ПОНИМАНИЕ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
Обобщен опыт изучения расстройств аутистического спектра (РАС) с разных позиций. На данный момент аутизм трактуется как сложное нарушение психического развития, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. К сожалению, до настоящего времени этиологическая концепция расстройств аутистического спектра не может считаться завершенной. Одно из ведущих мест среди факторов риска аутизма занимают представления о наследственной отягощенности, хотя генетическая картина аутистической предиспозиции крайне разнообразна и до конца не определена. Учитывая масштабы распространенности и гетерогенности РАС во всем мире, на современном этапе исследования данной патологии важно обратиться к междисциплинарному подходу, который позволит обеспечить более эффективное медико-психологопедагогическое сопровождение ребенка. Следует понять, что сегодня проблема РАС – это проблема не только психиатров, но и других специалистов, в частности биологов, психологов, педагогов и реабилитологов, даже философов.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, психическое развитие, дизонтогенез, междисциплинарный подход
Библиография:
1. Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему // Социальная и клиническая психиатрия. 2014. Т. 24, № 3. С. 96–101.
2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб.: Ин-т спец. педаг. и психол., 1998. 312 с.
3. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Специальная психология. Введение в специальность: учеб. пос-е. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2015. 264 с.
4. Официальный сайт МКБ-10. URL: http://mkb10.com/b/62 (доступ свободный) (дата обращения: 01.02.2016).
5. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Альманах ИКП РАО. 2001. № 3. С. 1–16.
6. Башина В. М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1997. 240 с.
7. Каган В. Е. Аутизм детей. Л.: Медицина, 1981. 190 с.
8. Белоусова М. В., Прусаков В. Ф., Уткузова М. А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача // Практическая медицина. 2009. № 6 (38). С. 36–40.
9. Печникова Л. С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997.
10. Rutter M. The treatment of autistic children // J. Child. Psycol. Psychiatr. 1985. Vol. 26.
11. Гиренок Ф. Аутография языка и сознания. М.: Летний сад, 2010. 336 с.
12. Джозеф Р. М. Нейропсихологические основы понимания аутизма. Пер. с англ. Д. Ермолаева / Robert M. Joseph. Neuropsychological frameworks for understanding autism // International Review of Psychiatry. 1999. № 11. C. 309–325.
13. Сансон П. Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми. М.: Теревинф, 2008. 208 с.
14. Болотов В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях // Дошкольное воспитание. 2002. № 5. С. 2–8.
15. Филимонова Е. А. Общеобразовательные и специально-дидактические подходы к обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) // Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы психологии» (26 февраля 2015 г.). Краснодар, 2015. С. 85–93.
16. Филимонова Е. А. Ранняя психолого-педагогическая поддержка детей с расстройствами аутистического спектра в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Материалы всерос. науч.-практ. конф. «Здоровье участников образовательного процесса: наука и практика» (25–26 марта 2015). Томск, 2015. С. 133–138.
17. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В., Иваничко П. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб.- метод. комплекс. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2014. 264 с.
18. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7, № 2. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/18PVN215.pdf (дата обращения: 01.02.2016).
Выпуск: 3, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 16 — 22
Скачиваний: 2362