Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 14.07.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 2 из 25

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
51

Азбель Анастасия Анатольевна, Илюшин Леонид Сергеевич, Манухина Софья Владимировна ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВЫХ ВИДЕОБЛОГОВ: ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 113-124

Анализируются особенности речевого поведения русскоговорящих подростков-блогеров и проблематика наиболее популярных подростковых видеоблогов. Предложено развернутое определение понятия «видеоблог», дана оценка особенностей устной речи видеоблогеров 14–17 лет и ее соответствия нормам современного русского литературного языка. Авторы прогнозируют рост числа подростковых видеоблогов социокультурной и образовательной проблематики. Социокультурный феномен подросткового видеоблогинга в сочетании с продолжающимся ростом популярности рэп-культуры выводит такие качества личности, как харизма, управление вниманием аудитории, способность понятно формулировать свою позицию, навыки в области риторики и самопрезентации, в число наиболее востребованных в подростковой аудитории. Происходит быстрая и, скорее всего, необратимая коммерциализация сферы подросткового видеоблогинга. Подростковая блогосфера опережает школу в уровне мотивации к использованию навыков устной речи. При этом, учитывая огромную аудиторию зрителей подростковых видеоблогов, можно прогнозировать дальнейшее ухудшение качества устной и письменной речи выпускников школ, а именно речевые и стилистические ошибки, а также использование обсценной лексики.

Ключевые слова: видеоблог, подростковый видеоблог, дискурс-анализ подростковых видеоблогов, русский язык в Интернете, устная речь подростков

1914
52

Сяопэн Сунь ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 153-162

Расширение масштабов деятельности высшей школы, выход ее на международный рынок образовательных услуг – одна из наиболее характерных черт нынешнего времени для всех стран. Россия имеет давний опыт по подготовке кадров для зарубежных стран, в число ее неизменных и дружественных партнеров входит Китай. В процессе обучения в России иностранные студенты сталкиваются с новым для себя комплексом факторов окружающей среды: иной социокультурной и языковой средой, непривычным климатом, новыми методами и формами обучения, полной сменой режима труда и отдыха и др., что неизбежно создает у них трудности в приспособлении к новым условиям жизни. Поэтому в ходе занятий трудности испытывают и российские преподаватели, обучающие студентов из Китая, и их тьюторы. Это объективно ставит задачу по созданию условий для адаптации иностранных студентов к обучению в России, чем и вызван анализ основных проблем социокультурного характера, с которыми сталкиваются студенты из КНР и их преподаватели при обучении в российских вузах. Рассматриваются вопросы учета в образовании этнокультурной специфики.

Ключевые слова: образование, российская система высшего образования, образование в Китае, преподаватели, студенты, социокультурная адаптация, национально-культурная специфика, психологические особенности студентов

1911
53

Путинцева Елена Борисовна, Поздеева Светлана Ивановна ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 85-89

Рассмотрены содержание и структура портфолио ученика начальной школы. Выделены такие его характеристики, как открытость, рефлексивность, свобода. Представлен управленческий аспект в разработке и реализации портфолио педагогами начальной школы.

Ключевые слова: портфолио, портфель достижений, открытость, самооценка, учебные и образовательные результаты

1909
54

Веденеева Екатерина Владимировна, Забелина Екатерина Вячеславовна МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ, ВКЛЮЧЕННОЙ В ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 166-177

Представлены результаты анализа существующих на данный момент в науке подходов к изучению структуры и содержания психологического времени. Рассмотрены подходы: полевая концепция психологического времени К. Левина, мотивационно-динамическая концепция Ж. Нюттена, модель психологического времени В. Г. Асеева, причинно-целевая концепция субъективного времени Е. Головаха и А. Кроник, факторная концепция временной перспективы Ф. Зимбардо, концепция личностной организации времени К. А. Абульхановой-Славской, концепция отношения к времени Т. А. Нестика. На основе анализа обоснована теоретическая интегративная модель структуры и содержания психологического времени личности в эпоху глобализации. Представлены результаты эмпирической проверки теоретической модели психологического времени личности.

Ключевые слова: психологическое время, восприятие времени, переживание времени, отношение ко времени, временная перспектива, модель психологического времени, структура психологического времени

1906
55

Дакукина Татьяна Анатольевна СЕМАНТИЗАЦИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ ОРИГИНАЛЬНЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 59-64

Рассматривается проблема обучения чтению оригинальных иноязычных текстов, в процессе которого семантизация лексических единиц выступает ключевым приемом. Уточняется понятие технологии, выделяются разновидности семантизации до и в процессе чтения оригинального текста. С одной стороны, это переводные способы, с другой – беспереводные. Выбор способа семантизации зависит от многих факторов. Необходимо также учитывать различия в семантике лексических единиц, связанные с особенностями культуры народа-носителя изучаемого иностранного языка. Рассматривается применение толкового словаря как вспомогательного средства определения значения незнакомой лексической единицы.

Ключевые слова: технология, семантизация, лексические единицы, лексические навыки, толковый словарь, двуязычный словарь

1901
56

Брякотнина Елена Борисовна, Полева Елена Александровна ИЗУЧЕНИЕ КРУГА ЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 129-134

Анализируются данные анкетирования круга чтения учащихся 6–9-х классов гимназий и лицея г. Томска, обосновывается проблема несовпадения круга чтения подростков и учителей: неспособность педагога работать с литературными предпочтениями обучающихся затрудняет диалог в образовании, препятствует реализации субъект-субъектного подхода к воспитанию и обучению, не позволяет использовать стратегию работы с проблематикой произведений классической литературы через сопоставление с прочитанным, вызвавшим интерес.

