АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КИНОИСКУССТВОМ НА ОСНОВЕ АНКЕТИРОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-98-104
С практической точки зрения рассматривается проблема общения подростков с киноискусством, обосновывается актуальность формирования зрительской культуры у подрастающего поколения на занятиях школьного киноклуба. Определяются возрастные особенности подростков, доказывающие необходимость и целесообразность формирования у них зрительской культуры: склонность подражать героям произведения искусства, стремление к общению в жизни и в искусстве, важность социального характера деятельности. Выделяется важный компонент зрительской культуры – эстетическое отношение к киноискусству, которое трактуется как целостное восприятие фильма в единстве его содержания и формы. Для планирования и организации дальнейшей работы с подростками в школьном киноклубе проводится анкетирование, целью которого является определение проблем общения школьников с киноискусством. Вопросы анкеты направлены на выявление знаний подростков о киноискусстве, потребности общения с лучшими образцами киноискусства, на определение характера обращения к кинофильмам (познавательный, развлекательный и др.). На основании анализа анкет подростков сформулирован ряд вопросов и задач, которые необходимо учитывать при разработке учебно-тематического плана занятий киноклуба, выборе кинофильмов для восприятия школьниками, тематики лекционных занятий (формирование устойчивой потребности общения с высокохудожественными образцами киноискусства; знаний о специфике кино, его видах и жанрах; исключение поверхностного восприятия произведений киноискусства, преимущественного обращения к развлекательным жанрам кино и др.).
Ключевые слова: проблемы общения с киноискусством, зрительская культура, подростки, анкетирование, эстетическое отношение к киноискусству
Библиография:
1. Некрасова Л. М. Воспитание зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру: дис. … канд. пед. наук. М., 2001. 128 c.
2. Олейник Н. В. Теоретические подходы к технологии формирования зрительской культуры у детей посредством мультипликации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5. С. 66.
3. Смирнова А. А., Захарова Т. Ю., Синогина Е. С. Киберугрозы безопасности подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 3. С. 99–107. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-99-107.
4. Федотова О. В. Духовно-нравственные ориентиры массовой информации в ракурсе интеграции зарубежных и российских теорий СМИ // Интеграция образования. 2014. № 4 (77). С. 59−63. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.044.
5. Борев Ю. Б. Эстетика: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 2002. 511 с.
6. Кокорев И. К вопросу воспитания кинозрителя // Кино и зритель. М.: Изд-во ВГИКа, 1967. С. 26.
7. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. 176 с.
8. Толстых А. В. Психология юного зрителя. М.: Знание, 1986. 86 с.
9. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни молодых поколений России: достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды. СПб.: Алетейя, 2005. 320 с.
10. Леонтьев А. Н. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
11. Гончарук А. Ю. Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств: дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 379 с.
12. Левшин И. С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989. 176 с.
13. Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. … канд. пед. наук. М., 1989. 362 с.
14. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 290 с.
15. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. М.: Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, 1987. 240 с.
16. Баранов О. А. От киноклуба до университета. URL: http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/baranov.htm (дата обращения: 7 марта 2017).
17. Рабинович Ю. М. Кино как средство воспитания школьников // Кино: прокат, реклама, методика, практика. М., 1986. 32 с.
18. Жмырова Е. Ю., Монастырский В. А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/097/77097/58205?p_page=12 (дата обращения: 3 марта 2017). Овсянникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики (ул. Володарского, 6, Тюмень, 625003). E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Страницы: 98 — 104
Скачиваний: 1043