№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
801 | Стремительно развивающийся процесс цифровизации экономики обусловил динамические изменения в среднем профессиональном образовании. Цифровая экономика выступает одним из основных источников образовательного целеполагания. Социальный заказ к результатам среднего профессионального образования (СПО) сформулирован в перечне формируемых профессиональных и общих компетенций, содержание которых существенно меняется под влиянием цифровизации. Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед профессиональными образовательными организациями задачу по выполнению их требований. Актуальной становится проблема выбора методов, технологий обучения, направленных на формирование у студентов общих компетенций и принципов, способов, методов их оценки. Вопрос формирования общих компетенций студентов на всех этапах обучения и воспитания является одним из актуальных в практике среднего профессионального образования России. Анализ нормативно-правовых документов, теоретических подходов, условий и результатов практической учебно-воспитательной деятельности позволил выявить актуальность и специфику процесса формирования у студентов СПО общих компетенций в условиях цифровых возможностей. Рассмотрены определяющие факторы, возможности внеурочных дистанционных состязательных технологий. Определена структура и разработана структурно-функциональная модель формирования общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования в процессе внеурочных дистанционных состязательных образовательных мероприятий, представляющая целостную дидактическую систему, состоящую из структурных компонентов: целевого, средового, содержательного, процессуально-оценочного блоков. В представленной педагогической модели отражены необходимые элементы, образующие педагогический процесс. Включенные в модель составные части взаимосвязаны, несут определенную смысловую нагрузку и обусловливают друг друга. Особенностью педагогической модели является целенаправленное применение специальных механизмов формирования общих компетенций студентов, используемых в дистанционных образовательных технологиях для организации внеучебной состязательной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования общих компетенций студентов и использовании разработанной модели в образовательном процессе СПО в условиях цифровизации. Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, общие компетенции, национальная рамка квалификаций, цифровизация, внеурочные дистанционные состязательные технологии | 943 | |||||
802 | Актуализация рефлексии опыта применения дистанционных технологий в подготовке педагога связана как с общим интересом к таким технологиям в педагогической науке последних лет, так и с необходимостью осмысления методических наработок, появившихся в условиях пандемии и временного перехода на полностью дистанционное обучение. Объектом анализа, проводимого на основе опыта Томского государственного педагогического университета, являются варианты применения различных форм и способов дистанционной работы с будущими педагогами. Материалом для анализа является опыт работы преподавателей и студентов в системах BigBlueButton и Moodle, полученный в течение 2020 г. Выявлены положительные результаты применения дистанционных образовательных технологий: повышение уровня подготовки будущего учителя в области информационных технологий; интенсификация работы обучающихся в связи с изменением форм контроля; освоение студентами новых форм и способов работы с историческими источниками и литературой. Показано, что дистанционное обучение может проводиться без снижения качества предметной подготовки. Вместе с тем дистанционные образовательные технологии имеют существенные недостатки, которые касаются проблем коммуникации педагога и аудитории. На данном этапе они не позволяют в полной мере развить у будущего педагога навыки публичного выступления, работы с большой аудиторией. Решение данной проблемы может являться предметом дальнейших дискуссий. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений. Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, лекция, семинар, преподаватель, обучающийся, текущий контроль, зачет, экзамен | 943 | |||||
803 | Основанный на концепции британского экзистенциального психолога Р. Лэйнга конструкт невоплощенности в интернете (Н. В. Коптева, А. Ю. Калугин, Л. Я. Дорфман) посредством одноименной методики сопоставляется с системообразующим последствием нормативного применения интернета – изменением психологических границ в методике их оценки (МИГ-ТС-2) Е. И. Рассказовой, В. А. Емелина, А. Ш. Тхостова. Выявлены взаимосвязи измерений невоплощенности в интернете с параметрами изменения психологических границ, которые могут свидетельствовать о том, что искусственное технологическое разделение между ментальным Я и физическим телом пользователя создает предпосылки путаницы на границе между Я и не Я. Расширение и размывание границ интернет-пользователя усиливают его виртуализацию и соответствующие ей переживания деперсонализации, утраты реальности независимо от того, оправдывает или не оправдывает технология его ожидания достижимости и контролируемости окружающих людей, объектов и информации. Мотивация предпочтения интернета, связанная с возможностями, которые открывают независимость от физического тела и измененные границы, в значительной мере совпадает. Простота и легкость развоплощенного технологического способа бытия в расширенных, размытых границах придают привлекательность сети и объясняют связь невоплощенности с интернет-зависимостью, которую можно представить как искажение нормативного технологического развоплощения в случае проблемной пользовательской активности. Ключевые слова: методика «Невоплощенность в интернете», методика оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами (МИГ-ТС-2) | 943 | |||||
804 | Рассматриваются грамматические средства, используемые говорящим для обозначения источника информации при организации высказывания. Цель высказывания - передача сведений, полученных в коммуникативных актах, предшествующих конкретному акту коммуникации. Показано, что эти грамматические средства, принадлежащие разным разделам языка, не охарактеризованы в полной мере в научно-методической литературе, прежде всего в нормативных документах, регламентирующих обучение иностранцев русскому языку. Восполнить существующий пробел в прикладном описании системы языка (ее фрагмента) можно, опираясь на результаты ее исследования в теоретической лингвистике. Для определения места грамматических средств указания на источник информации в системе языка авторы обращаются к концепции коммуникативной грамматики Г. А. Золотовой, к предложенным в рамках этой концепции понятиям «авторизация», «средства авторизации». При рассмотрении системы средств авторизации в русском языке с позиций теоретической лингвистики формулируются и научно обосновываются задачи их изучения и описания в лингводидактическом аспекте, в целях обучения языку. Ключевые слова: обозначение источника информации, авторизация высказывания, модусная рамка, модусный предикат, модусный субъект, обучение реферированию | 942 | |||||
805 | . | 941 | |||||
806 | Показано, что высокий уровень физической подготовленности студентов обеспечит их способность к качественному выполнению будущей трудовой деятельности. Для оценки уровня физической подготовленности студентов в рамках их физического воспитания в вузе возможно использовать нормативы комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как универсального оценочного механизма, позволяющего выделять наиболее физически развитых представителей данного поколения. С этой целью определено соответствие уровня физической подготовленности современных студентов не физкультурных специальностей с нормами комплекса ГТО. Выявлены пути совершенствования физической подготовки студентов в условиях современного вуза. Материалом для исследования послужили теоретические и эмпирические данные, полученные на основе использования методов теоретического анализа специальной литературы и передового педагогического опыта, педагогического эксперимента, контрольных испытаний, математико-статистических методов обработки и анализа данных. Результаты исследования подтверждают, что в настоящее время уровень физической подготовленности студентов не всегда соответствует требованиям норм ГТО. Данный факт был доказан экспериментально на базе Марийского государственного университета. Требуется дополнительная работа по физической подготовке студентов. С этой целью сформулированы методические рекомендации по совершенствованию физической подготовки студентов в соответствии с нормами ГТО. Теоретически обоснована и эмпирически доказана целесообразность использования нормативов ГТО в качестве системы оценивания физической подготовленности студентов. Сформулированы методические рекомендации по повышению уровня физической подготовленности студентов в соответствии с нормативами комплекса ГТО. Ключевые слова: нормы ГТО, физическая подготовленность, физическое воспитание, физическая подготовка студентов, оценивание физической подготовленности | 939 | |||||
807 | На основе историко-педагогического анализа представлено содержание феномена клубного объединения поисковой направленности. Описаны признаки клуба поисковой направленности как формы общественной самоорганизации. Выделены ведущие векторы деятельности данного типа клуба: работа в архивах с документами по поиску карт местности, где велись боевые действия, и проведение поиска останков бойцов Красной армии, погибших и пропавших в годы Великой Отечественной вой ны. Выявлены и охарактеризованы реализуемые клубом поисковой направленности воспитательные практики: создание и поддержание функционирования музея боевой славы; помощь ветеранам войны и труженикам тыла; благоустройство памятников и стел, посвященных Неизвестному солдату; помощь в благоустройстве братских захоронений . Подчеркнута важность обмена опытом между участниками поискового движения, которое объединяет добровольцев из разных уголков России. С целью иллюстрации реализации задач патриотического воспитания школьников, участвующих в поисковых объединениях, описан опыт Д. М. Пыркова – педагога-организатора ОБЖ МАОУ «Школа № 55», ветерана боевых действий на Северном Кавказе (г. Нижний Новгород). Ключевые слова: клубное объединение, патриотическое воспитание старших школьников, поисковое движение, историческая память | 936 | |||||
