, в психологическом просвещении и консультировании. Ключевые слова: угроза, опасность – безопасность, личностные свойства, переживание, пандемия | 873 | |||||
881 | Актуализируется значимость социального воспитания подрастающего поколения. Обосновывается необходимость вовлечения детей и подростков в социально-творческую деятельность, освоения ими опыта конструктивного взаимодействия с окружающей реальностью. Показана ценность дополнительного образования в реализации социального воспитания обучающихся, заключающийся в уникальной социальной практике наращивания мотивационного потенциала личности ребенка к познанию и творчеству, формированию опыта социально-творческой деятельности. Ставится цель – выявление оптимальных путей формирования опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании (на примере опыта работы МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологды). Используются методы теоретического уровня, среди которых приоритетными являются анализ научной литературы по изучаемой проблеме, обобщение, систематизация. Материалами исследования служат результаты реализации комплексной программы воспитания «Республика юного волонтера» на базе МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологды. Выявлено, что формирование опыта социально-творческой деятельности обучающихся дополнительного образования должно осуществляться в ходе организации общения, взаимодействия с людьми, социально-преобразующей деятельности. Важным является вовлечение подрастающего поколения в детские общественные организации, волонтерскую деятельность, создание условий для практической реализации социальных инициатив, включение в реальную социальную практику и детей, и педагогов, и родителей, а также широкий круг общественности. Коллективно-творческие дела, социальные акции, социально значимые проекты предоставляют широкие возможности детям выступать в различных социальных ролях, тем самым активно участвовать в социальной жизни и процессе ее преобразования. Научная новизна исследования заключается в разработке понятия «опыт социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании», выделении потенциала волонтерской деятельности в формировании опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании, разработке методического обеспечения включения их в социальные практики. Ключевые слова: социальное воспитание обучающихся, опыт, социально-творческая деятельность, опыт социально-творческой деятельности, дополнительное образование | 872 | |||||
882 | Охарактеризован комплексный подход к оцениванию универсальных учебных действий обучающихся при выполнении экспериментальной работы по химии и знаний, необходимых для этого. Предложены диагностические материалы для выставления итоговой оценки, включающие тестовые задания, кейсы, кроссенсы, отчет о выполненной работе, которые представлены в модульных картах для практических работ. Рассмотрены разработанные критерии оценки тестовых заданий входного контроля, критерии оценивания результатов работы обучающихся с кейсами, кроссенсами, оформления отчета по практической работе и шкалы оценивания, на основе которых выставляется итоговая оценка. Представлены результаты по апробации диагностических материалов к практической работе по химии в старшей школе, позволяющих поэтапно осуществить подготовку к работе, ее выполнению и качественному оформлению полученных результатов. Ключевые слова: ученический химический эксперимент, практические работы по химии, универсальные учебные действия, диагностические материалы, оценивание учащихся, итоговая оценка | 872 | |||||
883 | Современные родители подростков испытывают объективные трудности в общении с детьми переходного возраста. Они нуждаются в методических инструментах, которые смогут помочь в преодолении проблем подростково-родительской коммуникации благодаря развитию культуры переживания в детско-родительских взаимоотношениях. Практика обсуждения кинофрагментов в родительском киноклубе может рассматриваться в качестве ресурса, который помогает родителям в безопасной обстановке обсуждать свои острые проблемы, а также прояснять возможные решения проблемных ситуаций в отношениях с детьми подросткового возраста. Разработана методика проведения встреч, программа киноклуба и проведена его апробация в 2020–2022 гг. Подробно представлены следующие методы обсуждения: полилог, безоценочное интервью, амплификация смыслов, «шапка вопросов». Приведены примеры использования этих инструментов. Результаты работы киноклуба зафиксированы в итоговых анкетах участников. Представлен обобщенный анализ полученной от участников обратной связи. По итогам работы сделан вывод: групповая форма предъявления участниками своих наблюдений, эмоций и размышлений внутри организуемой ведущим практики обсуждения молодежного сериала создает эффективную основу для развития культуры переживания родителей. Условием достижения этого результата в клубной работе является создание группой общего проблемно-смыслового поля киносериала, которое возможно благодаря применению приемов и методов работы с участниками обсуждений. Ключевые слова: культура переживания, практики обсуждения, проблемно-смысловое поле, детско-родительские отношения, подростковый возраст, киноклуб, молодежный сериал | 867 | |||||
