Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 25.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 5 из 25

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
201

Стахин Николай Александрович РОЛЬ МАТЕМАТИКИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ МАТЕМАТИКИ MAXIMA В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 142-150

Рассматривается взаимное влияние юридического мышления на развитие математики и математики – на качество юридического мышления. Приводятся аргументы в пользу преподавания математики при изучении юридических дисциплин в гуманитарном вузе, начиная с высказывания М. В. Ломоносова. Приводится исторический пример появления нового математического мышления, расширяющего понятие числа и понятие справедливости, названного в работе как «справедливое число». Для повышения качества юридического образования предлагается начинать изучение информационных технологий на юридическом факультете с изучения программы компьютерной математики Maxima. Названы свойства программы компьютерной математики Maxima, непосредственно участвующие в формировании юридического мышления.

Ключевые слова: юридическое мышление, математическое мышление, справедливость, распределительная справедливость, качество юридического образования, математика, вероятность, теория вероятностей, раздел ставки при незавершенной игре, информационные технологии, компьютерная

1474
202

Кукарская Галина Николаевна, Пахомова Вера Михайловна, Трифонова Ирина Сергеевна РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АССОЦИАТИВНО-ПРОЕКТНОГО МЕТОДА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 100-112

Обозначена основополагающая тенденция в обучении иностранному языку – коммуникативная. Ставится проблема поиска эффективных методов обучения студентов неязыковых специальностей навыкам говорения на иностранном языке. В качестве решения поставленной задачи предлагается рассмотреть целесообразность применения ассоциативно-проектного метода на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап предполагал опрос студентов неязыковых специальностей об основных трудностях при говорении на английском языке. В опросе приняли участие 97 студентов Тюменского государственного университета. Второй этап базировался на проведении экспериментальной серии занятий с применением ассоциативно-проектного метода. На данном этапе было задействовано 44 студента трех групп с языковыми уровнями Elementary (элементарный), Pre-Intermediate (ниже среднего) и Intermediate Low (средний низкий). На заключительном этапе эти же студенты прошли финальный опрос об эффективности применения данного метода в преодолении основных трудностей при говорении на английском языке. Анкетирование студентов неязыковых специальностей с последующим ранжированием полученных данных позволило на первом этапе исследования установить три основные трудности при говорении. Эти коммуникативные барьеры носят как лингвистический, так и экстралингвистический характер. Применение ассоциативно-проектного метода на занятиях по английскому языку позволило, как показал финальный опрос студентов, в значительной степени преодолеть эти трудности. Ассоциативно-проектный метод представляет собой сочетание двух достаточно новых и актуальных методов (ассоциативного и проектного), применяемых в обучении иностранному языку. Он удовлетворяет современным требованиям образования, способствует формированию ключевых компонентов коммуникативной компетенции (языкового, речевого, социолингвистического и социокультурного) и позволяет справиться с основными барьерами при говорении на иностранном языке.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативные барьеры, ассоциативно-проектный метод, ассоциация, анкетирование

1472
203

Кириллова Ирина Олеговна СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 83-91

Рассмотрены возможности учебной деятельности для социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Проведен анализ взаимосвязи понятий, раскрывающий основные подходы к рассмотрению социализации. Представлены методы социализации, интегрирующие целевые, организационные, программно-методические, технологические и диагностические условия учебной деятельности. Приведены результаты проведенного исследования социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебной деятельности, а также выявлены содержательные аспекты академического компонента и компонента жизненной компетенции. Рассмотрены социально-адаптивные возможности условий начального общего образования. Описана структура учебных заданий для индивидуальной и групповой работы, варианты представления индивидуальных учебных достижений учащихся. Представлены методы оценки и уровни социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах эксперимента. Отмечены наблюдаемые в ходе эксперимента воспитательные и учебные эффекты.

Ключевые слова: условия социализации, школьники с ограниченными возможностями здоровья, начальное общее образование, социальная адаптация, индивидуализация, учебная деятельность, структура учебных заданий

1471
204

Шматько Сергей Вадимович ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КЛАССАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 157-163

Представлены результаты исследования процесса профессионального и личностного самоопределения подростков в педагогических классах дореволюционного времени и современного г. Томска. Выяснено, что тема самоопределения рассмотрена в научно-методической литературе не в полном объеме: превалирует интерес к профессиональному, а не личностному самоопределению. Устранение этого пробела в изучении исторического опыта позволило установить специфику корреляции личностного и профессионального самоопределения в подготовке обучающихся, показать определяющие воспитательные эффекты пребывания детей в педагогических классах и проследить влияние отмеченной подготовки на их взрослую жизнь.

Ключевые слова: профессиональное и личностное самоопределение, педагогический класс, дополнительное образование детей, педагогика

1471
205

Поздеева Светлана Ивановна ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ В КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 36-41

Рассматривается типология уроков и занятий в общеобразовательной школе с точки зрения моделей организации совместной деятельности педагога и учащихся. Дается характеристика трех базовых моделей и соответствующих типов уроков: авторитарная модель (урок-задание), лидерская модель (урок-проблематизация), партнерская модель (урок-диалог). Модели сравниваются с учетом таких критериев, как позиции участников, связи между ними, содержание совместной деятельности, педагогический метод, результат. Данная типология уроков может быть использована как один из вариантов классификации уроков, соответствующих требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: совместная деятельность, соорганизация участников, авторитаризм, лидерство, партнерство

1470
206

Раитина Маргарита Юрьевна, Покровская Елена Михайловна МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 7-13

Рассмотрены основные направления научно-образовательной деятельности кафедры философии и социологии Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в контексте методологии междисциплинарности, комплексности и компетентностного подхода. Авторы обращают внимание, что мероприятия интегрального взаимодействия обусловлены необходимостью выстраивания целенаправленной образовательной стратегии, формирования толерантных позитивных межэтнических отношений в обществе, и прежде всего в молодежной среде.

