ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Aнализируется понятие «языковая компетенция» с учетом научных достижений в этой области и современных требований, предъявляемых к носителям языка. Речь идет о многоаспектной трактовке ключевого термина с психолого-педагогических, лингводидактических и методических позиций, а также с учетом практического применения результатов исследований в школьном и вузовском обучении. Особое внимание уделяется вопросам соотнесения языковой компетенции с рядом смежных разновидностей.
Ключевые слова: компетенция, языковая компетенция, коммуникативно-деятельностный подход, речевая деятельность
Библиография:
1. Оглуздина Т. П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 91–94.
2. Стародубцева О. Г. Типы упражнений для формирования лексических навыков устной речи в неязыковом вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 45–48.
3. Стародубцева О. Г. Комплекс упражнений как основа тренинга для формирования лексических навыков устной речи в неязыковом вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 7–12.
4. Стародубцева О. Г. Формирование иноязычной лексической компетенции студентов неязыкового вуза в контексте междисциплинарных связей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 38–42.
5. Артеменко Н. А. Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 53–59.
6. Петроченко Л. А. О формировании словарного запаса учащихся (на материале английского языка) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 70–75.
7. Курышева М. В. Формирование основ синтаксического анализа и пунктуационных навыков в 1–2-м классах начальной школы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 75–78.
8. Петрова Е. Ю. Реализация метапредметности на уроках географии посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 108–111.
9. Мелёхина Е. А. Технология оценивания эссе при обучении аспирантов и магистрантов письму для академических целей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 10 (151). С. 202–206.
10. Качалов Н. А. Методическая организация комплекса упражнений по развитию умений говорения и письменной речи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 143–146.
11. Михайлова О. В. Обучение профессионально ориентированному аудированию специалистов технических вузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 104–107.
12. Кольчикова Н. Л. Формирование читательских компетенций школьника в процессе литературного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 177–180.
13. Стрелец Л. И. Коммуникативная основа читательской рецепции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 50–53.
14. Курьянович А. В. О роли эпистолярных текстов в развитии коммуникативной компетентности школьников // Научнопедагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 58–63.
15. Липовка В. О. Анализ писем учащихся как способ выявления ценностных ориентаций подростков (на примере писем Деду Морозу) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 70–75.
16. Ямских Т. Н. Использование анекдотов в качестве учебных текстов при обучении иностранным языкам // Научнопедагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 55–59.
17. Косицкая Ф. Л. Обучение письменному переводу с опорой на речевой жанр // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 131–136.
18. Бочарова Т. И. Особенности естественной речи и методическая модель обучения непринужденному общению студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 60–66.
19. Бабенко И. И. Опыт описания факторов дискурсопорождения: региональные тематические лингвокреативные конкурсы школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 2 (143). С. 62–67.
20. Бабенко И. И. Одаренный ребенок в зеркале социальных ожиданий: семантико-прагматические трансформации образа в медиа-дискурсе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 10 (151). С. 119–122.
21. Судакова Н. А. О концепции школьного лингвокультурологического словаря // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 3 (131). С. 196–201.
22. Судакова Н. А. Концептуальный анализ текста на уроке русского языка в старших классах // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 10 (138). С. 222–228.
23. Бурцева Е. В. Формы работы с текстом при формировании текстовых умений школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 3 (131). С. 202–206.
24. Солоненко А. В. Использование приемов диалога при проведении учебного занятия (на примере занятия по иностранному языку) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 69–75.
25. Игна О. Н. Подходы к выявлению лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 3 (131). С. 115–119.
26. Шишковская Ю. В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством использования технологий Интернет 2.0 на занятиях по английскому языку // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 135–138.
27. Глухий Я. А., Качалов Н. А. Обучение на билингвальной основе в условиях модернизации современного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 192–195.
28. Горбунов А. Г. Дискурсивная иноязычная компетенция: онтологический подход // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 167–171.
29. Дакукина Т. А. Лингвистические аспекты понимания оригинальных иноязычных текстов в процессе их перевода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 3 (131). С. 120–123.
30. Косицкая Ф. Л., Зайцева И. Е. Обучение студентов иноязычной письменной речи для специальных/профессиональных целей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 49–53.
31. Максименко О. А. Подходы к структурированию содержания профессионально ориентированного обучения иностранным языка в высшей школе стран Европейского союза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 3 (149). С. 62–65.
32. Горюнова Е. С. Фреймовые опоры при обучении профессионально направленному иноязычному общению студентов технических специальностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 112–116.
33. Собинова Л. А. Обучение профессионально-ориентированному иноязычному чтению студентов технического вуза в контексте компетентностного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 124–126.
34. Соколова Э. Я. Компьютерные тестовые задания как средство контроля и обучения профессиональному английскому языку // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 131–134.
35. Розанова Я. В. Обучение академической норме реферирования иноязычных профессионально ориентированных текстов на основе использования метода проектов и E-LEARNING // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 114–118.
36. Низкодубов Г. А. Социально-психологические и языковые трудности при изучении английского языка в контексте непрерывного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 8 (149). С. 62–65.
37. Низкодубов Г. А. Планирование и реализация процесса обучения взрослых иностранному языку // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 127–130.
38. Проскура О. В., Минин М. Г., Герасимчук И. Ю. Проблемы и пути повышения уровня языковой подготовки студентов, планирующих участие в программах международной академической мобильности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU
Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 70–75.
39. Конышева А. В., Качалов Н. А. К вопросу соотношения языка и культуры при обучении иностранному языку в техническом вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 8 (149). С. 56–61.
40. Плотникова Н. Н. К вопросу о преподавании иностранного языка в современной начальной школе: мнение педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 103–108.
41. Дроздова О. А. Роль речевых ситуаций в обучении иноязычному общению младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 109–111.
42. Тарасова Л. В. Характеристика основных организационных форм учебного взаимодействия в процессе обучения иностранному языку в начальных классах школ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134).
С. 64–68.
43. Буран А. Л. Обучение студентов неязыкового вуза основам создания вторичных текстов при чтении иноязычной литературы по специальности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 127–130.
44. Буран А. Л. Психологические особенности обучения профессионально-ориентированному чтению студентов неязыкового вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 188–191.
45. Иценко И. А. Педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 202–206.
46. Суван-оол Е. С. Текстовая компетентность в структуре профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 108–113.
47. Баластов А. В. Специфические характеристики обучения иноязычному профессионально ориентированному общению преподавателей нелингвистических специальностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 119–122.
48. Качалов Н. А. Организация контроля уровня развития продуктивных коммуникативных умений у студентов неязыкового вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 123–126.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 90 — 101
Скачиваний: 1665