№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
201 | В настоящее время все больше требований предъявляется обществом к студентам высших учебных заведений, в том числе к студентам – будущим педагогам. В этой связи в педагогическом образовании актуализируется понятие «компетентность» будущего педагога. Мы обратили внимание на формирование коммуникативной компетентности в педагогическом образовании. Понятие коммуникативной компетентности напрямую связано с профессиональным мастерством и является средством достижения педагогического мастерства. Формирование коммуникативной компетентностия является важной педагогической проблемой в образовании. Материал основан на информационном поиске и осмыслении сущности компетентностного подхода в педагогическом образовании. В настоящее время актуализируется коммуникативный подход в высшем образовании, поэтому рассмотрены понятия «компетенция», «коммуникативная компетентность». Приведен вариант формирования коммуникативной компетентности будущего педагога вуза по дисциплине «Физическая культура» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / Профиль –математика. В предложенном варианте представлено распределение общекультуроной компетенции – ОК-8 по разделам дисциплины «Физическая культура» и содержательно рассмотрены дескрипторные характеристики данной компетенции, а также предложены формы и методы, способствующие формированию данной компетенции. В соответствии с этим предлагаются уровни сформированности компетенции и их основные признаки, по которым определяется, что должен знать, уметь и чем владеть студент вуза на занятиях по дисциплине «Физическая культура». Приведены пример контролируемого результата обучения и оценочные средства. Ключевые слова: физическая культура, коммуникативная компетентность, компетенция | 1428 | |||||
202 | Рассматриваются условия использования в учебно-воспитательном процессе различных видов цифровых образовательных ресурсов. Сформулированы основные структурные компоненты профессиональной компетентности учителя начальных классов в области использования цифровых образовательных ресурсов. Профессиональная компетентность учителя начальных классов как специалиста в области использования цифровых образовательных ресурсов представлена нами в виде целостной совокупности ключевых, базовых и специальных компетентностей. Дана характеристика каждого компонента. Ключевые слова: информатизация и модернизация образования, цифровые образовательные ресурсы, профессиональная компетентность учителя начальных классов, структура профессиональной компетентности учителя начальных классов в области использования цифровых образовательных ре | 1427 | |||||
203 | Рассматривается понятие «образовательная самостоятельность» с точки зрения применения компетентностного подхода при ее исследовании. На основе изучения законодательных документов в сфере образования, а также обобщения научных исследований в области компетентностного подхода в педагогическом процессе автором раскрываются содержание, критерии и уровни образовательной самостоятельности, дается характеристика проведенного диагностического исследования сформированности образовательной самостоятельности студентов. Проводится анализ современных диссертационных работ, посвященных изучению компетенций в различных сферах знаний, написанных за последние пять лет. Ключевые слова: образовательная самостоятельность, компетентностный подход, компетенция, компетентность, исследование | 1427 | |||||
204 | Представлено понятие инновационной разработки как процесса и результата участия педагога в инновационной деятельности как деятельности по изменению образовательной практики в школе. Рассмотрены разные подходы к управлению инновациями в школе: технологический, экономический, проектный, синергетический, гуманитарный. В результате сравнительного анализа разных управленческих подходов установлено, что только гуманитарный подход обеспечивает смысловую коммуникацию педагогов и личное участие каждого в создании, реализации и распространении инновационных разработок. А гуманитарное управление ориентируется на субъект и создает условия для совместной деятельности, поддерживает инициативы всех участников процесса. Доказана необходимость смыслопорождающей коммуникации в педагогическом сообществе, в процессе которой педагоги оформляют смыслы своего участия в инновационной деятельности. Педагогам необходимо взаимодействие, которое позволит расширить рамки своей инновации и обогатить ее при помощи взаимообмена. Ключевые слова: инновационная разработка педагога, инновационная деятельность, образовательная инновация, управление инновационной деятельностью, подходы к управлению | 1427 | |||||
205 | Рассматривается взаимное влияние юридического мышления на развитие математики и математики – на качество юридического мышления. Приводятся аргументы в пользу преподавания математики при изучении юридических дисциплин в гуманитарном вузе, начиная с высказывания М. В. Ломоносова. Приводится исторический пример появления нового математического мышления, расширяющего понятие числа и понятие справедливости, названного в работе как «справедливое число». Для повышения качества юридического образования предлагается начинать изучение информационных технологий на юридическом факультете с изучения программы компьютерной математики Maxima. Названы свойства программы компьютерной математики Maxima, непосредственно участвующие в формировании юридического мышления. Ключевые слова: юридическое мышление, математическое мышление, справедливость, распределительная справедливость, качество юридического образования, математика, вероятность, теория вероятностей, раздел ставки при незавершенной игре, информационные технологии, компьютерная | 1425 | |||||