808 | Формирование жизненных планов в отношении карьеры в профессиональной и семейной сфере составляет задачу развития возрастного периода вхождения во взрослость. Транзитивность современного общества и трансформация института семьи определяют актуальность исследования типов согласования планов современной молодежи в сфере профессии и семьи. Исследована мотивационно-смысловая сфера молодых людей при различных типах согласования ими планов семейной и профессиональной карьер. Выявлены типы согласования карьерных планов в семейной и профессиональной сферах, изучены особенности мотивации при различных типах согласования карьерных планов, смысложизненных ориентаций молодых людей при различных типах согласования карьерных планов. Были использованы авторский опросник «Жизненные планы – семейная и профессиональная карьеры» и методика смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев). Выборку составили 167 студентов в возрасте от 17 до 22 лет. Выделены эмпирические типы согласования планов профессиональной и семейной карьеры (согласованность профессиональной и семейной карьеры при их высокой значимости, эгоцентрация при ориентации на профессиональную карьеру, приоритет семейной карьеры, приоритет профессиональной карьеры, негативное/незаинтересованное отношение к профессиональной и семейной сферам). Выявлены особенности мотивации для профессиональной сферы: возрастание значения социальной востребованности профессии и социального признания при согласованности карьерных планов и приоритет личных интересов при эгоцентрации. Для семейной сферы: возрастание мотивации избегания одиночества и воспитания детей при приоритете семейной карьеры, низкая мотивация воспитания детей – при приоритете профессиональной карьеры, негативном отношении к карьерным планам и эгоцентрации. Согласованность карьерных планов в профессиональной и семейной сфере связана с высокой осмысленностью жизни, переживанием ее наполненности событиями и достижениями. Ключевые слова: жизненные планы во временной перспективе, профессиональная карьера, семейная карьера, осмысленность жизни, вхождение во взрослость | 936 | |||||
809 | Предпринята попытка изучения феномена интегральной индивидуальности человека через призму преступного поведения, повлекшего за собой совершение тяжелого криминального деяния. Рассматривается проблема необходимости понимания сложного внутреннего мира преступника, позволяющая раскрыть специфические глубинные механизмы, обусловливающие криминализацию личности. Формулируются актуальные вопросы, связанные с выявлением особенностей структуры интегральной индивидуальности мужчин, осужденных за тяжкие преступления против личности и отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. Констатируется факт того, что рассмотрение и изучение феномена интегральной индивидуальности позволят найти оптимальный исследовательский путь, который позволит раскрыть своеобразные, индивидуальные особенности личности преступника. Исследование позволило обнаружить существенные различия между осужденными и правопослушными гражданами в разноуровневых свойствах интегральной индивидуальности, касающихся эмоциональной и коммуникативной сфер личности, а также жизненных целей. С учетом выявленных различий определена группа значимых факторов, характеризующих внутренние психологические аспекты, которые способствовали совершению тяжкого преступления против личности. Подтверждается актуальность исследования проблемы интегральной индивидуальности осужденных, позволяющая наметить новые ориентиры для осуществления психологической работы в местах лишения свободы. Предложены дальнейшие шаги, способствующие решению исследовательских задач в теоретической и практической плоскостях в поле пенитенциарной проблематики. Ключевые слова: интегральная индивидуальность, личность, преступное поведение, агрессия, осужденные, тяжкие преступления | 936 | |||||
810 | Исследуется подход к формированию универсальных компетенций в курсе «Теоретическая физика. Модуль: Классическая механика» для студентов бакалавриата на примере раздела, связанного с нахождением закона движения тела. Акцент ставится на подходе к решению уравнений Гамильтона как системы дифференциальных уравнений первого порядка. Модуль «Классическая механика» является начальным этапом изучения теоретической физики. В этом разделе рассматриваются различные подходы к исследованию динамики механических систем, такие как Ньютоновская механика, Лагранжева механика и канонический формализм Гамильтона. Эти подходы являются эквивалентными, но формализм Гамильтона имеет ряд преимуществ. Тематика работы актуальна для студентов педагогических вузов, чьи профессиональные задачи предполагают умение осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1), обобщать теоретический материал и применять его к конкретным задачам с конкретными методическими целями. Цель разработки – помочь студентам увидеть общее и различное в решении задач, рассматривая предложенные задачи с единой позиции. Методическая задача состоит в формировании компетенций группы УК-1 при решении предлагаемых заданий. Ключевые слова: физико-математические науки, теоретическая физика, классическая механика, системы дифференциальных уравнений, динамика физических систем, подготовка педагогов, универсальные компетенции | 935 | |||||
811 | Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования требует определенных изменений в организации образовательного процесса, в частности его большей практикоориентированности. Современная педагогическая практика остается фактически единственно доступным вариантом получения первичного опыта будущих педагогов. Между тем, несмотря на всю их значимость, многие исследователи отмечают пробелы в ее организации, что сказывается и на уровне развития профессиональных компетенций выпускников. Целью представленного исследования является изучение особенностей развития профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов и начальных классов КРО в процессе прохождения производственной педагогической практики. В качестве материалов изучения были использованы работы, посвященные рассмотрению вопросов производственной педагогической практики в различных образовательных учреждениях, а также результаты экспериментального исследования на основе модульных технологий. Представлены данные психолого-педагогического исследования по развитию профессиональных компетенций студентов-педагогов, в основу которого положена разработка дополнительных учебных модулей, ориентированных на самостоятельную практическую работу студентов, в частности в рамках практической подготовки. Методами исследования, помимо теоретического анализа, выступили психолого-педагогический эксперимент, анкетирование, методы статистической (количественной) и качественной обработки данных. Описаны результаты диагностики ожидаемого и субъективного роста уровня развития профессиональных компетенций по результатам прохождения производственной практики. Ключевые слова: профессиональные компетенции, производственная педагогическая практика, студенты, педагогические специальности, коррекционные педагоги, модульная технология обучения, диагностика компетенций | 934 | |||||
812 | Анализируется роль и место кадетского компонента как элемента системы довузовского военного образования, его исторический анализ, текущее состояние и перспективы. Сформулированы основные предпосылки к возрождению кадетского образования, его социальной значимости, а также проблемы реализации и масштабирования кадетского компонента на базе общеобразовательных учреждений. Рассмотрены основные типы кадетских организаций – кадетский корпус (училище), кадетская школа, кадет ский класс, даны их определения и краткие характеристики. Подробнее описан такой тип кадетской организации, как «кадетский класс», его преимущества, перспективы и порядок организации и функционирования в образовательном пространстве Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Обозначено социальное партнерство как базовый принцип взаимодействия Росгвардии с общеобразовательными учреждениями, также определен порядок оформления такого взаимодействия и дальнейшего регулярного педагогического и методического сопровождения. Обозначены основные задачи обучения молодежи в кадетских классах Росгвардии, среди которых формирование морально-психологических и физических качеств воспитанника, воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Росгвардии, изучение законодательства Российской Федерации в области обороны государства, изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, тактико-специальной, строевой подготовки и пр. Концептуальным для исследования является положение о том, что кадетский класс – молодое и активно развивающееся явление в педагогике, которое уже доказало свою эффективность в военно-патриотическом воспитании молодежи и формировании военно-профессиональной ориентации обучающихся, что обуславливает его актуальность и востребованность в образовательной среде. Ключевые слова: кадет, кадетский компонент, кадетские классы, кадетское образование, военно-патриотическое воспитание, ориентация на воинскую службу | 933 | |||||
813 | В рамках дополнительного образования воспитание детей начинается с приобщения к народным традициям, музыкальному фольклору. Одной из форм вовлечения детей в народно-певческое исполнительство является фольклорный ансамбль, на занятиях которого формируются навыки исполнения народных песен. На основе комплексного, диалектического, сравнительно-сопоставительного, логического подходов, а также теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, обоснован процесс формирования навыков исполнения песен в рамках народных традиций в фольклорном ансамбле, осуществляемого в условиях дополнительного образования. Ключевые слова: дополнительное образование, ансамбль, фольклорный ансамбль, исполнительские навыки | 932 | |||||
