№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
801 | В рамках инклюзивного подхода освещаются ведущие нормативно-правовые документы РФ, целью которых является предоставление возможностей качественного образования каждому ребенку. Особенно отмечаются инновационные образовательные процессы, связанные с появлением детей с особыми образовательными потребностями в среде типично развивающихся сверстников. Используя сравнительно-исторический подход, исследуются развитие и трансформация метода М. Монтессори в России: от активного пропагандизма и принятия до полного отрицания. Описаны изменения в понимании метода Монтессори в России, его критическое осмысление ведущими русскими педагогами. Представлены результаты методологического изучения ключевых принципов и подходов педагогики Монтессори. Дана характеристика системы основных тенденций развития современных монтессори-образовательных учреждений за рубежом. Рассматривается актуальный опыт монтессори-пространства Нидерландов, Германии, США. Выделяется общий образовательный вектор современной монтессори-педагогики: от закрытой системы специальных школ к открытой системе образования, отвечающей нормам цивилизованного общества, с включением людей с особенностями в развитии. Приведены примеры комплексных образовательных монтессори-учреждений, уникальной системы подготовки и повышения квалификации монтессори-педагогов, монтессори-программ, решающих проблемы толерантного отношения к людям с особенностями в развитии. В рамках системы мировых тенденций обозначается специфика возрождения монтессори-педагогики в современной России. В фокусе российского образования значимым становится функционирование человека, каждый ребенок важен. Следовательно, выделяется идея совместного обучения детей, обладающих различными уровнями развития, идея инклюзивного подхода. Трансформация метода Монтессори представлена как уход от специальной педагогики для умственно отсталых детей к полноценной инклюзии через создание подготовленной среды, совместное обучение и формирование особого мировоззрения педагога. Ключевые слова: монтессори-педагогика, гуманистическая педагогика, саморазвитие, свободное воспитание, совместное обучение, инклюзия | 1065 | |||||
802 | Актуализация рефлексии опыта применения дистанционных технологий в подготовке педагога связана как с общим интересом к таким технологиям в педагогической науке последних лет, так и с необходимостью осмысления методических наработок, появившихся в условиях пандемии и временного перехода на полностью дистанционное обучение. Объектом анализа, проводимого на основе опыта Томского государственного педагогического университета, являются варианты применения различных форм и способов дистанционной работы с будущими педагогами. Материалом для анализа является опыт работы преподавателей и студентов в системах BigBlueButton и Moodle, полученный в течение 2020 г. Выявлены положительные результаты применения дистанционных образовательных технологий: повышение уровня подготовки будущего учителя в области информационных технологий; интенсификация работы обучающихся в связи с изменением форм контроля; освоение студентами новых форм и способов работы с историческими источниками и литературой. Показано, что дистанционное обучение может проводиться без снижения качества предметной подготовки. Вместе с тем дистанционные образовательные технологии имеют существенные недостатки, которые касаются проблем коммуникации педагога и аудитории. На данном этапе они не позволяют в полной мере развить у будущего педагога навыки публичного выступления, работы с большой аудиторией. Решение данной проблемы может являться предметом дальнейших дискуссий. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений. Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, лекция, семинар, преподаватель, обучающийся, текущий контроль, зачет, экзамен | 1064 | |||||
803 | Рассматривается вопрос формирования графической культуры обучающихся основного общего образования, которая характеризуется навыками оперирования графической информацией и умением ее использовать в практической деятельности и осуществляется путем овладения графическим языком в процессе выполнения определенных учебных действий. Анализируя исследования в области диагностики графической культуры обучающихся основного общего образования, выявляется многопрофильность и многоаспектность процесса формирования исследуемого качества. Представлен ряд диагностических методик, которые определены в соответствии характером и структурой компонентов графической культуры обучающихся, описаны основные критерии графической культуры обучающихся основного общего образования, приведена взаимосвязь критериев и показателей. Ключевые слова: графическая культура, графическая деятельность, графические изображения, критериально-диагностический аппарат, диагностические методики, критерии, уровни | 1063 | |||||
804 | Рассматривается вопрос развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых. Проанализировано понятие «личностно-профессиональная готовность». Статья посвящена проблематике подготовки вожатых – будущих педагогов, способных помочь ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности. Цель работы – выявить особенности развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых, разработать и апробировать программу, направленную на развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатого. Представлены результаты исследования и опыт апробации программы, в рамках которой происходит не только формирование интереса к профессии педагога, но и развитие необходимых компетенций. Авторский подход к содержанию программы заключается в использовании инновационных технологий: интерактивный семинар, деловые игры, занятия с элементами тренинга, арт-терапии, притч, проектные сессии, мастерские, профессиональные пробы, дистанционное взаимодействие и др. В исследовании использовались теоретические, эмпирические методы и методы обработки данных. Исследование проведено на базе детского общественного объединения «Юный Алексин» г. Алексина Тульской области. В исследовании приняли участие помощники вожатых (20 человек) в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке вожатых для работы в детских оздоровительных, пришкольных лагерях; обучающихся, имеющих интерес к педагогической деятельности. Ключевые слова: помощник вожатого, профессия педагога, детский оздоровительный лагерь, личностно-профессиональная готовность, педагогическая деятельность, профессиональное самоопределение, программа подготовки | 1063 | |||||
805 | Описана организация системы образования в Республике Индонезия. Особое внимание обращается на учебный процесс в индонезийской начальной школе. Актуальность темы обусловлена неоднозначным отношением общества к реформам российской системы образования, к роли учителя, предметному содержанию учебного процесса, в том числе в начальной школе. В соответствии со стандартами компетенции выпускников и стандартами содержания обучения Республики Индонезия, рассмотрены основные принципы обучения, на основе которых происходит развитие трех областей компетенций: отношения, знания и навыки. Проанализировано влияние базовых возрастных характеристик детей начальной школы на образовательные модели, разрабатываемые и используемые в практической деятельности учителями в Индонезии. Описаны задачи развития детей младшего школьного возраста согласно Дж. Хейвигхерсту и основанные на этих задачах направления деятельности учителей начальной школы в Республике Индонезия. Ключевые слова: система образования, Республика Индонезия, начальная школа, организация учебного процесса, принципы обучения младших школьников, цели обучения, задачи развития младших школьников, учебный предмет | 1061 | |||||
806 | Для осуществления психолого-педагогической поддержки в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста были проанализированы запросы родителей в Центр консультативной помощи, которые затрагивали вопросы воспитания и развития ребенка без явных отклонений в развитии. В качестве эмпирического метода использовался контент-анализ обращений. Были выделены две условные группы запросов. В первую группу вошли обращения, где родители хотели получить совет о том, как правильно воспитывать (развивать) ребенка. Во вторую группу вошли обращения, где родители хотели «исправить» сложившиеся неприемлемые формы поведения, общения, деятельности ребенка. Результаты позволили выявить наиболее востребованные запросы, проанализировать трудности родителей в воспитании, соотнести эти трудности с возрастными периодами и особенностями развития детей. Было выявлено, что основная доля обращений обусловлена следующим: а) родители не имеют представлений о возрастных особенностях детей; б) родители используют неадекватные приемы воспитания, которые приводят к негативным последствиям. Анкетирование родителей позволило установить их желание повысить компетентность в вопросах семейного воспитания, определить предпочтительные формы консультирования, выявить дефицит представлений о возможностях и функциях центров психологического консультирования. Полученные сведения позволили сформировать рекомендательные меры по совершенствованию родительских компетенций посредством организации психолого-педагогического просвещения. Ключевые слова: психологическое консультирование, родители, дети раннего и дошкольного возраста, родительская компетентность, трудности в воспитании детей, формы консультирования, психолого-педагогическое просвещение | 1061 | |||||