206 | Рассматриваются требования к профессиональной подготовке дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства, возникшие в связи потребностью общества в создании уникальных авторских объектов предметно-пространственной среды. Выявляется схожесть и различие целей и задач творчества дизайнера и художника декоративно-прикладного искусства. Единый процесс и механизм проектирования нового объекта позволяют унифицировать методики обучения проектированию в дизайне и декоративно-прикладном искусстве. Определено, что процесс проектирования состоит из творческой и технической составляющей, предусматривающей совокупную деятельность по формированию замысла, его обоснованию и подготовке необходимых документов, описывающих конечное решение будущего объекта. Обосновывается роль традиционного ручного рисования в процессе проектирования. Выявляется значение проектно-графических работ, предшествующих компьютерной визуализации объекта. Предлагаются специальные интегрированные методики профессиональной подготовки студентов и методы обучения дизайну и декоративно-прикладному искусству, направленные на развитие восприятия, воображения и мышления и определяющие специфику проектно-профессиональной работы. Обосновывается, что процесс обучения проектной графики должен базироваться на разумном взаимодействии ручного и компьютерного рисования, последовательно усложняющегося в процессе обучения и ориентированного на развитие декоративного восприятия. Ключевые слова: проектная графика, компьютерная графика, быстрое рисование, проектная деятельность, дизайн, декоративно-прикладное искусство | 1424 | |||||
207 | Рассмотрено значение ситуационных задач в современном педагогическом образовании и их роль при освоении содержания методических дисциплин. Выделены специфические особенности заданий первого, второго и третьего уровней сложности ситуационных задач по методике обучения химии. В заданиях первого уровня преобладает репродуктивный характер деятельности обучающихся. Они направлены на формирование практических умений и навыков по составлению дидактических материалов. Задания второго уровня сложности носят частично-поисковый характер познавательной деятельности студентов и развивают практические умения и навыки по разработке методических материалов. В заданиях третьего уровня сложности доминируют поисковая деятельность, творческий и авторский подход по созданию дидактических материалов с учетом современных требований к школьному образованию. Проанализированы различные подходы к оцениванию решения ситуационных задач. Разработаны общие и специфические критерии для оценивания разноуровневых заданий. Предложена матрица, включающая критерии и показатели их оценки при выполнении заданий разного уровня сложности. Представлены результаты апробации разработанных критериев и показано значение критериального подхода для использования ситуационных задач в учебном процессе. Ключевые слова: ситуационная задача, методика обучения химии, специфические особенности заданий первого, второго и третьего уровня сложности, критерии и показатели оценивания разноуровневых заданий | 1422 | |||||
208 | Спорт высших достижений характеризуется высокими нагрузками как физическими, так и психоэмоциональными. Регуляция предстартовых состояний на начальном этапе подготовки юных борцов позволит более эффективно выстроить учебно-тренировочный процесс и процесс подготовки к соревнованиям. Ключевые слова: юные борцы, предстартовые состояния, боевая готовность, аудиовизуальная стимуляция | 1419 | |||||
209 | Рассматривается вопрос о применении метода проектов на уроках английского языка в начальной школе. Выделены два типа проектов: учебный и образовательный. Доказано, что метод проектов – это метод, позволяющий организовать образовательную деятельность младших школьников, формировать универсальные учебные действия, развивать личность каждого участника проекта. Особое внимание уделяется особенностям организации совместной образовательной деятельности учащихся в проектах, в частности организации группового взаимодействия. Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная деятельность, совместная деятельность, учебный проект, образовательный проект | 1419 | |||||
210 | Рассматривается трансформация образовательной среды в рамках дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе. Проанализированы определения образовательной среды, данные различными учеными, в которых особо отмечается взаимовлияние среды и личности. В результате анализа моделей взаимодействия в процессе обучения иностранному языку автор приходит к выводу о том, что их разнообразие соответствует реальной языковой среде. Совместная деятельность способствует сближению учебных моделей с реальными моделями общения. На основе проведенного исследования автором разработан алгоритм создания образовательной среды, включающий вариативные компоненты. Данный алгоритм способствует управлению изменениями образовательной среды в рамках дисциплины «Иностранный язык». Ключевые слова: образовательная среда, языковая среда, технология обучения, обучение иностранному языку, модели взаимодействия в процессе обучения, высшее образование, совместное обучение, мультимедиа в процессе изучения иностранного языка | 1416 | |||||
211 | Представлен комплекс упражнений, реализованный в электронном учебном пособии на платформе Moodle и направленный на развитие умений профессионально ориентированного иноязычного чтения у студентов технического вуза. Данный комплекс апробирован и внедрен в педагогическую практику преподавания курса «Профессиональный иностранный язык» в Энергетическом институте Национального исследовательского Томского политехнического университета. Выделены группы упражнений в соответствии с этапами организации иноязычного чтения, а также с учетом характера деятельности обучающихся. Предложены методические рекомендации для преподавателей по использованию упражнений. Ключевые слова: упражнение, профессионально ориентированное иноязычное чтение, электронное учебное пособие, информационные технологии, научно-технический текст, гипертекст | 1414 | |||||
212 | Показана необходимость использования междисциплинарных связей с целью оптимизации процесса обучения иностранному языку в неязыковом медицинском вузе. Выявляются общенаучные и познавательные предпосылки использования междисциплинарных связей, в совокупности создающие теоретическую базу для их применения в учебно-воспитательном процессе. Автор рассматривает разносторонние взаимосвязи иностранного языка с профессионально ориентированными дисциплинами, преподаваемыми на младших курсах, создающие необходимые условия для эффективного усвоения и применения учебного материала в практических целях на занятиях по иностранному языку. Ключевые слова: междисциплинарные связи, общенаучные предпосылки, познавательные предпосылки, профессионально ориентированные дисциплины | 1411 | |||||