814 | Авторами обоснована актуальность исследования особенностей нравственного сознания и ответственности как свойства личности современной молодежи на примере студентов университета. В процессе исследования ответственности студентов как системы содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих среди них были выделены две группы: с энергичным и астенично-затрудняющимся типами реализации данного свойства личности. Студенты с энергичным типом отличались более устойчивым и осознанным стремлением его проявлять и развивать, широкой социоцентрической мотивацией, развитой интернальной саморегуляцией, хотя и при доминировании личных целей, субъектной продуктивности и недостаточном развитии навыков ответственного поведения, в то время как студентам с астенично-затрудняющимся типом были более свойственны частый уход от ответственности, большая экстернальная регуляция, доминирование астенических переживаний и эмоционально-личностных проблем из-за неуверенности в себе, низкая самооценка, повышенная тревожность в процессе ее проявления. Проанализированы особенности нравственного сознания выделенных групп студентов: их ценностные ориентации, установки в мотивационно-потребностной сфере, моральное сознание, нравственное самоопределение, отношение к соблюдению нравственных норм. Так, у лиц с энергичным типом реализации ответственности были выявлены высокая значимость ценностей духовного удовлетворения и сохранения индивидуальности, признания и уважения других людей, помощи и милосердия, обучения, профессиональной жизни и увлечений; доминирование социально-психологической установки на свободу; эмоциональное отношение к различным стратегиям нравственного поведения, средняя готовность к соблюдению нравственных норм при высоком стремлении к правдивости; мотивы избегания неодобрения значимых других, стремления к выполнению долга и подчинению принятым правилам как основания морального выбора. Для представителей астенично-затрудняющегося типа также были наиболее важны ценности духовного удовлетворения и сохранения индивидуальности, самореализации в сферах обучения и профессиональной жизни, однако в реальной жизнедеятельности они чаще реализовывали ценности отдыха и приятного времяпрепровождения. Среди их социально-психологических установок преобладали потребности в получении удовольствия от процесса выполняемой деятельности, свободе и независимости. Они признавали нравственное поведение и значимое влияние на него нравственной саморегуляции личности и средовых факторов; принимали (или не принимали) различные стратегии нравственного поведения на эмоциональном и когнитивном уровнях; демонстрировали позитивное отношение к соблюдению нравственных норм, среднюю готовность реализовывать их в своем поведении; высокий уровень правдивости и руководствовались мотивом хороших взаимоотношений в ситуациях морального выбора. Раскрыты связи между особенностями нравственного сознания и личностной ответственности студентов. Описание индивидуально-типологических особенностей реализации студентами ответственности, а также их связей с особенностями нравственного сознания составляет научную новизну представленных в статье результатов исследования. Ключевые слова: студенты, ответственность, содержательно-смысловые составляющие, инструментально-стилевые характеристики, типы реализации ответственности, нравственное сознание, терминальные ценности, структура ценностных ориентаций личности, социально-психологические установки, мотивационно-потребностная сфера, нравственное самоопределение, соблюдение нравственных норм, моральное сознание | 931 | |||||
815 | Современная эпидемически нестабильная обстановка снижает чувство безопасности и защищенности каждого человека, а ситуация угрозы жизни становится все более привычной в мирной жизни. В этот социальный период увеличивается риск эмоционального истощения и снижения профессиональной активности медицинских работников. Значимость решения данной проблемы связана еще и с тем, что синдром эмоционального выгорания имеет сложную форму и трактуется неоднородно с точки зрения первопричин и конечного исхода. Статья посвящена изучению личностных ресурсов преодоления профессионального выгорания у медицинских работников в период пандемии COVID-19. Выявлены фазы и особенности профессионального выгорания у медицинских работников в период пандемии. Установлено, что умеренно выраженные показатели жизнестойкости могут выступать личностным ресурсом и фактором преодоления профессионального выгорания. Доказано, что врачи, обладающие жизнестойкостью как одним из личностных ресурсов, отличаются качествами, которые помогают адаптироваться и выстоять в сложных социальных ситуациях. Ключевые слова: профессиональное выгорание, жизнестойкость, медицинские работники, пандемия, личностные ресурсы | 929 | |||||
816 | Рассматривается вопрос об особенностях формирования профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы в работе с осужденными – бывшими работниками судов и правоохранительных органов. Проанализировано понятие «профессиональная компетентность» и проблема ее формирования и совершенствования. Отмечается, что организация работы и межличностного взаимодействия сотрудников с осужденными – бывшими работниками судов и правоохранительных органов имеет ряд специфических особенностей. Акцент делается на том, что сотрудники данных учреждений должны обладать особыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и быть компетентными специалистами. Подчеркивается важность поэтапного формирования профессиональной компетентности в системе исправительного учреждения. Описана педагогическая программа развития профессиональной компетентности сотрудников специализированных учреждений, которая состоит из трех основных модулей. Реализация данной программы поможет улучшить эффективность профессиональной деятельности сотрудников в работе с осужденными – бывшими работниками судов и правоохранительных органов. Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, профессио-нальная компетентность, специализированные учреждения, осужденные – бывшие работники судов и правоохранительных органов | 927 | |||||
817 | . | 925 | |||||
818 | Рассматриваются проблемы формирования компетентности экологической безопасности у курсантов факультета тыла. Представлено определение компетентности экологической безопасности. Основываясь на исследованиях отечественных авторов, выделяются три основных компонента компетентности экологической безопасности: когнитивный как система экологических знаний; ценностно-мотивационный, выражающийся в осознании важности сохранения окружающей среды и природных ресурсов; деятельностно-практический, проявляющийся в способности практически решать возникающие природоохранные задачи. Проведен анализ, на основании которого установлено, что в перечень компетенций, формируемых в результате освоения профессиональной образовательной программы по специальности 56.05.01 «Тыловое обеспечение», не входит компетенция экологической безопасности. Установлены учебные дисциплины, изучение которых способствует формированию мировоззрения, знаний, умений, навыков, опыта для обеспечения экологической безопасности. Предстоит провести исследование с целью получения ответов на следующие вопросы: как измерить компетентность экологической безопасности у курсантов и как обеспечить формирование компетентности экологической безопасности выпускников. Ключевые слова: экологическая безопасность, компетенция, компетентность экологической безопасности, курсант, офицер | 925 | |||||
819 | Объективные требования сегодняшнего дня: активное реформирование сферы образования, физической культуры и спорта; острая необходимость в условиях пандемии укрепления здоровья населения, улучшения их аэробных функциональных показателей; создание условий привлечения различных контингентов к занятиям оздоровительными видами физической культуры; обеспечение роста популярности и престижа профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту; увеличение числа работающих в фитнес-индустрии; стимулирование изобретений российских фитнес-технологий – обусловливают потребность в совершенствовании методик высшего образования в области физической культуры и спорта, в том числе программ подготовки бакалавра физкультурно-спортивных профилей по направлению «Педагогическое образование». В соответствии с этим были определены задачи совершенствования профессиональной подготовки бакалавров, предложено обновленное содержание дисциплин, неординарные формы, методы и подходы обучения на основе внедрения фитнес-технологий. Ключевые слова: фитнес-технологии, фитнес-индустрия, студенты бакалавриата, направление «Педагогическое образование», компетенции, стратегия развития физической культуры и спорта | 925 | |||||
820 | Дана характеристика технологий, позволяющих сформировать у обучающихся востребованные рынком труда информационные, социальные, профессиональные компетенции будущих специалистов. В современном процессе обучения, воспитания успешно используются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие применять компьютерные офисные программы, графические редакторы, интернет-браузеры, средства телекоммуникации и педагогические дистанционные технологии, которые предполагают использование ИКТ. Дистанционное взаимодействие позволяет организовать образовательный процесс, который обеспечивает общение между преподавателями, студентами опосредованно через телекоммуникационную среду Интернет. Это способствует привлечению большего количества студентов к воспитательным и обучающим мероприятиям и, следовательно, расширяет образовательное пространство. Эффективными формами работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития общих компетенций обучающихся, в том числе обучающихся с разными образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, являются внеурочные состязательные мероприятия на основе дистанционных технологий. Анализ педагогических, организационных, процедурных компонентов внеурочных дистанционных состязательных мероприятий, организуемых профессиональными образовательными организациями, позволил рассмотреть и ввести понятие «внеурочные дистанционные состязательные технологии». Рассматривается вопрос актуальных внеурочных дистанционных состязательных технологий в условиях цифровизации образования. Представлены составные структурные элементы модели внеурочных состязательных дистанционных технологий. Ключевые слова: цифровизация, внеурочные состязательные мероприятия, дистанционные технологии, внеурочные дистанционные состязательные технологии, профессиональные, общие компетенции | 924 | |||||