807 | Рассматриваются понятия «глобальный мир» и «глобальное мышление» в их пространственном и временном (темпоральном) значении. Включение глобальных пространственных и временных аспектов в содержание высшего образования обусловливает концептуальность образования, что положительно влияет на качество высшего образования. Показано, что смысловые образования личности находятся в прямой зависимости от временных аспектов ее существования, и они важны для стержневых структур смысловой сферы личности. Обоснована необходимость более четкого обозначения целей высшего образования с проекцией на временные аспекты развития глобального мира. Отстаивается мысль о формировании глобального мышления у студентов как одной из стратегий высшего образования. Представлены направления формирования глобального мышления с учетом его временного аспекта. Приведены примеры практических решений по выбору стратегий в образовательном процессе высшей школы. Показано, что для устремления образования в будущее и подготовки человека к жизни в его глобальной перспективе, учитывая темпоральный аспект, важно ориентировать студентов на взаимодействие с окружающим миром как соразвитие, на формирование чувственных, волевых, содержательных сторон сознания в их взаимосвязи. Также актуально формирование у субъектов образования эффективных моделей мышления в условиях современной реальности. Обращение к трансдисциплинарному содержанию рассматривается как исследовательская стратегия, позволяющая обучающемуся при решении профессиональных задач, осмысливать природу анализируемых фактов в их целостности и комплексном проникновении в системы других предметных областей. Исследование показало, что формирование культуры трансляции способов познавательной деятельности позволяет студентам обнаружить глобальную, духовную сторону деятельности, благодаря чему укрепляется тенденция более обоснованных ожиданий оптимистического будущего для молодых людей. Ключевые слова: пространственные и темпоральные аспекты глобального мира, глобальное мышление, трансляционные функции преподавателя | 1060 | |||||
808 | Изучены особенности реализации образовательных программ в вузе и представлены средства информационно-коммуникационных технологий. Определены требования образовательных стандартов к обеспечению студентов доступом к электронно-библиотечным системам и электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Дана характеристика элементов, которые позволяют использовать Moodle: видеоконференции BigBlueButton, семинару, тесту, опросу, видеолекции. Отмечено, что составление интерактивных заданий и разработка обучающих материалов в ЭИОС занимают у преподавателей в два раза больше времени, чем подготовка к аналогичным занятиям в аудитории. Опрос студентов выявил следующее: чем больше академических часов преподаватель уделяет самостоятельной работе, тем менее интересен курс, а соответственно, и ниже уровень знаний. Сделаны выводы о том, что электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий – данность, которую необходимо принять всем участникам образовательного процесса и максимально адаптировать в своей деятельности, что связано как с условиями реализации образовательного процесса в период пандемии, так и с цифровизацией образования в целом. Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, высшее образование, профессиональное образование, электронная информационно-образовательная среда | 1060 | |||||
809 | Рассматривается проблема перевоспитания заключенных, проходивших обязательное обучение в школе при колонии, средствами, которые предоставляет школьное дополнительное образование. Анализируются важные для ресоциализации психологические аспекты личности заключенных, на основе которых делается предположение о полезности изучения робототехники в школе при исправительных колониях. Затрагиваются ключевые характеристики как самого предмета «робототехника», так и отношение заключенных к изучению данной области. На примере учеников класса показывается эффективность влияния робототехники на эмоциональное состояние заключенных обучающихся, что мотивирует их к изучению остальных предметов основной образовательной программы школы. Эксперимент проведен на базе муниципального общеобразовательного учреждения при колонии в городе Томске, который наглядно показывает существенное улучшение качества усваиваемых знаний заключенными. Представлены результаты эксперимента. Ключевые слова: робототехника, обучающиеся заключенные, образование, школа казенного типа, ресоциализация | 1059 | |||||
810 | Рассматривается вопрос развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Развитие данного вида активности зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить и педагогические условия. Одним из эффективных педагогических условий выступает максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей. Данное условие сподвигает педагогов на применение в образовательной деятельности с детьми разнообразных ситуаций, порождающих у них интеллектуальное затруднение и, как следствие, потребность разрешить и выйти из него. Показано, что данные ситуации могут быть представлены в виде кейсов (кейс-стади), эвристической беседы, «сильных» (открытых, проблемных) вопросов и др. Приведены практические примеры предлагаемых методов стимулирования познавательной активности детей. Ключевые слова: познавательная активность, старший дошкольник, проблемные ситуации, кейс-стади, эвристическая беседа, активизация мыслительной деятельности | 1059 | |||||
811 | Раскрывается процесс расширения профессионально-личностного развития студентов, обучающихся в магистратуре, что обеспечивает высокий уровень профессиональной продуктивности в будущем. На основе эмпирического исследования определены субъективные мотивы поступления и трудности, встречающиеся на пути магистрантов. Именно магистерская подготовка должна быть ориентирована не только на формирование готовности магистрантов технического вуза к профессиональной деятельности, но и на подготовку высококвалифицированного специалиста с развитыми личностными качествами. Оказалось, что успешное обучение требует продуктивных отношений и конструктивного общения между преподавателем и студентом. Преподаватель должен уделять больше внимания магистрантам, прибывшим из других направлений подготовки, организовывать для них дополнительные консультации как индивидуализированную форму приобретения знаний и опыта, а также конструктивно использовать часы, отведенные на самостоятельную работу, для организации сотрудничества со студентами. Ключевые слова: магистратура, профессиональное развитие, профессиональная деятельность, личностное развитие, высшая школа | 1057 | |||||
812 | Показано, что высокий уровень физической подготовленности студентов обеспечит их способность к качественному выполнению будущей трудовой деятельности. Для оценки уровня физической подготовленности студентов в рамках их физического воспитания в вузе возможно использовать нормативы комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как универсального оценочного механизма, позволяющего выделять наиболее физически развитых представителей данного поколения. С этой целью определено соответствие уровня физической подготовленности современных студентов не физкультурных специальностей с нормами комплекса ГТО. Выявлены пути совершенствования физической подготовки студентов в условиях современного вуза. Материалом для исследования послужили теоретические и эмпирические данные, полученные на основе использования методов теоретического анализа специальной литературы и передового педагогического опыта, педагогического эксперимента, контрольных испытаний, математико-статистических методов обработки и анализа данных. Результаты исследования подтверждают, что в настоящее время уровень физической подготовленности студентов не всегда соответствует требованиям норм ГТО. Данный факт был доказан экспериментально на базе Марийского государственного университета. Требуется дополнительная работа по физической подготовке студентов. С этой целью сформулированы методические рекомендации по совершенствованию физической подготовки студентов в соответствии с нормами ГТО. Теоретически обоснована и эмпирически доказана целесообразность использования нормативов ГТО в качестве системы оценивания физической подготовленности студентов. Сформулированы методические рекомендации по повышению уровня физической подготовленности студентов в соответствии с нормативами комплекса ГТО. Ключевые слова: нормы ГТО, физическая подготовленность, физическое воспитание, физическая подготовка студентов, оценивание физической подготовленности | 1056 | |||||
813 | Рассматривается ранее неизученная проблема структурирования предметного поля новой отрасли психологического знания – психологии безопасности. Целью исследования явилось изучение актуальных тенденций и перспектив структурирования предметного поля психологии безопасности. В результате теоретического изучения проблемы установлено, что предметное пространство психологии безопасности является неоднородным и может быть структурировано по комплексу оснований: психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека; условиям, средам и ситуациям, требующим обеспечения безопасности; видам деятельности субъектов безопасности; разновидностям или типам безопасности человека; связи с другими дисциплинами; задачам проводимых в психологии безопасности исследований. Каждое основание, используемое для структурирования психологии безопасности, позволяет обозначить в ней несколько предметных областей исследования. По психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека, выделяются психология безопасности личности, психология представлений о безопасности, психология безопасного поведения. Ориентация на условия, среды и ситуации, требующие обеспечения безопасности, способствует обозначению предметных областей экстремальной психологии безопасности, психологии безопасности образовательных сред, психологии безопасности семьи, психологии безопасности новых цифровых сред и виртуального пространства интернет-сетей. По видам деятельности субъектов безопасности могут быть определены психология безопасности труда, психология безопасности спортивной деятельности, психология безопасности туристической деятельности. В зависимости от разновидности или типа безопасности изучают информационно-психологическую безопасность, психологию корпоративной безопасности, психологическую безопасность человека, психологию лингвистической и психолингвистической безопасности. По связи с другими дисциплинами можно рассматривать вопросы социальной психологии безопасности, экстремальной психологии безопасности, юридической психологии безопасности, возрастной психологии безопасности, политической психологии безопасности, истории психологии безопасности. По задачам исследований, проводимых в психологии безопасности, могут быть охарактеризованы ее фундаментальный и прикладной разделы. Установлено, что каждая предметная область психологии безопасности обладает собственным вектором изучения определенного психологического аспекта безопасности человека и характеризуется конкретным предметом исследования, позволяющим конкретизировать его цель и задачи. Предметные области психологии безопасности характеризуются разным уровнем развития. Высока вероятность оформления новых областей психологии безопасности. Впервые проведенная в работе целостная рефлексия особенностей организации предметного поля психологии безопасности дает возможность увидеть сильные и слабые стороны становления дисциплины, создавая предпосылки для стимулирования процесса ее развития. Представленный материал может оказаться также полезным для разработки нового учебного курса «Психология безопасности». Ключевые слова: безопасность, психология безопасности, предметное поле, предметная область, структура | 1055 | |||||