213 | Рассматриваются вопросы психологической безопасности личности обучающегося в образовательной среде вуза: референтная значимость окружения (отношение студентов к образовательной среде вуза), удовлетворенность в личностно-доверительном общении, защищенность от психологического насилия (унижения, оскорбления, угроз, принуждения делать что-либо против желания, игнорирования, недоброжелательного отношения). Представлены результаты эмпирического исследования психологической безопасности личности в образовательной среде высшего учебного заведения. Констатируется наличие психологически комфортных и безопасных условий для развития личности и формирования готовности к дальнейшей профессиональной деятельности и реализации жизненного плана. Ключевые слова: психологическая безопасность, защищенность личности, обучающийся вуза, студент, образовательная среда, высшее учебное заведение | 1411 | |||||
214 | Рассмотрен опыт организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области с Томским государственным университетом (ТГУ). Цель статьи состоит в описании теоретических и практических условий реализации и развития сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями высшего и среднего уровней образования. Представлена история становления сетевого взаимодействия между ТГУ и общеобразовательными учреждениями за последние пятнадцать лет. Представлено описание практики организации совместных событий и совместных образовательных программ за последние два года. Проведен анализ этапов организации сетевого взаимодействия вузов и школ на примере Высшей школы экономики и Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Исследование проводилось в 2015–2016 гг. на пяти совместных событиях и восьми совместных образовательных программах на базе ТГУ и 84 школ – партнеров Томской области. Отражены результаты, достигнутые в ходе осуществления сетевого взаимодействия за 2015/16 учебный год, предложены основные формы сетевых образовательных программ. По результатам исследования представлены основные этапы, необходимые для организации сетевого взаимодействия вузов и школ. Результаты исследования имеют практическую значимость для образовательных учреждений, осуществляющих или предполагающих организацию сетевого взаимодействия с высшими и средними образовательными учреждениями. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, совместные события, совместные образовательные программы, сообщество, управление, школы-партнеры | 1411 | |||||
215 | Исследуется проблема научного обеспечения профессионального образования полицейских кадров как средства оптимизации системы профессиональной подготовки МВД России. Рассматривается позитивный опыт по усилению научной составляющей и профессионализации обучения в системе непрерывного профессионального полицейского образования в Федеративной Республике Германии. Содержатся выводы о том, что успешное выполнение прогностических функций профессионального полицейского образования возможно только при научном обеспечении образовательного процесса, что обеспечивает необходимую реакцию на изменение законодательства, появление новых видов и методов совершения преступлений, вариативность социальных ролей полицейского, в целом на улучшение качества работы полиции. Ключевые слова: профессиональное полицейское образование, научная база образовательного процесса, профессионализация, фундаментальные научные исследования, практико-ориентированные исследования, практическое применение научных знаний, практическая направленность | 1409 | |||||
216 | Предлагается анализ феномена разновозрастного обучения в сельской школе, представлены образовательные задачи, решаемые малокомплектными школами, раскрыто содержание понятий «условие», «педагогические условия». Рассмотрены условия организации образовательного процесса в сельской школе (процессуальные, содержательные, управленческие, психолого-педагогические, дидактические, методические, социокультурные). Охарактеризованы функции обучения детей разного возраста (психологические, социальные, компенсаторные, стимулирующие). Представлено определение разновозрастных групп учащихся на селе. Ключевые слова: образовательные возможности, процесс обучения, разновозрастные сообщества, обучение на селе | 1409 | |||||
217 | Рассматриваются гендерные аспекты девиантного поведения подростков в личностном становлении современной молодежи. Анализируются различные точки зрения в отношении вопросов гендера, девиантного поведения и личностной идентичности в контексте изменений, происходящих в обществе. Гендерная идентичность, являясь одной из базовых структур самосознания, играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции формирующейся личности. Ключевые слова: гендер, подростковый возраст, девиантное поведение, социализация | 1408 | |||||
218 | Рассмотрены основные направления в организации образовательной деятельности в аспекте профессионального развития современного педагога в таких сферах, как диссертационные исследования по педагогике, система повышения квалификации педагогов, образовательные технологии. Ключевые слова: образование, образовательная деятельность, деятельностный подход, педагогическая деятельность, андрагогический подход, технология | 1407 | |||||
219 | Отображается проблема изучения психофизиологических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у студенческой молодежи вуза физической культуры. Научная новизна выражается в представленных результатах исследования в выявлении комплекса симптомов синдрома дефицита внимания на основе изучения высшей нервной деятельности, а именно психофизиологического процесса внимания и его характеристик. Обосновано выявленное проявление мультифакторной симптоматики синдрома дефицита внимания у лиц старше 18 лет путем апробированной методики ПЗМР (определение простой зрительно-моторной реакции) для выявления типологических особенностей нервной системы и ее функционального состояния, а также теста Бурдона как экспресс-диагностики показателей внимания, что является эргономическим способом косвенной диагностики малых мозговых дисфункций. Представленные данные позволяют косвенно оценить успешность образовательной деятельности в зависимости от скорости обработки сенсорной информации и осуществить своевременную индивидуально-коррекционную работу в учебно-тренировочном процессе. Ключевые слова: синдром дефицита внимания, внимание, студенты вуза физической культуры | 1407 | |||||