821 | Рассматривается вопрос об индивидуальной образовательной траектории сотрудников специализированных исправительных учреждений как одно из условий их профессионального развития. Проанализированы понятия «образовательная траектория» и «индивидуальная образовательная траектория». Отмечается, что профессиональная деятельность сотрудников с осужденными – бывшими работниками судов и правоохранительных органов имеет ряд специфических особенностей. Следовательно, сотрудник исправительного учреждения для содержания указанной категории осужденных поставлен в условия необходимости постоянной систематической работы над собой, над повышением своего профессионализма, чтобы удовлетворить государственный и общественный запрос. Структура индивидуальной образовательной траектории сотрудников, работающих в исправительных учреждениях для содержания осужденных – бывших работников судов и правоохранительных органов, представляет собой взаимосвязь компонентов: целевого, содержательного, технологического, диагностического и организационно-педагогического. Подчеркивается, что эффективность реализации индивидуального подхода, создание индивидуальных образовательных траекторий повышения профессионализма сотрудников определяется в процессе совместного взаимодействия образовательного и практического ведомств. Реализация индивидуальной образовательной траектории поможет улучшить эффективность профессиональной деятельности сотрудников в работе с осужденными – бывшими работниками судов и правоохранительных органов. Ключевые слова: образовательная траектория, индивидуальная образовательная траектория, сотрудники специализированных учреждений, осужденные – бывшие работники судов и правоохранительных органов | 923 | |||||
822 | В статье представлены результаты сравнительного анализа понятий «человеческий потенциал» и «человеческий капитал» в контексте рассмотрения актуальности и специфики использования технологий больших данных в образовании. Материалы статьи подготовлены на основе методов теоретического анализа, Big Data, наблюдения, анализа продуктов деятельности, тестирования обучающихся для выявления их способностей, сравнения и аналогии. Актуализированы возможности больших данных как средства повышения эффективности образовательных практик. Аргументирована целесообразность применения больших данных в учебном процессе среднего профессионального образования, ориентированных на развитие человеческого потенциала. Дано описание особенностей организации и результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж», по апробации авторского видения возможности применения технологий больших данных в практике учебной работы. Доказательно обосновано повышение эффективности учебного занятия профессиональной образовательной организации при использовании Big Data в контексте обеспечения условия для самореализации каждого обучающегося. Заданы ориентиры развития опыта применения технологий больших данных для обогащения образовательных контекстов антропоцентрированной направленности. Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, среднее профессиональное образование, искусственный интеллект, большие данные, Big Data, машинное обучение | 923 | |||||
823 | Изучена специфика жизнеспособности и психологических защитных механизмов у молодежи с разными уровнями интернет-зависимости. Представлены актуальные взгляды на содержание понятий «жизнеспособность», «психологические защитные механизмы», «интернет-зависимость», а также результаты пилотажного эмпирического исследования, проведенного на выборке, состоящей из 51 студента Новосибирского государственного технического университета в возрасте от 19 лет до 21 года. В исследовании использованы методики «Шкала интернет-зависимости С. Чена (CIAS)» (адаптирована В. Л. Малыгиным, К. А. Феклисовым), тест «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача, «Опросник структуры психологических защит» М. Бонда (адаптирован Е. Е. Туник). Обнаружено, что психологические защиты в целом больше выражены в группе с интернет-зависимым поведением, а жизнеспособность – в группе с минимальным риском интернет-зависимого поведения. В группе с интернет-зависимым поведением чаще используют неадаптивные психологические защиты (пассивная агрессия, поведенческое отреагирование, ипохондрия, фантазия) и адаптивную защиту – прогнозирование. Сделан вывод о том, что жизнеспособной молодежи, с одной стороны, свойственны применение защитных механизмов, ухудшающих их взаимодействие с другими людьми, полярное мышление как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. С другой – стремление к людям, использование юмора и творчества в сложных ситуациях. Ключевые слова: интернет-зависимость, интернет-зависимое поведение, киберсоциализация, жизнеспособность, психологические защиты, защитные механизмы личности | 922 | |||||
824 | Феномен студенческой вовлеченности широко представлен в зарубежной и отечественной научной литературе как один из факторов, способствующих повышению успеваемости и социальной активности студентов, снижению числа отчислений, однако психологический механизм возникновения и поддержания вовлеченности изучен недостаточно. В статье предпринята попытка исследования психологических особенностей вовлеченности студентов в условиях традиционного и дистанционного обучения с позиции методологии системной антропологической психологии, рассматривающей в качестве ключевого механизма взаимодействия человека и среды наличие соответствия между ними, а вовлеченность – как один из факторов формирования идентичности личности. Цель работы – выявление ниш вовлеченности студентов и изучение мотивационно-ценностных аспектов их формирования в условиях различных образовательных форматов (традиционный формат и дистанционное обучение). В результате использования авторской анкеты, позволяющей выявить доступность и значимость для студентов различных аспектов образовательного пространства, установлено, что при традиционной организации учебного процесса часть возможностей не востребована студентами, а другие аспекты образовательной среды представляются обучающимся недостаточно развитыми. При дистанционном обучении около трети образовательных потребностей студентов не удовлетворяются. Описаны ожидания студентов, которые, по их мнению, не реализуются в образовательном пространстве вуза независимо от образовательного формата. На основе данных факторного анализа определены ниши вовлеченности студентов при различных способах организации образовательного процесса. Выявлено расхождение между идеализированными представлениями студентов о «студенческой жизни» и «хорошем студенте» и фактическим содержанием активности обучающихся. У части обучающихся идентификация с вузом и выполняемой деятельностью, вовлеченность в них выражены умеренно. Научная новизна работы заключается в использовании для исследования вовлеченности методологии системной антропологической психологии. Выявлены демотивирующие факторы и описаны ниши вовлеченности студентов. Практическая значимость: разработанная анкета и полученные данные могут быть использованы для диагностики и управления студенческой вовлеченностью как на уровне администрации вузов (для выявления и устранения демотивирующих факторов образовательной среды), так и преподавателями, кураторами, специалистами психологической службы вузов. Ключевые слова: студенческая вовлеченность, системная антропологическая психология, идентичность, академическая вовлеченность, социальная вовлеченность, ниши вовлеченности, демотивирующие факторы, образовательный формат, молодежь | 922 | |||||
825 | Рост требований к современному педагогу диктует, чтобы на этапе профессионального обучения студенты имели возможность погружаться в педагогическую реальность и в ней формировать необходимые профессиональные компетенции. Такое погружение позволит не только повысить качество подготовки педагога, но и внести изменения в «традиционное» вузовское обучение, обеспечить необходимую практикоориентированность профессионального образования. Цель исследования – выявить изменения в формировании профессиональных компетенций студентов, участвующих в проекте «Семейный тьютор». Изменения выявлялись в ходе анкетирования, самооценки и интервьюирования студентов. Материалом исследования послужили данные проекта «Семейный тьютор», поддержанного Фондом Тимченко и реализуемого в течение 2019–2021 гг. на базе ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко». В ходе исследования при помощи листа самооценки и анкетирования был выявлен рост уровня сформированности профессиональных компетенций студентов-тьюторов. Для определения факторов роста со студентами было проведено интервью. Оно показало, что рост профессиональных компетенций в основном определяется регулярным общением с ребенком и родителями, участниками проекта, участием в проведении диагностических мероприятий по выявлению личностных проблем ребенка, осуществлением комплексного анализа факторов, в том числе связанных с психологическим здоровьем, ведущих к появлению рисков, во взаимоотношениях педагога, ребенка, семьи и пр. На основе выявленных факторов внесены корректировки в «традиционный» образовательный процесс. Исследование показало, что участие студентов в проекте способствует формированию профессиональных компетенций, позволяет получить студентами-тьюторами опыт профессиональной деятельности непосредственно в реальных условиях и, соответственно, повысить практикоориентированность образования. Ключевые слова: профессиональные компетенции, студенты-тьюторы, неблагополучная семья | 921 | |||||
826 | Современный этап развития образования позволяет зафиксировать «разрывы» между профессиональной подготовкой педагогов и запросом образовательной практики на специалиста определенного качества, преодоление которых стало возможным с обеспечением взаимодействия педагогических вузов с образовательными, научными, общественными организациями, региональными и муниципальными органами управления образованием, представителями производственной среды и бизнеса по вопросам развития непрерывного педагогического образования. Этот вектор развития определил новые требования к разработке основных профессиональных образовательных программ, направленности профессиональной подготовки педагогических кадров. Одной из причин открытия невостребованных программ бакалавриата и выпуска невостребованных специалистов является недостаточное внимание к осуществлению мониторинга потребностей ведущих работодателей региона, который позволяет получить информацию о востребованности специалистов определенного профиля с определением профессионально значимых качеств и компетенций. Анализ результатов мониторингового исследования, сопоставление их с требованиями профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и возможностями вузов позволяют разработать компоненты актуальных основных профессиональных образовательных программ. Цель статьи – выявление особенностей проектирования образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) с учетом квалификационного запроса работодателей на подготовку педагогов-организаторов, способных в современных условиях осуществлять профессиональную деятельность в образовательных организациях различного уровня и типа, исходя из региональных потребностей; выделение состава профессиональных компетенций. Показаны особенности прогнозирования общественной потребности в педагогических кадрах и результаты исследования запроса рынка труда на специалистов – педагогов-организаторов; представлены результаты опроса работодателей и их представителей, касающиеся квалификационного запроса на подготовку специалиста, способного осуществлять проектирование и реализацию воспитательного процесса на всех уровнях общего образования. В результате проведенного исследования выявлен квалификационный запрос руководителей образовательных организаций на разработку новой основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), определены профили данной программы, выделен состав профессиональных компетенций будущих воспитателей и педагогов-организаторов, определен состав и направленность модулей программы. Ключевые слова: проектирование основных профессиональных образовательных программ, квалификационные запросы работодателей, профессиональные компетенции воспитателя и педагога-организатора | 921 | |||||
