Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 30.05.2025
Главная Выпуски журнала 2017 Год Выпуск №4 ПРОБЛЕМНАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: РИСКИ И РЕСУРСЫ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПРОБЛЕМНАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: РИСКИ И РЕСУРСЫ

Калашникова Марина Борисовна, Петрова Елена Алексеевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-166-174

Информация об авторе:

Калашникова Марина Борисовна, доктор психологических наук, профессор, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, Россия). E-mail: Kmb60@mail.ru Петрова Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, Россия). E-mail: allegro90@yandex.ru

Рассматриваются основные проблемы современных подростков. Приводятся данные пилотажного исследования наиболее проблемных областей в жизни подростков. Для этого использовалась методика «Психологические проблемы подростков» Л. A. Регуш и соавторов. Исследование показало, что у респондентов наблюдается превышение тестовой нормы по общему показателю проблемной озабоченности. Проведен анализ, каким образом детский болезненный опыт оказывает воздействие на последующую личностную реализацию и транслируется во взрослую жизнь. Анализируются проблемные зоны подростков 13–14 лет и делается вывод, что существуют личностные ресурсы, позволяющие справляться с напряженной психологической ситуацией, например такое личностное качество, как жизнестойкость. Раскрываются основные подходы к пониманию данного феномена. Анализируется структура жизнестойкости С. Мадди, Л. А. Александровой, Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой и др. Теоретически доказано, что феномен жизнестойкости может рассматриваться как интегральное психологическое свойство личности, которое развивается на основе активного взаимодействия с жизненными ситуациями и является необходимой личностной характеристикой современных подростков.

Ключевые слова: подросток, проблемная озабоченность, детская психотравма, жизнестойкость, стрессоустойчивость, совладание, гиперкомпенсация

Библиография:

1. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Психологические проблемы подростков: стандартизированная методика // Научно-методические материалы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 34 с.

2. Петрова Е. А. Детские психотравмы: проблема отсроченного влияния на личность взрослого человека // Вестн. Новгородского гос. ун-та. 2014. № 79. С. 96–99.

3. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.

4. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Ясницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82–90.

5. Книжникова С. В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции // Материалы IV Всероссийской НПК «Феноменология и профилактика девиантного поведения». Краснодар, 2010. С. 67–70.

6. Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта: Наука, 2015. 296 с.

7. Циринг Д. А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Вестн. Томского гос. ун-та. 2009. № 323. С. 336–342.

8. Иванова М. А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-4. С. 875–878.

9. Калашникова М. Б., Никитина Е. В. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков // Вестн. Новгородского гос. ун-та. 2017. № 4 (102). С. 51–55.

kalashnikova_m._b._166_174_4_18_2017.pdf ( 358.04 kB ) kalashnikova_m._b._166_174_4_18_2017.zip ( 348.36 kB )

Выпуск: 4, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Страницы: 166 — 174

Скачиваний: 1579

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