ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Представлен историко-педагогический анализ становления понятия коммуникативной компетенции студентов вузов. В рамках данной проблемы рассмотрены ее главные аспекты и исследованы основные дефиниции, характеризующие коммуникативную компетенцию студента. Определено содержание, структурный анализ, выявлены основные компоненты (мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, рефлексивный) коммуникативной компетенции. Подчеркивается взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов, а их интеграция способствует эффективному формированию коммуникативной компетенции студентов.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, структура, мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, рефлексивный компоненты
Библиография:
1. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 123 с.
2. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. Р. 269–293.
3. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Pp. 1–14.
4. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38–45.
5. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. 1985.
6. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пос-е для вузов. М.: Высш. шк., 2003. 332 с.
7. Сагдеева Г. С. Развитие интеллектуальной компетентности будущих специалистов (на примере подготовки инженеров-электриков): дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2013. 200 с.
8. Холодная М. А., Берестнева О. Г., Кострикина И. С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научно-технической деятельности // Психол. журнал. 2005. № 1. С. 29–37.
9. Гришко И. Н. Лингвистические задачи как средство развития интеллектуально-коммуникативных компетенций студентов юридических вузов (на примере обучения немецкому языку): дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2004.
10. Гегель Г. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. 452 с.
11. Cattell R. B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Miffl in Company, 1971. 583 p.
12. Андерсон Д. Когнитивная психология. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с.
13. Изаренков Д. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54–60.
Выпуск: 3, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 97 — 102
Скачиваний: 1012