Ключевые слова: круг чтения современных подростков, анкетирование, проблема диалога в образовании

1897
57

Буравлева Наталья Анатольевна, Телеличко Наталья Николаевна ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 157-165

Анализируется взаимосвязь защитных механизмов и акцентуаций характера, а так-же особенности использования защитных механизмов человеком. Авторы показывают актуальность исследования защитных механизмов в связи с изменениями, происходящими в обществе, и необходимость адаптации к ним для психологического здоровья и гармоничного развития человека. Выявлен уровень изученности взаимосвязи психологических защит и акцентуаций характера. В проведенном исследовании установлено, что наиболее используемыми защитами являются: интеллектуализация, отрицание и регрессия. Корреляционный анализ полученных результатов выявил предпочтения в использовании защитных механизмов личностями с различными акцентуациями характера: гипертимная акцентуация характера имеет высокую корреляционную связь с механизмом «отрицание»; застревающая акцентуация характера с высокой степенью коррелирует с защитным механизмом «проекция»; тревожная акцентуация характера имеет высокую корреляционную связь с механизмом «регрессия»; участники исследования с циклотимной акцентуацией характера чаще используют следующие виды защит: регрессию, проекцию и замещение; неуравновешенная акцентуация характера имеет высокую корреляционную связь с механизмами: регрессия, проекция и замещение; участники исследования с экзальтированной акцентуацией характера преимущественно используют защитный механизм «регрессия». Результаты исследования взаимосвязи защитных механизмов и различных акцентуаций характера можно использовать при выработке рекомендаций в процессе оптимальной адаптации личности к различным ситуациям, а также для самореализации и сохранения психологического здоровья. Полученные данные могут помочь специалистам в практике психологического консультирования, а также в разработке программ коррекции и сопровождения различных категорий людей.

Ключевые слова: защитный механизм, акцентуация характера, личность

1897
58

Кириллова Ирина Олеговна НАСТАВНИЧЕСТВО: МОДНЫЙ ТРЕНД ИЛИ ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ? // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 75-80

Рассмотрена необходимость организации работы учителей-наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями: привлечение квалифицированных кадров, передача корпоративной культуры, социализация в профессиональном сообществе. Определено понятие наставничества в образовательной организации. Описана мотивация опытных учителей к занятиям наставнической деятельностью: признание авторитета, расширение полномочий, финансовая поддержка. Анализ анкетирования педагогов-наставников позволил выявить трудности учителей, не имевших наставников в начале трудовой деятельности, недостаточную сформированность компетенций наставника, необходимость специальной подготовки для работы наставником, обучения, сопровождения и оценки. Определены ключевые показатели успешности в профессии: общение с детьми, общественная значимость профессии; первые годы работы являются значимым периодом для становления и закрепления в профессии; коммуникативность, мобильность и обучаемость; отсутствие наставника – одна из важных причин возникновения профессиональных затруднений. Описаны направления развития и разнообразия форм наставнической деятельности в школе.

Ключевые слова: наставник, молодой учитель, выбор профессии, профессиональное становление, показатели успешности, наставнические группы, сотрудничество, сопровождение, взаимообучение

1887
59

Ондар Лилия Монгуновна, Доспан-оол Дозураш Витальевна ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТУВИНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О СЕМЬЕ И БРАКЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 72-80

Представлены результаты социально-психологического исследования представлений о семье, браке и будущем брачном партнере студенческой молодежи Тувинского государственного университета. Анализ работ тувиноведов – историков, социологов, психологов, педагогов – позволил охарактеризовать состояние современной тувинской семьи как кризисное. Одной из причин кризисных тенденций в современной тувинской семье могут быть искаженные представления молодежи о браке и семье. Изучены представления студентов о причинах вступления в брак, продолжительности предбрачных ухаживаний, оптимальном возрасте вступления в брак, наиболее важных качествах брачного партнера, критериях выбора будущего(й) супруга(и), предпосылках долговечности семейной жизни, причинах удачного и неудачного брака, влиянии родительской семьи на выбор брачного партнера и др. Выявлено, что в представлениях студенческой молодежи сохранилось традиционное представление о ролях мужчины и женщины в семье, а именно: жена должна быть хранительницей очага и хорошей матерью для своих детей, а мужчина обязан заботиться о финансовом благополучии своей семьи, ее защите. Юноши больше внимания уделяют внешности будущей супруги, а девушки – мужественности и силе супруга. В представлениях студентов супруг(а) должен(на) разделять их стремления, убеждения и ценности. Наличие чувства любви по отношению к избраннику у респондента существенно влияет на представления о будущем партнере для вступления в брак. Другими значимыми факторами при выборе будущего супруга являются мнение родителей, семьи, близкого окружения, что, возможно, обусловлено коллективистскими ценностями тувинской культуры, а также социальный статус избранника. Причинами долговечного брака, по мнению опрошенных студентов, являются любовь и доверие в семье, взаимопонимание супругов, доброта и уважение друг к другу. Ставится проблема подготовки молодежи к семейной жизни.

Ключевые слова: представления, брак, брачный партнер, брачные отношения, семья, гражданский брак

1877
60

Кузнецова Татьяна Владимировна ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 63-69

Рассматривается проектно-исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, этапы проектно-исследовательской деятельности, универсальные учебные действия

1866
61

Сошенко Инесса Игоревна МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК РЕСУРС РАЗРАБОТКИ ЭФФЕКТИВНОГО МОНИТОРИНГА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 58-62

Рассматривается вопрос о влиянии проведения маркетинговых исследований потребностей заказчиков на образовательные услуги в дополнительном образовании детей на эффективность разработки мониторинговых исследований.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, мониторинг, образовательные услуги, дополнительное образование

1863
62

Курышева Маргарита Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ В 1–2-М КЛАССАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 75-78

Статья носит методический характер и освещает некоторые сложные и спорные вопросы обучения синтаксическому анализу в начальной школе.