Ключевые слова: междисциплинарность, образование, кросскультурность, мультикультурное взаимодействие в вузе

1469
207

Никольская Ольга Лазаревна ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ИХ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 49-57

Обобщен опыт работы по подготовке учителей к работе по предмету «практическое человекознание». Рассмотрен индивидуальный подход к организации учебного процесса, базирующийся на принципах творческой деятельности.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия творческой деятельности, система профессиональных качеств, необходимых для работы по предмету «практическое человекознание», разработка технологической карты развития способностей младших школьников

1468
208

Шокорова Лариса Владимировна, Мамырина Наталья Сергеевна ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РУЧНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙНЕРОВ И ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 80-87

Рассматриваются требования к профессиональной подготовке дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства, возникшие в связи потребностью общества в создании уникальных авторских объектов предметно-пространственной среды. Выявляется схожесть и различие целей и задач творчества дизайнера и художника декоративно-прикладного искусства. Единый процесс и механизм проектирования нового объекта позволяют унифицировать методики обучения проектированию в дизайне и декоративно-прикладном искусстве. Определено, что процесс проектирования состоит из творческой и технической составляющей, предусматривающей совокупную деятельность по формированию замысла, его обоснованию и подготовке необходимых документов, описывающих конечное решение будущего объекта. Обосновывается роль традиционного ручного рисования в процессе проектирования. Выявляется значение проектно-графических работ, предшествующих компьютерной визуализации объекта. Предлагаются специальные интегрированные методики профессиональной подготовки студентов и методы обучения дизайну и декоративно-прикладному искусству, направленные на развитие восприятия, воображения и мышления и определяющие специфику проектно-профессиональной работы. Обосновывается, что процесс обучения проектной графики должен базироваться на разумном взаимодействии ручного и компьютерного рисования, последовательно усложняющегося в процессе обучения и ориентированного на развитие декоративного восприятия.

Ключевые слова: проектная графика, компьютерная графика, быстрое рисование, проектная деятельность, дизайн, декоративно-прикладное искусство

1466
209

Лебедева Ксения Сергеевна ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 21-29

Рассматривается понятие «образовательная самостоятельность» с точки зрения применения компетентностного подхода при ее исследовании. На основе изучения законодательных документов в сфере образования, а также обобщения научных исследований в области компетентностного подхода в педагогическом процессе автором раскрываются содержание, критерии и уровни образовательной самостоятельности, дается характеристика проведенного диагностического исследования сформированности образовательной самостоятельности студентов. Проводится анализ современных диссертационных работ, посвященных изучению компетенций в различных сферах знаний, написанных за последние пять лет.

Ключевые слова: образовательная самостоятельность, компетентностный подход, компетенция, компетентность, исследование

1462
210

Еремина Юлия Анатольевна РАННИЙ МАТЕРИНСКИЙ КОПИНГ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 37-47

Рассматривается система «мать – ребенок» в раннем детстве с точки зрения взаимосвязи совладающего поведения матери и психосоциального развития ребенка. Подчеркивается целесообразность изучения психического развития ребенка раннего возраста в рамках его взаимодействия с матерью как единой системы, поскольку благодаря симбиотическому характеру их взаимоотношений и незрелости психики ребенка влияние матери на его развитие в первые три года жизни перекрывает все остальные факторы. Обращается внимание также на то, что специфичность трудных ситуаций в процессе материнско-детского взаимодействия актуализирует характерный для матери стиль такого особого социального поведения, как копинг-поведение. Предложено и сформулировано понятие раннего материнского копинга. Представлены эмпирические результаты раннего материнского копинга, выявлены его нормативные показатели.

Ключевые слова: копинг, копинг-поведение, ранний материнский копинг, копингстратегии, совладающее поведение, стратегии совладания, конструктивные стратегии совладания, матери, воспитывающие детей раннего возраста, ранний возраст, психосоциальное развитие

1460
211

Шахманов Павел Ерманович, Безотечество Константин Игоревич ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И УМЕНИЙ БАКАЛАВРОВ-ГИДРОПЕДАГОГОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 158-165

Рассматривается вопрос разработки модели формирования профессиональных двигательных компетенций и умений бакалавров-гидропедагогов. На сегодняшний день наблюдается дефицит высокопрофессиональных кадров, способных осуществлять свою деятельность в области гидропедагогики детей с ограниченными возможностями здоровья. Гидропедагогика – это составная часть педагогики, включающая воспитание и обучение человека в условиях водной среды и средствами водной среды. К будущим гидропедагогам предъявляются высокие требования. Гидропедагоги должны в совершенстве владеть техникой спортивных и прикладных способов плавания, а также целым рядом специфических двигательных компетенций и умений. Возникает необходимость в разработке модели профессиональной подготовки бакалавров, которая будет способствовать формированию ключевых и необходимых компетенций и умений. В результате исследования была разработана модель профессиональной подготовки бакалавров-гидропедагогов, формирующая необходимые профессиональные двигательные компетенции и умения.

Ключевые слова: бакалавр-гидропедагог, гидропедагогика, профессиональные двигательные компетенции, дети с ограниченными возможностями здоровья

1460
212

Бакланова Галина Александровна СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 14-20

Рассматриваются условия использования в учебно-воспитательном процессе различных видов цифровых образовательных ресурсов. Сформулированы основные структурные компоненты профессиональной компетентности учителя начальных классов в области использования цифровых образовательных ресурсов. Профессиональная компетентность учителя начальных классов как специалиста в области использования цифровых образовательных ресурсов представлена нами в виде целостной совокупности ключевых, базовых и специальных компетентностей. Дана характеристика каждого компонента.