814 | Мы живем в ХХI веке – веке глобализации, высоких скоростей, кризисов, эпидемий и пандемий. Время потребовало кардинальных перемен в политике, экономике, образовании; интегрирования экономических и политических систем разных стран. В связи с этим возникают вопросы мирного сосуществования разных народов и государств, решать которые необходимо ежедневно. Изменяются также роль и значение иностранных языков: те, что ранее представляли огромный интерес для всех окружающих, отходят на второй план, их позиции завоевывают другие. Усиливается интерес к языкам и культуре народов бывшего СССР. В статье рассматриваются вопросы культуры речевого общения в семьях киргизов и, соответственно, некоторые особенности киргизской лексики. Актуальность темы обусловлена увеличением количества иностранных студентов в России, а также взаимовлиянием киргизского и русского языков. Проанализировано влияние русской культуры и русского языка на формирование лексической системы и развитие современной коммуникативной культуры киргизов, которую можно охарактеризовать как культуру коллективистского типа. Киргизский язык исследован недостаточно, научная новизна работы состоит в том, что она включена в ряд исследований, проведенных в РФ и посвященных изучению иностранных языков, и киргизского в частности, что, бесспорно, демонстрирует заинтересованность в изучении особенностей языка и культуры киргизского этноса. Практическая новизна и значимость работы предполагают ее использование при подготовке лекционных занятий по теории межкультурных коммуникаций. Как результат, позволяет повысить эффективность обучения киргизов в вузах РФ. Зная особенности усвоения иностранной лексики киргизами, можно планировать формы и методы работы, а также результаты обучения. Целью работы является описание коммуникативной культуры общения киргизов. Проведен лингвистический эксперимент, методом наблюдения выявлены некоторые особенности коммуникации в киргизских семьях. Отмечены незначительные расхождения в культуре северной и южной Киргизии. Убедились, что культура киргизов носит коллективистский характер вертикального типа. Описаны наиболее эффективные методы изучения русского языка киргизами. Даны практические советы, позволяющие раскрыть способности студентов и ускорить процесс обучения русскому языку. Данная работа продолжает ряд методических работ, главной целью которых является повышение эффективности и качества обучения иностранных студентов русскому языку в технических вузах РФ. Ключевые слова: русский язык, русский язык как иностранный, обучение русскому языку как иностранному, киргизский язык, коммуникативная функция языка, эффективность обучения | 1054 | |||||
815 | При переходе на дистанционное обучение в условиях пандемии COVID-19 и дефицита времени возник ряд проблем, связанных с внедрением и использованием цифровых технологий в учебном процессе, которые можно классифицировать на психологические, технические, организационные, технологические и методические. Рассмотрен опыт оказания помощи системе общего образования (педагогам, обучающимся и их родителям) в решении психологических, организационных, технологических и методических проблем в рамках проектов некоммерческой волонтерской ассоциации «ТехноВолонтеры Просвещения» Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Подробно описана работа студентов ТГПУ в Центре учебной помощи по оказанию консультационных услуг предметного и технического характера школьникам и родителям при выполнении домашних заданий, а также отряда цифровых волонтеров, выезжающих в школы и помогающих учителям в освоении новых образовательных технологий. Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровое волонтерство, техноволонтер, добровольчество, цифровая грамотность педагога, цифровые средства обучения, дистанционное обучение | 1053 | |||||
816 | Исследуются вопросы проектирования профессионально ориентированной персонифицированной системы воспитания (ПСВ) в условиях основной общеобразовательной школы. Раскрывается тема формирования у старшеклассников профессионального самоопределения. Особое внимание обращается на включение семьи в процесс создания персонифицированной системы воспитания. Представлен опыт педагогического взаимодействия школы и семьи в становлении профессионального выбора у старшеклассников посредством построения профессионально ориентированной персонифицированной воспитательной системы. Проанализированы условия и возможности персонифицированной системы воспитания в профессиональной ориентации старшеклассников основной общеобразовательной школы. Ключевые слова: профессиональное ориентирование, персонифицированная система воспитания, профессиональное самоопределение, основная общеобразовательная школа, образовательный потенциал семьи | 1052 | |||||
817 | В рамках дополнительного образования воспитание детей начинается с приобщения к народным традициям, музыкальному фольклору. Одной из форм вовлечения детей в народно-певческое исполнительство является фольклорный ансамбль, на занятиях которого формируются навыки исполнения народных песен. На основе комплексного, диалектического, сравнительно-сопоставительного, логического подходов, а также теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, обоснован процесс формирования навыков исполнения песен в рамках народных традиций в фольклорном ансамбле, осуществляемого в условиях дополнительного образования. Ключевые слова: дополнительное образование, ансамбль, фольклорный ансамбль, исполнительские навыки | 1050 | |||||
818 | Основанный на концепции британского экзистенциального психолога Р. Лэйнга конструкт невоплощенности в интернете (Н. В. Коптева, А. Ю. Калугин, Л. Я. Дорфман) посредством одноименной методики сопоставляется с системообразующим последствием нормативного применения интернета – изменением психологических границ в методике их оценки (МИГ-ТС-2) Е. И. Рассказовой, В. А. Емелина, А. Ш. Тхостова. Выявлены взаимосвязи измерений невоплощенности в интернете с параметрами изменения психологических границ, которые могут свидетельствовать о том, что искусственное технологическое разделение между ментальным Я и физическим телом пользователя создает предпосылки путаницы на границе между Я и не Я. Расширение и размывание границ интернет-пользователя усиливают его виртуализацию и соответствующие ей переживания деперсонализации, утраты реальности независимо от того, оправдывает или не оправдывает технология его ожидания достижимости и контролируемости окружающих людей, объектов и информации. Мотивация предпочтения интернета, связанная с возможностями, которые открывают независимость от физического тела и измененные границы, в значительной мере совпадает. Простота и легкость развоплощенного технологического способа бытия в расширенных, размытых границах придают привлекательность сети и объясняют связь невоплощенности с интернет-зависимостью, которую можно представить как искажение нормативного технологического развоплощения в случае проблемной пользовательской активности. Ключевые слова: методика «Невоплощенность в интернете», методика оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами (МИГ-ТС-2) | 1050 | |||||
819 | Самооценка, являясь компонентом структуры личности, оказывает влияние на всю деятельность субъекта как на процесс, так и на ее результат, в том числе и на учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении. Несмотря на различие подходов к пониманию ее определения, структуры, ученые сходятся в одном, что, выполняя различные функции, будь то регулирующая либо оценочная, контрольная, стимулирующая и др., самооценка мобилизует и раскрывает интеллектуальные, творческие возможности студента гуманитарного института как будущего специалиста, причем конкурентоспособного и инициативного на рынке труда с адекватновысокой самооценкой. На основании применения трех методик по исследованию самооценки личности И. О. Будасси «Тест на самооценку личности», Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн «Диагностика самооценки», В. А. Зобкова «Мотивационно-оценочный опросник», анализа результатов деятельности осуществлено эмпирическое исследование, где сделан ряд выводов по заявленной проблеме. Анализ полученных результатов показал, что студенты разных курсов и направлений гуманитарного института имеют значимо отличную компониальную выраженность самооценки, а также взаимосвязи ее параметров с текущей успеваемостью. Ключевые слова: самооценка, успеваемость, студент, учебно-профессиональная деятельность, выпускник вуза | 1050 | |||||
