ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ФОРМАТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-1-113-121
Анализируются особенности обучения студентов в полилингвальном формате образовательной среды вуза, что для российских университетов в последнее время является особо актуальным. Обосновано, что исследуемые особенности являются предпосылками разработки педагогических условий для активизации профессионального, социокультурного и личностного развития студентов. В частности, функциональная значимость полилингвальной образовательной среды и особенности процесса обучения в межкультурном взаимодействии представлены как возможность максимального использования дидактического ресурсного потенциала субъектов образовательного процесса в полилингвальном пространстве при организации учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования, подтвержденного экспериментальным путем, сделан вывод, что основной особенностью процесса обучения студентов является то, что процесс обучения в полилингвальной среде вуза должен быть спроецирован не на страноведческий принцип (описание особенностей этнического характера), а на процесс обучения в условиях реального взаимоотношения и взаимодействия с представителями других культур. Таким образом, коммуникативной доминантой учебного процесса является педагогический диалог как составляющая межкультурного полилингвального взаимодействия, а сам педагогический диалог целесообразно рассматривать как реализуемое продуктивное педагогическое сотрудничество всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: полилингвальная образовательная среда, особенности обучения студентов при полилингвальном взаимодействии, конструктивный межкультурный диалог, этническая установка
Библиография:
1. Гальскова Н. Д. Современная образовательная модель в области иностранных языков: структура и содержание // Иностранные языки в школе. 2015. № 8. С. 2–8.
2. Узнадзе Д. Н. Общая психология / пер. с груз. Е. Ш. Чомахидзе. М.: Смысл, 2004. 413 с.
3. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. 150 с.
4. Дробижева Л. М. Социальные и политические условия формирования толерантности в российском обществе // Социология межэтнической толерантности. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. С. 53–76.
5. Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 320 с.
6. Высоких Е. В. Влияние родной культуры на иноязычное общение студентов: психолого-педагогический анализ: дис. … канд. психол. наук. М., 1999. 150 с.
7. Лебедева Н. М. Теоретико-психологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге. М., 2005. С. 10–41.
8. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 624 с.
9. Зникина Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: дис. … д-ра пед. наук. Кемерово, 2005. 406 с.
10. Зникина Л. С., Седых Д. В. Организация обучения студентов иноязычному профессиональному общению в билингвальной образовательной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 49–57.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ
Страницы: 113 — 121
Скачиваний: 1109