Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 28.05.2025
Главная Выпуски журнала 2017 Год Выпуск №1 ДЕФИЦИТ МНЕМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОГНИТИВНЫЙ БАРЬЕР В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ УЧЕНЫХ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ДЕФИЦИТ МНЕМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОГНИТИВНЫЙ БАРЬЕР В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ УЧЕНЫХ

Шабаловская Марина Владимировна, Бохан Татьяна Геннадьевна, Малкова Ирина Юрьевна, Галажинская Оксана Николаевна, Ульянич Анна Леонидовна

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-133-141

Информация об авторе:

Шабаловская Марина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Сибирский государственный медицинский университет (Московский тракт, 2, Томск, Россия, 634050); доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: m_sha79@mail.ru Бохан Татьяна Геннадьевна, доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой психотерапии и психологического консультирования, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: btg960@sibmail.com Малкова Ирина Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: malkovoi@yandex.ua Галажинская Оксана Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: Oxanagala@yandex.ru Ульянич Анна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: fiale@ya.ru

Представлены результаты исследования степени мнемического потенциала концептуальной структуры и ее связи со стилем саморегуляции у начинающих ученых. В исследовании участвовали 122 начинающих ученых (аспиранты и магистры, привлеченные к научно-исследовательской деятельности). Методы исследования: методика «Формулировка проблем» М. А. Холодной, опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). В результате выявлен недостаточно сформированный объем и сложность мнемического потенциала понятийных структур молодых ученых, установлена положительная связь показателей сложности сформулированных проблем с процессом планирования собственной деятельности.

Ключевые слова: когнитивные барьеры, ментальный опыт, понятийное мышление, мнемический потенциал, стиль саморегуляции, научно-исследовательская деятельность

Библиография:

1. Лопаткин В. М., Калачев Г. А., Бокова О. А., Куликова Л. Г. Инновационный потенциал научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3 (22). С. 200–202.

2. Сыманюк Э. Э., Девятовская И. В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 80–92.

3. Бохан Т. Г., Шабаловская М. В., Малкова И. Ю., Даничкина В. Е. Психические состояния, сопровождающие становление научно-исследовательской деятельности молодых ученых // Сибирский психологический журнал. 2016. № 60. С. 93–107.

4. Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3–18.

5. Маралов В. Г. Проблема барьеров саморазвития личности в отечественной психологии // Альманах современной науки и образования. 2015. № 1 (91). С. 72–76.

6. Кедров Б. М. О творчестве в науке и технике: (Научно-популярные очерки для молодежи). М.: Молодая гвардия, 1987. 192 с.

7. Богоявленская Д. Н. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.

8. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб.: Иматон, 2005.

9. Виноградова Л. В. Интеллектуальный контроль как фактор преодоления эмоционально трудной ситуации // Психологический журнал. 2004. Т. 12, № 5. С. 21–28.

10. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.

11. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

12. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл: PerSe, 2000. 685 с.

13. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

14. Harvey О. J. System structure, flexibility and creativity // Experience, structure and adaptability. New York: Springer, 1966. Pp. 39–65.

15. Трифонова А. В. Понятийные способности как основа индивидуального интеллектуального ресурса: дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 146 с.

16. Трифонова А. В. Взаимосвязь аналитического интеллекта, креативности и понятийных способностей в рамках исследования признаков интеллектуальной одаренности // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы международной научной конференции. М.: ИП РАН, 2013. С. 98–100.

17. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.

18. Шабаловская М. В., Бохан Т. Г., Малкова И. Ю., Радишевская Л. В. Саморегуляция как критерий психологической готовности к успешному освоению фаз научно-исследовательской деятельности молодых ученых // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 9–15.

19. Бохан Т. Г., Алексеева Л. Ф., Шабаловская М. В., Морева С. А., Кузнецова Т. М. Личностные характеристики как ресурсы и потенциал развития психологической готовности к научно-исследовательской работе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 11 (139). С. 98–102.

shabalovskaya_m._v._133_141_1_15_2017.pdf ( 423.28 kB ) shabalovskaya_m._v._133_141_1_15_2017.zip ( 412.75 kB )

Выпуск: 1, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 133 — 141

Скачиваний: 1583

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