820 | Объективные требования сегодняшнего дня: активное реформирование сферы образования, физической культуры и спорта; острая необходимость в условиях пандемии укрепления здоровья населения, улучшения их аэробных функциональных показателей; создание условий привлечения различных контингентов к занятиям оздоровительными видами физической культуры; обеспечение роста популярности и престижа профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту; увеличение числа работающих в фитнес-индустрии; стимулирование изобретений российских фитнес-технологий – обусловливают потребность в совершенствовании методик высшего образования в области физической культуры и спорта, в том числе программ подготовки бакалавра физкультурно-спортивных профилей по направлению «Педагогическое образование». В соответствии с этим были определены задачи совершенствования профессиональной подготовки бакалавров, предложено обновленное содержание дисциплин, неординарные формы, методы и подходы обучения на основе внедрения фитнес-технологий. Ключевые слова: фитнес-технологии, фитнес-индустрия, студенты бакалавриата, направление «Педагогическое образование», компетенции, стратегия развития физической культуры и спорта | 1049 | |||||
821 | Стремительно развивающийся процесс цифровизации экономики обусловил динамические изменения в среднем профессиональном образовании. Цифровая экономика выступает одним из основных источников образовательного целеполагания. Социальный заказ к результатам среднего профессионального образования (СПО) сформулирован в перечне формируемых профессиональных и общих компетенций, содержание которых существенно меняется под влиянием цифровизации. Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед профессиональными образовательными организациями задачу по выполнению их требований. Актуальной становится проблема выбора методов, технологий обучения, направленных на формирование у студентов общих компетенций и принципов, способов, методов их оценки. Вопрос формирования общих компетенций студентов на всех этапах обучения и воспитания является одним из актуальных в практике среднего профессионального образования России. Анализ нормативно-правовых документов, теоретических подходов, условий и результатов практической учебно-воспитательной деятельности позволил выявить актуальность и специфику процесса формирования у студентов СПО общих компетенций в условиях цифровых возможностей. Рассмотрены определяющие факторы, возможности внеурочных дистанционных состязательных технологий. Определена структура и разработана структурно-функциональная модель формирования общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования в процессе внеурочных дистанционных состязательных образовательных мероприятий, представляющая целостную дидактическую систему, состоящую из структурных компонентов: целевого, средового, содержательного, процессуально-оценочного блоков. В представленной педагогической модели отражены необходимые элементы, образующие педагогический процесс. Включенные в модель составные части взаимосвязаны, несут определенную смысловую нагрузку и обусловливают друг друга. Особенностью педагогической модели является целенаправленное применение специальных механизмов формирования общих компетенций студентов, используемых в дистанционных образовательных технологиях для организации внеучебной состязательной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования общих компетенций студентов и использовании разработанной модели в образовательном процессе СПО в условиях цифровизации. Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, общие компетенции, национальная рамка квалификаций, цифровизация, внеурочные дистанционные состязательные технологии | 1047 | |||||
822 | Негативные последствия зависимости от смартфона (тревожность, депрессия, стресс, неудовлетворенность жизнью и др.) способствуют психологическому неблагополучию ее жертв. Цель исследования – выявить у студентов, юношей и девушек, предполагаемые связи зависимости от смартфона с импульсивностью, нарциссизмом, неассертивностью, незащищенностью от манипуляций, зависимостью от социальных сетей и ее факторами. У юношей и девушек имеют место статистически значимые связи зависимости от смартфона: положительные – с импульсивностью, зависимостью от социальных сетей и всеми ее факторами («Психологическое состояние», «Коммуникация», «Получение информации) и отрицательная – с ассертивностью. У юношей – положительная связь зависимости от смартфона с проблемами со сном и отрицательные связи с нарциссизмом, настроением, а у девушек – положительная связь с тягой к курению. У девушек зависимость от смартфона статистически значимо выше зависимости от смартфона юношей. В наибольшей степени зависимости от смартфона способствует фактор «Потеря контроля». Положительная связь зависимости от смартфона с импульсивностью и зависимостью от социальных сетей аналогична полученным ранее зарубежным результатам. Установленные связи зависимости от смартфона женщин и мужчин с неассертивностью и со всеми факторами зависимости от социальных сетей являются новыми как для отечественных, так и для зарубежных исследований. Полученные в данном исследовании результаты могут быть использованы кураторами, психологами и социальными педагогами вуза для разъяснительной работы студентам об опасностях чрезмерного увлечения смартфоном. Ключевые слова: зависимость от смартфона, импульсивность, ассертивность, нарциссизм, зависимость от социальных сетей, незащищенность от манипуляций, студенты, юноши, девушки | 1047 | |||||
823 | Проблема активности является одной из ключевых проблем человекознания, уделяется внимание теоретическим аспектам изучения активности в отечественной психологической науке, обозначены подходы к активности субъекта жизнедеятельности. Анализируется вклад психологов Пермской психологической школы в развитие представлений об активности. Исследование активности человека осуществляется во взаимосвязи с проблематикой интегральной индивидуальности и индивидуального стиля. Представителями Пермской психологической школы проведены теоретико-эмпирические исследования разных видов и стилей активности человека в условиях повседневной деятельности и в экстремальных условиях жизни: учебной, волевой, коммуника тивной, религиозной, информационно-манипулятивной, смыслообразующей, профессиональной. Научным продуктом сложившегося направления исследований в психологии активности Б. А. Вяткин называет представление о существовании в социальном мире Homo activus – человека активного. Обозначена актуальность изучения активности субъекта жизнедеятельности в условиях пандемии коронавируса (COVID-19), т. е. ситуации витальной угрозы. Данный цивилизационный феномен и обусловленная им эпидемиологическая обстановка внесли глобальные коррективы во все сферы жизнедеятельности человека, что обусловило необходимость адаптации к трансформирующимся условиям среды и пролонгированной ситуации неопределенности. Психологи отмечают не только негативные аспекты в сложившейся ситуации, но и позитивные, которые связывают с необходимостью активации всей психической жизни для преодоления пандемокризиса. В Пермской психологической школе для изучения активности субъекта жизнедеятельности в условиях витальной угрозы созданы теоретические предпосылки в виде концепции интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин), теории метаиндивидуального мира (Л. Я. Дорфман), концептуальной динамической модели активности субъекта жизнедеятельности (А. А. Волочков), интегративного подхода к изучению коммуникативной активности (С. А. Васюра), разработан соответствующий диагностический инструментарий. Ключевые слова: активность, субъект жизнедеятельности, витальная угроза, стиль активности, целостная активность субъекта | 1045 | |||||
824 | Анализируется роль и место кадетского компонента как элемента системы довузовского военного образования, его исторический анализ, текущее состояние и перспективы. Сформулированы основные предпосылки к возрождению кадетского образования, его социальной значимости, а также проблемы реализации и масштабирования кадетского компонента на базе общеобразовательных учреждений. Рассмотрены основные типы кадетских организаций – кадетский корпус (училище), кадетская школа, кадет ский класс, даны их определения и краткие характеристики. Подробнее описан такой тип кадетской организации, как «кадетский класс», его преимущества, перспективы и порядок организации и функционирования в образовательном пространстве Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Обозначено социальное партнерство как базовый принцип взаимодействия Росгвардии с общеобразовательными учреждениями, также определен порядок оформления такого взаимодействия и дальнейшего регулярного педагогического и методического сопровождения. Обозначены основные задачи обучения молодежи в кадетских классах Росгвардии, среди которых формирование морально-психологических и физических качеств воспитанника, воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Росгвардии, изучение законодательства Российской Федерации в области обороны государства, изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, тактико-специальной, строевой подготовки и пр. Концептуальным для исследования является положение о том, что кадетский класс – молодое и активно развивающееся явление в педагогике, которое уже доказало свою эффективность в военно-патриотическом воспитании молодежи и формировании военно-профессиональной ориентации обучающихся, что обуславливает его актуальность и востребованность в образовательной среде. Ключевые слова: кадет, кадетский компонент, кадетские классы, кадетское образование, военно-патриотическое воспитание, ориентация на воинскую службу | 1045 | |||||
825 | Изучена специфика жизнеспособности и психологических защитных механизмов у молодежи с разными уровнями интернет-зависимости. Представлены актуальные взгляды на содержание понятий «жизнеспособность», «психологические защитные механизмы», «интернет-зависимость», а также результаты пилотажного эмпирического исследования, проведенного на выборке, состоящей из 51 студента Новосибирского государственного технического университета в возрасте от 19 лет до 21 года. В исследовании использованы методики «Шкала интернет-зависимости С. Чена (CIAS)» (адаптирована В. Л. Малыгиным, К. А. Феклисовым), тест «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача, «Опросник структуры психологических защит» М. Бонда (адаптирован Е. Е. Туник). Обнаружено, что психологические защиты в целом больше выражены в группе с интернет-зависимым поведением, а жизнеспособность – в группе с минимальным риском интернет-зависимого поведения. В группе с интернет-зависимым поведением чаще используют неадаптивные психологические защиты (пассивная агрессия, поведенческое отреагирование, ипохондрия, фантазия) и адаптивную защиту – прогнозирование. Сделан вывод о том, что жизнеспособной молодежи, с одной стороны, свойственны применение защитных механизмов, ухудшающих их взаимодействие с другими людьми, полярное мышление как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. С другой – стремление к людям, использование юмора и творчества в сложных ситуациях. Ключевые слова: интернет-зависимость, интернет-зависимое поведение, киберсоциализация, жизнеспособность, психологические защиты, защитные механизмы личности | 1045 | |||||