220 | Описывается опыт создания школы дистанционного обучения частного общеобразовательного учреждения «Школа “Экспресс” Санкт-Петербурга» по решению проблемы индивидуализации процесса обучения старшеклассников в дистанционном обучении. Представлены этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута старшего школьника в дистанционном обучении, а также отличительные компоненты системы дистанционного обучения при реализации индивидуальной и персонифицированной образовательной программы. Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа, персонифицированная образовательная программа, личностные цели обучения, персонифицированные цели обучения, дистанционное обучение | 1407 | |||||
221 | Представлены результаты проектирования примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с целью подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования (уровень бакалавриата) с учетом требований профессионального стандарта педагога данной сферы. Анализируются результаты работы, которая осуществлялась в формате взаимодействия ученых и преподавателей педагогического вуза со специалистами исполнительных органов государственного управления и профессиональных образовательных организаций региона в процессе проектирования нового образовательного продукта. Обсуждаемая научно-образовательная практика была реализована посредством использования совокупности научно-педагогических методов: методы теоретического анализа, метод фокус-групп, экспертный метод, опрос (интервьюирование), образовательное проектирование. Показаны перспективы реализации представленных результатов проектной деятельности в образовательной практике Томского государственного педагогического университета, их значение для социально-экономического развития региона в контексте подготовки кадров для системы профессионального образования. Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, система профессионального образования, профессиональный стандарт педагога, профессиональная образовательная организация, образовательное проектирование, полисубъектное образовательное взаимодействие | 1405 | |||||
222 | Рассматриваются вопросы конструирования цветовой композиции. Колористика, или цветоведение, обращается к эстетическим характеристикам цвета, гармонии цветовых отношений, красоте колорита в картине. Компетентность в области конструирования цветовых композиций эффективно формируется при развитии гармоничности мышления (на основе изучения теории о гармонии) и закреплении на практике путей приведения цветовых отношений в гармонию (профессиональной деятельности). Взаимосвязь интуиции и научного подхода в художественном творчестве обеспечивается через систематическое развитие образно-творческих способностей, чувства гармонии и освоение понятий о гармонии и ее признаках. Основные признаки гармонии: цельность, единство противоположностей, пропорциональность, равновесие, устойчивость. Творческие способности включают: способность познавать, обогащать свое творчество знаниями того, что уже создано человечеством, опытом творческой деятельности, и способность выйти за рамки привычных способов деятельности, готовность к открытию нового, неизвестного. Ключевые слова: гармония, цветовая гармония, колористика, признаки гармонии, цельность, контраст, пропорциональность | 1405 | |||||
223 | Рассматривается система «мать – ребенок» в раннем детстве с точки зрения взаимосвязи совладающего поведения матери и психосоциального развития ребенка. Подчеркивается целесообразность изучения психического развития ребенка раннего возраста в рамках его взаимодействия с матерью как единой системы, поскольку благодаря симбиотическому характеру их взаимоотношений и незрелости психики ребенка влияние матери на его развитие в первые три года жизни перекрывает все остальные факторы. Обращается внимание также на то, что специфичность трудных ситуаций в процессе материнско-детского взаимодействия актуализирует характерный для матери стиль такого особого социального поведения, как копинг-поведение. Предложено и сформулировано понятие раннего материнского копинга. Представлены эмпирические результаты раннего материнского копинга, выявлены его нормативные показатели. Ключевые слова: копинг, копинг-поведение, ранний материнский копинг, копингстратегии, совладающее поведение, стратегии совладания, конструктивные стратегии совладания, матери, воспитывающие детей раннего возраста, ранний возраст, психосоциальное развитие | 1404 | |||||
224 | Предложен инновационный формат педагогического взаимодействия – использование массовых открытых онлайн-курсов. Конкретизирована их структура и содержание. Определены приоритетные направления использования массовых открытых онлайнкурсов в педагогической практике в условиях информатизации образования, такие как расширение образовательных возможностей, непрерывность образования, обеспечение доступности и качества реализации образовательных программ, привлечение талантливой творческой молодежи. Обозначены перспективы разработки массового открытого онлайн-курса по вопросам организации исследовательской деятельности магистров. Описана его структура, методика работы с курсом, способы контроля деятельности слушателей курса. Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, дистанционное обучение, педагог | 1403 | |||||
225 | Обобщен опыт работы по подготовке учителей к работе по предмету «практическое человекознание». Рассмотрен индивидуальный подход к организации учебного процесса, базирующийся на принципах творческой деятельности. Ключевые слова: психолого-педагогические условия творческой деятельности, система профессиональных качеств, необходимых для работы по предмету «практическое человекознание», разработка технологической карты развития способностей младших школьников | 1401 | |||||
226 | Предпринята попытка с помощью системного подхода выявить педагогические условия процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе и, проанализировав их как различные виды педагогического воздействия, представить их комплексно. Ключевые слова: педагогические условия, системный подход, комплекс педагогических условий, педагогическое воздействие | 1401 | |||||