Ключевые слова: начальная школа, синтаксис, предложение, словосочетание, целеполагание, знаки препинания

1861
63

Волосовец Татьяна Владимировна ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 189-197

Детствосбережение является ключевой идеей проектируемой педагогической концепции развития дошкольного образования, стратегическим вектором, определяющим новое качество образования в интересах детства. Показано, что растущие вызовы современной цивилизации определяют необходимость создания условий для детствосбережения в образовании. Детство рассматривается как самоценный феномен, претерпевающий в последние десятилетия существенные трансформации. Понятие «детствосбережение» вводится в научный оборот, становится системообразующим ядром парадигмы дошкольного образования и педагогическим средством реализации приоритетов государственной политики в интересах детей. Обозначены теоретические подходы к проектированию детствосберегающей модели дошкольного образования, некоторые принципы ее реализации. Сущность педагогической деятельности видится в создании условий для сбережения детства, актуализации субъектности ребенка в ходе безопасной, развивающей, социализирующей жизнедеятельности.

Ключевые слова: детство, образование, Десятилетие детства, детствосбережение, дошкольное образование

1859
64

Петрова Елена Юрьевна, Ершова Татьяна Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 52-58

Дается описание процесса формирования методической компетентности студентов – будущих учителей географии через различные формы обучения (лекции, семинары, практические занятия), самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Раскрыты составляющие методической компетентности, такие как методические знания, методические умения, педагогическая рефлексия, показано освоение их студентами в ходе изучения дисциплины «Методика обучения географии» и при прохождении педагогической практики. Подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить сформированность компонентов методической компетентности, выявлены критерии для каждого уровня. Проведенная диагностика позволила выявить затруднения студентов в овладении методическими знаниями и умениями и определить на их основе ряд организационно-педагогических мер, способствующих формированию методической компетентности.

Ключевые слова: методическая компетентность, методика обучения географии, профессиональная компетентность учителя

1855
65

Яркина Татьяна Николаевна РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 51-58

Раскрывается структура профессиональной компетентности педагога в области здоровьесбережения дошкольников, характеризуются профессиональные компетенции, составляющие ее содержание. Описываются основные направления развития у будущих педагогов дошкольного образования профессиональной компетентности по здоровьесбережению детей в образовательно-воспитательном процессе педагогического вуза.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, здоровьесбережение, здоровьесберегающая деятельность, компоненты профессиональной компетентности, компетенции в сфере здоровьесбережения дошкольников

1852
66

Яковлева Альфира Галеевна, Дудина Елена Николаевна ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ПУБЛИКАЦИЯХ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 85-94

На основе анализа публикаций в научных журналах выделены основные направления современных исследований в русле духовной проблематики: сущность личностной духовности; специфика духовного развития личности; педагогическое обеспечение духовного развития личности в образовательных учреждениях; подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей. В рамках данных направлений рассмотрены следующие аспекты педагогического осмысления проблемы духовности: понятие «духовность»; компонентный состав личностной духовности; уровни и факторы ее развития; педагогические условия развития духовности; подходы в подготовке будущих педагогов к духовному воспитанию школьников.

Ключевые слова: духовность, духовное развитие, духовное воспитание, духовно-нравственное воспитание, воспитание духовности, развитие духовности, педагогика духовности

1851
67

Нерадовская Ольга Рамазановна НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА И ГРУППЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 76-82

Представлен результат теоретического и экспериментального исследования вопросов неформального образования педагогов системы общего образования. Данный вид образования обладает способностью наиболее полной реализации идеи непрерывного образования в течение всей жизни. В работе уточнено содержание понятия «неформальное профессиональное сообщество». Определены ключевые признаки неформальных профессиональных сообществ в сопоставлении с группами повышения квалификации педагогов системы общего образования на основании характеристики вида образования, особенностей создания, деятельности, взаимодействия участников и т. д. В процессе работы применялся андрагогический подход, дающий возможность учитывать научные основы обучения взрослых, предполагающий ориентировку на профессиональное развитие педагогов. Методы сравнения и экспертных оценок позволили выявить значимые признаки неформальных профессиональных сообществ и групп повышения квалификации педагогов системы общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования). Результаты исследования можно использовать в научно-методических рекомендациях по оптимальной организации работы неформальных профессиональных сообществ, а также групп повышения квалификации.

Ключевые слова: неформальное образование, профессиональное сообщество, повышение квалификации, педагоги системы общего образования

1850
68

Гуторова Гульнара Даминжановна СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 5 (33). С. 41-50

Раскрывается сущность и содержание метапредметного подхода, направленного на обеспечение восхождения предметной познавательной деятельности обучающихся на надпредметный уровень. Метапредметное содержание общего образования является совокупностью надпредметных дидактических единиц («метапредметов», «первосмыслов»), а также методов осуществления метапредметной познавательной деятельности. Метапредметные результаты состоят из метапредметных знаний, метапредметных компетенций и универсальных учебных действий. Метапредметные знания являются знаниями более высокой степени абстракции в сравнении с предметными знаниями, относящимися к одной предметной области, такие знания могут быть получены только на основе сочетания знаний из нескольких предметных областей. Дано собственное определение понятия «метапредметные компетенции» – представляющие собой интегративные способности обучающегося приобретать метапредметные знания с помощью соотнесения знаний из нескольких предметных областей, а также на основе сочетания способов ведения метапредметной познавательной деятельности из нескольких сфер (познавательная, регулятивная, коммуникативная) формировать универсальные учебные действия.