884 | События последних лет, происходящие во всем мире, свидетельствуют о том, насколько важно своевременно решать задачи гражданско-патриотического воспитания молодежи. И реализация задач формирования гражданина и патриота должна осуществляться на всех уровнях системы образования. Важно учитывать многонациональность нашего государства и правильно формировать гражданские и патриотические качества молодого поколения. Современный подход к гражданско-патриотическому воспитанию студентов предполагает использование новых технологий, соответствующих их интересам и предпочтениям. Следует брать во внимание все ресурсы и технологии по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся на современном этапе развития поликультурного общества. Цель нашего исследования – выявить наиболее эффективные ресурсы и технологии гражданско-патриотического воспитания студентов в современном поликультурном образовательном пространстве. В исследовании применялся метод анализа отечественной и зарубежной литературы, обобщение передового педагогического опыта по формированию гражданско-патриотических качеств студентов в поликультурной образовательной среде вуза; метод систематизации и ранжирования основных принципов гражданско-патриотического воспитания студентов (принцип стандартизации, принцип уместности, принцип системности, практико-ориентированный принцип и принцип дифференциации). Результаты исследования показали, что в современном обществе должны применяться разнообразные методы и приемы гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии с их особенностями и устремлениями. Наряду с традиционными (Вахта Памяти, участие в митинговых мероприятиях, концертные выступления для ветеранов Великой Отечественной войны, военно-спортивные клубы и т. д.) должны использоваться и инновационные формы, средства, методы гражданско-патриотического воспитания субъектов образовательного процесса. В воспитательно-образовательном процессе вуза необходимо использовать разнообразные ресурсы и технологии по гражданско-патриотическому воспитанию студентов. Все они должны быть направлены на развитие гражданственности как интегративного качества личности и формировать уважительное отношение к традициям и культурным нормам своей страны и своего народа. Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, студенты, высшее учебное заведение, поликультурное общество, поликультурная образовательная среда, ресурсы, технология | 865 | |||||
885 | Рассмотрены актуальные вопросы оценивания качества результатов обучения иностранных слушателей. Представлены психолого-педагогические предпосылки появления компетентностного подхода в образовании. Проанализирована нормативно-правовая база введения балльно-рейтинговой системы оценивания в образовательной организации. Актуальность исследования подчеркнута выделенной контрольной группой иностранных обучающихся, которые являются одним из маркеров эффективности образовательной организации. Выявлено противоречие между требованиями компетентностного подхода в образовании и возможностями системы оценивания качества знаний иностранных слушателей: традиционная система оценивания не позволяет решать задачу индивидуализации процесса обучения иностранных слушателей. В этой связи отмечено преимущество национально-ориентированного подхода в обучении иностранных слушателей. Анализируются ментальные и психолого-педагогические особенности обучения иностранных слушателей в многонациональной учебной группе. Выявлено преимущество формирующе-оценивающей над оценочной функцией в методологической системе оценивания иностранных обучающихся. Даны требования к уровням подготовки обучающихся в образовательной организации в контексте компетентностного подхода. Эффективность применения национально-ориентированного подхода в оценивании результатов обучения иностранных слушателей подтверждается результатами проведенного педагогического эксперимента. С целью реализации формирующе-оценивающей функции балльно-рейтинговой системы оценивания была применена методика расчета Grade Point Average. Ключевые слова: компетентностный подход, национально-ориентированный подход, балльно-рейтинговая система оценивания, формирующее оценивание | 864 | |||||
886 | В статье актуализируется проблема происходящих изменений в ценностных ориентациях молодежи в современном информационном обществе, что ставит задачу изучения данного процесса. В тексте определяется понимание сущности категории «ценность», раскрываются философские, социологические и психолого-педагогические подходы к ее определению. Особое внимание уделяется описанию традиционных ценностей, которые приобретают особую значимость в ситуации непостоянства, неопределенности, характерной для современного общества и всего мирового пространства, поскольку именно традиционная культура во многом поддерживает стабильность и порядок как основу функционирования любого общества. В статье приводится типология традиционных ценностей и раскрываются подходы к их содержанию. Дается характеристика новационным социальным ценностям, появившимся в связи с процессами цифровизации, протекающими в обществе, к которым относятся информация, знания, интеллектуальный капитал, виртуальная реальность. Раскрываются особенности интерференции (взаимодействия) традиционных и инновационных ценностей. Анализируются возможности использования