ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-88-96
Констатируется стремление развивающейся экономики сохранить наиболее успешные российские научные школы, обеспечить их преемственность подготовкой нового поколения исследователей. Объясняется необходимость привлечения преподавателей и студентов к фундаментальным исследованиям. Обосновывается факт, что сформированная исследовательская компетентность студентов характеризует их субъектность и потребность в непрерывном познании и требует их обучения способам самостоятельного получения и переработки научной информации в самостоятельной исследовательской практике в рамках компетентностного подхода. Представлены компоненты исследовательской компетентности будущего педагога: теоретические знания о методах исследования, способах систематической обработки эмпирических данных, формулировании выводов и представления результатов исследования; умения применять эти знания в процессе конкретного исследования; совокупность личностных качеств самого исследователя. Доказывается, что исследовательская компетентность является интегральным личностным качеством обучающегося субъекта в виде готовности и способности к самостоятельному получению новых знаний путем переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному. Формулируется вывод о том, что данное определение может служить основой выбора стратегии формирования исследовательской компетенции будущего учителя технологии, которая будет включать: овладение специальными знаниями осуществления исследовательской деятельности, методами научного познания; развитие и принятие ценностных идеалов и качеств субъекта, способного и готового выходить за пределы имеющегося уровня системы знаний о себе и окружающем мире; практический опыт применения исследовательской компетентности в педагогической работе.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, особенности образовательной области «Технология», содержание исследовательской компетентности будущего учителя технологии, совокупность исследовательских задач учителя технологии
Библиография:
1. Российское образование–2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация» (Москва, 1–3 апреля 2008 г.) / под ред. Я. Кузьминова, И.Фрумина. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2008.
2. Кобякова В. Н., Куровский В. Н. Исследовательская компетенция обучающихся как компонент современного содержания общего образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. № 8 (182). С. 91–99.
3. Лазарев В. С., Ставринова Н. Н. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности. Сургут: РИО СурГПУ, 2007. 171 с.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 55–61.
5. Хуторской А. В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2015. 24 с.
6. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта Наука, 1998. 168 с.
7. Лук А. Н. Личность ученого (Обзор зарубежных исследований) // Вестник Академии наук СССР. 1977. № 5. С. 125–134.
8. Никонорова И. Я. Особенности использования системно-структурного критерия в определении профессиональной компетентности учителя: дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2003. 192 с.
9. Лаптев В. В. Научный подход к построению программ исследования качества образования / модернизации общего образования на рубеже веков: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 3–10.
10. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
11. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. 2011. № 1. С. 228–232.
12. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 380 с.
13. Атутов П. Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. 1999. № 2. С. 17–20.
14. Куровский В. Н., Копытов А. Д. Интеграция науки, высшей школы, профессионального образования и производства в сельской местности. Томск: Томский ЦНТИ, 2005. 167 с.
15. Тхоржевский Д. А. Методика трудового обучения с практикумом: учеб. пособие для вузов и педучилищ / под ред. Д. А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1997. 448 с.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 88 — 96
Скачиваний: 1021