227 | Рассматривается проблема обучения аудированию студентов неязыковых специальностей в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения ++. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются как преподаватели, так и обучающиеся при работе с аудиоматериалами, раскрывается взаимосвязь аудирования с другими видами речевой деятельности, подчеркивается невозможность научиться говорению без тренировки восприятия речи на слух. Приводятся примеры современных интернет-ресурсов, используемых в практике неязыкового вуза, отмечается их преимущество в аутентичности, коммуникативности, познавательности, мотивации студентов. Предлагается адаптировать и использовать упражнения с однократного предъявления для обучения аудированию на начальном этапе с целью снятия трудностей различного характера, приводятся примеры упражнений при работе со студентами разных направлений подготовки, дается обоснование эффективности этих упражнений. Ключевые слова: иностранные языки, аудирование, слуховой образ, студенты не-языкового вуза, аутентичный материал, запись с однократного предъявления | 1400 | |||||
228 | Задача современного образования на ближайшее будущее – стать открытой системой для потребителя образовательных услуг. После вхождения России в мировое образовательное пространство вопрос о качестве образования стал доминирующим. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности: содержание, формы и методы обучения, материально-технические ресурсы, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся. А управление качеством образования рассматривается как особое управление, организованное и запланированное на достижение определенных результатов образования. Ключевые слова: образовательные услуги, качество образования, система образования, менеджмент в образовании, управление качеством, результаты образования | 1399 | |||||
229 | В преподавании русского языка как иностранного (РКИ) все большее внимание уделяется диалогу культур как методическому принципу, который позволяет знакомить иностранных учащихся с современной русской действительностью, культурой через посредство русского языка и в процессе его изучения. Однако материалов о диалоге культур между Китаем и Россией в имеющихся учебниках и учебных пособиях по русскому языку в китайских вузах еще недостаточно. По нашему мнению, использование диалога культур стимулирует мотивацию изучения русского языка в китайской аудитории и способствует успешному осуществлению межкультурной коммуникации. Ключевые слова: межкультурная коммуникация, диалог культур, Китай, Россия | 1399 | |||||
230 | Обоснован состав кластера творческих компетенций как инвариантного компонента готовности человека к деятельности, описаны функции творческой деятельности, предложено развитие олимпиад в олимпиадное движение как форма организации саморазвития студентов вузов, приведены рекомендации по включению олимпиадного движения в самостоятельную работу, показана необходимость непрерывного саморазвития обучающихся. Ключевые слова: творческая деятельность, олимпиадное движение, непрерывное образование | 1398 | |||||
231 | Рассматривается опыт организации конкурса знатоков олимпизма в общеобразовательной школе. Представлены методы и результаты изучения уровня олимпийской образованности школьников с помощью конкурсных заданий. Рассмотрена подготовка школьников к конкурсу и предварительный опыт изучения ими олимпийской тематики. Охарактеризованы содержание конкурса, виды конкурсных заданий, дана оценка качеству и сложности конкурсных вопросов. Наиболее важным в формулировании вопросов является их информативность. Сделан акцент на необходимости использования конкурсных заданий в целях повышения уровня олимпийской образованности школьников. В конкурсе выявлены общие и специальные знания школьников об Олимпийских играх, их истории, героях и традициях. Результаты показали средний уровень знания школьниками олимпийской тематики. В заключение приводится объяснение результатов конкурса, формулируются основные направления деятельности по повышению качества организации конкурса как формы распространения и развития олимпийского образования. Ключевые слова: конкурс знатоков олимпизма, школьники, Олимпийские игры, олимпийское движение, знания | 1398 | |||||
232 | Обозначена основополагающая тенденция в обучении иностранному языку – коммуникативная. Ставится проблема поиска эффективных методов обучения студентов неязыковых специальностей навыкам говорения на иностранном языке. В качестве решения поставленной задачи предлагается рассмотреть целесообразность применения ассоциативно-проектного метода на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап предполагал опрос студентов неязыковых специальностей об основных трудностях при говорении на английском языке. В опросе приняли участие 97 студентов Тюменского государственного университета. Второй этап базировался на проведении экспериментальной серии занятий с применением ассоциативно-проектного метода. На данном этапе было задействовано 44 студента трех групп с языковыми уровнями Elementary (элементарный), Pre-Intermediate (ниже среднего) и Intermediate Low (средний низкий). На заключительном этапе эти же студенты прошли финальный опрос об эффективности применения данного метода в преодолении основных трудностей при говорении на английском языке. Анкетирование студентов неязыковых специальностей с последующим ранжированием полученных данных позволило на первом этапе исследования установить три основные трудности при говорении. Эти коммуникативные барьеры носят как лингвистический, так и экстралингвистический характер. Применение ассоциативно-проектного метода на занятиях по английскому языку позволило, как показал финальный опрос студентов, в значительной степени преодолеть эти трудности. Ассоциативно-проектный метод представляет собой сочетание двух достаточно новых и актуальных методов (ассоциативного и проектного), применяемых в обучении иностранному языку. Он удовлетворяет современным требованиям образования, способствует формированию ключевых компонентов коммуникативной компетенции (языкового, речевого, социолингвистического и социокультурного) и позволяет справиться с основными барьерами при говорении на иностранном языке. Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативные барьеры, ассоциативно-проектный метод, ассоциация, анкетирование | 1398 | |||||
