ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ПУБЛИКАЦИЯХ
На основе анализа публикаций в научных журналах выделены основные направления современных исследований в русле духовной проблематики: сущность личностной духовности; специфика духовного развития личности; педагогическое обеспечение духовного развития личности в образовательных учреждениях; подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей. В рамках данных направлений рассмотрены следующие аспекты педагогического осмысления проблемы духовности: понятие «духовность»; компонентный состав личностной духовности; уровни и факторы ее развития; педагогические условия развития духовности; подходы в подготовке будущих педагогов к духовному воспитанию школьников.
Ключевые слова: духовность, духовное развитие, духовное воспитание, духовно-нравственное воспитание, воспитание духовности, развитие духовности, педагогика духовности
Библиография:
1. Китаев Д. Г. Творчество в онтологической структуре духовности // Система ценностей современного общества. 2009. № 7. С. 6–9.
2. Чичканова Е. Л. Сущность духовно-нравственного воспитания детей // Вестн. Томского гос. ун-та. 2006. № 3 (43). С. 328–330.
3. Пац М. В. Философско-педагогические основы воспитания духовности // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 135–140.
4. Никитина Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы // Научно-просветительский педагогический журнал «Педагогика культуры». URL: http://www.pedagogika-cultura.ru/7-2008-g/333-nikitina-7 (дата обращения: 08.01.15 г.).
5. Чернова М. Б. Проблемы духовности и свободы личности в современном обществе // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 26–30.
6. Некрасова Н. А., Некрасов С. И. Природа и сущность духовности: феноменологический анализ // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2006. № 1. С. 561–566.
7. Буравлева Н. А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 189–192.
8. Хохлов С. И. К понятию духовности в образовании // Вестн. Московского гос. гум. ун-та им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 4. С. 34–39.
9. Костюк Ю. А. Феномен духовности и его место в развитии акмеологии // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 90–94.
10. Абсалямова Г. Г., Байгулова Г. С. О сущности и структуре духовности личности // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2012. Т. 1. № 37-2. С. 104–107.
11. Вальченко С. А. Духовность личности: сущность, структура и уровни развития // Известия Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины. 2014. № 5. С. 5–9.
12. Борытко Н. М. Духовность в структуре этической позиции студента // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2012. № 1 (65). С. 82–85.
13. Волошина Л. В. Духовность: вопросы, суждения, мнения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 40–44.
14. Вовченко В. А. К вопросу определения понятия «духовность» // Общество и человек. 2010. № 1 (1). С. 144–151.
15. Дементьева Н. Н. Проблемы развития духовности студентов педагогического вуза // Поволжский педагогический поиск. 2013. № 1 (3). С. 104–108.
16. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Южного федерального ун-та. Технические науки. 2005. № 7 (51). С. 16–21.
17. Степанова И. Н., Шалютин С. М. Духовность личности как проблема философии образования // Вестн. Тюменского гос. ун-та. 2006. № 2. С. 99–107.
18. Костюк Ю. А. Феномен духовности и его место в развитии акмеологии // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 90–94.
19. Коваль И. А. Ценностная обусловленность развития духовности в отногенезе // Известия Воронежского гос. пед. ун-та. 2013. № 1 (260). С. 73–75.
20. Крымгужина З. З. Воспитание духовности учащихся как педагогическая проблема // Система ценностей современного общества. 2013. № 31. С. 162–165.
21. Костюкова Т. А., Шульгин А. Православная педагогика в современной духовной и культурно-исторической ситуации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 10. С. 25–30.
22. Костюкова Т. А. Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 13. С. 141–144.
23. Костюкова Т. А. Особенности отечественного опыта приобщения к традиции культуры в системе светского образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 133–135.
24. Березина Т. Н. О развитии духовных способностей человека // Вестн. Московского гос. гум. ун-та им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 23–30.
25. Витрук Е. Е., Коллегов А. К. Сохранение духовно-нравственного здоровья субъектов педагогического процесса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 158–162.
26. Репин М. В. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза (на примере цикла естественно-научных дисциплин) // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 157–162.
27. Никитенко С. Н. Целостный подход в педагогике духовности // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2011. № 1 (55). С. 18–20.
28. Никитенко С. Н. Педагогика духовности: взгляд с позиций гуманитарной педагогической парадигмы // Грани познания. 2012. № 3 (17). С. 76–79.
29. Соловцова И. А. Духовное воспитание: аспект законосообразности // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2006. № 4. С. 40–45.
30. Соловцова И. А. Система духовного воспитания школьников: проблемы проектирования // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2006. № 2–1 (51). С. 47–51.
31. Карпова О. С. Модель применения ценностно-смысловой проблемной ситуации как средства духовного воспитания подростка // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2011. № 4 (58). С. 83–86.
32. Соловцова И. А. Проблемы духовного воспитания: концептуальные основания и направления исследования // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2011. № 8 (62). С. 86–91.
33. Бахчиева О. А. Проблема духовно-нравственного воспитания будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 4 (22). С. 122–124.
34. Павлов В. И. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих учителей // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 139–146.
35. Кудина О. Н. Актуализация духовно-нравственного опыта будущих учителей в период вузовского обучения // Вестн. Северо-Восточного гос. ун-та. 2009. № 12. С. 76–80.
36. Шитякова Н. П. Сущность подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. 2006. № 16 (71). С. 145–149.
37. Азбукина Е. Ю., Волошина Л. В. Духовные ценности и личностный потенциал педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 38–41.
38. Туралиев Б. С. Педагогические условия подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 21. С. 21–26.
39. Павлов В. И. Педагогические условия формирования у будущих учителей компетентности в области духовно-нравственного воспитания в процессе профессиональной подготовки // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2013. № 4 (80). Ч. 1. С. 123–130.
40. Куприна Н. Г. Культурологический подход в подготовке студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию школьников // Педагогическое образование и наука. 2013. № 6. С. 134–138.
Выпуск: 4, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 85 — 94
Скачиваний: 1394