МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК МАРКЕР ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Предлагаемое исследование посвящено изучению особенностей межличностного общения подростков с задержкой психического развития (ЗПР). В процессе исследования установлено, что подросткам с ЗПР сложно устанавливать контакт. В ученическом коллективе они занимают низкие статусные позиции – «малопопулярные» и «отверженные». Подростки с нормальным психическим развитием не принимают своих сверстников с ЗПР в свой круг общения. Большинство подростков с ЗПР, так же как и подростков с нормальным психическим развитием, имеют нормальный уровень агрессивности. Уровень враждебности у подростков с ЗПР выше по сравнению со сверстниками, имеющими нормальное психическое развитие. У подростков и с нормальным развитием, и с ЗПР имеются проблемы, связанные с отношением к отцу, будущему и нереализованным возможностям. Доля подростков, имеющих указанные проблемы, составляет 5–10 %. Среди подростков с ЗПР данный показатель чуть выше. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подростки с ЗПР имеют особенности межличностного общения, которые затрудняют их пребывание в ученическом коллективе. Психологам и педагогам необходимо знать специфику межличностного общения подростков с ЗПР для обеспечения максимально комфортной и безопасной образовательной среды.
Ключевые слова: межличностное общение, социализация, подростки, задержанное психическое развитие
Библиография:
1. Алтунина И. Р., Немов Р. С. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2011. 426 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. М.: Аспект Пресс, 2010. 363 с.
3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения: полный курс. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. 416 с.
4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2011. 573 с.
5. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
6. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 317 c.
7. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010. 811 с.
8. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт. – сост. С. А. Коробкина. Волгоград: Учитель, 2014. 237 с.
9. Волков Б. С. Психология подростков. СПб.: Питер, 2010. 240 с.
10. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Специальная психология. Введение в специальность: учеб. пос-е. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2015. 264 с.
11. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Особенности внимания младших школьников с ОНР IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 76–78.
12. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Интернет-журнал «Науковедение». Т. 7, № 2 (2015). ISSN 2223–5167. URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/18PVN215.pdf (доступ свободный).
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 26 — 30
Скачиваний: 2316