МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ
Рассматриваются методологические основания и организационно-педагогические условия повышения эффективности общего образования детей мигрантов. Авторы рассматривают системный, аксиологический и антропологический подходы построения образования в поликультурной школе. Установлены организационно-педагогические условия реализации ценностей компетентностного подхода. Предполагается создание гуманизированной образовательной среды, а также форм взаимодействия семьи, школы и социальных институтов, поддерживающих как общее, так и дополнительное образование. Используется интегративный подход, в котором специфические особенности этнических групп служат фундаментом для взаимообогащения различных культур и обеспечения целостности современной культуры.
Ключевые слова: дети мигрантов, поликультурная среда, обучение, интеграция, культуросообразность, гуманизм, диалогичность, толерантность
Библиография:
1. Policies and practices for teaching sociocultural diversity. Concepts, principles and challenges in teacher education // Council of Europe. 2009.
2. Богатенкова Н. В. Идеи социокультурного многообразия в образовательной системе Санкт-Петербурга // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. В. Константинов. М.: Изд-во «Перо», 2014. 226 с.
3. Галоян Я. Э. Педагогическая поддержка детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2004.
4. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Акты конституционного права / Права и свободы человека и гражданина / Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Сайт Конституции Российской Федерации: http://constitution.garant.ru/act/right/180406/ (дата обращения: 17.08.2015).
5. Бабенко И. В. Педагогическое лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов: дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998; Бондаревская Е. В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2010. № 3; Бондаревская Е. В., Шоган В. В., Лукаш С. Н., Сторожакова Е. В., Картавцева О. Д., Анфимова Л. А. Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе // Изв. каф. педагогики ПИ ЮФУ. Ростов н/Д, 2010. № 2; Петренко М. А. Теория педагогической интеракции: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2010; Петренко М. А. Теория педагогической интеракции: моногр. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 168 с.; Федорова С. Н. Этнонаправленная педагогическая деятельность в различных звеньях системы образования: моногр. М.: ИНПО, 2006. 192 с.; Федорова С. Н. Профессионализм этнокультурной деятельности педагога // Наука и школа. 2006. № 2. С. 6–10.
6. Гукаленко О. В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д: РГПУ, 2000; Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА РАН, 1993; Стрельцова Н. Я. Аналитический доклад «Проблемы адаптации детей мигрантов в школе». Сургут, 2008; Суртаева H. H., Иванова О. А., Иванова А. В. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в школьном социуме / Гос. науч. учреждение «Ин-т образования взрослых РАО». СПб.: ИОВ РАО, 2004. 84 с.; Костин Р. А. Разработка модели системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учебных заведений в условиях перехода к уровневой системе ВПО (монография). СПб.: СПбГУСЭ, 2009. 243 с. (Викторов А. Д., Боровиков А. В. и др., всего 16 человек).
7. Люрья Н. А., Малиновская С. М. Вопросы междисциплинарного анализа понятия «этнокультурный компонент» в общеобразовательной практике региона // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 1913. Вып. 13 (141). С. 143–147.
8. Малиновская С. М., Люрья Н. А. Модельные требования к реализации этнокультурного компонента в общеобразовательной практике // Евразийский союз ученых (ЕСУ). Современные концепции научных исследований: материалы XIII Междунар. науч. – практ. конф. (Москва, 29–30.04.2015). 2015. № 4 (13). Ч. 6. С. 41–44.
9. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений. Москва–Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. 688 с.; Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 494 с.
10. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. М., 1993; Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 154 с.; Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования. М.: МАРО, 1996. 545 с.
11. Прозументова Г. Н., Малкова Г. Ю. Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (69). С. 13–17.
12. Поздеева С. И. «Как мы работаем и общаемся с классом? Проверим себя сами!» http://ps.1september.ru/article.php?ID=20030311913; Люрья Н. А. Формирование профессиональных качеств педагога в системе образования вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 216–221.
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Страницы: 103 — 111
Скачиваний: 1145