ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ Г. ЩЕРБАКОВОЙ «ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ»)
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-1-59-66
Описывается опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников по повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось» во внеурочной работе по литературе. В качестве методической базы была избрана матрица урока-проблематизации в рамках концепции совместной деятельности Г. Н. Прозументовой. Описание этапов проведения занятия сопровождается методическими комментариями и рекомендациями. Вопервых, следует помнить, что исследовательская деятельность состоится, если обучающиеся проявят свою субъектность. Во-вторых, для организации учебно-исследовательской работы школьников необходима конкретная постановка проблемы и (при необходимости) разъяснение инструментария ее решения; важно понимание обучающимися смысла их деятельности. В-третьих, следует учитывать риск недостаточной подготовленности обучающихся (слабое знание текста). Для этой ситуации предлагается метод работы с цитатами, заранее отобранными учителем. Важно, чтобы в этом случае соблюдались этапы учебно-исследовательской деятельности (поиск необходимой информации, ее первичная обработка, систематизация и, наконец, концептуализация). Осмысление разработанного и проведенного занятия позволило сделать вывод о продуктивности избранной тактики организации учебно-исследовательской работы.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, внеурочные занятия, занятие-проблематизация, федеральный государственный образовательный стандарт, детско-юношеская литература, школьная повесть
Библиография:
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 05.04.2018).
2. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. URL: http://infrescenter.ucoz.ru/Shk_Bibliotek/proekt_deyat/2013/leontovich.pdf (дата обращения: 05.04.2018).
3. Аскарова В. Я., Сафонова Н. К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. URL: http://metodisty.narod.ru/vsd05.htm (дата обращения: 05.04.2018).
4. Брякотнина Е. Б., Полева Е. А. Изучение круга чтения подростков как педагогическая проблема // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2. C. 129–134.
5. Чудинова В. П. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы // Школьная библиотека. 2003. № 10. С. 46–53.
6. Чудинова В. П. Дети и подростки в изменяющемся информационном пространстве: состояние чтения и группы риска // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России. 2007. С. 174−186.
7. Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.
8. Поздеева С. И. Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 36–40.
9. Никитина Л. А., Поздеева С. И. Педагогическое наследие Г. Н. Прозументовой как ориентир для науки и образовательной практики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4. С. 7–14.
10. Тырышкина К. В. Отношение к любви как способ характеристики персонажей в повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 2 (191) С. 211–217. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-2-211-217.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 59 — 66
Скачиваний: 1204