826 | Современный образовательный процесс учащихся средней школы в большой степени выстроен на основе деятельностного и компетентностного подходов. Одной из задач современного учителя становится формирование у учащихся в процессе активной учебной деятельности необходимых для жизни компетенций. Анализ процесса их формирования показал, что он до сих пор недостаточно изучен, недостает практических примеров работы с компетенциями. Достаточно востребованными для развития учеников и выстраивания успешной жизнедеятельности являются регулятивная компетенция и познавательная. Эти компетенции можно активно формировать в процессе обучения физике. Процесс формирования компетенций становится более эффективным, как установлено авторами, если выстраивается постепенно. Начинается формирование с универсальных учебных действий, входящих в состав компетенций, которые являются для учеников наиболее сложными. Для первоначального формирования на основе практики выделены сложные действия – составление учеником плана учебной деятельности, его корректировка, проявление и формулировка причинно-следственных связей в явлениях, процессах, рефлексивное действие. Формирование действий организовано на основе выполнения учениками в группах мини-проектов по конструированию действия. Показан пример формирования элемента регулятивной компетенции – действия составления плана изучения нового материала. Работа в группах строится на основе вопросов учителя по выстраиванию действия. Затем организуется межгрупповое обсуждение результатов работы групп с участием учителя, его корректировка. С помощью учителя происходит рефлексивное осмысление деятельности по выстраиванию действия и его присвоение. Аналогично выстраивается освоение элементов познавательной компетенции. Представленные способы последовательного активно-деятельностного, проектного формирования компетенций являются продуктивными и могут широко применяться в обучении. Ключевые слова: обучение физике, регулятивная, познавательная компетенции, универсальные учебные действия, способы формирования учебных действий, проектная технология, групповое взаимодействие | 1045 | |||||
827 | Представлено исследование по подготовке преподавателей технического вуза к реализации разработанного автором информационно-методического обеспечения дисциплин, предусмотренных учебными программами технического университета. Повышение качества процесса обучения в вузе напрямую зависит от квалификации и качества работы его педагогического состава. Педагогу необходимо ориентироваться на будущую профессиональную деятельность студентов, которых он обучает. Подготовить востребованных на рынке труда специалистов поможет грамотное использование в учебном процессе специально разработанного информационно-методического обеспечения. В аспекте проведенного исследования осуществлялся поиск эффективных методов реализации информационно-методического обеспечения в контексте подготовки преподавателей вуза. Целью же представленной статьи является обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке преподавателей к реализации разработанного автором информационно-методического обеспечения. Научное исследование проводилось с использованием методов и идей академика Г. В. Мухаметзяновой, в работах которой отмечалось существование нескольких идей реализации информационно-методического обеспечения: радикальный путь (полностью обновляется вся система); эволюционный путь (инновации внедряются постепенно). В исследовании представлена идея реализации информационно-методического обеспечения, осуществляемая по эволюционному пути. В заключительной части опытно-экспериментальной работы были определены направления деятельности и маршрут подготовки педагогических работников высшей школы к реализации разработанного информационно-методического обеспечения формирования готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности. Ключевые слова: методическое обеспечение, образовательная деятельность, коммуникативная деятельность, управленческая деятельность, подготовка преподавателей, специалист, инженер | 1044 | |||||
828 | Интерес к изучению проблем академической адаптации обучающихся с ограниченными возможностями психологического здоровья со стороны исследователей обусловлен ростом числа поступающих в вузы студентов-инвалидов. Помимо изучения широкого спектра особенностей когнитивного профиля студентов данной категории, представляет интерес их адаптация и формирование готовности к академическим вызовам. Число и характер влияний социальных, академических и других барьеров на студентов с инвалидностью отличается от тех, с которыми приходится сталкиваться обычным студентам при поступлении в вуз. В результате негативного воздействия внешних факторов возникает ряд психологических проблем, выявлением и решением которых должны заниматься не только компетентные службы вузов, но и преподаватели и персонал, контактирующий с данной категорией студентов. Главной проблемой улучшения процесса академической адаптации и преодоления психологических барьеров является недостаток имеющихся эмпирических данных, основанных на личном опыте студентов с ОВЗ. Приведен анализ работ, посвященных изучению различных аспектов проблемы академической адаптации данного кластера обучающихся. Рассмотрены основные направления отечественных и зарубежных исследований. Сделаны выводы о сходстве и различиях подходов, а также о необходимости теоретических обобщений проблемы академической адаптации на основе комплексного и системного подходов. Ключевые слова: студенты с ОВЗ, академическая адаптация, академическая успешность, академические вызовы, академические и психологические барьеры, абьюз, когнитивный профиль, когнитивные функции, пониженная обучаемость | 1044 | |||||
829 | Современный этап развития образования позволяет зафиксировать «разрывы» между профессиональной подготовкой педагогов и запросом образовательной практики на специалиста определенного качества, преодоление которых стало возможным с обеспечением взаимодействия педагогических вузов с образовательными, научными, общественными организациями, региональными и муниципальными органами управления образованием, представителями производственной среды и бизнеса по вопросам развития непрерывного педагогического образования. Этот вектор развития определил новые требования к разработке основных профессиональных образовательных программ, направленности профессиональной подготовки педагогических кадров. Одной из причин открытия невостребованных программ бакалавриата и выпуска невостребованных специалистов является недостаточное внимание к осуществлению мониторинга потребностей ведущих работодателей региона, который позволяет получить информацию о востребованности специалистов определенного профиля с определением профессионально значимых качеств и компетенций. Анализ результатов мониторингового исследования, сопоставление их с требованиями профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и возможностями вузов позволяют разработать компоненты актуальных основных профессиональных образовательных программ. Цель статьи – выявление особенностей проектирования образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) с учетом квалификационного запроса работодателей на подготовку педагогов-организаторов, способных в современных условиях осуществлять профессиональную деятельность в образовательных организациях различного уровня и типа, исходя из региональных потребностей; выделение состава профессиональных компетенций. Показаны особенности прогнозирования общественной потребности в педагогических кадрах и результаты исследования запроса рынка труда на специалистов – педагогов-организаторов; представлены результаты опроса работодателей и их представителей, касающиеся квалификационного запроса на подготовку специалиста, способного осуществлять проектирование и реализацию воспитательного процесса на всех уровнях общего образования. В результате проведенного исследования выявлен квалификационный запрос руководителей образовательных организаций на разработку новой основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), определены профили данной программы, выделен состав профессиональных компетенций будущих воспитателей и педагогов-организаторов, определен состав и направленность модулей программы. Ключевые слова: проектирование основных профессиональных образовательных программ, квалификационные запросы работодателей, профессиональные компетенции воспитателя и педагога-организатора | 1042 | |||||
