ДЕФИЦИТ МНЕМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОГНИТИВНЫЙ БАРЬЕР В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ УЧЕНЫХ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-133-141
Представлены результаты исследования степени мнемического потенциала концептуальной структуры и ее связи со стилем саморегуляции у начинающих ученых. В исследовании участвовали 122 начинающих ученых (аспиранты и магистры, привлеченные к научно-исследовательской деятельности). Методы исследования: методика «Формулировка проблем» М. А. Холодной, опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). В результате выявлен недостаточно сформированный объем и сложность мнемического потенциала понятийных структур молодых ученых, установлена положительная связь показателей сложности сформулированных проблем с процессом планирования собственной деятельности.
Ключевые слова: когнитивные барьеры, ментальный опыт, понятийное мышление, мнемический потенциал, стиль саморегуляции, научно-исследовательская деятельность
Библиография:
1. Лопаткин В. М., Калачев Г. А., Бокова О. А., Куликова Л. Г. Инновационный потенциал научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3 (22). С. 200–202.
2. Сыманюк Э. Э., Девятовская И. В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 80–92.
3. Бохан Т. Г., Шабаловская М. В., Малкова И. Ю., Даничкина В. Е. Психические состояния, сопровождающие становление научно-исследовательской деятельности молодых ученых // Сибирский психологический журнал. 2016. № 60. С. 93–107.
4. Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3–18.
5. Маралов В. Г. Проблема барьеров саморазвития личности в отечественной психологии // Альманах современной науки и образования. 2015. № 1 (91). С. 72–76.
6. Кедров Б. М. О творчестве в науке и технике: (Научно-популярные очерки для молодежи). М.: Молодая гвардия, 1987. 192 с.
7. Богоявленская Д. Н. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
8. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб.: Иматон, 2005.
9. Виноградова Л. В. Интеллектуальный контроль как фактор преодоления эмоционально трудной ситуации // Психологический журнал. 2004. Т. 12, № 5. С. 21–28.
10. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.
11. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
12. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл: PerSe, 2000. 685 с.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
14. Harvey О. J. System structure, flexibility and creativity // Experience, structure and adaptability. New York: Springer, 1966. Pp. 39–65.
15. Трифонова А. В. Понятийные способности как основа индивидуального интеллектуального ресурса: дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 146 с.
16. Трифонова А. В. Взаимосвязь аналитического интеллекта, креативности и понятийных способностей в рамках исследования признаков интеллектуальной одаренности // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы международной научной конференции. М.: ИП РАН, 2013. С. 98–100.
17. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.
18. Шабаловская М. В., Бохан Т. Г., Малкова И. Ю., Радишевская Л. В. Саморегуляция как критерий психологической готовности к успешному освоению фаз научно-исследовательской деятельности молодых ученых // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 9–15.
19. Бохан Т. Г., Алексеева Л. Ф., Шабаловская М. В., Морева С. А., Кузнецова Т. М. Личностные характеристики как ресурсы и потенциал развития психологической готовности к научно-исследовательской работе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 11 (139). С. 98–102.
Выпуск: 1, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 133 — 141
Скачиваний: 1157