Ключевые слова: метапредметный подход, принцип сочетания, метапредметное содержание, метапредметные результаты, метапредметные компетенции

1849
69

Козлова Ксения Вячеславовна, Муравьева Ольга Ивановна, Корытова Галина Степановна ПОНЯТИЕ «ВЫГОРАНИЕ» В ПСИХОЛОГИИ: АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ПОДХОДОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 18-27

Выгорание разрушительным образом сказывается на личности человека, выполнении профессиональных обязанностей и работе всей организации. Сложность и неоднозначность этого феномена отражаются в многообразии позиций исследователей относительно природы, структуры, механизмов возникновения и многого другого. Это осложняет разработку целостного теоретического фундамента эмпирических исследований. Одним из острых дискуссионных вопросов при разработке единого понятийного аппарата является определение понятия «выгорание». Основная задача статьи – проведение анализа имеющихся позиций в зарубежной и отечественной литературе относительно определения понятия «выгорание». Цель заключалась в обобщении опыта западных и отечественных авторов для выделения инвариантных признаков в определении понятия. В результате анализа выделены следующие существенные признаки определения понятия «выгорание»: сложность и многомерность; процессуальность; наличие содержательных психологических характеристик, имеющих негативную направленность; защитный функционал; влияние на все подструктуры личности человека; формирование под влиянием личностных и ситуативных факторов; отсутствие психопатологической основы. Полученные результаты позволяют обобщить опыт зарубежных и отечественных исследователей, что представляет определенный прогресс в вопросе понимания сущности и структуры выгорания. А также могут быть использованы для построения теоретических моделей выгорания и дальнейшей разработки концептуального аппарата.

Ключевые слова: выгорание, основные признаки выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, профессиональная деформация

1845
70

Поздеева Светлана Ивановна ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 27-32

Представлено описание иллюстративного материала учебника по литературному чтению в начальной школе. Выделены типы иллюстраций, их образовательные функции в плане восприятия текста, развития речи детей и создания визуального образа. Анализируются визуально-коммуникативные ресурсы иллюстративного материала, в том числе с учетом заданий к ним в учебнике. На основе анализа автор выделяет разные типы иллюстраций: основные, фоновые, «пустые». Делается вывод о неразработанности специальной методики работы с иллюстрацией, которая позволила бы сделать ее не только наглядным сопровождением текста, но и самостоятельным зрительным образом и посредником в образовательной коммуникации педагога и детей на уроке литературного чтения.

Ключевые слова: иллюстрация, учебник, литературное чтение, коммуникация, художественный текст, учебное задание

1844
71

Черкашина Елена Ивановна МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 100-107

Представлена новая модель лингвообразовательного процесса, которая может быть реализована в практике преподавания иностранного языка в техническом вузе. Предлагаемая модель учитывает характерные особенности мышления студентов технических специальностей и представляет собой матрицу как модель овладения иностранным языком. Заполненные клетки матрицы в наглядном виде представляют собой структуру содержания знаний об изучаемом языке. Знания о системной организации языка открывают обучающимся возможности осмысления «языка в действии» и, следовательно, адекватного использования в сфере профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: моделирование, модель лингвообразовательного процесса, матрица, тип мышления, система языка

1842
72

Темербекова Альбина Алексеевна, Джанабилова Сания Аманболдыновна РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЦИФРОВОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 122-128

Рассматривается актуальная проблема образования – формирование цифровой грамотности обучающихся образовательных учреждений. В современных условиях обозначенное исследовательское поле инициирует использование новых моделей и технологий в сфере образования на различных его ступенях. Исследованы проблемы и перспективы использования цифрового портфолио в качестве средства формирования исследовательской компетенции обучающихся. Проанализированы различные подходы ученых к изучению цифрового портфолио в педагогической науке, что позволило определить цифровое портфолио как упорядоченную, структурированную совокупность определенных данных обучающихся. Однако рассмотрение цифрового портфолио в исследовательской деятельности обучающихся и изучение взаимосвязи в педагогической науке недостаточно разработаны. Изучен пропедевтический аспект исследуемого феномена. Проводится анализ различных подходов к понятию «цифровое портфолио» в российской и зарубежной педагогике. Отмечается, что цифровое портфолио как новое средство представления результатов исследовательской деятельности принципиально отличается от электронного портфолио обучающегося. Представлены цели формирования цифрового портфолио студента, характеристики, уровни, а также различные средства, с помощью которых формируется цифровое портфолио. Использование технологии цифрового портфолио в образовательном пространстве ориентировано на активизацию исследовательской деятельности, проектирование индивидуального исследовательского поля и формирование творческого подхода обучающегося к процессу формирования и развития исследовательской компетенции обучающегося.

Ключевые слова: образование, обучение, компетентность, исследовательская компетенция, портфолио, цифровые технологии, цифровое портфолио

1823
73

Ивлева Мария Геннадьевна СОСТОЯНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 148-154

Раскрыт подход к пониманию смыслового чтения как метапредметного умения, описан его операциональный состав, обоснована его значимость для получения образования обучающимися. Охарактеризованы особенности видов чтения, различающихся по характеру извлекаемой из текста информации и предполагаемому ее использованию: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Представлены результаты исследования сформированности смыслового чтения у школьников с задержкой психического развития на основе анализа возможности осуществлять просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение. Они оцениваются по итогам выполнения обучающимися заданий, связанных с различной степенью полноты и точности понимания текстовой информации. Описаны и проанализированы основные виды ошибок, характерных для испытуемых, указана их возможная причинная обусловленность.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, смысловое чтение, виды чтения, просмотровое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение

1819
74

Сергеева Анна Иосифовна ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 70-78

Рассматривается проблема профессиональной подготовки учителей-логопедов для реализации задач образования инклюзивного образования. Приведены государственные документы, в которых обозначены направления деятельности педагогов в условиях инклюзии для обучения и развития лиц с особыми образовательными потребностями. Обосновано обновление требований к учителю-логопеду в условиях инклюзии. Рассматривается необходимость развития у будущих учителей-логопедов готовности к работе в условиях инклюзии с лицами с ограниченными возможностями здоровья, готовности к самостоятельной разработке и реализации индивидуальной программы развития обучающихся с особенными образовательными потребностями. Выявлены изменения в содержании компетенций в новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия. Выявлена актуализация рефлексивной компоненты в содержании компетенций будущих учителей-логопедов и формировании инклюзивной компетентности. Проанализированы определения, связанные с инклюзивным образованием: инклюзия, инклюзивно ориентированное образование, инклюзивная компетентность. Введен новый термин «инклюзивно ориентированная подготовка» на основе теоретического анализа и с учетом компетентностного подхода.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивно ориентированное образование, новые требования к учителю-логопеду, инклюзивно ориентированная подготовка учителей-логопедов, рефлексивная компонента, инклюзивная компетентность

1819
75

Волошина Лидия Васильевна ДУХОВНОСТЬ: ВОПРОСЫ, СУЖДЕНИЯ, МНЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 40-45

Представлен анализ понятия «духовность» с различных точек зрения, в том числе с позиций светской и религиозной культур, обозначены некоторые подходы к исследованию данного понятия.