830 | Рассматривается система социогуманитарных технологий самоменеджмента, направленная на формирование у студентов высших учебных заведений субъектной позиции при осуществлении образовательной деятельности и их готовности к саморазвитию при выстраивании траектории обучения. Цель – обоснование применения социогуманитарных технологий для повышения эффективности самостоятельной работы студентов в открытом образовательном пространстве вуза. Применялись теоретические методы исследования, такие как изучение и анализ психологических и педагогических источников, и эмпирические – изучение продуктов деятельности, рефлексивных материалов, контент-анализ. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблематике исследования уточнено понятие социогуманитарных технологий – это совокупность рационально выстроенных методов, процедур и алгоритмов воздействия на индивидов, социальные группы и процессы, обладающие следующими особенностями: ориентация на разностороннее развитие личности студента; воздействие и на личность, и на социум; отсутствие единого воздействия при наличии алгоритма; ресурсоемкость, гибкость процедур; социальные отношения и процессы, направленные на получение гуманитарных результатов; субъект-субъектная направленность отношений. Был выявлен ряд проблем, негативно влияющих на успешное осуществление самостоятельной работы студентов в открытом образовательном пространстве вуза, для чего определен ряд технологий, выступающих ресурсом для развития самоменеджмента студентов и включающих в себя сопровождение, управление временем (тайм-менеджмент), самотьюторство и построение индивидуальной образовательной траектории. Каждая технология представляет собой отдельный модуль системы, что в совокупности позволяет качественно повысить навыки самостоятельной работы в процессе обучения. Применение системы социогуманитарных технологий позволяет существенно повысить уровень эффективности самостоятельной работы студентов и положительно влияет на их мотивацию к практико-ориентированной деятельности, что продемонстрировало исследование, проведенное со студентами бакалавриата направления подготовки «Организация работы с молодежью» по профилю «Социогуманитарные технологии сопровождения молодежных инициатив» Национального исследовательского Томского государственного университета. Ключевые слова: самоменеджмент студентов, социогуманитарные технологии, hard skills, soft skills | 1041 | |||||
831 | Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования требует определенных изменений в организации образовательного процесса, в частности его большей практикоориентированности. Современная педагогическая практика остается фактически единственно доступным вариантом получения первичного опыта будущих педагогов. Между тем, несмотря на всю их значимость, многие исследователи отмечают пробелы в ее организации, что сказывается и на уровне развития профессиональных компетенций выпускников. Целью представленного исследования является изучение особенностей развития профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов и начальных классов КРО в процессе прохождения производственной педагогической практики. В качестве материалов изучения были использованы работы, посвященные рассмотрению вопросов производственной педагогической практики в различных образовательных учреждениях, а также результаты экспериментального исследования на основе модульных технологий. Представлены данные психолого-педагогического исследования по развитию профессиональных компетенций студентов-педагогов, в основу которого положена разработка дополнительных учебных модулей, ориентированных на самостоятельную практическую работу студентов, в частности в рамках практической подготовки. Методами исследования, помимо теоретического анализа, выступили психолого-педагогический эксперимент, анкетирование, методы статистической (количественной) и качественной обработки данных. Описаны результаты диагностики ожидаемого и субъективного роста уровня развития профессиональных компетенций по результатам прохождения производственной практики. Ключевые слова: профессиональные компетенции, производственная педагогическая практика, студенты, педагогические специальности, коррекционные педагоги, модульная технология обучения, диагностика компетенций | 1037 | |||||
832 | Представлены результаты исследования, затронувшего актуальную проблему системы профессионального юридического образования, – степень соответствия специалиста требованиям рынка труда, а также повышение качества их практической подготовки. Научно обоснована эффективность применения практико-ориентированных технологий в образовательном процессе колледжа с целью успешной адаптации будущих юристов в профессиональной деятельности. В качестве основного метода исследования выступил педагогический эксперимент, целью которого стала апробация практико-ориентированных технологий в процессе обучения. В исследовании использованы методы анализа и обобщения, опрос, тестирование, педагогическое наблюдение и методы математической статистики. Представленные практико-ориентированные технологии направлены на овладение обучающимися профессиональных компетенций и предусматривают поэтапное прохождение студентом трех модулей: целеполагание дидактических циклов, отбор оптимальных средств с учетом особенностей этапа обучения, реализация образовательной деятельности, характеризуемой интеграцией проектной и проблемной технологий при соблюдении условия дифференцированного обучения. Введение в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения студентов колледжа – будущих юристов, предусматривающих поэтапное освоение знаний и умений, позволяет на достоверном уровне сформировать основные профессиональные компетенции у обучающихся с целью их успешной адаптации в будущей профессии юриста. Применение в процессе обучения деятельностных и интерактивных методов, введение имитационного моделирования и проектирования, а также технологии решения ситуационных задач можно рассматривать в качестве эффективного инструмента формирования у студентов профессионально-ориентированных умений и навыков. Ключевые слова: профессиональная деятельность, качество образования, студенты колледжа, образовательный процесс, практико-ориентированные технологии | 1036 | |||||
833 | Рассматривается вопрос рискованного поведения в интернет-среде – осуществления травли подростков в онлайн-пространстве. Дана характеристика феномена кибербуллинга и его негативного влияния на психическое и эмоциональное состояние детей и подростков. Отдельное внимание уделяется духовно-нравственным качествам личности – духовности и эмпатии как детерминирующим факторам в процессе киберсоциализации ребенка. Описаны основные диагностические инструменты для исследования феномена буллинга и кибербуллинга в школах г. Томска: методика Е. Г. Норкиной «Наш класс», многофакторный опросник эмпатии М. Дэвиса в адаптации Т. Д. Карягиной, Н. А. Будаговской, С. В. Дубровской и опросник «Духовная личность» А. Хусейна и М. Анаса в адаптации Г. В. Ожигановой. Приведены результаты опроса подростков томских школ. На основании проведенного эмпирического исследования представлена буллинг-структура школьников, определен уровень духовности и эмпатии современных подростков. Результаты продемонстрировали, что показатели духовности и эмпатии современных школьников в целом находятся на допустимом уровне. Также установлено наличие связи между показателями духовности личности, эмпатии и осуществлением кибербуллинга. Выявлено, что недостаточное развитие духовности и эмпатии может быть связано с повышенным риском проявления агрессивного поведения, в частности кибербуллинга. Ключевые слова: кибербуллинг, рискованное поведение подростков, интернет-риски, духовность, эмпатия, буллинг-структура | 1036 | |||||
834 | Несмотря на усиливающийся интерес исследователей к проблеме суеверности, на данный момент остается много противоречий и вопросов относительно ее природы и сущности, роли в жизнедеятельности и места в структуре личности. Феномен суеверности, не теряющий своей актуальности в современном обществе, рассматривается в гендерном аспекте и во взаимосвязи со смысложизненными ориентациями личности. Эмпирическое исследование феномена суеверности, а также его связи со смысложизненными ориентациями личности в гендерном контексте, проведенное на выборке из 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) в возрасте от 18 до 45 лет, не выявило значимых половых различий в выраженности компонентов суеверности и смысложизненных ориентаций, хотя все показатели суеверности у женщин были несколько выше, чем у мужчин. Были, однако, обнаружены различия в структуре взаимосвязей показателей суеверности и смысложизненных ориентаций личности между мужской и женской выборками. Ключевые слова: половые различия, суеверность, суеверные представления, смысложиз- ненные ориентации | 1035 | |||||
835 | Публикуемая статья посвящена жизни и научному творчеству создателя новой отрасли знания – этнопедагогики Геннадию Никандровичу Волкову, академику РАО. Проанализировано и осмыслено последнее десятилетие научного творчества Г. Н. Волкова в Республике Калмыкии. Материалом исследования послужили публикации о Г. Н. Волкове в Республике Калмыкии его учеников, единомышленников, сподвижников и видных ученых, а также воспоминания авторов от личных встреч с ним. Использование этого уникального и богатого материала позволило предпринять попытку изучения последнего десятилетия жизни академика в период так называемой Калмыцкой осени. В результате была предпринята попытка проанализировать и раскрыть путь первопроходца в сферу научных знаний, сущность разработанной им концепции, а также инструментарий ее исследования. Этнопедагогика – вселенская наука, раскрывающая достояние любого народа, духовно-нравственный и воспитательный его потенциал, обычаи и традиции – в этом же ключе. Академик из Чувашии – продолжатель дела великих педагогов-классиков Я. Коменского, И. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Г. Н. Волков – создатель новой научной педагогической школы, актуальной и сегодня, имеющей множество учеников и последователей в ближнем и дальнем зарубежье. Великий сын чувашского народа предстает как первопроходец, первооткрыватель; приверженец исторического родства калмыцкого и чувашского народов; как романтик, обожествляющий природу, и как человек публичный. Квинтэссенцию его научных взглядов составляет введенное и раскрытое им понятие «личность-символ» в педагогике и жизни. В публикуемом материале в многостороннем аспекте раскрывается последний период жизни и деятельности академика в Республике Калмыкии. Деятельность Г. Н. Волкова в Калмыкии ознаменована организацией кузницы ученых высшей пробы – кандидатов и докторов педагогических наук, проведением ряда международных научно-практических конференций. При его активном участии в Калмыцком госуниверситете открыта научно-исследовательская лаборатория этнопедагогических инноваций, которая стала центром изысканий с широкой географией – от Беларуси и Казахстана до Якутии. Здесь был подготовлен и издан фундаментальный труд энциклопедического характера «Этнопедагогическая пансофия». В статье выдающийся чувашский ученый рассматривается как ученый-новатор, личность-символ и человек публичный. Ключевые слова: этнопедагогика, Геннадий Никандрович Волков – основатель этнопедагогики, великий сын чувашского народа, калмыцкий и чувашский народы, личность-символ, калмыцкий период академика | 1035 | |||||