Ключевые слова: информатизация и модернизация образования, цифровые образовательные ресурсы, профессиональная компетентность учителя начальных классов, структура профессиональной компетентности учителя начальных классов в области использования цифровых образовательных ре

1459
213

Мезинов Владимир Николаевич, Филатова Ирина Юрьевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 75-84

В настоящее время развитие социального интеллекта будущего учителя – актуальная проблема. Об этом свидетельствуют исследования современных ученых (В. А. Генкина (2000), М. А. Лукичева (2004), Н. А. Макарова (20013) и др.). Целесообразность развития социального интеллекта будущего учителя обусловлена его взаимосвязью с такими понятиями, как «профессионально важные качества», «профессиональные способности» и «профессионализм». Социальный интеллект обеспечивает будущему учителю конкурентоспособность, успешность в профессиональной деятельности и повышение качества образования. Целью исследования являлось изучение особенностей и уровня развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе. По результатам исследования выявлено четыре группы испытуемых с нормальным, среднесильным, среднеслабым и низким социальным интеллектом. Это позволило определить некоторые особенности социального интеллекта у будущих учителей и подтвердить актуальность развития социального интеллекта. Для развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе, предложен комплекс педагогических условий. Предложенные условия могут являться основополагающим компонентом образовательной среды, позволяющим наиболее оптимально сконструировать процесс развития социального интеллекта будущего учителя в вузе.

Ключевые слова: социальный интеллект будущего учителя, педагогическая профессия, педагогические условия

1459
214

Шерайзина Роза Моисеевна, Ширин Александр Глебович, Тайкова Людмила Владимировна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СООБЩЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА СЕЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 195-199

Предлагается анализ феномена разновозрастного обучения в сельской школе, представлены образовательные задачи, решаемые малокомплектными школами, раскрыто содержание понятий «условие», «педагогические условия». Рассмотрены условия организации образовательного процесса в сельской школе (процессуальные, содержательные, управленческие, психолого-педагогические, дидактические, методические, социокультурные). Охарактеризованы функции обучения детей разного возраста (психологические, социальные, компенсаторные, стимулирующие). Представлено определение разновозрастных групп учащихся на селе.

Ключевые слова: образовательные возможности, процесс обучения, разновозрастные сообщества, обучение на селе

1459
215

Ерохина Елена Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ВУЗАХ ТОМСКА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 139-143

Доказывается, что в национальных исследовательских вузах Томска происходит переход от оценки качества преподавания к оценке деятельности преподавателя. Во многих современных вузах, особенно национальных исследовательских, качество преподавания, в том числе и при избрании на должность, вообще не учитывается, акцент делается почти исключительно на показателях научно-исследовательской работы и публикационной активности.

Ключевые слова: качество преподавания, оценка преподавательской деятельности, оценка качества преподавания, показатели оценки преподавательской деятельности, национальные исследовательские университеты

1458
216

Плотникова Наталья Николаевна МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 7-12

Рассматривается вопрос о применении метода проектов на уроках английского языка в начальной школе. Выделены два типа проектов: учебный и образовательный. Доказано, что метод проектов – это метод, позволяющий организовать образовательную деятельность младших школьников, формировать универсальные учебные действия, развивать личность каждого участника проекта. Особое внимание уделяется особенностям организации совместной образовательной деятельности учащихся в проектах, в частности организации группового взаимодействия.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная деятельность, совместная деятельность, учебный проект, образовательный проект

1456
217

Зиннатуллина Алсу Анваровна НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУХУТДИНА ХАФИЗИТДИНОВИЧА КУРБАНГАЛЕЕВА (К 135-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 157-161

Освещается научно-педагогическая деятельность известного татарского ученого и педагога М. Х. Курбангалеева. Прослеживается становление его как методиста, внесшего значительный вклад в развитие народного образования. Раскрываются основные методические взгляды педагога в области преподавания языков.

Ключевые слова: Курбангалеев, педагогическая деятельность, учебники, методика, татарский язык, русский язык, образование, школы ликбезa

1456
218

Бороненко Татьяна Алексеевна, Федотова Вера Сергеевна ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 57-64

Предложен инновационный формат педагогического взаимодействия – использование массовых открытых онлайн-курсов. Конкретизирована их структура и содержание. Определены приоритетные направления использования массовых открытых онлайнкурсов в педагогической практике в условиях информатизации образования, такие как расширение образовательных возможностей, непрерывность образования, обеспечение доступности и качества реализации образовательных программ, привлечение талантливой творческой молодежи. Обозначены перспективы разработки массового открытого онлайн-курса по вопросам организации исследовательской деятельности магистров. Описана его структура, методика работы с курсом, способы контроля деятельности слушателей курса.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, дистанционное обучение, педагог

1453
219

Tapias Antoni de Villasante THE DUAL NATURE OF SOUND AS RAW MATERIAL OF MUSIC // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 89-92

The research and observation of the sound nature is the main objective of this article, since that is the raw material of music. Wouldn’t it be desirable for most research of music theory to have the nature of sound as the basis of its study? Would it not be a more powerful and objective tool, if we learn the creative and subjective fact which is music, through the relationships and structures derived from sound that obey natural and objective laws? My research and conclusions are based on the study of the natural harmonic series of sound. The Fundamental natural series is the main conclusion. Sound has a dual nature that best explains musical relationships.