Ключевые слова: понятие духовности, личная духовность, смысл культуры

1809
76

Чиркова Тамара Ивановна ЭТЮДЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФАКТОРОВ ПСИХОЛОГИИ РАЗРУШЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 78-88

В статье обсуждается проблема отсутствия систематизированных знаний о принципах, способах, методах и правилах изучения психологии разрушения в психологической науке и практике. Анализируется необходимость изучения закономерностей разрушения, диспропорционально по сравнению с категорией «развитие» представленных в педагогической психологии. Обосновывается необходимость включения в подготовку специалистов гуманитарного профиля специальной дисциплины «Психология разрушения». На основе методологического анализа современных разрушительных тенденций в культуре, воспитании и образовании дано описание основополагающих факторов психологии разрушения: утраты смысла жизни – экзистенционального вакуума; доминирования мотивации материального потребления в ущерб духовному развитию и творчеству. Особое внимание уделено описанию феноменологии психологического разрушения в молодежной среде и технологиям профилактической работы по его предупреждению.

Ключевые слова: методология психологии разрушения, факторы разрушения, «экзистенциональный вакуум», ноогенный невроз, доминирование потребительских отношений, вандализм, девальвация коммуникативных связей

1808
77

Мирошниченко Влада Валерьевна ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 13-22

Представлен анализ направлений исследований в области региональных проблем образования, рассматриваются ключевые понятия, связанные с региональным образованием, а также основные тенденции развития региональной системы образования.

Ключевые слова: регион, региональность, этнорегиональная образовательная система, региональная система образования, региональное образовательное пространство, региональная политика в области образования, тенденции развития региональной системы образования

1806
78

Полева Елена Александровна, Шкарабейникова Ирина Анатольевна ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА CASE-STUDY ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 7-13

Выделены три группы факторов (социокультурных, психосоциальных, предметных, т. е. филологических), обосновывающих актуальность проблемы формирования коммуникативных компетенций у современных школьников; анализируются факторы, осложняющие ее решение (сложившаяся система предметной подготовки, принципиальные несовпадения в критериях результативности обучения во ФГОС и в системе итоговой аттестации); предлагаются методологические основания развития данных (метапредметных) компетенций посредством метода case-study в рамках элективного курса, построенного по принципу коммуникативного практикума.

Ключевые слова: ФГОС, современное образование, коммуникативные компетенции, коммуникативный практикум, элективные курсы, метод case-study

1805
79

Чернышева Татьяна Леонидовна УНИВЕРСИТЕТ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ГОРОДА Т. Л. // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 209-219

Обосновывается идея о миссии современного университета как механизма развития той территории, на которой он расположен, и, поскольку университет, особенно крупный, находится, как правило, в мегаполисе, его задача заключается в том, чтобы аккумулировать возникающие в различных сферах городской жизнедеятельности проблемы, проводить исследования для выявления первоисточников этих проблем и предлагать варианты их решения. Речь идет о создании мультивекторного центра (или центров) изучения городских проблем на базе университета, цель которого – служить генератором инновационных идей по заказу сообщества. Стране не хватает качественного человеческого капитала, и именно университет выступает его кузницей. Чтобы справиться с задачей привить желание заниматься исследовательской работой и сформировать навыки предпринимательства у молодежи, необходима реформа образовательного процесса, в котором достойное место заняли бы горизонтальные связи студенческих автономных научных коллективов, работающих в различных научных направлениях в тесной связи с конкретным производством и конкурирующих за внутривузовскую и вневузовскую грантовую поддержку. Указаны основные задачи вуза как драйвера территории в их связи с некоторыми способами организации процесса получения знаний, командной работой, например, над конкретным проектом, актуальным для инновационного развития города. Обозначены основные направления развития, которые будут характерны для всех мегаполисов – в их русле студенческие разработки будут востребованы в течение ближайших десяти лет. Утверждается, что интенсивное сотрудничество всех структур города и университета позволит значительно повысить уровень качества человеческого капитала, потребность в котором ощущается во всех областях экономической и неэкономической деятельности.

Ключевые слова: экономика знаний, миссии университета, человеческий капитал, центр инновационных технологий, образовательный процесс, градообразующие предприятия

1801
80

Первушина Нина Андреевна, Осетрин Константин Евгеньевич НЕЙРОПЕДАГОГИКА КАК ВЫРАЖЕНИЕ СИМВОЛИЗМА БИОЭТИКИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 198-208

Стремительное развитие конвергентных технологий привело к широкой популярности нейронауки и, как следствие, к добавлению префикса «нейро-» к названию различных дисциплин. Педагогика не стала исключением. Нейропедагогика должна учитывать специфику эпистемологии нейроэтики, нейроэстетики и нейрофилософии. Вместе с тем префикс «нейро-» фиксирует направленность исследуемых воздействий на головной мозг и телесность, следовательно, фиксирует необходимость учитывать биоэтическую проблематику при реализации этих воздействий. Популярность позиций нейронауки в гуманитарных исследованиях есть символическая реакция на конвергентные технологии, что можно трактовать в качестве воплощений символизма биоэтики в современной культуре. Изложены отдельные методологические результаты выполнения проекта РГНФ № 15-03-00598.