233 | Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью изучения взаимосвязи между психологическими особенностями личности и спецификой выбора копинг-стратегий как феномена совладания личности со стрессовыми ситуациями. Контингент исследования – учащиеся одиннадцатых классов общеобразовательных школ, категория людей, подвергающаяся в данный период времени влиянию стрессоров в связи с предстоящими выпускными экзаменами и нуждающаяся в совершенствовании, коррекции совладающего поведения. Для достижения поставленной цели исследована степень выраженности личностных (психодинамических) свойств выпускников средних школ и предпочитаемые ими стратегии преодоления стресса, а также установлено наличие взаимосвязи между личностными особенностями и выбором копинг-стратегий. В результате исследования выявлено, что для учащихся-экстравертов с высоким темпом реакции характерны эффективные поведенческие и эмоциональные и неэффективные когнитивные копинг-стратегии, в то время как учащимся с высокой степенью выраженности ригидности характерны неэффективные поведенческие копинг-стратегии. Таким образом, выявлена взаимосвязь между некоторыми психологическими (психодинамическими) особенностями личности и выбором стратегий совладающего поведения. Ключевые слова: стресс, копинг-стратегии, психодинамические свойства личности | 1397 | |||||
234 | Представлены результаты исследования процесса профессионального и личностного самоопределения подростков в педагогических классах дореволюционного времени и современного г. Томска. Выяснено, что тема самоопределения рассмотрена в научно-методической литературе не в полном объеме: превалирует интерес к профессиональному, а не личностному самоопределению. Устранение этого пробела в изучении исторического опыта позволило установить специфику корреляции личностного и профессионального самоопределения в подготовке обучающихся, показать определяющие воспитательные эффекты пребывания детей в педагогических классах и проследить влияние отмеченной подготовки на их взрослую жизнь. Ключевые слова: профессиональное и личностное самоопределение, педагогический класс, дополнительное образование детей, педагогика | 1397 | |||||
235 | Исследуется проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников. Данные действия наряду с регулятивными и познавательными входят в группу метапредметных образовательных результатов согласно ФГОС НОО. Фиксируются проявления и причины низкого уровня коммуникативных умений у современных первоклассников. Приводятся результаты диагностирования разных видов коммуникативных УУД у первоклассников с выделением показателей низкого, среднего и высокого уровней. Выделены образовательные ресурсы технологии деятельностного подхода и надпредметного курса «Мир деятельности» (автор Л. Г. Петерсон). Более подробно автор останавливается на формировании коммуникативных умений по взаимодействию детей в паре и соблюдению соответствующих правил взаимодействия. Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные универсальные учебные действия, деятельностный метод, надпредметный курс, взаимодействие в паре | 1396 | |||||
236 | В современном российском обществе активно развивается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. Главная задача, которая ставится для замещающей семьи, это обеспечение успешной социализации ребенка в обществе, а также помощь его гармоничному развитию в семье. Готовность замещающей семьи стать успешной заключается не только в необходимости осмысления данного понятия как явления в социальном, культурно-историческом, экономическом пространстве современной России, но и в определении его места в системе психологических знаний о семье, обосновании подходов к выявлению психологических факторов, формирующих готовность к реализации успешной родительской позиции в воспитании приемного ребенка, а также снижении числа вторичных отказов от детей. В качестве одного из таких факторов и выступает мотивация принятия ребенка в замещающую семью. Ключевые слова: замещающая семья, успешное замещающее родительство, мотивация принятия ребенка, социализация детей-сирот | 1396 | |||||
237 | Рассматривается вопрос применения средств гидрошейпинга для повышения функциональных возможностей гидропедагогов. В современном мире к специалистам-гидропедагогам предъявляются огромные требования. Гидропедагоги должны в совершенстве владеть техникой спортивных и прикладных способов плавания. Возникает необходимость целенаправленного развития функциональных возможностей будущих специалистов-гидропедагогов, а также развития силовой выносливости мышц нижних конечностей, которые являются мышцами ведущего звена координации. В результате исследования была разработана методика занятий гидрошейпингом для будущих специалистов-гидропедагогов, включающая выполнение упражнений локального воздействия, направленных на отдельные группы мышц и мышцы ведущего звена координации. Ключевые слова: гидрошейпинг, методика занятий гидрошейпингом, функциональные возможности, студент, специалист-гидропедагог, педагогическая гидрореабилитация | 1396 | |||||
238 | Доказывается, что в национальных исследовательских вузах Томска происходит переход от оценки качества преподавания к оценке деятельности преподавателя. Во многих современных вузах, особенно национальных исследовательских, качество преподавания, в том числе и при избрании на должность, вообще не учитывается, акцент делается почти исключительно на показателях научно-исследовательской работы и публикационной активности. Ключевые слова: качество преподавания, оценка преподавательской деятельности, оценка качества преподавания, показатели оценки преподавательской деятельности, национальные исследовательские университеты | 1395 | |||||
239 | Рассматриваются особенности и возможности системы управления обучением Moodle при организации компьютерного тестирования в процессе обучения иностранным языкам студентов неязыковых специальностей. Данная система является современной обучающей средой, позволяющей использовать тесты не только в контролирующей, но и в обучающей функции. Организация тестирования в системе Moodle обеспечивает реализацию индивидуальных учебных траекторий студентов и значительно повышает эффективность процесса обучения иностранному языку. Ключевые слова: образование, иностранный язык, дистанционное обучение, система управления обучением Moodle, обучающее тестирование, контрольное тестирование | 1394 | |||||
