РЕФОРМАТОРСКАЯ ИДЕЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-146-151
В современном мире в связи с социально-экономическими изменениями происходит вполне закономерная трансформация общественных представлений о роли и значении образования в развитии отдельной личности и всего государства. Общество нацелено на формирование активного, внутренне свободного, творческого человека, который будет способен существовать и развиваться в условиях личной свободы, будучи строго сориентированным на общечеловеческие ценности и гармонию с окружающим миром. Эти изменения обуславливают актуальность исследований в области идеологии свободного воспитания в российской и зарубежной практике. Выбор периода обусловлен тем, что рубеж XIX–XX вв. стал переломным моментом в развитии гуманистической парадигмы в образовании. Появились такие понятия, как «педоцентрическая революция» и «педагогика ненасилия». М. Монтессори, Р. Штейнер, А. Нейлл оказали влияние на педагогическую мысль не только в Европе, но также и в США, Скандинавии, Южной Африке. Их работы были хорошо известны, а сами их школы носили интернациональный характер. Этот период характеризовался активным поиском новых форм и методов обучения и воспитания. Что в итоге привело к возникновению экспериментальных школ, впоследствии названных «новыми». В начале XX в. началась более содержательная разработка теоретических основ свободного воспитания. Все школы экспериментального типа были глубоко личностны, субъективны, настроены на обучающегося с его образовательными запросами. Они не были идентичны, но оформили канву свободного воспитания.
Ключевые слова: теория свободного воспитания, Западная Европа, «новые школы»
Библиография:
1. Войтеховская М. П. Политика реформ и общественные инициативы в развитии российской системы общего образования в XIX – начале XX вв. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 404 с.
2. Клячкина Н. Л. Теория и практика «новых» школ в Западной Европе и России в конце XIX – начале XX веков: дис. … канд. пед. наук. М., 1996. 206 с.
3. Neill A. S. The Free Child. Jenkins, London, 1953. 178 p.
4. Зеленко А. Современные реформаторы образования и воспитания. Франция. Либеральная буржуазия и Эдмонд Демолен // Свободное воспитание. 1911–1912. № 9. С. 1–30.
5. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990. 304 с.
6. Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины. М.: Работник просвещения, 1922. 52 с.
7. Neill A. S. Talking of Summerhill. London: Victor Gollacz Ltd., 1967. 142 p.
8. Монтессори. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. 224 с. (Антология гуманной педагогики).
9. Штейнер Р. Общее учение о человеке как основе педагогики. М., 1996.
10. Neill A. S. Summerhill. Нarmondsworth: Penguin Books, 1980.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 146 — 151
Скачиваний: 1232