интернет-технологий в целях установления диалогического взаимодействия ценностей, в то же время обращается внимание на необходимость реальной коммуникации субъектов жизнедеятельности, направленной на осмысление происходящих трансформационных процессов в сфере ценностных ориентаций. Ставится задача необходимости поиска механизма диалогического сосуществования двух систем ценностей, адекватного выбора присвоения личностью инновационных ценностей с учетом сохранения актуальных традиций и духовности. Решение данной задачи связывается, с одной стороны, с осмыслением традиционных ценностей, а с другой стороны, с развитием у подрастающего поколения критического мышления, обеспечивающего способность анализировать поступающую ценностно значимую информацию, осознавать, давать ей адекватную оценку, выносить обоснованные решения, на основе чего формировать нравственно оправданное отношение к тем или иным ценностям, актуальным современному обществу и отвечающим принципам общечеловеческой морали, и на их базе выстраивать свое поведение. Ключевые слова: ценности, традиции, традиционные ценности, инновационные ценности, информационное общество, информация, виртуальное пространство, интерференция ценностей, молодое поколение | 864 | |||||
887 | Ставится проблема профессионального развития педагога как процесса постоянного изменения внешних требований к перечню и уровню сформированности профессиональных компетенций и списку профессионально-личностных качеств. В качестве внешних вызовов данного процесса выделена ориентация на развитие самоуправляемого обучающегося и реализация антропологической миссии современного образования. Анализируются разные подходы к профессиональному развитию педагога: освоение образовательных технологий, вовлечение в образовательные инновации, развитие исследовательских умений. Подчеркивается, что освоение инновационных технологий требует особой готовности педагога, разный уровень которой проявляется в различных позициях по отношению к технологиям: нерешительные, скептики, новаторы, исследователи. Обосновано, что в инновации должны быть вовлечены все педагоги и на это должна быть нацелена их управленческая и методическая поддержка в образовательной организации. Доказано, что формирование исследовательской культуры педагога связано с развитием той области его профессиональных интересов, которая может стать предметом особого изучения и реального изменения на уровне образовательной практики. В заключении выделены три направления развития педагогической деятельности: развитие профессиональной мобильности, открытого профессионализма и диалогизация совместной профессиональной деятельности. Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессионализм, образовательные технологии, инновационная деятельность, исследовательские умения | 862 | |||||
888 | Представлен теоретико-исторический обзор исследований общих и специальных способностей, осуществленных в отечественной научной психологии. Анализируются трудности, связанные с определением понятий «способности» и «одаренность». Обозначено понимание природы творческих способностей и креативности. Рассматриваются психологическая сущность и специфика литературной деятельности как научного феномена. Дана характеристика литературно-художественным способностям как внутреннему психологическому регулятору личности. Показано, что способности в области литературного творчества напрямую соотносятся с художественным типом одаренности, обладающим как одинаковыми, имманентными иным видам одаренности качествами, так и своеобразными характеристиками, рознящими их с другими проявлениями способностей. Ключевые слова: способности, общие способности, специальные способности, творческие способности, литературные способности, литературно-художественные способности, литературная одаренность, психология искусства, психология литературного творчества, личность писателя | 861 | |||||
889 | Современный образовательный процесс учащихся средней школы в большой степени выстроен на основе деятельностного и компетентностного подходов. Одной из задач современного учителя становится формирование у учащихся в процессе активной учебной деятельности необходимых для жизни компетенций. Анализ процесса их формирования показал, что он до сих пор недостаточно изучен, недостает практических примеров работы с компетенциями. Достаточно востребованными для развития учеников и выстраивания успешной жизнедеятельности являются регулятивная компетенция и познавательная. Эти компетенции можно активно формировать в процессе обучения физике. Процесс формирования компетенций становится более эффективным, как установлено авторами, если выстраивается постепенно. Начинается формирование с универсальных учебных действий, входящих в состав компетенций, которые являются для учеников наиболее сложными. Для первоначального формирования на основе практики выделены сложные действия – составление учеником плана учебной деятельности, его корректировка, проявление и формулировка причинно-следственных связей в явлениях, процессах, рефлексивное действие. Формирование действий организовано на основе выполнения учениками в группах мини-проектов по конструированию действия. Показан пример формирования элемента регулятивной компетенции – действия составления плана изучения нового материала. Работа в группах строится на основе вопросов учителя по выстраиванию действия. Затем организуется межгрупповое обсуждение результатов работы групп с участием учителя, его корректировка. С помощью учителя происходит рефлексивное осмысление деятельности по выстраиванию действия и его присвоение. Аналогично выстраивается освоение элементов познавательной компетенции. Представленные способы последовательного активно-деятельностного, проектного формирования компетенций являются продуктивными и могут широко применяться в обучении. Ключевые слова: обучение физике, регулятивная, познавательная компетенции, универсальные учебные действия, способы формирования учебных действий, проектная технология, групповое взаимодействие | 861 | |||||