240 | Представлен краткий обзор состава проблематики, которой занимаются современные зарубежные исследователи по вопросам образования в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. В современном мире происходит постепенный отход от представлений о лидирующем характере образовательных систем Западной Европы и Северной Америки, во всяком случае в сфере высшего образования. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии активно модернизируют высшее образование, творчески перенимая и видоизменяя наработки, выполненные в других регионах. При этом образцом для подражания служат не только и не столько Западная Европа и Северная Америка, сколько достижения образования в странах Латинской Америки. Экономические достижения стран Восточной Азии, в особенности Китая и Японии, позволяют создавать структуры, которые активно конкурируют с образовательными системами в других регионах планеты. Ключевые слова: Восточная Азия, Япония, Китай, Вьетнам, Индонезия, образование, университет, факультет, интеграция | 1394 | |||||
241 | Проведен сравнительный анализ теоретико-концептуальных представлений в области организации и дальнейшей реализации психолого-педагогического сопровождения нетипичного учащегося в условиях инклюзивного образовательного процесса. Выделены психолого-педагогические приемы инициации эмфатической комфортности каждого ребенка в инклюзивной образовательной среде. Приведены практические примеры подобных приемов: создание ситуаций социальной успешности для нетипичного лица в инклюзивной группе, внедрение элементов креативности для решения проблем в инклюзивном коллективе и ряд других приемов. Представлены принципы психолого-педагогической поддержки, способствующие успешности нетипичного ребенка в инклюзивном классе (резистентность, кооперация между всеми субъектами, опора на потенциал личности учащегося и другие). Обозначены педагогические модификации, оптимизирующие процесс инклюзивного обучения (смена мотивов инклюзивного обучения, закрепление позитивных поведенческих форм коммуникации в инклюзивной группе и ряд других модификаций). Рассмотрены виды адаптивности, сформированные как результат эффективного психолого-педагогического сопровождения нетипичного ребенка в условиях инклюзии: гносеологическая, перцептивная, социально-коммуникативная и семиотическая адаптации. Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, нетипичный ребенок, нетипичность, педагог-психолог | 1394 | |||||
242 | Обосновывается необходимость дальнейшего профессионального развития специалиста, принимая во внимание тот факт, что объем знаний, умений, навыков и компетенций, получаемый в стенах образовательных организаций, удовлетворяет современным требованиям только в течение ограниченного времени. Дальнейшее профессиональное развитие возможно в системе дополнительного профессионального образования. Поскольку главной целью дополнительного профессионального образования специалистов является совершенствование и (или) получение новой компетенции, то выбор методов обучения должен определяться планируемым результатом. Предлагается в качестве одного из инструментов повышения эффективности обучения использовать уровень активности учебно-познавательной деятельности обучающегося. Отмечается, что особенностью обучения в системе дополнительного профессионального образования является необходимость приобрести не только необходимые знания (уяснить, запомнить и воспроизвести), но и сформировать требуемые навыки и умения, то есть развить или приобрести способность применять знания в практической деятельности. Поэтому познавательная деятельность слушателей не должна ограничиваться процессами слушания, восприятия и фиксации образовательного материала. С учетом особенностей и специфики обучаемого контингента слушателей курсов дополнительного профессионального образования проводится анализ основных принципов активизации познавательной деятельности обучающихся: проблемности, максимального соответствия функциональным и практичным задачам, взаимообучения, самообразования, индивидуализации, самообучения, мотивации и творческого характера познавательной деятельности. На основе приведенного анализа вырабатываются рекомендации и предложения по реализации принципов активизации познавательной деятельности в рамках дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, эффективность, познавательная активность, принципы активизации, компетенции | 1394 | |||||
243 | Рассматриваются особенности естественной речи в повседневном и профессиональном общении. В данной статье обосновываются основные методические аспекты создания и обучения эффективным непринужденным высказываниям в профессиональной деятельности. Кроме того, в тексте предлагается программа обучения непринужденной коммуникации в профессиональном общении. В данной программе теоретический акцент делается, с одной стороны, на выделении критериев, характеризующих специфику речевого жанра и классификации непринужденного монологического и диалогического высказываний в системе профессионального общения. С другой стороны, практический раздел программы основан на приемах словесного творчества, помогающего моделировать непринужденную ситуацию, создавать собственные тексты. Отмечается, что предложенная методическая модель апробирована в группах студентов гуманитарных специальностей. Ключевые слова: естественная речь, особенности непринужденного общения в профессиональной сфере, методика обучения непринужденному высказыванию в вузе | 1393 | |||||
244 | Отражены последствия миграционных процессов, происходящих в современной России. Определена роль русского языка в обучении в полиэтнической школе. Раскрываются понятия «полиэтническая школа», «полиэтнический класс», «ученик-инофон». Приведены результаты тестирования по русскому языку учеников-инофонов для определения сформированности умений и навыков разных видов речевой деятельности. Выделен ряд типичных ошибок учеников-инофонов, обучающихся в начальной школе. Определены направления работы в полиэтнических классах, которые помогут преодолеть трудности при обучении полиязычного контингента обучающихся, приведут к социальной адаптации детей-мигрантов. Показаны примеры использования методического материала учебников для преодоления типичных ошибок учеников-инофонов, обучающихся в начальной школе в рамках УМК «Перспективная начальная школа». Предложены рекомендации для организации педагогами эффективной учебной работы и внеурочной деятельности для преодоления проблем обучения младших школьников в полиэтническом классе. Ключевые слова: полиэтнический класс, дети-мигранты, инофоны, речевой класс, социальная адаптация, индивидуальный подход, активные формы обучения, разноуровневые задания | 1388 | |||||
