К ВОПРОСУ О ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-178-184
Рассматривается зарубежный опыт исследования понятия информационно-коммуникационной компетентности педагога. С интенсивным развитием глобализации и информатизации появляются различные информационно-коммуникационные технологии, которые оказывают влияние на организацию процесса обучения, способы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, на появление новых компетентностей педагога. В связи с этим зарубежный опыт исследования новой компетентности представляет интерес ввиду детальной проработанности на теоретическом и практическом уровнях. Более того, представлены характеристики различных групп исследователей и образовательных организаций, занимающихся вопросами сути понятия и содержательного наполнения информационно-коммуникационной компетентности педагога.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, зарубежный опыт, информационно-коммуникационные технологии, профессиональное образование
Библиография:
1. Назаренко А. Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение: учебник. М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. 271 с.
2. Buabeng-Andoh C. Factors infl uencing teachers’ adoption and integration of information and communication technology into teaching: a review of the literature // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology. 2012. № 8 (1). P. 136–155.
3. Guzman A., Nussbaum M. Teaching competencies for technology integration in the classroom // Journal of Computer Assisted Learning. 2009. № 20 (5). P. 453–469.
4. Kabakci Yurdakul I., Coklar A. N. Modeling preservice teachers’ TPACK competencies based on ICT usage // Journal of Computer Assisted Learning. 2014. № 30 (4). P. 363–376.
5. Markauskaite L. Exploring structure of trainee teachers’ ICT literacy: the main components of, and relationships between, general cognitive and technical capabilities // Educational Technology Research and Development. 2007. № 55 (6). P. 547–572.
6. Wastiau P., Blamire R., Kearney C., Quittre V., Gaer E. van de, Monseur C. The use of ICT in education: a survey of schools in Europe // European Journal of Education. 2013. № 48. P. 11–27.
7. Hall R., Atkins L., Fraser J. Defi ning a self-evaluation digital literacy framework for secondary educators: the DigiLit Leicester project // Research in Learning Technology. 2014. № 22. P. 21–40.
8. Krumsvik R. J. Digital competence in the Norwegian teacher education and school // Högre utbildnin. 2011. № 1 (1). S. 39–51.
9. Krumsvik R. J. Teacher educators’ digital competence // Scandinavian Journal of Educational Research. 2014. № 58 (3). P. 269–280.
10. Tondeur J., Aesaert K., Pynoo B., Braak J. van, Fraeyman N., Erstad O. Developing a validated instrument to measure preservice teachers’ ICT competencies: meeting the demands of the 21st century // British Journal of Educational Technology. 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/288073546_Developing_a_validated_instrument_to_measure_preservice_teachers%27_ICT_competencies_Meeting_the_demands_of_the_21st_century (дата обращения: 25.04.2017).
11. Wastiau P., Blamire R., Kearney C., Quittre V., Gaer E. van de, Monseur C. The use of ICT in education: a survey of schools in Europe // European Journal of Education. 2013. № 48. P. 11–27.
12. Voogt J., Knezek G., Cox M., Knezek D., ten Brummelhuis A. Under which conditions does ICT have a positive effect on teaching and learning? A Call to Action // Journal of Computer Assisted Learning. 2013. № 29 (1). P. 4–14.
13. Voogt J., Fisser P., Pareja Roblin N., Tondeur J., van Braak J. Technological pedagogical content knowledgeea review of the literature // Journal of Computer Assisted Learning. 2013. № 29 (2). P. 109–121.
14. Karaca F., Can G., Yildirim S. A path model for technology integration into elementary school settings in Turkey // Computers & Education. 2013. № 68. P. 353–365.
15. Almerich G., Natividad O., Suarez-Rogroguez J., Diaz-Garcia I. Teaches’ information and communication technology competences: a structural approach // Computers and Education. 2016. № 100. P. 110–125.
16. Ertmer P. A., Ottenbreit-Leftwich A. T. Teacher technology change; how knowledge, confi dence, beliefs and culture intersect // Journal of Research on Technology in Education. 2010. № 42 (3). P. 255–284.
17. Shulman L. S. Those who understand: knowledge growth in teaching // Educational Researcher. 1986. № 15 (2). P. 4–14.
18. Shulman L. S. Knowledge and teaching: foundations of the new reform // Harvard Educational Review. 1987. № 57. P. 1–22.
19. Angeli C., Valanides N. Pre-service teachers as ICT designers: an instructional design model based on an expanded view of pedagogical content knowledge // Journal of Computer-Assisted Learning. 2005. № 21 (4). P. 292–302.
20. Baylor A. L., Ritchie D. What factors facilitate teacher skill, teacher morale, and perceived student learning in technology-using classroom? // Computers & Education. 2002. № 39 (4). P. 395–414.
21. Hsu S. Developing a scale for teacher integration of information and communication technology in grades 1–9 // Journal of Computer Assisted Learning. 2010. № 26 (3). P. 175–189.
22. Ottestad G., Kelentric M., Gudmundsdottir G. B. Professional digital competence in teacher education. Nordic Journal of Digital Literacy, 2014. № 9 (4). P. 243–249.
23. Tomte C., Hovdhaugen E., Solum N. H. ICT in initial teacher training. Country report, Norway. Oslo: OECD, 2009. URL: http://www.oecd.org/edu/ceri/45128319.pdf (дата посещения: 28.04.2017).
Выпуск: 3, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 178 — 184
Скачиваний: 1036