ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-40-46
В контексте гуманизации высшего профессионального образования рассматривается проблема выявления студентов, подверженных дистрессовым состояниям в период сессии. Отмечается, что данных о влиянии межполушарных различий на стрессоустойчивость в науке недостаточно. Обозначена специфика экзаменационного стресса как одной из разновидностей социального, названы основные стрессогенные факторы экзаменационного периода. Дан обзор позиций в отношении психологических различий, приписываемых лицам с доминированием правой и левой руки. Продиагностирован по методике PSM-25 уровень стресса у студентов в межсессионный и экзаменационный периоды, зафиксировано его возрастание до средних значений. Проведено сравнение уровня академического стресса у студентов-правшей и левшей на основе измерения феноменологической структуры его переживания. Сопоставлена когнитивная, соматическая и эмоциональная симптоматика стресса у правшей и левшей на основе их самооценивания. Выявлены различия в их эмоциональных реакциях на стресс. При оценивании экзаменационного волнения в целом левши воспринимают ситуацию более драматично, что подтверждается статистически. Выполнен качественно-содержательный анализ стратегий преодоления стресса студентами с разным типом межполушарной асимметрии. Обнаружены различия в эмоциональном копинге правшей и левшей, у первых преобладают относительно-продуктивные стратегии, у вторых – непродуктивные. Когнитивные и поведенческие стратегии в обеих группах являются относительно-продуктивными. По совокупности показателей установлен более высокий риск экзаменационного стресса для левшей. Полученные данные расширяют психологические представления об индивидуальных различиях индивидов, связанных с мануальностью, и позволяют обеспечить индивидуально-типологический подход к профилактике деструктивных последствий экзаменационного стресса.
Ключевые слова: студенты, стресс, экзаменационный стресс, копинг
Библиография:
1. Экология человека: словарь-справочник / под общ. ред. академика РАМН Н. А. Агаджаняна; авт.-сост.: Н. А. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин, П. С. Турзин, А. Е. Северин, Л. И. Дубовой, Н. В. Ермакова. М.: КРУК, 1997. 208 с.
2. Лавров О. В., Балмасова И. П. Экзаменационный стресс: кластерно-иммунологическая модель. М., 2014. 255 с.
3. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 3. С. 131–135.
4. Каширина Л. В., Краева К. В., Верба И. К. Копинг-поведение студентов в условиях экзаменационного стресса // Психология. Экономика. Право. 2013. № 4. С. 15–24.
5. Репина Д. А., Раскина Е. А., Новикова А. О., Дорохов Е. В., Карпов А. В. Гендерные особенности психофизиологического состояния студентов во время экзаменационного стресса // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 2. С. 115–117.
6. Шарыпова Н. В., Свешников А. А. Влияние экзаменационного стресса на адаптационные реакции у студенток с разным соматотипом // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 3. С. 106–107.
7. Рукавишников А. В. Влияние экзаменационного стресса на эффективность сдачи экзаменов студентами различных психологических типов // Достижения вузовской науки. 2016. № 23. С. 103–109.
8. Андреева Е. А., Соловьева С. А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 1 (14). С. 140–143.
9. Backovic’ D. V. Stress and mental health among medical students // SrpArhCelokLek. 2013. Vol. 141 (11–12). P. 780–784.
10. Dyrbye L. N., Thomas M. R., Shanafelt T. D. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among U.S. and Canadian medical // Acad. Med. 2006. Vol. 81, № 4. P. 354–373.
11. Lay C., Schouwenburg H. Trait procrastination, time management and academic behavior // J. Soc. Behav. Pers. 1993. Vol. 84. P. 647–662.
12. Lazarus R. S. Progress on a cognitive motivational-relational theory of emotion // American Psychologist. 1991. Vol. 46. Р. 819–837.
13. Al-Dubai S. A., Al-Naggar R. A., Alshagga M. A. Stress and coping strategies of students in a medical faculty in Malaysia // Malays. J. Med. Sci. 2011. Vol. 18 (3). P. 57–64.
14. Abella R., Heslin R. Appraisal processes, coping, and the regulation of stress-related emotions in a college examination // Basic and ApplSoc Psych. 1989. Vol. 10 (4). P. 311–327.
15. Avchinnikova D. Comparaive characteristics of temperamental features of the “right handers” and the “left-handers” // 13TH Warsaw Internional medical congress for young scientists. Warshaw: Medical University of Warsaw, 2017. P. 258–259.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Страницы: 40 — 46
Скачиваний: 1109