Ключевые слова: нейропедагогика, биоэтика, восприятие символизма, визуальный символизм, информационно-синергетический подход, «семиотический аттрактор»

1799
81

Смирнова Алина Александровна, Захарова Татьяна Юрьевна, Синогина Елена Станиславовна КИБЕРУГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 99-107

Вызывает беспокойство массовое увлечение школьников различными техническими новинками (планшетами, смартфонами, карманными цифровыми проигрывателями), которые стали широко доступны и, так же как и компьютер, предоставляют возможность неограниченного посещения Сети и оказывают отрицательное действие на эмоционально-волевую, коммуникативную и мотивационную сферу личности подростков. Киберугрозы коммуникативного характера представляют реальную опасность для подростков – пользователей сети Интернет из-за возрастания социальной роли виртуального общения. К наиболее распространенным угрозам относятся использование конфиденциальной информации в преступных целях, анонимные угрозы, оскорбления или шантаж в процессе обмена сообщениями на форумах, чатах, в социальных сетях, через электронную почту и мобильные устройства (кибербуллинг, троллинг, флейминг), создание и размещение на популярных порталах видеороликов с записями осуществленных сцен насилия (хеппислепинг). Такие преследования могут привести к возникновению серьезных психических нарушений у подростков. Определены основные критические направления функционирования сети Интернет и их влияние на психическое состояние, жизнь и здоровье подростков. Показано, что в формировании девиантного поведения подростков Интернет играет значительную роль. Описаны признаки нового вида нехимической зависимости – кибераддикции, ее последствия, способы предупреждения, перечислены действия, необходимые для борьбы с данной зависимостью у подростков. Указаны разновидности кибердеятельности, которые, вероятнее всего, приведут к формированию компьютерной зависимости.

Ключевые слова: подростки, компьютерная зависимость, киберсуицид, кибермоббинг, нарушения эмоциональных и когнитивных свойств личности, функциональные нарушения здоровья

1795
82

Григорьева Оксана Юрьевна ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 29-36

Проводится анализ разработанности вопроса об интеграции аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ студентов. Автором представлены некоторые результаты констатирующего эксперимента по выявлению факторов, способствующих интеграции аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ студентов. Раскрыто содержание одного из факторов – цикличность аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: интеграция, аудиторная самостоятельная работа студентов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов, самообразование

1794
83

Ли Бин., Игна Ольга Николаевна ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И РОССИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 30-39

Представлена обобщенная характеристика и сравнение развития педагогического образования в Китае и России. Среди основных этапов развития педагогического образования в Китае выделены: зарождение и становление в конце династии Цин (1897–1911); развитие и упорядочение в период Китайской Республики (1912–1948); перестройка и трансформация после создания Китайской Народной Республики (1949 г. – до настоящего времени). Основные этапы развития педагогического образования России включают: зарождение и становление в период царской России (1779–1917); развитие и нормализация в период СССР (1918–1991); трансформация и модернизация в период Российской Федерации (1991 г. – до настоящего времени). Разница в специфике развития педагогического образования двух стран просматривается на этапе зарождения в основах развития. Сходства в большей степени проявляются на уровне современных тенденций развития педагогического образования, таких как университизация, непрерывность, открытость.

Ключевые слова: профессиональное педагогическое образование, этапы развития педагогического образования, педагогическое образование в России, педагогическое образование в Китае

1789
84

Ямских Татьяна Николаевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНЕКДОТОВ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 55-59

В статье сделана попытка привести уточненное определение анекдота и рассмотреть типологию данного вида текстов с точки зрения методики обучения иностранным языкам. Определен дидактический потенциал референциального анекдота как учебного текста, заключающийся в формировании и развитии познавательной активности, положительном влиянии на мыслительную деятельность, воздействии на сферу чувств и эмоций, знакомстве с языковой нормой, развитии чувства языка, обогащении речи, в скрытой системе контроля правильности понимания. К жанру анекдота отнесена юмористическая миниатюра. Рассмотрена возможность использования юмористической миниатюры для целей обучения русскому языку как иностранному с соответствующей методической обработкой, представляющей собой отбор текстового материала и его лингвокультурологический анализ.

Ключевые слова: методика обучения иностранным языкам, дидактический потенциал, учебный текстовый материал, языковая картина мира, анекдот, юмористическая миниатюра

1788
85

Баскова Людмила Юрьевна УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 44-47

Предпринята попытка современного осмысления исторического опыта решения проблемы повышения качества учебной литературы. Рассматриваются основные подходы к подготовке и формированию содержания учебников в России первой половины XIX в.

Ключевые слова: учебник, учебная литература, научность, перечень учебной литературы

1785
86

Соколов Виктор Юрьевич ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОСНОВНАЯ ШКОЛА) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 15-23

Рассматривается процесс реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов в основной общеобразовательной школе. Анализируются особенности построения программы формирования универсальных учебных действий в рамках концепции педагогики совместной деятельности. В рамках данного анализа особо выделяется специфика трактовки концепцией вопросов становления субъектности в учебной деятельности, развития процессов смыслообразования, проектирования, коммуникации и их влияние на разработку программы формирования универсальных учебных действий.

Ключевые слова: образовательные стандарты в основной школе, универсальные учебные действия, педагогика совместной деятельности

1779
87

Семакова Валентина Васильевна, Камалеева Алсу Рауфовна ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ЗВЕНА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 32-36

Выявлен и обобщен опыт проектирования учебных курсов по электротехническим дисциплинам в технических учебных заведениях среднего специального образования (СПО) и технологий их реализации с учетом уровня и профиля подготовки в условиях новых стандартов. Установлено, что проектирование учебного курса в рамках модульно-компетентностного подхода, осуществляемое в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается рядом трудностей: определение цели всего курса и отдельных занятий, связанных с формированием компетенций; содержательное наполнение модулей в профессионально-деятельностном аспекте; реализация всех видов межпредметных связей (предварительные, сопутствующие, последующие); усиление практической направленности (отработка профессиональных качеств будущего специалиста).