Ключевые слова: music theory, nature, sound, harmonic series, basic series, dual nature of the sound

1451
220

Шабанова Ирина Анатольевна, Ковалёва Светлана Владимировна КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 131-138

Рассмотрено значение ситуационных задач в современном педагогическом образовании и их роль при освоении содержания методических дисциплин. Выделены специфические особенности заданий первого, второго и третьего уровней сложности ситуационных задач по методике обучения химии. В заданиях первого уровня преобладает репродуктивный характер деятельности обучающихся. Они направлены на формирование практических умений и навыков по составлению дидактических материалов. Задания второго уровня сложности носят частично-поисковый характер познавательной деятельности студентов и развивают практические умения и навыки по разработке методических материалов. В заданиях третьего уровня сложности доминируют поисковая деятельность, творческий и авторский подход по созданию дидактических материалов с учетом современных требований к школьному образованию. Проанализированы различные подходы к оцениванию решения ситуационных задач. Разработаны общие и специфические критерии для оценивания разноуровневых заданий. Предложена матрица, включающая критерии и показатели их оценки при выполнении заданий разного уровня сложности. Представлены результаты апробации разработанных критериев и показано значение критериального подхода для использования ситуационных задач в учебном процессе.

Ключевые слова: ситуационная задача, методика обучения химии, специфические особенности заданий первого, второго и третьего уровня сложности, критерии и показатели оценивания разноуровневых заданий

1451
221

Жигинас Наталья Владимировна, Гребенникова Елена Владимировна, Зверева Надежда Александровна ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАНТНОСТЬ КАК АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 72-77

Рассматриваются гендерные аспекты девиантного поведения подростков в личностном становлении современной молодежи. Анализируются различные точки зрения в отношении вопросов гендера, девиантного поведения и личностной идентичности в контексте изменений, происходящих в обществе. Гендерная идентичность, являясь одной из базовых структур самосознания, играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции формирующейся личности.

Ключевые слова: гендер, подростковый возраст, девиантное поведение, социализация

1450
222

Поздеева Светлана Ивановна ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 64-69

Рассмотрены основные направления в организации образовательной деятельности в аспекте профессионального развития современного педагога в таких сферах, как диссертационные исследования по педагогике, система повышения квалификации педагогов, образовательные технологии.

Ключевые слова: образование, образовательная деятельность, деятельностный подход, педагогическая деятельность, андрагогический подход, технология

1449
223

Костюк Анатолий Владимирович, Бобонец Сергей Алексеевич ОСОБЕННОСТИ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ В ХОДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 206-214

Обосновывается необходимость дальнейшего профессионального развития специалиста, принимая во внимание тот факт, что объем знаний, умений, навыков и компетенций, получаемый в стенах образовательных организаций, удовлетворяет современным требованиям только в течение ограниченного времени. Дальнейшее профессиональное развитие возможно в системе дополнительного профессионального образования. Поскольку главной целью дополнительного профессионального образования специалистов является совершенствование и (или) получение новой компетенции, то выбор методов обучения должен определяться планируемым результатом. Предлагается в качестве одного из инструментов повышения эффективности обучения использовать уровень активности учебно-познавательной деятельности обучающегося. Отмечается, что особенностью обучения в системе дополнительного профессионального образования является необходимость приобрести не только необходимые знания (уяснить, запомнить и воспроизвести), но и сформировать требуемые навыки и умения, то есть развить или приобрести способность применять знания в практической деятельности. Поэтому познавательная деятельность слушателей не должна ограничиваться процессами слушания, восприятия и фиксации образовательного материала. С учетом особенностей и специфики обучаемого контингента слушателей курсов дополнительного профессионального образования проводится анализ основных принципов активизации познавательной деятельности обучающихся: проблемности, максимального соответствия функциональным и практичным задачам, взаимообучения, самообразования, индивидуализации, самообучения, мотивации и творческого характера познавательной деятельности. На основе приведенного анализа вырабатываются рекомендации и предложения по реализации принципов активизации познавательной деятельности в рамках дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, эффективность, познавательная активность, принципы активизации, компетенции

1449
224

Рахимова Татьяна Анатольевна ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 48-54

Рассматривается трансформация образовательной среды в рамках дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе. Проанализированы определения образовательной среды, данные различными учеными, в которых особо отмечается взаимовлияние среды и личности. В результате анализа моделей взаимодействия в процессе обучения иностранному языку автор приходит к выводу о том, что их разнообразие соответствует реальной языковой среде. Совместная деятельность способствует сближению учебных моделей с реальными моделями общения. На основе проведенного исследования автором разработан алгоритм создания образовательной среды, включающий вариативные компоненты. Данный алгоритм способствует управлению изменениями образовательной среды в рамках дисциплины «Иностранный язык».

Ключевые слова: образовательная среда, языковая среда, технология обучения, обучение иностранному языку, модели взаимодействия в процессе обучения, высшее образование, совместное обучение, мультимедиа в процессе изучения иностранного языка

1448
225

Лузанова Нина Николаевна ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СТАРШЕКЛАССНИКА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЫ «ЭКСПРЕСС» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 176-180

Описывается опыт создания школы дистанционного обучения частного общеобразовательного учреждения «Школа “Экспресс” Санкт-Петербурга» по решению проблемы индивидуализации процесса обучения старшеклассников в дистанционном обучении. Представлены этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута старшего школьника в дистанционном обучении, а также отличительные компоненты системы дистанционного обучения при реализации индивидуальной и персонифицированной образовательной программы.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа, персонифицированная образовательная программа, личностные цели обучения, персонифицированные цели обучения, дистанционное обучение

1447
226

Галин Марат Римович, Халфина Регина Робертовна ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ ЮНЫХ БОРЦОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 82-84

Спорт высших достижений характеризуется высокими нагрузками как физическими, так и психоэмоциональными. Регуляция предстартовых состояний на начальном этапе подготовки юных борцов позволит более эффективно выстроить учебно-тренировочный процесс и процесс подготовки к соревнованиям.

