Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 28.05.2025
Главная Выпуски журнала 2017 Год Выпуск №1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

Подаева Наталия Георгиевна, Подаев Михаил Валерьевич

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-27-38

Информация об авторе:

Подаева Наталия Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, заведующий кафедрой прикладной математики и информатики, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Липецкая область, Россия). E-mail: podaeva@mail.ru. Подаев Михаил Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподавания, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Липецкая область, Россия). E-mail: podaev86@gmail.com.

Теоретически обосновывается технология обучения геометрии младших подростков, ориентированная на освоение ценностного содержания геометрических понятий. С позиций социокультурного подхода рассматривается фаза цикла освоения ценности – коммуникация: формирование понимания и способов действия с геометрическими понятиями. Выделяются этапы коммуникации, содержание которых определяется структурой деятельностной компоненты геометрических понятий, включающей как предметные действия, так и реальные познавательные и формальные операции. Выделяется схема освоения ценностного содержания геометрических понятий: 1) мотивация изучения геометрического материала; 2) пространственный компонент коммуникации (уровень представлений), включающий: а) образ восприятия (перцепт) – представление, натурализацию идеального содержания в знаке в качестве средства преодоления формализма; б) обобщенное представление или предпонятие (образ-концепт). Преодоление знаковой натурализации – так называемая денатурализация, обеспечиваемая психодидактическими задачами осознания, осмысления и обобщения содержания и процесса деятельности; 3) логический компонент коммуникации (вербально-логический уровень). Понятие – система понятий; 4) эмоционально-оценочный компонент. Ценностно-ориентированное обучение, представляющее так называемую контекстную область математического знания и рассматриваемое как постепенное накопление системы ценностных (оценочных) знаний, создающих эффект «личного присутствия» обучающегося в процессе усвоения математики, – сведений о возможном отношении человека к определенным фактам, явлениям, действиям, умозаключениям. Обосновывается экспериментально подтвержденная гипотеза: эффективность социокоммуникативных процессов в ситуации обучения геометрии младших подростков обусловлена целым рядом факторов, среди которых – реализация психодидактических закономерностей осознания, осмысления и обобщения содержания и процесса деятельности; поэтапное развитие целостной психической структуры «образ – представление – предпонятие – понятие – система понятий»; поэтапное развитие деятельностной компоненты геометрических понятий: предметные действия, реальные познавательные операции, формальные операции.

Ключевые слова: социокультурное содержание обучения математике, коммуникация, ценностное содержание геометрических понятий, плоскость содержания понятия, плоскость знаковой формы, целостные операции

Библиография:

1. Герасимова Е. Инвестиции в учителей всегда самые выгодные // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/education/2013-12-17/8_teachers.html (дата обращения: 01.12.2016).

2. Савицкая Н. Урок математики PISA // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/education/2014-01-21/8_pisa.html (дата обращения: 01.12.2016).

3. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: Социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012. 447 с.

4. Любимов Л. Л. Общество без молчунов и коррупционеров // Учительская газета. 2011. № 24. С. 4–5.

5. Щедровицкий Г. П. Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание». URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/67 (дата обращения: 01.12.2016).

6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982.

7. Методика обучения геометрии: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Гусев, В. В. Орлов, В. А. Панчишина и др.; под ред. В. А. Гусева. М.: Академия, 2004.

8. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 264 с.

9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984.

10. Устиловская А. А. Психологические механизмы преодоления знаковой натурализации идеального содержания геометрических понятий: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 160 с.

11. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Шк. культ. полит., 1995. 800 с.

12. Кузовлев В. П. Основы геометрии: учебное пособие для 5–6 классов.

podaeva_n._g._27_38_1_15_2017.pdf ( 713.85 kB ) podaeva_n._g._27_38_1_15_2017.zip ( 673.81 kB )

Выпуск: 1, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 27 — 38

Скачиваний: 1540

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