836 | Представлено изучение суверенности психологического пространства личности, функции его границы и уровня субъективного контроля у супружеских пар с разным семейным стажем. В основу исследования положены современные методики Т. С. Леви, С. К. Нартовой-Бочавер, используя которые, продолжается изучение феномена личностного пространства, его границ с точки зрения субъектно-средового подхода. Исследование психологической границы личностного пространства человека – тема, актуальная не только в пределах отдельной личности, но и в проблематике семейных отношений. Семья – первичный элемент социального пространства, формирующего содержательные характеристики личностного пространства человека, который в будущем, создавая свою семью, сформирует такое пространство и у своих детей. В исследовании приняли участие супружеские пары с разным стажем семейной жизни: менее 7 лет и более 7 лет, всего 110 человек. Установлены различия в «суверенности социальных связей», нарушения границ физического «Я», территориальной целостности семей с разным стажем жизнедеятельности. Данное исследование продолжает серию работ по изучению специфики психологического пространства личности не только у субъектов образовательной сферы школы, вуза, но и у взрослых респондентов. Ключевые слова: психологическое пространство личности, функции границы, субъективный контроль, стаж семейной жизни | 1034 | |||||
837 | Актуальность исследования определяется необходимостью изучения адаптивных возможностей человека в совладании с ситуацией вынужденной незанятости, которая представляет угрозу психологическому здоровью личности и снижает качество жизни. В исследовании проверялась гипотеза этноспецифичности реализации ценностей и механизмов психологической защиты в ситуации вынужденной незанятости в Бурятии на полиэтнической выборке (русские, буряты). Было показано отсутствие этнических различий в приоритетах ценностей «счастливая семейная жизнь» и «материально-обеспеченная жизнь». Также буряты отмечают значимость такой ценности, как «здоровье (физическое и психическое)». Наименее доступной ценностью для русских и бурят является «интересная работа», а у бурят еще и «материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)», что наиболее полно отражает ситуацию безработицы. У всех безработных выражены такие механизмы психологической защиты, как «реактивное образование» и «отрицание». В группе русских также можно выделить такие механизмы, как «замещение», «регрессия» и «компенсация». Значимых этнических различий по показателям выраженности психологических защит в группах не выявлено, но по результатам сравнения средних значений можно отметить более высокую напряженность в группе русских. Показаны этноспецифичные взаимосвязи между структурой ценностей и психологическими защитами. Ключевые слова: ценностная сфера личности, механизмы психологической защиты, безработица как социально-экономическое неблагополучие, этнокультуральные особенности | 1033 | |||||
838 | Предпринята попытка изучения феномена интегральной индивидуальности человека через призму преступного поведения, повлекшего за собой совершение тяжелого криминального деяния. Рассматривается проблема необходимости понимания сложного внутреннего мира преступника, позволяющая раскрыть специфические глубинные механизмы, обусловливающие криминализацию личности. Формулируются актуальные вопросы, связанные с выявлением особенностей структуры интегральной индивидуальности мужчин, осужденных за тяжкие преступления против личности и отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. Констатируется факт того, что рассмотрение и изучение феномена интегральной индивидуальности позволят найти оптимальный исследовательский путь, который позволит раскрыть своеобразные, индивидуальные особенности личности преступника. Исследование позволило обнаружить существенные различия между осужденными и правопослушными гражданами в разноуровневых свойствах интегральной индивидуальности, касающихся эмоциональной и коммуникативной сфер личности, а также жизненных целей. С учетом выявленных различий определена группа значимых факторов, характеризующих внутренние психологические аспекты, которые способствовали совершению тяжкого преступления против личности. Подтверждается актуальность исследования проблемы интегральной индивидуальности осужденных, позволяющая наметить новые ориентиры для осуществления психологической работы в местах лишения свободы. Предложены дальнейшие шаги, способствующие решению исследовательских задач в теоретической и практической плоскостях в поле пенитенциарной проблематики. Ключевые слова: интегральная индивидуальность, личность, преступное поведение, агрессия, осужденные, тяжкие преступления | 1033 | |||||
839 | Современная эпидемически нестабильная обстановка снижает чувство безопасности и защищенности каждого человека, а ситуация угрозы жизни становится все более привычной в мирной жизни. В этот социальный период увеличивается риск эмоционального истощения и снижения профессиональной активности медицинских работников. Значимость решения данной проблемы связана еще и с тем, что синдром эмоционального выгорания имеет сложную форму и трактуется неоднородно с точки зрения первопричин и конечного исхода. Статья посвящена изучению личностных ресурсов преодоления профессионального выгорания у медицинских работников в период пандемии COVID-19. Выявлены фазы и особенности профессионального выгорания у медицинских работников в период пандемии. Установлено, что умеренно выраженные показатели жизнестойкости могут выступать личностным ресурсом и фактором преодоления профессионального выгорания. Доказано, что врачи, обладающие жизнестойкостью как одним из личностных ресурсов, отличаются качествами, которые помогают адаптироваться и выстоять в сложных социальных ситуациях. Ключевые слова: профессиональное выгорание, жизнестойкость, медицинские работники, пандемия, личностные ресурсы | 1033 | |||||
840 | . | 1032 | |||||
841 | Рассматриваются вопросы применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при организации профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. Анализ основных тенденций подготовки студентов педагогического направления в вузе и результаты проведенного анкетирования обучающихся позволили выявить необходимость использования новых ДОТ. В качестве примера эффективного использования ДОТ приводится описание работы по созданию студентами электронного журнала, позволившего вовлечь обучающихся в образовательную деятельность и приобрести опыт применения дистанционных технологий. Практическая значимость применения дистанционной формы работы проявилась в возможности для будущих учителей начальных классов попробовать сначала самим то, что в процессе профессиональной деятельности они будут реализовывать вместе с детьми; инициировать через пробные действия и организовать пространство собственной подготовки. Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, совместность, учителя начальных классов, обучающиеся, профессиональная подготовка | 1031 | |||||
842 | Формирование жизненных планов в отношении карьеры в профессиональной и семейной сфере составляет задачу развития возрастного периода вхождения во взрослость. Транзитивность современного общества и трансформация института семьи определяют актуальность исследования типов согласования планов современной молодежи в сфере профессии и семьи. Исследована мотивационно-смысловая сфера молодых людей при различных типах согласования ими планов семейной и профессиональной карьер. Выявлены типы согласования карьерных планов в семейной и профессиональной сферах, изучены особенности мотивации при различных типах согласования карьерных планов, смысложизненных ориентаций молодых людей при различных типах согласования карьерных планов. Были использованы авторский опросник «Жизненные планы – семейная и профессиональная карьеры» и методика смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев). Выборку составили 167 студентов в возрасте от 17 до 22 лет. Выделены эмпирические типы согласования планов профессиональной и семейной карьеры (согласованность профессиональной и семейной карьеры при их высокой значимости, эгоцентрация при ориентации на профессиональную карьеру, приоритет семейной карьеры, приоритет профессиональной карьеры, негативное/незаинтересованное отношение к профессиональной и семейной сферам). Выявлены особенности мотивации для профессиональной сферы: возрастание значения социальной востребованности профессии и социального признания при согласованности карьерных планов и приоритет личных интересов при эгоцентрации. Для семейной сферы: возрастание мотивации избегания одиночества и воспитания детей при приоритете семейной карьеры, низкая мотивация воспитания детей – при приоритете профессиональной карьеры, негативном отношении к карьерным планам и эгоцентрации. Согласованность карьерных планов в профессиональной и семейной сфере связана с высокой осмысленностью жизни, переживанием ее наполненности событиями и достижениями. Ключевые слова: жизненные планы во временной перспективе, профессиональная карьера, семейная карьера, осмысленность жизни, вхождение во взрослость | 1031 | |||||