827 | Рассматривается вопрос представлений педагогов образовательных учреждений о роли школьного психолога в современном образовательном процессе. Подчеркивается особая роль школьного психолога, осуществляющего психологическую поддержку всех субъектов образовательного процесса в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Представлены результаты изучения экспектаций педагогов об основных целях деятельности, направлениях и формах работы педагога-психолога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Дана характеристика представлений педагогов о профессионально важных качествах школьного психолога, работающего в современных образовательных условиях. В перечень наиболее значимых профессиональных качеств школьного психолога вошли: доброжелательность, жизненный опыт, интеллектуальность, любовь к людям, ответственность, отзывчивость, стремление к сотрудничеству, уважение к личности, умение работать в команде, умение слушать. Описаны основные задачи, выделяемые педагогами, которые, по их мнению, являются наиболее приоритетными в рамках деятельности школьного психолога по отношению к разным субъектам образовательного процесса. Выделены значимые социально-психологические условия профессиональной деятельности педагога-психолога в реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Выявлена высокая степень заинтересованности педагогов образовательных учреждений в сопровождении педагогом-психологом образовательного процесса в современных условиях. Ключевые слова: экспектации педагогов, роль психолога в условиях реализации ФГОС, профессионально важные качества педагога-психолога | 920 | |||||
828 | В стратегии национального развития поставлена важная задача профессиональному образованию – подготовить кадры для обновления экономики и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Опыт профессионального образования свидетельствует о том, что образовательный процесс, последовательно осуществляемый в академической среде, а затем в сфере профессиональной деятельности, в условиях высокой динамики информационных процессов ведет к быстрому устареванию знаний. Определенная новым образовательным стандартом компетентностная направленность имеет усеченный характер, когда речь идет об инновационных продуктах, создание которых требует включенности субъекта в инновационный процесс. Актуализируется модель образовательного кластера, основанного на интеграции гетерогенных социальных сфер – образования и профессиональной деятельности, в целостности которых осуществляется подготовка специалистов. Исследуется основа интеграционной формы образовательного кластера – комплементарность субъектов гетерогенных социальных сфер, которые в статусе участников кластера могут привлекать дополнительные ресурсы в свою профессиональную деятельность. Выводы могут быть использованы при принятии решения региональных субъектов о вхождении в образовательный кластер для создания преимуществ собственного бизнеса. Ключевые слова: образовательный кластер, интеграция, комплементарность, регион, экономика, принцип дополнительности, ресурс, управление образованием | 920 | |||||
829 | Актуализируется проблема обеспечения непрерывности образовательной деятельности в педагогической системе общего образования с целевым ориентиром на учебную самостоятельность обучающихся. В условиях дискретности российской образовательной системы этап перехода школьника из начальной школы в основную школу определяется автором как стратегически важный период в решении обозначенной проблемы, заключающийся в создании на переходном этапе общего образования комплекса организационно-педагогических условий, рассматриваемых как совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательной деятельности, направленной на непрерывное развитие учебной самостоятельности обучающихся. Научная новизна исследования, проведенного автором, заключается в разработке модели реализации организационно-педагогических условий непрерывного развития учебной самостоятельности обучающихся, включающей концептуальный, содержательно-деятельностный и результативный модули. Особенностью авторской модели является интеграция функциональных блоков, которые взаимодействуют друг с другом посредством разработанных механизмов и инструментов реализации и показывают, какие организационно-педагогические условия должны быть выполнены, чтобы задачи были решены и функции, описываемые блоками, осуществились. Цель статьи заключается в описании модели реализации организационно-педагогических условий непрерывного развития самостоятельности обучающихся в учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в основную школу. В результате экспериментальной проверки модели доказано, что выявленный автором комплекс организационно-педагогических условий (управленческих, методических, проектировочных, технологических) обеспечивает непрерывность учебной самостоятельности школьника при его переходе с начального на основной уровень общего образования. Исследование проводилось методом естественного эксперимента в рамках опытно-экспериментальной работы, результаты которой подтверждены статистическими данными. Статья предназначена для исследователей, специалистов в области педагогики, педагогов-практиков, студентов педагогических вузов. Ключевые слова: учебная самостоятельность, организационно-педагогические условия (управленческие, методические, проектировочные, технологические), модель | 920 | |||||
830 | Современные требования к военно-профессиональной деятельности диктуют необходимость вовлечения военнослужащих в активный самообразовательный процесс. В рамках проводимого исследования целенаправленного формирования заданных качеств военнослужащих предусматривается выявление и характеристика закономерностей и принципов реализации исследуемого процесса. Рассматривается авторское представление закономерностей и принципов осуществления педагогического процесса по формированию у военнослужащих самообразовательной компетенции в ходе повседневной военной службы. Выявление педагогических закономерностей осуществляется путем изучения процессных особенностей исследуемого явления, определения движущих сил и внутренних противоречий с опорой на теоретико-методологические основания исследования. Обосновываются закономерности, раскрываются положения, влияющие на эффективное проектирование исследуемого процесса. Выявленные закономерности процесса формирования готовности к самообразовательной деятельности сгруппированы по характеру проявления, выделены атрибутивные закономерности, закономерности обусловленности и эффективности. Сформулированы и охарактеризованы принципы, регламентирующие организационную и процессуальную стороны образовательного процесса, деятельность субъектов и внешние связи, обуславливающие эффективность проектируемого педагогического процесса по формированию готовности военнослужащих к самообразовательной деятельности. Ключевые слова: самообразование военнослужащих, формирование самообразовательной компетенции, закономерности, принципы | 920 | |||||
831 | Рассматривается ранее неизученная проблема структурирования предметного поля новой отрасли психологического знания – психологии безопасности. Целью исследования явилось изучение актуальных тенденций и перспектив структурирования предметного поля психологии безопасности. В результате теоретического изучения проблемы установлено, что предметное пространство психологии безопасности является неоднородным и может быть структурировано по комплексу оснований: психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека; условиям, средам и ситуациям, требующим обеспечения безопасности; видам деятельности субъектов безопасности; разновидностям или типам безопасности человека; связи с другими дисциплинами; задачам проводимых в психологии безопасности исследований. Каждое основание, используемое для структурирования психологии безопасности, позволяет обозначить в ней несколько предметных областей исследования. По психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека, выделяются психология безопасности личности, психология представлений о безопасности, психология безопасного поведения. Ориентация на условия, среды и ситуации, требующие обеспечения безопасности, способствует обозначению предметных областей экстремальной психологии безопасности, психологии безопасности образовательных сред, психологии безопасности семьи, психологии безопасности новых цифровых сред и виртуального пространства интернет-сетей. По видам деятельности субъектов безопасности могут быть определены психология безопасности труда, психология безопасности спортивной деятельности, психология безопасности туристической деятельности. В зависимости от разновидности или типа безопасности изучают информационно-психологическую безопасность, психологию корпоративной безопасности, психологическую безопасность человека, психологию лингвистической и психолингвистической безопасности. По связи с другими дисциплинами можно рассматривать вопросы социальной психологии безопасности, экстремальной психологии безопасности, юридической психологии безопасности, возрастной психологии безопасности, политической психологии безопасности, истории психологии безопасности. По задачам исследований, проводимых в психологии безопасности, могут быть охарактеризованы ее фундаментальный и прикладной разделы. Установлено, что каждая предметная область психологии безопасности обладает собственным вектором изучения определенного психологического аспекта безопасности человека и характеризуется конкретным предметом исследования, позволяющим конкретизировать его цель и задачи. Предметные области психологии безопасности характеризуются разным уровнем развития. Высока вероятность оформления новых областей психологии безопасности. Впервые проведенная в работе целостная рефлексия особенностей организации предметного поля психологии безопасности дает возможность увидеть сильные и слабые стороны становления дисциплины, создавая предпосылки для стимулирования процесса ее развития. Представленный материал может оказаться также полезным для разработки нового учебного курса «Психология безопасности». Ключевые слова: безопасность, психология безопасности, предметное поле, предметная область, структура | 919 | |||||