Ключевые слова: педагогическое проектирование, этапы педагогического проектирования, стандарты третьего поколения в системе СПО, опыт проектирования электротехнических дисциплин, рабочие программы, обучающая среда

1777
88

Первушина Нина Андреевна УСПЕШНОСТЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 30-35

С позиции повышения эффективности преподавания обсужден спектр способов преподнесения визуализации учебного материала. Представленные результаты получены на методологической основе информационно-синергетического подхода, в котором предложен концепт memory-turn. В статье изложены отдельные методологические результаты выполнения научного проекта РФФИ № 10-06-00313-а («Аттрактивный менеджмент: методологические принципы управления динамикой сложных систем»).

Ключевые слова: восприятие, визуальное восприятие, визуализация учебного материала, memory-turn

1772
89

Вахитова Галия Хамитовна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 77-81

Рассмотрены подходы к организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях предшкольного обучения. Обоснована взаимосвязь физического, психического и интеллектуального развития детей.

Ключевые слова: подготовка к школе, здоровый образ жизни, физическая активность, психологический климат

1764
90

Петрова Елена Юрьевна РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К. Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 114-121

Проведен сравнительный анализ методики преподавания географии К. Д. Ушинского и современной методики обучения географии. Выявлены черты сходства в изложении географического материала в учебниках по естествознанию XIX в. и современных школьных учебниках географии. В действующей в настоящее время нормативно-правовой документации в сфере образования также отражаются основные дидактические принципы ученого. Доказано, что современная методика обучения географии базируется на основных образовательных идеях К. Д. Ушинского.

Ключевые слова: методика обучения географии, К. Д. Ушинский, дидактическая система, дидактические принципы

1764
91

Ло Сяося МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КИТАЕ (ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 18-23

Обучение русскому языку в Китае имеет многовековую историю. Исследование давних традиций и новейших научных разработок в наше время становится неотъемлемой частью методической науки. Методика обучения русскому языку в Китае развивалась под влиянием идей российской и евро-американской лингводидактики. Такие методы обучения, как грамматико-переводный, сознательно-сопоставительный и сознательно-практический, доминировали в истории преподавания русского языка в китайских школах и вузах.

Ключевые слова: методика обучения русскому языку, методы обучения, этапы развития методики

1763
92

Яркина Татьяна Николаевна ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 43-53

Обосновываются актуальные подходы к физическому развитию и воспитанию детей в связи с происходящими в дошкольном образовании изменениями, обусловленными введением Федерального государственного образовательного стандарта. Кратко представлена характеристика выделенных подходов, раскрыта их значимость применительно к физическому развитию дошкольников. Правильно организованное физическое воспитание чрезвычайно важно для полноценного развития растущего детского организма, следовательно, необходимы определенные подходы к осуществлению данного процесса. Такими подходами, по мнению автора, являются деятельностный, интегративный, индивидуальный, личностный, компетентностный, аксиологический и оптимизационный. Комплексное применение этих подходов позволит эффективно решать задачи физического развития дошкольников, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, например охрана и укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни, развитие физических качеств и основных видов движений детей.

Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, физическое развитие, физическое воспитание дошкольников, подход, стандартизация образования

1762
93

Виноградова Ирина Анатольевна, Иванова Елена Владимировна ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ О СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 62-71

Запрос на исследование возможностей и особенностей пространства современного высшего учебного заведения является весьма актуальным. Важно понимать, существует ли взаимосвязь между специально организованным пространством и возможностью для студентов приобрести дополнительные общекультурные и профессиональные компетенции, такие как способность к коммуникации в межкультурной среде, к самоорганизации и самообучению. Восприятие и познание среды вуза, ее психологическая интерпретация определяют смысл и характер профессионального развития и саморазвития участников образовательного процесса, детерминирует действия студентов и преподавателей в ней. В статье представлены результаты исследования инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса, дан анализ особенностей восприятия среды университета студентами и преподавателями, определена динамика восприятия среды вуза на разных этапах профессионального обучения студентов. Результаты исследования положены в основу разработки концепции универсальной среды современного городского университета. Общие положения концепции универсальной среды городского университета строятся на базе образовательных потребностей студентов и преподавателей в обучении, в общении, в ресурсах. Исходя из этого универсальная среда городского университета предполагает: среду для сотрудничества, активного пространства для неформального общения; социальное пространство для поддержки студенческого сообщества; активное проживание студенческой жизни в пределах инфраструктуры университета; инновационные обучающие пространства; создание условий для личностно ориентированного обучения и взаимодействия, повышения у участников образовательного процесса образовательной, социальной, интеллектуальной мотивации. Основными направлениями инфраструктурных преобразований университета является входная зона, внутренние помещения общего пользования (рекреации, коридоры, лестничные марши), аудиторные и административные помещения.

