ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-74-78
Нормативные документы по высшему педагогическому образованию, реальная ситуация в образовании указывают на необходимость изменения качества подготовки к педагогической деятельности. Такие изменения в подготовке обеспечиваются участием студентов педагогических вузов в решении задач своего (педагогического) образования, т. е. участием в становлении педагогической деятельности, необходимых для постановки и решения этих задач. Для этого необходимо актуализировать условия и формы изменения содержания и организации подготовки студентов к педагогической деятельности. В качестве одного из условий изменения выступает событийный подход. В последнее время появился ряд исследований, в которых обсуждается событийный подход в образовании. Цель статьи – обоснование взаимосвязи и взаимообусловленности образовательных событий и педагогической деятельности. Для этого на основании анализа литературы и опыта эмпирического исследования сформулированы понятия «событие» и «образовательное событие». Для определения взаимосвязи образовательного события и педагогической деятельности выделены характеристики педагогической деятельности, на которые влияет образовательное событие: предметность, ценностно-смысловые отношения, рефлексия. Для определения сущности влияния образовательного события на педагогическую деятельность выявлены механизмы влияния: пространственно-временной, содержательный (ценности, смыслы, ценностно-смысловые отношения) и процессуальный, включающий специальные формы и средства (проектирование) и специальную организацию (действие, совместная деятельность), условия (вовлеченность студентов в проектирование образовательных событий) и результаты (качественные изменения).
Ключевые слова: педагогическая деятельность, образовательное событие, взаимосвязь, механизмы влияния
Библиография:
1. Генисаретский О. И. Развитие событий в личностно-родовом и мыследеятельностном отношении. URL: http://prometa.ru/olegen/publications/152 (дата обращения: 23.12.2017).
2. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 374 с.
3. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие. URL: http://vsevteme.ru/network/1883/attachments/show?content=474405 (дата обращения: 23.12.2017).
4. Ежова Т. В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2009. 46 с.
5. Сулима И. И. Бытийный статус образования: герменевтическая концепция: дис. … д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2004. 355 с.
6. Полонников А. А. Дискурс-анализ событий образования. Критическое исследование. Минск: БГУ, 2013. 401 с.
7. Прозументова Г. Н. Первый шаг: от авторитаризма – к авторству // Школа совместной деятельности. Кн. 4. Образовательная программа для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: ТГУ, 2001. С. 15–24.
8. Прозументова Г. Н. Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: ТГУ, 2009. С. 131–167.
9. Волкова Н. В. Образовательная событийность: признаки и характеристики // Вестн. Якутского гос. ун-та. 2010. Т. 7, № 1. С. 78–82.
10. Волкова Н. В. Механизмы влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 5 (182). С. 160–163. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-160-163.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 74 — 78
Скачиваний: 992