ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВЫХ ВИДЕОБЛОГОВ: ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-113-124
Анализируются особенности речевого поведения русскоговорящих подростков-блогеров и проблематика наиболее популярных подростковых видеоблогов. Предложено развернутое определение понятия «видеоблог», дана оценка особенностей устной речи видеоблогеров 14–17 лет и ее соответствия нормам современного русского литературного языка. Авторы прогнозируют рост числа подростковых видеоблогов социокультурной и образовательной проблематики. Социокультурный феномен подросткового видеоблогинга в сочетании с продолжающимся ростом популярности рэп-культуры выводит такие качества личности, как харизма, управление вниманием аудитории, способность понятно формулировать свою позицию, навыки в области риторики и самопрезентации, в число наиболее востребованных в подростковой аудитории. Происходит быстрая и, скорее всего, необратимая коммерциализация сферы подросткового видеоблогинга. Подростковая блогосфера опережает школу в уровне мотивации к использованию навыков устной речи. При этом, учитывая огромную аудиторию зрителей подростковых видеоблогов, можно прогнозировать дальнейшее ухудшение качества устной и письменной речи выпускников школ, а именно речевые и стилистические ошибки, а также использование обсценной лексики.
Ключевые слова: видеоблог, подростковый видеоблог, дискурс-анализ подростковых видеоблогов, русский язык в Интернете, устная речь подростков
Библиография:
1. Российский видеоблогинг 2015. Роль и значение в коммуникациях в цифровой среде/Агентство «Полилог». 2015. URL: http://www.polylog.ru/a/pdf/2015-06-09-vloging-analysis.pdf (дата обращения: 21.10.2016).
2. Евстафьева Н. М. Фоностилистические переменные в речи молодежи г. Глазго (на материале реализации согласных в видеоблогах) // Вестн. Пермского ун-та. Российская и зарубежная филология. 2015. № 3 (31). С. 39–45.
3. Ануфриева Н. А. Видеоблогинг как источник заимствованной лексики в современном русском языке // Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации: сборник материалов III Всероссийской научно-методической конференции. 2016. С. 8–11.
4. Young J. R. An anthropologist explores the culture of video blogging // Chronicle of Higher Education. 2007. V. 53, № 36.
5. Lim J. B. Y. Video blogging and youth activism in Malaysia // International Communication Gazette. 2013. V. 75, № 3. P. 300–321.
6. Kaminsky M. S. Naked Lens: Video Blogging & Video Journaling to Reclaim the YOU in YouTube™. Organik Media, Inc., 2010. 224 р.
7. Боровенков А. Е. Видеоблогинг: сетевые коммуникации и коммуникативные позиции // Человек. Культура. Образование. 2016. № 1. С. 17–23.
8. Игнатенко Е. А. Видеоблогинг как средство реализации творческого потенциала личности // Cultural almanac: Issue 1. Modernization of Modern. 2015. С. 90–94.
9. Лазуткина Е. В. Проблемно-объектный комплекс регулирования новостной информации в блогосфере Рунета. Астрахань: Волга, 2011. 164 с.
10. Сипко Е. С. Популярность влогов в информационном пространстве России // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Филологические науки. Т. 2 (68), № 4, 2017. С. 22–28.
11. Филиппова И. Я. Видео как инструмент современного учителя физики // Видеонаука: сетевой журн. 2016. № 1 (1). URL: https://videonauka.ru/stati/29-pedagogicheskie-nauki/41-video-kak-instrument-sovremennogo-uchitelya-fiziki (дата обращения: 26.02.2017).
12. Шамаев И. Н. Классификация блогов рунета // Вестн. ВолГУ. 2013. Вып. 11. С. 120–127.
13. Евграфова С. М. Феномен естественной письменной речи и его влияние на языковую систему // Антропоцентризм в языке и речи. 2014. С. 248–260.
14. Поливанова К. Н., Королева Д. О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестн. Российского гуманитарного научного фонда. 2016. № 1 (82). С. 173–183.
15. Manago A. M. et al. Self-presentation and gender on MySpace // Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. V. 29, № 6. С. 446–458.
16. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: учебник // под ред. Н.С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 528 с.
17. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов/Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. 12-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 544 с.
18. Казакова Е. И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста // На путях к новой школе. 2014. № 1. С. 8–9.
19. Журба А. И. Тексты новой природы в средствах массовой информации // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы. 2016. С. 59–62.
20. Текутьева И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. 2016. № 11. С. 107–113.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Страницы: 113 — 124
Скачиваний: 1434