890 | Рассмотрены изменения подходов к организации мероприятий по представлению результатов исследовательских работ детей в условиях перехода на вынужденное удаленное обучение в 2020 г. Описан опыт разных вариантов решения проблемы смены привычных форматов детских конкурсов и конференций в Томском государственном педагогическом университете и гимназии № 29 г. Томска. При этом учитывается количественный состав участников и их география, возможность обсуждения прослушанных докладов другими участниками, возможность наглядного сопровождения доклада демонстрацией и др. Подробно описано проведение детских конкурсов в формате видео конференций и видеозаписей публичных выступлений. Данная форма может стать эффективной поддержкой исследовательского интереса и познавательной активности обучающихся в условиях, когда живое общение невозможно. Представлен анализ достоинств и недостатков очного, дистанционного и смешанного форматов образовательных событий по представлению обучающимися своих исследований. Ключевые слова: конкурс исследовательских работ, исследовательская деятельность детей, очный, дистанционный и смешанный форматы детских конкурсов и конференций | 860 | |||||
891 | Рост количества иностранных студентов в российских вузах требует поиска и разработки новых путей оптимизации их образовательного процесса в учебных заведениях нашей страны. Важным элементом обучения в российских вузах является физическое воспитание студентов, обеспечивающее сохранение их здоровья и поддержание оптимального функционального состояния и работоспособности. Физическое воспитание студентов вуза реализуется на учебных занятиях по физической культуре. Низкая мотивация иностранных студентов к занятиям физической культурой требует использования в учебном процессе инновационных подходов. Одним из таких подходов является применение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов. В связи с этим актуализируются вопросы мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой в вузе на основе использования балльно-рейтинговой системы оценивания. Ключевые слова: иностранные студенты, физическое воспитание, занятия физической культурой, мотивация, инновационные методы, балльно-рейтинговая система | 860 | |||||
892 | Раскрываются способы подготовки бакалавров к использованию электронной формы учебников в начальном математическом образовании. Целесообразность такой подготовки обусловлена необходимостью повышения информационной компетентности младших школьников, а также значимостью продуктивного использования будущим учителем различных носителей информации, мультимедийных объектов и интерактивных технологий для повышения интереса к обучению и достижения как предметных, так и метапредметных результатов. Материалом исследования послужили результаты тестирования и анкетирования студентов, показавших недостаточное владение компетенциями, необходимыми для успешного применения электронной формы учебников на уроках в начальной школе. Раскрыты основные цели, содержание и этапы организации деятельности бакалавров для овладения умениями определять возможности электронной формы учебников в развитии личности младшего школьника на различных этапах урока, оценивать и выбирать модели ее применения и режимы функционирования. Представлены аналитические и проектировочные задания, проиллюстрированы приемы формирования основных профессиональных компетенций студентов, связанных с использованием электронной формы учебников при проведении уроков математики в начальной школе. Ключевые слова: профессиональная подготовка бакалавров, электронная форма учебников, начальное математическое образование | 859 | |||||
893 | Представлен анализ трудностей преподавателей и студентов в высшем учебном заведении при взаимодействии в электронном формате, а также анализ результатов социологических исследований, проведенных в Томском государственном университете и Томском политехническом университете в 2016 г., и результатов фокус-группы «Сопровождение онлайн-курсов», организованной в Томском государственном университете в 2018/2019 гг. В результате исследования выделены и систематизированы педагогические, организационные, технические и экономические дефициты субъектов образовательного процесса при педагогическом сопровождении электронного обучения и сформулированы рекомендации по преодолению этих дефицитов. Полученные результаты будут полезны специалистам, занимающимся организацией электронного обучения в вузах, и преподавателям для создания эффективной системы педагогического сопровождения. Ключевые слова: электронное обучение, высшее образование, сопровождение электронного обучения, трудности в сопровождении электронного обучения | 859 | |||||