Ключевые слова: индивидные места поведения, личностно ориентированные места, представления об университетской среде, среда вуза, субъектно-деятельностные места, характеристики мест в вузе

1762
94

Сугоняев Константин Владимирович ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПРОСНИКА «ШКАЛА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ АТТЕСТАЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 207-220

Разработанная Т. О. Гордеевой с соавторами (2014) на основе теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана методика «Шкала академической мотивации» нашла довольно широкое применение в России в исследованиях детерминации академического поведения студентов. Однако ее психометрические характеристики в условиях аттестационного тестирования ранее не публиковались. С целью получения недостающей информации методика была включена дополнительно в контекст обследования 345 студентов с целью отбора для военного обучения, причем респонденты не информировались о том, что ее результаты не будут учитываться при принятии решения об их пригодности. Надежность шкальных оценок оценивалась путем расчета коэффициентов альфа Кронбаха и средних межпунктовых корреляций; внутренняя структура опросника – с помощью эксплораторного факторного анализа пунктов и шкал опросника, внешняя валидность – путем расчета многометодной-многопризнаковой матрицы корреляций с оценками личностных свойств, индивидуальных ценностей и общей когнитивной способности. Предложенная авторами структура опросника, высокая надежность его шкальных оценок и большинство гипотез относительно их конвергентных корреляций подтвердились. При исследовании связей шкал опросника с внешними психологическими конструктами был установлен ряд заслуживающих внимания конвергентных корреляций, не описанных в известной литературе. Сделан вывод о приемлемых психометрических характеристиках опросника и его пригодности к применению в аттестационном тестировании обучающихся в учебных организациях.

Ключевые слова: академическая мотивация, психометрические свойства, надежность, конструктная валидность, теория самодетерминации, индивидуальные ценности, свойства личности

1756
95

Тимошенко Лариса Григорьевна ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 46-51

Статья является результатом теоретического осмысления проблем этнокультурного образования. Рассмотрены вопросы наполнения содержания этнокультурного образования и его воспитательное влияние на подрастающее поколение.

Ключевые слова: этнокультурное образование, народная педагогика, традиционная русская культура, образовательная политика государства

1748
96

Ложкина Татьяна Юрьевна РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 111-119

В настоящее время в системе профессионального образования России внедряется научная идея использования кадрового потенциала образовательной организации как основного ресурса плановых изменений системы среднего профессионального образования. Сформулированы основные принципы системных изменений в подготовке специалистов среднего звена (изменение содержания образования, образовательной инфраструктуры). Рассматривается вариант развития кадрового потенциала через управленческий инструмент – стратегическое управление. Проанализирован опыт медицинского колледжа, где стратегическое управление развития кадрового потенциала учреждения помогло достичь новых результатов практического применения и эффективности развития образовательной организации. Описаны также показатели (индексы) качественного анализа развития трудового потенциала по цикловым методическим комиссиям.

Ключевые слова: система профессионального образования, кадровый потенциал, стратегическое управление

1747
97

Жигинас Наталья Владимировна, Сухачёва Наталия Игоревна САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 139-145

Рассматривается проблема саморазрушающего поведения старших подростков. Всестороннее исследование данного вопроса в достаточной мере соответствует настоятельным потребностям широкой аудитории педагогов и психологов, а также социальным запросам общества. Представлены результаты собственного исследования. Дан анализ мотива в процессе самоопределения в старшем подростковом возрасте и проблемы характерологического склада подростка как сочетанного влияния двух факторов, принимающих участие в его формировании, – социально-психологического и биологического.

Ключевые слова: саморазрушающее поведение, самоопределение, старшие подростки, мотивация, социальное окружение

1747
98

Чалая Елена Владимировна МЕСТО ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ» В СИСТЕМЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 141-146

Анализируются взаимосвязи понятия «ценностное отношение» с основными категориями педагогической аксиологии: «ценностная ориентация», «установка», «профессиональная направленность». Показано, что ценностное отношение является основой и продуктом процесса ценностной ориентации. На основании теории ценностной ориентации личности А. В. Кирьяковой выделены такие механизмы формирования ценностного отношения, как поиск, оценка, выбор и проекция ценностей. Ставится вопрос о включении категории «ценностное отношение» в ценностную структуру личности.

Ключевые слова: педагогическая аксиология, ценностное отношение, ценностная ориентация, установка, профессиональная направленность

1745
99

Захарова Татьяна Юрьевна, Синогина Елена Станиславовна, Смирнова Алина Александровна ВЛИЯНИЕ КИБЕРАДДИКЦИИ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ ПОДРОСТКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 106-112

Исследуется явление кибераддикции (компьютерной зависимости) у школьников, определяется взаимосвязь между данным видом аддикции и показателями внимания подростка с помощью комплекса методик, включающего тест на кибераддикцию Т. А. Никитиной, А. Ю. Егорова и корректурную пробу Тулуз-Пьерона. В исследовании определялись два показателя внимания: скорость выполнения корректурной пробы (скорость переработки информации) и показатель точности выполнения пробы, который зависит от концентрации внимания; тест на выявление кибераддикции позволил разделить респондентов на три группы: нормальных пользователей компьютера, группу риска, пользователей с наличием зависимости от компьютерных игр. В ходе экспериментальной работы показано, что у подростков, имеющих склонность к кибераддикции, наблюдается ухудшение показателей внимания, а именно замедляется скорость переработки информации и снижается концентрация внимания по сравнению с группой, в которой компьютерная зависимость отсутствует.

Ключевые слова: подростки, кибераддикция, компьютерная зависимость, когнитивные свойства, качество произвольного внимания, концентрация внимания, скорость обработки информации

1745
100

Корытова Алена Игоревна, Корытова Галина Степановна ФЕНОМЕНОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 47-58

Обозначены феноменологические основания и важнейшие вехи в истории изучения бессознательного. Показано, что в спорах по вопросу о природе бессознательного имеется целый ряд взаимоисключающих версий и гипотез о генетической связи бессознательного фактора с сознательными психическими процессами. Представлены точки зрения западных и отечественных авторов, отражающие научные подходы к рассмотрению проблемы соотношения сознательной и бессознательной психической деятельности в литературно-художественном творчестве. Отмечается, что роль бессознательного в психологии искусства и литературном творчестве на протяжении продолжительного периода времени неизменно привлекала к себе пристальное внимание представителей самых разных областей научного знания, в том числе психологов и литературоведов.

Ключевые слова: сознание, бессознательное, психология творчества, писатель, творческая интуиция, литературно-художественное творчество

1742
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 2 из 25

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