832 | Рассматривается разработка и апробация русскоязычной версии опросника «Психологический капитал» («ПсиКап») для использования в сфере высшего образования. Он разработан на основе опросника Ф. Лютанса, К. Йозеф и Б. Аволио, первоначально созданного для нужд организационной психологии, а затем модифицированного для образования Б. Лютансом, К. Лютансом и С. Йенсеном. Психологический капитал включает в себя четыре параметра: самоэффективность – уверенность в успешном достижении целей, решении поставленных задач; надежду – способность к перенаправлению путей для достижения целей; оптимизм – позитивное отношение к успеху; устойчивость – умение противостоять трудностям. Опросники «PsyCap» в различных модификациях («PsyCap-24», «PsyCap-12») широко используются в современной психологии. В отечественной психологии не было обнаружено их перевода и адаптации для нужд высшего образования, что и определило актуальность и цель настоящего исследования. В обследовании приняло участие 130 студентов – будущих психологов Череповецкого государственного университета. Опросник прошел процедуры, связанные с определением надежности и валидности. Проверка опросника на надежность осуществлялась методом расщепления теста на две части. Внутренняя согласованность каждой шкалы опросника, а также обобщенного показателя со всеми шкалами проверялась с помощью коэффициента альфа Кронбаха. Эмпирическая валидность проверялась посредством сопоставления шкал опросника с результатами, полученными с помощью других известных в психологии тестов. В итоге были получены удовлетворительные результаты, которые позволили сделать вывод о возможности его применения в сфере высшего образования для диагностики психологического капитала студентов. Ключевые слова: психологический капитал, уверенность, самоэффективность, надежда, оптимизм, устойчивость | 918 | |||||
833 | Ставится проблема усиления качества методической и предметной подготовки будущих педагогов. Предметные и методические дефициты выпускников педагогических университетов актуализируют внимание к вопросам метаметодики, которая трактуется авторами как связующее звено между законами классической дидактики и принципами методик преподавания отдельных учебных предметов. Показано, что еще классики дидактики говорили о необходимости выделения специальной области в педагогике, которая будет обобщать эмпирический методический опыт и тем самым выделять наиболее эффективные формы и методы обучения. Предполагается, что методика может связать парадигмы преподавания и учения, акцентировать внимание на управленческом аспекте педагогической деятельности, выработать эффективные сценарии обучения. Размышления о метаметодике позволяют авторам выйти на то, чтобы выделить особую профессиональную компетентность современного педагога: метаметодическую как совокупность предметного, методического и деятельностного аспектов. Благодаря этому методика может стать новым теоретическим основанием для построения образовательной деятельности на разных уровнях и в разных видах образования. Ключевые слова: методика, дидактика, преподавание, учение, образовательная деятельность, компетентность педагога | 917 | |||||
834 | Ставится вопрос о том, как вовлекать преподавателей педагогического университета в исследовательскую деятельность и применять результаты этой деятельности в образовательном процессе вуза. Показано, чем вовлеченность как высшее проявление субъектности человека отличается от активности. Выделены два уровня вовлеченности: уровень участия в деятельности и уровень влияния на ее содержание, протекание и результаты. Обоснованы сложности, возникающие у преподавателя, который пытается продолжать заниматься наукой после защиты диссертации. Это противоречие между высокой степенью исследовательской свободы и автономности, с одной стороны, и необходимостью ответственности и самоорганизации в исследовательском поиске – с другой. Выделены факторы, определяющие вовлеченность в исследование: исследовательская «зоркость», участие в образовательных инновациях и изучение их эффектов, постоянная обратная связь педагога со студентами для корректировки профессиональных проб и усиления их образовательных результатов. Делается вывод о необходимости и возможности преподавателей влиять на формирование актуальной научной повестки и тем самым обогащать образовательное содержание профессиональной подготовки будущих педагогов. Ключевые слова: участие и влияние, образовательные инновации, пробное действие, обратная связь | 916 | |||||
835 | Проблема активности является одной из ключевых проблем человекознания, уделяется внимание теоретическим аспектам изучения активности в отечественной психологической науке, обозначены подходы к активности субъекта жизнедеятельности. Анализируется вклад психологов Пермской психологической школы в развитие представлений об активности. Исследование активности человека осуществляется во взаимосвязи с проблематикой интегральной индивидуальности и индивидуального стиля. Представителями Пермской психологической школы проведены теоретико-эмпирические исследования разных видов и стилей активности человека в условиях повседневной деятельности и в экстремальных условиях жизни: учебной, волевой, коммуника тивной, религиозной, информационно-манипулятивной, смыслообразующей, профессиональной. Научным продуктом сложившегося направления исследований в психологии активности Б. А. Вяткин называет представление о существовании в социальном мире Homo activus – человека активного. Обозначена актуальность изучения активности субъекта жизнедеятельности в условиях пандемии коронавируса (COVID-19), т. е. ситуации витальной угрозы. Данный цивилизационный феномен и обусловленная им эпидемиологическая обстановка внесли глобальные коррективы во все сферы жизнедеятельности человека, что обусловило необходимость адаптации к трансформирующимся условиям среды и пролонгированной ситуации неопределенности. Психологи отмечают не только негативные аспекты в сложившейся ситуации, но и позитивные, которые связывают с необходимостью активации всей психической жизни для преодоления пандемокризиса. В Пермской психологической школе для изучения активности субъекта жизнедеятельности в условиях витальной угрозы созданы теоретические предпосылки в виде концепции интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин), теории метаиндивидуального мира (Л. Я. Дорфман), концептуальной динамической модели активности субъекта жизнедеятельности (А. А. Волочков), интегративного подхода к изучению коммуникативной активности (С. А. Васюра), разработан соответствующий диагностический инструментарий. Ключевые слова: активность, субъект жизнедеятельности, витальная угроза, стиль активности, целостная активность субъекта | 916 | |||||
836 | Мы живем в ХХI веке – веке глобализации, высоких скоростей, кризисов, эпидемий и пандемий. Время потребовало кардинальных перемен в политике, экономике, образовании; интегрирования экономических и политических систем разных стран. В связи с этим возникают вопросы мирного сосуществования разных народов и государств, решать которые необходимо ежедневно. Изменяются также роль и значение иностранных языков: те, что ранее представляли огромный интерес для всех окружающих, отходят на второй план, их позиции завоевывают другие. Усиливается интерес к языкам и культуре народов бывшего СССР. В статье рассматриваются вопросы культуры речевого общения в семьях киргизов и, соответственно, некоторые особенности киргизской лексики. Актуальность темы обусловлена увеличением количества иностранных студентов в России, а также взаимовлиянием киргизского и русского языков. Проанализировано влияние русской культуры и русского языка на формирование лексической системы и развитие современной коммуникативной культуры киргизов, которую можно охарактеризовать как культуру коллективистского типа. Киргизский язык исследован недостаточно, научная новизна работы состоит в том, что она включена в ряд исследований, проведенных в РФ и посвященных изучению иностранных языков, и киргизского в частности, что, бесспорно, демонстрирует заинтересованность в изучении особенностей языка и культуры киргизского этноса. Практическая новизна и значимость работы предполагают ее использование при подготовке лекционных занятий по теории межкультурных коммуникаций. Как результат, позволяет повысить эффективность обучения киргизов в вузах РФ. Зная особенности усвоения иностранной лексики киргизами, можно планировать формы и методы работы, а также результаты обучения. Целью работы является описание коммуникативной культуры общения киргизов. Проведен лингвистический эксперимент, методом наблюдения выявлены некоторые особенности коммуникации в киргизских семьях. Отмечены незначительные расхождения в культуре северной и южной Киргизии. Убедились, что культура киргизов носит коллективистский характер вертикального типа. Описаны наиболее эффективные методы изучения русского языка киргизами. Даны практические советы, позволяющие раскрыть способности студентов и ускорить процесс обучения русскому языку. Данная работа продолжает ряд методических работ, главной целью которых является повышение эффективности и качества обучения иностранных студентов русскому языку в технических вузах РФ. Ключевые слова: русский язык, русский язык как иностранный, обучение русскому языку как иностранному, киргизский язык, коммуникативная функция языка, эффективность обучения | 916 | |||||