894 | Интерес к изучению проблем академической адаптации обучающихся с ограниченными возможностями психологического здоровья со стороны исследователей обусловлен ростом числа поступающих в вузы студентов-инвалидов. Помимо изучения широкого спектра особенностей когнитивного профиля студентов данной категории, представляет интерес их адаптация и формирование готовности к академическим вызовам. Число и характер влияний социальных, академических и других барьеров на студентов с инвалидностью отличается от тех, с которыми приходится сталкиваться обычным студентам при поступлении в вуз. В результате негативного воздействия внешних факторов возникает ряд психологических проблем, выявлением и решением которых должны заниматься не только компетентные службы вузов, но и преподаватели и персонал, контактирующий с данной категорией студентов. Главной проблемой улучшения процесса академической адаптации и преодоления психологических барьеров является недостаток имеющихся эмпирических данных, основанных на личном опыте студентов с ОВЗ. Приведен анализ работ, посвященных изучению различных аспектов проблемы академической адаптации данного кластера обучающихся. Рассмотрены основные направления отечественных и зарубежных исследований. Сделаны выводы о сходстве и различиях подходов, а также о необходимости теоретических обобщений проблемы академической адаптации на основе комплексного и системного подходов. Ключевые слова: студенты с ОВЗ, академическая адаптация, академическая успешность, академические вызовы, академические и психологические барьеры, абьюз, когнитивный профиль, когнитивные функции, пониженная обучаемость | 859 | |||||
895 | Рассматривается вопрос развивающего значения технологий виртуальной реальности, возможностей их применения на уровне начального общего образования. Представлены результаты изучения различных исследований, посвященных философским, психологическим и педагогическим аспектам человеческой активности в виртуальной реальности (virtual reality – VR). Доказывается важность и необходимость внедрения технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности для цифровой трансформации сферы образования. Предложена классификация средств виртуальной реальности, применяемых в образовании, на основе критериев погружения и присутствия. Классификация включает виды технологий виртуальной реальности, различающиеся по степени иммерсивности; видам образовательных задач; графическому пользовательскому интерфейсу; графическому представлению пользователей; возможности взаимодействия; особенностям представления объектов в виртуальной реальности. Приведены примеры реализации иммерсивного подхода в общем образовании: изучение влияния социальных конфигураций на визуальное внимание учащихся и учебный процесс в иммерсивном классе виртуальной реальности; влияния текстовых аннотаций в классе иммерсивной виртуальной реальности на способности припоминания учебной информации и т. п. Описаны достоинства применения VR в младших классах с целью развития учебно-познавательной компетентности школьников: наглядность, возможность визуализации сложных и недоступных для восприятия знаний, абстрактных понятий, вовлеченность и интерактивность, мультимодальность восприятия, совместимость с дистанционным обучением и возможность геймификации образовательного процесса. Выявлены позитивные представления педагогов-практиков по отношению к использованию средств VR. Педагоги готовы внедрять в образовательный процесс средства виртуальной реальности, однако наблюдается недостаточное количество качественных VR-продуктов, отвечающих тематическим запросам учителей-предметников. Разработаны задания для детей по четырем направлениям развития: когнитивному, операционно-деятельностному, рефлексивно-оценочному и ценностно-смысловому. Ключевые слова: виртуальная реальность, иммерсивный подход в образовании, классификация средств виртуальной реальности | 858 | |||||
896 | В статье описаны обоснование, разработка и результаты внедрения методического материала по теме «Подготовка спортсменов высокой квалификации» для учебных дисциплин по силовым видам спорта, преподаваемых в университетах и на факультетах физической культуры и спорта. Обоснование наполнения рассматриваемой темы опирается на научно-методические подходы к планированию тренировочных нагрузок в спорте, теории и методики спортивной тренировки. Разработана программа подготовки квалифицированных гиревиков на предсоревновательном этапе по системе «пирамида». Определено соотношение объема общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности в процентах и тоннаж основных и вспомогательных упражнений на предсоревновательном этапе. Экспериментально доказана эффективность разработанной программы подготовки квалифицированных гиревиков на предсоревновательном этапе по системе «пирамида». Ключевые слова: профессиональная подготовка, квалифицированные гиревики, предсоревновательный этап, физическая нагрузка, физическая подготовленность | 857 | |||||
