О ДИАГНОСТИКЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ – СЕДЬМЫХ КЛАССОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-1-9-17
Описана сущность полоролевого самоопределения человека и этапы развития этого процесса. Представлены основные проблемы полоролевого самоопределения, возникающие в подростковом возрасте, соответствующем учащимся пятых – седьмых классов. Охарактеризованы методы, которые используются при исследовании и диагностике процессов полоролевого самоопределения. Выявлены причины, затрудняющие учителей в применении известных методов для исследования полоролевого самоопределения подростков 11–14 лет в условиях школы. Рассмотрена возможность использовать для целей диагностики исследуемого процесса контент-анализ текстов эссе на тему «Когда мне будет 20 лет». В нем каждый учащийся 5–7-х классов в свободной форме представил свое желаемое будущее. Задание написать эссе предлагало описать следующее: 1) какой профессией владеет; 2) каким хобби занимается; 3) что он смог изменить в себе; 4) как реализовал себя в семейной жизни; 5) каким человеком его считают окружающие; 6) что он делает в свободное время. Для всех указанных аспектов сформированы смысловые единицы и классификационные схемы, позволяющие оценить состояние процесса полоролевого самоопределения подростков 11–14 лет.
Ключевые слова: полоролевое самоопределение, учащиеся 5–7-х классов, эссе о своем будущем, контент-анализ текстов эссе
Библиография:
1. Селеткова Г. И. Социальная идентификация в социогуманитарном дискурсе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки (PNIPU Bulletin. Socio-economic sciences). 2013. Вып. 19 (46). С. 69–80.
2. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 2009. 485 с.
3. Хунагов Р. Д. Современная личность в поисках идентичности и аутентичности // Гуманитарий юга России (Humanitarian South of Russia). 2012. Вып. 3. C. 134–144.
4. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.
5. Захарова О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010. 95 с.
6. Машихина Т. Ф. Формирование полоролевого поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 241 c.
7. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003. 976 с.
8. Хасан Е. Б. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии (Psychology issues). 1997. Вып. 3. С. 32–39.
9. Лепешев Д. В., Суровицкая Ю. Ю. Проблема полоролевой социализации подростков в современном казахстанском обществе // Наука о человеке: гуманитарные исследования (The Science of Person: Humanitarian Researches). 2015. Вып. 2 (20). С. 119–123.
10. Денисова Т. Н. Проблема формирования полоролевой идентичности. URL: http://tatjanadenisova.ru/Problema_formirovanija_polorolevoj_identichnosti. html (дата обращения: 10.07.2018).
11. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. Педагогические сочинения / под ред. Г. Н. Джибладзе. М.: Педагогика, 1981. 374 с.
12. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
13. Дворянчиков Н. В., Носов С. С., Саламова Д. К. Половое самосознание и методы его диагностики. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 216 с.
14. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии (Psychology issues). 1998. Вып. 4. С. 65–71.
15. Методика «Маскулинность – феминность» Бем. URL: http://psylab.info/ (дата обращения: 09.16.2018).
16. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 2004. 256 с.
17. Севостьянов Д. А. Гендерная идентичность: графическая диагностика // Женщина в российском обществе (Woman in Russian society). 2009. Вып. 3. С. 97–105.
18. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006. 171 с.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 9 — 17
Скачиваний: 1005