837 | В статье раскрываются организационные и содержательные возможности педагогического вуза, способствующие профессиональному становлению молодых педагогов. Описаны подходы двух университетов к организации наставничества. В Набережных Челнах одним из механизмов наставнической деятельности является постдипломное сопровождение молодых специалистов. В качестве примера особенностей организации наставничества в Томске приведен опыт совместной работы в центре квазипрофессиональной деятельности, где студенты могут осуществлять профессиональную деятельность по организации предшкольного образования, свои первые профессиональные пробы под руководством преподавателей-наставников. В статье представлены результаты анкетного опроса выпускных групп Набережночелнинского и Томского государственных педагогических университетов в сравнительном контексте. Полученные результаты опроса респондентов из разных вузов могут ориентировать педагогическое сообщество на работу по консолидации коллегиальных усилий для создания и реализации совместных проектов, программ, мероприятий. Ключевые слова: наставничество, постдипломное сопровождение, профессиональная адаптация, анкетирование, молодой специалист, роли наставника | 916 | |||||
838 | Рассматривается вопрос развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых. Проанализировано понятие «личностно-профессиональная готовность». Статья посвящена проблематике подготовки вожатых – будущих педагогов, способных помочь ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности. Цель работы – выявить особенности развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых, разработать и апробировать программу, направленную на развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатого. Представлены результаты исследования и опыт апробации программы, в рамках которой происходит не только формирование интереса к профессии педагога, но и развитие необходимых компетенций. Авторский подход к содержанию программы заключается в использовании инновационных технологий: интерактивный семинар, деловые игры, занятия с элементами тренинга, арт-терапии, притч, проектные сессии, мастерские, профессиональные пробы, дистанционное взаимодействие и др. В исследовании использовались теоретические, эмпирические методы и методы обработки данных. Исследование проведено на базе детского общественного объединения «Юный Алексин» г. Алексина Тульской области. В исследовании приняли участие помощники вожатых (20 человек) в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке вожатых для работы в детских оздоровительных, пришкольных лагерях; обучающихся, имеющих интерес к педагогической деятельности. Ключевые слова: помощник вожатого, профессия педагога, детский оздоровительный лагерь, личностно-профессиональная готовность, педагогическая деятельность, профессиональное самоопределение, программа подготовки | 916 | |||||
839 | Рассматривается вопрос о положении магистров в школе и позиции руководителей общеобразовательных школ по отношению к магистерской подготовке. На основе изучения вопросов, связанных с затруднениями в процессе обучения в магистратуре, установлено, что в школе не создаются условия для успешного обучения, поскольку руководители не проявляют заинтересованности именно в магистерской подготовке педагога. По результатам анкетирования руководителей общеобразовательных школ установлено, что работодатели не видят принципиальной значимости в многоуровневой подготовке педагога, поскольку нормативно не закреплены функции и виды деятельности магистров в школе. При этом директора школ готовы создавать условия для обучения педагогов в магистратуре, привлекать к исследовательской и проектно-управленческой деятельности, к педагогическому сопровождению работы по совершенствованию деятельности педагогов школы, включать их в состав команды по управлению в школе. Обозначена проблема набора с точки зрения распределения контрольных цифр приема в магистратуру, обусловленная отсутствием заинтересованности работодателей в магистерской подготовке педагога. Ключевые слова: двухуровневая подготовка, бакалавр, магистр, педагог, стандарт, высшее образование, функции и виды деятельностей | 915 | |||||
840 | В российских вузах из года в год увеличивается контингент студентов из дальнего и ближнего зарубежья. Это свидетельствует не только о престиже российской системы высшего образования, но и о налаживании добрососедских, партнерских отношений. В этой связи проблема успешной адаптации иностранных студентов рассматривается с точки зрения укрепления международного статуса государства в целом. Две стороны адаптации, психологическая и социально-культурная, изучены у 397 иностранных студентов из вузов юга России. Использовалась экспресс-диагностика, разработанная на основе адаптированного варианта методики А. Л. Свенцицкого «Самооценка психологической адаптивности» и шкалы «Социальная приверженность стране», «Культурная приверженность стране» из опросника С. В. Фроловой. Для статистической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Психологическая и социокультурная адаптация рассматривалась в соотношении «изоляция – идентификация» (В. И. Слободчиков). Согласно полученным результатам, студенты из дальнего зарубежья продемонстрировали низкую психологическую адаптивность при высоких притязаниях на успешность социально-культурной адаптации. Помощь в ее достижении со стороны преподавателей университетов будет особенно действенна тогда, когда они будут сочетать академическую работу с решением проблем образовательного и профессионального, а также социального и коммуникативного содержания. Студенты из соседних стран продемонстрировали взаимосвязанный набор требований к успешной социокультурной адаптации, сосредоточив внимание на социальных связях и соблюдая дистанцию в области культуры. В связи с этим особо значима работа педагогов по обеспечению положительной динамики межкультурных отношений с привлечением традиций межнационального добрососедства на территории южного региона России. Материалы проведенного исследования востребованы системой повышения квалификации преподавательского состава, учитывающей разницу в культурной дистанции иностранных студентов. Ключевые слова: академическая адаптация, этнокультурные особенности, зарубежные студенты, психологическая адаптивность, социально-культурная адаптация | 915 | |||||
841 | Стремительное продвижение цифровых технологий в области образования диктуется актуальностью рассматриваемых при этом проблем. Цифровая грамотность преподавателей физической культуры, инструкторов и тренеров по видам спорта из числа педагогического состава образовательных организаций наиболее низкая. Несмотря на высокую значимость знаний, умений, практических навыков и тактического мастерства наставников, цифровая компетентность стала обязательным показателем оценки профессиональной пригодности современной системы образования. В современном физкультурно-спортивном образовании в настоящее время недостаточно методических разработок по применению цифровых технологий. Процесс цифровой модернизации образования должен быть системным и планомерным, включающим в себя непрерывное взаимодействие образовательных организаций всех уровней. Требуются поиск и классифицирование дополнительных инновационных средств и способов, необходимых для совершенствования образовательного процесса и процесса повышения спортивного мастерства пловцов в практике профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры и спорта. В исследовании используется теоретический анализ научных публикаций, инновационных цифровых программ и устройств, которые способствуют повышению эффективности учебно-тренировочного процесса по плаванию. Рассмотрены цифровые устройства, применяемые в тренировочном процессе подготовки пловцов от начального до профессионального уровня, их предназначение и значимость. Тренировочный процесс требует поиска новых, оригинальных и эффективных способов подготовки и восстановления пловцов, которые стали доступны в эпоху развития цифровых технологий. Преподавателям и тренерам важно владеть навыками грамотного применения современных устройств и программ, повышающих эффективность практических занятий и реабилитационных процедур. Поэтому необходимо своевременно выработать новые подходы и решения в профессиональной подготовке специалистов физической культуры и спорта, чтобы наиболее эффективно использовать тренды цифровизации в образовательном процессе. Ключевые слова: цифровые технологии, тренировочный процесс, обучение плаванию, образовательные технологии, мобильные приложения, компьютерные программы, сенсорные устройства, физиотерапевтические аппараты | 915 | |||||
842 | Преподавание в школе, возможно, является одной из самых стрессовых профессий, которая ежедневно ставит перед учителями многочисленные задачи. Источники стресса в педагогической деятельности уникальны для каждого учителя, но в целом относятся к организационному, межличностному или личному уровням. Использование той или иной стратегии совладания со стрессом зачастую обеспечивается ресурсами психики, которые расширяют зону деятельности человека, помогают преодолевать трудности, достигать цели. В исследовании принял участие 101 педагог средней общеобразовательной школы. При обработке результатов использовался корреляционный, структурный, дисперсионный и сравнительный анализы. В целом педагоги демонстрируют умеренное использование всех стратегий совладания со стрессом. Менее опытные педагоги справляются со стрессовыми ситуациями с помощью социальной поддержки, а более опытные используют положительную переоценку. Психологическая структура совладающего поведения педагогов оказывается высокоразвитой, в ней образуются связи различного уровня значимости. Базовыми копинг-стратегиями оказываются дистанцирование и самоконтроль. Определена роль некоторых личностных ресурсов совладания со стрессом у педагогов: жизнестойкости и ее компонентов, личностной тревожности, интернального локус-контроля, самооценки и эмоциональной устойчивости. Ключевые слова: ресурсы, педагог, учитель, совладающее поведение, объяснение, копинг-поведение, педагогическая деятельность | 914 | |||||
843 | Рассматривается вопрос развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Развитие данного вида активности зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить и педагогические условия. Одним из эффективных педагогических условий выступает максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей. Данное условие сподвигает педагогов на применение в образовательной деятельности с детьми разнообразных ситуаций, порождающих у них интеллектуальное затруднение и, как следствие, потребность разрешить и выйти из него. Показано, что данные ситуации могут быть представлены в виде кейсов (кейс-стади), эвристической беседы, «сильных» (открытых, проблемных) вопросов и др. Приведены практические примеры предлагаемых методов стимулирования познавательной активности детей. Ключевые слова: познавательная активность, старший дошкольник, проблемные ситуации, кейс-стади, эвристическая беседа, активизация мыслительной деятельности | 912 | |||||