843 | На основе историко-педагогического анализа представлено содержание феномена клубного объединения поисковой направленности. Описаны признаки клуба поисковой направленности как формы общественной самоорганизации. Выделены ведущие векторы деятельности данного типа клуба: работа в архивах с документами по поиску карт местности, где велись боевые действия, и проведение поиска останков бойцов Красной армии, погибших и пропавших в годы Великой Отечественной вой ны. Выявлены и охарактеризованы реализуемые клубом поисковой направленности воспитательные практики: создание и поддержание функционирования музея боевой славы; помощь ветеранам войны и труженикам тыла; благоустройство памятников и стел, посвященных Неизвестному солдату; помощь в благоустройстве братских захоронений . Подчеркнута важность обмена опытом между участниками поискового движения, которое объединяет добровольцев из разных уголков России. С целью иллюстрации реализации задач патриотического воспитания школьников, участвующих в поисковых объединениях, описан опыт Д. М. Пыркова – педагога-организатора ОБЖ МАОУ «Школа № 55», ветерана боевых действий на Северном Кавказе (г. Нижний Новгород). Ключевые слова: клубное объединение, патриотическое воспитание старших школьников, поисковое движение, историческая память | 1030 | |||||
844 | Рост количества иностранных студентов в российских вузах требует поиска и разработки новых путей оптимизации их образовательного процесса в учебных заведениях нашей страны. Важным элементом обучения в российских вузах является физическое воспитание студентов, обеспечивающее сохранение их здоровья и поддержание оптимального функционального состояния и работоспособности. Физическое воспитание студентов вуза реализуется на учебных занятиях по физической культуре. Низкая мотивация иностранных студентов к занятиям физической культурой требует использования в учебном процессе инновационных подходов. Одним из таких подходов является применение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов. В связи с этим актуализируются вопросы мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой в вузе на основе использования балльно-рейтинговой системы оценивания. Ключевые слова: иностранные студенты, физическое воспитание, занятия физической культурой, мотивация, инновационные методы, балльно-рейтинговая система | 1030 | |||||
845 | В статье раскрываются организационные и содержательные возможности педагогического вуза, способствующие профессиональному становлению молодых педагогов. Описаны подходы двух университетов к организации наставничества. В Набережных Челнах одним из механизмов наставнической деятельности является постдипломное сопровождение молодых специалистов. В качестве примера особенностей организации наставничества в Томске приведен опыт совместной работы в центре квазипрофессиональной деятельности, где студенты могут осуществлять профессиональную деятельность по организации предшкольного образования, свои первые профессиональные пробы под руководством преподавателей-наставников. В статье представлены результаты анкетного опроса выпускных групп Набережночелнинского и Томского государственных педагогических университетов в сравнительном контексте. Полученные результаты опроса респондентов из разных вузов могут ориентировать педагогическое сообщество на работу по консолидации коллегиальных усилий для создания и реализации совместных проектов, программ, мероприятий. Ключевые слова: наставничество, постдипломное сопровождение, профессиональная адаптация, анкетирование, молодой специалист, роли наставника | 1030 | |||||
846 | Исследуется подход к формированию универсальных компетенций в курсе «Теоретическая физика. Модуль: Классическая механика» для студентов бакалавриата на примере раздела, связанного с нахождением закона движения тела. Акцент ставится на подходе к решению уравнений Гамильтона как системы дифференциальных уравнений первого порядка. Модуль «Классическая механика» является начальным этапом изучения теоретической физики. В этом разделе рассматриваются различные подходы к исследованию динамики механических систем, такие как Ньютоновская механика, Лагранжева механика и канонический формализм Гамильтона. Эти подходы являются эквивалентными, но формализм Гамильтона имеет ряд преимуществ. Тематика работы актуальна для студентов педагогических вузов, чьи профессиональные задачи предполагают умение осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1), обобщать теоретический материал и применять его к конкретным задачам с конкретными методическими целями. Цель разработки – помочь студентам увидеть общее и различное в решении задач, рассматривая предложенные задачи с единой позиции. Методическая задача состоит в формировании компетенций группы УК-1 при решении предлагаемых заданий. Ключевые слова: физико-математические науки, теоретическая физика, классическая механика, системы дифференциальных уравнений, динамика физических систем, подготовка педагогов, универсальные компетенции | 1029 | |||||
847 | Рассмотрена проблема анализа и интерпретации музыкального произведения с точки зрения теоретиков музыки и педагогов-музыкантов. Обоснована вариативность подходов к анализу, обусловленная категорией слушателей музыки, жанром произведения, неповторимостью, уровнем сложности и продолжительностью звучания, уникальностью мировоззрения композитора. Охарактеризованы отдельные виды анализа в зависимости от целевой направленности, указаны трудности и пути их преодоления. Анализ инструментальных произведений с позиций интонационной теории (интонационно-образный анализ) – своего рода социальное, историческое, художественное исследование, при котором необходима организация общения детей с автором и исполнителями сочинения в форме живого диалога, направленного на погружение в художественно-образный мир произведения, выявление смысла и эмоционально-ценностных отношений, воплощенных в образах-интонациях, формирование к нему собственного отношения (В. В. Медушевский). Представленные виды музыковедческого анализа применяются в практике музыкального образования школьников в зависимости от особенностей произведения и предпочтений педагога. Показан пример музыкально-педагогического анализа инструментальной пьесы студентами как один из возможных вариантов для использования в педагогической практике с учащимися общеобразовательной школы. Ключевые слова: анализ, интерпретация, музыкальный язык, педагог-музыкант, дети, произведение, ценности, смысл, интонация, метод | 1029 | |||||
848 | Охарактеризован комплексный подход к оцениванию универсальных учебных действий обучающихся при выполнении экспериментальной работы по химии и знаний, необходимых для этого. Предложены диагностические материалы для выставления итоговой оценки, включающие тестовые задания, кейсы, кроссенсы, отчет о выполненной работе, которые представлены в модульных картах для практических работ. Рассмотрены разработанные критерии оценки тестовых заданий входного контроля, критерии оценивания результатов работы обучающихся с кейсами, кроссенсами, оформления отчета по практической работе и шкалы оценивания, на основе которых выставляется итоговая оценка. Представлены результаты по апробации диагностических материалов к практической работе по химии в старшей школе, позволяющих поэтапно осуществить подготовку к работе, ее выполнению и качественному оформлению полученных результатов. Ключевые слова: ученический химический эксперимент, практические работы по химии, универсальные учебные действия, диагностические материалы, оценивание учащихся, итоговая оценка | 1029 | |||||
849 | Преподавание в школе, возможно, является одной из самых стрессовых профессий, которая ежедневно ставит перед учителями многочисленные задачи. Источники стресса в педагогической деятельности уникальны для каждого учителя, но в целом относятся к организационному, межличностному или личному уровням. Использование той или иной стратегии совладания со стрессом зачастую обеспечивается ресурсами психики, которые расширяют зону деятельности человека, помогают преодолевать трудности, достигать цели. В исследовании принял участие 101 педагог средней общеобразовательной школы. При обработке результатов использовался корреляционный, структурный, дисперсионный и сравнительный анализы. В целом педагоги демонстрируют умеренное использование всех стратегий совладания со стрессом. Менее опытные педагоги справляются со стрессовыми ситуациями с помощью социальной поддержки, а более опытные используют положительную переоценку. Психологическая структура совладающего поведения педагогов оказывается высокоразвитой, в ней образуются связи различного уровня значимости. Базовыми копинг-стратегиями оказываются дистанцирование и самоконтроль. Определена роль некоторых личностных ресурсов совладания со стрессом у педагогов: жизнестойкости и ее компонентов, личностной тревожности, интернального локус-контроля, самооценки и эмоциональной устойчивости. Ключевые слова: ресурсы, педагог, учитель, совладающее поведение, объяснение, копинг-поведение, педагогическая деятельность | 1028 | |||||
850 | Обозначена проблема сохранения и развития традиций системы массового музыкального воспитания, созданной под руководством Д. Б. Кабалевского. Сформулированы ее достоинства и актуализирована необходимость поддержки музыкального и музыкально-педагогического образования в целях сохранения лучших традиций прошлого и внедрения инновационных технологий, в том числе с использованием цифрового инструментария для стимулирования формирования музыкальной культуры современных школьников средствами интерактивного музицирования. Выделена основополагающая характеристика профессии педагога-музыканта российской общеобразовательной школы – многопрофильность. Помимо общепедагогической подготовки, он обязательно должен владеть игрой на инструменте, четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, профессиональным вокальным показом произведения, предназначенного для разучивания с учащимися; иметь основательную подготовку в области истории и теории музыки. Такую совокупность компетенций учителя музыки не формирует ни одна страна в мире. Данная многопрофильность, с одной стороны, создает трудности при подготовке будущего педагога-музыканта, с другой – обеспечивает возможность быть востребованным на рынке труда в качестве учителя музыки в общеобразовательной и музыкальной школе, музыкальным руководителем в дошкольном учреждении, руководителем хорового коллектива, исполнителем на музыкальном инструменте в оркестре. Ключевые слова: музыкальная культура, музыкально-педагогическое образование, интерактивные методы, цифровой инструментарий | 1025 |