Ключевые слова: юные борцы, предстартовые состояния, боевая готовность, аудиовизуальная стимуляция

1446
227

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАЧ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 14-19

Рассматривается влияние инновационного развития образования на изменение задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе, обусловленное гуманитарным подходом к образованию, выделением в качестве предмета педагогической деятельности на уроке организации совместной деятельности с детьми и ее методического сопровождения, появлением различных образовательных практик в начальной школе, потребностью в учителе, владеющем исследовательской компетентностью и готовом к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационное развитие образования, совместная деятельность, методическая подготовка

1446
228

Ло Сяося ИСТОРИЯ ОПЫТА СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В КИТАЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 98-102

В преподавании русского языка как иностранного (РКИ) все большее внимание уделяется диалогу культур как методическому принципу, который позволяет знакомить иностранных учащихся с современной русской действительностью, культурой через посредство русского языка и в процессе его изучения. Однако материалов о диалоге культур между Китаем и Россией в имеющихся учебниках и учебных пособиях по русскому языку в китайских вузах еще недостаточно. По нашему мнению, использование диалога культур стимулирует мотивацию изучения русского языка в китайской аудитории и способствует успешному осуществлению межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, диалог культур, Китай, Россия

1446
229

Шабаловская Марина Владимировна, Бохан Татьяна Геннадьевна, Малкова Ирина Юрьевна, Радишевская Любовь Вячеславовна САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК КРИТЕРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УСПЕШНОМУ ОСВОЕНИЮ ФАЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 9-15

Представлены результаты исследования саморегуляции поведения как критерия психологической готовности к успешному осуществлению научно-исследовательской деятельности. Наиболее выражены у молодых ученых процессы планирования и оценивания результатов в профиле саморегуляции. Выделены два фактора, указывающие на особенности стилей саморегуляции молодых ученых. Установлены гендерные различия в показателях процесса планирования. Выявлено, что аспиранты, в отличие от магистров, более самостоятельно формируют программу собственных действий для реализации задач научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: психологическая готовность, научно-исследовательская деятельность, саморегуляция, молодые ученые

1446
230

Зобнина Анна Александровна УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 114-125

Рассмотрен опыт организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области с Томским государственным университетом (ТГУ). Цель статьи состоит в описании теоретических и практических условий реализации и развития сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями высшего и среднего уровней образования. Представлена история становления сетевого взаимодействия между ТГУ и общеобразовательными учреждениями за последние пятнадцать лет. Представлено описание практики организации совместных событий и совместных образовательных программ за последние два года. Проведен анализ этапов организации сетевого взаимодействия вузов и школ на примере Высшей школы экономики и Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Исследование проводилось в 2015–2016 гг. на пяти совместных событиях и восьми совместных образовательных программах на базе ТГУ и 84 школ – партнеров Томской области. Отражены результаты, достигнутые в ходе осуществления сетевого взаимодействия за 2015/16 учебный год, предложены основные формы сетевых образовательных программ. По результатам исследования представлены основные этапы, необходимые для организации сетевого взаимодействия вузов и школ. Результаты исследования имеют практическую значимость для образовательных учреждений, осуществляющих или предполагающих организацию сетевого взаимодействия с высшими и средними образовательными учреждениями.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, совместные события, совместные образовательные программы, сообщество, управление, школы-партнеры

1446
231

Солдатенков Филипп Николаевич, Абрамов Руслан Васильевич КОНКУРС ЗНАТОКОВ ОЛИМПИЗМА КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ОЛИМПИЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 167-175

Рассматривается опыт организации конкурса знатоков олимпизма в общеобразовательной школе. Представлены методы и результаты изучения уровня олимпийской образованности школьников с помощью конкурсных заданий. Рассмотрена подготовка школьников к конкурсу и предварительный опыт изучения ими олимпийской тематики. Охарактеризованы содержание конкурса, виды конкурсных заданий, дана оценка качеству и сложности конкурсных вопросов. Наиболее важным в формулировании вопросов является их информативность. Сделан акцент на необходимости использования конкурсных заданий в целях повышения уровня олимпийской образованности школьников. В конкурсе выявлены общие и специальные знания школьников об Олимпийских играх, их истории, героях и традициях. Результаты показали средний уровень знания школьниками олимпийской тематики. В заключение приводится объяснение результатов конкурса, формулируются основные направления деятельности по повышению качества организации конкурса как формы распространения и развития олимпийского образования.

Ключевые слова: конкурс знатоков олимпизма, школьники, Олимпийские игры, олимпийское движение, знания

1445
232

Штерн Ольга Владимировна ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 152-160

Рассматривается вопрос коммуникации с точки зрения ее образовательной функции с античных времен до Нового времени. Представлен аналитический обзор становления понятия образовательной коммуникации на разных этапах развития общества. Установлено, что понятие образовательной коммуникации как совместной деятельности педагога и учащихся и интерактивной работы всех участников образовательного процесса находится в стадии формирования. Исследование позволяет осмыслить, проанализировать такие аспекты понятий «коммуникация», «образовательная коммуникация», как вовлеченность в коммуникацию, взаимодействие участников, взаимообмен, обогащение и рождение новой информации.

Ключевые слова: коммуникация, образовательная коммуникация, история коммуникации, образовательное взаимодействие

1445
233

Паламарчук Елена Михайловна МОТИВАЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЬСТВА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 31-37

В современном российском обществе активно развивается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. Главная задача, которая ставится для замещающей семьи, это обеспечение успешной социализации ребенка в обществе, а также помощь его гармоничному развитию в семье. Готовность замещающей семьи стать успешной заключается не только в необходимости осмысления данного понятия как явления в социальном, культурно-историческом, экономическом пространстве современной России, но и в определении его места в системе психологических знаний о семье, обосновании подходов к выявлению психологических факторов, формирующих готовность к реализации успешной родительской позиции в воспитании приемного ребенка, а также снижении числа вторичных отказов от детей. В качестве одного из таких факторов и выступает мотивация принятия ребенка в замещающую семью.

