ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛА В ВУЗЕ
Рассматривается понятие «педагогический стиль преподавания вокала». Данный термин понимается автором как вокально-педагогический комплекс, включающий в себя: профессионально важные качества, характеризующие вокально-педагогическую деятельность; личностные качества и характер общения преподавателя со студентами; практические методы, отражающие специфику певческой деятельности (кон центрический метод, фонетический метод, объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), метод сравнительного анализа). Описываются ход и анализ диагностики данного понятия в вузе на основе применения различных методов и методик: наблюдения занятий, диагностических методик, анкетирования педагогов и студентов. Наблюдение за деятельностью педагогов вокала представлено в двух взаимосвязанных аспектах: межличностном, отражающем стиль общения со студентами, и функционально-деловом, выявляющем вокальные методы преподавания и особенности организации процесса обучения в классе данного педагога-музыканта. На основе обобщения результатов исследования выявляется наиболее эффективный стиль преподавания вокала в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: педагогический стиль преподавания вокала, диагностика, методы диагностики, методы и приемы преподавания вокала
Библиография:
1. Вековцева Т. А. Система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 68–73.
2. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. 254 с.
3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
4. Емельянов В. В. Специфические задачи профессиональной голосовой деятельности и обучения учителя музыки и хормейстера // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. С. 62–69.
5. Датский А. А. Воспитание основ вокального исполнительства на начальном этапе обучения // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов, 1978. Вып. 1. С. 50–54.
6. Агикян М. С. О подготовке студента-вокалиста к педагогической деятельности // Вопросы вокальной педагогики: сб. ст. М.: Музыка, 1984. Вып. 7. С. 156–173.
7. Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5. С. 38–42.
8. Маркова А. К. Актуальные проблемы психологии труда учителя // Советская педагогика. 1986. № 6. С. 58–64.
9. Маркова А. К. Психология профессионализма. Самара: АСВТ, 2004. 361 с.
10. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей / под общ. ред. М. Р. Гинзбурга. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 80 с.
11. Долгополова И. В. Метаиндивидуальный эффект стиля педагогической деятельности в условиях качества образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 81–86.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ
Страницы: 51 — 58
Скачиваний: 1145