245 | Рассматривается проблема современного состояния содержания образовательной деятельности в условиях реализации нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Анализируются педагогические технологии, наиболее часто применяемые педагогами-практиками дошкольных образовательных организаций для изменения образовательной деятельности в условиях детского сада. Выделяется открытое совместное действие педагога и ребенка как важная единица содержания дошкольного образования. Объясняется необходимость изменения образовательной деятельности старших дошкольников. В качестве значимой выделяется переориентация от знаний, умений, навыков как основных образовательных составляющих на новые образовательные единицы: совместное действие педагога и ребенка. Приводятся доводы о значимости свободы выбора ребенка при участии в образовательной деятельности: обеспечение ребенка возможностью проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, самостоятельно и осознанно делать выбор. Ключевые слова: содержание образовательной деятельности, образовательная практика, совместная образовательная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, открытое совместное действие | 1387 | |||||
246 | Констатируется факт кризиса, который претерпевает институт брака во всем мире. Размывание патриархальных ценностей России сказалось на деградации отношения к семье и у нас в стране. Одно из самых эффективных решений данной проблемы автор видит в создании школ семейного поведения на базе муниципальных центров дополнительного образования детей. Данные школы предназначены для детей из неполных семей или семей, где только один ребенок, которые не имели возможности стать свидетелями гармоничных взаимоотношений в своей родительской семье и поэтому не обладают опытом построения своей семьи, основами надлежащего воспитания детей. Автор статьи считает, что наибольшей эффективностью будет отличаться воспитательный процесс в рамках разновозрастной группы, воспроизводящей модель реальной семьи. Ключевые слова: семейные ценности, социализация, семейное поведение, межличностные отношения, кризис семьи, инновационные педагогические технологии, разновозрастные группы, образовательные центры, отождествление, подражание, отражение, гиперопека, противоречивое воспитан | 1387 | |||||
247 | Актуализируется проблема методологического обоснования социально-педагогических стратегий поддержки студентов с ограничениями жизнедеятельности, приводятся данные российской и мировой статистики, раскрываются идеи комплексной поддержки и сущность стратегической парадигмы в контексте данной категории студентов, проводится анализ сущности понятия «стратегия», описывается содержание социально-педагогических стратегий и их роль в поддержке студентов с ограничениями жизнедеятельности. Ключевые слова: студенты с ограничениями жизнедеятельности, поддержка, социально-педагогические стратегии, индивидуальный образовательный маршрут, толерантность | 1387 | |||||
248 | Представлен феномен математической тревожности и рассмотрены методы, позволяющие регулировать данный вид тревожности, способы их реализации, а также потенциальное применение с точки зрения их эффективности и надежности. Описанные методы практически не проверялись на российских выборках, в связи с этим требуется их дальнейшее изучение и экспериментальная верификация, а также апробация в условиях образовательного процесса. Новая реальность смешанного и онлайн-обучения может способствовать развитию математической тревожности и привести к увеличению количества школьников, испытывающих дискомфорт при работе с числовой информацией. Это требует переосмысления и усовершенствования методов ее регуляции. Ключевые слова: математическая тревожность, STEM, методы регуляции | 1387 | |||||
249 | Рассматриваются возможности такой подготовки школьников в процессе обучения к последующей жизни, которая вооружила бы их инструментарием решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах. Предлагается программа по обучению школьников решению учебных и образовательных проблем, которая активно используется в школе в течение нескольких лет. В настоящее время в авторскую программу включено формирование метапредметных действий. Дано описание модулей программы, подробно рассматривается организация совместной деятельности на уроке по решению проблем в начальном модуле программы. Приводятся материалы по организации проблемной деятельности и ее оценке. Ключевые слова: новые результаты образования, обучение школьников решению проблем, современный урок, новые задачи учителя | 1385 | |||||
250 | Актуальноcть иcследования данной проблемы обусловлена запросом общества, ростом инклюзивного образования в стране. Анализируются понятия «адаптация», «школьная адаптация», «социальная адаптация», «личностная адаптация», «психологическая адаптация» и обосновываются педагогические условия, обеспечивающие результативность адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к учебной деятельности. Были использованы следующие методики: опросник для учителя по изучению школьной адаптации учащихся (методика Л. М. Ковалевой), проективная методика «Что мне нравится в школе?» (Н. Г. Лусканова), «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова), «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор), «Адаптация» (Т. А. Немчин). Выявлены своеобразие взаимодействия обучающихся, личностная устойчивость, индивидуально-психологические особенности, школьная тревожность в период адаптации. Результативность исследуемого явления достигается путем реализации педагогической технологии, педагогического сопровождения, средствами субъектразвивающего образования. Исследование позволяет сделать заключение, что успешность адаптации младшего школьника с ОВЗ к учебной деятельности обеспечивается специально созданными педагогическими условиями, в число которых входят: активизация познавательной активности детей, организация сотрудничества как трехстороннего аспекта взаимодействия, обеспечение инклюзивного диалогического общения с учетом возрастных особенностей развития психических процессов, создание положительного микроклимата социального окружения. Ключевые слова: младший школьник, адаптация, школьная адаптация, факторы адаптации, инклюзивное образование, учебная деятельность | 1384 |