Ключевые слова: замещающая семья, успешное замещающее родительство, мотивация принятия ребенка, социализация детей-сирот

1444
234

Бочарова Татьяна Ивановна ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЧИ И МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ НЕПРИНУЖДЕННОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 60-66

Рассматриваются особенности естественной речи в повседневном и профессиональном общении. В данной статье обосновываются основные методические аспекты создания и обучения эффективным непринужденным высказываниям в профессиональной деятельности. Кроме того, в тексте предлагается программа обучения непринужденной коммуникации в профессиональном общении. В данной программе теоретический акцент делается, с одной стороны, на выделении критериев, характеризующих специфику речевого жанра и классификации непринужденного монологического и диалогического высказываний в системе профессионального общения. С другой стороны, практический раздел программы основан на приемах словесного творчества, помогающего моделировать непринужденную ситуацию, создавать собственные тексты. Отмечается, что предложенная методическая модель апробирована в группах студентов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: естественная речь, особенности непринужденного общения в профессиональной сфере, методика обучения непринужденному высказыванию в вузе

1442
235

Ксензова Ольга Геннадьевна, Стась Андрей Николаевич ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ВЫБОР КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 38-44

Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью изучения взаимосвязи между психологическими особенностями личности и спецификой выбора копинг-стратегий как феномена совладания личности со стрессовыми ситуациями. Контингент исследования – учащиеся одиннадцатых классов общеобразовательных школ, категория людей, подвергающаяся в данный период времени влиянию стрессоров в связи с предстоящими выпускными экзаменами и нуждающаяся в совершенствовании, коррекции совладающего поведения. Для достижения поставленной цели исследована степень выраженности личностных (психодинамических) свойств выпускников средних школ и предпочитаемые ими стратегии преодоления стресса, а также установлено наличие взаимосвязи между личностными особенностями и выбором копинг-стратегий. В результате исследования выявлено, что для учащихся-экстравертов с высоким темпом реакции характерны эффективные поведенческие и эмоциональные и неэффективные когнитивные копинг-стратегии, в то время как учащимся с высокой степенью выраженности ригидности характерны неэффективные поведенческие копинг-стратегии. Таким образом, выявлена взаимосвязь между некоторыми психологическими (психодинамическими) особенностями личности и выбором стратегий совладающего поведения.

Ключевые слова: стресс, копинг-стратегии, психодинамические свойства личности

1440
236

Собинова Любовь Анатольевна, Поздеева Светлана Ивановна КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 86-91

Представлен комплекс упражнений, реализованный в электронном учебном пособии на платформе Moodle и направленный на развитие умений профессионально ориентированного иноязычного чтения у студентов технического вуза. Данный комплекс апробирован и внедрен в педагогическую практику преподавания курса «Профессиональный иностранный язык» в Энергетическом институте Национального исследовательского Томского политехнического университета. Выделены группы упражнений в соответствии с этапами организации иноязычного чтения, а также с учетом характера деятельности обучающихся. Предложены методические рекомендации для преподавателей по использованию упражнений.

Ключевые слова: упражнение, профессионально ориентированное иноязычное чтение, электронное учебное пособие, информационные технологии, научно-технический текст, гипертекст

1440
237

Шахманов Павел Ерманович, Безотечество Константин Игоревич ГИДРОШЕЙПИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ-ГИДРОПЕДАГОГОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 144-150

Рассматривается вопрос применения средств гидрошейпинга для повышения функциональных возможностей гидропедагогов. В современном мире к специалистам-гидропедагогам предъявляются огромные требования. Гидропедагоги должны в совершенстве владеть техникой спортивных и прикладных способов плавания. Возникает необходимость целенаправленного развития функциональных возможностей будущих специалистов-гидропедагогов, а также развития силовой выносливости мышц нижних конечностей, которые являются мышцами ведущего звена координации. В результате исследования была разработана методика занятий гидрошейпингом для будущих специалистов-гидропедагогов, включающая выполнение упражнений локального воздействия, направленных на отдельные группы мышц и мышцы ведущего звена координации.

Ключевые слова: гидрошейпинг, методика занятий гидрошейпингом, функциональные возможности, студент, специалист-гидропедагог, педагогическая гидрореабилитация

1440
238

Кудрявцева Елена Юрьевна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Л. Г. ПЕТЕРСОН // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 47-54

Исследуется проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников. Данные действия наряду с регулятивными и познавательными входят в группу метапредметных образовательных результатов согласно ФГОС НОО. Фиксируются проявления и причины низкого уровня коммуникативных умений у современных первоклассников. Приводятся результаты диагностирования разных видов коммуникативных УУД у первоклассников с выделением показателей низкого, среднего и высокого уровней. Выделены образовательные ресурсы технологии деятельностного подхода и надпредметного курса «Мир деятельности» (автор Л. Г. Петерсон). Более подробно автор останавливается на формировании коммуникативных умений по взаимодействию детей в паре и соблюдению соответствующих правил взаимодействия.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные универсальные учебные действия, деятельностный метод, надпредметный курс, взаимодействие в паре

1439
239

Куликов Сергей Борисович ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 171-177

Представлен краткий обзор состава проблематики, которой занимаются современные зарубежные исследователи по вопросам образования в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. В современном мире происходит постепенный отход от представлений о лидирующем характере образовательных систем Западной Европы и Северной Америки, во всяком случае в сфере высшего образования. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии активно модернизируют высшее образование, творчески перенимая и видоизменяя наработки, выполненные в других регионах. При этом образцом для подражания служат не только и не столько Западная Европа и Северная Америка, сколько достижения образования в странах Латинской Америки. Экономические достижения стран Восточной Азии, в особенности Китая и Японии, позволяют создавать структуры, которые активно конкурируют с образовательными системами в других регионах планеты.