897 | Исследован феномен «маски нормальности» массовых убийц и ключевые элементы деструктивного молодежного движения «Колумбайн». Приведены примеры исследований «Колумбайна», психопатий, скулшутинга. Дана характеристика социально-психологическому профилю «маски нормальности» скулшутера. Описано, что различные формы психопатий могут иметь размытые границы и обладать качествами «нормального характера», а также чаще встречаются в смешанном виде и могут переходить в глубокую патологию. Многообразие и неустойчивость психопатий затрудняют диагностику и оценку клинической картины и определение единого диагноза для лиц, совершивших массовые убийства. Актуальной задачей остается разработка стандарта диагностических инструментов и правового поля для ранней диагностики психопатических личностей с «маской нормальности», которые потенциально могут присоединиться к деструктивной субкультуре «Колумбайна». Ключевые слова: «маска нормальности», массовые убийства, «Колумбайн», психопат, убийца, скулшутинг, структура психики, бессознательное | 856 | |||||
898 | В конце июня 2020 г. состоялась очередная Летняя школа преподавателей – 2020 (далее – Школа), организованная издательством «Юрайт» в формате вебинаров. В фокусе внимания участников Школы было пять актуальных навыков цифрового образования, необходимых для дистанционного обучения: онлайн-оценивание, анализ данных, психология и мотивация онлайн-обучения, планирование практик и стажировок, организация процессов и оформление документации. Трансформация высшего образования в условиях пандемии – от шока к цифровой педагогике – стала главной темой всех выступлений и дискуссий Школы (более 40 докладов, две панельные дискуссии). Пандемия ускорила и обнажила уже сложившиеся тренды, современные условия ускорили внедрение онлайн-технологий удаленного преподавания. Экстренный переход в онлайн заставил университеты работать в самых экстремальных условиях: авторы создавали и актуализировали учебные материалы и тесты под нужды нового формата обучения. В связи с новой реальностью меняется роль системы образования, отношение общества к образованию, место преподавателей и их роль в создании добавленной ценности для студента, моделируются методики преподавания. В рамках данного обзора остановимся на отдельных темах и докладах. Ключевые слова: навык, дистант, онлайн-оценивание, анализ данных, психология, мотивация, онлайн-обучение, цифровые технологии, трансформация университетов, мультиинститут, рейтинг, прокторинг, персонализация, сетевое взаимодействие, фрединг | 854 | |||||
899 | Представлены новые и разнообразные проекты редизайна и реновации образовательной среды. Расширено представление о функциональных возможностях пространств образовательных организаций. Продемонстрирован образовательный и социальный потенциал новых пространств образовательных организаций. Обобщен опыт организации и проведения Городского фестиваля инфраструктурных решений (далее – Фестиваль) Московского городского педагогического университета как одного из способов, с помощью которого можно привлечь команды образовательных организаций к тематике масштабных изменений образовательной инфраструктуры. Благодаря Фестивалю выявлены и представлены лучшие практики инфраструктурных решений по эффективному использованию пространства образовательных организаций Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. Участники Фестиваля получили опыт и вдохновение в изменении школьного пространства, а также узнали о современных отделочных материалах и оборудовании для школ. Полученные выводы имеют прикладное значение и могут быть использованы при определении стратегий развития школьной инфраструктуры. Ключевые слова: образовательная инфраструктура, реновация школьного пространства, конкурс, фестиваль, инфраструктурные решения, образовательная организация, лучшие практики инфраструктурных решений | 853 | |||||
900 | Обсуждается применение предсказательных систем в образовании на основе использования технологий больших данных посредством управления цифровым следом учащихся. Основное внимание уделено принимаемым управленческим решениям. Описаны текущие тенденции формирования цифрового следа учащихся, сформулированы риски и вызовы внедрения цифровых технологий в образовательную сферу. Описаны два подхода к оптимизации собираемых данных: геймификация образования с созданием среды сбора данных и использование специализированных подходов в обработке данных. В отношении второго подхода выявлена важная роль априорных алгоритмов и экспертных оценок, применяемых в процессе обработки цифрового следа. Проводится параллель с использованием больших данных в науке, показана важность неоднократного обращения к данным и применение апробированных методов извлечения информации из неструктурированных озер данных. Показано, что в образовательной сфере процессы цифровизации выражаются в усилении роли внешних интересантов, не связанных с государством. Эти тенденции вступают в противоречие с государственными интересами, что приводит к активному вмешательству государственных институтов в образовательный процесс. По мнению авторов, появляется перспектива принудительного формирования цифрового следа. С целью решения возникающих сложностей, связанных с конфликтом социального и технического, предлагается сделать упор на развитии цифровой культуры и повсеместном внедрении этики обращения с большими данными. Ключевые слова: цифровой след, большие данные, образование, цифровизация, модели | 850 |