ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-92-97
Начальный этап школьного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи тесно взаимосвязан с проблемами формирования у них социально-бытовой компетентности. Приведены результаты исследования бытовой компетенции, описаны ее особенности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, а также предложен диагностический инструментарий, позволяющий выявить эти особенности. Представленные результаты исследования могут быть использованы при планировании работы, направленной на коррекцию у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи бытовой компетенции, при включении в коррекционную работу модулей, способствующих формированию социально-бытовой компетентности в целом.
Ключевые слова: социально-бытовая компетентность, бытовая компетенция, социальная адаптация, младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи
Библиография:
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11623 (дата обращения: 27.10.2017).
3. Коноплева А. Н., Лещинская Т. Л., Лисовская Т. В. Вопросы трансформации содержания специального образования в контексте компетентностного подхода // Спецыяльная адукацыя. 2009. № 3. С. 3–9.
4. Иванов Д. А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании // Школьные технологии. 2007. № 5. С. 51–60.
5. Лыкова-Унковская Е. С. Технология формирования социально-бытовой компетентности младших школьников с легкой умственной отсталостью // Вестн. МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 2 (32). С. 102–107.
6. Журавлев А. Л., Мироненко И. А. Вклад Б. Д. Парыгина в возрождение отечественной социальной психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 117–124.
7. Ялпаева Н. В. Коррекционная помощь лицам с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра малого города: учеб. пособиe. Курск: Изд-во КГУ, 2003. 741 с.
8. Махметова А. К., Нокина Н. А., Уахитова А. А., Акылбекова Г. Е. Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 132–135.
9. Унковская Е. С. Особенности социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушениями речи // Развитие системы специального (коррекционного) образования в регионе. Интегрированное обучение, воспитание и оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы региональной научно-практической конференции. Курск: КИНПО, 2008. С. 98–107.
10. Лыкова-Унковская Е. С. Технология формирования социально-бытовой компетентности младших школьников с легкой умственной отсталостью в условиях взаимодействия семьи и школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 219 с.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Страницы: 92 — 97
Скачиваний: 1496