Ключевые слова: Восточная Азия, Япония, Китай, Вьетнам, Индонезия, образование, университет, факультет, интеграция

1439
240

Закотнова Елена Юрьевна, Корытова Галина Степановна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 13-17

Рассматриваются вопросы психологической безопасности личности обучающегося в образовательной среде вуза: референтная значимость окружения (отношение студентов к образовательной среде вуза), удовлетворенность в личностно-доверительном общении, защищенность от психологического насилия (унижения, оскорбления, угроз, принуждения делать что-либо против желания, игнорирования, недоброжелательного отношения). Представлены результаты эмпирического исследования психологической безопасности личности в образовательной среде высшего учебного заведения. Констатируется наличие психологически комфортных и безопасных условий для развития личности и формирования готовности к дальнейшей профессиональной деятельности и реализации жизненного плана.

Ключевые слова: психологическая безопасность, защищенность личности, обучающийся вуза, студент, образовательная среда, высшее учебное заведение

1437
241

Войтеховская Марина Петровна, Смышляева Лариса Германовна, Веснина Людмила Владимировна, Колесникова Елена Владимировна, Матвеев Дмитрий Михайлович, Пояркова Ольга Николаевна, Высокоморная Юлия Ивановна ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА БАКАЛАВРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 131-143

Представлены результаты проектирования примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с целью подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования (уровень бакалавриата) с учетом требований профессионального стандарта педагога данной сферы. Анализируются результаты работы, которая осуществлялась в формате взаимодействия ученых и преподавателей педагогического вуза со специалистами исполнительных органов государственного управления и профессиональных образовательных организаций региона в процессе проектирования нового образовательного продукта. Обсуждаемая научно-образовательная практика была реализована посредством использования совокупности научно-педагогических методов: методы теоретического анализа, метод фокус-групп, экспертный метод, опрос (интервьюирование), образовательное проектирование. Показаны перспективы реализации представленных результатов проектной деятельности в образовательной практике Томского государственного педагогического университета, их значение для социально-экономического развития региона в контексте подготовки кадров для системы профессионального образования.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, система профессионального образования, профессиональный стандарт педагога, профессиональная образовательная организация, образовательное проектирование, полисубъектное образовательное взаимодействие

1437
242

Стародубцева Ольга Геннадьевна ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 13-17

Показана необходимость использования междисциплинарных связей с целью оптимизации процесса обучения иностранному языку в неязыковом медицинском вузе. Выявляются общенаучные и познавательные предпосылки использования междисциплинарных связей, в совокупности создающие теоретическую базу для их применения в учебно-воспитательном процессе. Автор рассматривает разносторонние взаимосвязи иностранного языка с профессионально ориентированными дисциплинами, преподаваемыми на младших курсах, создающие необходимые условия для эффективного усвоения и применения учебного материала в практических целях на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: междисциплинарные связи, общенаучные предпосылки, познавательные предпосылки, профессионально ориентированные дисциплины

1435
243

Звягина Екатерина Владимировна, Харина Ирина Федоровна ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ КАК ОСНОВА ВЫЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 31-36

Отображается проблема изучения психофизиологических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у студенческой молодежи вуза физической культуры. Научная новизна выражается в представленных результатах исследования в выявлении комплекса симптомов синдрома дефицита внимания на основе изучения высшей нервной деятельности, а именно психофизиологического процесса внимания и его характеристик. Обосновано выявленное проявление мультифакторной симптоматики синдрома дефицита внимания у лиц старше 18 лет путем апробированной методики ПЗМР (определение простой зрительно-моторной реакции) для выявления типологических особенностей нервной системы и ее функционального состояния, а также теста Бурдона как экспресс-диагностики показателей внимания, что является эргономическим способом косвенной диагностики малых мозговых дисфункций. Представленные данные позволяют косвенно оценить успешность образовательной деятельности в зависимости от скорости обработки сенсорной информации и осуществить своевременную индивидуально-коррекционную работу в учебно-тренировочном процессе.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания, внимание, студенты вуза физической культуры

1434
244

Го Юйцзе РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОПЫТ (АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКИ) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 185-191

Проблема обучения русскому языку как иностранному рассмотрена на материалах российской научной периодики. Выделены требования к формированию языковых курсов, к организации обучения русскому языку, в том числе с учетом национальной языковой специфики студентов. Представлены российские методики и практики обучения русскому языку как иностранному, а именно: дана характеристика работам по рассмотрению русского языка как иностранного в качестве отдельного научного направления (как самостоятельный предмет лингвистики; особенности рассмотрения вторичной языковой личности и специфики ее формирования), описан опыт рассмотрения социокультурного контекста изучения русского языка как иностранного (организация работы с текстами, содержащими информацию о национальной картине мира; использование специально организованных форм визуальной коммуникации); проанализированы общие и частные методические аспекты проблемы изучения русского языка как иностранного (методика обучения русскому языку как иностранному, в том числе современные подходы к формам и методам контроля; использование образности русского языка через различные языковые единицы; анализ сложностей, возникающих у иностранных студентов в процессе изучения русского языка как иностранного).

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика обучения русскому языку как иностранному, языковая личность, типология ошибок, формы и методы контроля

1433
245

Никонова Елена Равильевна СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВЫЯВЛЕНИЮ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 19-23

Предпринята попытка с помощью системного подхода выявить педагогические условия процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе и, проанализировав их как различные виды педагогического воздействия, представить их комплексно.