844 | Анализируется проблема необходимости формирования готовности будущих педагогов к инклюзии в процессе профессиональной подготовки в вузе, а также ее структурные компоненты и их содержание. В структуре указанного вида готовности выявляются мотивационный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты. Констатируется, что проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии является проблемным полем в современном научном дискурсе, так как ее системное решение пока не найдено. Целью является исследование сформированности готовности будущих педагогов к инклюзии школьников в процессе профессиональной подготовки в вузе. Приводятся результаты эмпирического исследования сформированности готовности будущих педагогов к инклюзии школьников. Даются рекомендации по формированию профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзии школьников в процессе обучения в университете, где изучаются на третьем и четвертом курсах следующие дисциплины: «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования»; происходит введение производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики на базе организаций образовательной и социальной сферы, оперативный мониторинг сформированности готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников с ОВЗ. Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная готовность, инклюзивное образование, будущие педагоги | 911 | |||||
845 | Рассматривается система социогуманитарных технологий самоменеджмента, направленная на формирование у студентов высших учебных заведений субъектной позиции при осуществлении образовательной деятельности и их готовности к саморазвитию при выстраивании траектории обучения. Цель – обоснование применения социогуманитарных технологий для повышения эффективности самостоятельной работы студентов в открытом образовательном пространстве вуза. Применялись теоретические методы исследования, такие как изучение и анализ психологических и педагогических источников, и эмпирические – изучение продуктов деятельности, рефлексивных материалов, контент-анализ. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблематике исследования уточнено понятие социогуманитарных технологий – это совокупность рационально выстроенных методов, процедур и алгоритмов воздействия на индивидов, социальные группы и процессы, обладающие следующими особенностями: ориентация на разностороннее развитие личности студента; воздействие и на личность, и на социум; отсутствие единого воздействия при наличии алгоритма; ресурсоемкость, гибкость процедур; социальные отношения и процессы, направленные на получение гуманитарных результатов; субъект-субъектная направленность отношений. Был выявлен ряд проблем, негативно влияющих на успешное осуществление самостоятельной работы студентов в открытом образовательном пространстве вуза, для чего определен ряд технологий, выступающих ресурсом для развития самоменеджмента студентов и включающих в себя сопровождение, управление временем (тайм-менеджмент), самотьюторство и построение индивидуальной образовательной траектории. Каждая технология представляет собой отдельный модуль системы, что в совокупности позволяет качественно повысить навыки самостоятельной работы в процессе обучения. Применение системы социогуманитарных технологий позволяет существенно повысить уровень эффективности самостоятельной работы студентов и положительно влияет на их мотивацию к практико-ориентированной деятельности, что продемонстрировало исследование, проведенное со студентами бакалавриата направления подготовки «Организация работы с молодежью» по профилю «Социогуманитарные технологии сопровождения молодежных инициатив» Национального исследовательского Томского государственного университета. Ключевые слова: самоменеджмент студентов, социогуманитарные технологии, hard skills, soft skills | 911 | |||||
846 | Предлагается анализ феноменов дистанционного и электронного обучения. Представлены этапы становления технологии дистанционно организованного учебного процесса. Анализируется уровень сформированности ИКТ-компетенций учителей, студентов педагогических вузов, обучающихся общеобразовательных организаций. Рассмотрены вопросы оперативного (онлайн) и отложенного во времени (офлайн) сопровождения деятельности педагогов, связанной с проведением и участием в ИКТ-проектах в рамках собственной профессиональной деятельности. Работа основана на реальном опыте осуществления проектов на территории Алтайского края в 2012–2018 гг. Описывается опыт сопровождения проектов и курсов по формированию ИКТ-компетенций, в том числе моделей организации оперативного консультирования учителей средствами чат-ботов, специализированных групп в социальных сетях, сайтов с форумами и др. Рассмотрены вопросы онлайн-сопровождения офлайн-организованного учебного процесса студентов, что соответствует осуществлению и поддержке какого-либо предметного курса обучения. Материал базируется на опыте преподавания в период локдауна, связанного с пандемией новой коронавирусной инфекции. Введены понятия вертикально и горизонтально организованной распределенной поддержки, рассмотрены различные способы и методы ее осуществления. Описывается авторская технология организации дистанционных курсов повышения квалификации учителей по тематике внедрения ИКТ в образовательный процесс. Указывается, что при организации сопровождения дистанционных и очно-дистанционных проектов и курсов наиболее оптимальным является использование комбинации синхронного и асинхронного вида коммуникации. Ключевые слова: педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, дистанционные технологии обучения, онлайн- и офлайн-коммуникация | 909 | |||||
847 | Несмотря на усиливающийся интерес исследователей к проблеме суеверности, на данный момент остается много противоречий и вопросов относительно ее природы и сущности, роли в жизнедеятельности и места в структуре личности. Феномен суеверности, не теряющий своей актуальности в современном обществе, рассматривается в гендерном аспекте и во взаимосвязи со смысложизненными ориентациями личности. Эмпирическое исследование феномена суеверности, а также его связи со смысложизненными ориентациями личности в гендерном контексте, проведенное на выборке из 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) в возрасте от 18 до 45 лет, не выявило значимых половых различий в выраженности компонентов суеверности и смысложизненных ориентаций, хотя все показатели суеверности у женщин были несколько выше, чем у мужчин. Были, однако, обнаружены различия в структуре взаимосвязей показателей суеверности и смысложизненных ориентаций личности между мужской и женской выборками. Ключевые слова: половые различия, суеверность, суеверные представления, смысложиз- ненные ориентации | 909 | |||||
848 | Рассматривается проблема развития коммуникативной культуры подростков в системе дополнительного образования в эпоху информатизации и цифровизации. Для решения данной проблемы предлагается модель развития коммуникативной культуры подростков, учитывающая особенности представителей цифрового поколения и специфику организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования в условиях его информатизации и цифровизации. Исследуется структурно-функциональная модель развития коммуникативной культуры в системе дополнительного образования, представленная целевым, концептуальным, диагностическо-аналитическим, содержательно-технологическим и результативно-оценочным блоками. Ключевые слова: дополнительное образование, коммуникативная культура подростков, структурно-функциональная модель, информатизация, цифровизация | 908 | |||||
849 | Исследование предпочитаемых копинг-стратегий в условиях перехода к онлайн-обучению в первые полгода пандемии 2020 г. проведено среди педагогов российских школ – во всероссийском анонимном опросе приняли участие 554 педагога. Переход к онлайн-обучению квалифицирован как комплексный стрессор, имеющий сложную природу, которая включает технологический и человеческий факторы. В ходе опроса были выделены шесть групп фрустрационных факторов онлайн-обучения: снижение мотивации и успеваемости учеников (снижение эффективности учебного процесса), проблемы коммуникации «учитель – ученик/родитель» (коммуникативная фрустрация), цифровая неграмотность, техническая неоснащенность учебного онлайн-процесса и технические сбои, увеличение объема и времени работы, проблемы со здоровьем и личной жизнью, а также пять типов копинг-стратегий, используемых педагогами для совладания с этими фрустрационными факторами: тайм-менеджмент и простраивание границ, овладение онлайн-компетенциями и платформами (освоение новых средств и форм деятельности), фиксация на ситуации фрустрации и своих переживаниях, с ней связанных, применение антистресс-практик, поиск социальной поддержки и понимания (эмпатия как средство снятия напряжения). В исследовании показана статистически значимая зависимость выбираемой копингстратегии от субъективной значимости тех или иных аспектов профессионально-педагогической деятельности; описаны адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии совладания со стрессором перехода к онлайн-обучению; выделены наиболее сложные обстоятельства при переходе к онлайн-обучению; выявлена самооценка педагогов относительно сложности перехода к онлайн-обучению и уровня их профессионального выгорания. Ключевые слова: педагоги, пандемия, переход к онлайн-обучению, стрессор, копингстратегии, фрустрационные факторы онлайн-обучения | 908 | |||||
850 | Отражается становление педагога, ученого и успешного управленца в системе педагогического образования, профессора Томского государственного педагогического университета Владимира Михайловича Зеличенко, недавно ушедшего из жизни. Раскрывается его роль в развитии дополнительного физико-математического образования школьников в Томске и значительный вклад в повышение уровня подготовки современного учителя. Отражен собственный рост как ученого-физика в период его работы в Томском государственном университете и Сибирском физико-техническом институте, организаторские успехи в открытии второй в Сибири, после Новосибирска, физико-математической школы для учащихся, педагогические воззрения на подготовку учителя и их воплощение в практику в Томском государственном педагогическом институте, а затем – университете. Ключевые слова: обучение физике в школе, обучение физике в вузе, подготовка учителя физики, системный подход в образовании | 907 |