СОСТОЯНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Раскрыт подход к пониманию смыслового чтения как метапредметного умения, описан его операциональный состав, обоснована его значимость для получения образования обучающимися. Охарактеризованы особенности видов чтения, различающихся по характеру извлекаемой из текста информации и предполагаемому ее использованию: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Представлены результаты исследования сформированности смыслового чтения у школьников с задержкой психического развития на основе анализа возможности осуществлять просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение. Они оцениваются по итогам выполнения обучающимися заданий, связанных с различной степенью полноты и точности понимания текстовой информации. Описаны и проанализированы основные виды ошибок, характерных для испытуемых, указана их возможная причинная обусловленность.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, смысловое чтение, виды чтения, просмотровое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение
Библиография:
1. Ломакина Г. Н., Скоробогатова А. С. Способность к смысловому чтению как метапредметный результат обучения иностранному языку в средней школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 4. С. 83–87.
2. Нижегородцева Н. В., Волкова Т. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности // Ярославский педагогический вестник. 20012. Т. II, № 2. С. 257–262.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
4. Ладыженская Т. А., Михальская А. К. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / сост. А. А. Князьков. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта, 1998. 312 с.
5. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь. СПб.: КАРО, 2006. 128 с.
6. Ясинская С. Г. Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения // Русская словесность. 2007. № 2. С. 49–53.
7. Фоломкина С. К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе: автореф. … д-ра пед. наук. М., 1974. 64 с.
8. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во «ИКАР», 2009. 448 с.
9. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пос-е. М.: Просвещение, 1979. 431 с.
10. Ивлева М. Г. Особенности предпосылок формирования коммуникативного чтения у учащихся с задержкой психического развития // Специальное образование: науч.-метод. журн. (Екатеринбург). 2012. № 2 (26). С. 58−66.
11. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.
Выпуск: 3, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ, ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 148 — 154
Скачиваний: 1313