Ключевые слова: педагогические условия, системный подход, комплекс педагогических условий, педагогическое воздействие

1429
246

Мельник Юлия Владимировна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕТИПИЧНОГО РЕБЕНКА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ: КОМПАРАЦИЯ ЗАПАДНОЙ И РОССИЙСКОЙ РЕФЛЕКСИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 95-105

Проведен сравнительный анализ теоретико-концептуальных представлений в области организации и дальнейшей реализации психолого-педагогического сопровождения нетипичного учащегося в условиях инклюзивного образовательного процесса. Выделены психолого-педагогические приемы инициации эмфатической комфортности каждого ребенка в инклюзивной образовательной среде. Приведены практические примеры подобных приемов: создание ситуаций социальной успешности для нетипичного лица в инклюзивной группе, внедрение элементов креативности для решения проблем в инклюзивном коллективе и ряд других приемов. Представлены принципы психолого-педагогической поддержки, способствующие успешности нетипичного ребенка в инклюзивном классе (резистентность, кооперация между всеми субъектами, опора на потенциал личности учащегося и другие). Обозначены педагогические модификации, оптимизирующие процесс инклюзивного обучения (смена мотивов инклюзивного обучения, закрепление позитивных поведенческих форм коммуникации в инклюзивной группе и ряд других модификаций). Рассмотрены виды адаптивности, сформированные как результат эффективного психолого-педагогического сопровождения нетипичного ребенка в условиях инклюзии: гносеологическая, перцептивная, социально-коммуникативная и семиотическая адаптации.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, нетипичный ребенок, нетипичность, педагог-психолог

1429
247

Гаращенко Любовь Витальевна ЧАСТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В ИРКУТСКЕ (СЕРЕДИНА XIX – НАЧАЛО XX в.) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 187-196

Разработка проблем, связанных с актуализацией богатейшего историко-педагогического наследия российских регионов, сохраняет высокую значимость как направление научного поиска. Делается попытка восполнить имеющийся информационный пробел в истории развития частного образования в Иркутске. В научный оборот вводятся ранее неизвестные материалы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве и Государственном архиве Иркутской области. Рассматриваются организационно-педагогические аспекты деятельности национальных школ, которые содержались в середине XIX – начале XX в. частными лицами, религиозными общинами (медресе, еврейское, евангелическо-лютеранское, римско-католическое начальные училища), национальными обществами (латышская и армянская школы) и были заметным явлением в городском образовательном пространстве. Раскрываются вопросы финансирования школ, проблемы взаимодействия учредителей с местной администрацией и комплектования педагогического состава. Основное внимание уделено организации образовательного процесса. Дана характеристика содержания образования, приведены примеры форм воспитательной работы, приобщения детей к национальным традициям и обычаям.

Ключевые слова: история частного образования, частное образование, частная национальная школа, образовательный процесс, приобщение к национальным традициям, Иркутск, Иркутская губерния

1425
248

Мацепуро Дарья Михайловна, Есипенко Елена Александровна, Терехина Ольга Владимировна АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛЯЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 2 (36). С. 189-198

Представлен феномен математической тревожности и рассмотрены методы, позволяющие регулировать данный вид тревожности, способы их реализации, а также потенциальное применение с точки зрения их эффективности и надежности. Описанные методы практически не проверялись на российских выборках, в связи с этим требуется их дальнейшее изучение и экспериментальная верификация, а также апробация в условиях образовательного процесса. Новая реальность смешанного и онлайн-обучения может способствовать развитию математической тревожности и привести к увеличению количества школьников, испытывающих дискомфорт при работе с числовой информацией. Это требует переосмысления и усовершенствования методов ее регуляции.

Ключевые слова: математическая тревожность, STEM, методы регуляции

1424
249

Астахова Армини Аветиковна, Артеменко Надежда Анатольевна ПРИМЕНЕНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЕСТАХ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ГРАЖДАН // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 27-33

Рассматривается система обеспечения безопасности, действующая как оперативная триада «предупреждение – предотвращение – пресечение». Особое внимание уделено именно предупреждению противоправных действий и выявлению лиц, имеющих противоправные намерения, а также рассмотрен примерный алгоритм применения оперативной психодиагностики при обеспечении безопасности граждан в общественных местах. Алгоритм предполагает наблюдение за гражданами из закрытых мониторинговых центров, т. е. бесконтактное наблюдение, но не исключает и непосредственного контакта с проверяемыми лицами, вызывающими подозрение. Алгоритм включает в себя следующие шаги: организацию профессионального наблюдения с целью соотнесения речи человека и его поведения, наблюдение за движением толпы или группы людей внутри толпы (отслеживаются все невербальные сигналы, любые несоответствия), опросную беседу в случае необходимости. При оценке наблюдаемых явлений специалист должен не только применять научные знания в области психологии, но и активно использовать все органы чувств, интуицию, эмпатию и опыт практической деятельности. Предложенный алгоритм позволяет сделать предположительный вывод об опасности гражданина, но не о его вине. Оперативная психодиагностика позволяет описать психологические и психофизиологические особенности личности с помощью малоформализированных методов психологического исследования, позволяя достаточно точно построить его профиль для выявления преступных замыслов.

Ключевые слова: оперативная психодиагностика, противоправные намерения, безопасность граждан, алгоритм применения оперативной психодиагностики, общественные места, наблюдение, беседа

1423
250

Александрова Наталья Викторовна, Загури-Охана Орли, Сухова Вероника Викторовна СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 175-182

Актуализируется проблема методологического обоснования социально-педагогических стратегий поддержки студентов с ограничениями жизнедеятельности, приводятся данные российской и мировой статистики, раскрываются идеи комплексной поддержки и сущность стратегической парадигмы в контексте данной категории студентов, проводится анализ сущности понятия «стратегия», описывается содержание социально-педагогических стратегий и их роль в поддержке студентов с ограничениями жизнедеятельности.

Ключевые слова: студенты с ограничениями жизнедеятельности, поддержка, социально-педагогические стратегии, индивидуальный образовательный маршрут, толерантность

1422
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 5 из 25

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